Кем был Понтий Пилат. — Горд как черт упрям как сто быков — LiveJournal
Вопрос о том, кто был по должности Понтий Пилат, несколько неожиданнее, чем представляется на первый взгляд.
Читатели Евангелия ответят, что он был игемоном.
Читатели Булгакова ответят, что он был прокуратором.
Википедия называет его префектом.
кому лень читать много латынщины и лукавых эллинов — прошу сразу к вишенке на торт.
В самом деле, «игемон» слово греческое, и является переводом римского иерархического звания, поскольку Пилат был именно представителем римской власти. Само по себе оно происходит от αγω — вести за собой, предводительствовать, быть проводником. Соотвественно ηγεμων (в греческом ударение на игемОн) Вторая часть слова — μονος — один, единый, единство. Соответственно «Игемон» — это «приводящий в единство». или «Один ведущий», то есть «предводитель». Очевидно. что наименоваение Пилата в Евангелии по гречески имеет глубокое значение, поскольку это именно в нем «князи людстии собрашася на Господа и на Христа Его».
Интересно — понятия не имею, с чем это связано — но только один св. апостол Матфей говорит о должности Пилата — причем называет его преимущественно игемоном,избегая называть по имени, в то время как прочие Евангелисты, напротив называют его только Пилатом, и ни разу не называют по должности.
Что касается Булгаковского титула «прокуратор» — то тут очень большие странности. Потому что прокуратор Иудеи не мог в принципе заниматься тем, чем занимался Пилат .
Схема управления провинциями при Августе Октавиане и Тиверии (и даже при их приемниках) была примерно такая:
Вся имерия делилась Августом на две части.
(барабанная дробь. Серьезно , барабанная дробь — я не шучу)
Земщину и опричнину.
Да-да-да.
Именно так.
Существовали провинции Римские , которые управлялись Сенатом и доходствовали государство — так называемые propriae populi Romani — собственность народа Рима
И провинции Цезаря, — propriae Caesaris которые находились в личном управлении Цезаря и его доверенных лиц .
Так что Иван Грозный вовсе не с потолка взял свою опричнину — он всерьез считал себя продолжателем дела Цезарей. И то, что святитель Филипп Московский называл это (опричнину) погибелью для Руси — на мой взгляд — тянет на приговор третьеримским идеям.
Но продолжим .
Провинции собственно римские делились на два ранга. Две провинции высшего ранга управлялись консулами. Остальные — проконсулами. Проконсулы в свою очередь имели один из двух титулов: городского претора praetor urbanus (напомню, что Urbanus Город — это только Рим) или претора иноземного praetor peregrinus — который управлял завоеванными провинциями.
Прошу теперь особого внимания — титул praetor происходит от составления слов prae+eo
Буквальный смысл этого слова — «предводитель».То есть идущий впереди, ведущий за собой.
Сравним со значением слова «игемон» в Евангелии.
Но продолжим.
В помощь преторам выдавались квесторы.
При Августе и Тиберии это были главные бухгалтеры, по русскому — казначеи — казно-чеи(считающие казну, как книгочеи- это не читающие книгу, а считающие книги в том же смысле, как у нас говорят «пожирать книга за книгу)
В провинциях Цезаря были аналогичные должности, но назывались по-другому.
Вместо проконсулов провинциями управляли легаты Цезаря (legatus Caesaris) — (легаты папы, который считает себя единственным правопреемником цезарей — шныряющие по разным странам — это вовсе не послы , как думают в МИД , это УПРАВЛЯЮЩИЕ посланные папой управлять их страной) . Именно эти легаты и имели всю власть в провинциях — военную, судебную.
А вместо квесторов у них и были прокураторы провинций.
То есть прокуратор Иудеи — это главный бухгалтер Иудеи.
Можно ли представить себе, чтобы главный бухгалтер выносил приговоры смертные? Смешивал иудеев с жертвами их , по свидетельству Господа Иисуса Христа?
И возникает вопрос — был ли Пилат прокуратором?
О Пилате у нас два исторически достоверных источника — Евангелия и «Древности Иудейские» Иосифа Флавия.
Евангелие от Матфея называет его «игемоном», что буквальный перевод римского титула «претора».
Более того, св.апостол Матфей говорит, что дворцом Пилата была претория — то есть дом претора.
Согласитесь, было бы очень странно, если бы главный бухгалтер жил и работал в кабинете губернатора, а самого губернатора никто бы в глаза не видел.
Более того. св. апостол Лука говорит, что Пилат был во вражде с царем Иродом Агриппой. И что именно убийство Господа нашего Иисуса Христа стало примиряющим началом между ними.
Что это за странная вражда царя …. с бухгалтером? Что это за странное примирение царя … с бухгалтером? Пусть и главным? Где начальство? Почему главный бухгалтер раздает смертные приговоры, распоряжается в столице провинции Цезаря (хотя формально Иерусалим не был столицей — а Кесария Палестинская) , дружит или враждует с царями, а его непосредственного руководителя — претора — это все не волнует?
Обратимся теперь к Иосифу Флавию
Если вы посмотрите в русский текст восемнадцатой главы , то там он называется исключительно прокуратором.
Но этот титул дан ему … переводчиками.
Иосиф Флавий писал на греческом языке. И там у него вместо «прокуратора» διέποντος
Это причастие от глагола
Опять вести, направлять.
Это буквальный перевод титула «претор», а не «прокуратор «.
Вот еще один пример.
«Когда этим дело кончилось, представители верховного совета самарян явились к бывшему консулу Вителлию, который теперь был прокуратором сирийским , и стали обвинять Пилата в казни их погибших единоплеменников,» (18 книга, 4,2)
Καταστάντος δὲ τοῦ θορύβου Σαμαρέων ἡ βουλὴ παρὰ Οὐιτέλλιον ὑπατικὸν ἴασιν ἄνδρα Συρίας τὴν ἡγεμονίαν ἔχοντα καὶ Πιλάτου κατηγόρουν ἐπὶ τῇ σφαγῇ ….
Этот титул опять изобретение переводчиков. В оригинале — евангельское игемон. Эта ошибка здесь вопиет, поскольку бывших консулов НИКОГДА не назначали в прокураторы. Собственно «проконсул»- титул начальников римских провинций — буквально означает «бывший консул» , поскольку именно бывших консулов «парашютировали», как теперь говорят на теплые (и не очень) должности губернаторов провинций.
Но этого мало .
Переводчик ЗНАЕТ прекрасно , что слово «игемон» означает «претора», а не «прокуратора».
Вот как он перевел начало третьей главы
Πιλᾶτος δὲ ὁ τῆς Ἰουδαίας ἡγεμὼν
Когда претор Иудеи Пилат
И дал сноску
«Употребление Иосифом термина «претор Иудеи» применительно к Понтию Пилату неясно. В «Иудейской войне» (II, 9, 2) Пилат назван прокуратором, так же титулует его и Тацит (Анналы. XV, 44). Можно было бы предположить, что Иосиф Флавий хотел подчеркнуть высокую степень власти Понтия Пилата в период, когда наместником Сирии (?–32 гг. н.э.) был назначен Элий Ламий (консул 3 г. н.э.), который в Сирии так и не появился. Ранг претора полагался как раз наместнику-легату императорской провинции Сирии. Но скорее всего здесь допущена элементарная путаница, поскольку чуть ниже Иосиф и прежних прокураторов называет преторами. Такая же путаница встречается у него и с определением титула наместника Сирии Вителлия, сместившего Пилата (XVIII, 4, 2). Он титулует бывшего консула (I) Вителлия прокуратором Сирии, фактически поменяв местами не только должности правителей Сирии и Иудеи, но даже их сословную принадлежность (к сенаторам и всадникам). Прокураторы назначались из всадников либо (только при династии Юлиев-Клавдиев) из вольноотпущенников.»
Обратим внимание на эту удивительную сноску. Мало того, что свой косяк (называние Вителлия прокуратором, в то время как Иосиф назвал его диепонтом=претором) он приписывает Иосифу, так еще и всех обвиняет в путанице титулов.
Но этого мало.
Переводчик говорит, что Пилат называется «прокуратором» в «Иудейской войне».
Смотрим.
Πεμφθεὶς δὲ εἰς Ἰουδαίαν ἐπίτροπος ὑπὸ Τιβερίου Πιλᾶτος
Перевод 9 глава, 2 параграф
В Иудею Тиверий послал, в качестве прокуратора, Пилата
Какой тут титул?
Эпитроп.
Буквальный перевод слова «Эпитроп»- наместник .
Наместник Цезаря.
А кто наместник Цезаря в опричных провинциях?
Легат- аналог претора в земщине.
Ну не назначал Цезарь прокураторов, как не назначает Путин бухгалтеров в Красноярск.
Итак , что мы имеем ?
Что и Евангелия и Иосиф называют Пилата игемоном-претором.
А «прокуратором» его называют неизвестно в честь чего исключительно переводчики.
Причем — удивительно — и диепонтос у них переводится «прокуратор», и «эпитроп» у них переводится «прокуратор», и «игемон» у них — прокуратор, и вообще все греческие слова на свете переводятся «прокуратор».
Какая-то болезнь.
При том, что древние источники — и Евангелие, и Иосиф Флавий как раз единодушны и совпадают друг с другом тютелька в тютельку.
А путаница с этими титулами — продукт исключительно научного блуждания впотемках средь бела дня вокруг трех сосен.
После всего вышесказанного, откровение Википедии , что Пилат был «префектом Иудеи» вызывает только вопрос «Что?».
Вы где вообще этот титул взяли, особенно учитывая, что префект в римском табеле о рангах соответствовал мэру или полковнику?
Вы серьезно?
Пилат был мэром Иудеи?
Таким образом, нет (да и не было) никаких сомнений, что Евангелие совершенно точно, и нимало не ошибалось , когда называло Пилата именно игемоном — т.е. претором, наместником самого Цезаря.
И наконец, вишенка на торт.
Ради которой все и затевалось.
Давайте мы обратимся к Вульгате , а именно — к латинской версии Евангелия от Матфея.
Чтобы посмотреть, как там называется титул Пилата.
Et vinctum adduxerunt eum et tradiderunt Pontio Pilato praesidi
И связавше приведоша Его и предаша Понтийскому Пилату игемону.
Президент.
Таков был титул Пилата.
Это звание-синоним проконсула
И в переводе оно означает не «председатель» , как производят его ныне, будто бы это английское слово.
Оно означает «наместник».
За-меститель.
То самое греческое «эпитроп».
Это внезапно открывает неожиданную интересную перспективу на политические процессы , происходящие во всем мире.
А именно — на процесс «демократизации».
То есть лавинообразную замену монархий во всех народах на «президентов».
Благодаря ложной этимологии мы считаем «президента» главой государства.
С таким же успехом можно считать пятого зама по снабжению главой корпорации.
Кто-то меняет по всему миру настоящую власть на своих «наместников», «заместителей»
Кто-то, кто считает себя правопреемником цезарей.
Кто бы это мог быть?
Не стесняйся, сатана, Петр, помаши моим читателям ручкой.
Понтий Пилат – биография, фото, личная жизнь, образ прокуратора Иудеи, «Мастер и Маргарита»
Биография
Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, вынесший смертельный приговор Иисусу Христу. Известный по Новому Завету и роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.
Существуют источники, в которых сказано, что Понтий Пилат появился на свет в 10 году. Вотчиной будущего прокуратора стал город Лугдуне в Галлии. В современном мире этот населенный пункт является французским Лионом. Исследователи утверждают, что «Pontius» — это имя, которое дали при рождении мужчине, указывает на римский род Понтиев.
Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.
Прокуратор Иудеи
В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.
На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.
Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.
Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.
Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.
Понтий Пилат и Иисус ХристосСвященники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.
Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».
Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.
Понтий Пилат показывает толпе Иисуса Христа после избиения плетьмиСобранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.
Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.
Вынесение смертного приговора Иисусу ХристуВ это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.
Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.
Личная жизнь
Исторические справки подтверждают, что Понтий Пилат состоял в браке с Клавдией Прокулой. Супруга известного прокуратора представляла собой незаконнорожденную дочь императора Тиберия, соответственно, внучку правителя Августа Октавиана.
Понтий Пилат и его жена Клавдия ПрокулаСпустя многие года Клавдия пришла к христианству. Уже после смерти Прокулу причислили к лику святых. Ежегодно жену Понтия Пилата почитают 9 ноября.
Смерть
Казнь Иисуса Христа не прошла бесследно для Понтия Пилата. Прокуратор вынужден был покинуть Святую Землю и отправиться в Галлию. Это единственные достоверные сведения о последнем этапе жизни мужчины. Историки считают, что совесть не позволила Понтию Пилату продолжать спокойно жить, поэтому прокуратор совершил самоубийство.
Остатки могильного камня Понтия ПилатаВ других источниках сказано, что после ссылки в Галлию Нерон подписал указ о необходимости наказания экс-прокуратора. Мужчину должны были казнить. Ни один человек не может противостоять императору. По другим сведениям, Пилат скончался в результате суицида, после чего тело Понтия обнаружили в реке. Это случилось на одном из высокогорных озер Альп.
Образ в культуре
В культуре образ Понтия Пилата используют регулярно. Но самым ярким до сих пор считают произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Понтий Пилат – главный герой-злодей, который уничтожил Иисуса Христа. Автор рассказывает в одной из частей романа о встрече Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего добро, и прокуратора.
Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.
Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита»Книга «Мастер и Маргарита» уже давно «разобрана» на цитаты, которые появляются в социальных сетях. Автор поднял на поверхность те самые извечные вопросы о добре и зле, справедливости и предательстве.
Роман «Мастер и Маргарита» получил несколько экранизаций. Первый фильм представили общественности в 1972 году. Спустя 17 лет зрители познакомились с новым видением книги Булгакова, представленным режиссером. Большую популярность снискал телесериал, который вышел на российские экраны уже в 2005 году. Понтия Пилата в этом романе на ТВ сыграл известный советский актер Кирилл Лавров.
Память
- 1898 – «Игра страсти»
- 1916 – «Христос»
- 1927 – «Царь царей»
- 1942 – «Иисус из Назарета»
- 1953 – «Плащаница»
- 1956 – «Понтий Пилат»
- 1972 – «Пилат и другие»
- 1988 – «Последнее искушение Христа»
- 1999 – «Иисус»
- 2004 – «Страсти Христовы»
- 2005 – «Мастер и Маргарита»
- 2010 – «Бен-Гур»
Понтий Пилат
Понтий Пилат был назначен императором Тиберием пятым губернатором римской провинции Иудея после Валерия Грата. Он правил с 26 по 37 год нашей эры, и в первую очередь его помнят за то, что он приговорил Иисуса к смерти, как записано во всех четырех Евангелиях. У большинства римских граждан было три имени: преномен (имя), номен (фамилия) и когномен (дополнительное имя или фамилия). Мы не знаем преномена Пилата. Его фамилия Понтий, означающая «мост» или «пятый», была обычным именем, особенно в северной Италии. Но его когномен (Пилатус) встречается крайне редко. Считается, что это означает либо «вооруженный дротиком», либо «лысый», другие предполагают, что оно происходит от пилуса или войлочной шапки, эмблемы освобожденного раба.
Пилат вошел в историю либо очень негативно, как жестокий человек, ненавидевший евреев, либо более сочувственно как правитель, имевший очень тяжелую работу по управлению провинцией с очень непокорным, непокорным населением, которое легко обижалось на его действия.
Статус Иудеи
После оккупации Иудеи римскими войсками под командованием Помпея в 64 г. до н.э. Иудеей правили члены семьи Ирода, как марионеточные цари, подчинившиеся Риму. После смерти Ирода Великого в 4 г. до н.э. его царство было разделено между тремя его сыновьями. Архелай был назначен этнархом Иудеи. Это включало Самарию и Идумею и покрывало примерно половину царства Ирода Великого. Его правление было настолько гнетущим, что и евреи, и самарцы, демонстрируя необычайное единство, ходатайствовали перед императором Августом о его удалении. В конце концов император сверг его в 6 году нашей эры, чтобы избежать еврейского восстания, и заменил его прямым правлением из Рима через губернатора. Жестокость Архелая упоминается в повествованиях о рождении в Евангелии от Матфея. По возвращении после бегства в Египет Иосиф не хотел селиться в Иудее из-за Архелая, и даже был предупрежден ангелом, поэтому они поселились в Назарете в Галилее, которым правил Ирод Антипа (Мф. 2: 22-23).
Иудея стала римской провинцией, управляемой непосредственно Римом. Его официальный статус стал имперской провинцией третьего класса, считавшейся незначительной по размеру и доходам, но управлять которой было проблемой, поскольку для контроля беспокойного населения требовались войска. Губернатор обычно назначался из всаднического ордена (средний чин в римской знати) и командовал вспомогательными когортами. Губернаторы других провинций набирались из высшего сенаторского сословия общества и командовали целым легионом войск. Иудея находилась под руководством более крупной и могущественной провинции Сирия, губернатор которой мог предоставить дополнительные войска, когда в Иудее возникали проблемы. Иудея оставалась римской провинцией до еврейского восстания 66 г. н.э., если не считать краткого правления Ирода Агриппы I (41-44 гг. н.э.). Однако на протяжении большей части правления Пилата наместник Сирии отсутствовал в Риме, оставляя Пилата без потенциальной военной помощи в трудную минуту.
Административным центром римской провинции Иудея была Кесария, где должен был жить наместник со своим небольшим количеством личного персонала. Однако было обычной практикой, когда губернаторы размещались в Иерусалиме во время еврейских праздников, особенно во время Пасхи, когда националистический пыл был в наибольшей степени, чтобы сдержать или сдержать любое потенциальное мессианское восстание.
Работа римского прокурора
В обязанности прокурора или губернатора в первую очередь входило обеспечение законности и порядка, рассмотрение судебных дел и надзор за сбором налогов. Он обладал высшей административной властью в провинции.
1. Военный
Поддержание правопорядка с помощью военной силы было самой большой обязанностью прокурора и его самой большой проблемой в Иудее. Среди ученых существует определенная путаница в отношении официального титула Пилата. Вполне вероятно, что его правильный титул был «префект» (или префект), что свидетельствует о том, что он занимал военную должность, отвечая за то, чтобы привести относительно недавно завоеванную территорию под полный контроль Рима и сохранить на ней мир. Военный титул сохранялся до правления Агриппы I, после чего при Клавдии титул был изменен на гражданский статус «прокуратор». В Новом Завете используется общий греческий титул «гегемон», что означает правитель (Мф. 27:2).
В качестве губернатора Пилат будет иметь пять пехотных когорт, каждой из которых будет командовать хилиарх (трибун), и один кавалерийский полк под его командованием, что даст в общей сложности около 5000 человек. Одна когорта постоянно находилась в крепости Антония в Иерусалиме, наблюдая за храмом, который всегда был потенциальным источником неприятностей.
2. Судебная
Губернатор имел высшую судебную власть в провинции, с имперской властью над жизнью и смертью. Ведутся большие споры по вопросу о том, имел ли еврейский Синедрион право выносить смертные приговоры. Согласно Евангелиям, причина, по которой Иисуса привели к Пилату, заключалась в том, что им не разрешалось никого казнить (Иоанна 18:31). Эту традицию подтверждает Иерусалимский Талмуд, в котором говорится, что за сорок лет до разрушения храма у Израиля было отнято право смертной казни. Иосиф Флавий также утверждает, что Архелай был смещен и заменен прокуратором, в руки которого Цезарь вложил в его руки власть над жизнью и смертью (Война 2:8:1). Аргументы против этой точки зрения основаны на побивании камнями Стефана (Деяния 7) и Иакова (Дев. 20:9).:1), и то, и другое произошло, когда евреи взяли закон в свои руки, не подчиняясь Риму. Однако можно было бы возразить, что Стефана обвиняли в выступлении против храма (Деяния 6:13), а евреям разрешалось казнить тех, кто нарушал святость храма (Война 6:2:4).
3. Сбор налогов
В обязанности прокуратора входило наблюдение за сбором налогов для римского правительства из провинции. Он использовал большое количество местных сборщиков налогов, таких как Матфей (Матф. 9:9) и Закхея (Луки 19:2), которых местное население ненавидело отчасти потому, что они считались предателями за то, что собирали налоги для римских угнетателей, а отчасти потому, что многие были нечестны (Луки 19:8). Для подсчета лиц, подлежащих уплате налога, губернатор приказал провести перепись населения. Первый был в 6 году нашей эры по приказу Квириния, который вдохновил восстание под предводительством Иуды Галилеянина (Деяния 5:37).
4. Администрация провинции
Обычной римской практикой было оставлять большую часть управления правительством местным лидерам. В Иудее это был синедрион, в котором главенствовали саддукеи и которым правил первосвященник. В обмен на поддержку римского правления саддукеи сохранили свое богатство и привилегированное положение. К первому веку первосвященство стало политическим назначением римского правителя. В отличие от Грата, предыдущего правителя, сменившего первосвященника четыре раза за одиннадцать лет, Пилат оставил Каиафу на посту первосвященника на протяжении всего периода своего правления, вероятно, из-за его верности Риму. Чтобы показать римский контроль над первосвященством, правитель хранил облачения первосвященника в крепости Антония и разрешал использовать их только для праздников, когда он находился в резиденции. Он также контролировал финансы храма.
Археологические свидетельства
Историчность Пилата была подтверждена обнаружением в 1961 году неполной надписи на блоке известняка из театра в Кесарии. Хотя большая часть надписи повреждена и неразборчива, она ясно называет Понтия Пилата и императора Тиберия, а Пилату присваивается звание префекта Иудеи.
Также были обнаружены монеты, выпущенные Пилатом. Каждая из них имеет еврейский орнамент с одной стороны и языческие символы с другой. Это смешение еврейского и языческого замыслов могло быть попыткой интегрировать евреев в империю. Нет никаких записей о том, что эти монеты оскорбляют евреев.
Молодость Пилата
Пилат должен был быть римским гражданином, вероятно, родившимся в Италии, дата неизвестна. Нет информации о его ранней жизни и карьере до того, как он был назначен в Иудею. Мы знаем, что он был женат и взял с собой жену в Иудею. Это произошло после изменения политики римского сената в 21 году нашей эры. Раньше губернаторы не разрешали брать женщин в провинции. Его жена предупредила его о том, что ей приснился тревожный сон об Иисусе (Мф 27:19).). Конный чиновник, такой как Пилат, обычно служил военным трибуном или штабным офицером в римском легионе, прежде чем был назначен губернатором провинции. Чтобы добиться продвижения по службе, необходимо было иметь влиятельного покровителя в Риме. Филон подразумевает, что покровителем Пилата был Сеян, который в качестве префекта преторианской гвардии был вторым самым могущественным человеком в Риме (LG 159). Пилат, вероятно, был назначен из-за влияния Сеяна на императора. Сеян был резко настроен против евреев и, возможно, поощрял Пилата проводить антиеврейскую политику. Евсевий описывает запись Филона о том, что Сеян пытался уничтожить весь еврейский народ (Церковная история 2.5). В конце концов Сеян впал в немилость в 31 году нашей эры и был казнен.
В отличие от прежних правителей, которые правили только от двух до четырех лет, прежде чем их сменили, Пилат правил одиннадцать лет, вероятно, в соответствии с политикой Тиберия, заключавшейся в том, чтобы удерживать правителей на должности в течение более длительных периодов времени (Древн. 18:6: 5).
Рассказы о Пилате из исторических источников
Помимо рассказов о суде над Иисусом во всех четырех Евангелиях, Пилат упоминается в нескольких исторических писаниях, в частности, в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия и в «Иудейской войне». Они считаются более надежными, чем другой основной источник: Филон Александрийский в своем послании к Гаю, который был более предубежден против Пилата. В «Анналах императорского Рима» Тацита есть краткое упоминание о происхождении «заведомо развращенные христиане» , чей создатель, Христос, был казнен правителем Иудеи Понтием Пилатом (Анналы 2:14:45). Это единственное упоминание о Пилате в языческой латинской письменности. Из-за его роли в смерти Иисуса Пилат также упоминается в писаниях ранней церкви, а также в христианских символах веры. И в Апостольском, и в Никейском символах веры говорится, что Иисус был распят при Понтии Пилате.
Иосиф Флавий также включает рассказ о распятии Иисуса (Древн. 18:3:3). Иосиф Флавий говорит, что иудейское руководство привело Иисуса на суд к Пилату, который приговорил его к распятию. Его рассказ не добавляет никакой информации к евангельским рассказам. Однако некоторые ученые считают, что текст был изменен более поздними христианскими интерпретаторами.
Иосиф Флавий рассказывает о трех случаях во время правления Пилата, которые не включены в библейское повествование. Они демонстрируют враждебные отношения между ним и евреями и трудности, с которыми он столкнулся в управлении непокорной провинцией.
1. Стандарты (Война 2:9:2-3, Ант 18:3:1)
Первый инцидент произошел вскоре после того, как Пилат вступил в должность в 26 г. н.э., когда он отправил военную когорту для исполнения служебных обязанностей в Иерусалиме. . Местное еврейское население обиделось, увидев, что они несут штандарты с изображением императора, считавшегося божеством. Более поздние христианские комментаторы преувеличили эту историю, заявив, что в ней была статуя императора. Это противоречило предыдущей римской практике, когда они удаляли изображения из стандартов, потому что евреи сочли бы их оскорбительными и идолопоклонническими. Иосиф Флавий понял, что действия Пилата были преднамеренной провокацией, чтобы оскорбить иудеев, потому что он тайно пронес изображения ночью. Пилат отказался слушать протестующих, пришедших в Кесарию, умоляя в течение пяти дней убрать изображения. На шестой день Пилат приказал солдатам убить протестующих, но все они оголили шеи. Когда он увидел, что они не боятся умереть, он, наконец, сдался и приказал убрать изображения, чтобы избежать национального восстания. Говорят, что действия Пилата выявили недальновидность, упрямство и, наконец, слабость. Этот инцидент положил плохое начало его правлению Иудеей.
2. Водоснабжение Иерусалима (Война 2:9:4, Ант 18:3:2)
Второй случай произошел в неизвестную дату, когда Пилат забрал деньги из храмовой казны (Корбаны) для финансирования строительства водопровода протяженностью двадцать пять миль для подачи воды в город Иерусалим с холмов к югу от города. Евреи считали такое использование священных денег, посвященных Богу, кощунством и бурно отреагировали, когда Пилат посетил строительные работы. Пилат приказал своим воинам смешаться с толпой, одетых в штатское, но вооруженных дубинками. Когда протест усилился, солдаты вытащили свои дубинки, избивая протестующих и убивая многих. Протест был подавлен, но ненависть иудеев к Пилату возросла. Пилат задумал акведук, чтобы угодить евреям и принести большую пользу жителям города, но его план, к сожалению, имел неприятные последствия.
Возможно, этот случай упоминается в вопросе к Иисусу в Луки 13:1, когда Пилат смешал кровь галилеян с их жертвами. В остальном причина этого инцидента неизвестна.
3. Восстание самаритян и возвращение императору (Древн. 18:4:1-2)
Третий инцидент, произошедший в 36 г. н.э., привел к его смещению с поста губернатора и отзыву в Рим. Лжепророк в Самарии обещал показать своим последователям священные сосуды, которые, по самаритянскому преданию, были зарыты Моисеем на горе Гаризим. Когда у подножия горы собралась группа вооруженных людей, Пилат преградил им путь пехотой и конницей. Многие были убиты в последовавшей битве, а некоторые пленные, взятые Пилатом, позже были казнены. Поскольку Пилат убил так много людей, самаритянское руководство пожаловалось Вителлию, наместнику Сирии, на жестокое обращение Пилата с группой невинных паломников. Он послал Марцелла заменить Пилата, которому было приказано явиться к императору в Рим, но он прибыл туда после смерти Тиберия в 37 г. Некоторые авторы предполагают, что, поскольку люди, поднимавшиеся на гору Геризим, были вооружены, Пилат только выполнял свой долг. как римский префект, чтобы подавить любое потенциальное восстание. Другие говорят, что Пилат, должно быть, слишком остро отреагировал на инцидент, который не представлял реальной угрозы римскому правлению. Мы не знаем, что произошло, когда Пилат предстал перед новым императором Гаем (Калигулой). Он мог быть либо уволен и опозорен, что привело к самоубийству, описанному Евсевием (HE 2:7), либо получил другое назначение после одиннадцати лет пребывания в Иудее.
Отчет Филона о щитах
Другой отчет об инциденте во время правления Пилата в Иудее описан еврейским философом Филоном из Александрии в его Послании к Гаю (LG 299-305). Он воспроизводит письмо Агриппы I к Калигуле, вероятно, написанное в конце правления Пилата.
Пилат установил щиты, посвященные императору, с его именем, но без изображения, на стенах своего дворца в Иерусалиме, бывшего дворца Ирода. Это другой и менее серьезный инцидент по сравнению с военными стандартами, описанными Иосифом Флавием. Филон сказал, что сделал это не для того, чтобы угодить императору, а чтобы досадить иудеям (LG 299). Отсутствие какого-либо изображения на щитах, возможно, было попыткой не оскорбить евреев, показывая, что он хотел почтить императора, не вызывая вражды с народом.
Наличие щитов расстроило иудейское руководство, которое назначило четырех иродианских князей обратиться к Пилату с просьбой снять щиты. Когда он отказался, они обратились с прошениями непосредственно к императору Тиберию, который приказал Пилату убрать щиты к храму Августа в Кесарии. Этот доступ к императору, вероятно, стал возможен после казни Сеяна в 31 году нашей эры и отказа от его антиеврейской политики. Дата этого инцидента могла быть во время одного из праздников в 32 году нашей эры, возможно, праздника Кущей, когда сыновья Ирода должны были быть в Иерусалиме. Возможно, что после смерти Сеяна Пилат хотел угодить императору, установив щиты с именем императора, но этот план имел неприятные последствия, раздражая Тиберия вместо того, чтобы доставить ему удовольствие.
Характер Пилата из исторических источников
Иосиф Флавий критиковал Пилата, но не проявлял к нему яростной враждебности. Он обвинил Пилата в том, что он намеренно раздражает и оскорбляет иудеев. Он назвал введение стандартов «смелым шагом в подрыве еврейской практики» (Древн. 18:3:1). В некоторых других местах он создает впечатление, что Пилат искренне считал иудеев непостижимыми. Позже в случае со стандартами Иосиф Флавий сказал, что Пилату было 9 лет.0051 «охвачены изумлением» их сильным религиозным рвением (Война 2:9:3).
Филон был самым откровенным писателем против Пилата, обвиняя его в том, что он был «человеком очень непоколебимого характера, очень безжалостным, а также очень упрямым» (LG 301). Он описывает «свою привычку оскорблять людей, и его жестокость, и его постоянные убийства людей без суда и следствия» (LG 302). Он отвергает Пилата как «человека самых свирепых страстей» (LG 303). Большинство ученых считают, что оценка Филоном Пилата была чрезмерно преувеличенной, тем более что Тиберий удерживал Пилата на своем посту в Иудее в течение удивительно долгого периода в десять лет.
Отчет Иоанна о суде над Пилатом
По сравнению с описаниями в синоптических Евангелиях, Иоанн уделяет гораздо больше внимания роли римлян в суде и смерти Иисуса, давая нам наш основной источник для этого суда, который, возможно, наблюдали сам Джон. В синоптических отчетах упор делается на роль еврея с очень краткими описаниями его появления перед Пилатом. Только Лука упоминает Пилата, отсылающего Иисуса к Ироду Антипе (Лк 23:6-12), и только Матфей вспоминает предупреждение от жены Пилата после ее тревожного сна (Мф 27:19).).
Драматический рассказ Иоанна о суде над Пилатом тщательно структурирован и состоит из семи сцен, в которых Пилат выходит к иудеям снаружи и возвращается в свой штаб, чтобы поговорить с Иисусом. Основной вопрос – это царствование Иисуса. Пилат начинает свой допрос с вопроса Иисусу, : «Ты Царь Иудейский?» , желая знать, признал ли Иисус себя виновным или невиновным по их обвинениям. Типично для Джона, разговор развивается на двух уровнях. Иисус говорит о вечном царстве, в то время как Пилат может думать только о земном царстве, пытаясь оценить, представляет ли Иисус какую-либо угрозу римскому правлению, в то время как евреи думали бы о царе как о своем Мессии. Пилат ясно понимает, что представление об Иисусе как о царе раздражает иудеев, и поэтому часто называет Иисуса царем иудейским только для того, чтобы досадить им (19).:14,15). Он продолжал провоцировать их своим выбором надписи на кресте и отказался изменить ее (19:19 и далее).
Существуют некоторые различия между репутацией Пилата в истории и в Евангелии от Иоанна. И Иосиф Флавий, и особенно Филон говорят, что Пилат намеренно раздражал иудеев, но в суде над Иисусом мы действительно видим, что Пилат был готов примириться с сомнениями иудеев, выйдя из своего дома, чтобы выслушать их обвинения против Иисуса.
Через суд Пилат предпринял несколько безуспешных попыток избежать ответственности за решение об Иисусе. Во-первых, он сказал евреям, чтобы они рассматривали свои собственные судебные дела (18:31). Во-вторых, он попытался освободить его, так как у него был обычай освобождать узника на Пасху (18:39).). И в-третьих, он попытался пойти на компромисс, выпоров Иисуса, по-видимому, надеясь, что это меньшее наказание удовлетворит иудеев. После этого он велел облачить Иисуса в царские одежды и представить им как своего царя, пытаясь представить его в нелепом виде, вызвать сострадание толпы и показать, что он явно не представляет угрозы для Рима (19: 1 и далее). Трижды он объявлял Иисуса невиновным (18:38, 19:4,6). Только когда иудеи усомнились в его верности императору, он согласился распять Иисуса (19:12,15).
Интересно видеть, что такое же сомнение в его лояльности произошло в случае, описанном Филоном (LG 302), когда он опасался, что евреи могут пойти с посольством к императору. Пилат был в очень трудном положении. Его ненавидели евреи, потому что они ненавидели власть римлян, поэтому он не мог сделать ничего, что их удовлетворило бы. Некоторые предыдущие попытки угодить евреям, например построить им акведук, вместо этого вызвали дальнейший конфликт. С другой стороны, он должен был показать свою лояльность императору и убедить его, что он поддерживает мир в провинции, предотвращает любое еврейское восстание, применяя силу в случае необходимости. В своем рассказе о щитах Филон сказал, что Пилат был в большом недоумении, зная твердость Тиберия (LG 303). Брюс отмечает, что Тиберий был известен своей недоверчивостью и болезненной подозрительностью. Пилат больше всего боялся бы того, как отреагирует Тиберий, если бы освободил Иисуса, если бы его обвинили в заговоре против Рима.
В конце концов Пилат должен был решить, сохранить ли ему работу и репутацию, заботясь о собственных интересах, или же он поступит правильно и освободит Иисуса. В конце концов он решил осудить невиновного человека на смерть и поэтому принял сознательное решение против Иисуса.
Отношение Пилата к Иисусу меняется по ходу судебного процесса. Вероятно, сначала он подумал, что Иисус был каким-то сумасшедшим еврейским пророком, расстроившим власти, и хотел закрыть дело. Но он обнаружил, что сказанное Иисусом обеспокоило его (19:8), особенно после того, как Иисус сказал, что его царство не от мира сего (18:36), а иудеи сказали, что он утверждал, что он Сын Божий (19:7). Очевидно, он не считал Иисуса политической угрозой, но не знал, что с ним делать. Возможно, под суровой внешностью римского чиновника скрывалась богатая жилка суеверия, которая теперь обнажалась, делая Пилата уязвимым и нерешительным. Таскер предполагает, что именно упоминание «Сына Божьего» заставило Пилата опасаться, что он находится в присутствии сверхъестественной фигуры, хотя он мог выглядеть совершенно наоборот.
В отчетах Иосифа Флавия о нормативах Пилат уступил требованиям иудеев, когда увидел их религиозное рвение и преданность своим законам (Война 2:9:3, Ант 18:3:1). Это показывает ту же капитуляцию, что и на суде над Иисусом. Он начал с демонстрации силы и цинизма, а закончил и слабостью, и демонстрацией суеверия. Эдершейм описывает отношение Пилата к Иисусу как смесь презрения, цинизма и благоговения. В этом можно увидеть прогрессию, переходя от презрения в начале к цинизму, когда он спросил «Что есть истина?» , к благоговению, когда Иисус говорил о своей большей власти (19:11).
В рассказе Иоанна Пилат представлен как слабый персонаж, который в конце концов уступил требованиям иудеев, вопреки своим собственным заявлениям и вере в невиновность Иисуса. Его упрямство и бесчувственность были признаками слабости, а не силы. Пилат знал, что все обвинения против Иисуса были ложью, но не был достаточно сильным лидером, чтобы закрыть дело, как того заслуживало.
Список литературы:
В. Барклай. Библия для ежедневного изучения. Евангелие от Иоанна. St. Andrew’s Press 1975. Том 2
Хелен Бонд. Понтий Пилат. The Ecole Initiative 1996.
http://cedar.evansville.edu/~ecoleweb/articles/pilate.html
F.F. Брюс. История Нового Завета. Патерностер 1969.
Ф.Ф. Брюс. Евангелие от Иоанна. Эрдманс 1983.
А. Эдершейм. Жизнь и времена Иисуса Мессии. Hendrickson 1993.
H.W. Хенер: Понтий Пилат в Словаре Иисуса и Евангелий. изд. Дж. Б. Грин, С. Макнайт, И.Х. Маршалл. IVP 1992.
Л. Моррис. Евангелие от Иоанна (NICNT). Эрдманс 1995.
Эмиль Шурер. История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа. T&T Clark ltd., Эдинбург, 1973. Том 1.
А.Н. Шервин-Уайт: Пилат, Понтий в Международной стандартной библейской энциклопедии (ISBE). изд. Г.В. Бромили. Эрдманс 1986.
Р.В.Г. Таскер. Джон. Комментарии Тиндейла к Новому Завету. IVP 1960.
JG Vos: Пилат, Понтий в Зондерванской иллюстрированной библейской энциклопедии. изд. М.К. Тенни Зондерван, 1975.
Д. Х. Уитон: Пилат в Иллюстрированном библейском словаре. изд. Джей Ди Дуглас. IVP 1980.
Исторические источники:
Беттенсон. Документы христианской церкви. ОУП 1943.
Евсевий. Церковная история (ВО). Бейкер Книжный Дом 1991.
Филон. Посольство Гаю (LG). www.geocities/paris/leftbank/5210/gaiustoc.htm
Иосиф Флавий. транс. Уильям Уистон. Работы Иосифа Флавия. Хендриксон 1987. Древности евреев (Муравей). Войны евреев (Война)
Тацит. транс. Майкл Грант. Анналы Императорского Рима (Анналы). Penguin Classics 1956.
Грубое искажение истории?
Дик Гросс поднимает важный вопрос (My Gospel Gripes, SMH 29/03/10). Смерть и воскресение Иисуса всегда были в центре христианской веры. Если мы не можем доверять тому, что говорят Евангелия о событиях первой Пасхи, тогда мы должны отказаться от креста и принять шоколадного кролика как истинный символ длинных выходных.
Гросс предлагает нам начать с евангельского изображения Понтия Пилата. Он выдвигает два основных критических замечания. Во-первых, он говорит, что характеристика Пилата в Евангелиях как палача поневоле является «смехотворной» и «мошеннической». Во-вторых, более серьезно, он говорит, что Евангелия возлагают всю вину за казнь Иисуса на «иудеев». Это важно, говорит он, потому что Евангелия «начали два тысячелетия упорного и смертоносного антисемитизма». Это серьезные обвинения. Однако ни в том, ни в другом случае Гросс не дает правдоподобного прочтения доказательств.
Начнем с евангельского изображения Пилата как неохотного палача Иисуса. Здесь нам нужно прояснить незначительную деталь. Гросс подразумевает, что Евангелия ошибочно определяют Пилата как римского «прокуратора» Иудеи, тогда как на самом деле он занимал пост «префекта». Это латинские названия, и именно римский историк Тацит перепутал их (Анналы, 15.44). В Евангелиях, которые были написаны на греческом (а не на латыни), просто используется общий термин гегемон (Матфея 27.2; Луки 20.20), который служит для обозначения любого «правителя» или «правителя». В любом случае, различие прекрасное, так что мы, вероятно, можем позволить Тациту сорваться с крючка!
Но был ли этот римский префект невольным палачом Иисуса? Евангелия (Матфея 27; Марка 15; Луки 23; Иоанна 18-19) говорят, что да. Гросс говорит нет. Мой голос, чего бы это ни стоило, за Евангелия. Причина нежелания Пилата проста. Он боялся бунта. Да, Пилат был способен на жестокое подавление. Да, ему нравилось провоцировать еврейскую аристократию. Но главная обязанность, возложенная на него, заключалась в поддержании мира в неспокойной провинции. И его главной целью было сохранить свое положение у власти.
В 33 году нашей эры это оказалось трудной задачей. Пилат оказался в уязвимом положении, под давлением сверху и снизу. В Риме покровитель Пилата, печально известный Сеян, недавно был казнен за измену императором Тиберием. Это поставило Пилата под подозрение в столице. В Иудее его неумелое управление как минимум дважды провоцировало восстание (Иосиф Флавий, Древности 18.55-59, 60-62; Еврейская война 2.169-174; 175-177). Это неоднократно неуклюжее решение деликатной ситуации побудило Ирода Антипу и других высокопоставленных чиновников в регионе официально пожаловаться императору на него (Филон, посольство 29). 9-306). Пилат держал его позицию ненадежно. Еще одно восстание, и он может потерять работу. Именно это и произошло три года спустя, когда он был низложен за неправильное обращение с инцидентом в Самарии.
прибытие в Иерусалим на Пасху популярного пророка-мессии было плохой новостью для Пилата
В этом контексте прибытие в Иерусалим на Пасху популярного пророка-Мессии было плохой новостью для Пилата. Народ разделился. Толпы сторонников сопровождали Иисуса из Галилеи. Но иерусалимская аристократия категорически противилась ему. Римский префект оказался в безвыходной ситуации. Казнить Иисуса означало рискнуть народной реакцией. Освободить его означало еще больше оттолкнуть еврейское руководство.
Что еще хуже, у Пилата были лишь ограниченные ресурсы. По лучшим оценкам, огневая мощь Пилата в Иерусалиме составляла от 600 до 1000 солдат (одна когорта). Ближайшие римские легионы стояли далеко в Антиохии в Сирии. Во время Песаха население города увеличилось с 50 000 до 250 000 человек.
Гросс изображает Пилата одномерным персонажем: он просто жесток и смертоносен. Гросс делает это, чтобы создать контраст между «слабым» Пилатом Евангелий и «жестоким» Пилатом еврейских источников (Филон и Иосиф Флавий). Но Евангелия также упоминают о жестокости Пилата (Луки 13:1), и, подобно Евангелиям, Филон и Иосиф Флавий также указывают на то, как Пилат отступил, когда это было выгодно ему политически (Иосиф Флавий, Древности 18.55-59; Филон, Посольство 299-306). Как заключает Хелен Бонд в своем всестороннем исследовании Понтия Пилата в истории и толковании (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1998, 205): «разграничение между «суровым агрессивным Пилатом» еврейских источников и «слабым, колеблющимся Пилатом» христианских источников слишком упрощенно».
Портреты Пилата в Евангелиях и других источниках не так уж и отличаются, как предполагает Гросс.Вторая критика Гросса более серьезна. Евангелия, говорит он, обвиняют «иудеев» в казни Иисуса, реабилитируя Пилата. Следовательно, они несут по крайней мере частичную ответственность за 2000-летний антисемитизм. Но здесь есть две ошибки. Начнем с того, что слишком часто забывают, что Иисус и большинство первых христиан сами были евреями. Евангелия сознательно подчеркивают глубокую связь между Иисусом и его еврейским наследием. Если они критикуют действия иерусалимской аристократии, то это из-за их глубокого уважения к традициям Израиля. Называть Евангелия «антисемитскими» из-за того, что они рассказывают о постыдных действиях руководства Иерусалима, так же разумно, как называть «Геральд» неавстралийцем из-за того, что он осмеливается критиковать политику правительства. Конечно, западное общество, включая церковь, имеет ужасный опыт жестокого обращения с евреями. Но обвинять в этом иудейско-христианские тексты первого века просто анахронизм.