Идеология просвещенного абсолютизма: § 2. Идеология «просвещенного абсолютизма»

РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Социально-политические науки Выпуск №5 — 2019

Лезина Елена Петровна Аграшева Ольга Евгеньевна

Подробнее об авторах

Лезина Елена Петровна кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры теории и истории государства и права
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»
Саранск, Российская Федерация Аграшева Ольга Евгеньевна магистрант направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» («Юридическое сопровождение бизнеса»)
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему

Аннотация:

Статья посвящена становлению концепции Просвещённого абсолютизма в рамках российской действительности в период с XVII по XVIII вв.

Актуальность данной темы исследования обуславливается необходимостью сохранения исторического наследия и управленческого опыта прошлых поколений. Основная проблема, послужившая поводом к проведению исследования, заключается в том, что большое количество разнообразных вопросов, проблем, приоритетных направлений деятельности в политико-правовом поле выбранного периода, не достаточно систематизированы и проанализированы с идеологической позиции. Цель данной статьи — проанализировать влияние положений идеологии Просвещённого абсолютизма на политико-правовой аспект исторических событий второй половины XVIII века. При проведении исследования использовались такие эмпирические методы, как описание и сравнение, а также общенаучные теоретические методы — анализ, синтез, индукция и дедукция. В рамках проведённого исследования был проанализирован период правления Екатерины II, систематизирован ход проведения реформ, основные направления внутренней политики, а так же сделаны выводы относительно того, как на развитие событий тех лет повлияла идеология Просвещённого абсолютизма.

Образец цитирования:

Лезина Е.П., Аграшева О.Е., (2019), РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Социально-политические науки, 5 => 10-15.

Список литературы:

Акты царствования Екатерины II: Учреждения для управления губерний и жалованные грамоты дворянству и городам. М.: Книга по Требованию, 2012. 163 с.
Данильян О. Г. Философия права: учебник. М., 2005. 416 c.
Исаев И. А. История политических и правовых учений России XI — XX вв. М., 1995. 415 c.
Калинина Н. Г. Наказ: Екатерина II // Великие реформаторы России. Самара: Арт-Презент, 2017. 392 с.
Крижанич Ю. Политика. М.: Новый Свет, 1997. 528 с. Лейст О. Э. История политических и правовых учений. М., 2006. 568 c.

Орлов А. С. История России. М., 2013. 655 c.
Полоцкий С. Избранные сочинения. М.: Наука, 2004. 280 с.
Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб., 2002. 907 с.

Ключевые слова:

просвещённый абсолютизм, Симеон Полоцкий, Екатерина II, Уложенная Комиссия, Губернская реформа, Жалованные грамоты дворянству и городам.



1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01) Страницы: 58-63 Выпуск №17401

Царствование Екатерины II, ее преобразования в области государства и права

Жуланов Александр Владимирович

Канкулов Анзор Хусенович

Екатерина II реформы императрица Петр III Россия

Подробнее

10.2. Просвещенный абсолютизм. 10. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. История Отечества. Курс лекций

Екатерина II проводила политику, получившую название “просвещенный абсолютизм”. Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о “союзе государей и философов”. В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление “мудреца на троне”, покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский — Фридрих II, австрийский император Иосиф II, русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ | феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула | французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу | же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина “просвещенный абсолютизм”, но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника — европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.

Эпохе “просвещенного абсолютизма” была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты: идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных; именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия; все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: “Все для народа, и ничего — посредством народа”; просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан; признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как “великая Семирамида Севера”, а в письме к одному русскому адресату писал: “Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу”. В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности. В одном из писем она сообщала, что у нее в империи налоги скромны и в России нет ни одного крестьянина, который бы не кушал курицу, когда ему захочется, а в некоторых провинциях даже предпочитают курам индюшек. Ей удалось ввести в заблуждение и знаменитого французского философа Дидро. Екатерина помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, купила его библиотеку и возвратила ее Дидро в пожизненное пользование. В 1773 г. Дидро приехал в Россию, прожил в Петербурге пять месяцев, наставляя на путь “просвещенного монарха” “пресвятую владычицу петербургскую”. Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего монарха Екатерина II подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск для борьбы с английскими колониями в Северной Америке.

Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. “Тартюфом в юбке и короне” назвал Екатерину II А.С.Пушкин. Безусловно, Екатерина предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это дало основание историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику просвещенного абсолютизма. Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом; внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти; внушить русскому обществу мысль, что взгляды и действия императрицы справедливы и гуманны. Большая часть отечественных историков, рассматривающих просвещенный абсолютизм как надстройку феодального общества на том его этапе, когда товарно-денежные отношения становятся важнейшим фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством подтолкнули Екатерину выбрать путь просвещенного абсолютизма, который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства.

Но как бы то ни было, если отбросить тщеславие и лицемерие Екатерины II, стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого, разумно организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования (носившие созидательный, а не разрушительный характер), коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.

Эпоха Екатерины была эпохой формирования национального сознания, складывания в обществе понятий чести и достоинства, духовного и культурного роста русского общества. Несомненно, в молодые годы Екатерина II искренне увлекалась идеями французских просветителей, но после французской революции завершилось заимствование ею идей европейского Просвещения. Узнав о штурме Бастилии, Екатерина приказала вынести бюст Вольтера из своего кабинета (от Дидро она отреклась еще в 1785 г., а Руссо не признавала уже с середины 60-х годов). Радикализм и последовательность их идей были ей чужды. После казни Людовика XVI Екатерина II порвала всякие отношения с революционной Францией, став душой контрреволюционной европейской антифранцузской коалиции. Дворцовое просветительство пришло к своему естественному и закономерному завершению. Императрица окончательно утвердилась во взгляде на совершенную неприменимость и особую вредность просветительских моделей для абсолютистской России. В одном из писем Екатерина II написала, что мир никогда не перестанет нуждаться в повелителе, и лучше предпочесть безрассудство одного, чем безумие многих, заражающее бешенством двадцать миллионов людей во имя слова “свобода”. Несомненно, что на перемену взглядов Екатерины II повлияла и крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773—1775 гг.) — самое крупное стихийное восстание крестьян в истории России.

Просвещенная Екатерина II не смогла осуществить свою программу. По сути, она была истинной заложницей дворянства, интересы которого она должна была выражать. Как отмечал В.О. Ключевский, Екатерина II одновременно распространяла в обществе идеи века и законодательно закрепляла “факты места”. Екатерина II стала гонительницей тех самых истинных представителей русской просветительской мысли второй половины XVIII в., с которыми раньше заигрывала, идеи которых о необходимости подлинного изменения феодально-крепостнической системы одобряла: Н.И. Новиков и А.Н. Радищев оказываются за решеткой. Н.И. Новиков, один из крупнейших русских масонов, представлявших оппозиционную правительству дворянскую общественность, развернул широкую книгоиздательскую деятельность, которая определялась просветительскими целями. Велика заслуга Н.И. Новикова как автора и издателя сатирических журналов “Трутень”, “Пустомеля”, “Живописец”, “Кошелек”. А.Н. Радищев был представителем крайне левого радикального крыла общественной мысли России — дворянской революционности. Его знаменитое произведение “Путешествие из Петербурга в Москву” передает весь ужас крепостничества и деспотизма самодержавия и содержит прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев — “бунтовщик хуже Пугачева”.

Таков был резкий контраст между либеральным началом и охранительно-консервативным концом правления Екатерины II. Тем не менее многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Его наиболее яркими проявлениями были секуляризация церковных земель, законодательство о крестьянах Прибалтики, “Наказ”, Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, реформирование местного управления, отмена монополий в торговле и промышленности, жалованные грамоты дворянству и городам и др. Практическим выражением просвещенного абсолютизма была система воспитательно-образцовых учреждений в стране: открыты училище при Академии художеств, Воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, Общество благородных девиц (Смольный институт), горное училище, Российская академия наук, первая публичная библиотека в Петербурге, музей Эрмитаж и др. Остановимся подробнее на некоторых ярчайших проявлениях просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Просвещенные деспоты в эпоху абсолютизма

Портрет Франсуа Мари Аруэ – Вольтера работы Мориса Квентина де ла Тура, ок. 1737 г.; с императрицей России Екатериной Великой работы Федора Рокотова, ок. 1780 г.; и король Пруссии Фридрих Великий работы Иоганна Генриха Франке, 18 век

 

Просвещенные деспоты стремились воплотить платоновский идеал царя-философа. Эти правители были высокообразованны и романтизировали либеральную теорию. Просвещенные идеалы, сформировавшие поколение правителей, во многом были увековечены сатирическим французским глубоким мыслителем Вольтером. Внедряя философские трактаты в искусство — пьесы, поэзию и т. д. — Вольтер единолично выступал за толерантное процветание искусства и рациональный прогрессивный либерализм в своих просвещенных политических основах. Давайте узнаем больше об эпохе Просвещения.

 

Король Пруссии Фридрих II – Фридрих Великий
Король Пруссии Фридрих Великий, Иоганн Генрих Франке, 18 век, через National Geographic

Король Пруссии Фридрих II Великий (годы правления 1740–1786) был просвещенным деспотом и близким другом Вольтера. В юности немецкий король преуспел в области философии, в конечном итоге внедрив философский идеализм в свое правление.

 

Фридрих окружил себя при дворе музыкантами, писателями, художниками и мыслителями, в том числе сыном немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Хотя начало его правления было довольно бурным и жестоким по отношению к Австрии и Польше, прусское государство под его руководством расширилось и зарекомендовало себя как глобальная держава, хотя и за счет пожизненного соперничества с его современницей императрицей Марией Терезией.

 

Портрет Франсуа Мари Аруэ – Вольтера работы Мориса Кантена де ла Тура, ок. 1737 г., через Министерство культуры Франции

 

При Фридрихе прусско-германское искусство процветало. Его народ наслаждался самым высоким уровнем юридической свободы во всей Европе. Преобладала религиозная и социальная терпимость, хотя Фридрих по-прежнему классно выражал антисемитские настроения и преследовал католиков, захватив себе земли духовенства. Фридрих также ввел обязательное образование для мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 14 лет за государственный счет.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Открытая терпимость Фридриха поощряла иммиграцию, которая кормила расширяющееся прусское государство и позволяла населению оправиться от войны.

 

Российская императрица Екатерина II – Екатерина Великая
Российская императрица Екатерина Великая работы Федора Рокотова, ок. 1780, через Эрмитаж, Санкт-Петербург

Императрица России Екатерина II Великая (годы правления 1762–1796) также была близким другом и другом Вольтера по переписке. Родившаяся немецкой принцессой, просвещенная деспотия по праву претендовала на российский престол путем государственного переворота: захватив власть у своего мужа и троюродного брата, недееспособного царя Петра III.

 

Россия процветала под властью немецкой императрицы. Екатерина олицетворяла эпоху Просвещения; высокообразованная, начитанная и хорошо разбирающаяся в истории своего народа. Императрица пыталась править в том же стиле, что и великий «западник» России, дед ее покойного мужа, царя/императора Петра Великого (годы правления 1682–1725).

 

Екатерина провела правовую реформу, ослабила закон о цензуре и расширила территорию России с помощью военных действий. Хотя она часто романтизировала идею эмансипации, Россия придерживалась своей фашистской социальной структуры феодально-крепостнического строя при Екатерине и оставалась таковой до 1860-х годов.

 

Екатерина также создала делегацию, состоящую из чиновников из каждой провинции и социального класса в России (кроме крепостных), чтобы действительно править по совету своего народа. Вопреки идеалам просвещения, Екатерина сильно благоволила своему дворянскому классу: крепостное право поддерживалось из-за страха перед его отменой, нанесшей ущерб аграрной экономике России.

 

Императрица Священной Римской империи и Австрии Мария Терезия
Императрица Священной Римской империи Мария Терезия Австрийская. Художник Мартин ван Мейтенс, 18 век, через Художественный музей Принстонского университета 9.0004  

Императрица Мария Терезия (годы правления 1740-1780) была императрицей Священной Римской империи Габсбургов и служила королевой Австрии, Венгрии и Хорватии (среди многих других), а также родила шестнадцать детей за свою жизнь (вау). Хотя императрица правила как соправитель вместе со своим мужем и старшим сыном, Мария Терезия сохраняла за собой абсолютный контроль над своим государством.

 

Мария Терезия росла, интересуясь искусством больше, чем политикой. В начале ее правления ее современник Фридрих Великий Прусский вторгся в ее владения. Амбициозное нападение вызвало пожизненное соперничество и вражду между двумя немецкими государями. Фридрих был протестантом, а Мария Терезия — католичкой. Это событие побудило Марию Терезию служить своему просвещенному деспотизму в защиту своей церкви и своей семейной династии — консервативно.

 

При Марии Терезии Вена стала культурной столицей Северной Европы и олицетворением эпохи Просвещения. Просвещенный деспот ограничил власть церкви в своих владениях, отделил церковь от системы образования (и расширил ее) и расширил роль своего центрального правительства, чтобы уменьшить роль своего дворянства-землевладельца. Уменьшая авторитет помещиков, Мария Терезия думала, что благоволит крепостным.

 

Мария Терезия была яростно нетерпима к другим религиям и прежде всего стремилась укрепить свою католическую церковь перед лицом угрозы со стороны Пруссии.

 

Султан Османской империи Селим III и Эпоха Просвещения 
Султан Османской империи Селим III. Автор Джозеф Варния-Зарцецкий, 1850 г., через Google Arts & Culture 

 

Османская империя в эпоху Просвещения была достаточно обширной, чтобы граничить с Российской империей на северо-востоке и с Габсбургами на северо-западе.

Мусульманская империя имела европейский плацдарм в Греции и на Балканах, который она удерживала до 19 в.13.

 

Империю в эпоху Просвещения возглавил просвещенный деспот Селим III (годы правления 1789-1807). Селим был заядлым музыкантом и поэтом и глубоко ценил литературу и искусство.

 

Султан регулярно воевал со своими европейскими коллегами в эпоху Просвещения: в частности, с Россией и Священной Римской империей. Усиленное состояние войны (которое существовало на периферийных границах Турецкой империи более или менее до прихода к власти Наполеона) побудило Селима III провести ряд реформ.

 

Просвещенный деспот ввел просвещенные принципы в военную реформу (основанную на западноевропейской военной тактике), а также ввоз западных письменных работ, переведенных на турецкий язык, и более широкую систему обязательного образования. Османская империя имеет долгую историю религиозной терпимости, поскольку империя была очень обширной в период своего расцвета.

 

Король Испании Карл III
Король Испании Карл III работы Антона Рафаэля Менгса, ок. 1765 г., Государственный музей искусств, Копенгаген, 9.0004  

Король Испании Карл III был просвещенным деспотом и сторонником царственности: учения о том, что светская власть монарха подавляет церковную власть. Центральным принципом эпохи Просвещения был упор на гуманизм. Если испанская корона во главе с Карлом III уменьшила власть церкви, то это было сделано для народа Испании.

 

Просвещенные реформы Карла III взяли на себя такую ​​же рациональную гуманистическую политику, как и его просвещенные современники-деспоты. Испанские реформы включали экономическую и социальную реформу, в ходе которой был снижен авторитет церкви в сфере общественной жизни. Испанское государство пошло еще дальше в просвещенной политике, полностью запретив монастыри, конфисковав их земли и даже изгнав иезуитов из Испании.

 

Хотя просвещенному деспоту удалось изменить свою политическую деятельность на более гуманистический взгляд, его жестокое обращение со своим духовенством нанесло огромный удар по его знатному классу. Ученые широко считают Карла спасителем тонущей испанской короны.

 

Император Священной Римской империи Иосиф II
Император Священной Римской империи Иосиф II, ок. 1780, via Старая Пинакотека, Мюнхен

 

Император Священной Римской империи Иосиф II (годы правления 1765-179)0) — часто также именуемый «Кайзер», немецкое произношение древнеримского самодержавного титула «Цезарь» — был старшим сыном и наследником Марии Терезии. Его часто считают типичным просвещенным деспотом.

 

Многие просвещенные реформы, провозглашенные его матерью, были инициированы Джозефом. Хотя его раннее правление было затмевано его матерью, Джозеф, не колеблясь, продолжал проводить просвещенную реформу, когда сам взошел на престол.

 

В 1781 году Иосиф II издал и Патент о крепостном праве, и Эдикт о терпимости: феодальное кабальное право на рабство было пересмотрено, и религиозным меньшинствам в границах империи было предоставлено больше прав на равенство.

 

Иосиф II боролся за отмену власти как духовенства, так и аристократии. Просвещенный деспот был также огромным покровителем искусств.

 

В символизме своих широкомасштабных либеральных реформ император сказал: «Все для народа, ничего для народа» — фраза, процитированная в Геттисбергской речи Авраама Линкольна четыре балла и два года спустя в 1863 году9.0005

 

Альтруизм просвещенных деспотов
Портрет Джона Локка работы Годфри Кнеллера, 1697 г., через веб-сайт National Review

 

Политическая философия эпохи Просвещения была философией романтического альтруизма. Абсолютистские просвещенные деспоты стремились править доброжелательно на благо своего народа. С твердой автократической хваткой политической власти, видимость правительственной реформы, которая укрепила правительство, в свою очередь, укрепила суверена.

 

Гуманизм, выдвинутый на первый план в Эпоху Просвещения, продемонстрировал монархов как людей, ответственных за других людей в своих владениях, а не как назначенных Богом лидеров. Джон Локк был первым, кто (радикально) предположил: если наши человеческие правители не могут адекватно защитить наши человеческие права, мы, люди, имеем право сменить этого правителя.

 

Эпоха Просвещения расположена в нашем историческом повествовании накануне Эпохи Революции: в 1776 году Соединенные Штаты восстали; в 1789 г., Франция восстала. Как красноречиво выразился Иосиф II, просвещенная политика проводится 90 183 для 90 184 людей, но никогда не 90 183 для 90 184 людей, и самоуправление молодых Соединенных Штатов является лекарством. Как сказал Аристотель: «тот, кто не может жить в обществе (…), должен быть либо зверем, либо богом».

Как определить просвещенный абсолютизм?

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Спросите репетитора

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Как определить просвещенный абсолютизм?» eNotes Editorial , 1 ​​января 2017 г. , https://www.enotes.com/homework-help/how-can-we-define-enlightened-absolutism-thank-you-366690. По состоянию на 30 января 2023 г.

Просвещенный абсолютизм или просвещенный деспотизм — это термин, используемый для описания правления нескольких европейских монархов 18 века. При «просвещенном абсолютизме» монарх сохраняет абсолютную власть, но использует эту власть для защиты блага масс.

На практике просвещенные деспоты стремились преодолеть влияние церкви и дворянства (и других особых интересов) на жизнь своих подданных и использовать власть монархии для проведения социальных и государственных реформ. Фридрих Великий из Пруссии, Екатерина Великая из России, а также Мария Терезия и Иосиф II из Австрии входят в число правителей, считающихся «просвещенными деспотами». Некоторые из реформ, предпринятых этими правителями, включали:

  • кодификацию законов
  • проведение обследований землевладения
  • обуздание власти дворян путем отмены налоговых льгот и ограничения их судебной власти над крестьянами
  • отмена или уменьшение наследственного крепостного права
  • пропаганда религиозной терпимости
  • поддержка искусства и образования

Хотя просвещенные деспоты считали, что государство должно служить народу, они были далеки от пропаганды демократии. На самом деле, даже Фридрих Великий, один из самых эффективных и прогрессивных из этих правителей, считал «простые народы» «дикими зверями», которым для руководства требовалась сильная рука доброжелательного правителя.

Утверждено редакцией eNotes

Просвещенный абсолютизм иногда называют просвещенным деспотизмом. «Абсолютный правитель» или «деспот» — это тот, кто считает, что правитель должен иметь всю власть, и никто не должен иметь права подвергать сомнению или оспаривать действия правителя. Как правило, «деспот» — это отрицательный термин.

«Просвещенный» деспот — это тот, кто купился хотя бы на некоторые идеи Просвещения. Например, Просвещение делало упор на разум, а не на веру, как на основу человеческого действия. Просвещенные деспоты часто позволяли людям поклоняться по своему усмотрению, владеть землей и иметь свободу слова. Многие также подчеркнули образование и библиотеки.

Екатерина Великая в России была просвещенной деспотом. Она была абсолютной правительницей с полным контролем, но позволяла многим свободам, которых раньше не было у русских. Она также способствовала образованию и сама всю жизнь училась.

Утверждено редакцией eNotes

Мы можем определить просвещенный абсолютизм как политическую идеологию, согласно которой монарх должен иметь полную власть, но монарх должен использовать эту власть на благо своего народа. Фридрих Великий из Пруссии считается правителем, воплощавшим эту идею.

Эта идея была абсолютистской, поскольку предполагала, что монархи должны иметь абсолютную власть. Он не принимал идеи Просвещения в той мере, в какой допускал демократию. Однако он был просвещен, потому что принял идею Просвещения о том, что правительство должно работать на благо своего народа.

Утверждено редакцией eNotes

Европейская история

Последний ответ опубликован 08 ноября 2019 г. в 1:04:17.

Каковы были три цели испанской колонизации Америки?

5 ответов педагога

Европейская история

Последний ответ опубликован 02 сентября 2020 г. в 11:29:26.

Объясните соперничество между Испанией и Португалией в пятнадцатом веке в «эпоху великих географических открытий».

4 Ответы педагога

Европейская история

Последний ответ опубликован 01 февраля 2021 г. в 17:02:13.

В чем сходство и различие между французскими и испанскими колониями в Америке?

3 Ответа преподавателя

Европейская история

Последний ответ опубликован 18 апреля 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *