Художник рубенс википедия: Питер Пауль Рубенс — биография и картины

Питер Пауль Рубенс — биография и картины

   В блистательной когорте фламандских живописцев Питер Пауль Рубенс занимает главенствующее место. С его творчества начинается необычайный расцвет искусства Нидерландов XVII века, обусловленный возрождением страны после многолетних войн за независимость. Этот расцвет был недолгим, но Рубенс сделал его настоящей эпохой живописи.

   Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.

   Рубенс провёл в Италии 8 лет

, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит. Новшеством была и его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета.

   Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. Он был молод, невероятно талантлив, обладал покоряющим обаянием и настоящей мужской красотой. Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.

   В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.

Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.

   После смерти Изабеллы тяжко страдавший от потери Рубенс даже приостановил свою работу и отдал несколько лет дипломатии. В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.

   Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться, болезнь быстро прогрессирует. Но и тогда природный оптимизм и ощущение полноты жизни не покидают его. 30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.

«Три грации» Рубенса — История одного шедевра

Сюжет

Следуя античным традициям, живописец поместил граций в круг. Богини словно застигнуты в момент веселья, они не позируют. Фигуры их, с одной стороны, полны энергии, жизни, с другой, — расслаблены, в неге. Они олицетворяют гармонию тела и духа, воспевают радость жизни и вечность. Для поддержания этой идеи Рубенс использует в избытке синий цвет, связывая земной мир и небесную высь.

«Три грации» Рубенса. Источник: livingadamis. it

В мифологии Древней Греции хариты (грации — в древнеримской версии) были богинями красоты, изящества, радости. Аглая, Ефросина и Талия прислуживали на пирах, создавали приятную атмосферу и всячески развлекали гостей. Традиционно в искусстве — как в живописи, так и в скульптуре — их изображали обнажёнными или слегка прикрытыми прелестницами, всегда вместе, причем так, чтобы две стояли лицом к зрителю и одна спиной.

Холодное мраморное сияние кожи говорит о том, что Рубенс писал граций под впечатлением от античных скульптур. Моделью для одной из богинь была вторая жена художника Елена Фоурмен. До смерти художника в 1640-м картина находилась у него дома. Затем вдова решила уничтожить все полотна, на которых она присутствовала в обнажённом виде. Наследие гения спас испанский король Филипп IV, который выкупил многое и перевёз в Испанию.

«Три грации» Рафаэля. Источник: wikimedia.org

Судьба художника

В мировой истории нет, пожалуй, другого художника, который был бы так же богат, как Рубенс. Он смог добиться такой высокой популярности, что не справлялся с заказами. Поэтому он был вынужден содержать огромную мастерскую, где работали не простые живописные рабы, если так можно выразиться, а настоящие мастера, почитавшие за честь быть учениками Рубенса.

Сам художник успел написать около 600 полотен, но за его подписью известно около 3000 картин. Большая часть из них — плод коллективного труда учеников, работавших в мастерской, которая занимала половину его огромного дома в Антверпене. Начиная новый заказ, художник делал эскизы, затем отдавал картину подмастерьям, чтобы те написали фрукты, собак, интерьеры и проч. Лица Рубенс почти всегда писал сам, и обязательно дорабатывал картину перед её выходом из мастерской.

Дом Рубенса в Антверпене. Половину занимала мастерская. (wikipedia.org)

Мать прочила Питеру Паулю Рубенсу карьеру серьёзного чиновника в магистрате. Чтобы привить ему изысканные манеры, она отдала его в пажи к графине де Лален. Опыт, полученный при дворе, позднее сыграет на руку Рубенсу: он будет известен своей крайней любезностью, обходительностью, дипломатичностью. Однако в 15 лет юноша заявил о желании стать художником. И хотя это было уже поздновато для начала нового образования, мать поддержала его и отправила на учёбу в Рим. Оказавшись в Италии, Рубенс сразу же поставил целью «встроиться» в местную богему. В Венеции он познакомился с герцогом Мантуи Винченцо I Гонзагой — одним из важнейших меценатов своего времени. Последний, оценив не только талант молодого дарования, но также его манеры и энциклопедические знания, пригласил Питера Пауля на службу, обеспечив тем самым покровительство, жалование и положение.

Рубенс постоянно носил с собой блокнот и в любой момент был готов начать работать. Он мог рисовать даже в седле. По поручению Гонзаги он объездил всю Италию, чтобы сделать копии всех существовавших в то время шедевров, а также отобрать работы современников для покупки. Такая служба была лучше любого образования, ведь приобщаясь к искусству великих, Рубенс мог многое перенять у них. Он и сам признавал, что взял немало у Микеланджело, Тициана, Эль Греко. Виртуозность же Рубенса проявлялась в том, как он работал с цветом, особенно при передаче оттенков кожи. Говорили, что художник добавлял кровь в свои краски, чтобы придать им жизненность.

Болезнь и смерть матери вынудили его вернуться на родину, где он и остался при дворе герцога Альбрехта, несмотря на желание вновь поехать в Рим. Оставшись дома, Рубенс сумел договориться о получении помимо основного жалования ещё и гонорара за каждую картину, а также о жизни не в Брюсселе, где находился двор, а в родном Антверпене.

Автопортрет Рубенса с Еленой Фоурмен и их ребенком. (wikipedia.

org)

Художник королей и король художников, Рубенс считал себя мастером большой формы, монументалистом. Мифологические и исторические сюжеты, пейзажи составляли его основной интерес, Он любил работать быстро, размашисто. Кропотливое выписывание деталей изнуряло его — даже портреты он не любил писать, хотя как придворный художник был обязан это делать.

Будучи по природе натурой страстной, любвеобильной, на людях он оставался сдержанным, скрывал подробности личной жизни. Кончину первой жены Изабеллы Брант он болезненно переживал и довольно долго не решался на второй брак. Только в 53 года он выбрал себе в жены 16-летнюю Елену Фоурмен (которая, кстати, приходилась ему родственницей — она была племянницей первой супруги). Она стала его музой, светочем.

Последние годы жизни Рубенс страдал подагрой, руки отказывались служить ему — отнималась то одна, то вторая. Это вынуждало его перейти от создания монументальных работ к камерным.

После кончины художника, чьё сердце не выдержало очередного приступа паралича, наследники принялись делить внушительное наследство. На это им потребовалось несколько лет.


Сборник: Барокко

Стиль барокко, зародившийся в конце XVI века, характеризовался динамизмом композиций, стремлением к пышности форм и богатым орнаментальным декором.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Барокко

Барокко

Проверь свои знания об эпохе!

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XXI вв.

Смольный собор — образец архитектуры барокко

Смольный собор — образец архитектуры барокко

Самый главный долгострой Петербурга – Смольный собор. На протяжении 87 лет велись работы над храмом. То не хватало денег, то менялся архитектор.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

«Три грации» Рубенса

«Три грации» Рубенса

«Три грации» — одна из последних работ Рубенса, написанная в 1635 году, хотя над этой темой он думал с 1620 года и не раз делал эскизы.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

«Успение Девы Марии» Караваджо

«Успение Девы Марии» Караваджо

На полотне изображена скончавшаяся Дева Мария. События эти не описываются в Библии, но о них известно из Предания церкви.

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Суд Париса» Рубенса

«Суд Париса» Рубенса

Невинный, казалось бы, выбор Париса предопределил судьбу Трои. Рубенс изобразил сцену, где сын Приама выбирает прекраснейшую богиню. Кем был бы ты на полотне?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Роскошь и блеск эпохи барокко

Роскошь и блеск эпохи барокко

Барокко, эта странная, причудливая, полная намеков эпоха, в своем триумфальном шествии по миру не обошла вниманием ни один вид искусства.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Барокко

Проверь свои знания об эпохе!

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XXI вв.

Смольный собор — образец архитектуры барокко

Самый главный долгострой Петербурга – Смольный собор. На протяжении 87 лет велись работы над храмом. То не хватало денег, то менялся архитектор.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

«Три грации» Рубенса

«Три грации» — одна из последних работ Рубенса, написанная в 1635 году, хотя над этой темой он думал с 1620 года и не раз делал эскизы.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

«Успение Девы Марии» Караваджо

На полотне изображена скончавшаяся Дева Мария. События эти не описываются в Библии, но о них известно из Предания церкви.

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Суд Париса» Рубенса

Невинный, казалось бы, выбор Париса предопределил судьбу Трои. Рубенс изобразил сцену, где сын Приама выбирает прекраснейшую богиню. Кем был бы ты на полотне?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Роскошь и блеск эпохи барокко

Барокко, эта странная, причудливая, полная намеков эпоха, в своем триумфальном шествии по миру не обошла вниманием ни один вид искусства.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Тесты
  • Европа
  • XX век

«Собачье сердце»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Совершенно никакой адвокат»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы победил Бухарин

  • Статьи
  • Африка
  • I век до н. э.

Плод любви Цезаря и Клеопатры

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Звезда и смерть Георгия Гапона

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Детство Юрия Гагарина в оккупации

  • Статьи
  • Азия
  • XIII век

Батый: три жизни великодушного хана

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Почему погиб «Титаник»?

  • Статьи
  • Азия
  • XIX-XX вв.

Израиль: рождение еврейского государства

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Джон Диллинджер: враг общества №1

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Покушения на Александра II

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

«Собачье сердце»

  • Статьи
  • Азия
  • III-XIV вв.

Манихейство: религия, не признанная ни одним государством

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Особое мнение Александра Керенского

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Сапог Петра Великого

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Тесты
  • 👀 120337
«Собачье сердце»
  • 📚 Статьи
  • 👀 99517
«Совершенно никакой адвокат»
  • 📚 Статьи
  • 👀 79640
Что, если бы победил Бухарин
  • 📚 Статьи
  • 👀 56048
Плод любви Цезаря и Клеопатры
  • 📚 Статьи
  • 👀 44452
Звезда и смерть Георгия Гапона
  • 📚 Статьи
  • 👀 42377
Детство Юрия Гагарина в оккупации
  • 📚 Статьи
  • 👀 39051
Батый: три жизни великодушного хана
  • 📚 Статьи
  • 👀 35189
Почему погиб «Титаник»?
  • 📚 Статьи
  • 👀 34984
Израиль: рождение еврейского государства
  • 📚 Статьи
  • 👀 32437
Джон Диллинджер: враг общества №1
  • 📚 Статьи
  • 👀 694488
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 637952
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 512923
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 190946
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 159953
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 121949
Покушения на Александра II
  • 📚 Тесты
  • 👀 120337
«Собачье сердце»
  • 📚 Статьи
  • 👀 115092
Манихейство: религия, не признанная ни одним государством
  • 📚 Статьи
  • 👀 114064
Особое мнение Александра Керенского
  • 📚 Статьи
  • 👀 102879
Сапог Петра Великого

Питер Пауль Рубенс: биография и 100 картин


Питер Пауль Рубенс был художником фламандского происхождения, который сделал себе имя не только в мире искусства, но и благодаря своему дипломатическому правлению. Большая часть его работ была посвящена религиозным деятелям, а также дипломатическим деятелям того времени, и он был известен стилем барокко и смелым европейским стилем живописи, вокруг которого сформировалось большинство его работ. Хотя он прожил короткую жизнь, к моменту своей смерти он накопил много достижений. В Помимо того, что он был одним из самых талантливых художников в Европе, чьи работы в то время продавались лучше других художников, он также был посвящен в рыцари, нанимался для различных комиссий для дипломатических деятелей, а также для церковных произведений и даже после его смерти его слава в мире искусства продолжала расти. Рубенс также был хорошо известен движением барокко, которое подчеркивало движение, смелый выбор цвета и чувственность в работах.

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года, во время Золотого века Голландской республики, примерно охватывающего 17 век, который был почти чудесным периодом, когда республика занимала доминирующее положение в торговле, финансах, наука и искусство. После того, как объединенные семь провинций добились независимости от короля Испании Филиппа II после Тридцатилетней войны, Голландская республика стала самой процветающей страной в Европе, плавильным котлом инноваций. и влияние. Из этой среды вышли трое самых почитаемых художников в истории искусства: Рубенс, Рембрандт и Иоганн Вермеер.

Питер Пауль Рубенс был основателем этого золотого века, преобразив облик Контрреформации, а также стиль европейской живописи в целом. Рубенс много путешествовал, ловко сочетая серьезность итальянской Работа эпохи Возрождения и северное пристрастие к натурализму. С 1600 по 1608 год Рубенс сделал Италию своим домом, где находился на службе у герцога Мантуи. Находясь в Италии, он закончил большую часть своих работ и многие из своих исследований. В течение своей карьеры Рубенс находился под влиянием великих произведений Караваджо, Тициана, а также Леонардо да Винчи. Рафаэль и Микеланджело. Он вернулся в Антверпен в 1608 году, где стал придворным художником испанских губернаторов Фландрии; впоследствии, он также стал придворным художником Карла I и Марии Медичи во Франции. Рубенс даже был посвящен в рыцари Карлом I за его исключительный талант и дипломатическое понимание того времени.

В течение следующих тридцати лет его карьеры было поставлено много известных и влиятельных произведений того времени. Некоторые из наиболее заметных и известных включают: Воздвижение Креста (1610 г.) и Похищение дочерей Левкиппа (1617 г.). Помимо ухаживаний за религиозными произведениями и алтарными предметами, Рубенс также пользовался большим спросом за свои ухаживания. и творения некоторых из самых известных дипломатических деятелей того времени. Причиной этого была аллегорическая связь и мифологические связи, которые он установил между этими дипломатическими фигурами, богами и богинями. Этот Это было сделано для того, чтобы сопоставить высокое положение этих лидеров и их власть над странами, которыми они правили.

Некоторые из самых известных произведений Питера Пауля Рубенса были религиозными и охотничьими произведениями, а пейзажи также были одними из его самых популярных работ. Но Рубенс был также хорошо известен (возможно, наиболее известен) своими обнаженными изображениями, которые он рисовал. женщин и сладострастные фигуры, которые он изображал в созданных им образах этих женщин. Он любил изображать женщин, у которых «мясо было на костях», а также женщин средних лет, которые в то время были нормальной частью общества.

Из-за того, что он был так хорошо известен своими алтарными образами и дипломатическими деятелями, у Рубенса было больше запросов на завершение работ, чем у него было время работать с теми, кто хотел поручить ему работы, которые он мог создать. Некоторые из дополнительных важных фигур, которые он создал, которые были заказаны произведениям искусства, включают: «Охота на бегемота и крокодила» в 1616 году, «Мир и война» в 1629 году, «Последствия войны 1638 года» и «Суд Париса» 1639 года. Каждая из этих работ основана на его любви к стилю барокко и европейской смелости. цветовые палитры, которые были замечены на протяжении большей части его карьеры, и произведения, которые он создал за время своей обширной карьеры.

Мало того, что Рубенс был одним из самых известных художников своего времени, он также был хорошо известен своими достижениями помимо произведений искусства, которые он создал в течение своей карьеры. В частности, тот факт, что он создал одна из самых известных студий Антверпена того времени; Мало того, что эта студия создала одни из лучших произведений искусства при его жизни, он также представил миру много новых и талантливых художников, которые работали на Рубенс в своей мастерской.

После того, как Карл I посвятил его в рыцари, Рубенс также был очень доверенным советником в Испании и Нидерландах во время двенадцатилетней войны между двумя странами. На самом деле ему поручили вести переговоры во Франции и в Англии, от имени испанских Нидерландов. Он очень сблизился с Изабеллой, и в 1624 году племянник Изабеллы Филипп IV пожаловал ему патентное дворянство. Его способность общаться со всеми сторонами и обсуждать текущие дела, сделали его доверенным лицом того времени, дипломатами и странами, которые не могли решить определенные вопросы через своих дипломатических лидеров того времени.

Помимо того, что он был одним из самых известных художников своего времени и производил работы в большей части Европы, он также был хорошо образованным коллекционером произведений искусства, которому нравились работы других ведущих художников того времени. Из-за того, что что у него были связи с таким количеством политических деятелей того времени, что у него не было особых проблем с продажей своих произведений искусства; на самом деле, большинство работ, которые он продал, были очень дорогими для того времени, что в конечном итоге привело к его богатству и репутацию художника того времени.

Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн — два самых почитаемых художника Северной Европы; каждый из них оказал огромное влияние на искусство своего времени и последующих поколений. Рубенс был гуманистом и ученым с классическим образованием. Стиль Рубенса сочетал в себе знание искусства эпохи Возрождения с пышной кистью и живым реализмом. Он создал одни из самых известных произведений своего времени и был сторонником стиль барокко, и он был хорошо известен как доверенный придворный художник, связанный с несколькими дипломатическими деятелями того времени. Нет ни одного художника любой эпохи, чувствующего телесность и чувственность краски, на которого не повлияло бы Рубенса в той или иной степени. Эжен Делакруа, Эдуард Мане, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Эдгар Дега, и это лишь некоторые из них, испытали сильное влияние Питера Пауля Рубенса. Хотя большая часть его успеха пришла после его смерти, Рубенс был известным художником своего времени. И хотя он наиболее известен своими религиозными деятелями и придворной живописью, у него также было много других достижений за пределами мира искусства. От его таланта в переговорах с разными правителей и дипломатов того времени, его связям с дворянством и самыми элитными людьми того времени, Рубенс — один из самых известных и очень влиятельных художников в истории Фландрии.

Питер Пауль Рубенс | Биография, искусство, картины, стиль и факты

Питер Пауль Рубенс: автопортрет

Смотреть все медиа

Дата рождения:
28 июня 1577 г. Зиген Германия
Умер:
30 мая 1640 г. (62 года) Антверпен Бельгия
Механизм/стиль:
Искусство и архитектура барокко Фламандское искусство Стюарт стиль

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известен Питер Пауль Рубенс?

Питер Пауль Рубенс известен своими изобретательными и динамичными картинами на религиозные и мифологические сюжеты, хотя он также писал портреты и пейзажи. Он считается одним из величайших художников периода барокко 17 века.

Кто повлиял на Питера Пауля Рубенса?

Питера Пауля Рубенса учили Тобиас Верхахт и Отто ван Вин. Во время поездки в Италию в 1600 году он учился у картин Тициана, Тинторетто и Паоло Веронезе в Венеции. Когда в следующем году он прибыл в Рим, на него повлияли барочные картины Аннибале Каррачи и Караваджо.

Питер Пауль Рубенс (родился 28 июня 1577 года, Зиген, Нассау, Вестфалия [Германия] — умер 30 мая 1640 года, Антверпен, Испанские Нидерланды [сейчас в Бельгии]), фламандский художник, величайший представитель барокко динамичность, жизненная сила и чувственное изобилие живописи. Хотя его шедевры включают портреты и пейзажи, Рубенс, пожалуй, наиболее известен своими религиозными и мифологическими композициями. В качестве импресарио обширных декоративных программ он руководил самой известной студией художника в Европе. Его изобретательность сочеталась с необычайной энергией и универсальностью.

Образование и начало карьеры

Рубенс родился в немецком городке Зигене в Вестфалии. Его отец, Ян Рубенс, юрист и олдермен Антверпена, бежал из испанских Нидерландов (современная Бельгия) в 1568 году вместе со своей женой Марией Пипелинкс и четырьмя детьми, спасаясь от религиозных преследований за свои кальвинистские убеждения. После смерти Яна в 1587 году семья вернулась в Антверпен, где юный Петр Павел, воспитанный в католической вере своей матери, получил классическое образование. Его художественное образование началось в 159 г.1 с его ученичеством у Тобиаса Верхахта, родственника и художника-пейзажиста скромного таланта. Год спустя он перешел в студию Адама ван Ноорта, где оставался в течение четырех лет, пока не поступил в ученики к ведущему художнику Антверпена Отто ван Вину, декану гильдии художников Святого Луки. Ван Вин наделил Рубенса живым чувством живописи как возвышенной гуманистической профессии.

Большинство юношеских работ Рубенса исчезли или остались неопознанными. Портрет молодого человека (1597 г.) — его самая ранняя датированная работа. В 1598 году Рубенса приняли в гильдию художников Антверпена. Вероятно, он продолжал работать в мастерской ван Вин, прежде чем отправиться в путешествие по Италии в мае 1600 года. В Венеции он впитал яркость и драматическую выразительность ренессансных шедевров Тициана, Тинторетто и Веронезе. Нанятый Винченцо I Гонзагой, герцогом Мантуи, Рубенс отправился в Мантую, где его главными обязанностями было изготовление копий картин эпохи Возрождения, в основном портретов придворных красавиц. В октябре 1600 года Рубенс сопровождал герцога во Флоренцию, чтобы присутствовать на свадьбе по доверенности невестки Гонзаги, Марии Медичи, с королем Франции Генрихом IV, сцену, которую Рубенс должен был воссоздать четверть века спустя для королевы. . К концу первого года он путешествовал по Италии с альбомом для рисования в руках. Копии, которые он сделал с картин эпохи Возрождения, предлагают богатый обзор достижений итальянского искусства 16-го века.

В августе 1601 года Рубенс прибыл в Рим. Там новый стиль барокко, провозглашенный Аннибале Карраччи и Караваджо, — смелый натурализм в сочетании с возрождением героически идеализированных форм Микеланджело и Рафаэля — был быстро ассимилирован Рубенсом. Его первым крупным римским заказом были три большие картины (1601–02) для часовни склепа Святой Елены в базилике Санта-Кроче. В 1603 году Гонзага отправил его с первым дипломатическим заданием в Испанию, чтобы передать партию картин королю Филиппу III. Для премьер-министра Филиппа, герцога Лерма, Рубенс написал свой первый большой конный портрет (1603 г.), в котором венецианская традиция Тициана и Тинторетто сделала гигантский шаг вперед в передаче физической силы и психологического противостояния.

Викторина «Британника»

Назовите этого художника!

В конце 1605 года Рубенс совершил вторую поездку в Рим. Вместе со своим братом Филиппом он интенсивно изучал древнее искусство и филологию и начал собирать значительную коллекцию римской скульптуры, рельефов, портретных бюстов и древних монет. В 1606 году он получил свой коронный заказ в Риме: роспись над главным алтарем Кьеза Нуова (церковь Санта-Мария-ин-Валличелла), чью драгоценную икону Рубенс увековечил в апофеозе, поднятом сонмом путти, — типично барочное тщеславие, которое позже был адаптирован в скульптуре Джан Лоренцо Бернини.

Возвращение в Антверпен

В октябре 1608 года, получив известие о тяжелой болезни матери, Рубенс поспешил домой в Антверпен, но слишком поздно. Тем не менее, несмотря на его личную потерю, в остальном его прибытие было своевременным. Его брат Филипп был назначен секретарем Антверпена. Что еще более важно, переговоры о Двенадцатилетнем перемирии (1609–1621 гг.) заключались между голландскими сепаратистами и Испанией, что повысило перспективы мира и экономического восстановления для истерзанной войной Фландрии. Рубенсу было поручено написать для ратуши Антверпена праздничную девятку.0076 Поклонение волхвов (1609 г.), который быстро завоевал известность на родине. Хотя он все еще тосковал по Италии, испанские Габсбурги, регенты Фландрии, эрцгерцог Альберт и эрцгерцогиня Изабелла, сделали ему слишком хорошее предложение, чтобы отказаться. Как их новый придворный художник, Рубенс был освобожден от всех налогов, ограничений гильдии и официальных обязанностей в Брюсселе. Он мог бы остаться в Антверпене и организовать собственную студию. В октябре 1609 года Рубенс женился на 19-летней Изабелле Брант и отпраздновал их счастливый союз в свои 9 лет.0076 Рубенс и Изабелла Брант в der Geißblattlaube (1609/10; «Рубенс и Изабелла Брант в жимолостной беседке»). В 1610 году Рубенс купил великолепный таунхаус, к которому пристроил роскошную студию, классический портик и садовый павильон — итальянскую виллу, перенесенную в Антверпен.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Двенадцатилетнее перемирие привело к капитальному ремонту фламандских церквей. Первый из двух великих антверпенских триптихов Рубенса, «Воздвижение Креста» (1609–1610 гг.) соединило итальянские размышления Тинторетто и Караваджо с фламандским реализмом в героическом утверждении искупительного страдания. Его второй триптих для собора Антверпена, «Снятие с креста » (1611–1614 гг.), более классический и сдержанный по своему сюжету. Эта работа отразила активное обновление Рубенсом ранней нидерландской традиции Яна ван Эйка, Ганса Мемлинга и Рогира ван дер Вейдена. Широкую известность ему обеспечила публикация гравюры; среди его будущих поклонников был молодой Рембрандт.

Десятилетие с 1610 по 1620 год ознаменовалось огромным производством запрестольных образов для римско-католических церквей — мощных, эмоциональных изображений Христа, Девы Марии и святых — поскольку Рубенс стал главным художественным сторонником духовности Контрреформации в Северной Европе. Среди его наиболее важных религиозных композиций этого периода — Страшный суд (ок. 1616 г.) и Христос на кресте (также называемый Le Coup de Lance , 1620). Однако в это же десятилетие Рубенс создал множество картин на светские темы — мифологические, исторические и аллегорические сюжеты, сцены охоты и портреты. Среди лучших его мифологических картин — Изнасилование дочерей Левкиппа (ок. 1617–1618), а Jagd auf Nilpferd und Krokodil («Охота на гиппопотама и крокодила»; ок. 1616) типичны для его видения охоты на диких животных.

Рубенс смог поддерживать эту огромную производительность благодаря своей большой мастерской помощников, учеников, сотрудников и граверов. Крупная картина часто начиналась как modello , т. е. масляный набросок, написанный Рубенсом на небольшой панели, после чего он делал подготовительные рисунки отдельных фигур в композиции. Выполнение полномасштабной работы часто поручали ассистентам, хотя Рубенс обычно закрашивал ключевые участки и тщательно ретушировал готовую картину. Многие картины Рубенса затем были воспроизведены в гравюрах, обеспечив тем самым широкое распространение его композиций по всей Европе.

Самым талантливым помощником Рубенса был молодой Антонис ван Дейк, на 22 года моложе его, который прибыл в его мастерскую в качестве подмастерья около 1616 года и пробыл там четыре года. Настоящий вундеркинд, ван Дейк быстро усвоил крепкий стиль Рубенса — его мускулистое, грациозное телосложение и чувственную игру света и цвета — и точно подражал ему под наблюдением мастера. Совместные работы Рубенса с такими специалистами, как художник-анималист Франс Снейдерс и художник-пейзажист Ян Брейгель, отмечают зенит художественного сотрудничества в стиле барокко. При этом его Четыре реки рая (ок. 1615 г.), Охота на львов (1621 г.), Пейзаж с каменными перевозчиками (конец 1610-х гг. – ок. 1620 г.) и многие зарисовки с натуры раскрывают его собственную универсальность в специализированных областях пейзажная и анималистическая живопись.

В 1616 году Рубенс получил свой первый заказ на гобелен, серию, изображающую жизнь легендарного римского консула Деция Муса. Для каждой сцены он рисовал модели , , которые его помощники затем увеличивали до полномасштабного холста, изображения которого затем дублировались ткачами на гобелене. От сэра Дадли Карлтона, английского посла в Гааге, Рубенс приобрел в 1618 году обширную коллекцию античных скульптур. Его интерес к скульптуре не ограничивался коллекционированием. Он разработал монументальную скульптуру для фасада и интерьера великолепной новой иезуитской церкви (ныне Св. Чарльза Борромео) в Антверпене, которая была освящена в 1621 году. Он также внес свой вклад в архитектурный проект церкви. Его главный алтарь, в котором хранились его два взаимозаменяемых алтаря, посвященных святым Игнатию и Франциску Ксаверию (1617–1618), был увенчан полукуполом и освещен окулусом, напоминающим собственный недавно завершенный «пантеон» Рубенса для скульптуры в его доме. В 1620 году Рубенс заказал 39потолочные росписи для иезуитской церкви, которые должны быть выполнены ван Дейком и другими помощниками после его масляных набросков, раскрывающих «огромную скорость и безумие его кисти». Эти картины, законченные в течение года, оправдывали заявление Рубенса о том, что «по природному инстинкту они лучше подходят для выполнения очень больших работ, чем для небольших диковин».

В 1621 году, после истечения Двенадцатилетнего перемирия и смерти эрцгерцога Альберта, овдовевшая инфанта Изабелла наняла Рубенса в качестве своего доверенного агента в дипломатических поисках Испании мира между Фландрией, контролируемой Габсбургами, и независимой Голландской республикой на севере. . (Однако война между голландцами-протестантами и фламандцами-католиками возобновилась и, к сожалению, продолжалась до конца жизни Рубенса.) свободно среди королевских дворов для тайных встреч с государями и их министрами, которые обсуждали государственные дела, сидя за портретами.

В 1622 году королева-мать Франции Мария Медичи пригласила Рубенса в Париж для украшения одной из двух главных галерей недавно построенного Люксембургского дворца. Вдова Генриха IV стремилась на 21 огромном холсте (1622–1625 гг.) Прославить свою жизнь и свое регентство во Франции в эпической моде. Сорванная карьера Мари потребовала беспрецедентного проявления поэтической вольности, но, используя свои энциклопедические познания в классической мифологии и аллегории, Рубенс поднял ее жизнь на мифический уровень, на котором смертные свободно смешиваются с олимпийскими богами. В то же время он разработал для Людовика XIII цикл гобеленов о жизни императора Константина (1622–25). Во время брака по доверенности в 1625 году в Париже сестры короля Людовика, Генриетты Марии, с королем Англии Карлом I Рубенс познакомился с герцогом Бекингемом, который поручил Рубенсу написать свой конный портрет (1625; уничтожен), воплощение Высокого Барочная пышность в этом жанре.

Рубенс жаловался, что он «самый занятый и беспокойный человек в мире», но продолжал принимать важные церковные заказы. Его Поклонение волхвов (1624) для аббатства Святого Михаила увенчалось тремя монументальными скульптурами его собственного дизайна. Для главного алтаря антверпенского собора он обрамил свой Успение Богородицы (1624–1627) мраморным портиком, в котором характерно барочное взаимодействие живописи и скульптуры, духовно «заряжающее» окружающее пространство.

Рубенс не пренебрегал и частными покровителями. В 1620-х годах он мастерски выполнил портреты своего врача и друга Людовика Нонния (ок. 1627 г.), своей будущей невестки Сюзанны Фурман ( Le Chapeau de Paille , ок. 1622–1625) и своих сыновей Альберта. и Николаас (ок. 1624–1625). Его Пейзаж с Филемоном и Бавкидой (ок. 1625 г.) раскрывает в поэтическом ключе его героический и катастрофический взгляд на природу. В 1625 году инфанта Изабелла заказала Рубенсу обширный цикл гобеленов, Торжество Евхаристии (1625–27). Для этих 20 отдельных драпировок, которые составляют его самую сложную и сложную программу религиозного искусства, Рубенс изобрел двухуровневую архитектурную структуру с гобеленами внутри гобеленов, беспрецедентное проявление барочного иллюзионизма.

В 1626 году семейное счастье Рубенса было разрушено смертью его жены Изабеллы. Вскоре он отправился в дипломатическую одиссею в поисках мира между Англией и Испанией в качестве первого шага к переговорам об урегулировании с Голландской республикой, которая была союзницей Англии. Герцог Бекингемский, фаворит короля Англии Карла, вел переговоры о покупке всей коллекции древностей Рубенса. В ходе их встреч Рубенс пытался убедить скептически настроенного Бекингема, что Англия должна прекратить поддерживать голландцев в их борьбе против испанского владычества во Фландрии. Первоначально испанский король Филипп IV был ошеломлен тем, что такая дипломатия была доверена простому художнику. Но в августе 1628 года Рубенс уехал к испанскому двору в Мадрид по пути в Англию.

В течение семи месяцев, проведенных в Мадриде, Рубенс не только умолял о заключении мирного договора с Англией, но и проводил время в королевской художественной галерее, рисуя копии шедевров Тициана, к чьему стилю он теперь полностью приспособился, исследуя беглую манеру письма великого венецианца. , яркие цвета и яркое моделирование. Через его плечо заглядывал молодой придворный художник Филиппа IV Диего Веласкес. К апрелю 1629 года Англия была готова к переговорам, и Карл I напрямую послал за Рубенсом, что свидетельствовало о его стремлении встретиться с человеком, пользующимся международной репутацией интеллектуала и художественного гения. Филипп IV дал Рубенсу титул «секретаря королевского тайного совета Нидерландов», чтобы поднять положение своего живописца-посланника при иностранном дворе.

В Лондоне Рубенс столкнулся с лабиринтом фракций и интриг, через которые ему пришлось вести переговоры. Тем не менее он победил, и именно ему можно приписать мирный договор 1630 года между Англией и Испанией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *