Феодосий I Великий Флавий | |
347-395 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
| Феодосий I Великий ФлавийФеодосий I Великий (Theodosius Flavius) — святой, последний император обеих
частей Римской империи в 379-395 гг. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.422. Феодосий I Великий, Флавий (346- 395) — последний император единой Римской
империи. После битвы под Адрианополем полчища варваров рассыпались по Фракии,
овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя. В 382 году Феодосий
победил готов и приостановил их наступление. Согласно Гумилёву, был последним
императором, объединившим власть над восточной и западной частями Римской
империи. Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 612. Феодосий, около 390 г. Через 50 лет после смерти Константина приступили к
уничтожению всех нехристианских исповеданий. Властный епископ миланский,
Амвросий, потребовал, чтобы император сложил с себя титул великого римского
жреца, понтифика. Из здания сената вынесли статую богини Победы, как бы в знак
того, что надо порвать с римской стариной, служившей ложным богам. Древней
римской вере нанесли этим большой удар: старинные семьи сенаторов держались за
нее, потому что с нею были связаны все славные и гордые их воспоминания о
предках. Император Феодосий ревностно исполнял указания миланского епископа. Он
запретил жертвы, не только всенародные, но и в частных домах; жрецы потеряли все
свои права; земли и драгоценности, принадлежавшие храмам, были отобраны в казну. Феодосии преследовал также всех, кто отступал от учения Никейского собора. Все еретики выключались из вселенской или католической (по греческому произношению кафолической) церкви. У ариан, последователей Ария, были отобраны церкви; их богослужение было объявлено святотатством. Амвросий требовал, чтобы власть императора служила орудием епископских решений. В делах совести, учил он, духовенство судит самого императора. Он сам дал пример такого суда. В большом греческом городе Фессалонике* народ убил императорского сановника. Феодосии, страшно разгневанный, велел загнать народ в цирк, где и перебили виноватых и невинных. Когда Феодосии после этого явился в Милан, Амвросий отлучил его за кровавое дело от церкви. Феодосии должен был перед всеми принести покаяние. Примечания * Ныне Салоники. Цитируется по изд.: Виппер Р.Ю. История древнего мира. М.: Республика, 1993. Феодосий Флавий (Flavius Theodosius), Феодосий I Великий (ок. 346-395) — римский император (379-395). Родом из Испании. Сын полководца. Был энергичным военачальником и ловким дипломатом. После гибели императора Валента был провозглашен императором Грацианом августом (соправителем Грациана), ему была передана восточная часть империи. При Феодосии было приостановлено наступление готов (в результате победы над ними в 382 году, а также благодаря соглашению с ними и расселению их в качестве федератов на территории империи). Феодосий окончательно утвердил господство ортодоксального христианства (эдикт de fide catholica 380), активно преследовал сторонников арианства и приверженцев язычества. При нем было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская библиотека; в 394 году отменены Олимпийские игры. Христианская церковь признала его «Великим». Феодосий боролся против узурпаторов императорской власти в западной части
империи: Максима (убит в 388 году) и Евгения (убит в 394 году). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974. Феодосий I Великий Флавий — Римский император в 379—395 гг. Род. 11 янв. 347 г. + 17 янв. 395 г. + + + Феодосии родился в северной Испании. Отец его,
Гонорий, был полководцем в армии Валента и вел
свой род от императора Траяна (Виктор: «О жизни и
нравах римских императоров»; 48). В юности
Феодосии получил хорошее общее образование, а
военную науку постигал в армии отца. Под его
началом он воевал против скоттов и саксов в
Британии, а затем против мавров в Африке. Его
мужество и способности военачальника очень рано
были отмечены императором (Гиббон: 26). По
свидетельству Марцеллина, Феодосии был назначен
полководцем в Мезию в то время, когда был еще
безбородым юношей. Феодосии принял власть в очень трудное время.
По свидетельству всех писателей,
андрианопольское поражение повергло римлян в
полное уныние. Одно имя готов приводило солдат в
ужас. Тем временем Феодосии, разбитый тяжелым
недугом, принял в 380 г. крещение от православного
епископа Асхолия. Болезнь его стала отступать, и
он совершенно излечился. Прибыв после этого в
Константинополь, Феодосии показал себя горячим
защитником православия. Арианскому епископу
Демофилу он предложил или принять веру в
единосущие Христа с Богом-Отцом, либо удалиться
из столицы. Демофил избрал последнее. Вслед за
ним Константинополь покинули многие ариане,
более сорока лет владевшие здесь всеми церквами.
В 381 г. Феодосии собрал в Константинополе Второй
Вселенский собор, на котором арианство и другие
ереси подверглись строгому осуждению, а принятый
на Никейском соборе символ веры был уточнен
таким образом, чтобы исключить всякое превратное
его толкование (Сократ: 5; 6—8). Император своей
властью утвердил это решение и издал целый ряд
законов, объявлявших единственно правильной
веру отцов Никейского собора. Между тем понемногу утихла война с варварами. В
октябре 382 г. Феодосии заключил с вождем
Фри-тигерном договор, по которому готы получали
для поселения земли в Нижней Мезии и Фракии и
поступали на службу к императору в качестве
федератов (Иордан: 145). С этого времени Феодосии
правил спокойно и твердо до самой своей смерти.
Аврелий Виктор пишет, что он был кроток и
благожелателен ко всем, особенно же к хорошим
людям. Он давал изысканные и веселые пиры, однако
без пышности, речь его была солидна и приятна. Он
был ласковым отцом и примерным супругом. В
отношении наук его образование было
посредственно, но он от природы отличался
проницательностью. Впрочем, от размеренной и приятной жизни
Феодосия отвлекали распри в западной части
империи. В 387 г. он вступился за Валентиниана II,
брата Грациана, изгнанного из Италии тираном
Магном Максимом. Соперники встретились в
Паннонии на берегу Савы. Первый день сражения не
принес никому победы, но на следующее утро
Феодосии благодаря своему превосходству в
коннице (она сплошь состояла из варваров — готов
и алан) одержал победу. Максим был захвачен и
казнен (Гиббон: 27). Следующие три года Феодосии
провел в Италии, управляя отсюда всей империей.
Среди многих полезных деяний, совершенных им в
это время, историки пишут и об одном несомненно
позорном, наложившем темное пятно на память об
этом государе. В том же году Феодосии возвратился в
Константинополь, оставив Валентиниана упрарлять
западной частью империи. Два года спустя
Валентиниан был убит, и власть захватил ритор
Евгений. В 394 г. Феодосии выступил против него во
главе своей армии. Сражение произошло неподалеку
от Аквилеи на берегу Фригиды. В первый день воины
Евгения потеснили отряды вараров, которых было
великое множество в армии Феодосия (Сократ: 5; 25). На короткое время и в последний раз вся империя объединилась в руках одного государя. Однако спустя всего четыре месяца Феодосии по пути из Рима занемог в Медиолане и умер, завещав власть двум своим сыновьям (Феофан: 386). Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001. Далее читайте:Все римляне (биографический указатель в алфавитном порядке) Римские императоры (биографический указатель в хронологическом порядке) Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Литература:Чернявский Н. Ensslin W., Die Religionspolitik des Kaisers Theodosius, Münch., 1953.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| | ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Император Феодосий I Великий в истории Церкви
Во всемирной истории не так уж много личностей, имеющих титул Великий. Достаточно назвать некоторые имена – Александр Македонский, Кир II, Антиох III (Сирийский), Гней, Помпей, римский император Константин, Петр I, Екатерина II, франкский король Карл I, русский великий князь Иван III, некоторые другие полководцы и правители государств Западной Европы.
Достаточно известные имена! Достойное место в их ряду занимает и римский император Феодосий I Великий. Причем, он был не только правителем Римской империи, но и поборником христианства, канонизированным впоследствии в лике святого (память его совершается 17(30) января).
Флавий Феодосий I Великий (11 января 347 г. — †17 января 395 г., римский император в 379-395 гг.) был последним императором единой Римской империи. С его правлением связаны крупные перемены в политической жизни Римской империи: именно в это время в ее восточные пределы вторглись восточные германцы — готы, за век до того вышедшие из земель в устье Вислы, прошедшие через болота Припяти и Поднепровье и постепенно расселившиеся в Северном Причерноморье. Таким образом, при Феодосии Римская империя вступила в эпоху Великого переселения народов.
Флавий Феодосий родился в испанском городе Кавка в провинции Галисии. Там располагались обширные владения его отца, также носившего имя Флавий Феодосий, преуспевающего полководца, происходившего из рода императора Траяна.
Дед и бабка Феодосия Великого со стороны отца, Гонорий и Ферманция, были православными христианами, благодаря чему и отец будущего императора, и он сам были воспитаны в христианской вере.
Феодосий Старший, дослужился до командующего конницей при императоре Валентиниане. Римский историк Аммиан Марцеллин характеризует его как человека, «доблести которого в ту пору выделялись своим блеском среди других как недосягаемые». В последние годы Феодосий Старший подавлял восстание местных племён во главе в Северной Африке, однако в 375 году был обвинён в измене и в 376 году казнён.
Феодосий провел юность на родине, в Испании. О его образовании известно мало, источники сообщают лишь о его интересе к истории. С 368 г. он сопровождает своего отца в военных походах. Под его началом он ведет боевые действия против скоттов и пиктов в Британии и отражает там набеги саксов (368-369 гг.), воюет на Рейне с аламаннами (370 г.), а затем с сарматами в Подунавье (372-373 гг.). Его мужество и способности военачальника очень рано были отмечены императором.
По свидетельству того же Аммиана Марцеллина, Феодосий был назначен полководцем в Мезию в то время, когда был еще безбородым юношей. В многократных стычках он разбил полчища сарматов и принудил их к миру. Но в 376 г. военная карьера Феодосия внезапно прервалась, он вернулся в Испанию, что, вероятно, было связано с опалой и смертью его отца. Казалось бы, Феодосию уже никогда не достичь высот власти, но в 378 г. положение резко изменилось. 9 августа 378 г. император Восточной Римской империи Валент был разбит готами под Адрианополем и, попав в окружение, погиб в горящей хижине. Готы рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя. В этой чрезвычайной ситуации император Западной Римской империи Грациан прибыл в Сирмий на Балканах, вызвал к себе Феодосия и 19 января 379 г. провозгласил его императором над всеми восточными провинциями Римской империи.
Феодосий принял власть в весьма трудное время. По свидетельству всех писателей, поражение под Адрианополем повергло римлян в полное уныние.
Одно имя готов приводило воинов в ужас, нечего было и думать с таким войском давать новую битву. Следующие четыре года были потрачены Феодосием на то, чтобы вернуть армии утраченный боевой дух. Местом своего пребывания новый император избрал Фессалоники. Отсюда он руководил боевыми действиями и управлял своей половиной империи. Военное обучение вскоре принесло свои результаты, а косность и праздность были искоренены.
В Фессалониках его постигла тяжелая болезнь. Феодосий решил принять Таинство крещения, так как он, хотя и держался христианских воззрений, однако, еще не был крещен, очевидно, по обычаю того времени откладывать крещение до последних дней жизни, чтобы чистым предстать пред престолом Небесного Судии. Прежде чем принять крещение, Феодосий призвал к себе епископа Фессалоники Асхолия и имел с ним беседу о религиозных воззрениях последнего и даже всей империи. Узнав, что никейское учение процветает, а ересь Ария не проникла в Иллирию, император, передают одинаково все церковные историки, с величайшей радостью принял крещение от епископа Асхолия.
Таинство благодетельно подействовало на его болезнь: Феодосий почувствовал облегчение. Крещение Феодосия сыграло важную роль не столько в жизни императора как отдельного члена Церкви Христовой, но и в жизни всего государства. Это был, так сказать, поворотный пункт, который поставил Феодосия в прямые отношения к Церкви, дал ему возможность принять участие в устройстве церковных дел. И действительно, со времени крещения Феодосий выступает в новой для себя роли – в роли верховного правителя церкви, заботам о которой он посвящает не мало, если не больше времени, чем государству.
После своего выздоровления Феодосий прибыл в Константинополь, где показал себя горячим защитником Православия. Арианскому епископу Демофилу он предложил или принять веру в единосущие Христа с Богом Отцом, либо удалиться из столицы. Демофил избрал последнее. Вслед за ним Константинополь покинули многие ариане, более сорока лет владевшие здесь всеми церквами
Став императором, Феодосий порвал с установленной ранее императором Константином Великим религиозной системой, которая в целом сохраняла нейтралитет государства по отношению к разнообразным культам и исповеданиям граждан империи.
При Феодосии догматы христианства начали фиксироваться не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались правительственными указами.
27 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий в Фессалониках (в период войны с готами) издал основополагающий эдикт «О вселенской вере». Была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе. В нем говорилось:
«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Пётр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе».
Через год, в январе 381 года был выпущен новый эдикт с уточнением фессалоникского постановления. Победа никейцев была закреплена «идеологически» на Константинопольском соборе (Втором Вселенском) в июле 381 года, а затем поддержана административно запретом возглавлять церкви епископам неникейского исповедания.
Арианство и другие течения в христианстве, отличные от Никейского Символа веры, объявлялись ересями, и подлежали преследованию государством. Хотя арианских убеждений продолжали придерживаться множество жителей империи, им запрещалось иметь свои церкви и собираться в населённых пунктах. Репрессии направлялись, в основном, против некоторых представителей клира еретических течений. В 388 году, воспользовавшись уходом Феодосия на войну с Магном Максимом, ариане устроили волнения в Константинополе, но Феодосий ограничился лишь предупреждением в их адрес.
Однако борьба с язычеством происходила без жестоких репрессий (свойственных, например, императору Юлиану Отступнику, пытавшемуся восстановить язычество, или императорам-арианам, боровшихся с Православием).
Никейская формула веры, поддержанная Феодосием, стала официально называться кафолической. Однако религиозный вопрос не был окончательно разрешён, теологические споры о природе Христа и сути веры продолжились с новой силой в 1-й половине V века.
Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями (в частности, смертью каралось обращение за прорицаниями), но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии.
В 381—385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Эдикт 391 года нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам:
«Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг [языческих] храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения.
Судья должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом».
В 392 году христиане под руководством воинствующего патриарха Александрийского Феофила разрушили культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку. Феодосий запретил изучение и преподавание астрологии), хотя и до его указа с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались.
В то же время продолжала существовать знаменитая философская школа в Афинах. В Александрии христиане с интересом изучали классическую античную философию без ущерба для своего религиозного чувства. Знатные сенаторы в Риме продолжали традиционно придерживаться языческих воззрений, хотя без возможности публично исполнять прежние церемонии.
Фактически практика язычества продолжалась внутри отдельных семей или в глухих углах империи; празднества языческих культов переплелись с христианскими обрядами и обычаями.
Среди многих полезных деяний, совершенных Феодосием в это время, историки пишут и об одном, наложившем темное пятно на память об этом государе.
В 390 году произошли волнения в крупнейшем городе Македонии Фессалониках. Командующий войсками в провинции Иллирик Ботерих посадил в тюрьму популярного в народе колесничего за бытовую провинность. Толпа местных жителей потребовала освободить его как человека, необходимого для предстоящих скачек, а когда Ботерих отказался, они убили его, забросав камнями. Погибли также другие представители имперской администрации. Феодосий, расценив это как мятеж, приказал перебить заранее определённое число горожан. Погибло по разным свидетельствам от 7 до 15 тысяч жителей.
Когда после этих событий Феодосий хотел помолиться в церкви, Св. Амвросий Медиоланский не пустил его за порог, обвиняя в убийстве невинных и требуя покаяния. Только спустя 8 месяцев епископ простил императора, заставив того принять закон, по которому утверждение смертных приговоров откладывалось на 30 дней после вынесения приговора.
Феодосий вернулся в Константинополь 10 ноября 391 года. После ухода Феодосия из Италии фактическую власть в Западно-Римской империи осуществлял не император Валентиниан, а его главнокомандующий войсками франк Арбогаст. Попытки Валентиниана отстоять свои полномочия привели к конфликту, в результате которого 15 мая 392 года он был убит при неясных обстоятельствах. Не дожидаясь решения Феодосия, 22 августа Арбогаст возвёл на императорский престол своего ставленника, начальника имперской канцелярии Евгения.
Феодосий отказался признавать легитимность Евгения и летом 394 года двинул армию в Италию. 6 сентября 394 года в предгорьях восточных Альп на реке Фригид (на границе совр. Словении с Италией) состоялось генеральное сражение. Передовой отряд войска Феодосия из 10 тысяч готов был полностью истреблён Арбогастом. Евгений к исходу дня после окончания сражения стал преждевременно праздновать победу. Полководец Арбогаста Арбицион перешёл на сторону Феодосия, что, возможно, стало решающим фактором в разгроме узурпатора.
Внезапно воины Феодосия прорвались в лагерь западных римлян к палатке императора-узурпатора. Евгений был схвачен и немедленно обезглавлен, его голову на пике показали его войскам, которые в массе своей перешли на сторону Феодосия. Арбогаст бежал в горы, за ним выслали погоню, и он закололся, чтобы избежать пленения.
На несколько месяцев Феодосий стал фактическим правителем единой Римской империи. В Риме он провозгласил сына Гонория императором, отменил через сенат ряд древних языческих церемоний и собирался вернуться в Константинополь, где на время своего отсутствия оставил править старшего сына Аркадия.
17 января 395 года Феодосий Великий скончался в Медиолане (современный Милан). Его забальзамированное тело в том же году было доставлено в Константинополь для погребения.
Перед смертью Феодосий успел осуществить мирный раздел наследия Римской империи между сыновьями. Старшему Аркадию досталась Восточная часть со столицей в Константинополе, которая в современной историографии получила название Византия.
Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи.
С 395 года греческая восточная и латинская западная половины империи больше никогда не соединялись под единым управлением. Западная часть империи развалилась под натиском варваров спустя 80 лет, а Византия более тысячелетия сохраняла преемственность традиций Римской империи.
(из книги А. Медельцова «Правители». Кн. вторая «Древняя Греция, Древний Рим, Византия». Минск. «Колорград».2021г. Использованы также православные источники
Александр Медельцов
Историк, член Союза писателей Беларуси
Феодосий I | Биография, достижения, монеты и факты
Феодосий I
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 11 января 347 г. Испания
- Умер:
- 17 января 395 г. (48 лет) Милан Италия
- Должность/Офис:
- император (379-392), Римская империя
- Роль в:
- Первый Константинопольский собор
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Феодосий I , псевдоним Феодосий Великий , полностью Флавий Феодосий , (род.
11 января 347, Каука, Галлеция [ныне Кока, Испания] — умер 17 января 395, Медиоланум [ныне Милан, Италия ]), римский император Востока (379–392 гг.), а затем единоличный император Востока и Запада (39 г.2–395), который в энергичном подавлении язычества и арианства утвердил символ веры Никейского собора (325 г.) как универсальную норму христианской ортодоксии и распорядился о созыве второго Всемирного собора в Константинополе (381 г.) для разъяснения формула.
Происхождение и юность
Феодосий родился в провинции Галлеция на северо-западе Испании. Его отцом должен был стать полководец Флавий Феодосий; имя его матери неизвестно. Его бабушка и дедушка, как и его родители, вероятно, уже были христианами. Феодосий, выросший в Испании, не получил обширного образования, но был интеллектуально открыт и проявлял особый интерес к изучению истории.
Находясь в штабе своего отца, он участвовал в кампаниях против пиктов и скоттов в Британии в 368–369 годах, против алеманнов в Галлии в 370 году и против сарматов на Балканах в 372–373 годах.
В качестве военачальника в Мезии, римской провинции в нижнем течении Дуная, он победил сарматов в 374 г. Когда его отец был приговорен к смертной казни и казнен в результате политических интриг врагами при дворе, Феодосий удалился в свои испанские поместья. В конце 376 года он женился на Элии Флацилле, тоже испанке. Его первый сын, будущий император Аркадий, родился в 377 г., а дочь Пульхерия — в 378 г.
Сразу после катастрофического поражения императора Валента, погибшего от рук вестготов и других варваров 9 августа 378 г. близ Адрианополя, император Грациан неожиданно вызвал Феодосия к своему двору. Когда Феодосий еще раз доказал свои военные способности победой над сарматами, Грациан 19 января 379 г. провозгласил его соправителем. Его владениями должна была стать восточная часть империи, включая провинции Дакии (современная Румыния). ) и Македонии, куда особенно проникли варвары за последние несколько лет.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Ранние годы на посту императора
В 379 и 380 годах Феодосий проживал главным образом в Фессалониках.
Сначала он стремился восстановить армию, дисциплина которой была значительно подорвана, и укрепить позиции Рима на Балканском полуострове. Военную неподготовленность нельзя было преодолеть одной только воинской повинностью, которая касалась лишь определенных сословий. Поэтому Феодосий приказал принять в армию большое количество тевтонов, которым было отказано в военной службе. 379Однако, когда иностранцы уже широко смешались с остальной армией, как среди войск, так и во всех чинах офицерского корпуса, Феодосий сделал не больше, чем многие его предшественники, для поощрения этого процесса. В отличие от Запада, в провинциях Феодосия и римляне, и тевтоны были одними из ведущих полководцев.
Признавая, что варвары, вторгшиеся в провинции еще в 375 г., уже не могут быть изгнаны силой и что он может рассчитывать на помощь Грациана лишь в ограниченной степени, Феодосий искал новые возможности для сосуществования. Это привело к дружескому приему вестготов Атанариха в 381 г. и заключению союзного договора, или foedus , с основными силами вестготов осенью 382 г.
Готовам, обязавшимся оказывать военную помощь, была отведена территория для заселения между нижним Дунаем и Балканскими горами. В соответствии с этой новой договоренностью весь народ поселился на имперской земле, сохранив при этом свою автономию. Феодосий, возможно, надеялся, что готы объединятся, как и группа готов, поселившаяся недалеко от Никополя в Мезии около 350 г.; их лидер, епископ Ульфила, вел миссионерскую работу среди партий 9-го0061 foedus из 382.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Некоторые историки считают Феодосия предвзятым в пользу готов. Его даже обвиняли в том, что благодаря договору 382 г. он внес решающий вклад в падение Рима. Тем не менее следует отметить, что политика этого договора, предпринятая в оправданном расчете на увеличение римской военной мощи и рекультивацию пустошей, никоим образом не стала обычной. Вместо этого император принял строгие меры против дальнейших вторжений тевтонских отрядов и не позволил возникнуть никаким сомнениям относительно притязаний римлян на превосходство над варварами.
Положение Феодосия осложнялось острым антагонизмом, возникшим около 379 г. между последователями Никейского Символа веры (согласно которому Иисус Христос есть та же субстанция, что и Бог Отец) и несколькими другими христианскими группировками в его части империи. Сам Феодосий, первый император, не принявший титул pontifex maximus (верховный хранитель древнеримских культов), уверовал в Никейский символ веры, несмотря на свое крещение лишь после тяжелой болезни осенью 380 г.
По политическим и религиозным мотивам он энергично взялся за достижение единства веры в империи. Его положение было улучшено тем фактом, что в течение 379 г. последователи Никейского символа веры получили распространение, после чего Феодосий 28 февраля 380 г., не посоветовавшись с церковными властями, издал указ, предписывающий символ веры, который должен был быть обязательным для всех подданных. Только люди, верившие в единосущность Бога-Отца, Сына и Святого Духа, должны были отныне считаться христианами-католиками — обозначение, которое здесь впервые появляется в документе.
Несомненно, что в этом указе провозглашен принцип религиозной нетерпимости. Однако при оценке эдикта — который не следует рассматривать просто как изолированное мероприятие — следует помнить, что для христиан Феодосий был императором по милости Божией. Таким образом, будучи приверженным защите истинной веры, он никоим образом не осуществлял свое заявленное намерение силой. Символ веры, предписанный в 380 г., был вновь определен в начале 381 г. и как бы церковно санкционирован церковным собором, созванным Феодосием в Константинополе летом 381 г. Это собрание считается вторым Вселенским собором.
Symbolum Nicaeno-Constantinopolitanum (т. е. Никео-Константинопольский символ веры [или Символ]), который до сих пор используется большинством христиан, наряду с рангом отцов собора епископа Константинополя непосредственно после епископа Рима, может таким образом, восходит к Феодосию. Отныне власть императора в вопросах веры должна была признаваться епископами Востока. Однако нет оснований говорить о жестко организованной императорской церкви, контролируемой императором.
Период, когда Феодосий пребывал в основном в Константинополе, с конца 380 по 387 гг., относится к тому периоду, к которому можно отнести большую часть его мер по благоустройству столицы. План Форума Тавра, крупнейшей общественной площади, известной в древности, спроектированной по образцу Форума Траяна в Риме, выдающийся. Однако неясно, в какой степени император поощрял расцвет искусства и литературы в свое время.
Первый Константинопольский собор | Описание, история, доктрина и значение
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Родился 11 января 347 г., умер 17 января
395 г. Феодосий был сыном полководца армии императора Валентиниана I, сам служил
офицером. После гибели в 378 г. императора восточной части империи Валента в
Адрианопольском сражении император Грациан спустя год провозгласил Феодосия
августом в г. Сирмий. В 382 г. Феодосий заключил мир с вестготами и расселил их
в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная, при этом они должны были нести
воинскую повинность. В 388 г. Феодосий устранил узурпатора Максима Магна и
передал власть над Италией Валентиниану II. После убийства последнего Арбогастом Феодосий предпринял в 394 г. второй поход в Италию, в ходе которого разбил
войска узурпатора Евгения под Аквилеей и на короткое время объединил всю империю
под своей властью. Отказался от арианства в пользу православного вероучения,
провозглашенного единой государственной религией на созванном им в
Константинополе Втором Вселенском соборе. По примеру императора Грациана
Феодосий отверг сан великого понтифика и преследовал язычников.
В 391-392 гг. он
запретил языческие культы, а в 394 г. — проведение Олимпийских игр. Был женат на
Галле, дочери императора Валентиниана I и августы Юстины. Перед смертью Феодосий
I разделил империю между своими сыновьями Аркадием и Гонорием, которые
соответственно в 383 и 393 гг. стали августами. Этот шаг означал фактический
конец единой Римской империи и привел в 395 г. к образованию двух
самостоятельных империй на Западе и Востоке. Феодосий проводил политику
покровительства готским племенам, за что получил прозвище «Друг готов».
Перед смертью разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. В
свое правление покончил с язычеством, запретил приносить кровавые жертвы. Принял
никейское вероисповедание.

Он был последним
императором, объединившим власть над западной и восточной частями империи
(394-395).
Нечего было и думать с такой армией давать
новую битву. Следующие четыре года были
потрачены Феодосием на то, чтобы вернуть
римлянам утраченный боевой дух. Местом своего
пребывания новый император избрал Фессалонику.
Отсюда он руководил боевыми действиями и
управлял своей половиной империи (Гиббон: 26).
Военное обучение вскоре принесло свои
результаты, а косность и праздность были
искоренены. Феодосии, вообще отличавшийся острым
умом, доблестью и здравомыслием, добивался
твердости как строгостью приказов, так и
щедростью и лаской. И действительно, после того
как воины обрели веру в себя, они стали увереннее
нападать на готов и постепенно вытеснили их из
пределов Фракии. Но тогда же Феодосии заболел, и
состояние его было почти безнадежно. Это вновь
придало готам дерзости. Часть из них отправилась
грабить Фессалию, Эпир и Ахайю, другие
устремились в Паннонию. Когда император Грациан
узнал, что в связи с роковым и безнадежным
недугом Феодосия готы усилили свой натиск, то он
явился на восток, дал им много даров, снабдил
продовольствием и заключил с ними мир (Иордан:
139—141).
Все церкви должны
были отныне передаваться православному
духовенству ( Созомен: 7; 9). Точно так же Феодосии,
первым из императоров, подверг гонениям
язычников и издал закон, повелевавший закрывать
и разрушать по всей империи языческие храмы
(Феодорит: 5; 21).
В еде и питье он был умерен
(Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»;
48), а также отличался целомудрием и воздержанием.
Однако он был гневлив и вспыльчив (Гиббон: 27).
Кроме того, пишут, что он был невоздержан в тратах
и предан неумеренной роскоши (Филосторгий: II; 1),
беспечен и даже склонен к лени (Евнапий: 50).
В 390 г. случилось народное
возмущение в фессалониках. Феодосии, не разобрав
дела, велел подвергнуть жителей города
беспорядочному избиению. Всего было убито около
пятнадцати тысяч горожан без различия пола и
возраста. Этим злодеянием Феодосии разгневал
медиоланского епископа. Амвросия, который при
всем народе не допустил императора в храм, так
как руки его обагрены кровью невинных. Чтобы
умилостивить прелата, Феодосии в одежде
кающегося грешника всенародно исповедовался в
своих грехах. Он был первым из императоров,
демонстративно склонившим голову перед
авторитетом церковной власти (Созомен: 7; 25).
Только ночь спасла Феодосия от полного
поражения. Но на другой день ему удалось
обещаниями переманить на свою сторону большой
отряд противника. Кроме того, в разгар сражения
началась сильная буря. Ветер дул прямо в лицо
воинам Евгения. Они не выдержали двойного
натиска и бежали. Евгений был схвачен и
обезглавлен (Гиббон: 27)
P., Император Феодосий Великий и его царствование в
церковно-историческом отношении, Сергиев-Посад, 1913;
