Индийское многорукое божество: Многорукая богиня в Индии

Многорукая богиня в Индии

Ни в одной религии мира нет такого многообразия богов, как в индуизме. Считается, что в пантеоне индийских божеств более 330 миллионов персонажей. Но вместе с тем, все божественные образы – лишь разные отражения единственного абсолютного бога, создателя мира. Проще говоря, один – во всех, и все – в одном. Эта уникальная философия нашла отражение в древних индийских писаниях, Ведах, и легендарном эпосе «Махабхарата», которые стали основой индийской культуры.

Обычного человека, далекого от сакральной истины вселенского бытия, индуизм привлекает как богатейший источник символов и метафор, которые выражаются в многочисленных вариациях богов. Повседневность и религия идут в Индии бок о бок. В самой бедной лавке обязательно будет установлен алтарь Лакшми – богине благополучия. Ни один индус не начнет день без подношения Ганеше – богу, который помогает преодолеть сложности. Тысячи паломников и туристов стремятся пройтись по древним переулкам Варанаси – города всемогущего Шивы. В индуизме каждый найдет своего божественного «любимца».

Откуда и для чего появились индийские боги

Как любая религия, индуизм был призван объяснить принципы мироустройства: природу, события, человеческие поступки. Изначально, Брахман – бестелесный божественное сознание (мужское начало) решил воплотиться в физическом облике, чтобы проявить все свои грани в реальном мире. Для сотворения Вселенной он использовал силу Шакти – божественную силу, олицетворение природы-матери, вечное движение жизни, женское начало. Этот дуальный образ схож с символом даосизма – Инь и Ян, где устройство Вселенной также объясняется неразрывным взаимодополняющими мужским и женским началом. Брахман и Шакти – это слияние бесплотного духа и физической материи, единое целое, которое под разным ракурсом воплощается в каждом индийском божестве, явлении, человеке.

Кто все эти боги: символизм и отличительные черты индуистских божеств

Познав основу индуистского мироздания, остается самое сложное: отличить одно божественное воплощение от другого. Здесь ни одна деталь не будет лишней, и все они будут связаны: цвет кожи, животное-компаньон, одежда, атрибуты, жесты.

Отличительная особенность индуистских богов – многорукость. Такая необычная физиология трактуется по-разному. По одной версии, обилие рук – это доказательство божественного могущества. Чем больше рук, тем сильнее божество. Другая теория имеет более практическое объяснение. У каждого индуистского бога есть свои предметные символы, по которым можно определить, зачем божество пришло в мир, кому покровительствует, чем может одарить человека. Как правило, одна пара рук держит типичные для божества предметы, а кисти другой пары рук сложены в ритуальные жесты – мудры, которые говорят об энергии и помыслах божества.

Бог Брахма

Знакомство с индуистскими богами следует начинать с Брахмы. Его имя не зря созвучно с именем божественного абсолюта Брахмана. В космической пустоте силой мысли Брахман создал первый физический образ – Золотое Яйцо (Огненный шар). Из него появился Брахма, готовый творить весь мир. Образ Золотого Яйца удивительно переплетается с теорией большого взрыва в физике.

Брахма

У Брахмы 4 лица, каждое из которых повернуто в сторону одной части света, т.е. от его взгляда ничего не может укрыться. 4 лика также символизируют 4 Веды – важнейшие индуистские священные писания. Также у Брахмы 4 руки, в каждой из которых он держит символы Бога-Создателя: сосуд с водой – первозданная материя, книга – знания, четки – время, пучок травы и жертвенные ложки – символ жертвоприношения. Брахма восседает либо на белом лебеде – символе божественной мудрости, либо на лотосе – прообразе Космоса.

Брахма – творец известного мира, но его культ не получил широкого распространения. Создав мир, он погрузился в медитацию, передав бразды правления Вишну и Шиве – богам созидания и разрушения. Все вместе они образуют триаду, которой подчинены все законы жизни: создание и равновесие (Брахма), сохранение и течение жизни (Вишну), уничтожение и обновление(Шива). Кстати, известный символ индуизма Ом, похожий на перевернутую цифру «3», символизирует эту божественную троицу.

Время во Вселенной идет по спирали, повторяя один и тот же процесс. Примером может служить цикл жизни дерева: из цельного зерна (Брахмы) вырастает дерево (Вишну). После расцвета дерево дает плод (Шива), который срывается и падает на землю. Сгнив, в почве остаются его семена, из которых позже вырастают другие деревья.

Шива: бог с тысячей имен

Шива

Шива – один из самых популярных и противоречивых богов индуизма. В классическом толковании Вед, Шива – бог разрушения. Когда цикл жизни подходит к своему логическому завершению, Шива уничтожает мир, тем самым подготавливая почву для следующего этапа. Этот глубоко философский взгляд на мир породил шиваизм. Шиваизм интересен как наиболее полное и разностороннее представление о Шиве, раскрывающего множество его характеров.

Важнейший атрибут Шивы – трезубец, которым бог уничтожает невежество – главное зло мира. В то же время трезубец – символ Брахмы, Вишну и Шивы – триединства всемогущего Бога. Тело Шивы обвито змеями – образами времени и смерти. Укротив змей, Шива стал бессмертным, т.е. независимым от циклов времени.

Шива Натараджи

Шива Натараджи

Самый известный божественный образ в индуизме. Буквально он означает «господин танца» и символизирует беспрерывный ритм жизни. Шива Натараджи танцует в огненном круге (символ Вселенной), стоя одной ногой на демоне-карлике (образ побежденного невежества и эгоизма). В одной руке Шивы – огонь, который уничтожает материю и очищает разум от суеты жизни. В другой – барабан, который производит первоначальную мантру «Ом» – сакральный звук божественной силы и сотворения Вселенной. Вторая пара рук Шивы сложена в мудры процветания и освобождения.

Шива Адинатх

Покровитель йогов и монахов-аскетов. Это воплощение Шивы является полной противоположностью Шиве Танцующему. Шива Адинатх медитирует, сидя в позе лотоса на шкуре тигра. Шкура тигра – означает победу над человеческими пороками, т. е. Шива неподвластен желаниям, его эго не имеет власти над разумом. Тело Шивы Адинатха покрыто священным пеплом, взятым из мест кремации. Пепел – символ, который знаменует естественное окончание физического существования. Материя превратится в прах, вечным же будет лишь дух, на котором и следует сосредоточиться, чтобы достичь мокши – освобождения из круговорота перерождений и смертей. Мокша – это абсолютное блаженство, в котором пребывает Создатель.

Многоликость Шивы позволила завоевать ему миллионы последователей по всему миру, ведь он проявляет себя со всех сторон личности, позволяя каждому выбрать собственного героя.

Воплощения Шакти – женской божественной энергии

Шакти

Всё многообразие индийских богинь входит в понятие Шакти – неотделимую часть божественного сознания. Проще говоря, у Брахмы, Вишну, Шивы и иных воплощений есть своя собственная Шакти – энергия, которая помогает их сознанию физически воплощаться в реальности. Женское начало, Шакти – та сила, с помощью которой создается реальный мир. Идея невозможна без энергии, а энергия не имеет смысла без идеи. Вот почему любое воплощение бога будет представлено разнополой божественной парой.

В зависимости от цели воплощения, Шакти принимает разные образы, известные как богини Сарасвати, Лакшми, Парвати. В статье будут рассмотрены самые известные формы этих богинь.

Лакшми: одаривающая и благословляющая

Богиня Лакшми – одна из любимейших богинь индийцев. Она дарит людям богатство, успех и процветание. Неудивительно, почему в Индии, где большая часть населения живет за чертой бедности, Лакшми остается одной из самых почитаемых божеств. Как неотделимая часть Вишну, она также поддерживает и сохраняет жизнь. Лакшми всюду следует за супругом: когда он перерождается в новом аватаре, то Лакшми перерождается вместе с ним. Самый знаменитый пример их инкарнации – Кришна и Радха.

Богиня Лакшми

Лакшми появилась из молочных вод космического океана, чтобы принести в мир разнообразие и полноту. У Лакшми 4 руки, символизирующие смыслы жизни, к которым стремится человек: нравственность, любовь, богатство и самопознание. Первая пара рук сложена в одаривающих жестах, другая держит лотос (символ чистоты) и ритуальный сосуд, из которого непрерывно сыпется золото и рис. У Лакшми сияющая или золотистая кожей, что является благостным знаком. Её одежды имеют красные и зеленые оттенки — цвета энергии жизни и плодородия. Лакшми окружают слоны – олицетворение силы и труда, за которыми обязательно последует награда.

Лакшми часто изображают в паре с Вишну. Божественная пара символизирует преданность и искренность чувств. Этот образ очень популярен на свадьбах. Молодожены делают богатые подношения в храмах Лакшми, моля о благополучии, крепкой любви и здоровом потомстве.

Парвати – многогранная жена всемогущего Шивы

Безграничным проявлением силы Шивы стала его жена Парвати. Подобно мужу, Парвати – контрастное божество: в одном случае она созидает и охраняет мир, в другом – обезумев, уничтожает его без остатка. Именно воинственные формы Парвати снискали большее почитание и уважение. О них и пойдет речь дальше.

Парвати

Дурга – самая многорукая богиня индуистского пантеона

Дурга появилась, когда миру угрожал могущественный демон Махиша, захвативший власть во Вселенной. Все боги объединили свои Шакти (силы) и явили Дургу – десятирукую богиню-воительницу, которая во имя жизни проявила разрушающую мощь.

Дурга

Традиционно Дургу изображают со множеством рук: от 4 до 20. Богиня восседает на льве или тигре – символе касты индийских воинов. Главные атрибуты Дурги – оружие богов: Шива отдал свой трезубец, Вишну – острую чакру, Хануман – булаву и т.д. Уничтожая зло, Дурга в это же время созидала равновесие Вселенной. Так Дурга наиболее ярко отразила суть ведического триединства: разрушение(Шива) зла ради создания (Вишну) гармонии (Брахма).

В народе образ Дурги полюбился благодаря её метафоричности. Дурга служит назиданием, призывающим объединять силы против зла, быть отважным, отбросить все страхи на пути к равновесию и истиной свободе. В честь храброй богини в Индии широко отмечается праздник Дурга-пуджа. В XX веке Дурга-пуджа приобрела колоссальный масштаб, когда Индия боролась за независимость от Колониальной Британии.

Кали: воплощение смерти и вечной жизни

Вид Кали вызывает неподдельный ужас: окровавленный меч, длинный красный язык и ожерелье из черепов. Этот набор «аксессуаров» сделал Кали самой узнаваемой, пугающей и пленительной богиней.

Кали – это яростная форма Шакти. Кали появилась, когда её предшественница Дурга потеряла контроль после победы над демоном и продолжила разрушать мир по инерции. Почернев в сокрушительном экстазе, Кали уничтожала всё на своем пути, пока Шива не бросился ей под ноги, чтобы остановить безумие. Успокоив таким образом Кали, Шива начал свой танец жизни и создал новую Вселенную.

Богиня Кали

Символика Кали имеет, возможно, самые широкие трактовки. «Кали» переводится как «черная». В западном понимании чёрный цвет часто имеет негативную характеристику, поэтому и сам образ Кали часто понимается неправильно. В действительности, черная (или темно-синяя) кожа Кали символизирует Космос – бесконечную и вечную субстанцию, в которой зарождается и растворяется мир.  Черепа и отрубленные руки, украшающие Кали – символ недолговечности физического тела. Эти кровожадные атрибуты призывают человека заботиться о духовности и чистоте сознания, а не об эго временной оболочки. В руках Кали держит меч и отрубленную голову демона – символ победы над эго, а также показывает одаривающий и защищающий жесты.

Кали

Заключение

Пантеон индуистских богов – это дерево с густой кроной. Ответвлений, граней и форм здесь бесконечное множество, хотя первоначальным образом был нейтральный божественный абсолют. Из крошечного зерна выросла непохожая ни на одну другую культура, которая отражается во всех аспектах индийской действительности. В честь многоруких индийских богов возводили храмы и писали эпосы тысячи лет назад. В XXI веке про них снимают сериалы и детские мультфильмы. Индуизм оставляет человечеству возможность для воображения, трактовок, свободы выбора. Благодаря этим качествам, количество последователей индуизма растет с каждым годом, в том числе и среди западного общества.

Дата публикации: 18.01.2020

почему в Индии много богов и кто из них главный — Реальное время

Общество

07:00, 04.11.2018 Сюжет: Страна контрастов

О полубогах, дарующих хорошую жену, славу, деньги и райское царство

Когда речь заходит об Индии, обычно люди уверены, что в этой стране распространено многобожие или политеизм. Это известное и отчасти верное представление. В Индии многие люди поклоняются разным богам (Шиве, Дурге, Ганеше и так далее), чтобы получить те или иные блага, как материальные, так и духовные. Однако, живя в этой стране второй год, изучая ее философию и общаясь с местными пандитами (учеными), я поняла, что все намного интереснее и не сводится к известному нам язычеству. О том, каким богам поклоняются индийцы и почему они это делают, я расскажу в новой статье «Реального времени».

Культ Дурги, Шивы и Ганеши


Совсем недавно, в октябре, в Индии завершилось празднование Дурга-пуджи — торжества в честь богини Дурги (или Кали). В течение четырех дней у индусов в этом и нескольких других штатах официальные выходные. Как раз в это время мне понадобилось отправиться в Навадвипу, небольшое поселение в Западной Бенгалии. Тысячи людей из окрестных деревень стекаются в города, поэтому на пароме через Гангу негде было упасть яблоку. Узкие пыльные улицы тоже были переполнены людьми. Повсюду громко стучали барабаны и медные тарелки, пелись мантры, на дорогах устанавливали огромные пандалы с наводящими ужас статуями Дурги — богини с десятью или двадцатью руками. Эта богиня олицетворяет собой созидательную и разрушительную силы природы, и ее призывают для защиты и разрушения всего, что мешает — болезней, боли, страданий. Иногда ее руки и лицо окровавлены, она восседает на тигре или льве, держит в руках оружие. Люди устраивают шествия с музыкальными инструментами и украшенной статуей богини на паланкине впереди, огромные пиры. Статую Дурги украшают листьями нима, натирают куркумой, сандаловой пастой и поливают молоком. А на шею богини вешают бусы из рудракши и жемчуга.

Вообще, традиционно Дурге поклонялись представители низших каст или даже люди вне каст (чандалы), которым были присущи низкие привычки — например, они ели мясо, что в Индии еще 150 лет назад считалось зазорным. Этим людям позволялось есть плоть убитых животных (не коров, а, например, коз, птицы, черепахи, рыбы, оленя, тигра), однако только после того, как мясо будет предложено богине Кали. Поэтому в дни Дурга-пуджи традиционно проходят огненные жертвоприношения (ягьи), во время которых животное закалывают со словами: «Сейчас я тебя съем, а потом ты меня», то есть люди, которые собираются есть мясо, соглашаются с тем, что в следующей жизни они будут точно так же убиты. Сегодня отношение к мясоедению в Индии лояльное, поэтому такие кровавые жертвоприношения животных — редкость даже во время Дурга-пуджи. Обычные церемонии состоят из предложения огню топленого масла, фруктов и зерна.

Ганеш чатурдаши — день рождения Ганеша

Есть, конечно, и менее экзотичные на взгляд западного человека культы. Почти в каждой торговой лавке можно увидеть изображения или статуэтки Ганеша в форме человека с головой слона и округлым животиком, поклонение которому устраняет препятствия на материальном и духовном пути. С грандиозным размахом празднуется в Индии день рождения Ганеша. Для той же цели материального успеха поклоняются богине Лакшми, картинки с ней тоже можно встретить на каждом шагу. И даже деньги благочестивые индусы называют «лакшми» и относятся к ним очень уважительно, например, если одна рупия упадет на землю, они поднимут ее и приложат ко лбу.

Широко распространено поклонение Господу Шиве в форме шивалингама из овального вытянутого вверх черного камня. Религиозные девушки в Индии и в наши дни поклоняются ему в надежде получить хорошего мужа. Правда, речь идет не о богатом муже, потому что, как сказано в писаниях, сам Шива, хотя и является мужем Дурги, то есть материальной природы, живет крайне аскетично, как отшельник, в местах кремации, которые считаются нечистыми. Он считается святой отреченной личностью, поэтому если девушка хочет получить в мужья разумного и благочестивого человека, Шива может такого дать. Поклоняются Шиве также с мотивами получить богатство, поскольку написано, что его очень легко удовлетворить: в этом я убедилась, когда своими глазами увидела современных поклонников Шивы — они практически ни в чем себя не ограничивают, не могут похвастаться чистоплотностью, курят ганджу, их волосы спутаны, а нравы оставляют желать лучшего. Не знаю, смогут ли они достичь успеха, подражая Шиве, но всякий раз, видя их, мне вспоминалась история из писаний о том, как Шива выпил океан яда и не умер: почему бы всем этим поклонникам не пойти до конца и не последовать его примеру во всем?

Современные индусы обычно поклоняются сразу нескольким богам. Им проводят пуджи (службы), арати (поют прославляющие гимны) каждый день дома рано утром, произносят разные мантры, предлагают огонь, благовония и цветы. Также в определенные дни по лунному календарю индийцы постятся по нескольку дней, чтобы бог дал им определенное благо: здоровье, деньги, успех, поступление в университет, сдачу экзаменов, хорошую жену или мужа. Затем они приносят божество соответствующего бога из глины домой на все время поста, устраивают вечерние семейные арати, предлагают подношения, восхваляют божество, а затем вечером пируют. После окончания поста глиняное Божество относят в ближайшую святую реку.

Статуя Шивы

В благодарность за свет и воду

Пантеисты верят, что каждое явление природы — это личность, и поклоняются богам ветра, дождя, солнца. Поклонение разным богам в Индии не совсем то же самое, хотя люди здесь тоже понимают, что за каждым материальным явлением (в том числе качеством характера, судьбой) стоит не некая безличная сила, а личность, которая управляет тем или иным видом энергии. О некоторых из них я уже рассказала. Бога ветра зовут Варуна, бога солнца — Вивасван, богиню знания — Сарасвати. Все они описаны в шастрах — священных писаниях, сохранившихся на территории Индии, как возвышенные разумные личности, которые своими аскезами и добродетелями заслужили такие высокие посты во вселенной. В их обязанности входит следить за исполнением законов кармы, то есть посылать живым существам то, что они заслужили своими поступками: допустим, дождь или засуху, неурожай или обилие урожая, войну или мирное время, бездетность или много детей, славу или позор. Они регулируют все процессы не только снаружи, но и внутри человека, посылая ему ту или иную болезнь: например, считается, что проблемы с пищеварением возникают тогда, когда человек чем-то прогневал бога огня Агни, который запускает в организме процессы переваривания пищи.

Согласно шастрам, долг каждого цивилизованного человека — выражать почтение и благодарность богам, которые дают ему свет, воду, злаки и многое другое. В противном случае человек считается вором. Поэтому писания рекомендуют проведение различных жертвоприношений для удовлетворения богов, когда огню предлагаются фрукты, злаки и топленое масло.

Также существует огромное количество правил, следуя которым, человек не вызывает недовольство богов, например, нельзя дуть на огонь или испражняться в воде. Этим правилам до сих пор следуют многие индийцы.

Поклонение Кришне или Вишну. Фото Индрадьюмны Свами

Кто такие полубоги

Во время изучения историй разных богов и ритуалов поклонения им мне все время было интересно: кто же из них главный, кто наделен самым большим могуществом? Позднее я нашла ответ на этот вопрос, читая основные трактаты и общаясь с местными пандитами (учеными).

В частности, вскоре я поняла, что в отношении описанных богов правильнее будет использовать термин не «бог», а «полубог», который широко распространен в писаниях. Также полубоги называются такими словами, как «девата», «сура», и их можно сравнить с архангелами и ангелами в христианстве. В «Ригведе» описываются 33 основных полубога, тогда как их общее число, согласно разным интерпретациям, составляет 330 миллионов. Их положение можно объяснить с помощью такого упрощенного сравнения: каждый полубог — это что-то вроде менеджера, которого назначили управлять тем или иным отделом в корпорации. Однако над всеми менеджерами есть личность, владелец всей компании, и это как раз единый Бог. И описания этого единого Бога даются во множестве шастр. Поэтому, по сути, ведическую религиозную систему нельзя назвать политеизмом, она глубоко монотеистична.

Путаница возникает из-за того, что в Индии сохранилось много самых разных писаний, рассчитанных на разные уровни сознания людей. Для людей, которые хотят наслаждаться в этом мире и получить какие-то материальные блага, предназначены одни трактаты. Предполагается, что следуя данным в них правилам, они постепенно очистят свое сознание. Для тех, кто уже поднялся над мирскими целями и хочет получить духовное знание, здесь тоже есть свои труды. Более того, в них поклонение полубогам очень резко осуждается. Например, в признанном во всем мире философском трактате «Бхагавад-гита» поклонники полубогов названы глупцами.Там говорится, что их разум затуманен материальными желаниями, так как они не видят, что плоды поклонения полубогам преходящи.

Дается очень хорошее объяснение, почему так. Допустим, человек поклоняется богине Уме и получает хорошую послушную и красивую жену. Однако все равно жена будет отнята у человека в момент смерти, точно так же, как и его здоровье, знания и богатство. Поэтому тех, кто тратит время на поклонение полубогам, называют недальновидными людьми, которые не ищут вечного блага. А чтобы обрести это самое вечное благо, то есть больше не перерождаться в разных телах и уйти навсегда в духовный мир, шастры советуют поклоняться как раз единому Богу, который стоит над всеми полубогами и является причиной всех причин. Зовут его по-разному — Вишну, Нараяна, Кришна, Васудева, Говинда, Мадхава.

Статуэтки Ганеша

Я слышала немало жестких и прямых проповедей в разных индийских храмах, где людей призывали отказаться от поклонения полубогам и посвятить себя поклонению их источнику. При этом приводится интересное сравнение: если человек поливает корень дерева, то есть поклоняется Богу, то естественным образом насыщаются все листья и ветви дерева, то есть родственники, общество и полубоги.

Да и само поклонение полубогам в современной Индии уже давно перестало быть авторитетным процессом и превратилось в какую-то пародию. Люди не следуют никаким правилам и принципам, совершают ритуалы так, как им нравится. Тогда как в шастрах уточняется, что при поклонении полубогам необходимо соблюсти как минимум три правила: квалифицированный брахман (сейчас таких практически не найти), чистое место, в котором не совершаются четыре греха (не едят мясо, не занимаются сексом, не употребляют алкоголь и одурманивающие средства и не играют в азартные игры и, кроме этого, не ходят в туалет) и чистые подношения (зерно, масло гхи и многое другое).

Пандиты описывают нынешнее поклонение полубогам одним словом — «кичри», то есть разваренная похлебка из риса, дала и овощей, густая смесь всего со всем. На алтарях в домах обычно стоят изображения большого количества полубогов (от Ганеша до Кали, Лакшми), разных современных псевдоучителей и по утрам читаются мантры всем подряд — видимо, на всякий случай, чтобы хотя бы кто-нибудь из них послал благо.

Живя в Индии, я вижу, что индийцы, особенно из сельской местности, очень религиозны. Для них хороший выходной — это съездить всей семьей в храм, совершить паломничество. Однако зачастую все это делается с корыстными мотивами: улучшить здоровье, продвинуться по службе, удачно выдать замуж дочь. У индийцев есть понимание, что для исполнения этих желаний недостаточно прилагать только собственные усилия, нужны также благословения свыше. Но в основном они идут к полубогам, потому что даже невежественные деревенские индийцы прекрасно знают, что со своими материальными желаниями опасно обращаться к верховному Богу, Вишну или Кришне. Потому что в шастрах говорится, что Он может отобрать у человека и семью, и дом, и работу, и здоровье, чтобы избавить его от материальных привязанностей и даровать ему духовное благо. Далеко не каждый готов в одночасье стать святым и отказаться от привычной комфортной жизни.

Благодарю за помощь в написании статьи Дашу Бахутру и Ананда Гопику

Наталия Федорова, фото из архива автора

ОбществоКультура

Топ-5 многоруких индийских богов

Индийские боги, особенно боги, записанные в различных индуистских писаниях, хорошо известны тем, что имеют множество голов и рук. Многие божества и полубоги в индуистской мифологии даже изображаются с количеством рук от десяти до двенадцати.

В другой своей статье я подробно рассказываю о том, почему некоторые индуистские боги часто изображаются с многочисленными головами и руками. Вы можете прочитать это здесь, но для быстрого подведения итогов, вот краткий обзор.

Почему у индуистских богов много рук?

Согласно индуистской вере, которую также принимают большинство ученых, индуистские боги и божества считаются сверхъестественными существами. У них нет материальных тел, как у нас на Земле, поэтому к ним неприменимы обычные законы физики. Считается, что их царство находится в другом измерении, которое находится за пределами досягаемости человеческого знания.

Мы не можем понять из-за неадекватных сенсорных способностей. Чтобы материализовать концепцию таких сверхъестественных существ, древнеиндийские провидцы и мудрецы изображали богов с многочисленными головами и руками, чтобы представить их различные личности, атрибуты и качества.

Честно говоря, у каждого бога в индуизме есть по крайней мере один аватар с несколькими руками. Возможно, вы также слышали, что в индуизме около 33 миллионов богов. Было бы сложно включить их всех в один пост в блоге, поэтому я попытался ограничиться богами и божествами, менее известными широкой публике.

Ади Нараяна – Верховный Бог

Ади Нараяна считается верховным богом, который является вечным источником всего творения. Согласно различным индуистским текстам, весь космос и вселенная были созданы сразу после того, как он появился на свет.

Таким образом, его еще называют – Ади, или самый старший. В основных шести школах ведической философии именно он описывается как высшая душа.

Я часто вижу, как люди путают Ади Нараяну и Господа Вишну, потому что внешне они очень похожи. Вы правильно угадали; это один и тот же бог, но их часто описывают отдельно.

Это потому, что в индуистских книгах и традициях существует общая культура обращения к одному божеству несколькими именами, поэтому их ошибочно принимают за совершенно уникальные божества.

Это как две стороны одной медали.

Согласно Мадхаве Ачарье, древнему философу Веданты, однажды он описал Ади Нараяну как одну из пяти вьюх Господа Вишну. Во всяком случае, они оба показаны с четырьмя руками, каждая из которых держит одинаковый набор предметов.

Первая рука, слева внизу, держит лотос, а вторая, слева вверху, держит раковину. Чакру держат в верхней правой руке, а булаву держат в нижней правой руке.

Натараджа – Повелитель Танца

Многие люди часто неправильно понимают Натараджа как аватара Господа Шивы, что неверно. Натараджа, или Владыка Танца на санскрите, — это имя Господа Шивы в его форме космического танцора. Эта особая его форма, с четырьмя руками и танцующим в огненном круге, очень популярна во всем мире.

Даже в ЦЕРН, Европейской организации ядерных исследований, одном из крупнейших и наиболее известных научно-исследовательских центров мира, установлена ​​двухметровая скульптура Натараджи, символизирующая три важные роли Шивы: создателя, хранителя и разрушителя. космической энергии.

Натараджа в этом облике танцует верхом на карлике, который считается символом человеческого невежества. Также считается, что это апасмара, что означает забывчивость или беспечность . Я включил этот конкретный облик Господа Шивы в пост, потому что вы, возможно, не видели его с четырьмя руками ни в одной из его форм.

Верхняя правая рука держит дамару, а нижняя правая рука находится в Абхая мудре. Абхая мудра — это один из видов жестов рук, которые часто можно увидеть у индуистских богов. Это означает бесстрашие, которое символизирует защиту, мир и рассеивание страха.

В ладони верхней левой руки он держит Агни (также известный как космический огонь). Нижняя левая рука полностью вытянута вправо, а пальцы направлены вниз к поднятой левой ступне.

Гаятри – Великолепная Богиня

Согласно индуистским текстам, Гаятри возникла из тела коровы, когда Сарасвати не успела вовремя для важного ведического жертвоприношения, которое Господь Брахма хотел совершить вместе с ней.

Согласно легендам, найденным в нескольких Пуранах, Брахма сначала попросил богиню Сарасвати стать его божественной супругой. Чтобы он мог совершить жертвоприношение плавно, без каких-либо помех. Жертвоприношение было организовано, чтобы сделать подношение Господу Сурье, богу солнца в индуизме.

Однако Сарасвати некоторое время колебалась, когда ее спросили, потому что она была настоящей дочерью Господа Брахмы. Брахма создал ее своей творческой силой, и, к счастью, она оказалась очень привлекательной. Возможно, поэтому он хотел, чтобы только она была его божественной супругой. Наконец, после многочисленных просьб, она согласилась стать его женой.

Позже, когда Господь Брахма был занят подготовкой вещей для жертвоприношения, она ушла, сказав, что ей нужно сначала очиститься, прежде чем присоединиться к нему, но так и не вернулась вовремя. Никто точно не знает, сделала она это намеренно или нет. В любом случае, по принуждению, Господь Брахма должен был искать другую женщину, которая согласилась бы занять место Сарасвати.

Господь Брахма искал подходящую женщину, когда случайно наткнулся на корову. Точно так же, как призрак проходит сквозь стену, и в следующее мгновение перед ним появляется потрясающе великолепная и красивая женщина. Женщина была не кем иным, как самой Гаятри, и так она появилась на свет.

Позже она стала богиней за то, что помогла Брахме совершить жертвоприношение. Затем Гаятри была одарена множеством рук, голов и других божественных предметов от различных богов и божеств за ее щедрость. Поэтому наиболее распространенное изображение богини Гаятри изображается с десятью руками и пятью головами, когда она сидит на верхушке лотоса.

Махакали — Богиня, пьющая кровь

Махакали также является одной из богинь, о которой высказываются самые противоречивые мнения. В общем, мы знаем ее как сокрушителя зла и человека, всегда жаждущего крови демонов. В отличие от других богинь, упомянутых в индуистских текстах, у Махакали самое большое количество форм, и из них эта самая свирепая.

Махакали часто считают самым привилегированным божеством для выполнения любого вида тантрического ритуала. Вы также можете увидеть, как ей поклоняются во многих эзотерических традициях буддизма. Она среди тех божеств, которые оснащены полным набором божественного оружия и оружия.

В одной из версий рождения Кали была история об ужасном демоне, доставляющем много неприятностей. Демоны стали настолько сильными, что объединенной силы всех богов не хватило, чтобы сразиться с ними. Одна из причин, по которой демоны стали такими могущественными, заключается в их способности воспроизводить больше демонов каждый раз, когда капля их крови проливается на землю.

Объявления

Таким образом, каждый раз, когда они подвергались нападению богов, в результате появлялось все больше демонов. Разочарованные этой ситуацией, боги решили пробудить богиню Дургу и даровать ей всю свою объединенную энергию и божественное оружие.

Так родилась Кали. Итак, теперь вы знаете, почему она всегда жаждет крови демона. Потому что она должна была пить, иначе битва между демонами и богами никогда не могла закончиться.

К.Гид | Исследование ведической Индии

Мифология / Популярные персонажи

Лорд Хануман — один из самых популярных богов в индуизме. Он был одним из индуистских богов, которые никогда не женились и вели целомудренную жизнь. Несмотря на то, что он был богом, Хануман никогда не претендовал на свой божественный статус. Вместо этого он представился величайшим преданным и слугой Господа Рамы. Люди лучше всего знают его за его непобедимую силу и…

Читать Макарадваджа — сын Господа Ханумана в «Рамаяне»Продолжить

Древняя Индия / Храм и достопримечательности

храма на юге Индии всемирно известны своей характерной дравидийской архитектурой, которая ежегодно привлекает миллионы посетителей. Династия Паллава, правившая Карнатакой, Андхра-Прадешем и многими частями северного Тамилнада до 9 века, стала пионером этого стиля строительства храмов. В этих южных индийских штатах сейчас находятся одни из древнейших индуистских храмов, которые не только…

Читать 17 лучших храмов Господа Шивы в Южной ИндииПродолжить

Мифология / Другие факты

Убедившись в финансовом успехе производства анимационных фильмов, выходящих за рамки основного детского жанра, многие индийские продюсерские компании теперь пытаются производить полнометражные анимационные фильмы (как в 2D, так и в 3D) на основе некоторых популярных индийских мифологических историй, часто на основе эпосы Махабхарата и Рамаяна или их персонажи. Итак, вот список некоторых из…

Прочтите 13 анимационных фильмов об индийской мифологии — Рамаяна и МахабхаратаПродолжить

Индийская культура / Изучайте санскрит

Санскрит всегда был объединяющим языком Индии до начала исламского вторжения около 1400 лет назад. Однако некоторые эксперты с корыстными интересами утверждают, что санскрит никогда не использовался в качестве средства устного общения в южной части Индии. Даже сегодня, если вы видите, тамильский, телугу и малаялам являются преобладающими языками южной Индии. Итак,…

Прочитайте 5 причин — санскрит должен быть национальным языком ИндииПродолжить

Духовность / Йога и медитация

Популярное представление о йоге, которое часто распространяется в наших умах через онлайн-СМИ, на самом деле не определяет истинную природу того, что такое йога. Хотя мир постепенно осознает эффективность практики йоги для лучшей и здоровой жизни, ему не удалось осознать коренную сущность йогической культуры. Йога — это не физические упражнения…

Прочтите 5 важных дисциплин для вашего духовного роста в индуизмеПродолжить

Боги и диеты / Мифология

Лорд Яма (также известный как Ямрадж) — популярный бог в индуизме. Он наиболее известен как бог смерти и каратель грешников, пленяющий и очищающий души всего живого. Он правитель Нараки, индуистского эквивалента ада. В индуистском пантеоне Господа Яму называют многими именами, такими как Ямараджа,…

Читать Семья Господа Ямы (жена, сыновья, дочери) в индуизмеПродолжить

Боги и диеты / Мифология

Не так много написано о дочери Господа Ямы (или индуистского бога смерти).

Однако в двух пуранах — «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана» она упоминается как старшая дочь Мритью. Не путайте; В индуистских текстах Господа Яму также иногда называют мритью (или смертью). Согласно этим пуранам, Сунита (или Сунитха) было именем…

Читать Суниту — дочь Господа Ямы в индуизмеПродолжить

Древняя Индия / Индуистские Писания

Большая часть современного индуизма прямо или косвенно основана на легендах, записанных в Пуранах. Это обширная коллекция древней литературы (первоначально написанной на санскрите), охватывающая широкий круг тем, особенно рассказы о различных богах и божествах в индуизме. Пураны были составлены в период после Махабхараты. Потому что не все разделы…

Прочтите 18 названий индуистских пуран (с загрузкой в ​​формате PDF)Продолжить

Боги и Диеты / Мифология

Господь Шива — один из самых известных индуистских богов в мире. Люди лучше всего знают его как бога полного разрушения, однако в нескольких древних писаниях он также упоминается как воскреситель вселенной.

Он входит в тройку самых выдающихся богов индуизма (Брахма, Вишну и сам Шива), также известный как Тримурти. Господь Шива…

Читать Отец и Мать Господа Шивы – которые родили ЕгоПродолжить

Индуизм / Мифология / Духовность

Смерть — одна из загадок, которая с самого начала озадачивала каждую человеческую цивилизацию. Никто на самом деле не знает, что находится по ту сторону смерти или что происходит с нашей душой, когда мы умираем. Современная наука тоже, похоже, не может найти четкого определения того, что такое души, из чего они сделаны. Наука требует доказательств,…

Прочитайте Путешествие души после смерти в индуизмеПродолжить

Боги и диеты / Мифология

Лорд Яма — индуистский бог смерти, дхармы и справедливости. Он управляет ямалокой (также известной как нарака) и отвечает за то, чтобы нести загробную справедливость в душу после смерти. Он наказывает грешников и награждает тех, кто прожил праведную жизнь. Согласно «Шива-пуране», он упоминается как первый смертный, ставший впоследствии…

Прочитайте полный список 14 имен Ямараджа — ИндуизмПродолжить

Ритуалы / Духовность

В индуизме различные виды аарти совершаются для поклонения божеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *