Художественный текст пушкина: Учимся читать и понимать художественный текст. А.С.Пушкин «Узник». ( с презентацией)

Содержание

Учимся читать и понимать художественный текст. А.С.Пушкин «Узник». ( с презентацией)

Галактионова Марина Владимировна

МОБУ СОШ № 5 МР Мелеузовский район РБ

Конспект урока литературы в 5 классе с презентацией.

Тема Учимся читать и понимать художественный текст. А.С.Пушкин «Узник». Прогноз – установка – диалог с текстом.

Цель

Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Задачи

1.Образовательная:

— знать текст стихотворения «Узник», модель работы с художественным текстом, роль прогноза и установки;

— уметь выразительно читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, находить средства художественной изобразительности.

2.Развивающая:

— обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение выразительными свойствами языка;

— развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитательная:

— воспитание гражданской позиции;

— формирование гуманных отношений.

Тип урока

Урок формирования знаний, умений, навыков. Практикум.

Методы

Репродуктивный, проблемный, эвристический.

Организационные формы обучения

Фронтальная, индивидуальная.

Структура урока

Линейная.

Технологии

Социоигровая технология В.Букатова, модель работы читателя с текстом Г.Граник.

Средства обучения

1.Раздаточный материал

Ксерокопии стихотворения Пушкина «Узник».

2.Дидактический материал

Опорная схема «Модель работы читателя с текстом».

3.Наглядный материал

Опоры на листах «Тропы», «Установка», «Прогноз», «Модель работы читателя с текстом», «Рифмы», «Метры».

4.Вспомогательный материал

Ксерокопии стихотворений Кушнера и Бунина для учителя.

5.Мультимедийная презентация..

Оформление доски

Учимся читать и понимать художественный текст.

Прогноз – установка – диалог с текстом.

А.С.Пушкин «Узник».

Читается трояким образом: первое — читать и не понимать; второе — читать и понимать; третье — читать и понимать даже то, что не написано.

( Я.Княжнин)

узник

темница

неволя

орёл

молвить

вольные

Подготовка к уроку

1.Задание для класса

Повторить Р.С.(речевую ситуацию), художественный стиль, текст, тему, основную мысль, тропы.

2.Индивидуальное задание (2 чел.)

Работа с толковым словарём: темница, неволя, орёл, молвить, вольные, узник.

Ход урока

Мотивация познавательной активности

Начнём урок с игры «Угадай!».

Угадайте название стихотворения И.Бунина.

Чтение учителя.

«Собака»

Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей

Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,

На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих – и думаешь… Мы сами

Томим себя – тоской иных полей,

Иных пустынь… за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студёной дикой стороне.

Но я всегда делю с тобою думы:

Я человек: как бог, я обречён

Познать тоску всех стран и всех времён

Почему вы так думаете?

А теперь угадайте последнюю строчку стихотворения А.Кушнера.

Чтение учителя.

Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

Хорошо иметь щенка,

Отпускать без поводка,

Размахнуться, бросить палку —

Принесёт издалека.

Хорошо иметь кота,

Не наскучит никогда,

Он пушистый, полосатый

От макушки до хвоста.

Хорошо иметь слона!

Жаль, что комната тесна.

Почему вы так думаете?

Целеполагание

Как видите, не случайно задача нашего урока – продолжать учиться читать и понимать художественный текст. Мы используем «Модель работы читателя с текстом», узнаём, что такое прогноз и установка.

Актуализация знаний, умений, навыков.

1.У доски

Один ученик записывает речевую ситуацию художественного стиля.

2.Опрос

Что такое текст?

Дайте определение темы текста.

Дайте определение основной мысли текста.

В чём отличие художественного текста от любого другого? (цель-воздействие, создание словами картины).

Какие языковые средства используются в художественном тексте? (слова в переносном значении, тропы, эмоционально-оценочная лексика).

Назовите известные вам тропы (сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, гипербола).

3.Проверка задания у доски

Р.С.

1-много о/о воздействие

4.Практическая работа

Найдите в художественных текстах тропы, определите их вид.

а) Рыжий пух, как ржавчина, пробился на щеках. (сравнение)

б) Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. (олицетворение, эпитет)

в) Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит. (эпитет, олицетворение)

г) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головёнке. (гипербола, эпитет)

д) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. (метафора, эпитет)

5 Анализ эпиграфа.

Что значит понимать текст?

Объясните смысл фразы русского драматурга 18 века Княжнина.

Читается трояким образом: первое — читать и не понимать; второе — читать и понимать; третье — читать и понимать даже то, что не написано.

Формирование новых понятий

1.Воспроизведение опорных знаний

Давайте вспомним «Модель работы читателя с текстом».

Модель работы читателя с текстом

1.До чтения

Автор, заголовок, эпиграф.

Прогноз.

2.По ходу чтения

Диалог с текстом. Установка гибкая или негибкая. Выяснить значение непонятных слов и выражений.

3.После прочтения

Выделить главную мысль текста

Что происходит на 1 этапе работы с книгой? (до чтения)

Что читатель делает на 2 этапе работы с книгой? (по ходу чтения)

Что происходит на 3 этапе? (после чтения)

2.Введение новых знаний

Что помогает читателю понять текст?

Умение прогнозировать. Прогноз — это ожидание того, что человек предсказал.

Например, зная автора книги и её название, мы можем предсказать, о чём будет текст.

Второе умение — умение менять установку. Установка — это настрой человека на что-то определённое. Установка рождается в результате прогноза. Например, стихотворение называется «Собака». Ваш прогноз: о чём это произведение?

И во время чтения текста у нас будет установка именно на такое понимание. Установка может быть гибкой и негибкой. Гибкая установка может меняться, если в тексте возникает новая информация. А негибкая установка не видит в тексте ничего нового, читатель с негибкой установкой упёртый, неинтересный. Читатель понимает текст, когда у него гибкая установка. Негибкая установка мешает пониманию текста.

Формирование умений, навыков

Практическая работа

До чтения

Стихотворение А.Пушкина называется «Узник».

Ваш прогноз. О чём это произведение?

По ходу чтения

1. Чтение про себя.

Ксерокопии раздаются.

«Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Что непонятно?

Ваш прогноз подтвердился?

2.Словарная работа.

Наши лингвисты работали с толковым словарём. Послушаем их.

Узник — человек, который находится в заключении.

Темница — помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.

Неволя — 1. отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.

Орёл — 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.

Молвить – устаревшее: сказать, произнести

Вольные — 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений)

3.Чтение стихотворения вслух (2 чел.)

Какую мысль вы вложили в чтение?

О чём это произведение?

А теперь послушайте моё чтение (с издёвкой над орлом).Идея В.Букатова.

Так можно прочитать? Почему?

Какая мысль в таком чтении?

Давайте разберёмся, какое чтение ближе к авторскому замыслу.

4.Пересказ сюжета стихотворения

Какова история в стихотворении?

Что и с кем происходит? (2 чел)

5.Создание структурной схемы

Нарисуйте схему размещения героев стихотворения (2 чел. у доски)

Сколько персонажей? Почему? (человек и орёл)

Где они находятся? Докажите текстом.

Это ваша установка.

Информация для размышления

См. Букатов В.М. «Тайнопись бессмыслиц в поэзии Пушкина».

Активизируя учеников в использовании личных представлений и осмыслений грамматических форм языка при выборе своей версии «происходившего», учитель дал квалифицированную справку об охотничьих птицах: на открытом воздухе их не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая (приковывая) на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.

  Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.

 Какие выводы?

Наша установка гибкая, поэтому мы меняем точку зрения под влиянием новой информации.

6.Диалог с текстом

1 строфа

Чтение ученика.

Почему после первой строчки точка, а не запятая? (2 персонажа)

Во время чтения после первого стиха должна быть длинная пауза.

Кто говорит «Сижу…»? (человек)

Глагол «сижу» в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)?

Как вы понимаете значение слова «вскормлённый»?

Почему орёл «товарищ» человека?

Почему орёл «грустный»?

Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину?

Такой орёл может быть символом свободы?

Почему он машет одним «крылом»?

Почему пища «кровавая»?

Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин? (эпитет, метафора)

Чтение ученика.

2 строфа

Чтение ученика.

Почему орёл «бросает» пищу?

Что значат слова «как будто»? (не на самом деле)

Кому принадлежит прямая речь? (это мысли человека, которые тот приписывает орлу)

Почему в конце восклицательный знак?

Найдите тропы во 2 строфе (олицетворение).

Чтение ученика.

3 строфа

Чтение ученика.

Что значит фраза «пора, брат, пора»?

Зачем восклицательный знак?

Что «пора»? (может быть, пора кому-то отомстить?)

Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»? (анафора усиливает мысль поэта)

Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени множественного числа, ведь орёл прикован?

Что загадочного в последнем стихе?

Зачем нужно многоточие?

Зачем восклицательный знак?

От чьего имени написано всё стихотворение? (Это монолог человека, сидящего в тюрьме, несчастного, страдающего. Узник говорит о своих желаниях, мыслях, но приписывает их орлу)

Чтение ученика.

После чтения

Какова тема стихотворения? (В тюрьме сидит человек, который размышляет, глядя на орла, о своём будущем)

Какова основная мысль стихотворения?

Это произведение о свободе или о предательстве свободы?

Почему название «Узник»?

Чтение ученика.

Рефлексия

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за …

Слово учителя

Понять художественный текст трудно, но можно. Установка у хорошего читателя гибкая. Читатель во время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы. Читатель пользуется толковым словарём и другими справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.

Домашнее задание

На выбор ученика

1.Рисунок (иллюстрация) к стихотворению «Узник».

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».

3.Письменная работа «В чём смысл названия «Узник»?»

Литература

1.Граник Г.Г., Соболева О.В. Понимание текста: проблемы земные и космические. – Вопросы психологии, 1993, №5.

2.Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте. – В книге: Проблемы школьного учебника. Выпуск 20. М., 1991.

3.Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.,1988.

4.Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как научить школьников вдумчивому чтению. – Воспитание школьников, 1991, №5, 6, 1992, №5-6.

5.Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.

6. Граник Г.Г. Роль установки в процессе восприятия текста. – Вопросы психологии, 1993, №2.

7.Граник Г.Г. Восприятие школьниками художественного текста. – Вопросы психологии, 1996, №3.

8.Граник Г.Г. Как научить понимать художественный текст. – Русский язык, 1999, №15.

9. Граник Г.Г. и другие. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум. – М., 2011.

10.Граник Г.Г. и другие. И снова…о Пушкине. – М., 1999.

11. Букатов В., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения. –

М., 2013.

12.Ершов П., Ершова А. В.Букатов. Общение на уроке и поведение учителя. – М.,1998.

13.Уроки театра на уроках и в школе. Театральное обучение школьников

I — XI классов. – М.,1990.

14.Букатов В. Между Сциллой и Харибдой. – Первое сентября, 2001, №43.

15.Букатов В. Тайнопись «бессмыслиц» в поэзии Пушкина. – М., 1999.

16.Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр. – М., 2003.

Приложение:

УЗНИК

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

А. С.Пушкин

Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

Хорошо иметь щенка,

Отпускать без поводка,

Размахнуться, бросить палку —

Принесёт издалека.

Хорошо иметь кота,

Не наскучит никогда,

Он пушистый, полосатый

От макушки до хвоста.

Хорошо иметь слона!

Жаль, что комната тесна.

А.Кушнер

СОБАКА

Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей

Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,

На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих – и думаешь… Мы сами

Томим себя – тоской иных полей,

Иных пустынь… за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студёной дикой стороне.

Но я всегда делю с тобою думы:

Я человек: как бог, я обречён

Познать тоску всех стран и всех времён.

И.Бунин

Модель работы читателя с текстом

1.До чтения

Автор, заголовок, эпиграф.

Прогноз.

2.По ходу чтения

Диалог с текстом. Установка гибкая или негибкая. Выяснить значение непонятных слов и выражений.

3.После прочтения

Выделить главную мысль текста

. Структура художественного текста

Читайте также

«Кто? — Пушкин!»

«Кто? — Пушкин!» Один из персонажей «Мастера и Маргариты», управдом, слышит в кошмарном сне, как декламируют отрывки из «Скупого рыцаря», и Булгаков замечает по этому поводу: «Никанор Иванович до своего сна совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал

А. С. Пушкин

А. С. Пушкин Письма А. С. Пушкина И. В. Киреевскому 14 февраля 1832 годаПетербургМилостивый государь Иван Васильевич!Простите меня великодушно за то, что до сих пор не поблагодарил Вас за «Европейца» и не прислал Вам смиренной дани моей. Виною тому проклятая рассеянность

ПУШКИН — НАШ ТОВАРИЩ

ПУШКИН — НАШ ТОВАРИЩ Народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает, сколько надо претворить, испытать и пережить действительности, чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово. Поэтому уважение к книге и слову у трудящегося

ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ

ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ Название статьи удивит и, пожалуй, даже отпугнет читателя. Он, вероятно, сразу вспомнит свое детство, далекие забытые споры «кто выше», классные сочинения на тему об Онегине и Печорине, – все то, что теперь ему представляется схематическим, бесплодным.

Пушкин и смех

Пушкин и смех Размышления о пушкинском смехе удобно начать со «смеховой» характеристики, которую поэт получил в лицейской «национальной песне»: Большой Жано Мильон бонмо Без умыслу проворит, А наш Француз Свой хвалит вкус И матерщину порет. Аттестация лишь кажется

II. Карамзин – Пушкин

II. Карамзин – Пушкин Третья часть романа Тынянова «Пушкин» начинается буквально с появления Карамзина: «Когда дядька Фома сказал ему, что его дожидаются господин Карамзин и прочие, сердце у него забилось, и он сорвался с лестницы так стремительно, что дядька сказал

А. С. Пушкин

А. С. Пушкин Из письма А. Ф. Воейкову[124] …Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней

«Пушкин»

«Пушкин» В свое время нами были отмечены исключительные размеры польской «пушкинианы». Ныне польская литература о Пушкине еще увеличилась двумя большими сборниками статей «Пушкин», выпущенными о-вом изучения Восточной Европы и Ближнего Востока под редакцией проф. В.

Александр Пушкин — стихи. Читать стихотворения Александра Пушкина

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected] ru

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

К морю — Пушкин. Полный текст стихотворения — К морю

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Урок 13. а.с. пушкин «опрятней модного паркета…», «зимний вечер» — Литературное чтение — 3 класс

Литературное чтение, 3 класс

Урок 13. А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимний вечер»

Перечень вопросов, изучаемых на уроке

  1. Как отличить прямое значение слова от переносного.
  2. Знакомство с литературными терминами.
  3. Приёмы художественной выразительности на примере творчества А.С. Пушкина.

Тезаурус

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение (например, костёр, утро, косы девочки, ребёнок, который спит). Оно обозначает предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.

Переносное значение слова – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Например, рябина с ягодами по цвету напоминает костёр, ветви берёзы напоминают по форме косы девочки.

Сущность переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом, формируется многозначность слова.

Этот приём художественной выразительности называется метафорой.

Метафора – перенос наименования по сходству, употребление слова в переносном значении.

Этот приём активно используют поэты в своих лирических произведениях.

Ключевые слова

Прямое и переносное значение слов, их многозначность, литературные термины и понятия (автор, художественный образ, сюжет, тема, герой), отличительные особенности стихотворного текста, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение, метафоры, звукопись)

Основная и дополнительная литература по теме урока:

. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

На уроке мы узнаем новые литературные понятия, познакомимся с биографией и творчеством А.С.Пушкина

Сможем понаблюдать за значением слов и выражений.

Научимся различать прямое и переносное значение слов, объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или, пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

Основное содержание урока

1. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение (например, костёр, утро, косы девочки, ребёнок, который спит). Оно обозначает предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.

Переносное значение слова – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Например, рябина с ягодами по цвету напоминает костёр, ветви берёзы напоминают по форме косы девочки.

Сущность переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом, формируется многозначность слова.

Этот приём художественной выразительности называется метафорой.

Метафора – перенос наименования по сходству, употребление слова в переносном значении.

Этот приём активно используют поэты в своих лирических произведениях для более эмоционального выражения своего душевного состояния.

Например:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года

А.С. Пушкин

Зимы последние кусочки

Чуть всхлипывают под ногой…

А.С. Пушкин

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы….

С. А..Есенин

И стоит он, околдован

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован…

Ф.И.Тютчев.

На примере этих произведений можно понаблюдать за лексическим значением слов и выражений. Это удобно сделать с помощью таблицы:

Прямое значение

Переносное значение

Весна

Утро года

Тает последний снег

Зимы последние кусочки

Ветви берёзы

Шёлковые косы

Зимнее состояние леса

Сном волшебным очарован лес

Ценность метафоры как приёма художественной выразительности заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.

«Слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство», — говорил Аристотель. 

2. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми литературными терминами и понятиями: лирическое произведение, стихотворный текст, автор, художественный образ, сюжет, тема, герой. Обратимся к Литературной энциклопедии терминов и понятий.

Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.

Лирическое произведение от прозаического отличается, прежде всего, тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности.

Метафора — употребление слова в переносном значении.

Звукопись — это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

Автор – создатель художественного произведения.

Художественный образ – способ автора отобразить действительность.

Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.

Тема – предмет изображения в произведении, его материал, указывающий место и время действий.

Лирический герой – образ поэта в лирике.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Например, весна — краса природы

Эпитет – образное, художественное определение. Например, знойное лето

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Например, лето пройдёт, осень несёт.

Слушаем аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета. .» и «Зимний вечер».

Поэт для создания образов в стихотворениях «Опрятней модного паркета…» и «Зимний вечер» использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры, звукопись.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие — к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы.

Прямое значение

Переносное значение

Карточки со словами:

Седая голова

Волчий хвост

Седая зима

Волчий аппетит

Золотое кольцо

Золотая осень

Правильный ответ:

Прямое значение

Переносное значение

Седая голова

Волчий хвост

Золотое кольцо

Седая зима

Волчий аппетит

Золотая осень

Разбор типового контрольного задания

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока

1 вариант

1. Автор стихов «Зимний вечер» и «Зимнее утро»?

2. Чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

3. Как называется создатель художественного произведения?

4. Какой приём выразил А.С Пушкин в словах: речка-паркет ?

5. Какое время года описывал Пушкин в отрывках поэмы «Опрятней модного паркета..»?

2 вариант

1.Автор стихов «Зимнее утро» и «Зимний вечер»?

2. Образ поэта.

3. Как называется созвучие концов стихотворных строк?

4. Какой приём выразил А.С. Пушкин в словах: прелестный друг?

5.Синоним слова «лачужка».

Ответ

1 вариант

1. Пушкин

2. Ритм

3. Автор

4. Сравнение

5. Зима

2 вариант

1. Пушкин

2. Герой

3. Рифма

4. Эпитет

5. Избушка

«Узник» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – средства выразительности, образы, антитеза, смысл

4. 5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 196.

Обновлено 9 Сентября, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 196.

Обновлено 9 Сентября, 2021

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.

История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.

Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.

Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.

Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Эпитеты«в темнице сырой» , «…орёл молодой».

Метафоры«за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».

Олицетворение «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Жанр

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.

Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).

Способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…»).

Также используются тропы: олицетворения: «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…», эпитеты«в темнице сырой» , «…орел молодой», метафоры«за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лёха Раков

    7/7

  • Лиза Косоротова

    7/7

  • Лерка Кавалерка

    6/7

  • Nikita Kirillov

    7/7

  • Виктория Стрибук

    7/7

  • Егор Бубырь

    6/7

  • Ирина Крестовская

    7/7

  • Арина Заплаткина

    7/7

  • Наталья Масалкина

    7/7

  • Елена Садымак

    7/7

Рейтинг анализа

4. 5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 196.


А какую оценку поставите вы?

Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.

 

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму.

 

3. Род

По роду литературы это лирика.

 

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.

 

5. Проблематика

В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

 

6. Тематика

Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

 

7. Идея

Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

 

8. Пафос

В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.

 

9. Система образов

Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

  • заключенный – вольный орел,
  • темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.

За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

 

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

 

11. Лирический герой

Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

 

12. Сюжет

Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

 

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка.
    Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
    Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
    Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

 

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика

«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).

Пушкин использует такой размер как амфибрахий.

Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

 

15. Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

 

16. Средства художественной выразительности

Антитеза: противопоставление воли и неволи.

Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.

Эпитеты:

  • сырой
  • молодой
  • грустный
  • вольные

 

Олицетворения:

  • орел – товарищ,
  • ветер гуляет.

 

Инверсии:

  • темнице сырой
  • орел молодой

 

17. Значение произведения

В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

 

18. Актуальность

Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

 

19. Моё отношение

Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

Acts of Logos у Пушкина и Гоголя

Ани Кокобобо:
«В этом обширном, интересном новом исследовании коллективного литературного произведения, известного нам как петербургский текст, Кэтлин Сколлинз пытается перенаправить обширные критические дебаты в лингвистический регистр. … Благодаря обширному обсуждению библейского и исторического контекстов, а также рассмотрению противоречий между устным и письменным в традициях текстов о Санкт-Петербурге, Сколлинз написал убедительную и убедительную переоценку знакомых текстов.Книга должна быть полезна широкому кругу студентов и аспирантов, интересующихся литературными представлениями о Санкт-Петербурге и эволюцией русского канона». — Ани Кокобобо, Канзасский университет, Slavic Review Vol. 78, № 1

«В это обширное, интересное новое исследование коллективного литературного произведения, которое мы знаем как петербургский текст, Кэтлин Сколлинз стремится перенаправить критические дебаты к лингвистическому регистру. … Благодаря широкому обсуждению библейских и исторических контекстах, а также путем рассмотрения напряжение между устным и письменным в традиции текстов о св.В Петербурге Сколлинз написал захватывающую и убедительную переоценку знакомых тексты. Книга должна оказаться полезной для широкой аудитории студентов и аспирантов, интересующихся литературными представлениями о св. Петербург и эволюция русского канона». — Ани Кокобобо, Университет Канзаса, Slavic Review Vol. 78, № 1

Катя Хокансон, Орегонский университет:
«Энергичная, новаторская работа Кэтлин Сколлинз с «петербургской темой» берет высококанонические тексты и в то же время говорит о них новые и интересные вещи, обеспечивая, среди прочего, продолжительное прочтение Сложные петербургские сказки Гоголя.Она утверждает, что реформы Петра отделили русское представление от его типичного православного акцента на визуальном и звуковом, вместо этого объединив его с западным акцентом на Логосе, слове. Это привело к тому, что в Петербурге преобладала литература, ее мощь высвобождала репрезентативную силу для формирования идеи самого города, попутно порождая литературных деятелей, которые сами пытались использовать силу слова».

Пушкинский миф и культ в центральноевропейской литературе: A vörös postakocsi [‘Багровый вагон’] Дьюлы Круди (1913) | Калавский

Миф и культ Пушкина в центральноевропейской литературе: A vörös postakocsi [‘Багровый вагон’] Дьюлы Круди (1913)

Зофия Калавски


Аннотация

В то время как миф и культ, окружающие Пушкина, являются явлениями, уникальными для русской культуры, в течение девятнадцатого и двадцатого веков и то, и другое было распространено и в центральноевропейской литературе, хотя и в меньшей степени и интенсивности.Например, в Центральной Европе биографический миф Пушкина породил несколько литературных сюжетов в литературных традициях, например, Венгрии, Польши или Сербии. После того, как произведения Пушкина были переведены на национальные языки региона, появились и некоторые культовые проявления, окружающие поэта. Мое исследование раскрывает захватывающий процесс, в ходе которого работа венгерского автора Дьюлы Круди экспроприирует и переписывает миф о Пушкине, тем самым помещая эту русскую национальную икону в центральноевропейский культурный, исторический и лингвистический контекст. В отличие от аналитических методов, обычно применяемых к литературным культовым исследованиям, я утверждаю, что изучение Круди подчеркивает возможность того, что некоторые литературные произведения требуют подхода, основанного на поэтическом анализе, техника, обычно не применяемая к литературным культовым исследованиям. Я намерен проследить влияние пушкинского культа на текст Круди через культурную поэтику.


Ключевые слова

Пушкинский миф, литературные культы, поэтический анализ, Дьюла Круди


DOI: https://doi.org/10.5195/ahea.2017.295

Copyright (c) 2017 Зофия Калавски


Это произведение находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.


Этот журнал издается издательством Pitt Open Library Publishing.
ISSN 2471-965X (онлайн)

9780300052794: Прогулки с Пушкиным (серия «Русская литература и мысль») — AbeBooks

Примечания к языку :

Текст: Английский (перевод)
Язык оригинала: Русский

Из отзывов Киркуса :

Сказочно-забавный пародийно-академический полет фантастической литературной критики о любимом народном поэте России Александре Пушкине, написанный в 1966-67 годах Терцем/Андрей Синявским («Спокойной ночи!», 1989; Little Jinx, 1992, и др. ) во время отбывания первого из семи лет в советском трудовом лагере. Когда это наконец увидело свет в России в 1989 году, российские критики были возмущены. Пушкин (1799-1837) был не только русским негром, но и первым «гражданским лицом», сделавшим себе имя в русской литературе, и Терц (псевдоним Синявского, когда он развлекается) сбивает Пушкина еще на десять крюков или около того. называя его «не дипломатом, не секретарем, никем». Голдбрикер. Бездельник…» Его Пушкин — букварь-обманщик, сделавший себе имя тем, что избегал всяких литературных притязаний, писал строки любой длины, какой ему нравилось, и вел себя, как чисто мужской пух или ленивый денди, особо проницательный в том, что дамы нуждались — и давали им это в стихах, а также в жизни.Позже он устал от собственного зрелища и втайне желал быть более распространенным. Терц говорит: «С юности он относился к своей черной инаковости в обществе, унаследованной от деда Ибрагима, с большим энтузиазмом, справедливо рассматривая его дикие шалости как признак бушующей в нем стихийной силы. .. [H] негритянская кровь. возвращал его к первоистокам искусства, к природе и мифу». Терц особенно увлечен пушкинским эротизмом: «Когда читаешь Пушкина, возникает ощущение, что у него какая-то связь с женщинами, что он чувствует себя как дома с женщинами». женщины…Должно быть, кокетки чем-то сродни женскому воздушному составу, из-за которого они бессознательно хотят, чтобы все и внутри, и вокруг них летало и порхало (не так ли… происхождение юбки и прочих муслиновых и газовых зефиров женского туалета?)… Женщины невольно чуют в флирте брата по духу». Прочтите Терца перед длинным эссе со-переводчика Непомнящего. — Copyright 1993, Kirkus Associates, LP. Все права защищены.

«Об этом заголовке» может принадлежать другому изданию этого заглавия.

«Осквернение памятников русской литературы: ПУШКИНСКИЙ ДОМ» Андрея Битова; в переводе Сьюзен Браунсбергер (Farrar, Straus & Giroux: $22,50; 350 стр.

)

Хотя предыдущие книги Андрея Битова были не только опубликованы, но и получили широкое признание в Советском Союзе, «Пушкинский дом», его самая амбициозная работа, распространилась только в самиздат — контрафактные копии, передаваемые вручную от одного читателя к другому. Структурно похожий на те русские матрешки, которые раскрываются, чтобы обнаружить внутри все более мелкие куклы, этот роман скрывает в своей вместительной внешней оболочке несколько подтем.

Отвергнутый советскими прокатчиками якобы потому, что его интенсивная субъективность явно выходила за жесткие рамки соцреализма, «Пушкинский дом» разоблачает и высмеивает недостатки политической системы. В то время как «чрезмерная субъективность» сейчас часто упускается из виду, более жесткая позиция применяется к материалам, столь открыто критикующим режим, как этот. Битов высмеял не только «систему» ​​— честную игру практически для любого русского писателя, — но и всю литературную традицию своей культуры. Несмотря на улучшения, произошедшие после гласности , очевидно, что автономия писателя и терпимость литературных авторитетов все еще ограничены.

Сделав своего главного героя филологом, работающим в Пушкинском доме, официальной святыне русской литературной традиции, Битов получает возможность рассматривать и исследовать прославленные памятники отечественной литературы. Обильно напичканный тегами Достоевского, Толстого, Лермонтова, Чернышевского и Тургенева, помимо самого чтимого Пушкина, текст также включает в себя отсылки к художникам, кинорежиссерам, критикам и разным академикам, так или иначе повлиявшим на советскую эстетику.Некоторые из этих упоминаний носят уважительный, даже восхищенный характер; многие не такие.

В то время как ряд аллюзий будет утешительно знакомым, другие могут ускользнуть от всех, кроме специалистов по русской истории и культуре. К счастью, в конце книги переводчик сделал примечания, в которых указаны как очевидные, так и неясные моменты. Это помогает, но даже самые преданные читатели могут найти процесс проверки сносок неожиданным препятствием на пути к получению удовольствия от произведения, представленного в виде романа.

Главный герой Лева Одоевцев, 50 лет, родился в Ленинграде на празднике основания города и окончания средней школы в 1953 году, в год смерти Сталина.Отрывок из интервью с Битовым подтверждает тот факт, что биографические данные героя распространяются и на автора с другими близкими аналогиями.

По мере развития романа мы понимаем, что читаем краткое изложение последних пятидесяти лет русской истории; стиль постоянно переключается между методами более авангардных современных западных писателей и традиционными практиками русского романа с его характерными манерами. К трудностям добавляются частые переходы от мечты к реальности; скачки в подсознании Левы и из него, но, что всего утомительнее, различные версии событий, воспринятые с разных точек зрения.Обремененный обязательством быть русской версией обывателя, Лева слишком занят, размышляя об истории и интерпретируя ее влияние на себя и свою семью, чтобы тратить много времени на то, чтобы вызвать наше сочувствие или внимание. Он символ, и его самые близкие связи связаны с государством.

В то время как у Левы есть родители (в том числе отец, который предает собственного отца, чтобы получить университетскую кафедру старого ученого), привлекательный эксцентричный дядя Диккенс (названный так из-за его восхищения английским писателем) и множество друзей и любовники, все переживания Левиной жизни остаются до странности безличными.Архетипичный для своего поколения, заключенный в свою роль осажденного русского интеллигента, герой становится просто невольным объектом социальных сил, находящихся вне его контроля. Второстепенные персонажи, кажется, существуют только для того, чтобы иллюстрировать грани современной жизни, которые не вмещаются в рамки собственной широкой, но все же специфической системы отсчета Левы. Привыкшие — и, возможно, избалованные — к нашему прямому подходу к конфликту между личностью и государством в научно-популярной литературе, американские читатели могут испытывать нетерпение от изощренных уловок, используемых здесь. С деликатными проблемами нельзя сталкиваться лицом к лицу; режим должен быть проанализирован в рамках фантазии.

Наполненные политическими и социальными подтекстами, загроможденные двусмысленной фразеологией и громоздкими ссылками, современные советские романы несут многочисленные нагрузки.

Все, что делает Лева Одоевцев — каждая встреча, роман, случайность и озарение — существует для этой большей цели. Лева — это парадигма, а парадигмы, как бы искусно они ни были нарисованы и реализованы, редко затрагивают наши эмоции.

Битов дает читателю частые авторские ремарки; эрудированные, часто юмористические комментарии к собственно повествованию. Время от времени он как бы предупреждает нас, чтобы мы не относились ко всему этому слишком серьезно, но отступления часто имеют прямо противоположный эффект. «Название этого романа тоже украдено. Ведь это институт, а не название для романа! С табличками по ведомствам: Медный всадник. Герой нашего времени. Отцы и сыновья. Что нужно сделать? И так далее по школьной программе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.