Жизнь и личность Карла Маркса через призму советской идеологии — Реальное время
Общество
00:00, 15.05.2021 Сюжет: Жить в сорок первом
Спецпроект «Жить в сорок первом» продолжает знакомить с выдержками из календаря за 1941 год. Он посвящен 80-летию с начала Великой Отечественной войны, знаковым личностях того времени, достижениям в промышленности и сельском хозяйстве. Об экономике страны в целом, развитии систем образования и здравоохранения, традициях семьи того времени и многом другом. Это полностью, дословно воссозданная копия настольного календаря, переизданная Группой ТАИФ. В третьем выпуске — личность Карла Маркса.
Пятого мая 1941 г. исполняется 123 года со дня рождения гения человечества, основоположника научного коммунизма, величайшего пролетарского революционера и ученого Карла Маркса. Родился и воспитывался Маркс в городе Трире, в Германии, в культурной семье. Отец его был адвокатом. В 1841 г. Маркс окончил университет. В университете он изучал юридические науки, но особенно много уделял внимания истории и философии. По окончании университета Маркс рассчитывал стать профессором.
Но реакционная политика прусского правительства заставила его отказаться от ученой карьеры. В 1842 г. Маркса пригласили в качестве сотрудника в прогрессивную «Рейнскую газету». В газете сотрудничал Ф. Энгельс, который в ноябре 1842 г. лично познакомился с Марксом. С конца 1842 г. Маркс сделался главным редактором «Рейнской газеты», которая при его редакторстве занимает все более определенное революционно-демократическое направление. После многих безуспешных попыток подчинить газету реакционной цензуре правительство закрыло газету.
В 1843 г. Маркс женился на своей подруге детства Женни фон Вестфалей, которая прошла с Марксом весь его жизненный путь пролетарского революционера и была глубоко предана тому делу, во имя которого жил и боролся Маркс. Осенью 1843 г.
Маркс приехал в Париж, чтобы издавать радикальный журнал «Немецко-французский ежегодник». «В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже как революционер, провозглашающий «беспощадную критику всего существующего», апеллирующий к массам и к пролетариату» (Ленин, Соч., т. 18, стр. 6).В Париже в сентябре 1844 г. Маркс вновь встретился с Энгельсом. С этого момента между этими двумя великими людьми установилась самая искренняя, самая крепкая дружба на почве совместной борьбы за дело рабочего класса. Вся последующая жизнь и совместная деятельность двух гениальных вождей пролетариата полна революционной борьбы. В Париже Маркс и Энгельс принимали самое активное участие в кипучей революционной жизни.
Решительно борясь с различными учениями мелкобуржуазного социализма, Маркс и Энгельс выработали «… теорию и тактику революционного пролетарского социализма или коммунизма (марксизма)» (Ленин, Соч., т. XVIII, стр. 6).
В 1844 г. Маркс и Энгельс написали книгу «Святое семейство, или критика «критической критики». В этой книге были заложены основы революционно-материалистического учения Маркса и Энгельса. В начале 1845 г. Маркс как опасный революционер был выслан французским правительством из пределов Франции. Он поселился в Брюсселе (Бельгия), куда приехал и Ф. Энгельс. Здесь ими совместно была написана «Немецкая идеология», в которой они дали резкую критику всей современной после- гегелевской философии, а также и немецкого «истинного социализма», вскрыли всю его утопичность.
В своей знаменитой книге «Нищета философии» Маркс подвергает сокрушительной критике реакционный мелкобуржуазный социализм и разрабатывает теорию и тактику революционного пролетарского социализма. Результатом борьбы Маркса и Энгельса за создание пролетарской партии был организованный ими в 1847 г. «Союз коммунистов». Программой Союза был написанный Марксом и Энгельсом «Манифест коммунистической партии», опубликованный в 1848 г.
«В этом произведении, — писал Ленин, — с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (т. 18, стр. 6).
Когда разразилась февральская революция 1848 г. во Франции, Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять в Париж, а оттуда — после мартовской революции — в Германию, в город Кельн, и принял вместе с Энгельсом самое деятельное участие в революционных событиях. «В деятельности самого Маркса и Энгельса, — писал Ленин, — период их участия в массовой революционной борьбе 1848—1849 годах выделяется как центральный пункт».
С июня 1848 г. Маркс был главным редактором основанной им в Кельне «Новой Рейнской газеты». «Новая Рейнская газета» явилась первым печатным органом революционного пролетариата. Марксом и Энгельсом был написан ряд блестящих статей, раскрывающих классовую сущность различных общественных групп Германии и показывающих историческую революционную роль пролетариата.
«Оба друга, — писал Ленин, — были душой всех революционно- демократических стремлений в Рейнской Пруссии. До последней возможности отстаивали они интересы народа и свободы от реакционных сил». В мае 1849 г., после поражения революции, «Новая Рейнская газета» была запрещена. Маркс был выслан из Германии, поселился в Париже, но вскоре был выслан и оттуда и уехал в Лондон, где жил до самой смерти. После поражения революции 1848 г. наступила длительная эпоха реакции.
Жил и работал Маркс в невыносимо тяжелых материальных условиях. Только поддержка со стороны ближайшего друга, Энгельса, дала возможность Марксу довести до конца «Капитал» — этот гигантский научный труд, являющийся незыблемым основанием революционной теории пролетариата.
В своем гениальном бессмертном труде — «Капитале» — Маркс дал непревзойденный, глубокий научный анализ капиталистического общества, исследовал производственные отношения капиталистического общества в их возникновении, развитии и упадке. Первый том «Капитала» вышел в 1867 г. В конце 50-х и в 60-х годах 19 века начинается новый революционный подъем в рабочем движении. В 1864 г. под руководством Маркса и Энгельса организуется Международное товарищество рабочих — Первый Интернационал.
Душой этого Интернационала был Маркс. Он был организатором и руководителем первого Интернационала, который выковал единую тактику пролетарской борьбы рабочего класса в различных странах. В 1871 г. в жизни революционного рабочего движения совершилось крупнейшее историческое событие — пролетариат Парижа свергнул буржуазное правительство, захватил власть в свои руки, осуществил диктатуру пролетариата.
Парижская Коммуна просуществовала недолго. Но она успела совершить великие дела, явившиеся неопровержимым доказательством правильности научного коммунизма. Маркс и Энгельс приняли живейшее участие в жизни Парижской Коммуны, оказывая ей всемерную поддержку. Парижской Коммуне Маркс посвятил книгу «Гражданская война во Франции», в которой дал исчерпывающий научный анализ уроков Парижской Коммуны, показал всемирно-историческое значение подвига парижских пролетариев, разбивших машину буржуазного государства, заменив ее диктатурой пролетариата.
До конца своих дней Маркс руководил рабочим движением во всех странах мира, сочетая революционную практическую деятельность с напряженной научной теоретической работой.
Исключительно велики заслуги Маркса перед рабочим классом.Маркс вооружил рабочих революционной теорией, дал рабочим и всем трудящимся непобедимое оружие в борьбе с эксплуататорами за новое, коммунистическое общество. «Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата в противовес социалистам-утопистам. Первые разъяснили, что социализм — не выдумка мечтателей (утопистов), а необходимый результат развития современного капиталистического общества.
Маркс и Энгельс учили пролетариат сознавать свои силы, сознавать свои классовые интересы и объединяться для решительной борьбы с буржуазией. Маркс и Энгельс открыли законы развития капиталистического общества и научно доказали, что развитие капиталистического общества и классовая борьба в нем должны неизбежно привести к падению капитализма, к победе пролетариата, к диктатуре пролетариата.
Маркс и Энгельс учили, что избавиться от власти капитала и превратить капиталистическую собственность в собственность общественную невозможно мирным путем, что добиться этого рабочий класс может только путем применения революционного насилия против буржуазии, путем пролетарской революции, путем установления своего политического господства — диктатуры пролетариата, которая должна подавить сопротивление эксплуататоров и создать новое бесклассовое коммунистическое общество.
Но чтобы победить старый мир и создать новое бесклассовое общество, пролетариат должен иметь свою собственную рабочую партию, которую Маркс и Энгельс называли коммунистической партией» («История ВКП(б)». Краткий курс, стр. 11).
Маркс и Энгельс создали цельное научное мировоззрение пролетариата — диалектический материализм, который явился могучим оружием революционной борьбы рабочего класса, научным методом познания и преобразования действительности. Величайшим открытием во взглядах на общество явился исторический материализм, цельная и стройная научная теория, показывающая «…как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий…» (Ленин, Соч., т. 16, стр. 350).
Маркс и Энгельс открыли закон развития человеческой истории, открыли закономерность в развитии классового общества, создав теорию классовой борьбы. «В немногих словах заслуги Маркса и Энгельса перед рабочим классом, — говорил Ленин, — можно выразить так: они научили рабочий класс самопознанию и самосознанию, и на место мечтаний поставили науку» (т. первый, стр. 410).
Марксизм есть цельное мировоззрение, включающее теорию социализма, философский материализм и экономическое учение Маркса. Главное в марксизме — это учение о диктатуре пролетариата. Маркс и Энгельс научно доказали, что классовая борьба пролетариата против буржуазии неизбежно становится борьбой политической, направленной на низвержение господства буржуазии, на установление революционной диктатуры пролетариата.
«Марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса», — говорит товарищ Сталин. Маркс и Энгельс беспощадно боролись со всеми врагами революционного рабочего движения. Они резко выступали против малейшего проявления оппортунизма, примиренчества и соглашательства, против прудонистов, бакунистов и других злейших врагов марксизма. Марксизм вырос, окреп, закалился в жестокой борьбе со всевозможными врагами рабочего класса. Ему пришлось «с боя брать каждый свой шаг на жизненном пути» (Ленин).
«…Маркс был прежде всего революционер. .. Его стихией была борьба. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются немногие» (Энгельс). 14 марта 1883 г. Маркс скончался.
«Для борющегося пролетариата Европы и Америки, — говорил Энгельс на могиле Маркса, — для исторической науки смерть этого человека — неизмеримая потеря». После смерти Маркса Энгельс писал: «Ему мы обязаны всем: тем, чем мы стали, и всем, чего теперь достигло современное движение, оно обязано его теоретической и практической деятельности. Без него мы до сих пор блуждали бы еще в потемках». Великие принципы научного коммунизма, разработанные Марксом и Энгельсом, нашли свое гениальное воплощение и дальнейшее
развитие и обогащение в трудах великих вождей пролетариата — Ленина и Сталина.
Айдар Хайрутдинов кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, научный сотрудник Российского исламского института
В сороковые годы наступил пик военного социализма. Карл Маркс для советского человека был основоположником идеологии, на которой строилось государство, поэтому и отношение к нему было соответствующим и в правящих кругах и среди народа. Нельзя исключать диссидентов, которые не приняли Маркса и марксизм — они либо носили это в себе, либо покинули страну. В 80-е годы марксизм оставался какой-то абстракцией, которая преподавалась нам в партийных школах — были такие школы марксизма-ленинизма.
Но это все было мертвое, просто по инерции давалось. Марксизм-ленинизм назывался научным коммунизмом и обязательно преподавался в высших учебных заведениях, предмет назывался История коммунистической партии Советского Союза. Несмотря на то, что учение себя изжило, тем не менее, у общества и правящих кругов не хватало духу это сказать. И в народе отношение менялось, он понимал, что идеология, кажется, ни к чему хорошему не привела, мы не туда идем. Все молчали и жили как живется, пока все не рухнуло.
У Маркса очень глубокий анализ природы капитализма, это никуда не делось. На то время современный капитализм был описан хорошо и даже какое-то время развивался как Маркс и планировал, а теперь он превратился в нечто инфернальное. В этом смысле Маркс был прав, он был не прав в том, что нельзя в обществе уравнивать людей по их материальным достижениям, социальному статусу — это идет против человеческого естества.
Виктор Сидоров политолог, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ
Маркс во многом фигура мифологическая, поскольку все его идеи, особенно экономические, были поставлены на службу идеологии советского государства. У Маркса много идей, связанных именно с экономикой, так как он экономист. Как писал английский философ Карл Раймунд Поппер: «Маркс был прекрасным экономистом, но отвратительным пророком». Все, что он предсказал, в принципе, не сбылось — никакой мировой революции не случилось. Сейчас отношение к Марксу более объективное, а в те времена обо было более идеологическим.
«Капитал» же не имеет никакого отношения к идеологии — это экономическая работа, где описываются механизмы создания прибавочной стоимости, ее распределения, функционирования. Понятное дело, что это все сделано, исходя из экономики ХIХ века и актуально в первую очередь для нее. Как устроена капиталистическая экономика, капитал, инвестиции — тоже применимо сейчас, но с оговоркой, так как теперь существуют более современные инструменты. При этом, принципы остались те же: эксплуатация, наемный труд и то, что капиталист отчуждает прибавочную стоимость у тех, кто ее создает.
Алсу Гусманова
ОбществоИсторияКультура ТатарстанИдеолог коммунизма Карл Маркс: сам я не марксист
«От каждого по способностям, каждому по потребностям» – его утопическая идея об идеальном мире разбилась в процессе реализации, но затянувшийся на более чем 70 лет эксперимент по построению социализма можно считать состоявшимся – XX век почти две трети населения Земли прожили в коммунистических странах. 5 мая исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса – философа, экономиста и идеолога научного коммунизма, чьи идеи изменили ход мировой истории.
Призрак коммунизма
Уроженец немецкого городаТрир, философ Карл Маркс (Karl Marx) – один из самых спорных мыслителей в истории человечества. «Призрак ходит по Европе – призрак коммунизма» – с этих слов начинается его труд «Манифест коммунистической партии», написанный в соавторстве с Фридрихом Энгельсом (Friedrich Engles) и вдохновивший Владимира Ленина на Октябрьскую революцию 1917 года.
«Эта книжечка стоит ста томов», – говорил вождь пролетариата и был убежден, что «духом её живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира». Другая цитата из «Манифеста» – лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – присутствовала не только на гербе СССР, но и на партбилетах, банкнотах, марках, шапках советских газет и первомайских транспарантах.
Интерпретация мира и нищета
Сам Маркс считал теорию не самоцелью, а лишь подспорьем для дальнейшего действия. «Философы всего лишь по-разному интерпретировали мир, важно его по-настоящему изменить», – считал мыслитель. «Что касается самого меня, то я не марксист».
Свои философские воззрения, легшие в основу коммунистического движения, Маркс изложил в первом томе своего opus magnum «Капитал. Критика политический экономии», который в 2013 году вместе с «Манифестом коммунистической партии» был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По иронии философ, хотя и постиг природу капитализма, сам же – с редкими вспышками финансового всплеска – прожил в нищете. В Лондоне, где он провел последние 33 года своей жизни и где похоронен на кладбище Хайгейт, дела его порой шли настолько худо, что он не мог выйти из дома, поскольку его сюртук был в очередной раз заложен в ломбард, куда его жена то и дело закладывала фамильное серебро.
Любовь к жене
Маркс был выходцем из семьи раввинов, а сам позднее, хотя и заступался за рабочий класс, женился на дворянке Женни фон Вестфален (Jenny von Westphalen). Женни считалась первой красавицей Трира, была умна и образована, обаятельна и умела смешно пошутить. «Любовь…не к пролетариату, а любовь к любимой женщине, к тебе, делает мужчину снова мужчиной», – писал Маркс своей жене.
Несмотря на трудности и лишения, Женни на протяжении всей жизни была преданной соратницей и во всем поддерживала своего «мавра» – такое прозвище дали Марксу его близкие и друзья из-за оливкового тона кожи. Ее смерть в 1881 году от рака стала для него ударом, от которого он не смог оправиться. Философ умер спустя два года в возрасте 64 лет.
Две выставки в Трире, новые биографии и банкноты в ноль евро
По случаю 200-летнего юбилея в Рейнском краеведческом музее Трира 5 мая открывается выставка «Карл Маркс. 1818 – 1883. Жизнь. Труды. Эпоха». На экспозиции представлено свыше 400 экспонатов из 11 стран мира, в том числе из собрания лондонского музея Виктории и Альберта и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Кроме того, в городском музее Трира в монастыре св. Симеона откроется выставка «Остановки его жизни», которая расскажет о жизни Маркса в Трире, Париже и Лондоне.Подробнее о выставках здесь: www.fes.de/museum-karl-marx-haus
О карле Марксе, казалось, бы, написано уже все что только можно, но в конце прошлого года появились сразу две новые книги, посвященные истории жизни философа: работа британского историка Гарета Стедмана Джонса «Карл Маркс. Биография» (Gareth Stedman Jones, «Karl Marx. Die Biographie» и книга под названием «Маркс. Незавершенный» («Marx. Der Unvollendete») в авторстве немецкого специалиста Юргена Неффе (Jürgen Neffe).
По случаю юбилея философа в его родном городе появились пешеходные светофоры с его изображением, а также банкноты номиналом ноль евро с портретом Маркса. Заплатить за последние правда придется три евро – все-таки капитализм.
Ирина Михайлина
Марксизм — Econlib
Спустя более века после своей смерти Карл Маркс остается одной из самых противоречивых фигур в западном мире. Его беспощадная критика капитализма и соответствующее ему обещание неизбежного гармоничного социалистического будущего вдохновили революцию глобального масштаба. Казалось, что — с большевистской революцией в России и распространением коммунизма в Восточной Европе — марксистская мечта прочно укоренилась в первой половине двадцатого века.
Эта мечта рухнула еще до конца столетия. Народы Польши, Венгрии, Чехословакии, Восточной Германии, Румынии, Югославии, Болгарии, Албании и СССР отвергли марксистскую идеологию и вступили в замечательный переход к правам частной собственности и системе рыночного обмена, который продолжается до сих пор. Какие аспекты марксизма создали такую мощную революционную силу? И чем объясняется его кончина? Ответы кроются в некоторых общих характеристиках марксизма — его экономике, социальной теории и общем видении.
Трудовая теория стоимости
Трудовая теория стоимости является одним из основных столпов традиционной марксистской экономики, что очевидно в шедевре Маркса « Капитал » (1867). Основное утверждение теории простое: стоимость товара может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для производства этого товара.
Если на изготовление пары обуви обычно уходит в два раза больше времени, чем, например, на производство пары брюк, то обувь в два раза дороже брюк. В долгосрочной перспективе конкурентоспособная цена обуви будет в два раза выше цены брюк 9.0009 независимо от значения физических входов.
Хотя трудовая теория стоимости явно ложна, она господствовала среди экономистов-классиков в середине девятнадцатого века. Адам Смит, например, заигрывал с трудовой теорией стоимости в своей классической защите капитализма «Богатство народов » (1776 г.), а Давид Рикардо позже систематизировал ее в своих « Принципах политической экономии » (1817 г.), тексте изучались поколениями экономистов-рыночников.
Таким образом, трудовая теория стоимости не была уникальной для марксизма. Маркс, однако, попытался настроить теорию против защитников капитализма, толкая теорию в направлении, которому не решались следовать большинство экономистов-классиков. Маркс утверждал, что эта теория может объяснить стоимость всех товаров, включая товары, которые рабочие продают капиталистам за заработную плату. Маркс называл этот товар «рабочей силой».
Рабочая сила – это способность работника производить товары и услуги. Маркс, используя принципы классической экономики, объяснил, что стоимость рабочей силы должна зависеть от количества рабочих часов, которое в среднем требуется обществу, чтобы накормить, одеть и приютить рабочего, чтобы он или она были способны работать. Другими словами, долгосрочная заработная плата рабочих будет зависеть от количества рабочих часов, необходимых для производства человека, пригодного для работы. Предположим, требуется пять часов труда, чтобы накормить, одеть и защитить рабочего каждый день, чтобы рабочий был готов к работе на следующее утро. Если бы один рабочий час равнялся одному доллару, правильная заработная плата составляла бы пять долларов в день.
Затем Маркс задал очевидно разрушительный вопрос: если все товары и услуги в капиталистическом обществе имеют тенденцию продаваться по ценам (и заработной плате), отражающим их истинную стоимость (измеряемую рабочими часами), то как может капиталисты получать прибыль? даже если только в краткосрочной перспективе? Как капиталистам удается выжать остаток между общим доходом и общими издержками?
Капиталисты, отвечал Маркс, должны пользоваться привилегированным и могущественным положением владельцев средств производства и, следовательно, иметь возможность безжалостно эксплуатировать рабочих. Хотя капиталист платит рабочим правильную заработную плату, каким-то образом — Маркс был здесь ужасно расплывчатым — капиталист заставляет рабочих работать больше часов, чем необходимо для создания рабочей силы. Если капиталист платит каждому рабочему пять долларов в день, он может потребовать от рабочих работать, скажем, двенадцать часов в день — нередкий рабочий день во времена Маркса. Следовательно, если один рабочий час равен одному доллару, рабочие производят для капиталиста продукции на двенадцать долларов, а получают только пять. Суть: капиталисты извлекают из рабочих «прибавочную стоимость» и получают денежную прибыль.
Хотя Маркс пытался использовать трудовую теорию стоимости против капитализма, доводя ее до предела, он непреднамеренно продемонстрировал слабость логики теории и лежащих в ее основе допущений. Маркс был прав, когда утверждал, что экономисты-классики не смогли адекватно объяснить капиталистическую прибыль. Но и Маркс потерпел неудачу. К концу девятнадцатого века экономисты отвергли трудовую теорию стоимости. Основные экономисты теперь считают, что капиталисты не получают прибыли, эксплуатируя рабочих (см. Прибыль). Вместо этого, по их мнению, предприимчивые капиталисты зарабатывают прибыль, отказываясь от текущего потребления, идя на риск и организуя производство.
Отчуждение
Однако в марксизме есть нечто большее, чем трудовая теория стоимости и Марксова критика погони за прибылью. Маркс сплел экономику и философию вместе, чтобы построить великую теорию человеческой истории и социальных изменений. Его концепция отчуждения, например, впервые сформулированная в его Экономических и философских рукописях 1844 года, играет ключевую роль в его критике капитализма.
Маркс считал, что люди по своей природе являются свободными, творческими существами, способными полностью изменить мир. Но он заметил, что современный технологически развитый мир, по-видимому, находится вне нашего полного контроля. Маркс осуждал свободный рынок, например, как «анархический» или неуправляемый. Он утверждал, что то, как координируется рыночная экономика — через спонтанную покупку и продажу частной собственности, продиктованную законами спроса и предложения, — блокирует нашу способность контролировать наши индивидуальные и коллективные судьбы.
Маркс осудил капитализм как систему, отчуждающую массы. Его рассуждения были следующими: хотя рабочие производят вещи для рынка, рыночные силы, а не рабочие, контролируют вещи. Люди обязаны работать на капиталистов, которые имеют полный контроль над средствами производства и сохраняют власть на рабочем месте. Работа, по его словам, становится унизительной, монотонной и подходящей для машин, а не для свободных творческих людей. В конце концов, люди сами становятся объектами — роботоподобными механизмами, которые потеряли связь с человеческой природой, которые принимают решения, основываясь на холодных соображениях прибыли и убытков, мало заботясь о человеческой ценности и потребностях. Маркс пришел к выводу, что капитализм блокирует нашу способность создавать собственное гуманное общество.
Представление Маркса об отчуждении основано на важном, но шатком предположении. Он предполагает, что люди могут успешно упразднить развитое рыночное общество и заменить его демократическим, всесторонне планируемым обществом. Маркс утверждал, что мы отчуждены не только потому, что многие из нас трудятся на утомительной, возможно, даже унизительной работе, или потому, что, конкурируя на рынке, мы склонны ставить прибыльность выше человеческих потребностей. Проблема не в том, что тяжкий труд противопоставляется счастью. Мы отчуждены, утверждал он, потому что мы еще не создали общества, полностью планируемого и контролируемого, общества без конкуренции, прибылей и убытков, денег, частной собственности и т. д. — общества, которое, как предсказывал Маркс, неизбежно должно появиться по мере того, как мир продвигается по истории.
Вот самая большая проблема с теорией отчуждения Маркса: даже с последними достижениями в области компьютерных технологий мы не можем создать всесторонне спланированную систему, которая положит конец дефициту и неопределенности. Но чтобы марксисты говорили об отчуждении при капитализме, они должны допустить , что успешно спланированный мир возможен. То есть Маркс считал, что при капитализме мы «отчуждены» или «отделены» от нашей возможности творчески планировать и управлять нашей коллективной судьбой. Но если всестороннее социалистическое планирование не работает на практике — если оно действительно невозможно, как мы узнали от Мизеса и Хайека, — тогда мы не можем быть «отчужденными» в марксовом использовании этого термина. Мы не можем быть действительно «отделены» от нашей «возможности» комплексно планировать экономику, если комплексное планирование невозможно.
Научный социализм
Убежденный антиутопист, Маркс утверждал, что его критика капитализма основана на последних достижениях науки. Он назвал свою теорию «научным социализмом», чтобы четко отличить свой подход от подхода других социалистов (например, Анри де Сен-Симона и Шарля Фурье), которые, казалось, больше довольствовались мечтами о каком-то будущем идеальном обществе, не понимая, как на самом деле работает существующее общество. (см. социализм).
Научный социализм Маркса объединил его экономику и философию, включая его теорию стоимости и концепцию отчуждения, чтобы продемонстрировать, что на протяжении всей истории человечества между «имущими» и «неимущими» шла глубокая борьба. В частности, Маркс утверждал, что капитализм разразился войной между двумя классами: буржуазией (классом капиталистов, владеющих средствами производства) и пролетариатом (рабочим классом, находящимся во власти капиталистов). Маркс утверждал, что открыл законы истории, законы, вскрывающие противоречия капитализма и необходимость классовой борьбы.
Маркс предсказывал, что конкуренция между капиталистами станет настолько жесткой, что в конце концов большинство капиталистов разорятся, и лишь горстка монополистов будет контролировать почти все производство. Это, по Марксу, было одним из противоречий капитализма: конкуренция вместо того, чтобы создавать лучшие продукты по более низким ценам для потребителей, в конечном счете создает монополию, которая одинаково эксплуатирует как рабочих, так и потребителей. Что происходит с бывшими капиталистами? Они попадают в ряды пролетариата, создавая большее предложение рабочей силы, падение заработной платы и то, что Маркс называл растущей резервной армией безработных. Кроме того, считал Маркс, анархический, неплановый характер сложной рыночной экономики склонен к экономическим кризисам, поскольку спрос и предложение становятся несоответствующими, вызывая огромные колебания деловой активности и, в конечном счете, серьезные экономические депрессии.
Чем более развитой становится капиталистическая экономика, утверждал Маркс, тем больше эти противоречия и конфликты. Чем больше капитализм создает богатства, тем больше он сеет семена собственного разрушения. В конце концов пролетариат осознает, что у него есть коллективная власть свергнуть немногих оставшихся капиталистов, а вместе с ними и всю систему.
Вся капиталистическая система — с ее частной собственностью, деньгами, рыночным обменом, расчетом прибылей и убытков, рынками труда и т. д. — должна быть упразднена, думал Маркс, и заменена полностью плановой, самоуправляемой экономической системой. это приносит полный и окончательный конец эксплуатации и отчуждению. Социалистическая революция, утверждал Маркс, неизбежна.
Оценка
Маркс, безусловно, был глубоким мыслителем, завоевавшим легионы сторонников по всему миру. Но его предсказания не выдержали испытания временем. Хотя капиталистические рынки изменились за последние 150 лет, конкуренция не превратилась в монополию. Реальная заработная плата выросла, а нормы прибыли не снизились. Не сложилась и резервная армия безработных. У нас действительно бывают приступы делового цикла, но все больше и больше экономистов считают, что значительные рецессии и депрессии могут быть скорее непреднамеренным результатом государственного вмешательства (через денежно-кредитную политику, проводимую центральными банками, и политику правительства в отношении налогообложения и расходов), чем неотъемлемая черта рынков как таковых.
Социалистические революции, правда, происходили во всем мире, но никогда там, где предсказывала теория Маркса, — в самых передовых капиталистических странах. Наоборот, социализм был навязан бедным, так называемым странам третьего мира. И эти революции невольно обрекли массы на системную нищету и политическую диктатуру. На практике социализму абсолютно не удалось создать неотчужденное, самоуправляемое и полностью плановое общество. Она не смогла освободить массы и вместо этого сокрушила их этатизмом, господством и ужасающим злоупотреблением государственной властью.
Страны, допустившие права частной собственности и полномасштабный рыночный обмен, в отличие от тех «демократических социалистических республик» двадцатого века, , достигли замечательных уровней долгосрочного экономического роста. Экономика свободного рынка избавляет массы от бедности и создает необходимые институциональные условия для всеобщей политической свободы.
Маркс просто не понял. Как и его последователи. Теория стоимости Маркса, его философия человеческой природы и его заявления о раскрытии законов истории сочетаются друг с другом, чтобы предложить сложное и грандиозное видение нового мирового порядка. Если первые три четверти двадцатого века стали испытательным полигоном для этого видения, то конец века демонстрирует его поистине утопический характер и предельную неработоспособность.
После краха коммунизма традиционный марксизм, который так много экономистов безжалостно критиковали на протяжении десятилетий, теперь серьезно подвергается сомнению со стороны растущего числа разочаровавшихся радикалов и бывших марксистов. Сегодня существует яркий постмарксизм, связанный с усилиями тех, кто активно работает в научном журнале «Переосмысление марксизма», например, . Вместо того, чтобы пытаться решить эзотерические загадки трудовой теории стоимости или предлагать новые теоретические модели плановой экономики, многие из сегодняшних самых проницательных постмарксистов ценят маржинальный анализ, а также знания и проблемы поощрения коллективных действий. В этой новой литературе Фридрих Хайек, кажется, получает более позитивный прием, чем сам Маркс. Трудно предсказать, что именно выйдет из этих событий, но вряд ли это будет похоже на марксизм прошлого.
Об авторе
Дэвид Л. Причитко — профессор экономики Университета Северного Мичигана.
Дополнительная литература
Беттке, Питер Дж. Политическая экономия советского социализма: годы становления, 1918–1928. Бостон: Kluwer, 1990.
Бём-Баверк, Ойген фон. Карл Маркс и конец его системы. 1896. Перепечатка. Клифтон, Нью-Джерси: Август М. Келли, 1975.
Бурчак, Теодор. Социализм после Хайека. Анн-Арбор: University of Michigan Press, 2006.
Эллиот, Джон Э., изд. Маркс и Энгельс об экономике, политике и обществе: основные материалы для чтения с редакционными комментариями. Санта-Моника, Калифорния: Goodyear, 1981.
Хайек, Фридрих А. Роковая самонадеянность: ошибки социализма. Под редакцией В. В. Бартли III. Чикаго: University of Chicago Press, 1988.
Колаковский, Лешек. Основные течения марксизма. 3 тома. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 19.85.
Причитко, Дэвид Л. Рынки, планирование и демократия: очерки после краха коммунизма. Нортгемптон, Массачусетс: Эдвард Элгар, 2002.
Причитко, Дэвид Л. Марксизм и рабочее самоуправление: основное напряжение. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1991.
Карл Маркс 200 лет спустя
Карл Маркс, основатель коммунизма, считал, что капитализм неизбежно самоуничтожится, за ним последует социализм, а затем коммунизм. Он родился 5 мая 1818 года. Его идеи сегодня так же страстно обсуждаются, принимаются и поносятся, как и тогда.
Рабочие установили бронзовую скульптуру Карла Маркса в его родном городе Трир, Германия, 13 апреля 2018 года. (Рейтер)Работу Карла Маркса «можно объяснить за пять минут, за пять часов, за пять лет или за полвека», — писал французский политический мыслитель Раймон Арон.
Утопическое видение справедливого общества для одних, проект тоталитарных режимов для других, марксистская мысль изложена в Коммунистический манифест и трехтомник Das Kapital .
Вот пять основных идей влиятельного и вызывающего разногласия немецкого мыслителя, посвященные 200-летию со дня рождения Маркса.
«Классовая борьба»
«История всего существовавшего до сих пор общества есть история классовой борьбы», — говорится в Коммунистическом манифесте , написанном в соавторстве с Фридрихом Энгельсом и опубликованном в 1848 году. основной конфликт бушует между правящим классом или буржуазией, которая контролирует средства производства, такие как фабрики, фермы и шахты, и рабочим классом или пролетариатом, который вынужден продавать свой труд.
Согласно Марксу, этот конфликт в основе капитализма — рабов против господ, крепостных против помещиков, рабочих против хозяев — неизбежно приведет к его самоуничтожению, за которым последует социализм и, в конце концов, коммунизм.
Карл Маркс (слева) вдохновлял таких людей, как русский революционер Владимир Ленин (в центре слева), основатель Китайской Народной Республики Мао Цзэдун (в центре справа) и совсем недавно греческий финансовый реформатор Янис Варуфакис (справа). (ТРТМир)«Диктатура пролетариата»
Эта идея, выдвинутая ранним социалистическим революционером Йозефом Вейдемейером и принятая Марксом и Энгельсом, относится к цели получения рабочим классом контроля над политической властью.
Это этап перехода от капитализма к коммунизму, когда средства производства переходят из частной собственности в коллективную при сохранении государства.
Концепция, включающая подавление «контрреволюционеров», была провозглашена русскими большевиками в 1918.
Владимир Ленин писал, что она «завоевана и поддерживается с помощью насилия», что свидетельствует об авторитарном дрейфе, начавшемся после Октябрьской революции 1917 года в России.
Коммунизм
Маркс и Энгельс написали Манифест Коммунистической партии в 1848 году, во время революционных потрясений в Европе.
Широкую читательскую аудиторию он получил только в 1872 году, но стал частью канона советского блока в 20 веке.
Для Маркса целью было завоевание политической власти рабочими, отмена частной собственности и, в конечном итоге, установление бесклассового и безгосударственного коммунистического общества.
Согласно теории исторического материализма Маркса, общества проходят шесть стадий — первобытный коммунизм, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм и, наконец, глобальный, безгосударственный коммунизм.
На самом деле отмена частной собственности и коллективизация земли привели к гибели миллионов людей, особенно при Иосифе Сталине в России и Мао Цзэдуне в Китае.
«Интернационализм»
«Пролетарии всего мира, соединяйтесь!» — это знаменитый боевой клич, завершающий Манифест и направленный на создание политической структуры, выходящей за пределы национальных границ.
Идея лежала в основе советского интернационализма, объединяя судьбы таких географически далеких стран, как СССР, Вьетнам и Куба, и революционных групп, включая колумбийскую ФАРК или Курдскую рабочую партию РПК, а также антиглобалистские движения. .
«Опиум для народа»
Маркс считал, что религия, подобно наркотику, помогает эксплуатируемым подавлять свою непосредственную боль и страдания приятными иллюзиями на благо их угнетателей.
Цитата, обычно перефразируемая как «религия есть опиум для народа», происходит из введения к работе Маркса Вклад в критику гегелевской философии права .
Полностью она гласит: «Религия есть вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира и душа бездушных состояний. Это опиум народа».
Идея использовалась для оправдания жестоких чисток религий в России, Китае и по всей Восточной Европе.
Некоторые ученые отмечают, что Маркс рассматривал религию лишь как один из многих элементов, объясняющих порабощение пролетариата, и, возможно, был удивлен, увидев, что радикальный атеизм стал основным принципом коммунистических режимов.