Индустриализация год: Индустриализация в СССР с 1928 по 1941 годы

Кривая индустриализации — Ведомости

К началу войны промышленность СССР могла обеспечить около четверти потребности армии в высокооктановом топливе / РИА Новости

Каноническая история Советского Союза представляет собой цепочку нанизанных друг на друга событий, каждое из которых как бы логически вытекает одно из другого. Чтобы победить в Великой Отечественной войне, требовалась современная военная техника; чтобы получить современную технику, нужна была сильная промышленность; чтобы создать сильную промышленность, понадобилась индустриализация. Отсюда как бы сам собой получается вывод: без индустриализации не было бы победы. При этом сама индустриализация представляется великим результатом, показавшим торжество советского строя. Не случайно до сих пор так популярна фраза, приписываемая Черчиллю: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Хотя фразы этой Черчилль никогда не говорил, в целом индустриализация действительно состоялась. Страна в самом деле совершила огромный рывок вперед. Но как это все выглядело в реальности?

Откуда инвестиции

В экономике не бывает магических решений, деньги не возникают по мановению волшебной палочки. Поэтому индустриализация предусматривала значительный рост инвестиций в промышленность. Деньги на инвестиции надо было откуда-то взять. В рыночной экономике инвестиции формируются или за счет сбережений населения, поступающих в банковскую систему, или за счет вложений, пришедших из-за рубежа. В советской экономике зарубежные инвестиции были практически невозможны, а внутренний финансовый рынок был уничтожен.

Откуда же были добыты столь нужные стране средства? Обратившись к данным о структуре чистого национального дохода, мы увидим, что в стране действительно был достигнут высокий уровень инвестиций за счет резкого сокращения потребления. Если в дореволюционной России объем личного потребления составлял почти 80% чистого национального продукта, то в 1937 г. его доля упала до 37%. Поскольку доля частного сектора в экономике страны упала почти до нуля, то практически все доходы в стране собирались государством. Из этих денег формировались инвестиции и государственные расходы, а остаток шел населению в виде заработной платы. Поэтому расширение производства могло идти только за счет снижения выплат населению.

Отобранные у населения средства отправлялись за границу, где на них покупалось оборудование. Затем уже в Советском Союзе по иностранным проектам с участием иностранных инженеров и рабочих строились заводы. Только фирма Albert Kahn Inc. с 1929 по 1932 г. спроектировала для Советского Союза 521 объект, включая тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске и Харькове, авиастроительные – в Краматорске и Томске, автомобильные – в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре.

Самолеты без топлива

К середине 1930-х гг. благодаря приобретенным у США технологиям наконец стало возможным создать собственную индустрию. В частности, удалось нарастить объем грузовых автомобилей до уровня, сопоставимого с европейскими странами. Казалось бы, войну моторов можно встретить во всеоружии. Однако если посмотреть на структуру довоенной советской экономики, то выяснится, что из всей цепочки производство – распределение – обмен – потребление в полной мере был реализован только один этап – производство. Все остальное должно было происходить как бы само по себе.

Советское планирование, о котором ходило столько легенд, не соблюдалось даже в простейших балансовых расчетах. Ведь для того, чтобы все произведенные грузовики смогли доехать до фронта или по крайней мере до колхозного поля, их было необходимо заправить. Но производимого советской промышленностью бензина хватало каждому автомобилю в стране меньше чем на 80 км в день. Еще хуже дело обстояло с авиацией. К началу войны промышленность СССР могла обеспечить около четверти потребности армии в высокооктановом топливе. В результате значительная часть потерь техники в 1941 г., по всей видимости, была связана с банальной нехваткой горючего. Танк в крайнем случае можно было использовать в качестве огневой точки, но самолет без горючего превращался в набор деревяшек.

При этом показателен тот факт, что перед войной в советской авиации счет истребителей и бомбардировщиков шел на тысячи, а транспортных самолетов – на десятки. Именно поэтому оставались без поддержки окруженные армии, да и ленинградская блокада могла быть не такой трагичной при наличии надежного воздушного моста.

Ненужная мобильность

Рассмотрим еще один пример. Автомобили движутся по дорогам. Но если мы поднимем статистику транспортного строительства, то обнаружим, что к 1941 г. в СССР было построено всего немногим более 1000 км асфальтовых дорог. Более 85% дорог в СССР были грунтовыми, двигаться по которым можно было лишь в сухое время, да и то не быстро.

И если по прекрасным французским дорогам немецкие танки и мотоциклисты двигались со скоростью около 60 км в день, то в России их скорость упала почти в 2 раза – до 36 км, соответствовавших качеству отечественной дорожной сети. В результате во Франции немцам понадобилось 13 дней, чтобы проехать почти всю страну, а в Советском Союзе они за 21 день дошли до Смоленска. Можно было бы посчитать низкое качество дорог стратегической задумкой российского руководства, но по этим же дорогам шел подвоз боеприпасов и горючего, передвигались резервы, уходили от войны беженцы.

А что же другие виды коммуникаций? Железные дороги, на тот момент самый быстрый вид наземного транспорта, в Советском Союзе строились тоже довольно медленно. В среднем темпы строительства были раза в полтора меньше, чем до революции. Если в период с 1901 по 1917 г. в России строилось в среднем около 1600 км железнодорожных путей, то с 1924 по 1940 г. – около 1000 км в год.

Объяснение здесь, видимо, очень простое. Поскольку денег на закупку заводов было мало, то в СССР создавалось ограниченное число крупных предприятий. Такой монополизированной экономике новые железные дороги были особенно не нужны. Большинство промышленных объектов уже имело выход к железной дороге, а к небольшому числу новых промышленных центров дороги прокладывались. Население также не спешило пользоваться железной дорогой. Ехать было некуда, дорого, да и появившаяся прописка сильно ограничивала мобильность. В результате протяженность средней поездки в стране упала с 97 км в 1924 г. до 72 км в 1940 г.

Поскольку за 25 предвоенных лет Советский Союз ситуацию с железными дорогами существенно не изменил, уже во время войны пришлось лихорадочно строить железные дороги к угольным шахтам Воркуты и Инты, а также к нефтяным месторождениям Ухты, хотя известны они были еще до революции. Кроме того, рельсы уже существующего участка БАМа были сняты для прокладки тысячекилометровой рокадной дороги вдоль Волги параллельно линии фронта.

Производство без потребления

Но почему сталинская модель индустриализации не включала развитие инфраструктуры и как это связано с уменьшением личного потребления? С древних времен дороги возникали как следствие развития торговли. Их строили, чтобы уменьшить затраты на перевозку продукции из одного места в другое. Но в плановой экономике государственная торговля по назначаемым ценам превратила выгодный во всем мире бизнес в бессмысленное занятие. К тому же с точки зрения планового увеличения производства дороги были лишними расходами.

Одновременно с этим активный товарообмен между городом и селом, существовавший до революции, превратился в разовый вывоз урожая. Отбирая хлеб у крестьян, государство лишало их возможного дохода. В результате покупательная способность ограбленного населения была настолько низкой, что покупать крестьянам было просто не на что. Отсюда и низкий уровень личного потребления, о котором мы говорили выше.

Ситуацию могла бы исправить обратная связь, при которой регионы формировали бы спрос на строительство инфраструктуры. Но командно-административная система с ее жесткой иерархией отправляла сигналы сверху вниз. Директивное планирование вообще не учитывало собственные интересы регионов, а лучшим региональным руководителем был тот, кто меньше просил у центра. Главной задачей развития советской экономики в предвоенные годы было не удовлетворение потребностей населения, а стремление догнать и перегнать Запад. Во всем мире именно личное потребление кормило малый и средний бизнес, в котором трудилась подавляющая часть населения развитых стран. А доходы населения позволяли поддерживать спрос на промышленную продукцию, производимую крупными предприятиями.

До предела монополизированное производство, не поддержанное транспортной инфраструктурой и потребительским сектором, оказалось негибким и плохо сбалансированным. И если в мирное время созданная экономическая система с трудом, но справлялась с поставленными задачами, то война выявила все ошибки и просчеты, чудовищными потерями продемонстрировав несовершенство директивного планирования.

Так стоила ли индустриализация тех жертв, которые заплатила страна в 1930-е гг., если в ней было допущено столько ошибок? Судя по тому, что мы теперь знаем, экономического роста можно было добиться без обнищания населения, голода и репрессий. При этом строились бы дороги, возникали бы новые производства, а население страны росло бы и богатело.

Автор – кандидат экономических наук

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  Подпишитесь,  чтобы скрыть её

Индустриализация | Проект «Исторические Материалы»

Экономическая география СССР.
Учебник для 8-го класса средней школы
Отбойный молоток системы Шмаргунова. 1935 г.
Догонять Европу — по-социалистически НЭП
Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР
№ 12 “Плановое Хозяйство” за декабрь 1929 г. Госплан
Перспективы товарооборота на 1927/28-1931/32 гг. Госплан, Внешняя торговля
Культурное строительство в СССР
Строительство канала Москва—Волга и задачи его освоения
Борьба за нефтяную монополию
Сочинения. Том 3. Социалистическое строительство. 1936
Статистическое обозрение. Ежемесячник. №№ 1-6 1930 г. ЦУНХУ
Экономическая жизнь СССР. Хроника событий и фактов 1917-1959
За организационно-хозяйственное укрепление промкооперации
Административно-территориальное деление Союза ССР. Изменения произошедшие за время с 1/XI-1931 г. по 1/ VII-1932 г. Административно-территориальное деление
Плановое хозяйство. Ежемесячный журнал. Издание Госплана и ЦУНХУ СССР. №№ 1-3, 10-12, 1938 год Госплан, ЦУНХУ
Промышленность и сельское хозяйство СССР между VI и VII съездами Советов (51 красочная диаграмма)
Под знаменем марксизма. Ежемесячный философский и общественно экономический журнал. №№1-12-1930 г. Диалектический материализм, Исторический материализм
Кратчайшее направление для южных горнозаводских грузов в Центральный район Госплан
Железнодорожное строительство в пятилетие 1928/29-1932/33 гг.
Под знаменем марксизма. Ежемесячный философский и общественно экономический журнал. №№1-6-1935 г. Диалектический материализм, Исторический материализм
Пятилетний план народно-хозяйственного строительства СССР (Первый пятилетний план) Госплан
Цифры и факты. 1947 г.
Плановое хозяйство. Ежемесячный журнал. Издание Госплана СССР. №№ 1-12, 1930 год Госплан
XVIII съезд ВКП(б)
О пятилетнем топливном плане Госплан, ГОЭЛРО
Вредительство в энергетике. Доклад на заседании секции техники Комакадемии 19/ХI 1930 г. ГОЭЛРО
Речной транспорт в 1938 году (Статистические сведения о речном транспорте)
Транспорт в особом квартале
Итоги выполнения народно-хозяйственного плана Свердловской области за декабрь и за 1936 год
Новый мировой рекорд Никиты Изотова. Сентябрь 35 г.
План электроснабжения Донбасса и роль Лисичанской станции ГОЭЛРО
Производство и потребление черных металлов в СССР в 1940 г.
Технические сдвиги в развитии районных электростанций СССР за первую пятилетку ГОЭЛРО
Северная Осетия 1939
Заметки молодого начальника
Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы. Часть 2.
Статистическое обозрение. Ежемесячник ЦСУ СССР №№ 1-12 1928 г. ЦСУ
Постановление бюро Сталинского горкома ВКП(б) от 15 января 1935 г. об использовании выходных дней инженером-коммунистом Кортелевым.
Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства. 1922
Статистическое обозрение. Ежемесячник ЦСУ СССР №№ 1-12 1929 г. ЦСУ
Статистическое обозрение. Ежемесячник ЦСУ СССР №№ 1-12 1927 г. ЦСУ
Тяжелая промышленность в четвертом году второй пятилетки
Административно-территориальное деление Союза ССР. На 15 июля 1934 года. Административно-территориальное деление
Плановое хозяйство. Ежемесячный журнал. Издание Госплана СССР. №№ 1-12, 1939 год Госплан
Под знаменем марксизма. Ежемесячный философский и общественно экономический журнал. №№1-2-1931 г. Диалектический материализм, Исторический материализм
Жилищно-коммунальное хозяйство РСФСР
Районный разрез в пятилетнем плане Госплан
Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов. Стенографический отчет. 25 ноября-5 декабря 1936 г.
Энергетика СССР за пятнадцать лет
Народно-хозяйственный план СССР на 1931 год. (контрольные цифры) Доклад Госплана СССР Совету Народных Комиссаров СССР. Госплан
Народно-хозяйственный план на 1935 год (Второе издание) Госплан
Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР за 1934 г.
Водные ресурсы Закавказья и значение их утилизации в общем плане народного хозяйства ГОЭЛРО
Ленинградская область. Основные объекты промышленного, транспортного и сельскохозяйственного строительства 1938
1934 Челябинская область в цифрах
Телевизоры Б-2. Ноябрь 35 г.
Велосипеды без ордеров. Цена. Июль 35 г. НКТорг
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937)
Жилищное строительство в СССР
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927-1932)
Народная связь
Сплаву присвоено имя тов. Сталина. 1930 г.
Германская автомобильная выставка 1935 г.
Плановое хозяйство. Ежемесячный журнал. Издание Госплана СССР. №№ 1-6, 1931 год Госплан
Транспорт в четвертом году второй пятилетки
Плановое хозяйство. Ежемесячный журнал. Издание Госплана СССР. №№ 2, 5-11, 1940 год Госплан
Справочник единых отпускных и розничных цен на продовольственные товары по г. Москве Бюджеты населения
Под знаменем марксизма. Ежемесячный философский и общественно экономический журнал. №№1-12-1932 г. Диалектический материализм, Исторический материализм
Первоочередность постройки районных электростанций Донбасса ГОЭЛРО
План великих работ (Основные проблемы пятилетнего нар.-хоз. плана СССР на период 1928/29-1932/33 гг.) Госплан
Труд в СССР
Выполнение народно-хозяйственного плана за 11 месяцев 1932 года. Отчет Госплана СССР. Госплан
Кржижановский Г.М. Вредительство как оно есть. 1930
№ 10-11 “Плановое Хозяйство” за октябрь-ноябрь 1930 г. Госплан
Перспективный план реконструкции сельского хозяйства на пятилетие 1927/28-1931/32 гг. Госплан
Проблемы восточных районов в пятилетнем плане РСФСР
Итоги социалистического строительства Бурят-монгольской АССР и перспективы ее развития во Второй Пятилетке (1935)
Переписи населения СССР и капиталистических стран ЦУНХУ, ЦСУ
№ 4 “Плановое Хозяйство” за апрель 1929 г. Госплан
Железные дороги ссср в цифрах, 1935
Процесс «Промпартии». (25 ноября-7 декабря 1930 г.) Стенограмма судебного процесса и материалы приобщенные к делу 1937
Промышленные предприятия Челябинской области (цензовые) по данным на 01-01-1935
Планирование народного хозяйства СССР Госплан
Механическая прачечная. Цена стирки белья. Август 35 г.
Сулинский металлургический 1872-1972
В Совете Министров Союза ССР. О повышении заработной платы и строительстве жилищ для рабочих, инженерно-технических работников предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. 1946 г
История индустриализации СССР 1933-1937 гг.
Современное положение проблемы железнодорожных выходов из Донбасса на север Госплан
Перспективы советско-американской торговли Внешняя торговля
Реорганизация энергоснабжения городов на основе теплофикации и газоснабжения ГОЭЛРО
Основные этапы борьбы за снижение цен
Плановое хозяйство. Ежемесячный журнал. Издание Госплана СССР. №№ 1-7, 1932 год Госплан
К проблеме постройки Лисичанской районной станции ГОЭЛРО
Внешняя торговля СССР в 1935 г. Внешняя торговля
XIII съезд РКП(б) 1924г.
Под знаменем марксизма. Ежемесячный философский и общественно экономический журнал. №№1-6-1933 г. Диалектический материализм, Исторический материализм
О путях развития советской нефтяной промышленности в связи с экспортом нефти
Генеральный план электрификации СССР. Том 8. Сводный план электрификации. Госплан
Выставка «Наши достижения». 1934 г.
Оценка величины станочного парка СССР к началу Великой Отечественной Войны и доля импорта в нём

Индустриализация, труд и жизнь


Промышленная революция заслуживает названия, которое дали ей историки. Это привело к основательным и прочным преобразованиям не только в бизнесе и экономике, но и в основных структурах общества. До индустриализации, когда наиболее значительными видами экономической деятельности в большинстве европейских стран были мелкое земледелие и кустарное ремесло, социальные структуры оставались в основном такими же, какими они были в Средние века. Наступление промышленного развития изменило модели человеческого поселения, труда и семейной жизни. Изменения, вызванные индустриализацией, привели Европу, Соединенные Штаты Америки и большую часть мира в современную эпоху.

Большинство историков относят начало промышленной революции в Великобритании к середине 18 века. На Британских островах и в большей части Европы в то время большая часть социальной активности происходила в небольших и средних деревнях. Люди редко выезжали далеко за пределы родного села. В течение 18 века население Великобритании и других европейских стран начало значительно расти. Одним из первых признаков экономических преобразований был рост производительности сельского хозяйства, что позволило прокормить растущее население. Сочетание этих факторов привело к глубоким изменениям в образе жизни сельского населения. Постепенно крупномасштабное механизированное сельское хозяйство для обслуживания рынка стало вытеснять виды натурального хозяйства, которые большинство крестьян вели на протяжении поколений. Движение за огораживание, которое превратило пастбища, находящиеся в обычном владении, в огороженную частную собственность, усугубило новые проблемы, с которыми столкнулось бедное сельское большинство.

Увеличение населения увеличило количество людей, столкнувшихся с трудностями при выживании на земле. Многие бросили свою аграрную жизнь и отправились в города в поисках работы. Успехи в промышленности и рост фабричного производства ускорили тенденцию к урбанизации в Великобритании. Промышленные города, такие как Манчестер и Лидс, резко выросли за несколько коротких десятилетий. В 1800 году около 20 процентов британского населения проживало в городских районах. К середине девятнадцатого века эта доля возросла до 50 процентов. В других западноевропейских странах, таких как Франция, Нидерланды и Германия, также наблюдался рост городского населения, хотя и более медленными темпами. Эти изменения полностью нарушили давние модели социальных отношений, восходящие к средневековью.

Характер работы в новых городских отраслях также имел значительное социальное воздействие. До промышленной революции ремесленники со специальными навыками производили большую часть промышленных товаров Европы. Их работа регулировалась традициями их ремесла и ограничениями доступных ресурсов. Мышцы людей и животных, а также водяное колесо были основными источниками энергии той эпохи. С появлением фабричной промышленности паровая машина, работающая на угле, и другие машины задали новый, более быстрый темп для труда. На фабриках, угольных шахтах и ​​других предприятиях рабочий день был очень долгим, а условия, как правило, мрачными и опасными. Размер и размах производственных предприятий продолжали увеличиваться на протяжении всего 19 века.ХХ века, когда Европа, Соединенные Штаты и другие части мира стали промышленно развитыми. Более крупные фирмы, которые могли добиться эффекта масштаба, имели преимущество в конкурентной сфере международной торговли. В индустриализирующемся мире новые средства производства означали упадок прежних, более медленных способов труда и жизни.

Самые коварные последствия новых условий, возможно, коснулись самой основной социальной ячейки: семьи. Доиндустриальная семья была в основе своей как социальной, так и экономической единицей. Супружеские пары и их дети часто работали бок о бок на семейной ферме или в магазине или иным образом делили свой труд для общего блага семьи. В Великобритании 18-го века также было обычным делом, когда женщины и мужчины работали в своих сельских домах, выполняя такие работы, как прядение и ткачество на сдельной основе для владельцев торговцев. Эта децентрализованная форма занятости была названа «потушенной» или домашней системой. Однако рост фабричного производства и промышленных городов означал отделение дома от рабочего места для большинства рабочих-мужчин. Очень часто потребность в заработке побуждала мужчин оставлять свои семьи ради работы в городе. Даже без географического разделения многие виды промышленной работы были настолько требовательны, что они оставляли работникам мало времени простоя, чтобы тратить его на сохранение родственных связей, которые мы связываем с семейной жизнью.

Женщины также работали вне дома. В частности, незамужние женщины часто работали домашней прислугой. Многие британские женщины, в том числе матери, работали на текстильных фабриках, чтобы помочь своим семьям сводить концы с концами. Детский труд также свирепствовал в текстильной промышленности в первое столетие индустриализации. Владельцы фабрик ценили рабочих, чьи пальцы были достаточно маленькими, чтобы манипулировать механизмами с тонкой резьбой. Несмотря на их важность для производства, этим женщинам и детям платили очень мало, и их обычно заставляли работать по 16 часов в день или дольше. Их работа воспринималась как менее квалифицированная, чем у их коллег-мужчин, хотя условия труда иногда были столь же опасными.

Соединенные Штаты претерпели многие из тех же социальных преобразований, которые произошли в результате индустриализации. Производство в США началось всерьез после того, как нация отделилась от Англии в 1770-х годах. Эмбарго на иностранный импорт во время президентства Томаса Джефферсона и британская блокада атлантического побережья во время войны 1812 года стимулировали внутреннее производство. К 1830-м годам Соединенные Штаты стали одной из ведущих мировых экономических держав.

В первые полвека после обретения США независимости основная часть рабочей силы страны переместилась из сельскохозяйственного в производственный сектор. Как и в Великобритании, текстильная промышленность проложила путь к механизации. Однако во многих отраслях домашнее производство и традиции кустарного промысла уступили место наемному труду на более крупных предприятиях с механическим приводом. Индустриализация, наряду с большими успехами в области транспорта, способствовала росту городов США и быстрому развитию рыночной экономики. Это также повлияло на развитие большого рабочего класса в обществе США, что в конечном итоге привело к трудовой борьбе и забастовкам, возглавляемым работающими мужчинами и женщинами.

К концу 19-го и началу 20-го веков Великобритания, Соединенные Штаты и другие промышленно развитые страны обсуждали и принимали законы о реформах, чтобы ограничить некоторые из самых серьезных нарушений фабричной системы. Однако такие же угнетающие условия труда возникли во многих частях мира по мере индустриализации их экономики в 20-м и 21-м веках. Реорганизация повседневной жизни, вызванная индустриализацией, привела к ослаблению материальной базы институтов семьи и общества. Эти эффекты были настолько длительными, что их можно ощущать и в наши дни, даже когда развитые общества перешли в эпоху, которую ученые называют «постиндустриальной».

Статьи и профили

Музей Виктории и Альберта: «Промышленная революция»

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Videos
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, правительство, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *