Икар дедал: Дедал и икар — Брюсов. Полный текст стихотворения — Дедал и икар

Дедал и икар — Брюсов. Полный текст стихотворения — Дедал и икар

Литература

Каталог стихотворений

Валерий Брюсов — стихи

Валерий Брюсов

Дедал и икар

Дедал
Мой сын! мой сын! будь осторожен,
Спокойней крылья напрягай,
Под ветром путь наш ненадежен,
Сырых туманов избегай.
Икар
Отец! ты дал душе свободу,
Ты узы тела разрешил.
Что ж медлим? выше! к небосводу!
До вечной области светил!
Дедал
Мой сын! Мы вырвались из плена,
Но пристань наша далека:
Под нами — гривистая пена,
Над нами реют облака…
Икар
Отец! Что облака! Что море!
Удел наш — воля мощных птиц:
Взлетать на радостном просторе,
Метаться в далях без границ!
Дедал
Мой сын! Лети за мною следом,
И верь в мой зрелый, зоркий ум.
Мне одному над морем ведом
Воздушный путь до белых Кум.
Икар
Отец! К чему теперь дороги!
Спеши насытить счастьем грудь!
Вторично не позволят боги
До сфер небесных досягнуть!
Дедал
Мой сын! Не я ль убор пернатый
Сам прикрепил к плечам твоим!
Взлетим мы дважды, и трикраты,
И сколько раз ни захотим!
Икар
Отец! Сдержать порыв нет силы!
Я опьянел! я глух! я слеп!
Взлетаю ввысь, как в глубь могилы,
Бросаюсь к солнцу, как в Эреб!
Дедал
Мой сын! мой сын! Лети срединой,
Меж первым небом и землей…
Но он — над стаей журавлиной,
Но он — в пучине золотой!
__________
О юноша! презрев земное,
К орбите солнца взнесся ты,
Но крылья растопились в зное,
И в море, вечно голубое,
Безумец рухнул с высоты.
1 апреля 1908

1908 г.

Длинные

Серебряный век

Стихи Валерия Брюсова – Длинные

Стихи Валерия Брюсова – Серебряный век

Другие стихи этого автора

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Короткие

Всем

О, сколько раз, блаженно и безгласно,

В полночной мгле, свою мечту храня,

Серебряный век

У себя

Так все понятно и знакомо,

Ко всем изгибам глаз привык;

Серебряный век

Одна

В этот светлый вечер мая,

В этот час весенних грез,

Серебряный век

Мы

В мире широком, в море шумящем

Мы — гребень встающей волны.

Серебряный век

Творчество

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Серебряный век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Икар Дедал

Приехавший в Ленинград из Новороссийска в 1983 году, Андрей Крисанов почти сразу влился в движение «Новых художников» под предводительством Тимура Новикова. Участники этого движения смогли уловить нерв времени, буквально превращая окружающую атмосферу в искусство. Помимо живописи, с 1986 года Андрей Крисанов стал играть на бас-гитаре в группе «Кино». В начале 1990-х годов он уехал в Европу, прожил несколько лет в Швейцарии, где сотрудничал с галереями и провел несколько успешных выставок. После возвращения в Санкт- Петербург в 1994 году он не перешел на позиции неоакадемизма, разработанного к тому времени Новиковым, а продолжил работать в узнаваемой манере «Новых художников».

Лаконичности композиции Андрей Крисанов определенно научился у Тимура Новикова, чьи тряпичные панно конца 1980-х — начала 1990-х годов были построены с учетом разработанной им теории о «знаковой перспективе». Представленная картина подтверждает это: Крисанов убирает все лишнее, составляя уравновешенную комбинацию из нескольких элементов с четким контуром. Стилистике «Новых художников» соответствует и построение колорита картины на чистых, «бодрых» цветах, и характерные персонажи: квадратноголовые человечки, которые появились в 1980-х в творчестве Крисанова у одного из первых и были подхвачены другими «Новыми». Молодые художники впервые познакомились со знаменитыми квадратноголовыми человечками в зарубежных комиксах и журналах по искусству, в которых они увидели ультрасовременные для 1980-х произведения Жан-Мишеля Баския и Кита Харинга. Другим важным источником для круга «Новых художников», почитающих русский авангард, был трафаретный язык, в начале ХХ века изобретенный Владимиром Маяковским в «Окнах РОСТа».

В таком авангардно-панковском стиле Крисанов пишет классический античный сюжет из мифа об Икаре и Дедале. Дедал — прославленный скульптор, знаменитый во всей Греции художник, вместе с сыном Икаром оказывается в заточении во дворце царя Миноса. Для побега Дедал создает две пары крыльев из воска и перьев — конструкция искусная и надежная, но только на отдалении от воды и солнца. Дедал предупреждает сына об опасностях, но юноша настолько увлекается полетом, что приближается слишком близко к солнцу. Крылья его тают, Икар падает в море и погибает, а его безутешный отец проклинает свое искусство. История Дедала и его легкомысленного сына веками волновала и вдохновляла художников. В творчестве Андрея Крисанова летающие люди занимают особое место, наряду с огненными ангелами и бесконечными самолетами. Вслед за авангардистами и в общем русле «Новых художников» художник искренне, почти по-детски, увлекается «красивыми» идеями — о космосе, о море, о полете. Эта восторженность неизбежно должна была привести художника к сюжету об Икаре и Дедале, полной драматизма истории об искусстве и любви. V

Другие работы художника

Андрей Крисанов

«К звездам», 2009

холст, акрил
50 х 60 см

ОСЕННИЕ ТОРГИ 2013

Андрей Крисанов

Эх, яблочко!, 2007

холст, акрил
70 х 90 см

ВЕСЕННИЕ ТОРГИ 2014

Андрей Крисанов

ЦУП, 2000

холст, акрил
80 х 80 см

ВЕСЕННИЕ ТОРГИ 2014

Андрей Крисанов

Утюгон, 2003

холст, акрил
50 х 70 см

ВЕСЕННИЕ ТОРГИ 2014

Андрей Крисанов

Душ, 1984

оргстекло, масло
74 х 24 см

ВЕСНА 2015

Андрей Крисанов

Каникулы, 2011

флаг-шерсть, акрил, стеклярус
115 х 130 см

ОСЕННИЕ ТОРГИ 2013

Дедал и Икар — для меня это все по-гречески!

Часть 4: Гордыня и Возмездие

арт от ReyeD33 на Deviantart, $\ccbyncnd$

Адаптировано из Old Greek Stories Джеймса Болдуина, $\ccpd$

Когда Афины были еще маленьким городом, в его стенах жил человек по имени Дедал, который был самым искусным мастером по дереву, камню и металлу, который когда-либо был известен. Это он научил людей строить лучшие дома, вешать двери на петли и поддерживать крыши колоннами. Он был первым, кто скреплял предметы клеем. Он изобрел много вещей, которые помогли многим людям. Он построил каменный дворец для Эгея, молодого царя Афин, и отремонтировал храм Афины, стоявший на большом скалистом холме посреди города.

У Дедала был племянник по имени Пердикс, которого он взял мальчиком в ученики. Но Пердикс очень быстро учился и вскоре превзошел своего дядю в познании многих вещей. Его глаза всегда были открыты, чтобы видеть, что происходит вокруг него, и он узнал все о полях и лесах. Однажды, гуляя по морю, он подобрал позвоночник большой рыбы и изобрел из него пилу. Увидев, как некая птица вырезала отверстия в стволах деревьев, он научился делать и пользоваться долотом. Затем он изобрел колесо, которое гончары используют для придания формы глине, и сделал из раздвоенной палки первый циркуль для рисования кругов, и изучил множество других интересных и полезных вещей.

Дедал не обрадовался, увидев, что мальчик такой искусный и мудрый, так готов учиться и так рвется на все. «Если он будет продолжать в том же духе, — шептал он себе, — он будет большим человеком, чем я; его имя запомнят, а мое забудут».

Афина, помогающая Пердиксу, с картины Crispijn van de (I) Passe, 1602-1607, $\ccpd$

День за днем ​​во время работы Дедал размышлял над этим вопросом, и вскоре его сердце наполнилось ненавистью к юному Пердиксу. Однажды утром, когда они вдвоём украшали внешнюю стену храма Афины, Дедал велел своему племяннику выйти на узкий эшафот, свисавший высоко над краем скалистой скалы, где стоял храм. Затем, когда мальчик повиновался, было достаточно легко ударом молотка сбить эшафот.

 

Серая куропатка. Его научное название – пердикс пердикс. Фото предоставлено: К.Питк, 2010, $\ccbysa$

Бедняга Пердикс кувырком рухнул в воздух и роковым образом приземлился бы на камни у подножия утеса, если бы добрая Афина не увидела его и не сжалилась над ним. Пока он падал в воздухе, она превратила его в куропатку, и он улетел в горы, чтобы жить вечно в лесах и полях, которые он так любил. И по сей день, когда дуют летние бризы и расцветают полевые цветы, иногда все еще можно услышать голос Пердикса, зовущий свою пару из-за травы и лесных деревьев.

Минос

Что же касается Дедала, то, когда афиняне услышали о его ужасном поступке, они исполнились печали и ярости — печали о юном Пердиксе, которого все научились любить, и ярости на безнравственного дядю, любившего только себя. Сначала они были за то, чтобы наказать Дедала смертью, которую он так заслужил, но когда они вспомнили, что он сделал, чтобы сделать их дома лучше и облегчить их жизнь, они позволили ему жить; и тем не менее они изгнали его из Афин.

В гавани стоял корабль, только что готовый отправиться в плавание по морю, и на нем погрузился Дедал со всеми своими драгоценными инструментами и своим юным сыном Икаром. День за днем ​​маленький корабль медленно плыл на юг, держа берег материка всегда справа. Наконец был достигнут знаменитый остров Крит, и там высадился Дедал и дал о себе знать; царь Крита, который уже слышал о его необычайных способностях, приветствовал его в своем королевстве и дал ему дом в своем дворце, обещая, что он будет вознагражден большим богатством и почестями, если он останется и будет практиковать свое ремесло там как он сделал в Афинах.

Имя царя Крита было Минос. Его дед, которого также звали Минос, был сыном Европы, юной принцессы, которую, как говорят, белый бык привез на Крит на своей спине через море из далекой Азии. Этот старший Минос считался мудрейшим из людей — настолько мудрым, что Зевс избрал его одним из судей подземного мира. Младший Минос был почти таким же мудрым, как его дед, и он был смелым, дальновидным и искусным правителем людей. Он владел всеми островами вблизи своего королевства, а его корабли плыли по всему миру и привозили на Крит богатства чужих земель. Так что ему нетрудно было уговорить Дедала поселиться у него и стать начальником его ремесленников.

И построил Дедал для царя Миноса прекраснейший дворец с полами из мрамора и колоннами из гранита, и во дворце поставил золотые статуи, которые могли говорить. По роскоши и красоте не было на всей широкой земле другого здания, которое могло бы сравниться с ним.

Однако в очередной раз Дедал совершил весьма порочный поступок. Каждый год Посейдон требовал от царя Миноса принести в жертву белого быка в честь основания Европой Крита. Но в этом году царь Минос решил оставить себе быка. Посейдон был крайне зол, но вместо того, чтобы наказать Миноса, он решил проклясть жену Миноса, Пасифаю, очень странным проклятием — влюбиться в быка. Пасифая умоляла Дедала придумать способ, как ей осуществить свою любовь с быком. Наконец, признав это вызовом своему мастерству и желая увидеть, сможет ли он сделать невозможное возможным, Дедал создал машину в форме быка, в которой она могла бы спрятаться. Вскоре Пасифая забеременела, и она рассказала царю Миносу, что Дедал сделал. Если бы Минос не пожелал, чтобы он построил для него другие здания, он бы казнил его и, несомненно, сурово наказал.

 

Дедал строит корову для Пасифаи. Картина Жана Лемера (1598–1659), $\ccpd$

 

Пасифаи и младенец Минотавр, греческая чаша IV века до н. э., фото Кэрол Раддато, $\ccbysa$

Но одно из тех дополнительных зданий, которые Миносу нужно было построить, предназначалось для его собственного сына – Минотавра. Он был ужасным чудовищем, подобного которому не видели с тех пор и до сих пор. Говорили, что это существо имело тело человека, но лицо и голову дикого быка и свирепый нрав горного льва. Он был ужасом всей земли, чей рев сотрясал все королевство. Там, где его меньше всего ждали, он обязательно был там; и почти каждый день он ловил и съедал какого-нибудь мужчину, женщину или ребенка.

— Это чудовище — твои деяния, — сказал царь Дедалу. «Я не могу убить своего сына, но его уничтожение убьет всех остальных. Что-то должно быть сделано. Конечно, ты сможешь сдержать его.

«Тогда я построю ему дом, — сказал Дедал, — и ты сможешь держать его в нем как заключенного».

— Но он может чахнуть и умереть, если окажется в ловушке в тюрьме, — сказал король.

«У него будет достаточно места для прогулок», — сказал Дедал; «И если время от времени вы скормите ему одного из ваших врагов, я обещаю вам, что он будет жить и процветать».

И вот чудесный ремесленник собрал своих рабочих в город Кносс, и они построили впечатляющий дом с таким количеством комнат в нем и с таким количеством извилистых путей, что никто, заходивший далеко в него, никогда не мог снова найти выход; и Дедал назвал его Лабиринтом и ловко убедил Минотавра войти в него. Чудовище вскоре заблудилось среди извилистых и искривленных залов, но звук его ужасного рева был слышен днем ​​и ночью, когда он бродил взад и вперед, тщетно пытаясь найти способ спастись.

Икар

«До сих пор, — сказал король, — я чтил тебя за твое умение и вознаграждал тебя за твой труд. Но ты предал меня и мою жену, и теперь ты будешь моим рабом и будешь служить мне без всяких похвал».

Тогда он отдал приказ страже у городских ворот, чтобы они ни в какое время не отпустили Дедала, и поставил воинов следить за кораблями, находившимися в порту, чтобы он не мог спастись морем. Но хотя замечательный ремесленник был таким образом заключен в тюрьму, он больше не строил зданий для царя Миноса; он тратил свое время на планирование того, как он мог бы вернуть себе свободу.

«Все мои изобретения до сих пор, — сказал он своему сыну Икару, — были сделаны для того, чтобы нравиться другим людям; теперь я придумаю что-нибудь, чтобы порадовать себя».

Дедал и Икар, Антонис ван Дейк, 1615-1625, $\ccpd$

Итак, весь день он притворялся, что замышляет какое-то большое дело для короля, но каждую ночь он запирался в своей комнате и тайно трудился при свечах. Вскоре он сделал себе пару крепких крыльев, а Икару — еще одну пару поменьше. Затем, в полночь, когда все спали, они вдвоем вышли посмотреть, умеют ли они летать. Они прикрепили крылья к плечам воском, а затем подпрыгнули в воздух. Поначалу они не могли летать очень далеко, но у них получалось так хорошо, что они были уверены, что со временем у них все получится намного лучше.

Рано утром, прежде чем царь Минос встал с постели, они надели крылья, подпрыгнули в воздух и улетели из города. Оказавшись довольно далеко от острова, они повернули к западу, потому что Дедал слышал об острове под названием Сицилия, который находился в сотнях миль от него, и решил искать там новый дом.

Какое-то время все шло хорошо, и два смелых летуна быстро мчались над морем, лишь немного скользя над волнами и помогая в пути прохладным восточным ветром. Ближе к полудню солнце светило очень тепло, и Дедал окликнул мальчика, который был немного позади, и сказал ему держать крылья прохладными и не летать слишком высоко. Но мальчик гордился своим умением летать и, глядя на солнце, думал, как хорошо было бы парить, как оно, высоко над облаками в голубой глубине неба.

«Во всяком случае, — сказал он себе, — я поднимусь немного выше. Может быть, я увижу лошадей, которые тянут солнечную колесницу, и, может быть, я увижу их возницу, самого могучего Гелиоса».

Падение Икара, Якоб Питер Гоуи, 1635-1637, $\ccpd$

Так он взлетал все выше и выше, но его отец, который был впереди, не видел его. Однако довольно скоро жар солнца начал плавить воск, которым были прикреплены крылья мальчика. Он чувствовал, что падает в воздухе; крылья отвалились от его плеч. Он кричал отцу, но было слишком поздно. Дедал повернулся как раз вовремя, чтобы увидеть, как Икар стремительно падает в волны, напоминая то, как он видел падение Пердикса. Вода там была очень глубокая, и мастерство замечательного ремесленника не смогло спасти своего ребенка. Ему оставалось только смотреть скорбными глазами на неумолимое море и лететь в одиночестве на далекую Сицилию. Там, говорят, он прожил много лет, но так и не сделал ничего великого и не построил ничего такого замечательного, как Критский лабиринт. И море, в котором утонул бедный Икар, впоследствии навеки было названо его именем Икарийским морем.

Плач по Икару, Герберт Джеймс Дрейпер, 1898 г., $\ccpd$ Падение Икара – вы заметили лабиринт Дедала? Музей Антуана Вивенеля, 17 век, $\ccpd$
Статуя Дедала возвышается над двором клуба Максвелл в четверг, 6 апреля 2017 года, после ее открытия на базе ВВС Максвелл в Алабаме. Дедал — это также название, выбранное для основанного здесь братского ордена военных летчиков Первой мировой войны, Ордена дедалианцев. (Фото ВВС США/старший летчик Алекса Калберт) $\ccpd$ Граффити с изображением Икара и форма острова Икария, найденные на острове Икария, Греция.

 

 

Ответьте на следующие вопросы согласно рассказу.

  1. Кто такой Пердикс, что с ним происходит и почему?
  2. Что происходит с Дедалом после этого?
  3. Что такое лабиринт?
  4. Зачем Дедал придумал лабиринт?
  5. Зачем Дедал создал крылья?
  6. Из чего были сделаны крылья?
  7. Что случилось с Икаром?

Ответьте на следующие вопросы. Сравните свои ответы с партнером.

  1. Что такое «высокомерие и возмездие» Дедала?
  2. Что такое «высокомерие и возмездие» Икара?
  3. Идиома «Не летай слишком близко к солнцу» происходит из этой истории. Что означает эта идиома?
  4. Приведите пример кого-нибудь из ваших знакомых, кто «пролетел слишком близко к солнцу». Что они сделали и каков был результат их действий?

Уровень CEFR: Уровень CEF B1

Щелкните здесь для получения дополнительных ресурсов, связанных с этим чтением!

 

Дедал и Икар Контекст | Shmoop

В зависимости от того, как на это посмотреть, история Дедала и Икара либо полностью угнетает, либо полностью вдохновляет. С одной стороны, это поучительная история о том, что может случиться, когда вы не слушаетесь своих родителей и переходите границы. Но, с другой стороны, это исследование потребности человечества в исследованиях, изобретениях и творчестве, особенно когда речь идет о полете.

Высеченный в камне

Как и большинство греческих мифов, задолго до того, как эта история была записана, она передавалась из уст в уста. Но как только он был зафиксирован на бумаге, между версиями было на удивление мало различий. В целом, история на самом деле оставалась довольно последовательной на протяжении многих лет.

Один из первых крупных отчетов был написан парнем по имени Диодор Сицилийский, который включил миф в The Library of History , сорокатомный отчет по истории Греции, Рима, Индии и Египта . Диодор писал между 60 и 30 годами до н. э. и фактически дает две версии мифа. В своем первом рассказе он говорит, что Дедал и Икар сбежали с Крита на лодке, а не на крыльях. Эм, это меняет дело! Но Икар все же встретил трагическую смерть, когда попытался «безрассудным образом» сойти с лодки. Во втором повествовании (которое он называет «рассказом о чуде») Диодор рассказывает более классическую историю — эта версия, вероятно, была к тому времени настолько хорошо известна, что Диодор не мог не включить ее.

Затем римские поэты Вергилий и Овидий. Вергилий кратко упоминает Дедала в «Энеиде » (19 г. до н. э.). Когда главный герой истории, Эней, достигает Сицилии, он останавливается, чтобы полюбоваться прекрасным храмом, построенным Дедалом, и осматривает все удивительные скульптуры, украшающие его стены. Вергилий добавляет к этой истории небольшую вспышку, говоря, что Дедал дважды пытался сделать золотую статую Икара, но был так охвачен горем, что каждый раз ронял ее. Вах вах.

Рассказ Овидия намного длиннее и, как обычно, намного поэтичнее. В году «Метаморфозы » (8 г. н. э.) Овидий прилагает большие усилия, чтобы описать страх Дедала перед бегством и его опустошение после него. Делает его похожим на довольно хорошего отца, верно? И в поэтическом повороте Овидий упоминает, что племянник Дедала (которого Минерва превратила в куропатку, когда Дедал пытался столкнуть его с Акрополя) наблюдает, как Дедал совершает похоронный обряд для Икара. Это действительно доводит до сознания тот факт, что многие молодые люди пали на смерть под надзором Дедала.

Пару столетий спустя появляются два других примечательных рассказа об этой истории. В 160 г. н. э. греческий географ Павсаний включил этот миф в свои « описаний Греции». Как и Диодор, Павсаний говорит, что Дедал и Икар спаслись на лодке, а не на крыле. Версия Павсания кратка и точна, как и отчет, описанный в Epitome of the Library , сборнике греческой истории, первоначально приписываемом писателю Аполлодору. Ого, сколько версий. Но вывод всегда один и тот же: не будь сумасшедшим сумасшедшим ученым и доверяй своим родителям.

В воздухе

Теперь, когда мы все это переварили, давайте взглянем на два основных спора между людьми, которые записали историю:

(1) Спаслись ли Дедал и Икар на лодке или на крыло? Мы получаем это в обоих направлениях.

(2) Что послужило причиной их заключения в первую очередь? Некоторые говорят, что царь Минос заключил Дедала в тюрьму за то, что тот помог своей жене соблазнить быка (Дедал сшил для нее костюм коровы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *