Иконописцы древней руси: 7 великих русских иконописцев — Русская семерка

6 великих русских иконописцев — блог издательства ✍ «Никея»

«За гранью открытий в области материального мы можем открыть для себя Создателя, так же как можем узнать автора стихотворения, картины, иконы или музыкального произведения. Мы его ни с кем не путаем, а слушаем и говорим: «О, это мог написать только такой-то». Это верно и в отношении Бога» — слова митрополита Антония Сурожского о взгляде на окружающий мир в его последних беседах.

И трепет в ней, и сила вдохновенья!
Пред ликом сердце в сладостном огне…
Икона – человечьих рук творенье –
Запечатлела дух на полотне 

Л. Голубицкая-Басс

Любая икона — неизбежно неполный образ Христа, Богородицы, того или иного святого: только сам человек является истинным образом самого себя. Но каждый иконописец приобщался к Богу, узнал нечто о Боге через приобщение, в приобщении и запечатлел свой опыт на холсте или на дереве.

Каждая икона передает нечто абсолютно подлинное, но через восприятие конкретного иконописца.  

В некотором смысле это то, как мы воспринимаем Христа в Его Воплощении. Мы пишем иконы, которые сильно разнятся между собой, и ни одна из них не воспроизводит абсолютно точно Самого Христа, а изображает Его так, как я Его вижу, как я Его знаю. Замечательно то, что у нас нет фотографического изображения Христа, которое дало бы нам сиюминутное и чрезвычайно ограниченное представление о Его облике и сделало бы Его чуждым любому, кто знает Его иным.

Митрополит Антоний Сурожский

#BOOK_WITH_PHOTO#

Узнать больше о духовном завещании владыки вы можете, подробнее ознакомившись с циклом бесед «Уверенность в вещах невидимых» , где в последние девять месяцев приходских встреч митрополит без остатка раскрывается слушателю, словно желая ничего не оставить недоговоренным перед своим уходом.


Сегодня мы поговорим о тех, кто запечатлел живые образы и память на полотне икон, — об иконописцах. Кто они? Какие работы нам известны? Где можно увидеть своими глазами их творения?

В Древней Руси считалось, что быть иконописцем – это целый аскетический, морально-созерцательный путь.

«Именно России дано было явить то совершенство художественного языка иконы, которое с наибольшей силой открыло глубину содержания литургического образа, его духовность. Можно сказать, что если Византия дала миру по преимуществу богословие в слове, то богословие в образе дано было Россией».

Леонид Успенский, богослов, иконописец

1. Феофан Грек (около 1340 — около 1410)

Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность.

Точные годы жизни художника неизвестны, предположительно он родился в Византии в 1340 г. и в течении долгих лет расписывал храмы Константинополя, Халкидона, Галаты, Кафы, Смирны. Но всемирную славу Феофану принесли иконы, фрески и росписи, сделанные именно на Руси, куда он прибыл уже сложившимся мастером своего дела в возрасте 35 – 40 лет.

Перед приходом на Русь работал Грек над большим количеством соборов (около 40).

Первая и единственная полностью сохранившаяся его работа, чье авторство имеет подтверждение, – это роспись храма

Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, где Феофан Грек пребывал около 10 лет.


О ней упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Р. Х.) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения …. А подписал мастер греченин Феофан». Остальные работы иконописца определяются только по признакам его творчества.


Преподобный Макарий Великий, фреска из храма Спаса Преображения на Ильине улице,
г. Великий Новгород

Фрески известного иконописца легко узнать по пастельным тонам и белым бликам поверх темного красно-коричневого тона, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд, также его стилю присущи достаточно резкие линии. Яркая творческая индивидуальность Феофана проявляется в свободной, смелой, предельно обобщенной, временами почти эскизной манере письма. Образы, созданные Феофаном, отличает внутренняя сила, огромная духовная энергия.

Он оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера.

Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.


Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Для его работ характерны экспрессия и внутренняя сила.

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям, в частности из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому, иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. Приехав в Москву около 1390 г., имел множество заказов, был известен и как искусный миниатюрист. Исследователь

Б. В. Михайловский писал о нем:

«Работы Феофана поражают своим виртуозным мастерством, смелостью уверенной кисти, исключительной выразительностью, блестящей свободой индивидуального творчества».

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году.

В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нем нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и ее отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Во фресках иконописца острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни.

Ограниченность цветовой гаммы (черный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира.


Фигуры архангелов в храме Спаса Преображения на Ильине улице,


г. Великий Новгород

Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современников Феофана Грека и последующие поколения русских художников.


Даниил Черный (около 1350 — около 1428)

Даниил Черный, биография которого не сохранилась в полных достоверных источниках, обладал сильнейшими талантами, а именно даром психологической характеристики и колоссальным живописным мастерством. Все его произведения гармоничны до мелочей, целостны и выразительно колоритны. Совершенство рисунка и живость движения выделяют его произведения из ряда самых талантливых мастеров.

Учитель и наставник Андрея Рублева. Оставил после себя богатое наследие фресок, мозаик, икон, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор г. Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра, г.

Сергиев Посад Московская обл.).


Фреска «Лоно Авраамово». Успенский собор, г. Владимир

Кстати, тот факт, что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублевым, создает проблему разделения творчества двух художников.

Откуда произошло такое прозвище — Черный?

Оно упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах», написанном в конце XVII — начале XVIII века. Эти летописи являются свидетельствованием и ясным доказательством того, что Даниил расписывал Успенский собор во Владимире вместе с Андреем Рублёвым. В источниках имя Даниила называется первым перед именем Рублёва, что еще раз подтверждает старшинство и опытность первого. Не только «Сказание о святых иконописцах» указывает на это, Иосиф Волоцкий также называет Даниила учителем знаменитого Рублёва.

По стечению обстоятельств или, вероятнее всего, из-за эпидемии, Даниил скончался одновременно со своим соратником в 1427 году от некого «морового поветрия» (лихорадки). Оба знаменитых автора погребены в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.


Андрей Рублев (около 1360 — около 1428)

Известный на весь мир русский иконописец, монах-художник, причисленный к лику святых. На протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского иконописного искусства. Был канонизирован в год тысячелетия Крещения Руси.

Год рождения преподобного Андрея Рублева неизвестен, как и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что он происходил из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.


Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году.

В его работах творениях прослеживается уже сложившийся к тому времени особый московский иконописный стиль. Сам преподобный Андрей много лет жил, а после кончины был погребен в столичном Андрониковском монастыре на берегу Яузы, где сейчас действует музей его имени.

Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался историческими примерами святости и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.

В житии преподобного Сергия Радонежского сказано: 

«Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея».


Фреска «Спас нерукотворный», Спасский собор Андроникова монастыря,
Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Рублевский Спас — это воплощение типично русской благообразности. Ни один элемент лица Христа не подчеркнут чрезмерно — все пропорционально и согласованно: он рус, глаза его не преувеличены, нос прямой и тонкий, рот мал, овал лица хотя и удлиненный, но не узкий, в нем совсем нет аскетичности, голова с густой массой волос со спокойным достоинством возвышается на сильной стройной шее.

Самое значительное в этом новом облике — взгляд. Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему; в нем чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его. Брови свободно приподняты, отчего нет выражения ни напряжения, ни скорби, взгляд ясный, открытый, благожелательный.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века. В основе сюжета лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Сарой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.

Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения — жертвенная любовь. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям.

Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение.


На этой иконе нет лишних деталей и каждый элемент несет особую богословскую символику. Чтобы создать подобный шедевр недостаточно было быть гениальным художником. Троица, как и все творчество Рублева, стало вершиной русской иконописи, но, кроме того, она является свидетельством той духовной высоты, которую достиг преподобный Андрей своим монашеским подвигом.

Дионисий (около 1440 — 1502)

Ведущий московский иконописец и изограф конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва и его самым талантливым учеником.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (15 век).

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием — фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.


Икона Преподобного Димитрия Прилуцкого, Ферапонтов монастырь,
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Архангельская область.

Одной из лучших икон Дионисия является икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля. Создание иконы было связано с ожидаемым в 1492 году концом мира. Полное название иконы: «Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда». 


Изображены многоярусные композиции: толпы верующих людей в красивых одеждах, охваченных единой силой молитвы, склонённых перед агнцем. Вокруг молящихся разворачиваются величественные картины Апокалипсиса: за стенами белокаменных городов полупрозрачные фигуры ангелов, контрастируют с чёрными фигурами демонов. Несмотря на сложность, многофигурность, многолюдность и многоярусность композиции, икона Дионисия «Апокалипсис» изящна, легка и очень красива по колористическому решению, как традиционная иконопись Московской школы от времён Андрея Рублёва.

Симон Ушаков (1626 — 1686)

Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, отразивший в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия.

Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи. 

Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Он был человеком весьма развитым для своего времени, в первую очередь талантливым художником, прекрасно владевшим всеми средствами техники той эпохи.

К 50-м годам XVII столетия относятся первые подписные и датированные произведения Ушакова, и самое раннее из них – икона «Богоматерь Владимирская» 1652 года. Он не просто выбирает прославленный древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием».


Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская,
на обороте – Голгофский Крест. 1652

В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение.


Икона «Тайная вечеря» (1685 г.) Успенский собор Троице-Сергиевой лавры,
Московская область

В своем творчестве он стремился к более реальной подаче человеческого лица и фигуры. Одновременно с этим в композициях он все так же придерживался старых образцов и правил, отчего видна двойственность в его искусстве. Он много раз писал образ Спаса Нерукотворного, стараясь придать лику живые человеческие черты: выражение страдания, грусти; передать теплоту щек и мягкость волос. Однако он не выходит за рамки правил иконописания.


Спас Нерукотворный, 1678 г

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы.

На первый взгляд, ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени: если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь (хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу), то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.

Ушаков был учителем для многих художников XVII в. и стоял во главе художественной жизни Москвы. Значительная часть иконописцев пошла по его стопам, постепенно освобождая живопись от старых приемов.

Феодор Зубов (около 1647 — 1689)

Зубов Фёдор Евтихиевич – видный одаренный художник-иконописец, живший в 17 веке. Писал свои творения в стиле барокко.


Икона «Илья Пророк в пустыне», 1672 г.

Как и Симон Ушаков, он работал при царском дворе знаменщиком Оружейной палаты и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых. Работал над стенными росписями Кремлёвских соборов.

Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

Основные черты творческого исполнения его работ — калиграфический стиль, свойственный устюжским иконописцам, с преобладанием тончайшего декоративного «узорочья». Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

3убов вводит в одно произведение несколько сюжетов, среди которых один — главный, а остальные — второстепенные, но трактованные тщательно, со всей полнотой художественной и содержательной убедительности. Вот как поэтически описана одним из исследователей XIX века ранняя работа 3убова —- икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (около 1650, ГТГ): 


«… Там вьется священная река Иордан, там растут деревья, листья которых щиплют олени; львы пьют там из реки, из той же реки черпает воду святой пустынножитель, и олень мирно лежит рядом с ним. Золотые сосны вычерчивают свои силуэты на темном фоне лесной чащи, и над верхушками их дымится настоящее небо».

На примере этого произведения 3убова видно, как в недрах иконописи зарождался будущий живописный пейзаж.

Иконопись: из истории появления на Руси

Петербургская икона.

В своей первой публикации мне хотелось бы рассказать, конечно же, об иконописи. Как она появилась на Руси, откуда возникла.

Иконопись, иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины. А русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси.

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире. Наверное, любому обывателю известна эта история, поэтому не буду останавливаться на ней. Вместе с крещением князь Владимир привёз из г. Херсонес в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» (греческих) икон ни одной не сохранилось. Вообще, из Киева,Чернигова, Переяславля, Смоленска и других южных и западных русских городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в этих городах располагались крупные художественные центры. О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров — первые росписи храмов делались мастерами, приглашёнными из Византии. А икона, то есть образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).

В VIII веке христианская Церковь столкнулась с ересью иконоборчества, идеология которой возобладала полностью в государственной, церковной и культурной жизни. Иконы продолжили создаваться в провинциях, вдали от императорского и церковного надзора. Выработка адекватного ответа иконоборцам, принятие догмата иконопочитания на Седьмом вселенском соборе (787 год) принесли более глубокое понимание иконы, подведя серьёзные богословские основы, связав богословие образа с христологическими догматами.

Богословие же иконы оказало огромное влияние на развитие иконографии, складывание иконописных канонов. Отходя от натуралистической передачи чувственного мира, иконопись становится более условной, тяготеющей к плоскостности, изображение лиц сменяется изображением ликов, в которых отражается телесное и духовное, чувственное и сверхчувственное. Эллинистические традиции постепенно перерабатываются и приспосабливаются к христианским концепциям. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.

Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Алимпий) (1114 год). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе святой Софии в Новгороде Великом. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас. Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой.

Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV-XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек,Андрей Рублёв, Дионисий. Самобытные школы иконописи формируются в Грузии, южнославянских странах.

С XVII века в России начинается упадок иконописи, иконы начинают писаться больше «на заказ», а с XVIII века традиционную темперную (темпера) технику постепенно вытесняет масляная живопись , в которой используются приёмы западноевропейской художественной школы: светотеневая моделировка фигур, прямая («научная») перспектива, реальные пропорции человеческого тела и так далее. Икона максимально приближается к портрету. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие, художники.

После так называемого «открытия иконы» в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.

После Октябрьской революции 1917 года в период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено, иконе в «стране победившего атеизма» определено было единственное место — музей, где она представляла «Древнерусское искусство» Иконопись приходилось восстанавливать по крупицам. Огромную роль в возрождении иконописи сыграла Соколова М.Н (монахиня Иулиания). В эмигрантской среде восстановлением традиций русской иконописи занималось общество «Икона» в Париже. Она изучала и сохраняла иконописные традиции. Создала и сохранила множество прорисей и иконографий которые собрала в книге «Труд иконописца» по которой до сих пор учатся наши современники.

Сейчас мы можем видеть множество восстановленых икон в музеях, можем проследить по векам и стилям как развивалось искусство иконописи. Очень важно восстановить нам не только иконописание, но и иконопочитание, чтобы наше отношение к образу было святым, благоговейным. Люди не интересуются тем, что за икона перед ними, относятся к ней, как к амулету. Необходимо восстановить отношение к иконе, как к вероучительному тексту, потому что она выражает нашу веру.

Надеюсь, то немногое, что мне сегодня вкратце удалось рассказать будет вам интересно и я постараюсь периодически писать подобные статьи.

С уважением, Мария Финогенова.

Рейтинг

5.0 (2 голоса)

Петербургская икона.

Россия, Санкт-Петербург

Магазин (100)

Блог (97)

Следите за творчеством мастера

Публикации по теме

Ключевые слова

  • Ключевые слова
  • икона
  • иконопись
  • живопись
  • история иконописи
  • портрет
  • стиль
  • иконостас
  • троица
  • распятие
  • ангел
  • мастерство
  • храм
  • роспись
  • темпера
  • краски
  • золото

Рубрики публикаций

Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack

русская иконопись.

Собрание Русского музея в Санкт-Петербурге. больше года назад Официально приняв христианство в 988 году, Древняя Русь приняла и византийскую культуру, благодаря которой в стране появилось религиозное искусство. Период между 10 и 17 веками считается эпохой Средневековья в русской истории. В это время религия играла центральную роль в стране. Было построено большое количество церквей и соборов, украшенных изнутри мозаикой, фресками и, конечно же, иконами.
Сейчас самые ценные иконы обычно хранятся в музеях, потому что эти организации могут обеспечить им наилучший уход. В технике иконописи используется темпера на левкасе. Для того чтобы краски были ярче, ее часто покрывали слоем специальной олифы, но, к сожалению, примерно через 70-100 лет эта нефть становилась все темнее и темнее. Его часто удаляли, а потемневшие места закрашивали. Можно сказать, что иконы, которые мы сегодня можем видеть в музеях, были впервые «реставрированы» уже сотни лет назад.
г. Радикальные реформы, проведенные Петром I в первой четверти XVIII в., привели к резкому упадку религиозного искусства. Иконами уже не восхищались как произведением искусства, а особо почитаемые не реставрировались и потому потемнели настолько, что с большим трудом можно было разглядеть и формы, и предметы. Часто иконы называли «черными досками» и интереса к ним как к предметам коллекционирования практически не было. Интерес к древнему византийскому искусству впервые возник в Санкт-Петербургской Академии художеств, и поэтому произведения такого искусства стали собираться и использоваться в качестве учебного материала. Однако на рубеже 20-го века спрос на древнерусское искусство стал расти, и старинные иконы стали приобретать члены царской семьи, а также частные коллекции. Императорская коллекция сейчас выставлена ​​в Русском музее и насчитывает более 5000 произведений древнерусского искусства.
Самая древняя икона, представленная в экспозиции музея, датируется XII веком и называется «Златовласый Ангел» («Архангел Гавриил»). Предполагается, что эта икона была написана для русской церкви византийским мастером, а ее название происходит от золотых ниточек, которые есть у ангела в волосах. Эти струны символизируют Царство Христово.
К числу наиболее известных иконописцев Древней Руси относятся монах по имени Андрей Рублев и его ученик Дионисий. Оба проявляли комплексный подход к своему делу: украшение соборов фресками и создание икон для иконостаса. Андрей Рублев получил известность после завершения иконостаса Успенского собора во Владимире (две иконы из него находятся в Русском музее).

Государственный Русский музей

Корпус Бенуа (Русский музей)

Наб. кан. Грибоедова 2

/st-petersburg-en/benois-wing-russian-museum_10323v

Проект корпуса Бенуа выполнен архитекторами Л. Бенуа и С. Овсянниковым в 1910-1912 гг. Изначально здание предназначалось для разных …

подробнее

Государственный Русский музей

Михайловский дворец (Русский музей)

Инженерная ул. 4

ВЫБОР РЕДАКТОРА

/st-petersburg-en/mikhailovsky-palace-russian-museum_141314v

Михайловский дворец — традиционный эпицентр Русского музея, построенный в 1825 году. Расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга, это прекрасный …

подробнее

Выбор редактора

Государственный Русский музей

Замок Святого Михаила

Садовая ул. 2

избранное

/st-petersburg-en/st-michaels-castle_9779v

История Михайловского замка восходит к 1797 году, когда началось строительство императорской резиденции в историческом центре Санкт-Петербурга. К 1801 году … 90 007

подробнее

Избранное

Государственный Русский музей

Строгановский дворец

Невский пр. 17

избранных

/st-petersburg-ru/stroganov-palace_141112v

На Западе известность семьи Строгановых во многом связана с тем, что они окрестили блюдо из сливок и коньяка. Однако они были в один … 90 007

подробнее

Избранное

Государственный Русский музей

Мраморный дворец

Миллионная ул. 5 корп. 1

избранное

/st-petersburg-en/marble-palace_141118v

Мраморный дворец долгое время был центром культурных подвигов столицы. Он был построен в 1785 году Антонио Ринальди для любимого графа Екатерины II …

подробнее

Избранное

Андрей Рублев: русский средневековый иконописец

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Хронологию живописи
и скульптуры см.:
Хронология истории искусства.
Общий обзор см.:
История искусств.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ КАРТИНЫ
Список шедевров см.:
Величайшие картины всех времен.

Введение

Один из лучших позднесредневековых старых Мастера России и, наверное, самый известный ее иконописец Андрей Рублев известен ветхозаветной иконой. картина, известная как Святой Икона Троицы (1411-25, темпера/дерево, ГТГ, Москва). Эта изысканная работа русского искусство с его тонкой лепкой и большим чувством живописной глубины, знаменует тонкий шаг в сторону от плоских иератических традиций византийской искусство к новым формам, впервые предложенным Джотто и другие прото Художники эпохи Возрождения. Помимо икон, Рублев выполнил большое количество фресок и работал над несколько освещенных рукописи, в том числе Хитрово Евангелие . Ученик Феофана. греком (ок. 1340-1410), Рублев помогал ему в украшении Благовещенский собор в Москве и в соборе Успение во Владимире.

 

Биография

россиян считают Рублева своим величайшим иконописец, художник, чье творчество воплощает в себе все самое прекрасное в русском средневековье живопись 14 века. Он превзошел все другие средневековые художников в искусстве смешения суровых правил и традиций Византийское христианское искусство с русским мечтательное представление о красоте и задумчивый, интроспективный взгляд вызвано влиянием итальянских чувств на славянское воображение. Несмотря на то что Рублева Деисус , уничтоженный пожаром в 1547 году, единственная упомянутая икона по эстетическим соображениям в средневековых хрониках почти так же мало известно о жизни Рублева как о жизни Феофана. Он родился в Пскове, вероятно около 1370 г., и известно, что он расписал стены собора Успения во Владимире, но эти росписи были так плохо восстановлены в начале 20-го века, что теперь они не проливают свет на раннее творчество Рублева. способ. Первое реальное упоминание о Рублеве относится к 1405 году, когда он — вместе с Феофаном Греком и Прохором Городецким — исполнили ряд панно и религиозные росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Видеть также: Кристиан Искусство византийского периода.

В какой-то неустановленный период своей жизни, Рублев стал монахом Спас-Андрониевского монастыря в Москве, но нет ничего, что указывало бы на то, учился ли он у Феофана до принятия его обетов или некоторое время после 1395 года, когда Феофан переехал в Москву. Все что мы знаем, так это то, что Рублев никогда не уезжал из Москвы после входа в Спас Андроньевский монастырь, и что большая часть его работ была проделана внутри и вокруг город. Поскольку сохранившиеся его работы находятся либо во Владимире, или в Москве Рублева часто причисляют к мастерам Владимиро-Суздальской или раннемосковская школа, но ингредиенты его стиля происходят главным образом из Новгорода школа иконописи.

Икона Святой Троицы Покраска

Ветхий Завет Рублева Святая Троица (1411-25) считается его шедевром религиозного искусства — действительно, это должна быть одна из лучших русских религиозных картин в существовании. На основе более ранней иконы под названием «Гостеприимство ». Авраама Рублев убрал со сцены Авраама и Сарру, и через тонкое использование композиции и символизма изменил тему, чтобы сосредоточиться на Тайне Святой Троицы. До того как недавно она висела в Троице-Сергиевом монастыре, ибо которую Рублев нарисовал, и сейчас находится в Третьяковской Галерея в Москве. Икона очень проста по своей композиции. Рублёва версия сцены такая же, как и в раннехристианских катакомбные росписи. На ней изображены три ангела, сидящие за столом Авраама.

Ангел слева от первого лица Троицы — Бог Отец; средний ангел представляет Бога-Сына; правый ангел — это Бог Дух Святой. Все трое благословляют чаша, в которой находится принесенный в жертву теленок, приготовленный для еды. теленок означает смерть Христа Спасителя на кресте, а ее приготовление как пища представляет таинство Евхаристии. Каждый ангел держит тонкий посох в нежной руке как символ их божественной силы, и каждый появляется как двойник своего собрата, ибо каждый представляет один душа трижды перевоплощалась. Твердая, объединяющая симметрия кротких, но аристократические фигуры смягчаются тонким использованием формы и цвета. В их деликатности нет ничего наивного или упрощенческого, ничего однообразного. в близком сходстве между ангелами. Их духовность пронизывает картина, когда они сидят с таинственно устремленными миндалевидными глазами на неизвестный нам мир, мир, из которого эти создания духа, посетив землю на мгновение, переведите дыхание. Пейзаж, в котором они делают паузу, удивительно хорошо настроены на их эфирную материальность.

Прочие иконы, фрески, Освещение и художественный стиль

Еще одна икона почти наверняка Рублева это Богородица, по образцу Богородицы Владимирской . Это виртуозно в своей деликатности и демонстрирует безукоризненное усвоение итальянского нежность. Он обладает той же целостностью и изысканной чувствительностью, что и Троица , и столь же успешно сочетает изящество с суровостью, или смешение итальянского натурализма формальным языком иконописи.

Рублев, как известно, нарисовал большую количество икон, а также работать над росписями собора Успенского и Спасо-Андрониевского монастырей в Москве, но его настенные росписи ждут очистки, и многие его иконы, несомненно, все еще быть обнаруженным. Когда они будут раскрыты, Рублев появится в его полный рост как одного из величайших религиозных художников всех времен. Среди прочего тогда можно будет определить, соответствует ли стилизованный рисунок облака или усика, который появляется на некоторых из его икон, так же характерна для его творчества, как отдельная ветвь или цветок для Гольбейна. портреты.

Картина Рублева сочетает в себе две важные черты: чувство аскетизма и гармонию византийского маньеризма. И фигуры на его картинах неизменно мирный и спокойный. Возможно, по этим причинам его искусство стало узнаваемым. как воплощение религиозной ортодоксии и иконографии. В Стоглави Собор (1551 г.) Рублевский стиль иконописного искусства был объявлен образцом для храма. картина.

Как и его хозяин Феофан Грек, Рублев был мастером темперы и фрески а также энкаустика. Кроме икон и росписей он создал ряд других работ, в том числе религиозные панно, миниатюры и различные формы библейских иллюстраций, такие как Хитрово Евангелие .

Сообщается, что Андрей умер на Андроньевском монастыря в январе 1430 года. Его творчество оказало влияние на многие другие русские художники, в том числе Дионисий (ок. 1440–1502). В 1959 году Андрей Рублев Музей открыт для публики в Андроньевском монастыре в Москве. В В 1988 году Рублёв был причислен к лику святых Русской православной церковью.

Информацию о ранней итальянской панно см. сиенский Школа живописи под руководством великого Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319).

 

Избранные картины

Работы, приписываемые Рублеву можно посмотреть в церквях и лучших художественных музеях по России. В том числе:

Крещение Иисуса (ок. 1405) Собор Благовещения, Москва.
Благовещенский (ок.1405) Благовещенский собор, Москва.
Вознесение (1408) Третьяковская галерея, Москва.
Свято-Михайловский (1408) Иконостас, Успенский собор, г. Владимир.
Андрея Первозванного (1408) Успенский собор, г. Владимир.
Св. Иоанн Богослов (1408) Успенский собор, г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *