Внутренняя и внешняя политика русских князей в IX
Политический строй
Политический строй древнерусского государства IX — X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Некоторые князья, временно правившие на Руси, например новгородский князь Рюрик (вторая половина IX в.) или Олег (конец IX — начало X в.), были варягами по происхождению, захватившими власть в русских землях.
Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и пр.
С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших «в состав древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян.
Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению).
В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско.
В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море.
Внутренняя политика
Внутренняя политика древнерусского государства до XI в. известна недостаточно. В течение IX — Х вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население кото-рых было обложено данью. В ряде земель киевские князья встречали значительное сопротивление местной знати, но подавляли его силой оружия.
При Владимире Святославиче (980 — 1015 гг.) в состав Киевской Руси были включены на западе Червенские города и Карпатская Русь.
Киевские князья и их дружинники собирали дань с населения. Византийский император Константин Багрянородный, оставивший подробное описание Руси, так рассказывает про организацию сбора дани. Ежегодно в ноябре князья с дружиной отправлялись из Киева в «полюдье», т. е. в объезд по славянским землям вервианов (очевидно, древлян), дреговичей, кривичей, северян и др. Кормясь там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались в Киев с данью. Красочное описание «полюдья», закончившегося убийством жадного князя, сохранила летопись в известном рассказе о смерти Игоря в 945 г. в земле древлян.
В середине X в. вдова Игоря, княгиня Ольга (945 — 969 гг.), по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «уставила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», т. е. установила нормы повинностей, наметив притом во время своей поездки «становища» и
«погосты» — административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, система сбора дани была изменена. Единицей обложения данью служили дым (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (т. е. крестьянское земледельческое хозяйство).
Организация суда и феодальное право
Важную роль в укреплении феодального базиса играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971 гг.), в которых имеются сведения о «законе Русском». Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди», т. е. рисуют право феодализирующегося общества.
Нормы раннефеодального права отражены и в первой части Краткой редакции «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, представляет собой грамоту, изданную князем Ярославом Мудрым около 1016 г. в целях упорядочения конфликтов, возникавших в дружинной среде. Эта грамота по самому своему происхождению и задачам не могла отразить многих сторон феодального строя на Руси. Круг наказуемых преступлений, упоминаемых во всех 18 статьях «Древнейшей Правды», очень ограничен: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды.
В «Древнейшей Правде» говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как право родственников на кровную месть за убийство. Однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство («вирами») по приговору суда.
Из летописи известно, что князь Владимир Святославич в целях борьбы с антифеодальными преступлениями сначала ввел смертную казнь в качестве меры наказания «разбойников», а затем заменил ее денежным штрафом («вирой»).
Кроме княжеского гражданского законодательства до нас дошли памятники церковного права (уставы князей Владимира и Ярослава), определявшие долю церкви в княжеских доходах («десятина») и круг тех преступлений, которые были изъяты из княжеского суда и переданы церковному суду: семейные преступления, колдовство, богохульство (например, нанесение надписей на стенах церкви или ввод собак в церковь) и пр. Эти уставы укрепляли политические позиции церкви.
Внешняя политика Руси
Государство Русь вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами, сталкивавшимися с Русью. Борьба с внешней опасностью была одним из факторов, способствовавших обра-зованию раннефеодального государства с центром в Киеве. Древнерусские князья и дружинники стремились также к расширению территории государства и завоеванию торговых путей.
Серьезным препятствием для развития русской торговли, имевшей большое значение для всей Северной и Центральной Европы, являлись степные кочевники и Хазарский каганат. Каганат держал в своих руках важнейшие узлы торговых магистралей: устье Дона, Керченский пролив, устье Волги. Вопреки мнению отдельных историков, считавших Ха-зарию территориально огромной державой, государство хазар занимало к X в. сравнительно небольшую территорию, ограниченную на востоке Волгой, на юге — Кума-Манычской впадиной, на северо-западе — Нижним Доном, на западе — Крымом. Пользуясь выгодами своего географического положения, хазарские правители ставили свои таможенные заставы в Тмутаракани, у устья Дона, у волго-донской переправы и в Итиле на устье Волги. Современники отмечали, что Хазария жила в значительной мере за счет торговых пошлин. Иногда хазарский каган не довольствовался высокими пошлинами и грабил русские караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.
На рубеже IX —X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. Они овладели городом Керчью и Хазарским островом (очевидно, «островом Тмутараканским», где разместились многие тысячи русов). Наступление закончилось полным разгромом Хазарии войсками Святослава в 965 г. После этого Нижний Дон с городом Белой Вежей был снова колонизован славянскими поселенцами. Город Тмутаракань на Керченском проливе с прекрасной гаванью стал форпостом Руси на Черном море и крупнейшим морским портом. Здесь образовалось русское княжество, в состав которого входили и племена Северного Кавказа — ясы и касоги, предки осетин и адыгейцев.
Походы русских войск на Восток и Византию
В конце IX и в X в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа (в Абесгун, Азербайджан и пр.). В 913 — 914 гг. русские дружины заняли один из островов близ Баку, в 913 г. — город Бердаа. Этими походами прокладывались торговые пути в восточные страны.
Торговые отношения Руси с Византией нарушались постоянными военными столкновениями. Киевские князья старались укрепиться в Причерноморье и Крыму. В устьях крупнейших рек, впадающих в Черное море, находились русские города Олешье (в устье Днепра), Белгород (в устье Днестра) и др.
Византия всячески стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье и подчинить ее себе, используя для этого как воинственных кочевников, так и христианскую церковь. Поэтому между Византией и Русью возникали военные осложнения.
В 911 г. при князе Олеге соединенные силы ряда древнерусских земель осадили столицу Византии — Царьград (Константинополь, современный Стамбул) и вынудили византийское правительство подписать договор (911 г. ), выгодный для Руси в торговом отношении.
После неудачного русского похода на Византию в 941 г., при князе Игоре, византийское правительство заключило новый договор, менее выгодный для Киевской Руси (944 г.).
Большое значение для развития древнерусского государства в X в. имела деятельность киевского князя Святослава (964 — 972 гг.). Летопись дает яркую характеристику Святослава: «… Бе бо и сам храбр и легко ходя, акы пардус (барс), войны многы творяше. Ходя же, воз по себе не вожаше ни котла, ни мяс варя…, ни шатра имеявше, но подклад постйлаше, а седло в головах; а также и прочий вой его вси бяху». Византийские авторы также отдают должное своему противнику Святославу и отмечают его личную храбрость и отвагу русских воинов. Многочисленные походы Святослава в разных направлениях дали повод некоторым историкам считать его вождем бродячей дружины, будто бы не связывавшим свои воинственные замыслы с интересами древнерусского феодального государства. На самом же деле войска Святослава выполняли внешнеполитические задачи, стоявшие тогда перед правящим классом русских феодалов: воевали с печенегами, разгромили Хазарский каганат и, таким образом, открыли свободный путь на Восток, вступили в решительную борьбу с Византийской империей, стремившейся блокировать Русь и оттеснить ее от моря.
Византия пыталась столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию. Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу, но в интересах не византийской дипломатии, а древнерусского феодального государства. В результате первого похода Святослава на Балканы (968 г.) русские войска заняли ряд городов по Дунаю, из которых особенно важное значение придавалось Переяславцу (в низовьях Дуная) как крупному торговому и политическому центру. Ввиду нападения на Киев печенегов, возможно организованного Византией, Святослав был вынужден вернуться из Болгарии на Русь. Придя вторично на ‘ Балканы (969 г.), Святослав действовал уже в союзе с болгарскими феодалами против Византии.
Война Святослава в Византии велась изолированными военными силами, связи которых с основной русской ,территорией были прерваны печенегами. Поэтому Святослав не смог реализовать свои успехи на Балканах, русское войско было осаждено в Доростоле на Дунае. Во время вылазок воины Святослава наносили сильные удары византийцам, ведя бой стеной (фалангой). Только крупное численное превосходство византийских военных сил вынудило Святослава заключить мир (оформленный специальным договором) и оставить Доростол. На обрат- ном пути в Днепровских порогах печенеги разбили часть русского войска, сам Святослав был убит.
#Внутренняя и внешняя политика русских князей в IX — X вв. реферат (доклад кратко)
Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика — Студопедия
1. После смерти Рюрика (879 г.) его родственник князь Олег начал поход на Киев, захватил город кривичей Смоленск, потом Любеч. Он сумел обмануть киевских князей Аскольда и Дира (позднее они были убиты) и утвердился в Киеве.В 882 г. Олег сделал Киев своей резиденцией, возникло Древнерусское гос-во с центром в Киеве. Эта дата традиционно считается началом российской государственности.
2. Князь Олег правил 30 лет, не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью славян, кривичей, древлян, радимичей, северян, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное гос-во, но многие его районы были мало заселены, и оно не отличалось прочностью.
3. Во внешней политике в первой половине Х в. Русь ставила несколько целей:
> объединение всех племен восточных славян;
> обеспечение русским купцам безопасности в торговле с Балканами и Востоком;
> овладение устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом.
4. Во время княжения Олега Русь несколько раз ходила на Византию. В 907 г. Олег осадил Константинополь, византийцы вынуждены были подписать мирный договор. В 911 г. впервые в истории Восточной Европы был заключен письменный договор между Русью и Византией. В 13 статьях соглашения стороны договаривались по экономическим, юридическим, военным и другим вопросам. Это был выгодный для Руси договор, обеспечивавший ей мирную торговлю с Византией и укреплявший силу ее оружия. После смерти Олега его дело продолжил Игорь (сын Рюрика, прозванный Старым). После смерти Олега от Киева отделился племенной союз древлян. Князь Игорь силой вновь присоединил непокорных к Киеву и обложил их большой данью.
5. В 941 г. Игорь совершил поход на Византию, окончившийся неудачно. В 944 г. он снова пошел на Византию, и на сей раз ему удалось заставить византийцев подписать договор, текст которого сохранился в «Повести временных лет».
Были подтверждены многие статьи договора 911 г., но беспошлинная торговля отменялась. Была достигнута также договоренность о совместной борьбе против хазар. При Игоре в состав Руси вошли племена уличей, тивирцев.
6. Важным источником доходов князя являлась дань, выплачиваемая покоренными племенами. Князь с дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье), вершил суд, облагал виновных штрафами — вирами. Размеры дани не были фиксированы, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. В 945 г. во время сбора дани в земле древлян воины Игоря творили насилие, а сам князь вторично попытался собрать дань. Но древлянский князь Мал поднял восстание, во время которого Игорь был убит.
7. В Киеве осталась жена Игоря Ольга с малолетним сыном Святославом. Ольга проявила себя как умная, решительная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть мужа, сожгла их столицу Искоростень. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания. Она установила фиксированный размер дани — «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси.
Ольгу считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957 г. в Царьграде крестил патриарх.
8. В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги — Святослав. Он продолжил завоевание соседних племен и подчинил себе вятичей, плативших еще дань хазарам. После тщательной подготовки он начал свои знаменитые походы на восток. В 964 г. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, с севера напал на Хазарский каганат и разгромил его (образовался в VII в. н. э.), взяв города Итиль и Саркел. После разгрома Хазарского каганата Святослав присоединил земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) на Северном Кавказе. Таким образом, в 964—967 гг. Святослав захватил огромную территорию — от Оки до Северного Кавказа. При этом Русь получила опаснейшего врага — печенегов. В 967 г. русское войско разбило болгарского царя Петра. К Руси отошло нижнее течение Дуная. В 970 г. началась война с Македонией и Фракией. Война носила тяжелый, затяжной характер и шла с переменным успехом. В 971 г. Святослав вынужден был попросить мира: русские оставляли Болгарию, обязывались не нападать на нее, а за это греки обещали помочь русским уйти в Киев. Но по дороге домой в бою с печенегами князь погиб. Правление Святослава было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.
9. Итак, в первой половине IX в. в землях восточных славян возникло государство, получившее название «Русь». По имени его столицы — Киева ученые стали называть его Киевской Русью, хотя само оно себя так не называло.
Секретарь Колин Л. Пауэлл Мадрид, Испания 11 апреля 2002 г.
СЕКРЕТАРЬ ПАУЭЛЛ: Доброе утро, дамы и господа. Министр иностранных дел Иванов и я завершаем еще одну из наших многочисленных встреч, на которых нам удалось продвинуть вперед американо-российскую повестку дня. Сегодня утром мы обсудили ряд вопросов, ведущих к встрече на высшем уровне двух наших президентов в следующем месяце. Обе стороны с нетерпением ждут саммита в Москве, и я думаю, что у нас будет насыщенная повестка дня. Мы говорили о региональных проблемах, об Афганистане и работе, которую мы проводим по списку обзора товаров в отношении Ирака. Мы говорили о необходимости проверок. Мы отвернулись от Ирака, чтобы еще раз рассмотреть ситуацию на Ближнем Востоке. Я хотел бы выразить признательность за работу, проделанную российской стороной, которая помогла нам прийти к декларации, которая была опубликована здесь вчера. Мне больше нравится, когда он выключен. (Смех) Я хотел бы выразить признательность министру иностранных дел Иванову за работу, проделанную российской стороной по подготовке декларации, которую мы опубликовали вчера от имени так называемой «четверки» — Европейского союза, Организации Объединенных Наций, Российской Федерации и США. Мы также рассмотрели некоторые вопросы торговли и очень хотим, чтобы на саммите в следующем месяце была важная торговая повестка дня. Наши специалисты скоро соберутся вместе. Заместитель госсекретаря Ларсон, заместитель госдепартамента по экономическим вопросам, в недалеком будущем посетит Москву, чтобы продолжить этот процесс. Мы также обсудили стратегическую основу, над которой работаем. Мы довольны прогрессом, достигнутым нашими двумя группами переговорщиков. Мы рассмотрели ряд вопросов. Мы дали указания нашим переговорщикам. Они снова встретятся в ближайшее время, на следующей неделе, фактически в Москве. Министр Иванов и я планируем снова встретиться в Вашингтоне в начале мая. Это будет запланировано на третье мая. Это было девятое мая, но мы нашли возможность перенести это вперед. Итак, я с нетерпением жду встречи с министром Ивановым в Вашингтоне в начале мая.На этом я хотел бы попросить моего коллегу сказать несколько слов, и тогда у нас есть время для пары вопросов. МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИВАНОВ: Как уже сказал госсекретарь Пауэлл, ключевыми темами переговоров была подготовка визита Президента США г-на Буша в Москву 23-24 мая с.г. Мы подробно обсудили все основные вопросы двусторонних отношений и международных отношений. Естественно, большое значение придавалось подготовке документов к предстоящему визиту, прежде всего, касающихся договора о новых стратегических оборонительных вооружениях, а также декларации о новых стратегических отношениях между Россией и США. Сразу хочу сказать, что в обоих этих документах есть очень серьезные сближения позиций, хотя определенные расхождения все же остаются. Мы также обсудили региональные вопросы. Ситуация на Ближнем Востоке в первую очередь и опыт вчерашнего совместного заявления, принятого в Мадриде. Мы будем и впредь действовать соответствующим образом, скоординировано, в интересах смягчения ухудшения ситуации в этом взрывоопасном регионе. В связи с этим мы окажем всю необходимую помощь и поддержку предстоящей миссии госсекретаря США в регион. Мы также обсудили продолжение наших совместных усилий в рамках антитеррористической коалиции (неразборчиво), в рамках международной коалиции по борьбе с международным терроризмом в Афганистане, которая будет продолжена в соответствии с принципами международного права. Мы также обсудили ряд вопросов двустороннего сотрудничества и продолжим поддерживать тесный диалог и обмен мнениями для решения всех вопросов с учетом интересов обеих сторон. Я очень благодарен госсекретарю за очень открытый, откровенный и конструктивный диалог. И именно в такой атмосфере мы обсуждали наши двусторонние вопросы. Спасибо МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИВАНОВ: Что касается первого вопроса, у нас есть понимание между сторонами, что это должен быть юридически обязывающий документ. В каком виде он будет оформлен, еще предстоит обсудить в ходе предстоящих переговоров. Для нас принципом является то, что это должен быть юридически обязывающий документ. Что касается вопросов сокращения и ликвидации ядерных боезарядов и средств доставки, то это один из самых сложных обсуждаемых сейчас вопросов. Есть некоторые нюансы в подходах со стороны США и России, и мы продолжим переговоры по этому вопросу. Российская сторона выступает за то, чтобы сокращения были реальными, а не виртуальными, чтобы у нас было реальное понимание с обеих сторон, какими уровнями ядерных боезарядов и средств доставки обладает каждый из нас. ВОПРОС: Как далеко Вам удалось зайти в обсуждении отношений между Россией и НАТО? Какие договоренности вы должны достичь в Рейкьявике и нужен ли вам саммит между Россией и НАТО, если это возможно? ГОССЕКРЕТАРЬ ПАУЭЛЛ: Я думаю, что был достигнут прогресс в разработке концепции Совета Россия-НАТО, и мы ожидаем большего прогресса до следующей встречи в Рейкьявике с другими министрами иностранных дел стран НАТО. Я достаточно оптимистичен. Ко времени Рейкьявика должно быть возможно достичь соглашения о Совете Россия-НАТО, и есть смысл принять это к сведению и отметить это достижение. Но окончательное решение по соглашению на высшем уровне принято не было. Я считаю, что это было представлено на рассмотрение. МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИВАНОВ: Я согласен, что мы добились значительного прогресса в ходе наших переговоров между Россией и НАТО и создания нового механизма взаимодействия. Переговоры идут очень интенсивно. Мы надеемся, рассчитываем, по крайней мере, с нашей точки зрения, что вполне реально, что к Министерской встрече в Рейкьявике мы сможем подготовить документ, учитывающий интересы сторон и позволяющий достичь соответствующих соглашения. Если такие документы готовятся на уровне министров иностранных дел стран НАТО и Российской Федерации, то мы считаем важным, чтобы их подписание проходило на самом высоком уровне. Это бы привязало к этому механизму и отношения и НАТО (неразборчиво). ВОПРОС: Вопрос к министру иностранных дел и госсекретарю. Джентльмены, после вашего вчерашнего заявления, вчера и снова сегодня израильтяне совершают новые военные действия. Преобладание которых наступает, а не отступает. Какова ваша реакция на это неповиновение международному требованию о выводе войск и каковы последствия для успеха вашей миссии, г-н госсекретарь?ГОССЕКРЕТАРЬ ПАУЭЛЛ: Ночью были и другие перемещения. Сегодня утром я разговаривал с премьер-министром Шароном, и он отметил, что они покинули два города и около 22 деревень. Очевидно, что происходят какие-то другие движения, которые мне придется обсудить с г-ном Шароном. Так что я думаю, что это то, что я должен обсудить с г-ном Шароном более подробно. Сегодня утром мы говорили о том, что мы будем делать завтра, и я лучше понимаю, каков его военный план в отношении текущей операции, когда я вижу его утром. Он очень хотел встретиться со мной, чтобы мы могли обсудить следующие шаги, как нам двигаться дальше от текущей ситуации, чтобы вернуться к обсуждениям, которые приведут к урегулированию путем переговоров. Это все, что я могу сказать по этому вопросу, пока у меня не будет возможности встретиться завтра с премьер-министром Шароном. ВОПРОС: Но вас беспокоит миссия? ГОССЕКРЕТАРЬ ПАУЭЛЛ: Моя миссия еще не завершена. Меня это не беспокоит. Я с нетерпением жду возможности встретиться с премьер-министром Шароном и с председателем Арафатом. Мой разговор с премьер-министром Шароном, сегодня утром мы говорили о моей встрече с председателем Арафатом, и поэтому я с нетерпением жду этих консультаций и с другими лидерами израильского правительства. Так что нет, мне не терпится добраться до региона и провести эти обсуждения. МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИВАНОВ: Хотел бы добавить, что вчера на заседании Совета Безопасности ООН было принято наше совместное заявление в рамках «четверки» в Мадриде и оно поддержано и подчеркнуто Советом Безопасности ООН . Это принципиально важно. Это означает, что международное сообщество движется к общим позициям. Никто не ожидал, что сразу после вчерашнего совместного заявления ситуация в регионе резко изменится. Было важно, чтобы мы договорились об общей платформе и чтобы на основе общей платформы мы действовали сообща все вместе. Сегодня госсекретарь отправляется в регион, а также будет использовать другие каналы, двусторонние, многосторонние, для оказания всей необходимой помощи госсекретарю в выполнении этой сложнейшей миссии. Я хотел бы повторить, что мы заинтересованы в том, чтобы эта миссия увенчалась успехом, чтобы она открыла путь к прекращению конфликта. Повторяю, если мы откроем путь, миссия будет очень трудной, но на самом деле одной из надежд.ВОПРОС: Я собирался спросить о цыплятах, но подумал, что это немного обидно. Что вы скажете пессимистам, которые сравнивают вашу поездку с невыполнимой миссией? Предположительно, вы так не думаете, потому что вы идете. Почему? СЕКРЕТАРЬ ПАУЭЛЛ: Потому что я не люблю барахтаться с пессимистами. Я иду туда, потому что мне необходимо идти. Мне необходимо поехать представлять президента Буша в его стремлении положить конец этому кризису и вернуть нас на путь, ведущий к новым дискуссиям. Как бы долго ни продолжались израильские вторжения, отходят ли они отовсюду сегодня или отходят ли они отовсюду, где находятся сейчас, в течение более длительного периода времени, проблема все равно останется. Нам все равно нужно будет перейти к переговорному процессу, который приведет к миру. Насколько эффективны будут сейчас силы обороны Израиля в разгроме терроризма и преследовании целей, которые они для себя поставили, могут быть еще люди, которые готовы прибегнуть к насилию и террору, люди, которые хотят использовать бомбы-самоубийцы и другие виды бомбы, такие мы видели в течение последних трех дней. После этих вторжений насилие, гнев и разочарование останутся, если мы не найдем переговорный процесс, в котором обе стороны будут уверены, и переговорный процесс, который приведет к тому, чего хочет палестинский народ, — к государству, в котором он сможет воспитывать своих детей и проектировать их собственное будущее бок о бок с Израилем. Все, что происходит сейчас, является препятствием на пути к конечной точке. Итак, я горжусь тем, что отправляюсь в качестве миротворца и представителя своего правительства, представителя президента Буша и американского народа. И с заявлениями, которые я получил вчера от моих коллег здесь, в некоторой степени от всего международного сообщества, чтобы подчеркнуть эти моменты и вывести нас на позитивный путь. Это то, что я должен делать. Этим занимаются госсекретари. ВОПРОС: Я хотел бы очень коротко спросить вас обоих, говорили ли вы о цыплятах и шпионах? А еще, министр иностранных дел Иванов, вы упомянули, что ваши позиции по стратегическому рамочному документу сблизились. Ты подходил сегодня ближе? Удалили ли вы какие-либо скобки, и если да, то в каких местах? МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИВАНОВ: Я проинформировал госсекретаря о том, что на основании протокола, подписанного обеими сторонами, в настоящее время экспертами обеих стран ведется работа по снятию в ближайшее время всех оставшихся технических вопросов и таким образом решить проблему, связанную с поставками мяса птицы в РФ. Надеемся, что эти технические вопросы, повторяю, будут решены сейчас и с учетом озабоченностей, отраженных в совместно подписанном протоколе. Работа идет активно, и мы надеемся, что скоро будет результат. Что касается договора, то хочу еще раз повторить, что это очень сложный, сложный документ, требующий всестороннего анализа всех аспектов, основных вопросов. Мы сблизились, но есть ряд вопросов. Одним из них является процедура подсчета. Остается один вопрос, но конкретные переговоры продолжаются и в ходе предстоящей майской встречи мы сможем определить уровень готовности этого документа. Обе стороны заинтересованы, и в ходе визита президента Буша в Москву документ будет подписан, при этом, конечно, нам предстоит достаточно серьезная работа. ВОПРОС: Шпионы? А шпионы? ГОССЕКРЕТАРЬ ПАУЭЛЛ: Без обсуждения. Спасибо. Опубликовано 11 апреля 2002 г. |
Краткий обзор избирательной политики | Будущее Австралии в общем регионе
Поступившая правительственная записка, которая будет передана победителю всеобщих выборов 21 мая Министерством иностранных дел и торговли, не будет приятной для чтения.
Австралия сталкивается с самыми серьезными экономическими, стратегическими и экологическими вызовами для своей будущей безопасности и процветания, чем когда-либо со времени окончания Второй мировой войны.
Безопасное передвижение в этот период будет огромной задачей, требующей дипломатии, которая будет больше, чем просто твердая, оборонных возможностей, которые предоставляются вовремя, а не просто запрограммированы, и параметров экономической политики, которые больше, чем просто обычный бизнес. Нам понадобятся знания, креативность, энергия, гибкость и глубокие карманы. Как нация, мы должны быть на высоте.
К сожалению, предвыборные дебаты не привели к всесторонней общенациональной дискуссии о том, как обеспечить наше будущее. Обе основные партии едины в своих оценках международной среды Австралии, но не представили убедительной стратегии, объединяющей все элементы национальной мощи Австралии — дипломатию, оборону, экономику и международное гражданство.
Основные параметры нашей задачи понятны. Конкуренция между США и Китаем набирает обороты. Разрыв в наших отношениях с Китаем носит долгосрочный и структурный характер. Война России на Украине, ее поддержка Китаем и нежелание многих наших азиатских соседей осуждать ее еще больше подрывают порядок в Азии, основанный на правилах. Глобальные экономические перспективы слабы. Пандемия COVID постоянно присутствует в Азии. Изменение климата представляет собой экзистенциальную угрозу для Азии, и его непосредственное воздействие ощущается во всем регионе.
Ответ Австралии на эти вызовы не следует недооценивать. В последние годы мы стали свидетелями значительных изменений в нашей внешней и внутренней политике, направленных на поддержку суверенитета и устойчивости Австралии, укрепление дипломатии в Тихоокеанском регионе и Азии, а также укрепление и расширение нашего торгового партнерства за пределами Китая.
Это необходимые шаги, но недостаточные. В этом, последнем из наших обзоров политики выборов, мы предлагаем взгляд Азиатского общества Австралии на путь вперед.
Мы считаем, что следующее австралийское правительство должно начать с идеи Азии как «общего региона», в котором Австралия является активным членом и ответственным региональным гражданином, формирующим свою безопасность и процветание вместе со своими соседями.
Австралия и Азия находятся в одном регионе с самым большим экономическим потенциалом в мире. Подъем Азии, прерванный COVID и глобальными экономическими препятствиями, может продолжиться, если регион останется приверженным экономической открытости и торговой системе, основанной на правилах. Но Азии также необходимо воззвать к экономическому принуждению и противостоять ему, а также предотвратить раздвоение технологий, правил и стандартов.
Общий регион означает общую ответственность за безопасность в Азии. Это означает признание реальности более фрагментированного и разделенного региона с точки зрения безопасности, но преодоление этих разногласий там, где мы можем. Это означает еще большие инвестиции в двусторонние и региональные отношения, особенно в Юго-Восточной Азии, Индии, Японии и Корее. Это означает признание интересов и чувств наших соседей и их нежелание быть вовлеченными в соперничество великих держав. Поддержание нашей торговли и некоторое подобие дипломатии с Китаем будет нашей самой сложной задачей в общем регионе.
Общий регион означает признание того, что некоторые из наиболее серьезных глобальных проблем — пандемии, экономическое неравенство и изменение климата — можно решить только сообща, и на этой основе строить наши отношения с азиатскими партнерами.
Наконец, Австралия должна и впредь быть защитником связей между людьми в нашем общем регионе. Австралия десятилетиями была лидером в области миграции, туризма, образования и профессиональной мобильности. Признание и подтверждение преимуществ открытости нашей системы для движения талантов и идей должно стать центральным элементом внешней политики Австралии в 21 веке.
Наша способность следовать общему видению региона будет зависеть от того, насколько хорошо мы знаем страны, людей и культуры Азии.
Но нам нужно изменить то, как мы взаимодействуем и изучаем наш регион.
Дебаты о грамотности в Азии не привлекли внимания Австралии. Внешнеполитическое сообщество отвергло это как ненужное отвлечение внимания от жестких проблем безопасности и внешней политики. Австралийский бизнес игнорирует это как не имеющее отношения к коммерческой деятельности и результатам. Постоянная политическая апатия со стороны обеих основных партий привела к тому, что любые попытки повысить уровень грамотности в Азии с помощью системы образования в значительной степени зашли в тупик или регрессировали.
Столкнувшись с долгами и быстро растущим военным бюджетом, маловероятно, что будущие правительства Австралии сделают значительные инвестиции в наши азиатские возможности.
Решение четырехкратное.
Во-первых, мы должны дать новое определение грамотности в Азии как сочетание формального академического обучения, участия и расширения прав и возможностей наших азиатско-австралийских сообществ и лидеров, живого опыта путешествий, учебы и работы в Азии, а также полного использования цифровых технологий.
Во-вторых, мы должны взять на себя общую ответственность за наращивание нашего потенциала в Азии. Австралийские правительства и университеты должны взять на себя инициативу, но бизнес, благотворительность, технологические компании и общество в целом должны присоединиться к нам.
Мы должны применить тот же подход «Команда Австралии» к важнейшей задаче диверсификации нашего торгового и инвестиционного партнерства в Азии и к повышению эффективности нашего бизнеса в более конкурентоспособном регионе, как мы указали в Азиатском обществе Австралии и деловом совете Отчет рабочей группы Австралии и Азии «Второй шанс: как команда Австралии может добиться успеха в Азии».
В-третьих, как мы утверждаем в дискуссионном документе рабочей группы по Азии «Переосмысление возможностей Австралии по взаимодействию с Азией» в 2021 году, мы должны выявлять, защищать и, когда это возможно, расширять существующие азиатские программы и институты по наращиванию потенциала, которые доказали свою эффективность. .
Наконец, наша политика, учреждения и программы должны быть ориентированы на молодых австралийцев. Как показывает отчет «Поддерживая связь», участие молодежи дополняет и обогащает наши дипломатические, экономические и социальные связи с Азией. Укрепление связей наших молодых лидеров с Азией — это инвестиция в наше будущее.