Авиценна, Ибн Сина
Авиценна (Ибн Сина) — ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания», энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5-ти частях).
Родился Ибн Сина в 980 году в одном из селений близ Бухары. Абу-Али аль-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина — полное имя великого ученого и философа. Авиценна — его латинизированное имя. Его отец — чиновник по финансово-податной части. К десяти годам Абу-Али уже получил первоначальное образование, изучив Коран и словесные дисциплины.
Овладев затем основами мусульманского права и математики, Абу-Али приступил к занятиям с приехавшим в Бухару ученым Абу-Абдаллахом ан-Натили.
Султан Махмуд Газневид направил к Али Ибн Мамуну посла с письмом, в котором приглашал (а фактически требовал) к себе находившихся при дворе хорезмшаха ученых. Ибн Сина отказался и покинул город. Скитания Ибн Сины завершились в Гургане (Джурджане). Здесь один из местных поклонников науки поселил ученого в специально купленном для него доме.
В гурганский период творчества (1012-1014) Ибн Сина, в частности, начал работать над «Каноном врачебной науки».Преследования Махмуда не прекращались, и Абу-Али вновь пустился в путь, который привел его на этот раз в Рей город, ставший при буидском правителе Фахр ад-Дауле крупным научным центром с богатой библиотекой.
Повторные поползновения султана Махмуда заполучить к себе Ибн Сину заставили его покинуть и этот город, откуда он попал в Хамадан. В Хамадане (1015-1024) свою научную деятельность он сочетал с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение правителя Хамадана Шамс ад-Даулы он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял компромиссное решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений.
Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
Ибн Сина предложил свои услуги эмиру Исфахана Аля ад-Дауле. Пока ученый работал над «Книгой исцеления», тайна его сношений с исфаханским правителем была раскрыта. Ибн Сина был заточен в крепость.
За четыре месяца, проведенных в заключении, Абу-Али написал три работы, в том числе «Трактат о Хайе, сыне Якзана». Ибн Сина находился еще в неволе, когда Хамадан был взят войсками Аля ад-Даулы. После освобождения Абу-Али, переодевшись дервишем, выскользнул из города и направился в Исфахан.
При дворе Аля ад-Даулы ему был оказан радушный прием. Проведенные им в Исфахане последние годы жизни (1024-1037) были для Ибн Сины самыми плодотворными. Именно здесь он завершил свою энциклопедическую «Книгу исцеления» и создал другие важные философские произведения: «Книгу спасения», «Книгу знания», «Книгу указаний и примечаний», «Восточную философию» и «Книгу справедливого разбирательства».
Скитальческая жизнь, в конечном счете приблизила его смерть. Роковая болезнь (колики) у него началась во время неудачных для Аля ад-Даулы военных действий, которые тот предпринял против одного из газневидских полководцев.
Абу-Али умер, когда ему было 56 лет и 10 месяцев. Ибн Сина был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли. Независимость суждений в науке у него вполне гармонировала с равнодушием к впечатлению, которое могла произвести на правоверных его склонность к чувственным наслаждениям.
Библиография трудов ученого насчитывает 276 названий.
Из нефилософских научных трудов мыслителя центральное место занимает «Канон врачебной науки». Это сочинение, в пяти книгах которого Ибн Сина обобщил и систематизировал как накопленные к его времени медицинские знания, так и собственный опыт практикующего врача.
Из-за аллегоричности своей формы особняком стоят «Трактат о Хайе, сыне Якзана», «Трактат о птицах» и «Трактат о Саламане и Абсале», «Трактат о любви».
В философском наследии ученого центральное место принадлежит «Книге исцеления» («Китаб аш-шифа»), многотомному сочинению, охватывающему все отрасли философской науки: логику, математику, физику и метафизику Создав сокращенный вариант этой энциклопедии -«Книгу знания» на языке фарси (дари), он тем самым выступил в основоположником ираноязычной философской литературы.
Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/
Вернуться на главную страницу Авиценны
.
Авиценна, Ибн Сина | |
980-1037 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Авиценна, Ибн СинаИбн Сина (латинизир. — Авиценна (Avicenna)), Абу Али Хасан ибн Ахмед (980-1037) — ученый и поэт народов Средней Азии и Ирана, сыгравший огромную роль в развитии медицины, естествознания и философии. Родился в с. Афшана близ Бухары в семье чиновника саманидской администрации. Юношеские годы провел в Бухаре. У Ибн Сины рано проявилась высокая одаренность; ему было разрешено пользоваться знаменитой эмирской библиотекой в Бухаре. С падением дома Саманидов в жизни Ибн Сины наступает длительный период странствий. Около 1002 года он переезжает в Гургандж (Ургенч), вместе с Бируни находится при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Мамуна ибн Мамуна, но около 1017 года покидает Хорезм и переезжает в Иран. Здесь Ибн Сина провел всю последующую жизнь при дворах местных правителей из династии Бундов, занимаясь врачеванием, чтением лекций, подготовкой научных трудов, сочетая научные занятия с государственной деятельностью (в Хамадане Ибн Сина занимал должность везира). Последние годы жизни провел в Исфахане при дворе эмира Ала-ад-Доула. Мировую славу Ибн Сине создало его искусство врача и в особенности его классический труд «Канон врачебной науки» («Китаб ал-канун фи-т-тибб») — свод всех медицинских знаний того времени. Европейская медицина до 17 века находилась под прямым влиянием идей и врачебных методов Ибн Сины. «Канон» неоднократно издавался в 15-16 веках Система философских взглядов Ибн Сины изложена в его капитальном труде — «Книге исцеления» («Китаб аш-шифа»). Ибн Сина был последователем Аристотеля. Он считал мир вечным и несотворенным; материя, будучи сущностью всех конкретных вещей, проявляясь в многообразных формах, существует вечно; окружающий мир воздействует на органы чувств человека, который фиксирует эти воздействия в своей памяти. Философские и естественно-научные взгляды Ибн Сины были материалистическими в своей основе. Вместе с тем Ибн Сина допускал существование аллаха и бессмертие души; в этом выразились уступка господствовавшей мусульманской ортодоксии, исторической ограниченность и противоречивость его взглядов. Значительный вклад Ибн Сина внес в развитие ранней таджикской поэзии. Его блестящие по форме четверостишия (рубаи) наполнены глубокими философскими мыслями, нередки в них и резкие обличительные характеристики мусульманского духовенства.А. Г. Подольский. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964. Сочинения: Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Даниш-намэ. Литература: Ибн-Сина. Мат-лы науч. сессии АН Узбекской ССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн-Сины, Таш., 1953; Семенов А. A., Абу Али ибн-Сина (Авиценна), (Душанбе), 1953; Невский В. A., Великий тадж. врач Абуали ибн-Сино (Авиценна). Библиография, (Душанбе), 1957; Avicenna: scientist and philosopher. A millenary symposium, L., 1952; Naficy S. (Nafisi), Avicenna. His lite, works, thought and time, Teheran, 1954; Avicenna commemoration volume, Calcutta, 1956. Вернуться на главную страницу Авиценны .
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Ислам | Религия, верования, обычаи и факты
Мечеть Абу-Дарвиш
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Мухаммед Ибн Таймия Мухаммад I Аския Аурангзеб Махмуд Газан
- Похожие темы:
- Исламское искусство Исламский мир суфизм шариат Шии
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Ислам , основная мировая религия, провозглашенная пророком Мухаммедом в Аравии в 7 веке н. э. Арабский термин islām , буквально «сдача», освещает фундаментальную религиозную идею ислама — что верующий (называемый мусульманином, от активной частицы islām ) соглашается сдаться воле Аллаха (по-арабски Аллах: Бог). Аллах рассматривается как единственный Бог — создатель, хранитель и восстановитель мира. Воля Аллаха, которой люди должны подчиняться, становится известна через священные писания, Коран (часто пишется как Коран на английском языке), который Аллах открыл своему посланнику Мухаммеду. В исламе Мухаммед считается последним из серии пророков (включая Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Соломона и Иисуса), и его послание одновременно завершает и завершает «откровения», приписываемые более ранним пророкам.
Сохраняя акцент на бескомпромиссном монотеизме и строгом следовании определенным основным религиозным практикам, религия, которой Мухаммад обучал небольшую группу последователей, быстро распространилась по Ближнему Востоку в Африку, Европу, Индийский субконтинент, Малайский полуостров и Китай. К началу 21 века во всем мире насчитывалось более 1,5 миллиарда мусульман. Хотя в исламе возникло множество сектантских движений, все мусульмане связаны общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу.
В этой статье рассматриваются основные верования и практики ислама, а также связь религии и общества в исламском мире. История различных народов, принявших ислам, освещается в статье «Исламский мир».
Основы ислама
Наследие Мухаммеда
С самого начала ислама Мухаммед прививал своим последователям чувство братства и узы веры, что помогло развить между ними чувство близких отношений, которое было подчеркнуто их опытом преследований в качестве зарождающейся общины в Мекка. Сильная привязанность к принципам откровения Корана и заметное социально-экономическое содержание исламских религиозных практик скрепили эту связь веры. В 622 г. н. э., когда Пророк мигрировал в Медину, его проповедь вскоре была принята, и возникла община-государство ислама. В этот ранний период ислам приобрел свой характерный этос как религия, объединяющая в себе как духовную, так и светскую стороны жизни и стремящаяся регулировать не только отношения человека к Богу (через совесть), но и человеческие отношения в социальной среде. Таким образом, существует не только исламский религиозный институт, но и исламское право, государство и другие институты, управляющие обществом. Только в 20 веке религиозное (частное) и светское (общественное) были разделены некоторыми мусульманскими мыслителями и формально разделены в некоторых местах, таких как Турция.
Викторина «Британника»
Ислам
Много ли вы знаете о Пророке Мухаммеде? Как насчет святых городов? Проверьте свои знания об исламе с помощью этого теста.
Этот двойственный религиозный и социальный характер ислама, выражающийся одним образом как религиозное сообщество, которому Бог поручил принести в мир свою собственную систему ценностей через джихад («усилие», обычно переводимое как «священная война» или « священная борьба»), объясняет поразительный успех первых поколений мусульман. В течение столетия после смерти Пророка в 632 году н. э. они подчинили большую часть земного шара — от Испании через Среднюю Азию до Индии — новой арабо-мусульманской империи.
Период исламских завоеваний и строительства империи знаменует собой первую фазу распространения ислама как религии. Существенный эгалитаризм ислама в сообществе верующих и его официальная дискриминация последователей других религий быстро привлекли новых сторонников. Евреи и христиане получили особый статус общин, владеющих писаниями, и назывались «людьми Книги» ( ахл ал-китаб ) и, следовательно, им была разрешена религиозная автономия. Однако они были обязаны платить налог на душу населения, называемый джизья , в отличие от язычников, от которых требовалось либо принять ислам, либо умереть. Тот же самый статус «людей Книги» позже был распространен в определенные времена и места на зороастрийцев и индусов, но многие «люди Книги» присоединились к исламу, чтобы избежать инвалидности джизьи . Гораздо более массовое распространение ислама после XII века началось с суфиев (мусульманских мистиков), которые в основном несли ответственность за распространение ислама в Индии, Центральной Азии, Турции и странах Африки к югу от Сахары (9).0027 см. ниже ).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Помимо джихада и суфийской миссионерской деятельности, еще одним фактором распространения ислама было далеко идущее влияние мусульманских торговцев, которые не только довольно рано принесли ислам на восточное побережье Индии и в Южную Индию, но и оказались главными катализаторами (помимо суфиев) в обращении людей в ислам в Индонезии, Малайе и Китае. Ислам был завезен в Индонезию в 14 веке, едва успев закрепиться там политически, прежде чем регион перешел под голландскую гегемонию.
Огромное разнообразие рас и культур, принятых исламом (по оценкам, в начале 21 века во всем мире насчитывается более 1,5 миллиарда человек), породило важные внутренние различия. Однако все сегменты мусульманского общества связаны общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу. С утратой политической власти в период западного колониализма в 19 и 20 веках концепция исламской общины ( умма ) вместо того, чтобы ослабнуть, стала укрепляться. Вера ислама помогла различным мусульманским народам в их борьбе за политическую свободу в середине 20 века, а единство ислама способствовало последующей политической солидарности.
Источники исламских доктрин и социальных воззрений
Исламское учение, закон и мышление в целом основаны на четырех источниках или фундаментальных принципах ( усуль ): (1) Коран, (2) Сунна («Предания»), (3) иджма’ (« консенсус») и (4) иджтихад («индивидуальная мысль»).
Коран (буквально «чтение» или «чтение») считается дословным словом или речью Бога, переданной Мухаммеду архангелом Гавриилом. Разделенный на 114 сур (глав) разной длины, он является основным источником исламского учения. Суры, ниспосланные в Мекке в самый ранний период жизни Мухаммеда, касаются в основном этических и духовных учений и Судного дня. Суры, ниспосланные в Медине в более поздний период карьеры Пророка, по большей части касаются социального законодательства и политико-моральных принципов формирования и упорядочивания общины.
Сунна («проторенный путь») использовалась доисламскими арабами для обозначения своего племенного или общего права. В исламе оно стало означать пример Пророка, т. е. его слова и дела, записанные в сборниках, известных как хадисы (по-арабски хадис: буквально «отчет»; собрание высказываний, приписываемых Пророку). Хадисы представляют собой письменное подтверждение слов и деяний Пророка. Шесть из этих сборников, составленных в 3 веке н.э. (9 век н.э.), стали считаться особо авторитетными среди самой большой группы ислама, суннитов. У другой большой группы, шиитов, есть свои собственные хадисы, содержащиеся в четырех канонических сборниках.
Доктрина ijmāʿ , или консенсуса, была введена во 2 веке ах (8 век н. э.) с целью стандартизации теории и практики права и преодоления индивидуальных и региональных различий во мнениях. Хотя иджма задумывался как «консенсус ученых», на практике он был более фундаментальным действующим фактором. С 3-го века ah ijmāʿ стал принципом устойчивости мышления; пункты, по которым на практике был достигнут консенсус, считались закрытыми, и дальнейшие их существенные вопросы запрещались. Принятые толкования Корана и действительное содержание Сунны (т. е. хадисов и теологии) в конечном итоге опираются на0027 ijmāʿ в смысле признания власти своей общины.
Иджтихад , что означает «стремиться» или «прилагать усилия», требовалось, чтобы найти юридическое или доктринальное решение новой проблемы. В ранний период ислама, поскольку иджтихад принимали форму отдельного мнения ( рахй ), существовало множество противоречивых и хаотичных мнений. Во II веке ах иджтихад был заменен на кийас (рассуждая по строгой аналогии), формальной процедуре вывода, основанной на текстах Корана и хадисах. Преображение ijmaʿ в консервативный механизм и принятие окончательного корпуса хадисов практически закрыли «врата ijtihād » в суннитском исламе, в то время как ijtihād продолжились в шиизме. Тем не менее, некоторые выдающиеся мусульманские мыслители (например, аль-Газали в 11–12 вв.) продолжали претендовать на право нового иджтихада для себя, а реформаторы в 18–20 вв. больше, чтобы получить более широкое признание.
Коран и хадисы обсуждаются ниже. Значение ijmāʿ и ijtihād обсуждается ниже в контексте исламского богословия, философии и права.
Каменистая дорога: Ибн Сина (Авиценна)
Каменистая дорога: Ибн Сина (Авиценна)Гравюра из книги XVIII века Георга Пауля Буша. Воспроизведено в Lost Enlightenment С. Фредериком Старром
Тот же исторический нарратив, который утверждает, что средневековые европейцы спотыкались в тысячелетнем тумане непоследовательности, также утверждает, что греческие знания были сохранены — хотя часто искажены — мусульманскими учеными. Хотя им и удалось сохранить знания древних греков, мусульмане не узнали практически ничего нового. В 16 веке немецкий врач Леонхарт Фукс жаловался:0003
Арабы взяли все свои знания у греков и, как гарпии, осквернили все, к чему прикасались. . . . впредь они будут очень мало использоваться в обучении [медицине], которой более желательно обучаться из источников искусства, чем пить из мутных вод.
Затем Фукс сделал иронический выбор, чтобы обильно процитировать одного из гарпий, якобы оскверняющих его: Абу Али аль-Хусейна ибн Абдуллаха ибн Сина, известного на Западе как Авиценна. Если бы ибн Сина услышал жалобы Фукса, он мог бы резко возразить (по большинству отзывов, ибн Сина не терпел дураков), включая пункт о том, что он не араб, а перс.
Ибн Сина родился в 980 году на территории современного Узбекистана и умер в 1037 году на территории нынешнего Ирана. Он родился в нескольких милях от тогдашнего шумного города Бухары. Его отец возглавлял налоговый департамент правительства и должен был освоить индийскую систему счисления, математику, статистику и алгебру. Когда его работа требовала от него путешествий, он часто брал с собой своих сыновей. Отец Ибн Сины признал, что мальчик сообразителен, и отправил его работать к торговцу овощами, который помог ему освоить числа и бухгалтерский учет. Позже в семейный дом переехал репетитор по философии, чтобы продолжить образование мальчика.
Достижения Ибн Сины, вероятно, были результатом сочетания природного интеллекта и невероятного везения. В молодости он тусовался с «золотой молодежью» бухарской элиты. Но, как отмечает историк Фредерик Старр, «единственный большой недостаток образования ибн Сины заключался в характере». Действительно, золотой мальчик Бухары был высокомерным. В юношеской и горячей перепалке с интеллектуальным соперником он написал «О репримах пожирателя фекалий». Высокомерие Ибн Сины никогда не покидало его, но время от времени удача покидала его. Его рождение пришлось на период децентрализации и неопределенности в мусульманской империи. Связанный с несколькими недолговечными султанатами, он часто переезжал в поисках стабильной, хорошо оплачиваемой должности. В разное время он работал политическим администратором, придворным врачом, солдатом, а иногда изгоем и арестантом. Хотя он никогда не был женат, ходили слухи, что он привлекателен, популярен среди дам и любит вино.
По некоторым данным, ибн Сина является автором около 400 книг и трактатов, объемом от нескольких страниц до сотен страниц. К тому времени, когда он покинул Бухару в возрасте 22 лет, он написал свои первые две книги. Он написал пару книг — одну энциклопедию философских наук и другую о пульсе — на своем родном языке фарси, но большинство книг он написал на арабском языке. Точно так же, как латынь позже объединила европейских ученых, арабский язык служил универсальным языком обучения, и многие арабские и мусульманские ученые сочли его более подходящим для передачи точных значений, чем их родные языки.
Канон медицины на арабском и латинском языках. С книжной полки Bridging Cultures
Вероятно, самой известной книгой Ибн Сины является пятитомник «Аль-Канн фи ат-Тибб», или «Канон врачебной науки». Охватывал основные принципы медицины и лекарства, доступные для лечения пациентов, заболеваний отдельных частей тела и тела в целом, а также травматических повреждений. Впервые он был переведен на латынь в 12 веке, а на иврит — в конце 15 века. К сожалению, в энциклопедии отсутствовали картинки. (Ислам обычно запрещал изображение человеческого тела, хотя изображения в европейских книгах того времени также были относительно редки).0125 Canon были в основном декоративными. Канон попал в Европу, вероятно, примерно в середине 11 века и оставался там влиятельным более пяти столетий. К книге продолжали обращаться в мусульманском мире и в 20 веке.
Иллюстрация из латинского перевода XIV-XV веков Канона медицины , из 1001 Изобретений под редакцией Салима Т.С. аль-Хассани
Утверждение, что мусульмане сохранили произведения Древней Греции, безусловно, верно. Ибн Сина был последователем веры Галена в юмор: кровь (обеспечивает жизненные силы), мокрота (охлаждает тело, особенно при лихорадке), черная желчь (затемняет телесные жидкости) и желтая желчь (способствует пищеварению). Считалось, что для формирования личности и здоровья необходимо поддерживать баланс юмора, что приводило к иногда смертельной практике кровотечения. Но ибн Сина вряд ли был неэффективным врачом. В подростковом возрасте он стал врачом и вскоре завоевал благосклонность местного правителя, успешно вылечив его от потенциально смертельной инфекции. Наградой Ибн Сины был доступ в царскую библиотеку в Бухаре. На протяжении многих лет он одобрял эксперименты и с готовностью заменял неэффективные лекарства лучшими. Помимо достижений в области медицинского обслуживания будущих матерей и детей, он признал заразную природу туберкулеза и способность болезней распространяться через зараженную воду и почву. Он даже стал спорным пионером в психологии, признав связь между эмоциональными и физическими состояниями (иногда он рекомендовал слушать хорошую музыку для хорошего здоровья) и изучив роль, которую окружающая среда играет в здоровье человека. Положив начало области профилактической медицины, он выступал за хорошие физические упражнения и привычки ко сну. Он рекомендовал вино в умеренных количествах, отметив: «Оно имеет острый вкус, как совет отца, но также полезно; разрешено умным, запрещено глупцам».
Ибн Сина расцвел как эрудит, писал не только о медицине, но и о философии, математике, астрономии, алхимии (которую он не уважал), геологии и даже оптике. Физик-ядерщик и историк науки Джим аль-Халили утверждал, что величайшей работой ибн Сины был не Канон , а Китаб аль-Шифа, или Книга исцеления. Из названия следует, что она была о медицине, но на самом деле это была книга, предназначенная для исцеления мира от болезни невежества, и это был сборник знаний, включая философию и естественные науки.
Во времена Ибн Сины мусульманские ученые пытались понять, как могут видеть человеческие глаза. Одна из идей заключалась в том, что глаза излучали оптическую энергию. Ибн Сина сомневался, что что-либо размером с глаз может производить достаточно энергии, особенно если учесть, что человеческий глаз может различать звезды, заполняющие ночное небо. Он указал, что каждый раз, когда открывается глаз, крошечному органу приходится излучать энергию, достигающую звезд. У него также было замечательное понимание того, что свет состоит из частиц — идея, которую столетия спустя поддержал Ньютон и продемонстрировал Эйнштейн.
Несмотря на все его сомнения в отношении производящих энергию глаз, у Ибн Сины, вероятно, были еще более глубокие подозрения в отношении алхимии. При его жизни и на протяжении столетий после него ученые и мистики занимались иногда скрытой, тайной практикой, которая попеременно была направлена на духовное просвещение и производство золота. Ибн Сина не купился на это.
Вверху: Из Арабских корней , выпущенных Королевским обществом
Внизу: Из Изображения тела Филиппа Комара
Искусство слабее природы и не догоняет ее, сколько бы ни трудилось. Поэтому пусть знают мастера алхимии, что виды металлов не могут быть преобразованы. Но они могут сделать подобные вещи, и подкрасить красный [металл] желтым, чтобы он казался золотым, и подкрасить белый цветом, который они хотят, пока он не будет очень похож на золото или медь. Они также могут очищать примеси свинца, хотя это всегда будет свинец.
В течение столетий после смерти ибн Сины ученые ломали голову над происхождением окаменелостей. Исторические отчеты расходятся во мнениях относительно того, понимал ли ибн Сина окаменелости как органические остатки растений и животных. По некоторым сведениям, его скептицизм по поводу алхимии, возможно, заставил его усомниться в том, что когда-то живой организм мог превратиться в камень. По другим данным, он это сделал. Каковы бы ни были его взгляды на ископаемые, он затрагивал темы, которые позже будут доминировать в геологии, а именно стратификацию и суперпозицию — более молодые слои породы лежат поверх более старых. Эта идея суперпозиции была подробно изложена в 17 веке европейским ученым и священнослужителем Нильсом Стенсеном, или Стено. Говорят, что работы Ибн Сины также повлияли на Джеймса Хаттона и Леонардо да Винчи. Сам Ибн Сина вырос и находился под влиянием группы шиитских ученых, известных как «Братья чистоты», которые выпустили тома по этому вопросу в 10 веке. Ибн Сина заметил:
Возможно, дно моря изначально имело форму равнин и гор, а когда воды отступили, они обнажились. Можно заметить, что некоторые горы состоят из слоев, и это может быть потому, что каждый слой образовался в разное время.
Как и другие, ибн Сина, по-видимому, понял, что при разрушении скалы внутри нее часто обнаруживаются раковины — частичные останки водных животных. Он признал, что море должно было быть там, где его больше не было.
Ибн Сина считал, что Вселенная управляется физическими законами, которые просто не могут быть нарушены, и скептически относился к чудесам, что вызывало столько же ругательств со стороны некоторых мусульманских ученых, сколько ислам в целом вызывал у таких, как Фукс. Худшее нападение на ибн Сину произошло после его смерти, совершенное мусульманским ученым XII века Абу Хамидом Мухаммадом аль-Газали. Газали вел такую же роскошную жизнь, какой вел ибн Сина в юности, но смерть султана, покровителя Газали, изменила его судьбу. Возможно, после нервного срыва он позже утверждал, что испытал религиозное прозрение, отказался от всего своего богатства, перерос свое стремление к статусу и стал суфием (необычайно капризным суфием). На самом деле у Газали, вероятно, было мало богатства или статуса, от которых можно было бы отказаться в тот момент. Что бы ни случилось с его собственными финансами и статусом, Газали выступил против ибн Сины в своем собственном трактате 9.0125 Непоследовательность философов. Аристотелевский комментатор Абу аль-Валид ибн Рушд, известный на Западе как Аверроэс, позже написал прямой ответ аль-Газали под названием «Непоследовательность непоследовательности». Ибн Рушд аккуратно выпотрошил работу Газали, но было слишком поздно; Осуждение Газали философии и науки закрепилось в мире, читающем арабский язык.
Жизнь Ибн Сины подошла к концу многовековой эры экономического и интеллектуального благополучия в Центральной Азии. Еще до мусульманского завоевания региона, на которое ушли десятилетия благодаря мужественному сопротивлению туземцев, регион был усеян большими оживленными городами, где местные жители эффективно использовали природные ресурсы. Но монгольское нашествие в 13 веке было, возможно, даже более разрушительным в Центральной Азии, чем в других местах, убив целых 9 человек.0 процентов жителей некоторых населенных пунктов. По пятам за монгольским нашествием последовала Черная смерть, направлявшаяся в Европу. По свидетельствам некоторых историков, объединенные нашествия всадников и микробов практически опустошили Среднюю Азию. Тем не менее, интеллектуальный расцвет, частью которого был ибн Сина, начал увядать еще до прибытия первых захватчиков. К счастью для последующих поколений, некоторые из книг Ибн Сины в конце концов попали в Европу.
В то время как репутация Ибн Сины время от времени сталкивалась с нападками со стороны европейских христиан (Парацельс публично сжег Cannon , чтобы побудить молодых ученых «отвернуться от книжек людей»), ему также понравится случайный защитник. Болонский профессор Джироламо Кардано указал на иронию критики ибн Сины за то, что он мусульманин, в то время как Гален был «идолопоклонником». Венецианский врач Бенедетто Ринио также указал на иронию критики использования Ибн Синой более ранней работы, когда никто не нападал на Аристотеля или Галена за ту же практику.
Помимо простых защитников, у Ибн Сины были настоящие поклонники. Член Королевского общества и профессор Кембриджа Эдмунд Кастелл прочитал свою вступительную лекцию об использовании работы ибн Сины в медицине. Сегодня один из кратеров на Луне носит имя Авиценна. А в 1980 года страны-члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры отметили 1000-летие со дня его рождения.
- Для получения дополнительной информации:
- Наука и ислам Эхсан Масуд
- Дом мудрости Джим аль-Халили
- Потерянное просветление С. Фредерик Старр
- Наука в средневековом исламе Ховард Р. Тернер
- Прометейские амбиции Уильяма Р. Ньюмана
- Начало западной науки Дэвид С. Линдберг
- Борьба с природой под редакцией Харрисона, Числа и Шэнка
- Обладание природой Паулы Финдлен
- Доктор дьявола Филипа Болла
- Наречение имен Анна Паворд
- Наука: история четырех тысячелетий Патриция Фара
- Наука и тайны природы Уильям Эймон
- Дом мудрости Джонатан Лайонс
- 1001 Изобретение под редакцией Салима Т.С. аль-Хассани
- Путешествие по Шелковому пути Норелл, Лейди и Росс
- Шелковый путь: очень краткое введение Джеймс А. Миллуорд
- Карта знаний Вайолет Моллер
- Ступени к Флоренции Вима Сиссинга
- Изображения тела Филипп Комар
- «Ибн Сина (Авиценна): историческая виньетка» Саррафзаде, Сарафяна, фон Гладисса, Унтерберга и Ланкша в Neurosurgical Focus , август 2001 г.