Идиот настасья филипповна – Настасья Филипповна Барашкова — Википедия

Содержание

описание в цитатах |Мир Достоевского

О внешности Настасьи Филипповны известно следующее:

«Удивительно хороша!»  
«Удивительное лицо!» 
«…необыкновенной красоты женщина … в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона.…волосы, по-видимому темно-русые …»  
«глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»
У Настасьи Филипповна загадочный взгляд:
«…при взгляде, например, на эти глаза: как бы предчувствовался в них какой-то глубокий и таинственный мрак. Этот взгляд глядел — точно задавал загадку…»
Настасья Филипповна — образованная, умная, остроумная девушка. Она получила хорошее домашнее образование:
«…ее образование, изящная манера, остроумие…»    
«…не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны…»
 
«…приглашена была почтенная и пожилая гувернантка, опытная в высшем воспитании девиц, швейцарка, образованная и преподававшая, кроме французского языка, и разные науки…» (о гувернантке, обучавшей Настасью Филипповну) 
«…музыкальные инструменты, изящная девичья библиотека, картины, эстампы, карандаши, кисти, краски, удивительная левретка…» (об образовании героини)
Настасья Филипповна — девушка с благородным сердцем:
«…благородного сердца Настасьи Филипповны…» 
Настасья Филипповна — гордая девушка:
«Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!»   
«…гордость «оскорбленной и фантастической женщины» доходит уже до такого исступления…» 
Настасья Филипповна — девушка с необыкновенной, трагической судьбой. Она много страдала в своей жизни:
«…я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!»  
В юности Настасья Филипповна переживает «девичий позор», совращение со стороны графа Тоцкого, который является ее опекуном. Будучи взрослым мужчиной, Тоцкий вступает в преступную связь с 16-летней Настасьей Филипповной. Эти события ломают жизнь бедной девушки:
«…девичий позор…» 
«…исковерканную судьбу…» 
«…как дешево досталась ему эта нежившая душа…» 
«…однажды, Афанасий Иванович … заметил …. прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту; в этом отношении Афанасий Иванович был знаток безошибочный…»
 
«…заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца.»
Повзрослев, 20-летняя Настасья Филипповна приезжает жить в Петербург, чтобы помешать Тоцкому жениться и чтобы портить ему жизнь своим присутствием. Спустя несколько лет 25-летняя Настасья Филипповна знакомится в Петербурге с князем Мышкиным и Парфеном Рогожиным. О дальнейшей судьбе героини читайте подробнее в статье «История жизни Настасьи Филипповны»:
«…она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется…»
«…теперь Афанасий Иванович … подумал даже, что он мог бы вновь эксплуатировать эту женщину. Он решился поселить Настасью Филипповну в Петербурге и окружить роскошным комфортом. Если не то, так другое: Настасьей Филипповной можно было щегольнуть и даже потщеславиться в известном кружке…» 


Пережившая много горя Настасья Филипповна не дорожит ни собой, ни чем другим на свете:

«…она давно уже перестала дорожить собой…»
«…нежившая душа…»   
«…существо, которое не только грозит, но и непременно сделает, и, главное, ни пред чем решительно не остановится, тем более что решительно ничем в свете не дорожит, так что даже и соблазнить его невозможно…»
Настасья Филипповна не верит в свое будущее счастье и как будто любуется своей тоской:
«…тут один только неопределенный мрак, полное неверие в обновление жизни, которая так прекрасно могла бы воскреснуть в любви и в семействе и принять таким образом новую цель; что тут гибель способностей, может быть блестящих, добровольное любование своею тоской, одним словом, даже некоторый романтизм, не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны…»
Настасья Филипповна — необыкновенное и неожиданное существо, женщина с неожиданным характером:
«…тут хохотало пред ним и кололо его ядовитейшими сарказмами необыкновенное и неожиданное существо…» 
«Она вдруг выказала необыкновенную решимость и обнаружила самый неожиданный характер…» 
 «…он имеет теперь дело с существом совершенно из ряду вон…» 
Настасья Филипповна презирает Тоцкого за все обиды. В душе героини живет негодование и ненасытное, безмерное презрение к нему за то, что он сломал ей жизнь:
«…существо…никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты… » 
«…она в высшей степени его понимала и изучила, а следственно, знала, чем в него и ударить…»
 «…какая-то душевная и сердечная бурда, — что-то вроде какого-то романического негодования бог знает на кого и за что, какого-то ненасытимого чувства презрения, совершенно выскочившего из мерки…»
Настасья Филипповна живет уединенно и имеет мало знакомых. Она любит книги и музыку:
«…князья, гусары, секретари посольств, поэты, романисты, социалисты даже — ничто не произвело никакого впечатления на Настасью Филипповну, как будто у ней вместо сердца был камень, а чувства иссохли и вымерли раз навсегда. Жила она больше уединенно, читала, даже училась, любила музыку. Знакомств имела мало…» 
Настасья Филипповна живет очень скромно, хотя имеет возможность жить роскошно за счет Тоцкого:
«…хотя приняла предложенный ей комфорт, но жила очень скромно и почти ничего в эти пять лет не скопила…» 
Настасья Филипповна — бескорыстная женщина:
«…Настасья Филипповна — женщина бескорыстная…»
В конце концов Настасья Филипповна соглашается выйти замуж за князя Мышкина, но бросает его прямо перед венчанием. Вскоре Настасья Филипповна погибает от рук купца Рогожина, своего давнего поклонника. Жизнь героини обрывается в возрасте 25-26 лет.

Это был цитатный образ и характеристика Настасьи Филипповны в романе «Идиот»: описание внешности и характера героини в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по роману «Идиот»
История жизни Настасьи Филипповны

www.alldostoevsky.ru

Настасья Филипповна — биография, внешность, характер, цитаты, актрисы

История персонажа

Настасья Филипповна – главный женский персонаж романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Вокруг этой героини строятся сюжетные линии, заставляющие читателя с интересом следить за коллизиями и перипетиями, с которыми сталкиваются мужчины. Настасья Филипповна была чрезвычайно русская женщина, чей характер был неукротим, а судьба невероятно трагична.

История создания

Писатель Федор ДостоевскийПисатель Федор Достоевский

Образ Настасьи Филипповны не был навеян Достоевскому вдохновением. Прототипом для него послужила давняя возлюбленная писателя – Аполлинария Суслова. Дочь купца средней руки, она была сестрой первого врача-женщины в России. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, между Достоевским и Сусловой возникла романтическая связь. Аполлинария требовала у Достоевского развода с супругой и протежирования на литературном поприще ее творений, не отличавшихся талантом. После смерти супруги писатель решился связать свою жизнь с любовницей, но та отказала.

Литературоведы предполагают, что Аполлинария Суслова могла стать прототипом Настасьи Филипповны, и подтверждают, что связь двух творческих людей была мучительной, нервической, практически необъяснимой.

Роман Достоевского "Идиот"Роман Достоевского «Идиот»

Любопытно, что Достоевский подарил аналогичные героине «Идиота» черты и другим персонажам. В «Братьях Карамазовых» схожим образом наделена Аграфена Светлова, а в «Игроке» – Полина. Многие писатели вдохновлялись идеей о сломанной жизни простой русской женщины, создавая типичные для русской классической литературы образы.

Негласно некоторые писатели, в том числе Наталья Смирнова, издавшая книгу «Синдром Настасьи Филипповны», характеризуют именем героини жертв насилия, которых впоследствии сопровождают психологические проблемы. Под синдромом автор термина понимает хроническую ненависть ко всем представителям сильного пола, возникающую параллельно с желанием быть востребованной и одновременно недоступной.

Биография и сюжет

Настасья Филипповна на сцене театраНастасья Филипповна на сцене театра

Князь Мышкин впервые видит Настасью Филипповну на портретном изображении. Фотография так впечатляет героя, что он не может отвести от нее взгляд, любуясь чертами женщины. Ухаживающие за ней генерал Епанчин и Ганя Иволгин не сразу разглядели в князе соперника. Мышкин, в свою очередь, сумел по фотографии разглядеть израненную душу и трагическую судьбу Настасьи Филипповны. Им движет глубокое сострадание к еще незнакомой персоне.

Девушка с 16 лет живет как содержанка у богатого помещика Тоцкого. Отданная ему на воспитание в юности, она не ожидала, что опекун воспылает к ней не только платонической любовью. К 25 годам Настасья Филипповна предстает перед читателем как любовница Тоцкого, имеющая опыт нахождения в свете.

Князь МышкинКнязь Мышкин

К среднему возрасту Настасья Филипповна уже не считалась девушкой, но черты, присущие инфантильным красавицам, оставались при ней. Нарциссизм и некий мазохизм оправданы тем, что из порядочной девочки она превратилась в наложницу развратника. Теперь в ее жизни не предвидится просвета.

Женщина с характером, она отличается яркими вспышками гнева. Окружающие боятся попасть ей под горячую руку. Чувствуя себя конченым человеком, она позволяет себе устраивать истерики, демонстрируя, как глубоко была оскорблена. Тоцкий, которого привлекла внешность подопечной, считает ее «колоритной». Тем не менее, поступки героини предсказуемы и однообразны. Она проклинает свою жизнь, представляясь падшей женщиной, конфликтует с мужчинами и мстит за потерянную честь.

Ганя Иволгин (кадр из фильма)Ганя Иволгин (кадр из фильма)

Настасья Филипповна представляет на суд читателей театр одного актера, заявляясь к Иволгину, превращает собственный день рождения в балаган, выставляя себя оскорбленной невинностью. Она порицает Тоцкого, дающего за нее большое приданое, чтобы обеспечить удачное замужество, и высмеивает вероятного жениха – Ганю Иволгина. Девушка бросает в огонь деньги, предложенные ей Рогожиным, и принуждает Иволгина лезть за ними в пламя. Злоба и гнев движут каждым ее поступком.

Энергичная и волевая героиня оказывается в замкнутом круге. Неспособная испытывать иные чувства, она не понимает, чего хочет и к чему стремится. Женщина живет прошлым, зациклившись на собственных несчастьях и используя их как оправдания.

Князь Мышкин и РогожинКнязь Мышкин и Рогожин

Мало кто помнит, что фамилия Настасьи Филипповны – Барашкова. Проводя аналогию с Рогожиным, можно понять, что имена героев – «говорящие». Мужчина преследует возлюбленную, как хищник жертву. Кажется, что своим ножом Рогожин обрывает жизнь женщины, но на самом деле она завершилась задолго до физической гибели. Предлагавшая примириться с ситуацией, Аглая не понимала, что для Настасьи Филипповны больше не существовало будущего.

Достоевский неслучайно выбрал главной героиней женщину, осознающую трагичность своей судьбы. Писатель одарил ее мечтательностью и наивностью, соседствующими с взбалмошностью и истеричностью. Он увидел в этой женщине сильный и твердый характер, который воспел в произведении. Героини, подобные Настасье Филипповне, присутствуют в каждом произведении Достоевского. Описание аналогичных судеб просматривается и в «Бедных людях», и в «Белых ночах».

Эмоциональные мечтательницы, живущие в мире грез, ассоциируются с супругой писателя, которая в последние годы жизни была прикована к кровати и существовала в постоянном забытьи.

Настасья Филипповна БарашковаНастасья Филипповна Барашкова

Все мужчины в романе пытаются завоевать расположение и благосклонность Настасьи Филипповны. Епанчин, Иволгин, Рогожин – все они подкупают Настасью Филипповну. Последний не принимает во внимание, что она сожгла деньги, а значит, руководствуется не материальным интересом.

Только Мышкину стала понятна глубокая душевная травма женщины. Он разглядел в Барашковой живую натуру, страдающую, израненную душевными переживаниями. Мечась между властным и горячим Рогожиным и скромным Мышкиным, женщина обещает себя то одному, то второму. История завершается ее гибелью от рук ревнивого купца-миллионщика Парфена Рогожина.

Экранизации

Роль Настасьи Филипповны – благодатный выбор для актрисы, позволяющий раскрыть весь драматический потенциал исполнительницы в классическом женском образе.

Кадр из фильма "Идиот" Акиры КуросавыКадр из фильма «Идиот» Акиры Куросавы

В первой экранизации романа, снятой Петром Чардыниным в 1910 году, роль содержанки Барашковой исполнила Любовь Варягина. Звезда немецкого кинематографа Аста Нильсен воплотила образ падшей женщины в ленте «Неверные души» Карла Фрёлиха в 1921 году, а француженка Эдвиж Фёйер снялась в видео-интерпретации Жоржа Лампена в 1946 году.

Японский режиссер Акира Куросава в 1951 году представил публике экранизацию романа Достоевского, в которой главную героиню звали Таэко Насу. Ее роль исполнила Сэцуко Хара. В советской постановке 1958 года в образе Настасьи Филипповны предстала Юлия Борисова. Спустя 20 лет, когда Александра Ремизова поставила телеспектакль по мотивам романа «Идиот», в нем сыграла Людмила Максакова.

Людмила Масакова в роли Настасьи ФиллиповныЛюдмила Масакова в роли Настасьи Филлиповны

Японский фильм – не единственный проект, где режиссер решил сменить имя главной героини. Анджей Жулавский, снявший Софи Марсо в фильме 1985 года «Шальная любовь», подарил ее героине имя Мари.

Современной и востребованной оказалась кинокартина «Даун Хаус» Романа Качанова, снятая по мотивам романа Достоевского. В России в полнометражном кино в образе Настасьи Филипповны выступала еще актриса Лидия Вележева, снявшаяся в ленте Владимира Бортко «Идиот».

Лидия Вележева в образе Настасьи БарашковойЛидия Вележева в образе Настасьи Барашковой

Любопытно, что имя Настасья Филипповна досталось жене Добрыни Никитича – бравого молодца из серии мультфильмов «Три богатыря».

24smi.org

Барашкова Настасья Филипповна — Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества

(«Идиот»)

Главная героиня романа, вокруг которой завязаны основные сюжетные узлы. Князь Мышкин впервые видит ее (сначала на портрете) в день, когда ей исполнилось 25 лет. « — Так это Настасья Филипповна? — промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет: — Удивительно хороша! — прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна… <…>.

— Удивительное лицо! — ответил князь, — и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!..».
Затем князь еще раз, уже наедине, вглядывается в портрет: «Давешнее впечатление почти не оставляло его, и теперь он спешил как бы что-то вновь проверить. Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо еще сильнее поразило его теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. Эта ослепляющая красота была даже невыносима, красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз; странная красота! Князь смотрел с минуту, потом вдруг спохватился, огляделся кругом, поспешно приблизил портрет к губам и поцеловал его. Когда через минуту он вошел в гостиную, лицо его было совершенно спокойно…».
Мышкин как бы угадал всю прежнюю и будущую судьбу Настасьи Филипповны. Он родилась в семье мелкопоместного помещика Филиппа Александровича Барашкова — «отставного офицера, хорошей дворянской фамилии». Когда Насте было семь лет, «вотчина» их сгорела, в огне погибла мать, отец от горя сошел с ума и умер в горячке, умерла вскоре и младшая сестра, так что девочка осталась одна на всем белом свете. Сосед, богатый помещик Афанасий Иванович Тоцкий, «по великодушию своему, принял на свое иждивение» сироту, она выросла в семье его управляющего-немца. «Лет пять спустя, однажды, Афанасий Иванович, проездом, вздумал заглянуть в свое поместье и вдруг заметил в деревенском своем доме, в семействе своего немца, прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту; в этом отношении Афанасий Иванович был знаток безошибочный. В этот раз он пробыл в поместье всего несколько дней, но успел распорядиться; в воспитании девочки произошла значительная перемена: приглашена была почтенная и пожилая гувернантка, опытная в высшем воспитании девиц, швейцарка, образованная и преподававшая, кроме французского языка, и разные науки. Она поселилась в деревенском доме, и воспитание маленькой Настасьи приняло чрезвычайные размеры. Ровно чрез четыре года это воспитание кончилось; гувернантка уехала, а за Настей приехала одна барыня, тоже какая-то помещица и тоже соседка г-на Тоцкого по имению, но уже в другой, далекой губернии, и взяла Настю с собой, вследствие инструкции и полномочия от Афанасия Ивановича. В этом небольшом поместье оказался тоже, хотя и небольшой, только что отстроенный деревянный дом; убран он был особенно изящно, да и деревенька, как нарочно, называлась сельцо «Отрадное». Помещица привезла Настю прямо в этот тихий домик, и так как сама она, бездетная вдова, жила всего в одной версте, то и сама поселилась вместе с Настей. Около Насти явилась старуха ключница и молодая, опытная горничная. В доме нашлись музыкальные инструменты, изящная девичья библиотека, картины, эстампы, карандаши, кисти, краски, удивительная левретка, а чрез две недели пожаловал и сам Афанасий Иванович… С тех пор он как-то особенно полюбил эту глухую, степную свою деревеньку, заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца, и так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно…».
Идиллия кончилась, когда Настасья Филипповна узнала, что Тоцкий в Петербурге «женится на красавице, на богатой, на знатной, — одним словом, делает солидную и блестящую партию». И в судьбе Настасьи Филипповны с этого времени произошел чрезвычайный переворот. «Она вдруг выказала необыкновенную решимость и обнаружила самый неожиданный характер. Долго не думая, она бросила свой деревенский домик и вдруг явилась в Петербург, прямо к Тоцкому, одна-одинехонька. Тот изумился, начал было говорить; но вдруг оказалось, почти с первого слова, что надобно совершенно изменить слог, диапазон голоса, прежние темы приятных и изящных разговоров, употреблявшиеся доселе с таким успехом, логику, — все, все, все! Пред ним сидела совершенно другая женщина, нисколько не похожая на ту, которую он знал доселе <…>.  Эта новая женщина, оказалось, во-первых, необыкновенно много знала и понимала, — так много, что надо было глубоко удивляться, откуда могла она приобрести такие сведения, выработать в себе такие точные понятия. (Неужели из своей девичьей библиотеки?) Мало того, она даже юридически чрезвычайно много понимала и имела положительное знание, если не света, то о том по крайней мере как некоторые дела текут на свете. Во-вторых, это был совершенно не тот характер как прежде, то есть не что-то робкое, пансионски неопределенное, иногда очаровательное по своей оригинальной резвости и наивности, иногда грустное и задумчивое, удивленное, недоверчивое, плачущее и беспокойное.
Нет: тут хохотало пред ним и кололо его ядовитейшими сарказмами необыкновенное и неожиданное существо, прямо заявившее ему, что никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты, наступившего тотчас же после первого удивления. Эта новая женщина объявляла, что ей в полном смысле все равно будет, если он сейчас же и на ком угодно женится, но что она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется, и что следственно так и быть должно…».
Тоцкий намеревался жениться на одной из дочерей генерала Епанчина — Александре. Настасья Филипповна не может «юридически» помешать этому браку, но она в состоянии, погубив себя, погубить и его матримониальные планы. Непримиримость, максимализм Настасьи Филипповны, ее безграничная гордость вкупе с ее ослепительной красотой вовлекают в орбиту ее инфернального притяжения все новых и новых претендентов на ее сердце, вернее — тело. Она в прямом смысле слова становится предметом купли, предметом торга. Генерал Епанчин, Ганя Иволгин, купец-миллионщик Парфен Рогожин — все они рассчитывают так или иначе «купить» Настасью Филипповну. И только князь Мышкин видит в этой мятущейся женщине живую, страдающую, легко ранимую душу. Сама Настасья Филипповна, запутавшись в своих чувствах, мечется между Парфеном Рогожиным и князем Мышкиным, соглашается на брак то с одним, то с другим и в финале погибает от ножа Рогожина.
В образе Настасьи Филипповны Барашковой можно усмотреть отдельные черты сходства с Аполлинарией Прокофьевной Сусловой, а во взаимоотношениях героини романа с Тоцким, годящимся ей по возрасту в отцы, проявились в какой-то мере глубинные психологические мотивы любви-ненависти, составляющие суть взаимоотношений Сусловой и Достоевского.

www.fedordostoevsky.ru

биография, характеристика персонажа и интересные факты

О том, кто такая Настасья Филипповна Барашкова, знает каждый, кто читал «Идиота». Это героиня, вокруг которой и завязаны главные сюжетные узлы. Монолог Настасьи Филипповны можно считать кульминацией романа Достоевского. В словах, которые она адресует то ли себе, то ли князю Мышкину, сквозит невероятное отчаяние, неверие в счастливый исход собственной жизни. В чём же трагедия Настасьи Филипповны? Есть ли прототипы у этого персонажа?

Князь Мышкин

Однажды в вагоне поезда, направляющегося из Швейцарии в Россию, Парфён Рогожин знакомится с молодым человеком, довольно странным, но вызывающим безграничную симпатию и доверие, — с князем Мышкиным. Дальний родственник генеральши Епанчиной очень болен, много лет провел за границей, но лечение не избавило его полностью от недуга. Именно от Рогожина Мышкин и слышит впервые о женщине по имени Настасья Филипповна.

Знаменитейший герой Достоевского свободен от страстей, которые губят человеческую душу. Он подобен ребенку. Его взгляд на окружающих незамутненный. А потому его и называют идиотом. Он единственный, кто видит в Настасье Филипповне не падшую роковую красавицу, а всего лишь несчастную женщину — женщину, лишенную любви и понимания. Он жалеет ее, возможно, любит по-настоящему. Однако интриги, которые порождает миллионное наследство, свалившееся как снег на голову, вынести он не в состоянии.

Автор наделил князя Мышкина автобиографическими чертами. Герой страдает эпилепсией, так же как и его создатель. И именно Мышкин поведал читателям о психологическом состоянии человека перед смертной казнью — о том, что было известно Достоевскому на собственном опыте. Вернемся же к образу Настасьи Филипповны. Какую роль история «падшей женщины» сыграла в судьбе несчастного князя Мышкина?

Характеристика

Настасья Филипповна — героиня довольно противоречивая. Действующие лица романа характеризуют ее по-разному. Какой эту женщину видит Мышкин? Впервые взглянув на ее портрет, он поражен. Однако поражен не красотой, а скорее страшным сочетанием гордости и презрения, которое можно прочитать в ее взгляде. Бледное лицо, чуть впалые щеки, странный огонь в глазах — всё это видит князь на портрете 25-летней женщины. В этот момент он словно угадывает прежнюю и дальнейшую судьбу Настасьи Филипповны. Затем, став миллионером, пытается спасти ее. Но тщетно. Это женщина испытывает презрение не только к окружающим, но и к самой себе.

Детство Настасьи Филипповны

Достоевский создал этот женский образ под тяжестью собственных любовных переживаний. Но о том, кто послужил прототипом Настасьи Филипповны, расскажем позже. Прежде стоит изложить биографию этой неординарной женщины.

Настасья Филипповна родилась в семье дворянина, отставного офицера. Когда девочке было семь лет, погибла ее мать. Отец после смерти жены сошёл с ума, и вскоре умер в горячке. Настасья осталась одна на белом свете. В ее судьбе активное участие принимал соседский помещик Афанасий Тоцкий. Сирота росла в доме его управляющего.

Девочка подросла. Тоцкий увидел в ней будущую красавицу. Нанял гувернеров, которые обучали Настасью французскому языку, музыке и правилам поведения в светском обществе. Когда же ей исполнилось 16 лет, сделал ее своей содержанкой.

Ганя Иволгин

Страдающую, ранимую душу в Настасье Филипповне смог увидеть лишь князь Мышкин. Для других же она была предметом торга. Узнав о том, что Тоцкий собирается жениться на одной из дочерей генерала Епанчина, Настасья приезжает в Петербург. И теперь уже помещик видит: перед ним не трогательное, беззащитное существо, которое он погубил, а женщина, готовая мстить. Она обладает страшным, инфернальным обаянием, что привлекает новых поклонников. Среди них и Ганя Иволгин.

Этот молодой дворянин богат, имеет приличную наружность, недурно образован. Он неглуп, но в то же время не имеет ни таланта, ни способностей, у него нет ни одной собственные идеи. Ганя Иволгин «решительно как и все». Он служит секретарем у генерала Епанчина, и именно у него в одной из первых глав князь Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, который его так поражает.

Парфён Рогожин

После первой же встречи с Настасьей Барашковой сын богатого купца охвачен роковой страстью. Он дарит ей бриллиантовые подвески стоимостью в десять тысяч. Встреча с этой женщиной выбивает Рогожина из привычной колеи. Он совершает ряд безумных поступков — всё ради того, чтобы завоевать Настасью Филипповну. Когда Парфен становится наследником миллионного состояния, так же как и Тоцкий, он пытается купить ее. Однако он неглуп и понимает, что ответного чувства никогда не дождется. Настасья Филипповна давно не дорожит собой. Связь с Рогожиным для неё — форма самоубийства.

Любовный треугольник

В одной из сцен князь Мышкин делает Настасье Филипповне предложение. Она отвечает ему отказом и произносит длинную речь, полную горечи и страдания. Когда-то, будучи содержанкой Тоцкого, она мечтала о таком, как Мышкин — добром, честном, «глупеньком». Но потом общество навязало ей шаблон, которому пришлось следовать.

Настасья Филипповна понимает, как страшно на судьбе Мышкина может отразиться женитьба на «падшей женщине». А потому выходит замуж за Парфена Рогожина, который уважает князя, но неизменно видит в нём соперника. Настасья Филипповна губит и себя, и тех, кто любит ее. Рогожин в припадке ревности убивает ее, затем сходит с ума. Не менее печальна и участь князя Мышкина.

Образ героини в других произведениях

Характерные черты Настасьи Филипповны можно видеть и в других персонажах Достоевского. Например, в Аграфене Светловой из «Братьев Карамазовых», Полине из «Игрока». Героиня романа «Идиот» стала одним из ярчайших литературных образов. История молодой женщины с поломанной судьбой встречается и в произведениях более поздних прозаиков. В романе Пастернака «Доктор Живаго» показана судьба девушки из бедной семьи, любовнице богатого и циничного адвоката. Речь идет о Ларисе, ставшей жертвой негодяя-Комаровского. Нам неизвестно, находился или Пастернак, создавая этот женский образ, под влиянием романа Фёдора Достоевского. Но героини этих двух русских писателей, бесспорно, имеют общие черты.

В 2016 году в свет вышла книга Натальи Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». В психиатрии такого термина нет. Писательница сама создала его. Героиня Мироновой стала жертвой насилия, после чего на протяжении нескольких лет испытывала серьезные психологические проблемы. Выражались они в нелогичной ненависти по отношению к представителям сильного пола, стремлении быть желанной, но недоступной и недосягаемой.

Аполлинария Суслова

Так звали женщину, которую на протяжении многих лет любил Достоевский. Аполлинария родилась в семье богатого купца, получила неплохое образование. Ее старшая сестра — Надежда — стала первой русской женщиной-врачом. А это говорит о том, что дочери Суслова воспитывались в довольно благоприятной среде.

Аполлинария была моложе Достоевского на 20 лет. Между ними завязался роман. Полина (именно так ее называли знакомые и родственники) требовала от писателя развестись с женой. Кроме того, писала повести и рассказы, которые не имели литературной ценности, и требовала содействия в публикации. Одно из ее произведений однажды все-таки появилось на страницах журнала Достоевского. После смерти жены писатель сделал Полине предложение. Однако девушка ответила ему отказом. Их отношения всегда были мучительными, нервными, неясными.

Многие литературоведы, изучающие жизненный и творческий путь Фёдора Достоевского, полагают, что именно Аполлинария Суслова является прототипом Настасьи Филипповны.

Актрисы, сыгравшие знаменитую героиню

Роман Достоевского экранизирован множество раз. В 1910 году на экраны вышла картина Петра Чардынина. Настасью Филипповну сыграла Любовь Варягина. В 1958 году Иван Пырьев снял фильм, который признан одной из лучших экранизаций романа Достоевского. Главную женскую роль исполнила Юлия Борисова. В 2003 году на экраны вышел телевизионный многосерийный фильм Владимира Бортко. На этот раз Настасью Филипповну сыграла Лидия Вележева.

В образе знаменитой героини в разное время на экране появлялись такие актрисы, как Аста Нильсен, Эдвиж Фёйер, Людмила Максакова, Жанна Балибар. Правда, не раз зарубежные кинематографисты наделяли знаменитый персонаж другим именем.

fb.ru

судьба, биография героини |Мир Достоевского

Настасья Филипповна Барашкова является главной героиней романа

Достоевского.

История жизни Настасьи Филипповны Барашковой в романе «Идиот» Достоевского


Настасья Филипповна Барашкова родилась в семье отставного офицера, Филиппа Александровича Барашкова, и принадлежала к хорошему дворянскому роду.

Когда девочке было 7 лет, в ее семьей случилась страшная трагедия: сгорело поместье, в котором жила семья Барашковых. В пожаре погибла мать Настасьи Филипповны. Отец вскоре сошел с ума и умер. В результате маленькая Настя с младшей сестрой остались сиротами. Граф Тоцкий, сосед Барашковых, взял маленькую Настю и ее сестру под свою опеку: девочки воспитывались в семье его управляющего.

К сожалению, младшая сестра Настасьи умерла от коклюша. Так Настя осталась совсем сиротой, без родных. Тем временем граф Тоцкий жил за границей и забыл про девочку.

Когда Насте было около 12 лет, Тоцкий посетил деревню. Он заметил будущую красавицу Настеньку и решил дать ей хорошее образование. Около 4 лет Настасья Филипповна воспитывалась швейцаркой-гувернанткой.

Преступление графа Тоцкого

Когда Настасье Филипповне было около 16 лет, по приказу графа, ее перевезли в другую деревню, где она жила в комфорте и роскоши. Вскоре к Настасье снова наведался граф Тоцкий, чтобы поглядеть на плоды своих усилий. 

Порочный и развращенный Тоцкий воспылал страстью к красивой 16-летней Настасье и совратил ее. В последующие 4 года граф приезжал в деревню на все лето, разумеется, чтобы здесь проводить время с юной Настасьей. Тоцкий пользовался беззащитностью и безответностью девочки, совратил ее и по сути сломал ей жизнь. Разврат Тоцкого обернулся для Настасьи Филипповны трагедией и позором: в глазах общества она стала «падшей, развратной женщиной», хотя и не по своей вине. 

Приезд в Петербург


Когда Настасье Филипповне было около 20 лет, она узнала, что Тоцкий, живя в Петербурге, собирается жениться на столичной красавице. Настасья Филипповна решила мстить Тоцкому за все его обиды и за сломанную судьбу. Она приехала жить в Петербург из деревни и расстроила все планы Тоцкого. После этого она 5 лет держала Тоцкого в напряжении, питая к нему «бесчеловечное отвращение».

О свой судьбе и личном счастье Настасья Филипповна не думала, так как «она давно уже перестала дорожить собой». В течение 5 лет ее главной целью была месть Тоцкому за свою исковерканную судьбу. 

Князь Мышкин и Рогожин

Однажды Настасья Филипповна встречает в Петербурге доброго, невинного князя Мышкина. В нем она видит мужчину, которого искала долгие годы. Однако, найдя по сути свое счастье, Настасья Филипповна не верит, что может быть счастлива после всего пережитого ею горя. 

В это же время в жизни Настасьи Филипповны появляется богатый купец Рогожин, который страстно влюблен в нее. Настасья Филипповна некоторое время мечется между князем Мышкиным и Рогожиным. Из-за внутренних терзаний и противоречий ее состояние становится близким к сумасшествию.

Трагическая смерть 

Князь Мышкин любит Настасью Филипповну жалостью. Он решает на ней жениться, чтобы попытаться сделать ее счастливой. Но Настасья Филипповна, не веря в свое счастье, убегает от Мышкина «из под венца» в день свадьбы. Она возвращается к необузданному Рогожину. 

Рогожин принимает ее, но при этом ненавидит за все унижения и удары по самолюбию, нанесенные ею. Рогожин убивает Настасью Филипповну. На момент смерти возраст героини составляет около 25 лет. Рогожина судят. Не перенеся трагедии, князь Мышкин сходит с ума.

Такова история жизни Настасьи Филипповны Барашковой в романе «Идиот»: судьба, биография героини.

Смотрите: Все материалы по роману «Идиот»

www.alldostoevsky.ru

Настасья Филипповна: психоанализ: nataly_hill — LiveJournal

Пересмотрев пырьевского «Идиота», как-то неприятно поразилась его театральности. Странно: другие экранизации классики того времени, как «Анна Каренина», тоже вполне театральны, но такого диссонанса не производят. А у Пырьева получился какой-то лубочный Достоевский. Яркие краски, режущий глаза грим, подчеркнуто карикатурные второстепенные персонажи, красивые крики профессионально поставленными голосами, изящные жесты, драматические пощечины и обмороки… А на выходе — какое-то моралите о «власти чистогана», вместо Достоевского — в лучшем случае, Бальзак или Золя.
Нет, я безусловно предпочитаю сериал, и из двух Настасий Филипповн однозначно выберу Вележеву.

Хоть о ней и говорят, что она играет какую-то «вяленую рыбу» и «холодную злобную стерву», в то время как в Борисовой есть огонь, страсть, порыв, огромное сердце, доброта и благородство, растоптанные жестоким миром… Но точно ли НФ должна быть «с огромным сердцем»?

Мне кажется, ключ к ее характеру — это слова Мышкина при взгляде на портрет: «Только вот не знаю, добра ли она! Ах, если бы добра! Тогда бы все было спасено!»
Как мы помним, «спасено» ничего не было, наоборот — погибло все, что только могло погибнуть, не исключая и самого бедного князя. 🙁
А когда она много раз повторяет Мышкину, что, мол, не должна связывать с ним свою жизнь, потому что не хочет его губить — о чем речь? Только ли о том, что такой брак испортит его репутацию (Мышкину абсолютно наплевать на свою репутацию, и НФ, женщина умная и проницательная, не может этого не понимать) — или о чем-то более серьезном?
Здесь, как с Анной Карениной — стоит смотреть не столько на то, как характеризуют героиню другие люди или на то, какой она старается выглядеть, сколько на то, что она делает. Точнее, сначала — на то, что сделали с ней, потом — на то, что стала делать с другими людьми она сама.

Жизнь НФ началась с круглого сиротства. Уже в довольно сознательном возрасте (6-7 лет) — в один миг потеряла отца и мать, родной дом, а затем и младшую сестренку. Все, кого она любила, кто составлял весь ее мир, ее бросили — так это воспринимает ребенок.
Это очень травматический опыт, способный нанести серьезный удар по способности любить как таковой.
Дальше в ее жизни появляется Тоцкий. Он берет над ней опеку, селит девочку у себя в поместье, полностью ее материально обеспечивает, дает хорошее домашнее образование, следит за тем, чтобы она была всем довольна и ни в чем не знала нужды… и где-то в 15-16 лет делает ее своей любовницей.

Связь зрелого мужчины и юной девушки можно оценивать по-разному; но здесь, исходя и из контекста ситуации (ее полная зависимость от Тоцкого — и позднейшая оценка этих событий), и из значения этого мотива в творчестве Достоевского вообще, нельзя сомневаться, что речь идет именно о растлении. Может быть, и об изнасиловании — если не в прямом смысле, то в смысле психического насилия и принуждения.
Для Достоевского растление ребенка (или подростка) — вообще очень важный мотив, проходящий через все его творчество. Девочки или совсем юные девушки, которых насилуют, совращают, пытаются совратить, «обманывают» и бросают — появляются у него едва ли не в каждом романе. Растление ребенка — это у Достоевского «архетипическое преступление», самое мерзкое и зверское, что только может сотворить человек с человеком. Растление надламывает и убивает душу растлеваемого — и, мало того, втягивает в это злодеяние его самого, делает как бы соучастником насилия над собой, убийства лучшего, что в нем есть (вспомним, как Матреша из «Бесов» в предсмертном бреду говорит: «Я Бога убила»)
Но чаще всего такие загубленные дети в его романах умирают — или исчезают из поля зрения.
Настасья Филипповна — это «Матреша, которая выжила». И на ее примере можно попытаться узнать, что же значит «Бога убила». Что умирает в человеке в результате насилия.

Мы не знаем, что именно и как делал с ней Тоцкий — знаем лишь, что она и в то время, и впоследствии воспринимала это как какую-то жуткую мерзость. Мерзость, от которой не может отказаться, не может даже дать понять, что ей это неприятно. Даже не потому, что «выгонит на мороз», а… ну, просто потому, что она еще ребенок, а он солидный взрослый дядя, которому лучше знать, как правильно. И не просто взрослый, а человек, заменивший ей родителей. У нее никого и ничего больше нет. Один раз ее уже бросили все, кто о ней заботился.
Итак, телесная близость, вообще отношения мужчины и женщины (а может быть, и межчеловеческие отношения как таковые) предстали для нее, как нечто невыносимо отвратительное. Обязательно связанное с насилием, если не физическим, то психическим и эмоциональным. И при этом — что-то такое, от чего она не может отказаться. Как бы ни было противно, отказываться нельзя — иначе тебя бросят.
На протяжении пяти лет она постепенно понимает, что произошло и что сделал с ней Тоцкий — проникается к нему ненавистью и решает отомстить. Узнав, что он собрался жениться, приезжает к нему в Петербург и «показывает когти».
Бедный Афанасий Иваныч, джентльмен и любитель клубнички, к такому повороту оказался совершенно не готов. Против младенцев он молодец — но, обнаружив, что его очаровательная малышка вдруг выросла во взрослую, решительную, бесстрашную и очень рассерженную женщину, позорно празднует труса. Он отказывается от своих планов, исполняет все желания Настасьи Филипповны, прыгает вокруг нее и всячески пытается ее улестить или как-то от нее откупиться. Они поменялись ролями: теперь она — госпожа, он — раб.
А дальше начинается что-то странное. Еще на пять лет (!) они застывают в таком подвешенном положении. Близости между ними уже никакой нет, все отношения ограничиваются тем, что Афанасий Иваныч финансирует Настасью Филипповну и очень ее боится. Так боится, что старается лишний раз не попадаться ей на глаза. А она — просто живет на его средства, ни в чем себе не отказывая, «что-то читает, чему-то учится» — но в целом как-то непонятно проводит время. «Отношения» — ни с кем и ни в каком виде — ее не интересуют. Над попытками Тоцкого чем-то или кем-то ее соблазнить и отвлечь она откровенно смеется. Однако и попыток порвать с Тоцким, «начать новую жизнь», вообще найти какие-то иные точки опоры — не делает. Единственное, что обращает на себя внимание — «странное направление знакомств»: она любит общаться с людьми не своего круга, с какими-то бедняками, больными старичками, дружит с каким-то чахоточным учителем и его семьей… Само по себе это, может быть, говорило бы только о добром сердце; но вот еще один странный знакомый, Фердыщенко, «очень сальный и грязный шут» — такого неожиданного приятеля у молодой девушки добрым сердцем уже не объяснишь.
Кстати, «странное направление знакомств», и точно такого же рода, потом буквально повторится у Ставрогина. Вообще у них довольно много общего — а разное скорее лишь то, что связано с разницей полов.
Казалось бы: ненавидишь своего «погубителя», хочешь ему отомстить — так отомсти. Во всяком случае, стоит попробовать — вдруг от этого станет легче. Разбей ему жизнь, как грозила. Это вполне возможно (а дальше, с появлением влюбленного и на все готового Рогожина — возможностей станет еще больше). Не странно ли, что своему «злодею» она так ничего плохого и не сделала — зато по-настоящему мстить начала впоследствии совсем другим людям, которые были ни при чем?
Он так противен, что даже мстить ему не хочется — что ж, плюнь на него, разорви с ним и начни жизнь сначала. Но зачем продолжать за него цепляться, угрожать ему, пугать… и ничего не делать? Что удерживает ее рядом с Тоцким? Уж точно не его деньги — во всяком случае, не только деньги. Комфорт и праздность, может быть, значат для Настасьи Филипповны не так мало, как она старается показать — но уж точно не значат всего. И крутые перемены в жизни ее не страшат…
По-моему, удерживает ее только одно — но держит очень прочно. Упоение своей властью.
Тоцкий растлил ее дважды. Сперва — когда, пользуясь своей властью, совершил над ней насилие; второй раз — когда сдался без боя и дал ей самой ощутить вкус насилия и власти. Он «подсадил» ее на иерархические, садо-мазохистские отношения. Сначала преподнес их как что-то отвратительное, но неизбежное; а потом помог обнаружить, что, когда тебя пугают, унижают и мучают — это ужасно, но совсем другое дело — когда ты кого-то сама… К тому же — он совершил над ней преступление, остался безнаказанным, и тем как бы дал ей право на злобу и неразборчивость в злобе. Обиженный и несчастный человек — в своем праве, ему многое прощается, а еще больше он прощает себе сам.
Отношения — это всегда насилие и борьба за власть. Либо ты насильник, либо жертва. Выйти из игры нельзя. Но можно согласиться, а затем, заманив «насильника» в ловушку, поменяться с ним ролями — и выместить на нем все свои обиды, сделав так, чтобы уже ему жизнь медом не казалась. Это и есть высшее наслаждение: вести опасные психологические игры, бороться за власть, подчинять своей воле, мучить, «ломать», провоцировать. Да, по большому счету все это противно — но ничего другого нет. Во всяком случае, для таких, как ты, «порченных». И насчет моральной оценки своих действий не беспокойся: с тобой поступили гнусно, сломали тебе жизнь — так что и ты теперь никому ничего не должна. Тебя не жалели — и ты ни о ком не думай и никого, кроме себя, не жалей.
Вот какой урок преподал своей воспитаннице гнусный старый педофил.

Проблема в том, что Тоцкий в роли жертвы скучен. Он холоден как рыба и плосок как доска. От него не дождешься ни сильных чувств, ни бурных реакций — тупо боится, и все. Его неинтересно «ломать» — он сразу прогибается. Он не в силах насытить ее ненависть. К тому же с Тоцким ее связывает некоторая история, и с ним она все-таки не чувствует себя свободно.
Поэтому предложение о браке с Ганей Иволгиным становится для нее манной небесной. Ганя — молодой человек с горячей кровью, амбициозный, резкий, самолюбивый. Не Наполеон, конечно — но уж, во всяком случае, поинтереснее Тоцкого. Интереснее не как мужчина — как противник и потенциальная жертва.

Жертва из него действительно недурная, особенно если взглянуть на его собственную историю. Ганя вырос в неблагополучной семье, и перед глазами у него не слишком приятная модель семейных отношений. Его отец — никчемный алкоголик, который их всех разорил и опозорил; реальная глава семьи — мать, у которой вся жизнь — одно сплошное терзание, а сын — единственная надежда. (Кстати, очень похожая семья (только без отца) — у Раскольникова; и проблемы Раскольникова схожи с Ганиными.) Ганя с детства живет под бременем стыда за отца и необходимости доказать матери, что сам он не такой. К властным и манипулирующим женщинам он привык, к семейным скандалам — тоже.
Он женится на НФ только ради денег — сам считает такой брак постыдным и сильно из-за этого терзается (и, между прочим, после свадьбы собирается выместить все свои переживания на НФ — и она об этом прекрасно знает, и ее это совершенно не смущает. Для нее это норма.) Вся его семья — решительно против этой свадьбы, и дома у них каждый день из-за этого скандалы. Об этом НФ тоже прекрасно знает — ей доносит Фердыщенко. (Вот, кстати, зачем ей нужен «сальный шут» — как информатор. Помогает узнать, что происходит в стане противника.)
Казалось бы, перспективы ужасные. Зачем _так_ выходить замуж?
Не хочешь — откажись. Противно, считаешь оскорбительным, что тебя «продают и покупают» — откажись в резкой форме. Но НФ поступает иначе: не говорит ни да, ни нет — ставит Ганю в такое же подвешенное положение, как ранее Тоцкого, и начинает его мучить.
Как именно — мы хорошо видим в сцене у него дома. Неужели кто-то серьезно видит в этой сцене «браваду несчастной женщины, доведенной до отчаяния этим жестоким и лицемерным миром»? Нет, может, сама НФ мысленно так себя и оправдывает — но вообще-то это сцена хладнокровного, садистского издевательства над «женихом» и его семьей. Причем НФ «бьет по площадям»: унижает не только самого Ганю — который, допустим, обидел ее своим предложением, не только его мать и сестру, о которых слышала, что они ее терпеть не могут, но и полусумасшедшего старика-отца, и мальчика Колю, и даже Мышкина, которого принимает за слугу.
Кстати, для характеристики «доброты» или «недоброты» героя очень важно, как он относится к «простым людям». И к прислуге, к «низшим», и просто к посторонним, не замешанным в его драму. Наше знакомство с Мышкиным начинается с того, что он сначала в поезде разговорился с незнакомыми и совсем «не его круга» попутчиками, потом стал делиться своими задушевными мыслями с лакеем. Настасью Филипповну мы тоже впервые видим в момент общения с «лакеем» — и боже мой! Сколько высокомерия и злобы, с каким удовольствием она шпыняет бедного «дурачка»! Конечно, в этот момент она готовится к встрече с Ганечкиным семейством, накручивает себя для обретения боевого духа — но можно ли этим оправдывать откровенное хамство по отношению к безответному и ни в чем перед ней не повинному человеку?
Другая интересная деталь — как она извиняется (точнее, как-бы-извиняется) перед матерью Гани в конце этой сцены. У Пырьева НФ с театральными слезами в голосе вскрикивает: «Простите, простите меня!» Неудивительно — у него НФ именно «гордая, порывистая, но добрая и благородная», а такая, если уж в сердцах разыграет подобную сцену — непременно после устыдится и будет просить прощения. Но ничего подобного нет у Достоевского. В книге она подходит к матери Гани, вроде бы для того, чтобы извиниться — и говорит ей: «Я в самом деле не такая, он [т.е. Мышкин] угадал». Никаких «простите» — речь только о себе самой. Мышкин заставил ее взглянуть на себя — и, в самом деле, ужаснуться тому, чем она занимается; но от этого она не начала жалеть людей, которых только что изощренно унижала, не задумалась о том, каково им — думает она только о себе и о производимом ею впечатлении.

Но Ганя — все-таки не идеальная жертва. И с ним есть проблема: его не получится держать на крючке вечно, рано или поздно придется все-таки либо ему отказать, либо за него выйти; а там столкнуться с его матерью и сестрой, которые и сами умеют играть в игры, и голыми руками их не возьмешь…
Есть еще один человек, «павший жертвой ее чар», она его рассматривает в качестве потенциальной добычи, но быстро отвергает. Это генерал Епанчин. Ясно, что ни о каких серьезных отношениях с ним она и думать не может — однако поначалу принимает его подарки и вообще дает ему надежду. Для «благородной, но несчастной» такое поведение совершенно непонятно. Послала бы его сразу, вместе с подарочками! Но понятно — если вспомнить принцип: «Отказываться нельзя — но можно затянуть в ловушку, а потом на нем отыграться».
Однако очень скоро становится ясно, что жертва из генерала никудышная. Для этой роли он слишком цельная личность. «Крепкий хозяйственник» (в наше время непременно был бы единороссом :-)), отец семейства, деловой человек без всяких там душевных терзаний. Твердо стоит на земле. Не видно у него кнопочек, на которые можно понажимать. Развлечься с куртизанкой — пожалуйста, но ее рабом он точно не станет и «вампирить» себя не позволит. Это не то.

И вдруг появляется человек, просто самой судьбой посланный. Идеальная пара для Настасьи Филипповны.

Рогожин — тоже «ребенок-травматик». Тоже с опытом систематического насилия — не сексуального, конечно, «обычного», но также очень сильно его поломавшего.
Он вырос под властью деспотического отца. Супер-деспотического — настолько, что его, уже взрослого парня, лет 25-27, отец избивал до полусмерти и запирал дома. И это было совершенно обычное дело: и все вокруг считали, что так и надо, и сам Парфен считал, что так и надо. Он мог сделать (и часто делал) что-то тайком от отца, мог, в крайнем случае, сбежать — но сопротивляться ему и в голову не приходило.
И ему, в отличие от НФ, так и не удалось отомстить или взять верх, или даже четко осознать, что отец с ним обращается как-то неправильно.
Это прекратилось само собой. Отец внезапно умер. Осталась пустота, которую нужно чем-то заполнить.
Нельзя сказать, что Рогожин вырос мазохистом; удовольствия от страданий он явно не получает. Но, как и НФ, он привык к иерархическим отношениям как единственно возможным — и привык в этих отношениях быть «нижним». Смотреть снизу вверх, пресмыкаться, терпеть наказания, или бунтовать, а потом за это расплачиваться. Парадоксально: сильный человек с сильными страстями — привык быть рабом. Непокорным, злым, бунтующим, нуждающимся в «укрощении» — но именно рабом. Ему самому от этого тошно — но никак иначе он не умеет.
Поэтому и влюбился он не просто в красавицу — в женщину, стоящую намного выше его во всех отношениях: по происхождению, социальному положению, образованию. (И повезло ему еще, что НФ оказалась содержанкой, это позволяло найти к ней хоть какие-то подступы — а окажись она законной женой или дочерью какого-нибудь генерала?) Рядом с которой он, со своей «подлой рожей» и «мужицким видом», «никогда ничему не обучавшийся», изначально обречен на резкое, бьющее в глаза неравенство и на большие проблемы, даже в повседневном общении.
И еще — должно быть, он сразу почувствовал в ней то, что не стала играть Борисова и сыграла Вележева: злую «королеву», одержимую гордостью, властью и местью. Это его и привлекло.
Когда она у него на глазах издевается над другими — он приходит в буйный восторг от такого истинно «королевского» поведения. По его понятиям, «верхний» должен вести себя именно так. Он готов на все, чтобы НФ так же поиграла и с ним — еще не представляя, да и не задумываясь, чем это для него может обернуться.
И это не Тоцкий с рыбьей кровью, даже не Ганечка — это дикий зверь из дикого леса, крупный и опасный, приполз к тебе и лижет руки, умоляя, чтобы ты позволила ему стать твоей комнатной собачкой. Как отказаться от такого соблазна?
Только дикого зверя комнатной собачкой не сделаешь — да в качестве «собачки» он ей и не нужен. Ей интересно ломать, провоцировать, доводить до крайности — а он действительно готов до самой крайности дойти. И начинается саморазрушительная игра, которая для обоих закончится гибелью…

А что же Мышкин? А Мышкин воплощает другой тип отношений — на равных, без борьбы за власть, без садистских игр и самоутверждения за счет ближнего, без взаимного унижения и мучительства. И каждому из героев дает возможность как бы бросить взгляд в какой-то иной мир, где можно — иначе.

Но иначе они не могут. Они все уже слишком привыкли — вот так.
Это сложившаяся система; корни ее уходят глубоко в детство; чтобы ее изменить, требуется что-то гораздо большее, чем желание и доброе сердце.

nataly-hill.livejournal.com

​Настасья Филипповна — героиня романа Ф.М. Достоевского «Идиот» — Персонажи и идеи в кино и литературе

Образ Настасьи Филипповны Барашковой один из центральных в романе «Идиот». Эта женщина с непростой судьбой невероятно красива, одевается без вычурности и изящно, темно русые волосы убирает просто, тёмные глаза её глубоки, а на лице сочетаются страстность, высокомерность и страдание. Рождённая в хорошей дворянской семье, в семилетнем возрасте Настасьи Филипповна осталась сиротой и была воспитана в поместье Тоцкого. Когда ей стукнуло шестнадцать, её опекун сделал девушку своей содержанкой и наведывался к ней регулярно для удовлетворения своих безнравственных желаний. Со временем Настасья Филипповна осознаёт, что сей «благодетель» подошёл к её воспитанию весьма продуманно, чтобы впоследствии из неё вышло «орудие» для особо утончённого удовольствия. Безвыходность и унизительность положения сделали из молодой женщины несчастное, бесчувственное существо.

Общественность начинает обсуждение скорой женитьбы Тоцкого. Настасья Филипповна покидает поместье и заявляется в Петербург, чтобы объявить любовнику о своём полнейшем безразличии. Она показывает себя в новом для Тоцкого свете — непокорной, лишенной чувств, но не побеждённой. Тоцкий, находясь под сильным впечатлением от преображения уже надоевшей своей покорностью игрушки, поселяет содержанку в столице. Его тщеславие греет элегантная красота принадлежащей ему одному оскорблённой женщины. Теперь он задумал выдать свою подопечную замуж, наградив будущего жениха приличным приданным, чтобы расставание с любовницей прошло на достойных нотах.

Настасья Филипповна и князь Мышкин

В водоворот этих событий попадает только что прибывший из Швейцарии князь Мышкин. Один лишь раз увидев портрет Настасьи Филипповны, не зная её лично, он поражается смешением гордости, страдания и неземной красоты в её утончённых чертах. Князю становится страшно за дальнейшую судьбу этой прелестной и несчастной женщины. А Тоцкий боится её саму — обновлённую, высокомерную, искушённую. Его создание, дерзкое и безжалостное, теперь уже никому не остановить. Терять Настасье Филипповне нечего, и она может в любой момент погубить себя самым ужасным из способов. Вдобавок, его содержанка становится объектом торгов — её возжелал богач Рогожин, нисколько не стесняющийся в этом признаться.

Князь Мышкин уверен, что из ада, в который заключена эта женщина, её может вытащить только искренняя любовь. Он делает ей публичное предложение руки и сердца, объясняя свой поступок тем, что она из водоворота похоти и грязи вышла чистой и с честью. Для него она образец невиновности и невинности. Мышкин жаждет спасти Настасью Филипповну. Но демоническую гордость этой женщины не сломить, она не желает такого спасения и не готова принять высокого чувства князя. Её влечёт свет любви, но она выбирает мрак. Её личная драма в том, что она не способна поверить в свою чистоту перед миром. Решившись после мучительных раздумий на брак с князем Мышкиным, Настасья Филипповна бежит из-под венца и находит позорный конец своей позорной жизни от руки убийцы — Рогожина.

fandea.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *