И людмила: Руслан и Людмила — поэма Пушкина А.С. Читать с картинками

Руслан и Людмила. Юбиляр 2020. Юбиляр под обложкой

«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой»

К 200-летию со дня создания «Руслана и Людмилы»

«Руслан и Людмила» — первая законченная поэма А. С. Пушкина. Это прекрасное произведение, вдохновленное древнерусским эпосом, было начато еще в годы обучения поэта в Царскосельском лицее. Оно частично публиковалась в журналах «Сын Отечества» и «Невский зритель» весной 1820 года, 15 мая 1820 года было получено цензурное разрешение на издание книги, а летом того же года поэма увидела свет целиком. Первое издание вышло из-под печатного станка Н. Греча, рисунки были сделаны по гравюрам М. Иванова и отрисованы И. Ивановым по наброску директора Императорской Публичной библиотеки А. Н. Оленина.

Поэма получила смешанные отклики, несколько критических статей вышли в тот же год в журналах «Сын Отечества», «Невский зритель». Так, например, не подписавшийся автор, опубликовавший «Замечания на поэму “Руслан и Людмила”, отмечал: Искусство, которое желает нравиться прекрасным, должно развивать одни благородные чувствования и более всего не оскорблять их стыдливости.

Автор «Руслана» мог бы нравиться нежностию. Он весьма искусен в описании разнообразных картин. Весьма жаль, что он слишком увлекся воображением: волшебство его более способно пугать. Ныне и дети мало читают персидские и арабские сказки, ибо не верят уже коврам-самолетам, а в «Руслане» чудеса столь же невероятны. Но еще более надобно сожалеть, что он представляет часто такие картины, при которых невозможно не краснеть и не потуплять взоров.<…> Пожелаем успеха нашей литературе и чтоб писатели и поэты избирали предметы, достойные своих дарований. Цель поэзии есть возвышение нашего духа — чистое удовольствие. Картины же сладострастия пленяют только грубые чувства. Они недостойны языка богов. Он должен возвещать нам о подвигах добродетели, возбуждать любовь к отечеству, геройство в несчастиях, пленять описанием невинных забав. Предмет поэзии — изящное. Изображая только оное, талант заслуживает дань справедливой похвалы и удивления» (Невский зритель. 1820. Ч. 3. Июль. С. 67–80)

Второе издание поэмы вышло в 1828 году и было значительно переработано автором: были сокращены многие лирические и чрезмерно чувственные сцены, добавлен Эпилог («Так, мира житель равнодушный. ..»), который был написан поэтом во время своей первой ссылки на Кавказ в 1820 году. Именно с этого года в поэме появляется знаменитый пролог, открывающийся словами «У лукоморья дуб зелёный…», а всё повествование рассказывается А. С. Пушкину из уст учёного кота.

Эти знаменитые строки вдохновили мир искусства на создание плеяды художественных произведений — изобразительных, музыкальных, пластичных. Мотивы «Руслана и Людмилы» нашли своё место в творчестве известных художников, среди которых картины таких мастеров, как И. Крамской, Н. Ге, младший брат В. Васнецова Апполинарий Васнецов. Среди книжных иллюстраций почётное место занимают работы к поэме замечательных русских художников XIX–XX века, таких как И. Я. Билибин, К. Сомов, Н. А. Богатов, художник-модернист С. В. Малютин, оформивший орнаментами, заставками и концовками прекрасное издание, приуроченное к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

Представленное в фонде РНБ издание «Руслана и Людмилы», иллюстрированное русским-художником-акварелистом Константином Изенбергом — прекрасное воплощение техники силуэтной иллюстрации.  В 1887 году вышел в свет «Большой альбом к сочинениям А. С. Пушкина», в который вошли рисунки художников В. Васнецова, П. Загорского, А. Земцова, В. Матэ и др. Эмоционально взаимодействуя со зрителем, эти работы как будто приглашают нас окунуться в фантастическую сказочную историю Древней Руси.

В музыкальном искусстве «Руслан и Людмила» сразу же после появления вызвала большой интерес. Так, уже через год после выхода поэмы был поставлен балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» хореографа А. П. Глушковского на музыку композитора Ф. Е. Шольца, который стал первой постановкой на сцене произведений А. С. Пушкина. Премьера состоялась в Москве в декабре 1821 года, а с 1824 года в постановке Огюста Дидло балет был перенесён на петербургскую сцену — в Большой (Каменный) театр (сегодня на его месте находится Санкт-Петербургская консерватория).

Самым известным музыкальным произведением по мотивам «Руслана и Людмилы» стала опера М. И. Глинки — одно из выдающихся произведений композитора, создававшееся на протяжении пяти лет, с 1837 по 1842 год.   Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого каменного театра в Петербурге, и первоначально из-за новаторского подхода и тем сокращениям, которым вынужденно подверглась, вызвала полемику в музыкальном обществе и неоднозначность восприятия. Гениальность «Руслана и Людмилы» Глинки отмечалась профессионалами в музыке. Так, скрипач, концертмейстер Императорской русской оперы в Петербурге В. Г. Вальтер в своей исследовательской работе говорил, что «Опера Глинки “Руслан и Людмила” доставляет мне до сих пор высшее и глубочайшее из всех мною испытанных музыкальных наслаждений». Однако недопонимание её публикой запечатлелось в прессе того времени — «Литературная газета», «Русский инвалид» и другие — публиковали критические или недоуменные заметки относительно творения Глинки. Так, в 1843 году оперу посетил композитор Ф. Лист, о чём «Литературная газета в номере от 25 апреля 1843 года отозвалась следующим образом: «Можно представить себе, какое впечатление должен был произвести на публику его одобрительный аплодисман.

Лист вышел из театра с лицом, выражавшим изумление и полное удовольствие. Странно: первому европейскому музыканту опера не показалась длинною и скучною». Владимир Васильевич Стасов, сотрудник Императорской публичной библиотеки и страстный почитатель искусства, говорил «о трагической, невообразимой судьбе “Руслана и Людмилы”» и отмечал, что «по величию творчества, пор неожиданности почина, по мощи создания Глинка есть Петр Великий русской музыки, но по личной судьбе своей — он сущий Чацкий этой русской музыки». Лишь после смерти Глинки, в 1871 году, опера впервые была представлена без сокращений и оценена по достоинству, а в 1904 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Глинки, в Мариинском театре опера была представлена в ее подлинном виде, партии исполняли Федор Шаляпин, Федор Стравинский, Антонина Нежданова. Всю трагичность и величие судьбы музыкального произведения Стасов описал в книге, выпущенной к 50-летнему юбилею оперы «Руслан и Людмила». 

Живописные декорации к первой постановке 1842 года были исполнены по рисункам знаменитого театрального декоратора Андреаса Леонгарда (Андрея Адамовича) Роллера, известного своими работами к балетам «Кесарь в Египте» (1834), «Сильфида» (1835) Ж. Шнейцхоффера, «Конёк-гобунок» и «Дочь фараона» Ц. Пуни, а также к операм М. Глинки «Жизнь за царя» (1836), «Карл Смелый» Дж. Россини и др.

Музыковед, писатель, помощник директора Императорской публичной библиотеки князь В. Ф. Одоевский  так отозвался о работе Роллера: «Роскошь костюмов и постановки превзойдет богатством своим все, что мы до сих пор видели на театре. Можно ли сомневаться, что опера будет иметь огромный успех? Роллер – большая голова на выдумки, больше той, которая вас удивит и напугает» (Литературная газета.18 октября 1842 года). Постановка 1871 г. была представлена работами художника В. А. Гартмана и декоратора М. А. Шишкова. Оформлением декораций, костюмов и либретто к опере в начале XX века занимались великие русские художники И. Билибин, К. Коровин, А. Головин. 

Постановке «Руслана и Людмилы» в Императорском Большом театре в Москве посвящена книга 1891 года, проиллюстрированная фототипиями с портретами исполняющих основные партии артистов театра, а также с фрагментами постановки.  К 100-летию со дня гибели А. С. Пушкина Большой государственный театр оперы и балета Азербайджанской ССР имени М. Ф. Ахундова — молодой театр, основанный в 1920 году, поставил «Руслана и Людмилу». Партии исполнили лучшие мастера музыкального искусства республики.

Часть книг, представленных в обзоре, собраны в РНБ в специальную «Пушкинскую» коллекцию», которая ведет своё начало с 1937 года, когда отмечалось 100-летие со дня гибели А. С. Пушкина и включает в себя более 7 тысяч единиц хранения. 

Поэма «Руслан и Людмила» оставила след и в других видах искусства, вдохновив на создание трех отечественных постановок фильма: это немой фильм 1914 года режиссеров П. Чардынина и В. Старевича (к сожалению, не сохранился), фильм 1938 года режиссеров И. Никитченко и В. Невежина, и знаменитый 2-хсерийный фильм 1972 года режиссера А. Птушко, удостоенный специальной премии Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Салерно (Италия) в 1976 году. 

См. также

«Руслан и Людмила» в Электронной библиотеке РНБ

А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке

Светлана Трусова

 

Руслан и Людмила — Репертуар театра оперы и балета — Театр Оперы и Балета

балет в 2-х действиях

О спектакле:

Постановка 2016 г. Премьера в Воронежском театре состоялась 25 декабря.
Выпуск спектакля осуществлён при поддержке правительства Воронежской области.

Постановка балета «Руслан и Людмила» – это обращение к истокам – поэзии Александра Сергеевича Пушкина – первого поэта России и к музыке Михаила Ивановича Глинки – первого композитора России.
Многие критики отмечали несоответствие по-юношески легкой поэмы молодого Пушкина, написанной в «пору сердечных вдохновений», и монументальными, философскими образами музыки Глинки. Работая над спектаклем, постигая глубину пушкинской поэмы, я этого противоречия не обнаружил. «Руслан и Людмила» – не просто очаровательная волшебная сказка, но исповедь о вечных человеческих чувствах: преданной, верной любви, побеждающей предательство и коварство, о вероломстве, обречённом на гибель. Каждая пушкинская строка наполнена любовью к героям, чьи чувства и мысли не фантастичны, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, молодой Ратмир, влюбленный в наслаждения жизни, Горислава, сумевшая сохранить любовь к отвергнувшему ее юноше. Цена предательства, расплата за злобу и лицемерие – опять и опять мы возвращаемся к простым истинам, которые и оказываются вечными…
Поэма «Руслан и Людмила» насквозь пронизана театральными впечатлениями поэта: прогулка Людмилы в садах Черномора, полеты и превращения – приметы балета пушкинской эпохи. Рисунки поэта на полях рукописи связаны с театром и театральным окружением Пушкина – на одном листе автор легкой рукой набросал контур ножки в балетной туфельке и танцующую женскую фигурку. Михаил Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после гибели Пушкина – осенью 1837 года. Взяв сюжет пушкинской поэмы, композитор тем самым как бы посвящал свое произведение памяти великого поэта. Удивительно схожи судьбы поэмы и оперы. Как известно, критика встретила поэму Пушкина, как и оперу Глинки, далеко не сочувственно, хотя в публике эти произведения пользовались большим успехом. .. Меня всегда привлекали и завораживали мелодии Глинки. Воплотить на балетной сцене пушкинские образы – моя давняя мечта. Любовь к творениям этих художников оформилась в твердое решение поставить именно этот балет.
Андрей Петров,
народный артист России,
художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет»

Краткое содержание

Первое действие

1 картина. В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Людмила должна выбрать себе суженого. Появляются женихи: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский хан Ратмир, которого преследует влюбленная Горислава, умоляя отказаться от Людмилы.
Вот и Руслан. Взаимная любовь давно тайно связывает Людмилу и русского витязя. Выбор княжны сделан. Дружина и князь славят молодую чету.
Начинается свадебный обряд. Гром… Молния… Возникает зловещая фигура Черномора. Людмила замирает. Колдун похищает её. Руслан в отчаянии. Светозар обещает отдать Людмилу в жены тому, кто возвратит ему дочь. Соперники покидают Киев.

2 картина. Сказочный лес. Колдунья Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает её, и Наина клянется ему отомстить.
Финн встречает Руслана и в дыме волшебного костра показывает ему Людмилу. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора… Наина подстерегает Фарлафа и обещает Людмилу ему. Наина даёт Фарлафу то, о чём он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сраженный вином и сытным угощением, он засыпает, забыв о Людмиле.

3 картина. Руслан выходит на поле: видны следы кровавой сечи. Сомнения гложут Руслана. «Найду ль Людмилу или паду, как эти безвестные воины?» Перед Русланом – холм, он оживает – это Голова, которая рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы не равны, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте Головы – волшебный меч.

4 картина. Наина колдует, завлекая витязей. Её свита – рой безобразных старух, которые превращаются в прекрасных дев. Лес превращается в чудесный восточный дворец. Наина ждёт свою жертву, готовит для неё отравленный напиток…
Горислава неотступно следует за Ратмиром, но гордый хазарский хан жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему милей и ближе. Ратмир оставляет плачущую подругу и входит во дворец Наины.
Волшебные девы, вино и угощения – вот он уже лишился и щита, и меча, и шлема. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всём на свете.
Во дворце появляются Горислава, Финн и Руслан. Они освобождают Ратмира.

Второе действие

1 картина. Людмила просыпается в замке Черномора. Он, желая добиться любви Людмилы, принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман – перед нею злой карлик. Она запутывает волшебную бороду злодея.
Торжественно выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду.
Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве… Раздаётся звук рога – это Руслан вызывает на бой Черномора. Короткий жестокий бой. Карлик уносит Руслана под облака…

2 картина. Руслан победил, но Людмила не может узнать возлюбленного – она спит колдовским сном.
Ратмир и Горислава приходят на помощь Руслану.

3 картина. Наина торопит трясущегося Фарлафа – его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.

4 картина. Ночь в степи. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомленный, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Он вонзает меч в грудь Руслана и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн с мертвой и живой водой. Раны Руслана заживают.
Герои устремляются в Киев. Наина повержена, её планы разрушены.

5 картина. Фарлаф, похитив Людмилу, привозит её в Киев. Но никто не в силах пробудить её от волшебного сна. Князь оплакивает дочь.
Неожиданно вбегает Руслан. Его любовь пробуждает Людмилу. Трусливый Фарлаф молит о пощаде.
Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну…

Сюжеты о том, как готовилась премьера балета:

  • Первые репетиции балета «Руслан и Людмила» (TV Губерния, передача «Утро вместе»)
  • Экскурсия в закулисье (TV Губерния, передача «Утро вместе»)
  • В Воронежском театре опера и балета премьера балета «Руслан и Людмила» (ГТРК «Воронеж» – Вести-Воронеж)

Пресса о спектакле:

  • Арт-проспект. «Руслан и Людмила». (Программа «Арт-проспект», интернет-телеканал ТВ Губерния)
  • «Руслан и Людмила» на воронежской сцене (Интернет-портал «Музыкальные сезоны»)
  • Хореограф Андрей Петров в Воронеже: «Хорошая литература дает большой простор для фантазии» (Информационное агентство, «Галерея Чижова»)
  • ПОЛЁТ МАСТЕРА. Знаменитый «Руслан и Людмила» в Воронеже (Литературная газета)
  • Воронежский оперный театр представил премьеру балета «Руслан и Людмила» (Медиа-холдинг РИА-Воронеж)
  • В Воронеже премьера балета «Руслан и Людмила» (Интернет-канал «СВИК-ТВ»)
  • Мысли по поводу премьеры балета «Руслан и Людмила» на сцене Воронежского театра оперы и балета (Интернет-журнал «Культура-ВРН»)
  • Спасибо за сказку (Газета «Труд-Черноземье»
    )
  • В столице Черноземья прошла премьера балета «Руслан и Людмила» (Информационное агентство «Галерея Чижова»)
  • Фотоотчёт на интернет-портале «АИФ-Черноземье»
  • «Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней. ..» (Интернет-журнал «Voci dell’ Opera»)
  • Премьера балета «Руслан и Людмила» в Воронеже (Интернет-портал «Ревизор»)

Продолжительность: 2 ч. 30 мин.

Возраст зрителей: 6+

Музыка: Михаил Глинка — Вячеслав Агафонников

Постановщики:

Либретто Андрея Петрова по мотивам поэмы Александра Пушкина и оперы Михаила Глинки

  • Хореограф-постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров (Москва)
  • Дирижёр-постановщик – Андрей Огиевский
  • Дирижёр – лауреат международных конкурсов Станислав Вольский
  • Художник-постановщик – Марина Соколова (Москва)
  • Перенос сценографии – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили
  • Ассистенты хореографа: заслуженная артистка РФ Жанна Богородицкая (Москва), заслуженный артист ВО Александр Литягин
  • Педагоги-репетиторы: заслуженные артисты РФ Людмила Масленникова, Пётр Попов

По Пушкинской карте:

Галерея

Руслан и Людмила

Акт I
При дворе Светозара, князя Киевского, идут торжества по случаю бракосочетания его дочери Людмилы с Русланом, воином. Баян (менестрель) поет об испытаниях, уготованных Руслану, хотя и предсказывает победу истинной любви. С ностальгией Людмила прощается с отчим домом и утешает своих неудачливых женихов, восточного князя Ратмира и варяжского воина Фарлафа. Внезапно все темнеет: когда свет восстанавливается, Людмила исчезает.
Светозар обещает свою руку и полцарства тому, кто ее спасет.

Акт II
В своей пещере Финн, добрый волшебник, открывает Руслану, что похитителем Людмилы является карлик Черномор (чья сила заключается в огромной длинной бороде), и предостерегает Руслана от злой чародейки Наины. Сцена меняется на безлюдное место, где Наина приказывает очень напуганному Фарлафу ждать дома; она поможет ему победить Руслана и обрести Людмилу. Наконец на пустынном поле боя Руслан подтверждает свою решимость, затем побеждает гигантскую голову и выхватывает из-под нее меч; голова объясняет, что он брат Черномора и одна из его жертв, и что магия меча может победить карлика.

Акт III
В заколдованном дворце Наины ее служанки обращают свое очарование на уставшего от пути Ратмира, на горе его рабыни Гориславы, которая любит его.
Появляется Руслан и влюбляется в Гориславу, но вмешивается Финн и разрушает чары соблазна, объединяя Ратмира и Гориславу, и все отправляются спасать Людмилу.

Акт IV
Заключенная в заколдованном саду Черномора, Людмила выражает свое отчаяние и вызов, отвергая уговоры похитителя. При приближении Руслана Черномор околдовывает ее и выходит сражаться с Русланом. Последователи Черномора наблюдают за закулисной схваткой, в которой Руслан хватает Черномора за бороду, а затем отрезает ее. С торжеством он возвращается с ним на сцену, но в отчаянии находит Людмилу в заколдованном сне. Он решает забрать ее обратно в Киев.

Акт V
Ратмир воспевает свою любовь к Гориславе. Фарлаф похищает Людмилу и мчится в Киев.
Тем временем Финн дарит Ратмиру волшебное кольцо, которое разбудит Людмилу. В Киеве Фарлаф не может ее разбудить, но когда Руслан приходит с Ратмиром, он с помощью кольца разрушает чары. Общее ликование.

Владимир Одоевский назвал оперу Руслан и Людмила великолепным цветком, выросшим на русской музыкальной почве. Партитура Глинки обременена музыкальными угощениями, как столы на княжеском пиру в I акте. Воображение композитора, взволнованное гением Пушкина, придумало одну превосходную мелодию за другой, оно создало неведомые доселе аккорды и подсказало исходное решения относительно оркестровки. Полностью компенсируя потери, неизбежно сопровождавшие превращение литературного шедевра в оперное либретто, Глинка создал эпично-волшебную оперу-сказку о бесстрашном Руслане и его верной невесте Людмиле, об испытаниях и искушениях, о битве Света и Тьмы. структура оперы абсолютно монументальна: в крайних действиях — грандиозные массовые сцены Киева, а между ними — музыкальный «роман-путешествие», череда приключений трех претендентов на руку княжеской дочери: могучий русский богатырь, мечтательный хазарский князь и хвастливый варяжский витязь. Глинка с необыкновенной ясностью выписал всех героев, как и цели, к которым вел их трудный путь, будь то пещера волшебника Финна, усыпанное костями поле боя, дворец вероломной Наины или заколдованные сады Черномора. Цветок Глинки должен был оставить после своего цветения многочисленные семена – музыкальные новации и идеи, из которых впоследствии должны были вырасти величайшие произведения русской композиторской школы.

Слова Одоевского о Руслане и Людмиле также можно отнести к этой постановке оперы в Мариинском театре. Бельгиец Тьерри Боске месяцами работал в художественных мастерских театра и лично закупал ткани для костюмов в магазинах по всему миру, пытаясь девяносто лет спустя воссоздать умопомрачительные цвета и орнаменты легендарной постановки 1904 года. Тогда, в столетний юбилей Глинки, проекты Руслан курировали Константин Коровин и Александр Головин. сочный русско-византийский модерн их декораций и сегодня поражает, как в целом, так и в деталях, разглядывание которых доставляет удовольствие само по себе. сцены оперы следуют одна за другой, как страницы какой-нибудь гигантской иллюстрированной книги сказок. танцы заслуживают особого упоминания; они воссоздают еще один юбилейный спектакль, 1917 года, когда Мариинский театр отмечал 75-летие со дня первого спектакля Руслан и Людмила . Он был поставлен с использованием знакомых декораций, но с новыми танцами в постановке Михаила Фокина. Юмор Пушкина, ускользнувший от либреттистов оперы, был восстановлен в танцах и шествиях Фокина, особенно в кульминационном Марше Черномора.

В 2021 году Руслан переведен на новую сцену Мариинского театра; восстановлено его освещение и обновлен актерский состав. Эта постановка – не просто уникальный музейный экспонат, не просто историческая реконструкция, но и живой художественный организм с неуемной энергией и неувядающей красотой. Кристина Батюшина

Руслан и Людмила | Государственный Кремлевский Дворец

Балет в двух действиях

М. Глинка — В. Агафонников

Либретто Андрея Петрова по поэме А. С. Пушкина и опере М. Глинки

Хореография и постановка — Народный артист России, лауреат Московская премия Андрей Петров

Художник-дизайнер Марина Соколова

Балет создан по мотивам поэмы Пушкина и оперы Михаила Глинки, где сказочное волшебство соседствует с реальностью и историей, а вымысел приправлен нежной иронией.

Весомая легкость пушкинской линии обретает монументальность философских образов оперы. «Сказки старины», рассказанные языком классического танца: взаимная любовь Руслана и Людмилы, ее похищение черноморским побережьем, соперничество претенденток на руку и сердце киевской княжны — трусливой Фарлаф и гордой Ратмиры, Черное море и волшебная сила его бороды…

Обман и трусость побеждают справедливость и юную любовь.

Спектакль в сопровождении Симфонического оркестра Радио Орфей (Художественный руководитель и главный дирижер — Сергей Кондрашов)

Действие первое

Сцена 1.

Праздничное волнение в покоях телохранителя Светозара, Великого князя Киевского. Людмила должна выбрать предполагаемого мужа. Затем появляются женихи: Фарлаф, надменный варяжский князь, и Ратмир, мечтательный хазарский князь. Ратмира преследует влюбленная в него Горислава с просьбой бросить Людмилу.

Вот и Руслан. Взаимная любовь имела давние, но до тех пор тайные связи между Людмилой и киевским рыцарем. Но выбор хазарской принцессы сделан. Принц и его вооруженные силы хвалят молодую пару. Свадебная церемония начинается. Затем – гром… Молния…

 

Возникает зловещая фигура злого колдуна Черномора. Людмила замирает. Ее похищает злой колдун. Руслан в отчаянии. Светозар обещает, что Людмила будет женой героя, который вернет ее отцу. Конкуренты уезжают из Киева.

Сцена 2.

Появляется сцена заколдованного леса. Наина преследует Финна со своей любовью. Он отвергает ее. Злая колдунья клянется отомстить. Финн встречает Руслана – Руслан замечает Людмилу в дыму волшебного костра. Он благодарит Финна и отправляется на поиски замка Черномора… Наина выслеживает Фарлафа. Она обещает, что Людмила будет его. Наина дает Фарлафу все, о чем он мечтал: пуховую постель и стол, полный яств. Одурманенный вином и обжорством, он засыпает и забывает о Людмиле.

Сцена 3.

Руслан выходит в поле: видны остатки кровавой бойни. Рыцарь сомневается. «Найду ли я Людмилу или упаду замертво, как эти неизвестные воины?» Перед Русланом есть холм – это Голова. Глава рассыпается на большое количество воинов. Битва жестокая и силы неравны, но Руслан выходит победителем. Воины отвлекаются: Голову заменяет волшебный меч.

Сцена 4.

Наина колдует и пытается заманить рыцарей. Ее сопровождает рой уродливых старух, которые перевоплощаются в красивых девушек. Лес превращается в великолепный восточный дворец. Наина высматривает жертву и готовит Ратмиру отравленный напиток… Горислава настойчиво следует за Ратмиром, но гордый хазарский князь жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему роднее и ближе. Ратмир оставляет свою плачущую подругу и входит во дворец Наины. Волшебницы, вино и яства – и вот Ратмир, потерявший щит, меч и шлем. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всем на свете. Во дворце появляются Горислава, Финн и Руслан. Они освобождают Ратмира.

 

Действие второе

 

Сцена 1.

Людмила просыпается в замке Черномора. Пытаясь заняться любовью с Люд-милой, Черномор превращается в Руслана. Но Людмила чувствует обман – перед ней злой карлик. Людмила запутывает волшебную бороду злодея.

Слуги Черномора торжественно несут карлика и его бороду. Это парад мощи колдуна. Вихрь лезгинки завораживает всех участников. Людмила почти без сознания. Карлик медленно приближается к своей жертве… Раздается звук рога. Именно Руслан вызывает Черномора на бой. Битва короткая и жестокая. Гном уносит Руслана в облака…

Сцена 2.

Руслан победил гнома, но Людмила спит волшебным сном и не узнает своего возлюбленного. На помощь Руслану приходят Ратмир и Горислава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *