Мирная жизнь Руси под игом Золотой Орды
Золотая Орда: политика завоевателей
Несомненно, наиболее страшным и бедственным стало начало монголо-татарского нашествия, после первой волны которого русские княжества понесли катастрофический ущерб. Он выражался в ряде тягостных повинностей, которые стоило выполнять в пользу безжалостных захватчиков: это и принудительная рекрутчина, приведшая к опустению многочисленных городков и поселений, которыми славилась раньше Гардарика (или Страна городов, как называли средневековую Русь). Значимый центр этого региона — Киев — настолько сильно пострадал от нашествия, что свое былое влияние стал постепенно утрачивать, уступая «пальму» объединительного первенства владимиро-суздальским князьям. В Золотую Орду угонялись не только наиболее умелые специалисты и ремесленники, но также вывозились любые драгоценные металлы и железо.
Однако спустя некоторое время воспоминания о пережитых страшных годинах стали притупляться, а вслед за этим пришли перспективы дальнейшего выживания в условиях ига.
Образное изображение монгольского нашествия. (nformburo.dn.ua)
Еще одной причиной, послужившей улучшению экономических показателей данного региона, стала массовая миграция с юга на северо-восток. Традиционно самыми густонаселенными княжествами были Киевское и Черниговское. Благоприятный климат, близость к основным водным артериям и Константинополю делали этот регион наиболее привлекательным для жизни.
Однако из-за регулярных набегов кочевников-степняков соседние княжества в этом компоненте не отставали, бедствующее население искало спасения на северных, относительно безопасных землях.Переселение велось вверх по Волге, в Ростовскую и Суздальские земли. Но стоит отметить, что поначалу переселение не носило столь масштабного характера — крестьянскому населению тяжело было отвыкнуть от плодородных насиженных земель русского юга, и на столь радикальный шаг решались далеко не все, даже в таких сложных и стесненных обстоятельствах многие предпочитали оставаться дома. Новые захватчики после своего более масштабного и разрушительного нашествия обрекли терпящее постоянные набеги население на уже безальтернативное переселение на север, или те уводились в рабство. Усугублялось и так плачевное положение южан еще и тем, что в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь — на тот момент основной торговый союзник южной Руси. Тех, кто остался на некогда процветающих территориях, ждали нищета, разруха или рабство.
Центры торговли
После падения Киева внешняя торговля на территориях южной Руси фактически была приостановлена. Тогдашний правитель Золотой орды Берке своей жесткой рукой вывел русских купцов из торговли со Средней Азией в пользу крупного объединения мусульманских купцов. Киев вместо важнейшего торгового узла в регионе стал обычным перевалочным пунктом для товаров из Азии. Впрочем, Новгорода это вообще не коснулось — до него монголы даже не дошли и позволили тому впоследствии стать важнейшим центром торговли. Через купцов Новгорода, Москвы и Твери выстраивались новые торговые связи уже в Европе, в частности, с Польшей и Германией — знаменитый Ганзейский союз. С ним торговля велась по великому речному пути вместо перекрытого ордынцами южного потока товаров со Средней Азией и Константинополем. Однако уже с приходом нового правителя Орды Менгу-Тимура русским купцам позволили торговать с некоторыми ограничениями на территориях Золотой Орды.
В частности, в одной из летописей по случаю смерти князя Владимира в 1288 году упоминаются торговые связи с итальянскими колониями в Крыму. Многочисленные поселения русских были и в Сарае при хане Узбеке, там проживали, в основном, купцы.Главным итогом монгольского вторжения можно считать переориентирование торговых путей и фактическую изоляцию северо-восточной Руси от южной и западной, что привело к глобальному сокращению внешней торговли и развитию внутреннего рынка через многочисленные речные пути.
Русские крестьяне платят дань монголам. (swordmaster.org)
А вот ремесла во времена владычества Золотой Орды на территории Руси пришли в полный упадок. После массового вторжения и завоевания Киева большинство ремесленников ордынцы насильно увели на службу хану, оставив лишь немногих и то по отдельным просьбам князей, опять-таки, для личных нужд. Такая феодальная модель была типичной для экономики завоеванных русских земель на протяжении всего XIII века. Таким образом, из-за нехватки людей многие ремесла либо частично, либо полностью исчезли, к примеру, каменщики и ювелиры.
После прихода Орды строительство каменных зданий практически не велось из-за нехватки профильных специалистов, а то, что было построено, по качеству сильно уступало постройкам времен Киевского правления. На протяжении ста лет не выпускались ткани и прочие товары первой необходимости, что стало причиной сильной зависимости сельского населения от собственного производства и переходу к натуральному хозяйству. Только к середине XIV века практически утраченная легкая промышленность смогла слегка воспрянуть (только после не слишком существенного ослабления гнета Золотой Орды).
Зарисовка из жизни на Руси. (trojden.com)
Однако нашествие монгол носило не только разрушительный характер. До их прихода государственное устройство на Руси не было сколько-нибудь структурированным.
С приходом новых хозяев разборки и недоверие друг к другу никуда не ушли. Орде было трудно управлять огромными русскими землями, и для большей централизации было принято решение о создании экономической и политической системы на территории раздробленной Руси по своей модели. Ордынцам нужен был новый территориальный центр, откуда бы велось единое управление и сбор подати. Таким центром и стала Москва, начиная с князя Ивана Калиты, который был наиболее лояльным по отношению к хану и ордынским порядкам. Московские князья постепенно, во многом благодаря поддержке хана, стали скупать окрестные земли и укреплять свои позиции сначала на северо-востоке, а затем на всей территории Руси.
В результате этой политики Москва была наделена основными элементами государственности, свойственными самой Орде: самодержавием, крепостничеством, централизованностью. Эти три постулата положили начало русской государственности, отголоски которой слышны и по сей день.Еще из школьной истории известно, что монголы основали почтовый тракт и создали единую валюту (рубль) для упрощения взимания дани с русских земель. Для ежегодного укомплектования своей армии русскими полагалось каждого десятого мужчину отдавать в ханское войско. Для этого монголы впервые осуществили перепись населения. Ханские порядки во многом помогли московским князьям заново отстроить государство на территории раздробленной Руси и по их же лекалам создать новую уникальную культурную и национальную идентичность. Хорошо это или плохо — этот вопрос мы оставим, пожалуй, без ответа.
Сборник: Иго
Русские земли находились в зависимости от Монгольской империи два с половиной века. Ордынское иго оказало существенное влияние на экономическое развитие страны.
- Статьи
- Европа
- XIII век
Почему татаро-монгольское иго не распространилось на Европу?
Почему татаро-монгольское иго не распространилось на Европу?
Казалось, тучи сгущаются над цивилизованным Западом. Рыцари Европы готовились к решающей битве с жуткими захватчиками, но те внезапно остановили свое продвижение.
- Статьи
- Европа
- XIV век
Поход Тохтамыша: «Будто и не было Москвы»
Поход Тохтамыша: «Будто и не было Москвы»
Хан Тохтамыш не стал повторять ошибок Мамая и сделал все, чтобы его нападение оказалось неожиданным.
- Статьи
- Европа
- XIII-XV вв.
Мирная жизнь Руси под игом Золотой Орды
Мирная жизнь Руси под игом Золотой Орды
Монгольское нашествие считают катастрофой российской истории, хотя сохранилось немало доказательств того, что иго укрепило государственный строй на Руси.
- Статьи
- Европа
- XIII век
Что, если бы не было ига
Что, если бы не было ига
Татаро-монгольское нашествие поставило русские земли в зависимость от Монгольской империи на долгие два с половиной века.
- Тесты
- Европа
- XIII-XV вв.
Монголо-татары
Монголо-татары
В 1238 году началось вторжение монголов на Русь, которое обернулось для русских княжеств катастрофой. А как сложилась бы твоя судьба при нашествии?
- Статьи
- Европа
- XIII-XV вв.
Золотая Орда и Россия: влияние на быт и нравы
Золотая Орда и Россия: влияние на быт и нравы
200 лет ордынского владычества значительно повлияли на русскую культуру. Многие традиции и бытовые привычки были переняты у завоевателей.
- Статьи
- Европа
- XIII век
Почему татаро-монгольское иго не распространилось на Европу?
Казалось, тучи сгущаются над цивилизованным Западом. Рыцари Европы готовились к решающей битве с жуткими захватчиками, но те внезапно остановили свое продвижение.
- Статьи
- Европа
- XIV век
Поход Тохтамыша: «Будто и не было Москвы»
Хан Тохтамыш не стал повторять ошибок Мамая и сделал все, чтобы его нападение оказалось неожиданным.
- Статьи
- Европа
- XIII-XV вв.
Мирная жизнь Руси под игом Золотой Орды
Монгольское нашествие считают катастрофой российской истории, хотя сохранилось немало доказательств того, что иго укрепило государственный строй на Руси.
- Статьи
- Европа
- XIII век
Что, если бы не было ига
Татаро-монгольское нашествие поставило русские земли в зависимость от Монгольской империи на долгие два с половиной века.
- Тесты
- Европа
- XIII-XV вв.
Монголо-татары
В 1238 году началось вторжение монголов на Русь, которое обернулось для русских княжеств катастрофой. А как сложилась бы твоя судьба при нашествии?
- Статьи
- Европа
- XIII-XV вв.
Золотая Орда и Россия: влияние на быт и нравы
200 лет ордынского владычества значительно повлияли на русскую культуру. Многие традиции и бытовые привычки были переняты у завоевателей.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- IV век до н.э.
Зачем Герострат уничтожил чудо света?
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Военные поселения
- Статьи
- Европа
- XX век
Последний день Советского Союза
- Статьи
- Европа
- XIV век
Чёрный Принц на белом коне
- Статьи
- Европа
- XX век
Как убирали Маннергейма
- Статьи
- Европа
- I-II вв.
Муштра легионера
- Статьи
- Европа
- XII век до н.э.
Эгида греческих богов
- Статьи
- Европа
- XIII век
Батый — первый царь России
- Статьи
- Европа
- V век
Суассонская чаша Хлодвига
- Статьи
- Европа
- XIX век
Крымская война: схватка четырёх империй
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XX век
Агния Барто против
- Статьи
- Европа
- XVIII-XXI вв.
Время пить чай
- Статьи
- Европа
- XX век
Степан Бандера. Запах миндаля как прощальное послание
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 67887
- 📚 Статьи
- 👀 65328
- 📚 Статьи
- 👀 60180
- 📚 Статьи
- 👀 59853
- 📚 Статьи
- 👀 48867
- 📚 Статьи
- 👀 40265
- 📚 Статьи
- 👀 38985
- 📚 Статьи
- 👀 35984
- 📚 Статьи
- 👀 35706
- 📚 Статьи
- 👀 34880
- 📚 Статьи
- 👀 4999843
- 📚 Статьи
- 👀 810420
- 📚 Статьи
- 👀 435583
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 364460
- 📚 Статьи
- 👀 335158
- 📚 Статьи
- 👀 229379
- 📚 Статьи
- 👀 114470
- 📚 Статьи
- 👀 112679
- 📚 Статьи
- 👀 112211
Иго Золотой Орды: что хорошего оно принесло русским
27 сентября 2021
Русская семеркаиещё 1
Владычество Золотой Орды над Русью (1238-1480) традиционно освещается русскими историками как время угнетения, которое сильно затормозило развитие России. Невозможно отрицать, что в это время часто происходили разорения русских земель ордынскими нашествиями, массовые убийства и уводы людей в рабство. Также значительная часть материального продукта, производимого на Руси, отправлялась в это время в виде дани в Орду. Но всякий процесс в истории диалектичен и имеет как минимум две стороны.
Фото: Русская семеркаРусская семерка
Есть немало такого, что незаслуженно ставят «игу» в вину, как и такого, что в нём, по меньшей мере, не мешало развитию русских земель, изменив только, быть может, его вектор. Начнём с привычного мнения о том, будто «иго» помешало торговым и культурным связям Руси с бурно развивавшейся Европой и вызвало последующее многовековое отставание России. На самом деле, ордынское владычество совсем не препятствовало свободе сообщения между русскими землями и Западной Европой. Торговля Новгорода и Пскова с Ганзой именно в это время – XIII-XV вв. – достигает наивысшего расцвета. Также нет никакого ослабления связей западных частей Киевской Руси, т.е. будущих Украины и Белоруссии, с Западной Европой. Напротив, они в этот период объединяются в Великое княжество Литовское, которое тесно втягивается в орбиту западной цивилизации. Как раз возникновение этой мощной Литвы и ограничило общение прочих русских земель, где впоследствии возникло единое Русское государство, с Западом. «Иго» же здесь ни при чём.
Видео дня
Невозможно доказать влияние «ига» на появление в России самодержавия, деспотического правления, традиций раболепства подданных перед государем. Начнём с того, что хан в Орде был выборным лицом, и его власть была сильно ограничена традиционными органами родо-племенного управления (кланом, советом старейшин и т.д.). К тому же, как известно, сами ордынцы в Руси не селились, а правили ею издалека, оставляя в неприкосновенности все её внутренние политические отношения. Формальное же поклонение императору как богоравному существовало в Византии, откуда Русь ещё раньше получила и церковь, и духовенство, и книжную образованность, и политические идеи.
Также нет никаких подтверждений прихода на Русь обычаев смертной казни и жестоких наказаний вследствие «ига». Это влияние постулировалось историками без всяких примеров из жизни и обычаев самой Орды и при игнорировании нежелательных примеров из истории ещё доордынской Руси. Что же касается нашествий и пленений, то, исключая сам Батыев погром, наибольшим известным в истории разорениям Русь подвергалась после «свержения ига», в результате походов крымских ханов, в конце XV-XVI вв. До Батыя русские князья много раз сами опустошали земли друг друга и часто приводили с собою на русские земли половцев. Так, в 1169 году суздальский князь Андрей Боголюбский взял Киев приступом, и в течение трёх дней его воины грабили древнюю столицу Руси, её храмы и монастыри. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич взял Киев с помощью половцев, которые вторично разграбили город, убив там множество людей и выведя оттуда многотысячную толпу пленных. Ко времени Батыя Киев уже был незначительным городом, в котором не было даже своего князя. В 1207 году, за тридцать лет до Батыя, суздальский князь Всеволод Большое Гнездо изгнал всех жителей из Рязани, а город сжёг дотла. Терпела разорения русская земля от своих правителей в любые времена (вспомним опустошительные походы на Новгород Ивана III в 1471 году и Ивана Грозного в 1570-м). Военные походы «цивилизованных» европейцев на Русь также всегда были не менее кровавыми и разорительными.
Некоторые историки до сих пор видят в установлении обычая затворничества женщин в Московской Руси «влияние ига», что, опять же, не подтверждается сравнением с обычаями монголов и тюрок. В кочевых «ордах» женщины традиционно пользовались более высоким общественным положением сравнительно со средневековой Европой. Знатные женщины влияли на политические дела в Орде, в чём, несомненно, сказались пример и посмертное почитание Оэлун – матери Чингисхана. Одна из вдов Батыя стала регентшей и активно боролась за власть для своих сыновей. Из истории Руси мы не знаем подобных примеров участия княжеских жён и вдов в политике. Итак, «вредные влияния ига», при внимательном рассмотрении, оказываются обычно придуманными либо имеющими источник не в Орде.
Мы мало задумываемся над тем, что множество слов в русском языке, связанных с политическими и товарно-денежными отношениями (казна, барыш, деньги, ярлык, таможня, и мн.др.), пришло к нам из Золотой Орды или через её посредство. Термины никогда не заимствуются более развитой цивилизацией от малоразвитой, но всегда наоборот. Очевидно, Золотая Орда вовлекла русские земли в орбиту более высокой государственности и более широкой международной торговли. Западноевропейские путешественники XIII-XIV вв. встречали в городах Золотой Орды от Азовского моря до Средней Азии множество купцов из Руси. Ханы всячески покровительствовали торговле, и именно в их время итальянские торговые республики Венеция и Генуя основали богатые торговые фактории в Крыму и в устье Дона. «Гости-сурожане», то есть купцы, ведшие большую оптовую торговлю с итальянскими колониями, появляются в Москве также в это время.
Регулярные путешествия русских князей со свитой к ханам в Центральную Азию и на Нижнюю Волгу за ярлыком способствовали развитию географических представлений на Руси. К тому же результату вели и участия русских князей в военных походах по призыву ханов. Так, в 1277 году несколько русских князей во главе с сыном Александра Невского Андреем участвовали в экспедиции хана Менгу-Тимура в нынешние Дагестан и Осетию.
Купцы, дипломаты и священнослужители всех религий пользовались в Орде правом неприкосновенности. Иностранным посланникам постоянно меняли казённых лошадей на этапах («ямах») их тысячевёрстного пути через степи (отсюда наше слово «ямщик»). Посольство Дмитрия Донского, ехавшее в Константинополь утвердить у патриарха своего митрополита, охранялось на пути через Орду татарами и снабжалось ими съестными припасами. Влияние русской церкви беспрепятственно распространялось в землях Золотой Орды, там росло количество новообращённых христиан, и для управления ими в конце XIII века была учреждена Сарайская епископия. Неверен и стереотип, будто Орда была замкнута и чужда просвещения. В 1266 году верховный хан Хубилай, правивший тогда ещё и Китаем, передал через венецианских путешественников, братьев Никколо и Маттео Поло, просьбу к Папе Римскому прислать ему сто учителей различных наук! Как-то всё это совсем не вяжется с образом грубого кочевого народа, будто бы коснеющего в невежестве и настроенного только на грабежи! При этом иностранные путешественники XIII века отмечали такие положительные качества монголов, как личная честность, непримиримость к воровству, любовь к правосудию, целомудрие их жён.
Истории,Андрей Боголюбский,Дмитрий Донской,Иван Грозный,Александр Невский,
63Sighnaq — Wikiwand
- Введение Sighnaq
- Ссылки
- Внешние звень в современном Казахстане, Кызылординская область), был столицей Синей Орды (т. е. Белой Орды по персидским источникам), хотя город почти неизвестен. Район, в котором находился Сигнак, назывался Фараб, он располагался между Исфиджабом и Джандом. Название означает «убежище», название, которое встречается и в других регионах, особенно в Закавказье. Сигнак на почтовой марке
Согласно Хатону, Сигнак располагался в горах Каратау, откуда берет начало река Кара-Ичук, приток Сырдарьи. Клапрот говорит, что город располагался на берегу Муткана, правого притока Сырдарьи, вытекающего из гор Каратау, но не упоминает его истоки. Шериф ад-Дин говорит о Сабране и Сигнаке как о двух пограничных городах Туркестана и говорит, что Сигнак находился в 40 км от Отрара; биографическая книга под названием Табакатол ханефиет Кетеви поместил его недалеко от города Яссы (т.е. современного города Туркестан). Венгерский тюрколог и путешественник XIX века Вамбери говорит, не упоминая источник, что Янд был связан с каналом. По-видимому, это было одно из основных турецких поселений региона к востоку от Каспийского моря вместе с Енгикент, Саураном или Сабраном и другими. Махмуд Кашгари прямо заявил, что это был город огузов, аль-Мукаддаси также связывает его с Отраром и говорит, что это было «на 24 фарсаха выше по Сырдарье». На основании всей этой информации наиболее разумной локализацией представляется район вокруг Бабайского кургана, и, наконец, Сунакский курган, расположенный в нескольких километрах к северо-востоку от Тюменского Арыка вдоль железной дороги Оренбург-Ташкент, был идентифицирован как руины Сигнака.
Считается, что в Х веке у границы существовал полуоседлый город тюрков-огузов, где они обменивались своей продукцией с продукцией мусульманских государств южнее. В Hudud al-‘Alam указано, что луки производились на экспорт. Этот регион был известен как Дар аль-Куфр. В двенадцатом веке он был столицей кыпчакского ханства (еще языческого) и подвергался набегам «гази». Известно по крайней мере о двух вторжениях ( газаватах ), одно в 1152 г. и одно в 119 г.5, из Хорезма, второй произошел, когда Кайир Току-хан правил Сигнаком. Однако в начале тринадцатого века Ала ад-Дин Мухаммед завоевал эту землю и присоединил ее к своей империи; несколько лет спустя его правление сменилось правлением Чингисхана, завоевавшего регион после осады в 1220 году. Население было уничтожено.
Аннексирован Тамерланом (из династии Тимуридов) в конце четырнадцатого века, в 1427 году Барак-хан, хан Синей Орды, а также Золотой Орды, потребовал Сигнака от Шахрукха, сына Тамерлана, который отказался; Барак победил Тимуридов и занял город; Тимуриды вернули его после его смерти (около 1428 г.), но Абу-л-Хайр, основатель Узбекского ханства, в свою очередь завоевал его в 1446 г. В 1457 г. битва при Кук Кашане, или Кёк Кашане, произошла в Юг, где калмыки победили узбеков, и Абу-л-Хайру пришлось принять любой мир, который предлагал калмык Уз Тимур. Мухаммад Шайбани, основатель Узбекского ханства, родился в районе Сигнака. В шестнадцатом веке он принадлежал казахам, но утратил значение и со временем исчез.
Россия своим величием обязана Золотой Орде, говорит Гайнутдин
ВЕНА, 28 сентября. Глава Союза муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин вызвал бурю бури своими комментариями о роли ислама в прошлом и будущем России. деликатны почти все исторические события в этой стране и насколько тесно они связаны с текущими оценками будущего.
Выступая в прошлый четверг на московской конференции «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности», Гайнутдин впервые развил часто цитируемое наблюдение российского историка М.Н. Карамзина о том, что «Москва обязана своим величием ханам» Золотой Орды» (www.blagovest-info.ru/index.ph….
Московский муфтий добавил, что эта «оценка» распространяется на Россию в целом, поскольку «первое массовое государственное объединение русского православного и тюрко-мусульманского народов произошло в XIII-XIV веках в пределах Золотой Орды, когда благодаря политической волей [его] ханов началось собирание разделенных русских княжеств вокруг Москвы».
Утверждая, что природа этого происхождения Российского государства подчеркивает важность ислама в российском государстве и обществе в прошлом, Гайнутдин затем утверждал, что исламу суждено играть еще большую роль в этой стране и его место в мире. сейчас и в ближайшем будущем.
Гайнутдин привел слова татарского писателя, редактора и философа Исмаил-бека Гаспринского (1851-1914) о том, что «в ближайшем, может быть, недалеком будущем России суждено стать одним из замечательных мусульманских государств». «мало что сделает для того, чтобы уменьшить его значение как великой христианской державы».
Сегодня, сказал глава ММР, «все мы можем засвидетельствовать, насколько верным оказалось это пророчество: современная Россия, если принять во внимание динамику развития ее мусульманской общины, на самом деле является значимой мусульманской страной». ” и поэтому вполне уместно, что Организация Исламская конференция вскоре примет ее в качестве члена.
Неудивительно, что замечания Гайнутдина быстро стали объектом критики. Заместитель главы Отдела внешних связей Московской Патриархии архимонах Филипп заявил, что, хотя некоторые историки дают «положительную» оценку роли Золотой Орды в историческом развитии России, он этого не делает (www. blagovest-info.ru/index.ru). .ф….
Если бы Орда сыграла такую положительную роль, продолжал Филипп, «и русские княжества чувствовали себя вполне удовлетворенными в рамках этого государственного образования, то они не возглавили бы народной борьбы за освобождение от иго Золотой Орды» 9.0020
Игорь Фроянов, профессор истории Санкт-Петербургского университета, был еще более критичен, указывая на то, что «влияние монголо-татарского ига было главным образом отрицательным» и что «мощное и единое Русское государство возникло не благодаря золотому Орда, но вопреки» и в борьбе с ней (www.rusk.ru/newsdata.php?idar=….
Но самые обстоятельные и во многом интересные критические замечания поступили из Института востоковедения Исследования, в которых было опубликовано заявление по аргументам Гайнутдина, а также заявление другого муфтия, задавшего несколько острых вопросов о том, что, возможно, думал глава ММР, делая эти замечания9.0020
По мнению Института, аргументация Гайнутдина отражает «евразийские идеи», которые «впервые были сформулированы группой русских историков-эмигрантов в 1920-е годы и которые чрезвычайно популярны сейчас среди части российских мусульман» — и институт мог бы добавить среди некоторых националистов, таких как Александр Дугин (www. ia-centr.ru/expert/5964/).
В евразийской концепции существовала «историческая преемственность великих континентальных держав средневекового периода – Тюркского ханства, Монгольской империи и Российской империи, ‘которые объективно передали друг другу функции собрания народов в общих границах».
И из этого следует, продолжало заявление Института, что «Российская Империя, СССР и Российская Федерация выступают как наследники» объединительной миссии прежних «сверхдержав» Евразии, в первую очередь Золотая Орда», а не как государства с их собственным самоопределением.
Но хотя связи Руси с Ордой «обогатили русскую культуру» и никоим образом не должны быть отвергнуты как совершенно плохие, в то же время Институт пришел к выводу, что никто не должен забывать «негативные последствия» монгольского завоевания Руси. XIII века, против которого боролись русские, строящие свое государство вокруг Москвы.
Довод Гайнутдина подвергся критике с другой стороны муфтием Перми Мухаммедгали Хузиным. Он заявил «Интерфакс-Религия», что, по его мнению, заявления главы СМР «не соответствуют исторической правде» и представляют собой потенциально опасный комментарий в нынешних условиях (www.interfax-religion.ru/islam….
Факт что Золотая Орда просуществовала «не более трех столетий», продолжал Хузин, не только свидетельствовало о внутренних политических и экономических «противоречиях» внутри нее, но и свидетельствовало о том, что она была куда менее важным государственным образованием ни для себя, ни для других, чем Гайнутдин претензии
Более того, говорил муфтий Пермский, «падение ханской власти, происшедшее на закате существования Орды, никоим образом не могло сделать возможным развитие, расцвет и объединение полностью от нее зависящего Русского государства». Таким образом, роль Орды в русской истории не следует преувеличивать.
Хузин сказал, что ему трудно понять, почему муфтий Гайнутдин решил сделать «такую декларацию», которая может привести к расколу, учитывая, что «правительство России, главы традиционных религий и сам русский народ [в настоящее время ] стремясь к миру и всестороннему укреплению межнациональных и межрелигиозных отношений».
Viimased kommentaarid
Kommentaarid on kirjutatud EWR lugejate poolt. Nende sisu ei pruugi ühtida EWR toimetuse seisukohtadega.
Maxim04 Окт. 2009 07:06
К сожалению, ваше представление о РПЦ болезненно расходится с реальностью. Печальный факт заключается в том, что сегодня РПЦ сильнее любой отдельной организации в России, поэтому большая часть потенциала для будущего направления России проистекает из роли Церкви в позиционировании русских людей к вере в Бога и в самих себя. Новый Собор в Таллинне активизирует большую часть идеологии, которая сейчас планируется мобилизовать россиян на всем постсоветском пространстве, чтобы помочь вычистить гниль, возникшую в результате ошибочного капитализма, западной морали, которая полностью потеряла свои ориентиры, и возрождение русской культуры и образа жизни до их былого величия. Задача не из легких, но на Востоке к ней относятся серьезно.
несчастному Максиму03 Окт 2009 17:52
Желание, чтобы что-то было правдой, не делает это так.