Этика философии Иммануила Канта
28.09.2020
Этические взгляды И. Канта основываются на тех же положениях, что и теория познания, и его философская система в целом. Этика Канта оказалась более доступной для понимания современников и получила достаточно широкое признание, хотя некоторые обвиняли ее автора в субъективности, в формализме и др.
В основе этики Канта лежит идея автономии человеческого разума в области практических действий. Человек — это разумное существо, которое самостоятельно; точно так же, как в теории познания человек диктует природе законы ее функционирования, так и в области практических действий человек абсолютно самостоятелен. Никто и ничто, кроме его самого, не можем влиять на его действия и на его нравственный выбор, от которого эти действия зависят.
И. Кант подчеркивает такие сущностные характеристики человека, как разум, свобода, независимость, и поэтому этику Канта иногда называют «автономной этикой», чтобы подчеркнуть, что это этика субъектов свободных, разумных и независимых.
Добрая воля у Канта в его этике концентрирована в понятии «обязанность», «долг». Нравственный человек поступает так с позиций его обязанности, долга поступать именно так, а не иначе. Такая этика называется ригористической, категорической, она должна быть подчинена только моральному закону. Этот моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, И. Кант называет категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Имеются и другие интерпретации категорического императива:
- поступай так, чтобы твои поступки были образцом для всех;
- поступай так, как бы ты хотел, чтобы другие люди поступали по отношению к тебе;
- поступай по отношению к другим людям так, чтобы они не были для тебя средством, а только целью.
И. Кант называет нравственное сознание практическим разумом, он выше теоретического разума. В практическом разуме человек должен руководствоваться не теоретическим разумом — рассуждениями, а чувством долга. Человек, будучи природным существом, должен подчиняться законам практического разума — нравственным установлениям.
В третьей книге — «Критика способности суждения» — И. Кант выдвинул идею всеобщей целесообразности. Эта идея проявляется:
- в природе: все в природе имеет свой смысл — в организации живой, неживой природы, в строении организмов, в размножении, в развитии;
- в эстетике: человек наделен способностями, которые должен максимально эффективно использовать в различных сферах жизни и культуры.
В антропологии и в социально-политической науке И. Кант развивал следующие взгляды:
- человек наделен изначально злой природой;
- спасение человека возможно только через нравственное воспитание и приучение человека жестко следовать в своем поведении моральному закону — категорическому императиву.
В отношениях между государствами и народами, а также в рамках каждого общества И. Кант был сторонником демократии, приоритета права. Он осуждал войны и считал их преступлениями против человечества, утверждал, что наступит время, когда войны станут экономически невыгодными и будут запрещены законом.
Историческое значение философии И. Канта невозможно оценить. Так, впервые было дано объяснение возникновения Солнечной системы из вращающейся туманности, состоящей из разреженных в космосе частиц материи. К тому же это объяснение было основано не на догадках и интуиции, а на достижениях естествознания Нового времени, в частности на механике И. Ньютона. Кант обосновал идею развития Вселенной, это была предпосылка понимания развития космоса как процесса возникновения, развития и гибели космических тел. В теории познания И. Кантом была выдвинута идея о наличии границ в познавательных способностях человека. Разработана система категорий как предельно широких понятий, которые составляют логическую структуру мышления.
В этике И. Кантом создана уникальная теория нравственности и сформулирован основной закон этики — категорический императив. Поставлен вопрос о значении демократии и права не только в каждом отдельном обществе и государстве, но и в международных отношениях. И. Кант выдвинул также весьма гуманную гипотезу о движении человечества к всеобщему вечному миру как в силу объективной невыгодности войны по экономическим соображениям, так и в силу осознания человечеством необходимости их запрета посредством соответствующего международного права.
Ключевые слова: Кант, Философия, Просвещение, Этика
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме |
---|
Идеи философии Иммануила Канта Степанович В. А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы… |
Немецкая классическая философия XIX в. Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018 |
Философия Жан-Жака Руссо Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы… |
Французский материализм XVIII века Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы… |
Идеи и философия Г. Лессинга и И. Гердера Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы… |
Классическая — немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды Н.В. Рябоконь. Философия УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2009 |
Философия Иоганна Г. Фихте Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы… |
Философия Фридриха Шеллинга Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы… |
Этика Канта кратко
Имануил Кант является основоположником классического немецкого идеализма, а также критического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в городе Кенигсберг, расположенном в Восточной Пруссии, где уделял много времени философии, наукам и преподавал в университете. Кант не был заурядным ученым, он интересовался различными научными трудами, а не только философскими проблемами.
Этика Канта представляет собой учения о нравственности, изложенные в его работах «Критика практического разума» и «Метафизика нравов». Последняя работа представляет собой более завершенную, строгую концепцию об этике.
Учения канта описывают идеи о чистом разуме, он говорит заключительное слово, после которого в дело вступает область практического разума и воли человека. Практический ум значительно преобладает над теоретическим, ведь человеческая воля обязывает быть человека нравственным существом, он предписывает человеку свойство познавать вещи в себе, которые бывают только мыслимыми, например, веру в свободу или в Бога. Человек очень чувственен от природы, воля, обращаясь к нему, дает приказы, которые могут быть объективно-действительными либо субъективно действительными. Объективно-действительные приказы представляют собой обязательные предписания и категорический императив, заставляющий нас поступать нравственно, не зависимо от личной выгоды.
Этика Канта кратко описывает нравственность человека. Мы должны быть нравственными не ради собственных интересов, а ради самой нравственности, и быть добродетельными только ради самой добродетели. Человек обязан исполнять свой нравственный долг хорошим поведением. Он не должен совершать хорошие дела из-за особенностей своего нрава, а исключительно из чувства долга, он должен побороть свои склонности и желания для этого. Только такой человек может быть назван нравственным, а не тот, который склонен природой к добрым делам.
По мнению Канта, закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он выступает как априори. Стремление к нему не должно быть навязано ни Богом, ни желанием счастья, ни чувствами. Он должен исходить из практического разума, быть основанным на автономности нашей воли, поэтому наличие нравственности дает нам право оценивать себя как независимого самостоятельного деятеля. В идею и правду необходимо верить, особенно желающим выполнить свой этический долг.
Идеал человека вмещает в себе совокупность добродетели и счастья. Но не счастье должно являться главной целью для нас. Только добродетель и осознанное стремление к ней должно быть целью в жизни. Этика Канта кратко дает понять, в каких случаях человек может позволить себе блаженство. Этика и счастье сосуществуют лишь в потусторонней жизни, это предписывает Бог, когда главным долгом человека будет возможность испытывать блаженство. Таким образом, стремление к счастью может быть осуществлено лишь верой в Бога, а значит только на моральной почве, и ни в коей мере не на умозрительной.
Основой религии служит мораль, выражающаяся в Божьих заповедях, которые относятся к нравственным законам, и наоборот. Если судить религию как кладезь морали, то можно придти к мысли, что религия должна восприниматься рационально, а ее истинная цель — нравственные поступки.
Философия канта стала основой для новых философских течений. Для своих учений Кант переосмыслил эмпиризм, рационализм из работ, дошедших и до наших времен. Он сопоставил их с собственными идеями и создал вечные теории об этике и морали, которые не могут быть разрушены.
Кем был Иммануил Кант? — Центр этики
Иммануил Кант (1724–1804) был революционной фигурой в современной западной философии благодаря своим новаторским работам в области метафизики и этики.
Он был одним из самых влиятельных философов 18-го века, а его работы в области метафизики и этики до сих пор оказывают неизгладимое влияние.
Одним из величайших вкладов Канта в философию была его моральная теория, деонтология, которая оценивает действия по тому, соответствуют ли они действительному правилу, а не по результату действия.
Согласно теории Канта, если вы следуете моральному правилу, такому как «не лгать», и это приводит к причинению вреда людям, то вы все равно поступаете правильно.
Деонтология с тех пор стала одной из «большой тройки» моральных основ в западной традиции, наряду с этикой добродетели (основанной на работах Аристотеля) и консеквенциализмом (на примере утилитаризма).
Воля
Кант утверждал, что мораль не может быть основана на наших эмоциях или опыте мира, потому что это сделало бы ее слабой и субъективной и лишенной безусловного обязательства, которое, по его мнению, было центральным в моральном законе.
«Каждый должен признать, что закон должен нести в себе абсолютную необходимость, если он хочет быть нравственно действительным, то есть действительным как основание обязательства», — писал он.
Его беспокоило то, что без этого чувства безусловного обязательства такое моральное правило, как «не лги», могло бы конкурировать с другими соображениями и быть отвергнуто ими, как если бы кто-то решил, что может лгать, потому что это соответствует его интересам, и они ценят свои интересы больше, чем мораль.
Скорее, Кант утверждал, что мораль должна основываться на разуме, который один может обеспечить безусловную необходимость, которая заставляет мораль преобладать над нашими субъективными интересами.
Отправной точкой Канта была сама наша природа, как разумных по своей природе существ со «свободной волей». причинных сил.
Наша воля дает нам возможность не только решать, как достичь наших целей, но и какие цели преследовать; это как раз то, что означает свобода. Однако Кант утверждал, что когда мы поймем нашу природу как разумных существ, мы поймем, что разум приказывает нам вести себя определенным образом, и это может лечь в основу объективного морального закона.
Категорический императив
Кант провел известное различие между различными типами команд или императивов, которые указывают нам, как действовать. Один тип — гипотетические императивы.
Итак, один гипотетический императив может сказать , если вы хотите успеть на автобус в 17:05 вовремя, , тогда вы должны уйти из дома не позднее 17:00. Многие моральные системы его времени фактически основывались на гипотетических императивах, а их целью было достижение счастья или удовлетворение наших интересов.
Однако Кант считал, что такие гипотетические императивы не могут быть основой морали, поскольку мораль должна обязывать нас действовать безоговорочно и независимо от любых других целей, которые у нас могут быть. Следовательно, тот, кто следовал гипотетическим императивам для достижения таких целей, как удовлетворение своих желаний или избежание наказания, не действовал морально.
Он противопоставил их категорическим императивам, которые безусловно связывают нас, независимо от того, какие другие цели у нас могут быть. Кант утверждал, что мораль должна состоять из категорических императивов, так как это единственные правила, которые могут придать морали ее безусловную необходимость.
«Если долг есть понятие, которое должно иметь смысл и действительный законодательный авторитет для наших действий, то это может быть выражено только в категорических императивах, а отнюдь не в гипотетических», — писал он.
Возникает вопрос: откуда берутся категорические императивы? Кант утверждал, что на самом деле существует только один категорический императив, и он вытекает из самой нашей природы как рациональных агентов.
Как только мы абстрагируемся от всех случайных обстоятельств и субъективных желаний, которые есть у людей, все, что у нас останется, — это наша рациональная природа, которая присуща всем волевым людям. Эта объективная точка зрения, лишенная всякой субъективности, одинаково относится ко всем рациональным агентам, поэтому любой направляющий их императив должен применяться повсеместно.
Отсюда Кант пришел к категорическому императиву, который обычно формулируется как «действовать только в соответствии с максимой, согласно которой вы можете в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом». Это сделало все моральные заповеди универсальными, так что если что-то не так для меня, то это должно быть неправильно и для всех разумных существ во все времена.
Этот категорический императив стал основой всех моральных законов Канта, эффективно закрепив особо утонченную версию Золотого правила.
Королевство целей
Поскольку мы по своей природе рациональные агенты, мы являемся и авторами, и субъектами морального закона. Таким образом, Кант говорил, что каждый человек — да и каждое разумное существо — является «самоцелью, а не просто средством для произвольного использования той или иной волей».
Это означает, что мы должны относиться ко всем разумным существам как к самоцелям, а не только как к средствам для достижения каких бы то ни было целей.
Итак, утверждал Кант, если бы каждый рациональный агент подчинялся категорическому императиву и относился ко всем остальным как к целям, а не средствам, то это привело бы к тому, что он назвал «царством целей».
Это королевство в том смысле, что это союз индивидуумов, действующих по общему закону, и в данном случае законом является категорический императив, который побуждает всех относиться ко всем остальным как к самоцели.
Кант признал, что это было бы чем-то вроде моральной утопии, но выдвинул это как видение того, как могло бы выглядеть действительно рациональное моральное общество.
Противоречие и влияние
Деонтологическая этика Канта была чрезвычайно влиятельной, но также и противоречивой, поскольку многие философы критиковали ее за то, что она основана на нереалистичной концепции человеческой рациональности, а также за чрезмерную негибкость.
Например, Кант утверждал, что лгать всегда неправильно, потому что, если бы кто-то солгал, это фактически одобрило бы ложь для всех, а это нарушило бы рациональную автономию людей.
Однако мы можем представить некоторые ситуации, когда ложь может считаться правильным поступком, например, ложь потенциальному убийце, чтобы скрыть своих потенциальных жертв. Не говоря уже о лжи своему партнеру о выборе одежды для поддержания гармоничной домашней обстановки.
Вот почему многие этические консеквенциалисты, считающие, что на самом деле важны результаты, скрежещут зубами при мысли о том, что Кант требует, чтобы мы никогда не лгали.
Некоторые мыслители также — возможно, безжалостно — говорили, что Кант фактически переделал своего рода теорию морали, основанную на божественном повелении, которая была популярна в его лютеранском христианском сообществе, за исключением того, что он заменил Бога Разумом (и даже тогда, подсунув немного Бога в на стороне).
Философия Канта оказалась чрезвычайно влиятельной. Его синтез эмпиризма и рационализма оказался для того времени прорывом, и его моральная теория до сих пор имеет ярых защитников.
Этика согласно Иммануилу Канту
Как определить правильное действие?
Это первый из серии блогов о современной философии этики. Этика имеет дело со стандартами поведения, которые определяют, как человек должен действовать. Этика не описывает, как мы действуем. Этика занимается такими вопросами, как: Каким человеком я хочу быть?
Одним из этических взглядов является деонтология. Выдающимся деонтологом является Иммануил Кант (1724-1804). В кантианской этике нравственность поступка определяется исходя из причин наших поступков. Кант применил «категорический императив» для определения моральной обоснованности конкретного действия: «Поступай только в соответствии с той максимой, согласно которой ты можешь в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом». «Максиму» наших действий можно рассматривать как намерение, стоящее за нашими действиями. Максима отвечает на вопрос: что я делаю и почему?
Максима — это правило или принцип, по которому вы действуете. Например, вы можете взять за правило каждый год отдавать на благотворительность столько же, сколько тратите на отдых. Или вы можете сделать своим принципом уменьшение своего экологического следа.
Категорический императив — безусловный закон. Например, «Не мошенничайте с налогами». Даже если вы хотите обмануть и это послужит вашим интересам, вы не можете обманывать.
Принципы Канта основаны на представлении о том, что у каждого из нас есть ценность или достоинство, которые необходимо уважать. Это достоинство делает неправильным, чтобы другие злоупотребляли нами или использовали нас против нашей воли. Кант выразил эту идею как моральный принцип: к человечеству всегда следует относиться как к цели, а не только как к средству. Относиться к кому-то как к простому средству для достижения цели — значит использовать этого человека для продвижения собственных интересов. Но относиться к человеку как к цели — значит уважать достоинство этого человека, предоставляя каждому свободу выбора для себя.
Нравственный закон Канта основан на «разумной воле» — воле, которая целиком посвящена или руководствуется беспристрастностью и универсальностью действия. Кантовская «Метафизика морали » состоит из двух отдельных частей: «Доктрина права» и «Доктрина добродетели». Право касается действий самих по себе, не зависящих от мотива, который агент может иметь для их совершения, добродетель касается надлежащего мотива для действий, связанных с долгом. Правильные действия определяются на основе нравственного принципа Всеобщности. Доктрина добродетели обращается к обязанностям, устанавливая, что существуют определенные цели, достижение которых является нашим долгом, — «обязанности добродетели». Нравственного совершенства можно достичь, действуя в соответствии с этими целями.
Кант понимал добродетель как силу или волю выполнять свои обязанности, несмотря на внутренние и внешние препятствия. Кант считал, что быть вполне добродетельным значит иметь добрую твердо решительную и вполне готовую к преодолению искушений безнравственности. Хотя мы никогда не сможем полностью достичь этого, мы обязаны стремиться к этому. Для Канта высшее благо состоит из совершенной добродетели и заслуженного счастья вместе.
Кант трактует счастье и нравственность как два несопоставимых понятия. Он ввел понятие категорического императива, независимо от того, увеличивает ли его соблюдение непосредственно счастье. Формулировки категорического императива дают нам законы, которым нужно следовать, чтобы поддерживать человеческую свободу и автономию, рассуждая о своих обязанностях перед человечеством, а не о том, что делает человека счастливым.
Кантианская этика представляет собой привлекательный подход к этичному принятию решений, но страдает от своих строгих абсолютов. Иногда в жизни нам следует отклоняться от ее норм, например, нам, возможно, придется солгать, чтобы спасти жизнь другому.