Иерархия древней руси: Социальная структура Древней Руси — Военная история — LiveJournal

Содержание

Социальная структура Древней Руси — Военная история — LiveJournal

?
Социальная структура Древней Руси
arcanag
February 19th, 2015

Образование древнерусского государства на территории расселения восточных славян пришлось на период IX, Xвв. Происходил этот процесс параллельно с разложением родоплеменного строя. В каких-то областях, например в Киевском и Новгородском княжествах, развитая социальная структура имела место уже к IXв. В других областях, в тоже самое время, господствовали родоплеменные отношения. Параллельно с образованием государства происходило расслоение достаточно однородной социальной структуры славянских племен и выделение привилегированных сословий. В начальный период, пока были живы нормы родоплеменного строя, формирующаяся сословная структура была достаточно мягкой.

Переход в более привилегированное сословие (за исключением княжеского) за личные заслуги был обычным делом. Со временем сословная структура становилась все более жесткой.

Высшим сословием в Древней Руси являлись князья. Исторически князья образовывались из вождей племен в период разложения родоплеменного строя. В свою очередь, князья делились на великих и удельных. До XIIв великий князь являлся правителем Древнерусского государства. В XIIв Киевская Русь раскололась на несколько великих княжеств, фактически не подчиняющихся единому центру. С этого времени великими князьями стали называть правителей великих княжеств. Удельные князья носили подчиненное положение по отношению к великим и правили выделенным им удельным княжеством.

Вторым по рангу привилегированным сословием выступали бояре. Данная группа образовалась из земских и княжьих бояр. Земскими боярами являлись лучшие люди каждой земли (старейшины, крупные землевладельцы). Княжескими боярами или княжьими мужами назывались члены старшей дружины князя.

С XIв различие стирается, в силу того, что княжьи бояре оседают на землю и становятся землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы переходят в разряд княжьих мужей. Земли, принадлежащие боярам, назывались вотчиной и передавались по наследству. Как правило, наряду с землями, боярам  принадлежало большое количество подневольных людей (холопы, челядь).

Следующим после бояр сословием были дружинники, или младшая дружина. К младшей дружине причислялись княжьи слуги, состоявшие одновременно в войске и при дворе на незначительных придворных должностях. В зависимости от занимаемой должности и внутреннего статуса, младших дружинников называли отроки, детские, гриди, чадь и др. С XIIIв для младших дружинников используется название слуги
. С XVв младших дружинников называют дворяне. К привилегированным сословиям также относилось духовенство (до Xв волхвы, с Xв священники).

Представители низшего свободного сословия носили название люди и составляли основную массу населения Древней Руси. К нему относились купцы, ремесленники, свободное сельское население и свободные горожане. При необходимости именно из этого сословия формировалось ополчение, являющееся наиболее многочисленной военной силой Древнерусского государства.

К следующему сословию относятся смерды и закупы. Положение данного сословия носило промежуточный характер между свободными людьми и рабами. Смердами являлись либо княжеские, либо государственные (в случае Новгородской республики) крестьяне. Они владели наделами земли, которую могли передавать по наследству. Уходить с земли не имели права. В отсутствие наследников земля отходила князю. К закупам относились люди, заключившие с феодалом договор и попавшие в зависимость за долги. На период отработки долга закупы попадали в довольно существенную зависимость от феодала.


Низшим сословием являлось рабское. Рабы назывались холопы и челядь. К холопам относились рабы из местного населения. Попасть в рабство  можно было за преступления, за долги, в результате продажи себя в присутствии свидетелей, в результате женитьбы на холопе или челяди. Также холопами становились дети рожденные рабами. К челяди относили рабов, захваченных в результате военных походов на соседние племена и государства.

Tags: Древняя Русь, история, сословия, социальная структура

Население Древней Руси

Содержание

Одним из сложных вопросов истории Древней Руси является вопрос о ее социальной структуре. Он до сих пор остается предметом научных дискуссий. Попытаемся разобраться, чем было особенно население Древней Руси периода IX-XI вв.

Население Древней Руси: особенности структуры

Заметим сразу, что социальная структура Древней Руси весьма сложна. Человеку с современным мировоззрением некоторые вещи будут вообще непонятны. Так, тиун – должностное лицо, занимающее верхние позиции в общественной иерархии, а холоп – представитель социальных низов, по сути, раб. Однако в ряде случаев тиун одновременно был княжеским или боярским…холопом! Так что попытаемся разобраться, какие же категории населения выделялись в Древней Руси, и какое положение они занимали в социуме.

Кстати, в более позднее время социальная структура значительно упростится, так как сложится феодальное общество с его четким сословным строем. Одни категории населения исчезнут, положение других значительно изменится, например, боярин IX в. и боярин XIV в. – это во многом разные понятия. А пока феодальный строй лишь формируется, идет переходная эпоха, и в обществе переплетаются элементы и патриархального, уходящего в прошлое уклада, представленного остатками родоплеменных отношений, и рабовладельческого, и складывающегося феодального.

Например, Русская Правда Ярослава Мудрого разрешает кровную месть брату за брата, сыну за отца или двоюродному брату, или племяннику со стороны сестры, если же таких родственников нет, виновный платит государству штраф – виру в 40 гривен. Подобная норма, между прочим, содержалась и в Салической Правде франков.

Рис. 1. Страницы из Русской Правды

Налицо явный прогресс, так как ранее кровная месть имела всеобъемлющий характер – любой родственник мог мстить за любого из родни – и часто она служила поводом для развязывания крупных межродовых конфликтов. Данная же норма упорядочивала правила мести в формирующемся раннефеодальном государстве, способствуя стабильности общества.

Население Древней Руси и особенности его социальных групп

Если для сложившегося феодального общества характерен сословный строй, то в Древнерусском государстве сословия еще не сложились. Напомним, что сословия – это замкнутые социальные группы с передающимися по наследству правами, привилегиями и обязанностями. Сословий в данном понимании в Древней Руси нет. Источники, и прежде всего Русская Правда, позволяют выявить наличие лишь слоев общества. Население Древней Руси различалось по профессиональному, имущественному или функциональному признаку.

Эти группы можно классифицировать по нескольким признакам. Прежде всего это деление на свободных и зависимых людей, однако необходимо заметить наличие совершенно особой группы населения – изгоев. Значение этого понятия принципиально отличается от современного, когда имеется в виду человек (или общественная единица, вплоть до государства-изгоя), лишенный каких-то прав, преследуемый или игнорируемый.

Изгой в Древней Руси – это человек, «выпавший» по тем или иным причинам из своего социального круга. Церковный устав новгородского князя Всеволода (1125-1136) называет четыре вида изгойства: попов сын, не знающий грамоты; выкупившийся холоп; одолжавший купец; осиротевший князь (то есть князь, которому отец или старшие родственники по какой-то причине не передали удел).

Население Древней Руси: от привилегированной части общества до социальных низов

1. Князь и дружина

Во главе древнерусского общества стояли князья. Происхождение они вели от общего предка – Рюрика. И положение представителей привилегированной части общества прямо зависело от их близости к князю. Князь мог по своему желанию возвысить любого человека из самых социальных низов, если считал его достойным. С другой стороны, верхушка общества формировалась и из старой, догосударственной родовой аристократии, но ее представители сохраняли свое высокое положение в обществе только при условии расположения князя. А его власть опиралась на военную силу в лице дружины.

В условиях формирования государства и практически постоянных войн с соседями именно от дружины зависела и стабильность власти, и  собственно жизнь князя. Поэтому в эпоху Древней Руси князь и дружина были крайне близки, князь по сути был «первым среди равных» в дружине, старался проявить щедрость к своим воинам. Вспомним знаменитых эпизод, описанный в летописях, когда дружинники пожаловались, что князь Владимир не дал им серебряных ложек, и он приказал «исковать» их, сказав: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиной доискались серебра и золота» (ПВЛ, перевод Д. С. Лихачева). Грандиозные пиры также символизировали единство князя с дружиной.

Рис. 2. Княжеский пир. РЯБУШКИН Андрей Петрович «Пир богатырей у ласкового князя Владимира»

Дружина всегда была готова к походу и бою, находилась на полном содержании князя, была связана с князем отношениями личной преданности и не входила в состав городской общины, дружинники жили при дворе или отдельным поселением.

2.
Бояре, кмети, отроки

Дружина делилась на две части. Старшая дружина была кругом ближних людей, с которыми держал совет князь. Именно старших дружинников стали называть боярами. Первоначально они не были землевладельцами, а выполняли поручения князя, были наместниками, командовали ополчением. Со второй половины XI-начала XII в. они стали получать «в кормление» волости, которые постепенно становились их владениями – вотчинами. По наследству боярское звание еще не передавалось, его надо было заслужить.

Младшая же дружина состояла из гридей (кметей), отроков и детских. Младшие дружинники были прежде всего воинами, выступали основной боевой силой князя, исполнителями его воли. Это было ядро войска Древней Руси, его наиболее сильная и хорошее подготовленная часть.

Рис. 3. Дружинник

Дружина киевского князя насчитывала 500-800 человек. Вооруженные мечами, копьями, в кольчугах, островерхих шлемах, дружинники до последнего защищали князя на поле боя. Население Древней Руси постепенно складывается.

3.
Население Древней Руси: управленцы  

К привилегированной части общества относились также люди, управлявшие хозяйством князя.

Рис. 4. Собирают дань. Н. Рерих

 

Это тиуны и огнищане (тиуны огнищные). Слово огнище означало совокупность домочадцев, от слова очаг – символ дома (вспомним современное выражение «домашний очаг»). Огнищане – управляющие княжеским хозяйством, как правило, бояре. Упоминаются в Русской Правде в первоначальной, краткой редакции, в пространных списках используется понятие «княж муж».

Согласно той же Русской Правде, вира за убийство огнищанина составляла 80 гривен, что вдвое выше, чем за убийство свободного человека, не состоящего на княжеской службе. Тиуны также находились на службе князя, причем, поступая на службу без заключения специального договора – ряда – становились обельными (полными) холопами, что было закреплено в Русской Правде. Одновременно с этим они занимали весьма высокое положение при княжеском дворе.

Население Древней Руси содержало и другую категорию – рядовичей. Положение их было весьма различным. Рядович – это человек, заключивший ряд – договор, некий контракт о поступлении на службу. Так, рядовичем мог быть тиун, иной представитель княжеской или боярской администрации, Русская Правда указывает, что если тиун или ключник приступит к работе без заключения ряда, он становится холопом. С другой стороны, закуп (см. ниже)  тоже мог быть рядовичем, если подписал договор с заимодавцем.

4. 
Купцы

Большой вес в древнерусском обществе имели торговцы. Они разделялись на гостей и купцов. Гостями называли либо иностранных торговцев, либо тех, кто торговал на международных рынках.

Заморские гости. Н. Рерих

Так называемые «старейшие» купцы могли принимать участие в советах при князе наряду с боярами, участвовать в дипломатических поездках. Однако юридически они относились не к княжим мужам, а к основной массе свободного населения Древней Руси, так как в соответствии с Русской Правдой вира за купца составляла 40 гривен – это вира за свободного человека, не служившего князю.

5. Зависимое население Древней Руси: люди, смерды, закупы

Людином называли простого, лично свободного жителя Древней Руси. Людины, или люди, платили дань и участвовали в ополчении в случае крупных военных конфликтов. Русская Правда защищала жизнь людинов высокой вирой – 40 гривен (половина от виры за княжих мужей). Люди разделялись на смердов и закупов.

Источники упоминают, что население Древней Руси включало также мужей – зажиточных людинов, воев – участников военных походов. Но основная часть людинов – это смерды, жившие общиной, имевшие дом и хозяйство, участок земли, за который они платили подати и отбывали повинности. Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца – князя или боярина, находясь лишь в экономической и юридической зависимости, т.к. подлежали суду князя.

Но если смерд, попадая в тяжелое экономическое положение, брал у господина в долг какое-то имущество, он гарантировал его возврат, отвечая собственной свободой. Взяв ссуду – «купу»  – смерд становился закупом, должен был работать в хозяйстве кредитора, отрабатывая проценты, пока не возвращал долг. Если закуп пытался убежать, в соответствии с Русской Правдой он становился холопом. Однако та же Русская Правда защищала личность закупа: его нельзя было продать, отнять имущество, побить без вины. Его жизнь, как и жизнь свободного человека, была защищена вирой в 40 гривен. Отработав проценты и вернув долг, закуп становился свободным человеком.

6. Социальные низы

В самом низу социальной иерархии Древней Руси находились

холопы и челядины (челядь – слуги). По сути это такая же категория зависимого населения Древней Руси как рабы в других государствах. Они не вступали в договоры, считались собственностью господина, за убийство холопа полагалась вира в 5 гривен (6 гривен за холопку), плюс возмещение ущерба хозяину, как за испорченную вещь.

Хозяину за убийство холопа грозило в худшем случае лишь церковное покаяние. Лишь к XII веку отношение к холопам смягчается, за ними признается право на имущество, занятие торговлей с разрешения хозяина. Однако холопы-тиуны играли важную роль в управлении, и их убийство каралось вирой в 40 гривен. Боярский тиун-холоп мог выступать в суде в качестве свидетеля, обычный холоп был лишен права как обращаться в суд, так и быть свидетелем.

За преступления холопа отвечал его хозяин, он же от своего имени мог наказывать холопа, как считал нужным. Стать холопом можно было:

  • попав в плен на войне,
  • за тяжелое уголовное преступление («выдать головой», «отдать на поток и разграбление»),
  • продавшись добровольно,
  • став тиуном без заключения ряда,
  • женившись на холопке,
  • при попытке бегства закупа и т.д.

Заключение

Таким образом, в Древней Руси шло формирование феодального общества, и при этом разрушалась старая, родоплеменная социальная структура и строилась новая. При всем разнообразии категорий населения можно выделить три большие социальные группы:

  • свободные, чье положение было весьма различным, от господствующей верхушки до общинников-смердов. Несмотря на огромные различия в общественном положении, все они были юридически дееспособны, свободны, могли вступать в правоотношения;
  • полувольные, к которым относились закупы и рядовичи.
    Эти категории населения не имели всех юридических прав;
  • рабы – холопы и челядь. Они были неправоспособны и недееспособны, приравнивались к имуществу владельца.

Как видим, общество (население) Древней Руси характеризовалось правовым, социальным неравенством. Как вы заметили, за одно и то же преступление – убийство – Русская Правда назначала различные наказания, штраф от 80 до 5 гривен. Так формировалось раннефеодальное общество.

Враждебность Путина к Западу носит глубоко личный характер и уходит корнями на тысячу лет назад

Независимо от того, прекратится ли в ближайшее время вторжение Владимира Путина в Украину, несомненно, сохранится неизменная ненависть и недоверие российского президента к Соединенным Штатам и другим странам. Западные державы, которые, по его мнению, не оставили ему иного выбора, кроме как начать неспровоцированную войну.

Президент России Владимир Путин на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства главой Киевской Руси князем Владимиром, в Москве, 28 июля 2018 г.
900:02 Президент России Владимир Путин на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства главой Киевской Руси князем Владимиром, в Москве, 28 июля 2018 г. Вторжение Владимира Путина в Украину прекратится в ближайшее время, что наверняка продолжится, так это непреходящая ненависть и недоверие российского президента к Соединенным Штатам и другим западным державам, которые, по его мнению, не оставили ему другого выбора, кроме как начать неспровоцированную войну.

Не только Путин. Эти взгляды разделяют многие представители российской элиты, которые поддерживали его на протяжении двух десятилетий. Они также были главной причиной популярности Путина внутри страны — по крайней мере, до недавнего времени, когда его вторжение натолкнулось на ожесточенное сопротивление, — даже несмотря на то, что он превратил себя в диктатора, а Россию — в почти тоталитарное государство, напоминающее Советский Союз в худшем его проявлении. Эту вражду стоит изучить глубже, хотя бы для того, чтобы понять, почему Вашингтон и Запад почти наверняка столкнутся с новой «долгой сумеречной борьбой» с Москвой — по словам бывшего президента США Джона Ф.

Кеннеди, — соперничающей с 45-летней холодной войной.

Непрекращающийся антагонизм президента России по отношению к Западу — это сложная история, состоящая из 69-летней личной истории Путина как ребенка времен Второй мировой войны и карьерного советского шпиона, а также из запутанной тысячелетней истории самой России. — или, по крайней мере, путинское прочтение. Внизу Путин и многие правые российские чиновники, представители элиты и ученые, которые его поддерживают, не только не хотят быть частью Запада и его послевоенной либеральной системы ценностей, но и верят, что судьба их страны — стать великой. силовой бастион против него.

Даже если Путин каким-то образом будет отстранен от власти, окружающие его генералы и силовики так же заинтересованы в его агрессии, как и он сам. И уже сейчас Россия почти так же изолирована экономически, как и в советское время.

Действительно, Путин, возможно, готовился к этому моменту дольше, чем люди думают: после того, как российский лидер аннексировал Крым в 2014 году, давний кремлевский идеолог Владислав Сурков написал, что это ознаменует «конец эпического путешествия России на Запад, прекращение неоднократных и бесплодных попыток стать частью западной цивилизации». Сурков предсказал, что Россия будет существовать в геополитическом одиночестве как минимум ближайшие сто лет.

«У Путина нет пути назад», — сказала Анна Оганян, политолог из колледжа Стоунхилл и автор нескольких книг о России. Как и другие эксперты по России, Оганян в какой-то момент за 20 лет пребывания Путина у власти полагал, что он ищет способ использовать российское влияние в институтах международной системы, пытаясь создать новые, уравновешивающие институты, такие как Шанхайская организация сотрудничества. Теперь большинство этих инициатив обратились в пепел. «Бросая вызов территориальным нормам, он отбрасывает перспективу пути, который строил сам», — сказала она.

Чиновники администрации Байдена все еще борются с последствиями новой долгосрочной борьбы. Для этого они уже отложили публикацию своей новой стратегии национальной безопасности, запланированной на весну. В то время как администрация рассчитывает сохранить свое внимание к Индо-Тихоокеанскому региону, официальные лица говорят, что агрессия Путина приводит к гораздо более интенсивным усилиям по достижению того, что уже было одной из ключевых целей президента США Джо Байдена: возрождение НАТО и западного альянса, особенно новая милитаризация. крупных стран Европейского Союза, таких как Германия, которые до сих пор не желали играть ведущую роль в обороне.

Путин зажигает свечу на открытии памятника легендарному средневековому князю Александру Невскому, ключевой фигуре Киевской Руси, в селе Самолва, Россия, 11 сентября 2021 года. АЛЕКСЕЙ ДРУЖИНИН/SPUTNIK/AFP via Getty Images

Украинские православные священники, монахи, монахини и верующие собираются у памятника Святому Владимиру во время молебна в центре Киева, Украина, 27 июля 2016 года, по случаю 1028-й годовщины крещения Киевской Руси. Виталий Головин/Corbis через Getty images

Украина стала пробным камнем антизападных настроений Путина во многом потому, что российский лидер и его сторонники видели в своей исторической братской нации последнюю красную черту в длинной череде западных унижений. Путин в своих выступлениях неоднократно называл это «антироссийским проектом» Запада. Эти мнимые унижения уходят корнями в далекое прошлое — не только через 30 лет после окончания холодной войны, и даже не за 100 лет с момента образования Советского Союза в 1919 году.22. Они восходят к эпохе европейского Просвещения более трех столетий назад, которая породила свободу, демократию и права человека. Для таких русских националистов, как Путин, эти события постепенно затмили особый характер России как цивилизации.

По его собственным словам, Путин считает себя не наследником Советов, а поборником русской цивилизации и евразийской империи Москвы, чьи корни уходят в гораздо более ранний Владимир-Санкт-Петербург. Владимир, великий князь киевский с ок. 9 г.с 80 по 1015 год. Святой Владимир был правителем того, что русские считают своей первой империей, славянского государства, известного как Киевская Русь, базировавшегося, конечно же, в Киеве, столице нынешней Украины. Обращение святого Владимира в христианство в 988 г. позже породило идею о том, что Россия станет «третьим Римом» — наследницей павших Римской и Византийской империй после сдачи Константинополя османам. Вот почему, как и Путин, многие россияне называют Киевскую Русь «колыбелью русской цивилизации», а Киев — «матерью русских городов».

Вся эта история является ключом к пониманию бредового мнения Путина о том, что Украина не является и никогда не может быть отдельной страной и «никогда не имела традиции подлинной государственности». Путин ясно дал понять это в своем выступлении 21 февраля, за три дня до вторжения, и в эссе из 6800 слов от июля 2021 года под названием «Об историческом единстве русских и украинцев». В этом эссе он вернулся более чем на 10 веков назад, чтобы объяснить, почему он был убежден, что «русские и украинцы были одним народом — единым целым». Он заявил, что важно понимать, что русские и украинцы, наряду с белорусами, «все являются потомками Древней Руси, которая была самым большим государством в Европе». Путин писал: «Духовный выбор, сделанный Святым Владимиром… и сегодня во многом определяет нашу близость».

Некоторые ученые считают, что эта одержимость давней историей является причиной того, что Путин, которого за два десятилетия его пребывания у власти часто считали хитрым и сдержанным тактиком, допустил самый большой просчет в своей карьере во время вторжения в Украину. При этом он одним безрассудным шагом объединил против себя украинцев и европейцев, а также весь остальной мир. «Он не понимал, что даже большинство русскоязычных на востоке Украины считают себя теперь украинцами, что за последние 30 лет украинцы сформировали свою страну. Он не осознавал, что их чувство идентичности изменилось», — сказал Петр Ельцов, профессор Университета национальной обороны и автор новой книги 9.0043 Длинная телеграмма 2.0: Неокеннанистский подход к России . «Он также убил весь прогресс, которого он добивался в разделе Европы. Даже Финляндия и Швеция, ранее занимавшие нейтральную позицию, теперь говорят о вступлении в НАТО. Он добился результата, на 100% противоположного желаемому».

Путин (слева), а затем президент Украины Леонид Кучма на церемонии, посвященной завершению Года России, программы интенсивного культурного обмена, в Киеве, Украина, 23 января 2004 г.

Путин (слева) и тогдашний президент Украины Леонид Кучма на церемонии, посвященной завершению Года России, программы интенсивного культурного обмена, в Киеве, 23 января 2004 г. АЛЕКСАНДР НАТРУСКИН/AFP via Getty Images

историческая направленность также призвана передать его глубоко укоренившуюся веру в то, что Россия — это отдельная цивилизация, имеющая мало общего с Западом. Это ключевой элемент «евразийства», российской имперской идеологии, которой более 100 лет, но сегодня она направлена ​​против того, что Путин и его сторонники называют «мещанством» Запада и коррумпированностью его демократий, сказал Келли. О’Нил, историк России из Гарвардского университета. Она предположила, что нежелание Путина полностью интегрировать современную Россию в глобальную экономику — помимо продажи ей большого количества нефти и газа — основано на евразийской вере в то, что Россия и ее доминионы — это «отдельные экономики, принадлежащие этому прекрасному имперскому целому. Это защитный механизм. Если вы интегрируетесь, то становитесь более уязвимыми. Их точка зрения такова: «Мы — крепость Россия». Нам больше никто не нужен».

Такое отношение также имеет глубокие корни в российской истории, особенно в российской вере в то, что православное христианство выше либерального христианства Запада, которое Путин и другие консервативные русские считают испорченным идеями Просвещения. В начале 19 века русским ответом на кредо Просвещения Французской революции «Liberté, Égalité, Fraternité (Свобода, Равенство, Братство)» было «Православие, Самодержавие и Народность» — что Сергей Уваров, министр народного просвещения при царе Николая I, сформулированные как концептуальные основы Российской империи. Это трехстороннее кредо не упоминается в речах и письмах Путина — ему все еще нравится притворяться, что Россия — это демократия, — но на него ссылались крайне правые мыслители, которые, как говорят, оказывают влияние на Путина, включая Александра Дугина, Льва Гумилева, Ивана Ильина, Константина Леонтьева, Сергея Петровича Трубецкого и других двухсотлетней давности.

«Евразийство — это имперская идея, потому что она предлагает способ примирить единство людей в целом и их разнообразие», — сказал О’Нил. «Это трудно сделать, если у вас нет империи».

«Формула Уварова объясняет, почему кажется, что Россия всегда реанимирует самодержавную империю в периоды кризиса — как это было после большевистской революции 1917 года и сейчас после распада Советского Союза», — сказал Ельцов. Евразийские цели Путина также могут жить или умереть только благодаря самодержавию и имперской власти, говорят Ельцов и другие ученые. «Евразийство — это имперская идея, потому что она предлагает способ примирить единство людей в целом и их разнообразие», — сказал О’Нил. «Это трудно сделать, если у вас нет империи».

Для Путина идея восстановления евразийской империи под его правлением, частью которой должна быть Украина, кажется центральной в его понимании судьбы как лидера. Россия, обширная земля между Европой и Азией, представляет собой цивилизацию, которая никогда не могла решить, является ли она более европейской или азиатской — дилемма усугубляется тем фактом, что монголы правили ею в течение 240 лет, оставив после себя миллионы татарских потомков. . Россия тоже не может договориться о том, какими должны быть ее границы, даже через тысячу лет.

«В Европе границы установлены по рекам и горным хребтам, но Россия не так смотрит на установление границ. Со временем они менялись», — сказал Томас Грэм, бывший высокопоставленный американский дипломат и эксперт по России, который сейчас работает в Совете по международным отношениям, в значительной степени из-за опасений Москвы перед вторжением. «Люди давно говорят, что в истории никогда не было русского национального государства, что это всегда была империя того или иного рода. Границы России сегодня в значительной степени совпадают с границами России в 1721 году, когда была основана империя. Как они это видят сейчас, [распад СССР] 1991 свел на нет 200–300-летние геополитические успехи».

Главной целью Путина на посту президента было максимально изменить эту тенденцию. Или, как писал в 2019 году кремлевский идеолог Сурков: «Обвалившись с уровня СССР на уровень [Российской Федерации], Россия перестала рушиться, начала восстанавливаться и возвращаться в свое естественное и единственно возможное состояние как великая земля, объединяющая и увеличивающая общность ее народов». В результате, заключил Сурков, Россия скоро вернется к былой славе и высшим чинам геополитической борьбы.

Грэм и другие эксперты по России сказали, что было бы ошибкой рассматривать Путина просто как разъяренного бывшего аппаратчика КГБ, расстроенного распадом Советского Союза и вторжением НАТО после холодной войны, как его часто изображают западные комментаторы. Сам Путин ясно дал понять это в своем выступлении 21 февраля, когда он отрекся от советского наследия, обрушившись на ошибки, допущенные бывшими лидерами Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным в предоставлении Украине хотя бы частичной автономии. Напротив, Путин и другие русские националисты сегодня считают марксизм-ленинизм всего лишь еще одним достойным сожаления западным импортом.

Путин и Кучма зажигают свечи во время службы в соборе Киево-Печерской лавры в Киеве, Украина, 24 января 2004 года.

Путин и Кучма зажигают свечи во время службы в соборе Киево-Печерской лавры в Киеве 24 января. 2004. ВЛАДИМИР РОДИОНОВ/АФП через Getty Images

Путин скорее русский мессианский националист и евразиец, чьи постоянные ссылки на историю, восходящие к Киевской Руси, пусть и правдоподобные, являются лучшим объяснением его взгляда на то, что Украина должна быть частью российской сферы влияния. влияние, считают эксперты. В своем эссе в июле прошлого года Путин даже предположил, что формирование отдельной демократической украинской нации «сравнимо по своим последствиям с применением против нас оружия массового уничтожения».

Как показал Путин, превратив краткий эксперимент постсоветской России с демократией при бывшем российском президенте Борисе Ельцине в структуру своей личной власти, он также никогда не проявлял симпатии к западному послевоенному порядку либерально-демократического капитализма. Вместо этого для него период после окончания холодной войны был в основном связан с изменением границ и власти. Путин руководствовался главным образом старой стратегической концепцией, принятой диктаторами Наполеоном Бонапартом, Адольфом Гитлером и другими традиционными стратегами последних столетий, о необходимости «стратегической глубины» или буферных зон для защиты своих границ. Для Путина, чей отец воевал во Второй мировой войне (Путин каждый год несет его фотографию на национальном параде, посвященном тому, что русские называют Великой Отечественной войной), и для многих других россиян определяющим событием в их жизни стала травма гитлеровского вторжения и гибели десятков миллионов своих соотечественников. Это сравнивали в то время и до сих пор с пагубной войной Наполеона против России столетием ранее.

«Это чувство уходит вглубь веков: чтобы выжить, вам нужна стратегическая глубина, поэтому вам нужно отодвинуть границы как можно дальше от центра земли».

«Россия неоднократно подвергалась вторжению. Это то, что нам в Соединенных Штатах очень трудно понять, потому что мы никогда не сталкивались с катастрофой такого масштаба», — сказал Грэм. «Это чувство уходит вглубь веков: чтобы выжить, вам нужна стратегическая глубина, поэтому вам нужно отодвинуть границы как можно дальше от центра страны — не столько физические, сколько геополитические барьеры. Вы просто давите, пока не встретите что-то, что может сопротивляться вам».

Странное обещание Путина «денацифицировать» Украину, чтобы оправдать свое вторжение — особенно странное, потому что президент Украины Владимир Зеленский — еврей, — лучше понять, если учесть, что он может на самом деле верить, что все еще воюет во Второй мировой войне, когда значительное количество украинцев присоединился к нацистам. Национальный герой Украины Степан Бандера, чье имя украшает многие улицы Киева, столицы Украины и других городов, а статуи которого можно найти по всей стране, сам был крайне правым националистом, который вступил в союз с нацистами и руководил еврейскими погромами. В своих речах Путин часто превращал борьбу союзников против нацистов в триумф, в основном, России. «Вероятно, он искренне верит, что воспроизводит войну, снова борясь с нацизмом», — сказала Марлен Ларюэль, исследователь России из Университета Джорджа Вашингтона.

Консолидация власти Путина и попытки вернуть части бывшего советского блока, начиная с его вторжения в Грузию в 2008 году, также являются результатом того, что Ельцов называет «веймарским синдромом» — жгучим чувством поражения и унижения после советской России. поражение в холодной войне. По словам Ельцова, одна из причин, по которой Путин до сих пор так популярен, заключается в том, что многие простые россияне разделяют его чувство национальной несправедливости. Это аналогично тому, что произошло в Германии после Первой мировой войны, когда народное возмущение Версальским договором, слабость и хаос в Веймарской республике спровоцировали правую реакцию и, в конечном счете, приход к власти Гитлера.

Посетители рассматривают копию картины известного русского художника Репина «Заседание Федерального собрания», созданную Сергеем Калининым и Фаридом Богдаловым, с изображением Путина в царском костюме в Москве 16 сентября 2004 года.

Реплика картина известного русского художника Репина «Заседание Федерального собрания», созданная Сергеем Калининым и Фаридом Богдаловым, на которой изображен Путин в царском костюме в Москве 16 сентября 2004 года. МЛАДЕН АНТОНОВ/АФП через Getty Images

Не каждый русский, конечно, разделяет эти антизападные взгляды, пусть и на сотни лет назад. Великие деятели русской истории, особенно два ее самых прославленных царя, Петр Великий и Екатерина Великая, часто стремились принять Запад и европейскую идентичность России. Петр, правивший с 1682 по 1725 год, был настолько очарован Западом, что приказал своим боярам, ​​или панам, обучать своих детей в Европе и даже ввел «налог на бороды», чтобы заставить их выглядеть чисто выбритыми европейцами. Екатерина переписывалась с философом-просветителем Дени Дидро, называла своим героем французского писателя Вольтера и первоначально стремилась создать парламент и освободить крепостных. Многие королевские и аристократические русские семьи охотно скрещивались со своими европейскими собратьями; Сама Екатерина была родом из Пруссии.

Но и Петр, и Екатерина тоже были завоевателями. И эти реформистские усилия по интеграции, хотя они и помогли модернизировать Россию и породили всех тех франкоязычных русских аристократов, которые населяли произведения Льва Толстого и Антона Чехова, почти всегда затмевались более глубокими консервативными страхами перед Россией. Сегодня российские националисты высмеивают западные реформаторские усилия Петра Великого, называя их бунтарской «пятой колонной». Даже Борис Немцов — либеральный оппонент путинского режима, убитый на мосту у Кремля в 2015 году, — еще в 19-м году предположил, что России может быть выгодна конституционная монархия.93.

В той степени, в которой многие жители Запада мало что понимают, почитаемые ими русские литераторы, такие как Федор Достоевский и Александр Солженицын, также были приверженцами этой идеи «великой России» под властью абсолютного самодержца. Солженицын, лауреат Нобелевской премии, наиболее известный своими работами, разоблачающими ужасы советского ГУЛАГа, позже стал одним из любимых интеллектуалов Путина. Перед смертью в 2008 году Солженицын писал в эссе: «Все разговоры об отдельном украинском народе, существующем где-то с девятого века и имеющем свой нерусский язык, — это недавно придуманная ложь». Незадолго до своей смерти в 1881 году Достоевский писал: «Для народа царь есть воплощение его самого, всей его идеологии, его надежд и верований».

Многие эксперты по России говорят, что Путин всего лишь последний царь России, и именно так его должны рассматривать западные стратеги, которые сейчас ищут способы остановить его. Ответ, в конце концов, может заключаться в том, чтобы понять, что Путин действует скорее из слабости, чем из силы. Другими словами, Путин оседлал тигра демократического самоопределения на Украине и в других бывших государствах российской сферы — все они теперь хотят присоединиться к Западу — и он, возможно, не знает, как выйти. Ельцов утверждает, что в результате многовековых усилий по контролю за столь многими этническими национальностями в пределах своих постоянно меняющихся границ Россия не может долго существовать как настоящая либеральная демократия.

Если бы она приняла Запад и его демократические ценности, сказал он, «Россия, вероятно, распалась бы».

Исправление от 14 марта 2022 г.: В предыдущей версии этой статьи было неверно указано точное место смерти Бориса Немцова.

2 Киевская Русь | Российские идентичности: исторический обзор

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1919 гг. )45)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Рясановский, Николай В. , «2 Киевская Русь», Russian Identities: A Historical Survey (

New York

, 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2010 г.), https://doi.org/10.1093/ acprof:oso/9780195156508.003.0003, по состоянию на 8 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1919 гг. )45)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Эта глава начинается с обсуждения того, что Киевская Русь обычно изображается как играющая значительную роль в блестящем и славном начальном периоде русской истории. В нем рассказывается, что полное разрушение Киева монголами в 1240 году можно считать окончательным концом киевского периода. Это объясняет, что киевскую историю можно лучше понять как серию экстраординарных действий ряда способных князей, а остальное время посвящено в основном гражданским войнам. Обсуждается, что политическое развитие Киевского государства поддерживалось его богатой и разнообразной экономикой, а Киевское государство традиционно рассматривалось как торговое государство, основанное на водном пути от Балтийского моря до Константинополя. Отмечается, что Киевская Русь находится на территории Украины и что это время заслуживает всестороннего рассмотрения как очень впечатляющий начальный период довольно фрагментарной и трагической украинской истории. Он также исследует киевское христианство, литературу, архитектуру и искусство.

Ключевые слова: Киевская Русь, Украина, Белоруссия, монголы, князья, торговое государство, христианство

Предмет

Русская и восточноевропейская историяНовая история (1700-1945)Социальная и культурная история

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Вход с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *