Имя летописца автора повести временных лет: Имя летописца который написал повесть времменвх лет

Имя Автора Повести Временных Лет

Решение этого кроссворда состоит из 6 букв длиной и начинается с буквы Н


Ниже вы найдете правильный ответ на Имя автора Повести временных лет, если вам нужна дополнительная помощь в завершении кроссворда, продолжайте навигацию и воспользуйтесь нашей функцией поиска.

ответ на кроссворд и сканворд

Понедельник, 2 Марта 2020 Г.


CodyCross Средневековье Rруппа 240



НЕСТОР

предыдущий следующий



ты знаешь ответ ?

ответ:

CODYCROSS Средневековье Группа 240 ГОЛОВОЛОМКА 5

  1. Неявка на работу или учёбу
  2. Жертвы среди мирного населения
  3. Окунать твёрдую еду в жидкий соус
  4. Известный немецкий бренд спортивной одежды
  5. К каждому человеку свой __
  6. Заблаговременный, досрочный
  7. Человек, изучающий наносимый природе вред
  8. Республика со столицей в джорджтауне
  9. Первый президент бангладеш
  10. Приёмная дочь суперзлодея таноса
  11. Известный палач времён французской революции

связанные кроссворды

  1. Нестор
    1. Махно букв
    2. Попугай с мужским именем букв
    3. Имя батьки махно букв
    4. Имя украинского батьки анархиста букв
  2. Нестор
    1. Вид попугая
    2. Древнерусский летописец

похожие кроссворды

  1. Согласно «повести временных лет» 5 букв
  2. Персонаж «повести временных лет» 5 букв
  3. Персонаж повести временных лет 5 букв
  4. Настоящая фамилия рус. писателя, автора повести-притчи «час короля» (р. 1928)
  5. Город, родина автора повести, героем которой был белый бим черное ухо 7 букв
  6. писателя, автора повести-притчи «час короля» (р
  7. Название некоторых временных правительств
  8. Графическое изображение амплитудно-частотно-временных характеристик звука
  9. Стоянка , обычно под открытом небом, в палатках, во временных постройках 6 букв

Историография Повести временных лет

 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:   

1. Введение

2. История создания  летописи

3. Повесть временных  лет и предшествующие ей своды.  Общее понятие о Повести временных  лет

4. Заключение

5. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Повесть временных  лет — древнерусская летопись, созданная  в 1110-х. Летописи — исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). В этом отношении летописи, в том числе и Повесть временных лет, принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, из которых русские составители заимствовали многочисленные сведения из всемирной истории.

В переводных византийских хрониках события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров. Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.). Повесть временных лет — первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864-1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11- начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А. Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093-1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.). В 1110-1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет — пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи — монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась. В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей — в составе Ипатьевской летописи. Почти все русские летописи представляют собой своды — соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14-16 вв. открываются текстом Повести временных лет. Название Повесть временных лет (точнее, Повести временных лет — в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как Повесть минувших лет, но существуют и другие толкования: Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках, Повествование о последних временах — рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда. Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета — вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, — чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату — 862. Таким образом, в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси — местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бульшие знатность и достоинство. Основные события в Повести временных лет — войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов — глав Русской церкви. Летописи, в том числе и Повесть…, — не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа. Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом — все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны. Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич — креститель Руси — сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988). Повести временных лет чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте — краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее. В состав Повести временных лет также включаются предания. Например — рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому. В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074. Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

1. История создания летописи

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А.А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ. При этом ни в одной из летописей точных указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ, нет.

Наиболее подробно проблемы источников и структуры  ПВЛ были разработаны в начале XX в. в фундаментальных трудах академика А.А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор выполняет функцию «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют все последующие исследователи. Хотя многие ее положения подвергались критике (зачастую вполне обоснованной), но разработать сопоставимую по значимости концепцию никому из последующих авторов не удалось.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[1] (1377 год) и других списках[2]. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (древнейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век))[3]. В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», создание которого датируется 1117 годом.

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым  и Я. С. Лурье) первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен  при митрополичьей кафедре в  Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, какие-то письменные агиографические  документы. Древнейший свод продолжил  и дополнил в 1073 году монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном  был создан Начальный свод, который  использовал новгородские записи и  греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части  Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный  свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в  рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров  Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые  в устной традиции.

По версии Шахматова  первую редакцию ПВЛ Нестор написал  в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 гг. Вторая редакция была создана  игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 году, по сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 году составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича.

повесть временной шахматов литературный нестор

2. Повесть временных лет и предшествующие ей своды. Общее понятие о Повести временных лет

Начало древнерусского летописания принято связывать  с устойчивым общим текстом, которым  начинается подавляющее большинство  дошедших до нашего времени летописных сводов. В одних поздних летописях  он подвергся сокращениям и кое-каким  случайным вставкам (Летопись Переяславля Южного и др.) был соединен с киевским и новгородским сводами. Интересующий нас текст охватывает длительный период — с древнейших времен до начала второго десятилетия XII в. По первым строкам, открывающим большинство его списков, этот текст традиционно называют Повестью временных лет. Вполне обоснованно считается, что это один из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией. Следует помнить, что Повесть временных лет — условно (хотя и небезосновательно) выделяемый текст. Отдельных списков его неизвестно. По этому поводу В.О. Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи — вас, пожалуй, не поймут и переспросят : «Какой список летописи нужен вам?» Тогда вы в свою очередь придете в недоумение. До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом ее продолжателей, который в позднейших сводах доводит обыкновенно до конца XVI в.» В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110 г. (Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118 г. (Ипатьевский и близкие ему списки).

Обычно это  связывают с неоднократным редактированием  Повести. Сличение обеих редакций привело А.А. Шахматова к выводу, что в Лаврентьевской летописи сохранился текст первой редакции, осуществленной игуменом Выдубицкого монастыря Сильтвестром, оставившим об этом запись под 6618 г.: «Игуменъ Силивестръ святого Михаила написах книгы си Летописецъ, надеяся от Бога милость прияти, при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменянящю у святого Михаила въ 6624, индикта 9 лета; а иже чтеть книгы сия, то буди ми въ молитвахъ». Эта запись рассматривается как безусловное свидетельство того, что Повесть была составлена до даты, указанной в приписке Сильвестра.

В Ипатьевской же летописи текст Повести на этом не обрывается, а продолжается без сколько-нибудь заметных пропусков вплоть до 6626/1118 г. После этого характер годовых статей резко меняется. Развернутое изложение событий сменяют крайне скупые отрывочные записи. Текст статей 6618-6626 гг. связывается со второй редакцией Повести временных лет, проведенной, видимо, при старшем сыне Владимира Мономаха новгородском князе Мстиславе. Одновременно указание на то, что автором Повести был какой-то монах Киево-Печерского монастыря, встречающееся в Ипатьевской летописи (в Хлебниковском списке названо и имя этого монаха — Нестор), а также ряд разночтений в текстах списков Лаврентьевской и Ипатьевской редакций Повести временных лет побудил А.А. Шахматова утверждать, что Лаврентьевская летопись сохранила не первоначальный вариант Повести. На то, что первым автором Повести бал киево-печерский монах, указывал и особый интерес Повести временных лет к жизни именно этой обители. По мнению А.А. Шахматова, летопись, которую принято именовать Повестью временных лет, была создана в 1112 г. Нестором — предположительно автором двух известных агиографических произведений — Чтений о Борисе и Глебе и Жития Феодосия Печерского.

При редактировании первоначальный текст (первая редакция Повести временных лет) был изменен  настолько, что Шахматов пришел к  выводу о невозможности его реконструкции  «при теперешнем состояний наших знаний». Что же касается текстов Лаврентьевской и Ипатьевской редакций Повести (их принято называть соответственно второй и третий редакциями), то, несмотря на позднейшие переделки в последующих сводах, Шахматову удалось определить их состав и предположительно реконструировать. Следует отметить, что Шахматов колебался в оценке этапов работы над текстом Повести временных лет. Иногда, например, он считал, что в 1116г. Сильвестр лишь переписал Несторов текст 1113г. (причем последний, иногда датировался 1111г.), не редактируя его.

Если вопрос об авторстве Нестора остается спорным (в Повести содержится ряд указаний, принципиально расходящихся с данными  Чтений и Жития Феодосия), то в  целом предположения Шахматова  о существовании трех редакций Повести  временных лет разделяют большинство  современных исследователей.

Начальный свод. Дальнейшее исследование текста Повести  показало, что в нем содержится ряд фрагментов, нарушающих изложение. Некоторые из них даже изменяли структуру  отдельных фраз, в которые были включены, отрывая начало предложения  от его завершения. Так, договором  князя Святослава с греками 971г. Был  разорван связный текст: «Видевъ же [Святослав] мало дружины своея, рече к собе: «Еда како прельстившее изъбьють дружину моя и мене», беша бо многи погибли на полку. И рече: «Поиду в Русь, приведу боле дружины». И [следует рассказ о том, как Святослав заключил договор с Византией, и текст самого договора] поиде Святославъ в пороги». Подобное нарушение встречается, и вы рассказе о так называемой четвертой мести Ольги древлянам. Ему предшествует фраза: «И победиша деревляны». Затем летописец излагает легенду о четвертой мести, за которой следует слова: «И възложиша на ня дань тяжьку; 2 части дани идета Киеву, а третьяя Вышегороду к Ользе; бе бо Вышегородъ градъ Вользинъ». Устранив предполагаемую вставку, получаем связный текст. В Новогородской первой летописи, текст которой в начальной части отличается от большинства текстов других летописей, содержащих Повесть временных лет, такие нарушения текста отсутствуют. Здесь мы находим гипотетически восстанавливаемые фразы: «И победиша деревляны, и възложиша на ня дань тяжьку» и «Пойду на Русь, приведу боле дружины. И поиде Святослав в пороги».

Это дало достаточное  основание для предположения  о том, что в составе Новгородской I летописи сохранился текст летописного  свода, предшествовавшего Повести  временных лет. При дальнейшем исследовании этого текста оказалось, что в  нем, кроме того, отсутствуют все  договоры Руси с Греками, а также  все прямые цитаты из греческой хроники  Георгия Амартола, которой пользовался составитель Повести временных лет. Последний признак представляется особенно важным, поскольку в летописях (как, впрочем, и в любых других произведениях древнерусской литературы) не было принято каким-либо образом выделять цитируемые фрагменты из других текстов. Говоря современным языком, полностью отсутствовало представление об авторском праве. Поэтому вычленить и удалить из летописи все прямые цитаты из какого-либо другого текста можно было, лишь проведя полное текстуальное сличение летописи с цитируемым произведением. Прежде всего, такая операция чрезвычайно сложна технически. Кроме того, невозможно ответить на простой вопрос: зачем понадобилось летописцу «очищать» свой текст от вставок из Хроники Георгия Амартола (и почему именно из нее — он ведь пользовался и другими источниками)? Всё это привело к выводу о том, что Повести временных лет предшествовал свод, который А.А. Шахматов предложил назвать Начальным. Исходя из содержания и характера изложения летописи, его было предложено датировать 1096-1099 гг. По мнению исследователя, он-то и лег в основу Новгородской I летописи.

Новгородские  своды XI в. Воссоздавая начальные  этапы древнерусского летописания, А.А. Шахматов предложил существование  новгородского свода, который был  начат в 1050 г. И велся до 1079 г. Вместе с Киево-Печерским сводом 1074 г. (так  называемый свод Никона), он лег в  основу начального свода. В основе Новгородского  свода третьей четверти XI в., как полагал А.А. Шахматов, лежали Древнейший киевский свод 1037 г. и какая-то более ранняя новгородская летопись 1017 г. , составленная при новгородском епископе Иокиме. Не все исследователи разделяют мысль о существовании середине-второй половине XI в. новгородской ветви летописания. Так, М.Н. Тихомиров отмечал, что «если бы существовал новгородский свод 1050 г., то он должен был включить в свой состав все новгородские известия XI в. Между тем Повесть временных лет включает в свой состав, лишь ничтожное количество их». Близкой точки зрения придерживается и Д.С. Лихачев. Он полагает, что все новгородские известия Повести временных лет, восходя к устным источникам (сообщения Вышаты и Яня Вышатича): «Перед нами своеобразная устная летопись семи поколений». Те же, кто поддержали мысль о том, что в Новгороде в XI в. велась своя летопись, зачастую расходились с А.А. Шахматовым определении даты создания новгородского свода и его содержания.

КОРНЕЙ И КРЫЛЬЕВ с Борисом Бурдой: монах Киево-Печерского монастыря Нестор Летописец — один из авторов «Повести временных лет» | Huxleў

Нестор Летописец, также Нестор Печерский, Нестор Киевский (ок. 1056-1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря .

Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая, наряду с «Хроникой чехов» Космы Пражской и «Деяниями князей поляков» Галла Анонима, имеет принципиальное значение для славянского культура.

 

СКВОЗЬ ВРЕМЯ

 

Чем дальше от нас жизнь человека по оси времени, тем труднее о ней рассказать более или менее точно. Иногда даже трудно убедительно утверждать, что тот или иной персонаж — реальное историческое лицо, а не произведение талантливого вымысла досужих летописцев.

Не все однозначно со многими легендарными основателями. Первый император Японии Дзимму, согласно многим хроникам, родился 13 февраля 711 г. до н.э., а умер 9 апреля.585 г., прожив 126 лет. Однако все археологические данные говорят о том, что японское государство возникло на тысячу лет позже. Но за такие слова когда-то могли и посадить…

Что ж, у создателей сил такая судьба — остаться в истории с приукрашенной биографией. А как же, например, философ Сократ? Его сочинения до нас не дошли, а то, что о нем пишут, так плохо сочетаются между собой, что некоторые считают, что никакого Сократа не было — его просто выдумал Платон в качестве учебного примера. И приводят довольно убедительные доказательства…

Сократ

Многие уверены в существовании ужасного вампира Дракулы — и, кстати, он действительно жил, но не был вампиром, хотя действительно отличался жестокостью. Даже былинный Илья Муромец, хоть и едва ли убил Соловья-разбойника, но он реально существовал, более того, в 1643 году он был причислен к лику святых и его мощи сейчас хранятся в Киево-Печерской Лавре.

Мощи Ильи Муромца в Лавре

А недалеко от Ильи Муромца находятся мощи еще одного легендарного человека, доказательств его существования у нас достаточно — его произведения издаются и сейчас, их может прочитать любой желающий. Не все о нем дошло до нас сквозь толщу времени, но информация собирается по крупицам, ведь он интересен всем — хотя бы как создатель языков, на которых мы говорим.

 

НАЧАЛО

 

Он родился примерно в то же время, когда умер Ярослав Мудрый — последний из князей, единолично правивших всей Киевской Русью. Начались лихие и веселые времена, чреватые кучей событий, и, как справедливо сказал поэт Николай Глазков, «…чем интереснее век для историка, тем он печальнее для современника». Историк был востребован — и он не замедлил родиться.

В какой семье — даже не пытайтесь узнать, слишком много времени прошло. Вряд ли в очень знатном — такой юноша, скорее всего, уговорил бы продолжить дело отца. Вряд ли в очень бедных — наличие определенной образованности и явная тяга к знаниям явно закладывались с детства.

Времена были не особо стабильны в религиозном отношении — святой Владимир крестил Русь, и мало-помалу все население было обращено в христианство, но языческое сопротивление приходилось подавлять веками. Причем Нестор явно происходил из семьи, принявшей христианство не только как официальную религию, в которую было велено верить, если не хочешь беды, но и сердцем и душой.

Где учился — можно только догадываться. Когда-то он жил в Киеве, мог закончить школу в Софийской митрополичьей резиденции, делаются такие предположения. Если так, то он почти наверняка в какой-то степени знал греческий язык. Вроде и правда, вернее не знать…

 

К ПРИЗВАНИЮ

 

В возрасте семнадцати лет по собственной инициативе пришел послушником в Киево-Печерский монастырь, основанный примерно за пять лет до его рождения монахом Антонием Печерским и его сподвижник Феодосий. Именно Феодосий был первым наставником юноши.

Уже преемник Феодосия игумен Стефан осуществил постриг Нестора в монахи. При этом будущему летописцу сразу был присвоен сан иеродиакона. Такое посвящение означало разрыв с темпольской жизнью, сопровождалось непременным обетом безбрачия и должно было определить дальнейшую жизнь.

Он сразу заслужил уважение монашеской братии. В числе других преподобных отцов он участвовал в изгнании беса из отшельника Никиты, «искушенного еврейской изощренностью». Не знаю, как именно его изгнали, но Никита впоследствии стал новгородским святителем…

Образованный монах, знавший греческий язык, Священное Писание и творения святых отцов, явно склонялся к работе скриптора — переписчик священных книг и писец. Думаю, у него быстро обнаружилось желание не только переписывать чужие тексты, но и сочинять свои.

 

ПОВЕСТЬ О БОРИСЕ И ГЛИБЕ

 

Переписка священных книг была тогда самым важным и нужным делом — до изобретения книгопечатания в Европе оставалось четыре века, а потребность в церковной литературе в ходе продолжающейся всеобщей Христианизация Руси была велика. Но если есть тяга к творчеству, скрывать ее долго все равно не получится. Так у Нестора были свои сочинения.

Первой из них была книга «Чтение о житии и кончине блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», написанная вскоре после перенесения их святых мощей в Вышгород, которое произошло в 1072 году. Это рассказ о смерти двух братьев Ярослава Мудрого, убитых коварным Святополком.

Борис и Глеб

Главное в этой книге — прославление безвинно убиенных мучеников, знающих, что их убьют, но не желающих выступать против своего преступного брата. Борис умирает со словами: «Как угодно будет Господу, так и будет», а слуги его говорят: «Какой благостью ты исполнен, что не захотел противиться брату твоему из любви Христовой, а между тем сколько солдат, которых ты держал под мышкой!»

Так же, не сопротивляясь, умирает и Глеб, перед смертью прося Бога спасти не только его отца, братьев и дружину, но и губящего его Святополка. Это произведение есть жизнь святых, а Борис и Глеб ведут себя как образцовые христианские святые, проявляя благородство и бесстрашие.

 

Вступая в клуб друзей Huxleў, вы поддерживаете философию, науку и искусство

Вступи в клуб друзей

 

РАССКАЗ О ФЕОДОСИИ

 

Следующее его известное произведение – житие лично ему знакомого человека, его первого наставника Феодосия Печерского. Она не очень похожа на обычный стандарт житий святых, насыщена яркими житейскими подробностями, красочными образами и описаниями событий.

Житие Феодосия отличается живостью литературных характеристик персонажей. Нестор добивается иллюзии правдоподобия в описании чудес, творимых Феодосием, умело изображая диалоги главных героев и даже случайных персонажей, оживляющих повествование.

Феодосия Печерского с житием

Образ матери Феодосия особенно выделяется в Житии Феодосия: вопреки традиции, Нестор не изображает благочестивую христианку, не лишенную каких-либо индивидуальных черт, предстающую в условной роли матери святой, но вполне живой человек, не лишенный недостатков.

Он описывает властную, суровую женщину, которая решительно противостоит религиозным устремлениям сына, которая не останавливается перед тем, чтобы жестоко избить или заковать мальчика в цепи, мечтающая только о богоугодных делах и постриге. Редко на всю жизнь…

Участие Нестора в канонизации своего учителя этим не ограничилось — в 1091 году именно Нестору игумен Иоанн поручил отправиться на поиски мощей Феодосия, которые, как принято писать в житийных писаниях, были чудесным образом обретены руками Нестора и еще двух монахов.

 

ГЛАВНЫЙ ТРУД

 

Но произведение Нестора, которое мы сейчас больше всего знаем и чтим, это, конечно же, «Повесть временных лет». Автор начал ее словами: «Вот рассказы минувших лет, откуда взялась Русская земля, кто первый княжил в Киеве и как возникла Русская земля». Масштабное приложение!

Повесть временных лет

Начало не менее грандиозное: не то чтобы от Адама и Евы, а от сыновей Ноя — Иафета, Сима и Хама. По мнению Нестора, именно от старшего сына Ноя Яфета произошли славяне, в частности поляны Кий, Щек и Хорив. Так тогда и предполагалось, но эта не совсем историческая преамбула быстро закончилась. С 6360 года, от сотворения мира — по нашему мнению, 852 года — начали рассказываться настоящие факты.

Описывая времена до своего рождения, Нестор, конечно же, пользовался многочисленными источниками — Древним Уложением, воссозданным лишь по ссылке на него, дополнениями, сделанными к нему монахом Никоном, Византийской летописью Георгия Амартолы, рассказами древних боярин Ян Вышатич, воспоминания воинов и путешественников. Полнота и детализация его работ уникальны.

Он описывает и приход Рюрика, и походы Олега, и смерть Игоря, и месть Ольги, и победы Святослава, и спор о вере при дворе Владимира, и трудный путь к власти Ярослава — многие из этих событий уже упоминались в нашей рубрике, а информация Нестора была важной и ценной.

Записи времен до начала работы Нестора более лапидарны. Иногда в них нет ничего, кроме числа года. А вот сведения о годах, в которые он жил, более подробные и, пожалуй, более эмоциональные. Это видно даже при всех внешних признаках беспристрастности, которые он соблюдает.

В летописи он называет себя то «невежественным», то «недостойным», то «грубым», то «исполненным многих грехов», то даже «наименьшим из всех в монастыре». Как и подобает скромному и смиренному монаху. Но «Повесть временных лет» — не только важнейший источник бесценных исторических сведений — это великая литература, несомненно, мирового уровня.

Нестор Летописец — реконструкция черепа

 

ПОСЛЕ НЕСТОРА

 

Нестор довел свою летопись до 1110 года — пока у него еще была возможность продолжать работу. По всей вероятности, он умер в 1114 году. Человек покинул этот мир, и его книга начала свою самостоятельную жизнь, тоже не без крутых поворотов и любопытных приключений.

Первое издание «Повести временных лет» в том виде, в каком ее создал Нестор, не сохранилось. В 1113 году умер покровитель Печерского монастыря киевский князь Святополк Изяславич, а его место на киевском столе занял Владимир Мономах, который начал конфликтовать с руководителями Киево-Печерского монастыря и передал летопись Выдубецкому монастырь.

В 1116 году игумен Сильвестр из Выдубца как-то отредактировал последние страницы «Повести временных лет», пытаясь подчеркнуть заслуги Владимира Мономаха, показать его мудрым князем и защитником Руси. Так появилось второе издание «Повести временных лет».

Кажется, два года спустя, в 1118 году, рукопись прошла очередную правку. Заказчиком и, возможно, автором этого издания был сын Владимира Мономаха Мстислав. Для летописей тех времен (и не только тех) благородное редактирование было в порядке вещей.

Но и это издание дошло до нас не самостоятельно, а в составе других, более поздних летописных сборников. Древнейшая из них — Лаврентьевская летопись, написанная монахом Лаврентием в 1377 году и случайно найденная лишь в XVIII веке князем Мусиным-Пушкиным в Петербурге.

Лаврентьевская летопись

Входит также в Ипатьевскую летопись, и там ее список несколько полнее — есть сведения, отсутствующие в Лаврентьевской летописи. Скажем, только там указано, что в Ладоге поселился варяг Рюрик — этой даты нет в Лаврентьевской летописи. Есть и другие мелкие отличия…

 

СОМНЕНИЯ

 

Если даже реальность Уильяма Шекспира, жившего на полтысячелетия позже, подвергается сомнению, то неудивительно, что Нестору не удалось избежать этой участи. Ряд историков ставили под сомнение само его существование, рассматривая летописца как некий условный, собирательный образ.

Они нашли ряд противоречий между отдельными сведениями, содержащимися в «Повести временных лет» о Киево-Печерском монастыре, и такими же сведениями, содержащимися в других произведениях Нестора — скажем, в «Житии Феодосия». Но такое бывает…

В Лаврентьевском и ряде других списков текст прерывается записью игумена Выдубецкого монастыря Сильвестра «Игумен Сильвестр Михайловский написал книги и летописец». Но это как раз легко объяснимо — выше указано, что он редактировал итоговые статьи…

Имя Нестора указано только в так называемом списке Хлибниковского, написанном на бумаге XVI века — там рукопись подписана слова «Нестор, чернорит Феодосиевско-Печерского монастыря». Имя его упоминается и в Киево-Печерском патерике, где святитель Поликарп вспоминал автора «Повести временных лет» так: «Нестор, написавший Летописец».

Так что, похоже, он действительно существовал и создавал свои произведения — так же, как Шекспир, Сократ и, к сожалению, Дракула. Его воспоминания 1096 г. о набеге половцев на Печерский монастырь явно написаны человеком, лично испытавшим это. Так что не сомневайтесь…

 

ПАМЯТЬ

 

Нестор Летописец официально канонизирован Русской Православной Церковью и другими церквами, не только Православными — например, под именем Нестор Печерский Летописец, он является одним из святых католической Церковь. Его мощи находятся в Ближних Лаврских пещерах.

Мощи святого Нестора

В СССР были выпущены две почтовые марки, посвященные ему, — в 1956 и 1978 годах. Такая марка (с 1998 года) есть в Украине. А Национальный банк Украины в 2006 году выпустил золотую памятную монету номиналом 50 гривен, посвященную Нестору-летописцу.

Орден Нестора Летописца УПЦ

Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве, Борисполе и ряде других городов. Улицы Нестора-летописца есть как минимум в восьми разных населенных пунктах Украины. А в Киеве были поставлены две церкви во имя преподобного Нестора Летописца: на улице Промысловой и улице Доброхотова.

Памятник Нестору в Борисполе

9 ноября, день чествования памяти Нестора-летописца с 1997 года, отмечается как День украинской письменности и языка. И это понятно — ведь Нестор — это, пожалуй, первый известный нам писатель для всех носителей восточнославянских языков. Несомненно — тоже украинский.

 

Все иллюстрации из открытых источников

Вступая в клуб друзей Huxleў, вы поддерживаете философию, науку и искусство

Вступи в клуб друзей

Честный Нестор

Уже стало привычным представлять себе этого древнерусского писца из известной скульптуры Марка Антокольского «Летописец Нестор». Но мы должны быть точными. На Руси двенадцатого века никогда не писали на столе. Они писали так, как мы и сейчас часто читаем с книгой на коленях. И очень редко брали переплетенную книгу, как в случае со скульптурой Антокольского. Книга была «украшена» позже, уже после того, как страницы были написаны. И начали они с прямоугольного пергамента, сложенного вчетверо для октаво или вдвое для кварто.

Рядом с летописцем стоял небольшой низкий столик с чернильницей, пером и маленьким перочинным ножиком. Последний также использовался для соскребания ошибок или пятен с пергамента. Писец заранее продумывал то, что собирался написать, сопоставляя это с более ранними текстами. Был подготовлен чистый лист, и летописец, еще раз обдумав фразу, начал свое повествование. Работал не спеша, крупными буквами, одной сплошной строкой, без пробелов между словами. Пергамент – прочный материал. Прошли сотни лет, но его листы, хранящиеся в наших архивах и книгохранилищах, до сих пор остаются яркими и гибкими, коричневые чернила не поблекли, а иллюминации не потеряли своих красок.

Хроники… Написанные от руки в одном экземпляре, они неоднократно переписывались, сокращались или дополнялись новыми материалами, свидетельствами, рассказами, сказками. Они включали части документов или других предыдущих хроник; они были перетасованы, переплетены в файлы, изменены по стилю и обновлены «идеологически». Это было сделано потому, что летописец не мог излагать события только по своим личным впечатлениям и наблюдениям по той простой причине, что старался датировать летопись «к самому началу» (к сотворению мира, формированию некой государства и др.), соответственно, переписчику приходилось обращаться к уже дошедшим до нас источникам или рассказам о более отдаленных временах.

Кроме того, летописец никак не мог продолжить дело своего предшественника. Во-первых, потому, что каждый летописец обычно следовал определенной политической ориентации и перерабатывал в соответствии с ней первоначальный текст, не только опуская менее важные с его идейной точки зрения факты, но и добавляя собственные материалы и наблюдения, создавая тем самым версию, весьма отличную от прежней. летописный материал. Во-вторых, чтобы его работа не была слишком большой из-за сочетания многих фактов и источников, летописец должен был от чего-то отказаться и опустить некоторые факты, которые он считал менее важными. Таким образом, исследователи никогда не проследят первоначальный авторский текст, ибо то или иное произведение все равно было переписано даже после того, как автор поставил свою последнюю точку. Хроника — это уникальное коллективное произведение; летописцы обычно не ставили их имен, так как это казалось неважным и, следовательно, ненужным.

В нашей истории есть фигура, воплощающая все наши представления о личности и качествах средневекового писца: Нестор, ученый монах Киево-Печерского монастыря, написавший «Повесть временных лет» (известную также как «Повесть временных лет»). История не сохранила достаточных сведений ни о времени и месте рождения летописца, ни о его родителях, ни о дате его смерти. Однако некоторые исследователи, в частности известный украинский ученый Михаил Браичевский, довольно точно определяют время жизни древнерусского писца: 1056-1113 гг. Известно, что он прибыл в Киево-Печерский монастырь намного позже Феодосия Печерского (1074 г.). Преемник последнего, игумен Стефан, постриг Нестора в монашество и возвел в сан диакона.

Нестор был писцом с широким историческим кругозором и большим литературным талантом. Задолго до работы над «Повестями временных лет» он написал «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Но, без сомнения, прижизненным достижением ученого монаха были «Повести временных лет», написанные около 1113 года. Хотя имя «чернорясного Нестора» упоминается в так называемом хлебниковском списке «Повести», т. е. в более позднем сборнике в библиотеке купца Хлебникова, некоторые исследователи сомневаются в его авторстве, так как его имя отсутствует в других списках этой летописи. Однако еще в XIII веке именно Нестор считался на Руси автором этого бесценного памятника русской культуры.

Долгое время научная и квазиполитическая литература называла Нестора старейшим русским летописцем. Но историко-филологические исследования позволили сделать вывод, что ряд летописей был составлен в 1037-1039 годах при дворе Ярослава Мудрого, а также новгородский ряд до 1050 года и два киевских ряда (1073 и 1095). Нестор поставил себе следующую задачу в

Повести временных лет: не только для дополнения предыдущих летописей, в первую очередь Киевской серии 1095, с описанием событий рубежа двенадцатого века, современником и очевидцем которых он был, но и коренным образом изменить повествование о более древней истории Русской земли.

Нестор поместил историю Древней Руси в рамки мировой истории. Свою хронику он начинает с рассказа библейской истории о разделе земли между сыновьями Ноя. Перечисляя народы мира, ученый монах добавляет еще и славян. Летописец подробно рассказывает о древних славянах и о территории, занятой различными славянскими племенами, и особенно подробно рассматривает племена, жившие на территории будущей Руси, в частности поляны, на земле которых был основан Киев. Летопись уточняет и разъясняет многие факты из истории политической и культурной жизни Киевского государства; текст также включает в себя большое количество этнических исторических сказок и фольклорных материалов.

Даже краткий перечень того, что сделал Нестор, доказывает, что именно ему «Повести временных лет» обязаны своим широким историческим кругозором и включением сюжетов из всемирной истории, на фоне которых разворачивается история славян, а затем и Руси. Именно Нестор установил и развил свою версию происхождения княжеской династии Руси и открыто поддержал провозглашенный Ярославом Мудрым идеал земельного государственного устройства: все князья — братья, поэтому они должны подчиняться старшим в своем роду и тот, кто занимает великокняжеский престол в Киеве.

Благодаря патриотическому осмыслению Нестором истории и современности, широкому кругозору и литературному таланту «Повести временных лет» стали, как указывал академик Дмитрий Лихачев, не только собранием фактов истории Руси и не просто историко-публицистическим произведением, но также цельное и высоколитературное историческое повествование о средневековой Руси.

Гражданская позиция Нестора, воплощенная в «Повестих временных лет», отмечает г-н Брайчевский, сказалась на дальнейшей судьбе этого произведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *