Объективный и субъективный идеализм
Объективный и субъективный идеализм. Идеалистические системы в истории философии.
Идеализм – противоположное материализму направление в философии, утверждающее первичность духовного, идеального начала над материей, природой, веществом. Все идеалисты едины в том, что материальное не обладает самостоятельным, независимым от идеального первоначала бытием. Материя рассматривается как инобытие первичного духовного начала. Идеалисты полагают, что материя возникает лишь как отражение идеального начала или как результат его деятельности. Однако, когда встаёт вопрос о природе этого первичного идеального начала, среди идеалистов начинаются разногласия, разделившие идеализм на два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.[1]
Объективным
идеализмом считается учение, утверждающее,
что мир является результатом деятельности
существующего объективно (независимо
от человеческого сознания) идеального
первоначала.
Субъективные
идеалисты считают, что идеальным
первоначалом, которому всё существующее
обязано своим бытием, является сознание
каждого человека (субъекта). Это приводит
к отрицанию объективного характера
всей реальности.

1] Необходимо чётко уяснить значение терминов «объективный» и «субъективный». Объективным мы называем существующее независимо от сознания человека; субъективное – зависящее от сознания человека, определяемое сознанием субъекта.
Субъективный идеализм. Теория познания
Субъективный идеализм
В отличие от объективного, субъективный идеализм (или солипсизм) — это вера в то, что окружающий Мир — всего лишь (особое) сновидение, сновидение длинною в жизнь.
Это, пожалуй, самый странный взгляд на окружающую действительность, но тем не менее, как увидим, взгляд внутренне непротиворечивый, и следовательно, возможный. У истоков его — стоял древнегреческий мыслитель Сократ, склонявшийся к вере в то, что всё вокруг — является субъективным, т.е. напоминает сон. Потом идея Сократа — претерпела долгий путь дальнейшего развития, в трудах целого ряда философов (Декарт, Кант, Фихте, Юм, и др.).
Итак, рассмотрим субъективный идеализм (под которым будем понимать его наиболее последовательную форму — солипсизм) поподробнее:
Согласно идеям субъективного идеализма (солипсизма), окружающий тебя Мир (Земля…) — это Твоё сновидение (длинною в жизнь). Это грандиозное сновидение — принадлежит ни кому иному, кроме как Тебе: весь этот Мир — существует только из-за Тебя.
Ты — центр Мира, и его источник. Ты — главная ценность, а окружающий Мир — всего лишь иллюзия, твоё неосознанное творение, как и все люди, его населяющие. Т.е. всё вокруг — творение твоего подсознания.
Мир и твоя жизнь — особое сновидение, особенность которого заключается прежде всего в том, что все события в нём — согласованы друг с другом и последовательны, нет никаких скачков и ошибок. Это означает, что твоё подсознание, творящее этот Мир — дисциплинировано, и подчиняет свою деятельность определённым строгим правилам. Скорее всего, это значит, что по своей сути, Ты — интеллект искусственный, например, мыслящая и самодостаточная программа в суперкомпьютере, или сам такой суперкомпьютер, или существо, использующее суперкомпьютер, чтобы создать жизнь как упорядоченное сновидение.
В общем, по сути, Ты — Бог, но только Ты — забыл когда-то об этом (изолировал, сокрыл свою память от нового, твоего теперешнего я), намеренно, или нет, заблудился… а может, подвергнул себя испытанию / эксперименту / приключению, посредством этой жизни и этого странного Мира.
Твоя задача в этой жизни-сновидении, заключается, скорее всего — в том, чтобы развиваться, получать опыт, и постепенно возвращаться к забытым тобою же самим, истинам. И обретать, посредством получения разнообразных (прежде всего, философских) знаний — некий «ключ», который сделает тебя достойным и готовым для возвращения к сокрытой памяти, возвращения к самому Себе (=Богу), ко всемогуществу, и пробуждению от этой странной, полной вопросов и печалей, жизни…
Такие идеи содержит в себе субъективный идеализм (солипсизм). Итак, согласно субъективному идеализму, Мир (Земля…) — является твоим творением (творением твоего подсознания), и существует только в твоём сознании. Т.е. реальность этого Мира — субъективно-субъективна и виртуальна (иллюзорна). Однако ты живёшь, не осознавая этого, ибо забыл об этом когда-то (случайно или специально), начав эту жизнь как бы с чистого листа, в беспамятстве. (Поэтому тебя теперешнего — мы пишем с маленькой буквы (ты), а Тебя изначального (как Бога), а возможно и будущего — с большой (Ты)).
Твоя истинная сущность, тебе, в общем, неизвестна, но когда-нибудь, твоё теперешнее я — воссоединится с той забытой, Божественной частью тебя — и ты снова обретёшь целостность и прежнюю (сокрытую пока что) память и всё своё Божественное всемогущество, и у Тебя ещё будет вся вечность впереди…
Перспектива, конечно, приятная…
Далее: В этом жестоком Мире-сновидении, твоё подсознание, творящее этот Мир — неизбежно разбросало и продолжает разбрасывать разнообразные подсказки и осколки позабытых тобою, Божественных знаний… превратившихся в разнообразные книги, фильмы, события, и т.
Возможно, сама встреча с этой главой и этой книгой — была запланирована, по созданному твоим же подсознанием (или Тобою прежним), сценарию жизни. А автор данной книги — как бы Ты сам (твоё подсознание), и книга — часть Тебя, кусочек вернувшейся памяти, (очередной) шаг к возвращению твоего земного я — к Божественному состоянию.
Субъективный идеализм
Субъективный идеализм В отличие от объективного, субъективный идеализм (или солипсизм) — это вера в то, что окружающий Мир — всего лишь (особое) сновидение, сновидение длинною в жизнь.Это, пожалуй, самый странный взгляд на окружающую действительность, но тем не менее, как
Субъективный фактор в истории
Субъективный фактор в истории В связи с рассмотренной спецификой социологических законов возникает необходимость различать объективные условия, без которых данное историческое событие произойти не может, и субъективный фактор его реализации.Под объективными
2. Идеализм
2. Идеализм
Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Как мы уже знаем, идеальное в философии – это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Здесь может возникнуть вопрос – если идеальное является
34. Идеализм
34. Идеализм Философское учение, согласно которому действительность представляет собой исключительно умозрительный характер. Беркли отстаивал такую форму идеализма, главная действительная роль в которой отводилась Господу Богу: действительность, по мнению Беркли, не
Идеализм
§ 3.

§ 3. Субъективный идеализм И. Фихте Иоганн Готлиб Фихте родился в 1762 г. в крестьянской семье, рано выделился своими способностями и благодаря случайным обстоятельствам получил образование. Приглашенный в 1794 г. занять кафедру философии в Иенском университете, Фихте
[Лекция 2], часы 3, 4 Познание. Его субъективный и объективный состав
[Лекция 2], часы 3, 4 Познание. Его субъективный и объективный состав Перед лекциейМы должны приступить теперь к выяснению основ общей методологии юридических наук. Однако предварительно я хотел бы дать Вам некоторые литературные разъяснения и указания. В силу досадного
1. Идеализм
1. Идеализм
Тем самым, что самосознание есть разум, его доселе негативное отношение к инобытию обращается в положительное отношение. До сих пор для него все дело сводилось к его самостоятельности и свободе, к тому, чтобы спасти и сохранить себя для себя самого за счет мира
§ 55. Заключение. Любая реальность суща через «наделение смыслом». Отнюдь не «субъективный идеализм»
§ 55. Заключение. Любая реальность суща через «наделение смыслом». Отнюдь не «субъективный идеализм» Известным способом с известной осторожностью, что касается употребления слов, можно сказать и так: любые реальные единства суть «единства смысла». Единства смысла
4. Красота как субъективный, точнее сказать, субъектный способ выражения предмета (ранний и средний эллинизм)
4. Красота как субъективный, точнее сказать, субъектный способ выражения предмета (ранний и средний эллинизм) На этой ступени античной эстетики субъект понимается не в абсолютном смысле, но в смысле имманентизации того, что продолжает трактоваться объективно, как и
7.

7. Объективный и субъективный логос Используя двойной смысл термина «логос», обозначая им и свое высказывание (субъективное «слово») об объективном логосе, и сам объективный логос, Гераклит остается верным себе, своему стилю. «Хотя этот логос существует вечно,
Субъективный аспект
Субъективный аспект Даже когда индивидуум чувствует себя отдельной, изолированной и ограниченной самостью, это является просто подменой его собственной истинной Природы, трансцендентной Самости предельного Целого. Каждый из людей интуитивно верно понимает, что он
ИДЕАЛИЗМ
ИДЕАЛИЗМ
Идеализм никогда не должен исключать желания познать истину. Если же это происходит, то разрушается нечто гораздо более ценное, вторичным проявлением которого, собственно, и является идеализм. Идеалисты должны быть всегда готовы к поиску ответов на вопросы и
Идеализм — Философская энциклопедия Рутледж
Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержимое заблокировано
1
Общий случай идеализма
содержание заблокировано
2
Берклианский онтологический идеализм
содержание закрыто
3
кантовский трансцендентальный идеализм
контент заблокирован
4
Немецкий абсолютный идеализм
контент заблокирован
5
Англо-американский абсолютный идеализм
контент заблокирован
6
Панпсихизм
контент заблокирован
7
Личный идеализм
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- К
- Спригге, Т.
Л.С.
DOI
10.4324/9780415249126-N027-1
DOI: 10.4324/9780415249126-N027-1
Версия: v1, Опубликовано в Интернете: 1998
Получено 12 февраля 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/idealism/v-1.
Идеализм теперь обычно понимается в философии как точка зрения, согласно которой разум является самой основной реальностью и что физический мир существует только как видимость или выражение разума или как нечто ментальное по своей внутренней сущности. Однако философия, ставящая физический мир в зависимость от разума, обычно также называется идеалистической, даже если она постулирует некую более скрытую, более фундаментальную реальность за ментальной и физической сценой (например, кантовские вещи в себе). Существует также определенная тенденция ограничивать термин «идеализм» системами, для которых основным является разум несколько возвышенной природы, так что «духовные ценности» являются окончательными формирователями реальности. (В более раннем и более широком смысле идеалистическим считается любой взгляд, для которого физический мир каким-то образом нереален по сравнению с какой-то более высшей, не обязательно ментальной реальностью, понимаемой как источник ценности, например платоновскими формами.)
Отцами-основателями идеализма в западной мысли являются Беркли (теистический идеализм), Кант (трансцендентальный идеализм) и Гегель (абсолютный идеализм). Хотя точный смысл, в котором Гегель был идеалистом, проблематичен, его влияние на последующий абсолютный или монистический идеализм было огромным. В США и Великобритании идеализм, особенно абсолютного толка, был господствующей философией конца девятнадцатого и начала двадцатого века, получив свое наиболее сильное выражение у Ф. Х. Брэдли. Оно пришло в упадок, не умирая, под влиянием Г.Э. Мура и Бертрана Рассела, а позже и логических позитивистов. Однако многие философы верят, что у него есть будущее.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Sprigge, T. L.S.. Idealism, 1998, doi:10.4324/9780415249126-N027-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/idealism/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.
Похожие запросы
Темы
- Метафизика
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group
Проблемы философии Глава 4. Резюме и анализ идеализма
Резюме
Доктрина идеализма утверждает, что «все, что может быть известно о существовании, должно быть в некотором смысле ментальным». Характер этой доктрины противоречит нашему здравому смыслу, согласно которому обычные физические объекты, такие как стол или солнце, состоят из чего-то совершенно отличного от того, что мы называем «умом» или нашими «мыслями». Мы думаем о внешнем мире как о независимом и состоящем из физических вещей, состоящих из материи. По сравнению с точкой зрения здравого смысла в идеализм явно труднее поверить. В последней главе Рассел утверждал, что способ существования физических объектов радикально отличается от нашего представления о чувственных данных; хотя они делят корреспонденция. Ни это отношение, ни здравый смысл не оправдывали возможности прямого пути познания реальной природы внешнего мира. Таким образом, отказ от идеализма на том основании, что он противоречит здравому смыслу, представляется преждевременным.
В этой главе рассматриваются основания, на которых строится понятие идеализма. Рассел начинает с аргументов епископа Беркли. Беркли сформулировал свою философию в виде теории познания. Он утверждал, что объекты ощущений, наши чувственные данные, должны зависеть от нас в том смысле, что если мы перестанем слышать, вкушать, видеть или воспринимать, то чувственные данные не могут продолжать существовать. Он должен существовать в какой-то части в ум. Рассел допускает, что до сих пор рассуждения Беркли «действительны». Однако дальнейшие экстраполяции менее достоверны. Беркли продолжал, что единственными вещами, в существовании которых наши восприятия могут убедиться, являются чувственные данные. Поскольку чувственные данные существовали в разуме, то все вещи, которые можно было бы познать, существовали в разуме. Реальность была продуктом какого-то разума, и любая «вещь» не в каком-то другом разуме не существует.
Беркли называл фрагменты чувственных данных, или вещи, которые можно было узнать непосредственно, «идеями». Воспоминания и воображаемые вещи также могли быть непосредственно известны благодаря тому, как работает разум, и также назывались идеями. Нечто подобное дереву существует, по Беркли, потому что кто-то его воспринимает. То, что реально в дереве, существует в его восприятии, идея, из которой возникла знаменитая философская идиома: esse — это percipi производных; дерева, являющееся , в том, что оно воспринимается как . А что, если дерево не воспринимает человек? Беркли признал веру во внешний мир, независимый от людей. Его философия утверждала, что мир и все, что в нем, было идеей в уме Бога. То, что мы называем реальной вещью, — это постоянный «физический» объект или постоянная идея в уме Бога. Наши умы участвуют в восприятии Бога, и, таким образом, разные восприятия одного и того же объекта разными людьми различны, но сходны, потому что каждый является частью одной и той же вещи. Ничего не могло бы существовать или быть известно, кроме этих «идей».
Рассел отвечает на идеализм Беркли обсуждением слова «идея». Рассел утверждает, что Беркли использует это слово, чтобы легче поверить в аргументы, выдвинутые в пользу идеализма. Поскольку мы в любом случае думаем об идеях как о мысленных вещах, когда нам говорят, что дерево — это идея, простое применение слова «идея» помещает дерево в наши умы. Рассел предполагает, что понятие чего-то, находящегося «в уме», трудно понять. Мы говорим о «удержании в уме» какого-либо понятия или какого-либо человека, имея в виду, что мысль о нем или о нем находится в нашем уме, а не сама вещь. Таким образом, «когда Беркли говорит, что дерево должно быть в наших умах, если мы можем его знать, все, что он действительно имеет право сказать, это то, что мысль о дереве должна быть в наших умах». Рассел говорит, что значение Беркли сильно запутано. Он пытается разгадать смысл, в котором Беркли взаимодействует с чувственными данными и физическим миром. Беркли трактовал понятие чувственных данных как нечто субъективное, существование которого зависит от нас. Он сделал это наблюдение, а затем попытался доказать, что все, что «может быть непосредственно познано», находится в уме и только в уме. Рассел указывает, что наблюдение о зависимости чувственных данных не приводит к доказательству, которое ищет Беркли. Что ему нужно было бы доказать, так это то, что «познание показывает, что вещи являются ментальными».
Рассел продолжает рассматривать природу идей, чтобы проанализировать основания аргумента Беркли. Беркли относится к двум разным вещам, используя одно и то же слово «идея». Одно — это то, что мы осознаем, например, цвет стола Рассела, а другое — собственно акт восприятия. В то время как последний акт кажется явно психическим, первая «вещь» вовсе не кажется таковой. Беркли, утверждает Рассел, производит эффект естественного согласования между этими двумя смыслами «идеи». Мы согласны с тем, что схватывание происходит в уме, и благодаря этому мы вскоре приходим к пониманию в другом смысле, что вещи, которые мы схватываем, суть идеи и также находятся в уме. Рассел называет эту ловкость рассуждений «бессознательной двусмысленностью». В конце концов мы обнаруживаем, что верим, что то, что мы можем понять, было в наших умах, «окончательная ошибка» аргумента Беркли.
Рассел провел различие между действием и объектом, используя значение «идея». Он возвращается к нему, потому что утверждает, что с ним связана вся наша система приобретения знаний. Изучение и знакомство с чем-либо включает в себя отношение между умом и чем-то, чем угодно, кроме этого ума. Если мы с Беркли согласимся, что вещи, которые можно познать, существуют только в уме, то мы сразу же ограничим способность человека приобретать знания.