Художественное направление к которому принадлежит творчество бетховена: Людвиг ван Бетховен. Тесты и кроссворды по музыкальной литературе

Людвиг ван Бетховен. Тесты и кроссворды по музыкальной литературе

Цель и задачи: обобщение полученных сведений по теме “Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена” в занимательной, игровой форме (тесты и кроссворды).

Вариант I

1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена:

а) барокко б) классицизм в) романтизм г) импрессионизм

2. Музыкальный жанр, к которому не обращался в своём творчестве Бетховен:

а) симфония б) концерт в) балет г) Песня без слов

3. Сколько симфоний у Бетховена?

а) 104 б) 41 в) 9 г) 2

4. Сколько фортепианных сонат у Бетховена?

а) 40 б) 32 в) 25 г) 10

5. Бетховен был младше Гайдна на…

а) 38 лет б) 24 года в) 15 лет г) 9 лет

6. Был ли Бетховен лично знаком с Гайдном?

а) Да б) Нет

7. Какому композитору Бетховен посвятил свои три фортепианные сонаты (№№ 1–3)?

а) Моцарту б) Сальери в) Гайдну

г) Шуберту

8. Кому принадлежат слова о юном Бетховене-импровизаторе: “Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!”?

а) Гайдну б) Гёте в) Моцарту г) Глюку

9. Был ли Бетховен лично знаком с Моцартом?

а) Да б) Нет

10. Какая опера принадлежит Бетховену?

а) “Орфей и Эвридика” б) “Волшебная флейта” в) “Волшебный стрелок”

г) “Фиделио”

11. Свидетелем какого исторического события был Бетховен?

а) Великая французская революция 1789 года б) Восстание в Польше 1830-1831 г.г.

в) Октябрьская революция 1917 г.

12. Бетховен вырос в семье потомственных музыкантов?

а) Нет б) Да

13. Кто был учителем Бетховена?

а) Моцарт б) Глюк в) Нефе г) И. С. Бах

14. Игрой на каком инструменте не владел Бетховен?

а) клавир б) орган в) альт г) саксофон

15. Какая симфония принадлежит Бетховену?

а) “Траурная” б) “Юпитер” в) “Фантастическая” г) “Героическая”

16. Какая увертюра написана Бетховеном к опере “Фиделио”?

а) “Леонора № 3” б) “Эгмонт” в) “Кориолан”

17. Играл ли Бетховен на изобретённом в начале XVIII века молоточковом фортепиано?

а) Нет б) Да

18. Какая фортепианная соната не принадлежит Бетховену?

а) “Аврора” б) “Аппассионата” в) Соната Ля мажор с финалом

Rondo alla turca г) “Лунная”

19. Финал Девятой симфонии Бетховена написан на текст…

а) Гёте б) Шиллера в) Байрона г) Шекспира

20. Какое произведение Бетховен посвятил скрипачу и композитору Р. Крейцеру?

а) Струнный квартет б) Концерт для скрипки с оркестром

в) Пятую симфонию г) “Крейцерову сонату”

для скрипки и фортепиано

Вариант II

1. Годы жизни Л. ван Бетховена: 1770 – …

а) 1809 б) 1827 в) 1828 г) 1791

2. Вокальный цикл Бетховена:

а) “Зимний путь” б) “Любовь и жизнь женщины”

в) “К далёкой возлюбленной” г) “Любовь поэта”

3. Одно из первых фортепианных произведений Бетховена:

а) Девять вариаций c-moll на тему марша Э. К. Дресслера

б) Тридцать три вариации C-dur на тему вальса А. Диабелли

в) Тридцать две вариации c-moll

4. Название Шестой симфонии Бетховена:

а) “Прощальная” б) “Фауст” в) “Манфред” г) “Пасторальная”

5. Название фортепианной сонаты op.13, c-moll Бетховена:

а) “Лунная” б) “Патетическая” в) “Прощальная” г) “Аврора”

6. Какой балет принадлежит Бетховену?

а) “Творения Прометея” б) “Корсар” в) “Коппелия” г) “Времена года”

7. Игрой на каком инструменте владел Бетховен?

а) арфа б) флейта в) альт г) кларнет

8. Место рождения Бетховена:

а) Эйзенах б) Зальцбург в) Бонн г) Лейпциг

9. Немецкий поэт, автор трагедии “Эгмонт”:

а) Шиллер б) Рельштаб в) Мюллер г) Гёте

10. Какая увертюра не принадлежит Бетховену?

а) “Гамлет” б) “Эгмонт” в) “Кориолан” г) “Леонора № 3”

11. Учитель Бетховена (несколько правильных ответов):

а) Нефе б) Сальери в) Гайдн г) Моцарт

12. Какая увертюра Бетховена не относится к опере “Фиделио”

(несколько правильных ответов)?

а) “Эгмонт” б) “Кориолан” в) “Леонора № 3”

13. Увертюра Бетховена к драме К. Коллина?

а) “Эгмонт” б) “Кориолан” в) “Леонора № 3”

14. В каком городе восьмилетний Бетховен дал первый концерт?

а) Бонн б) Вена в) Лейпциг г) Кёльн

15. В каком городе Бетховен жил с 1792 года до конца жизни?

а) Бонн б) Вена в) Лейпциг г) Кёльн

16. Последние сочинения Бетховена:

а) Девятая симфония б) “Торжественная месса” в) струнные квартеты

г) 5 фортепианных сонат (№ 28 – 32)

17. Был ли Бетховен лично знаком с Шубертом?

а) Да б) Нет

18. Бетховен был младше Моцарта на …

а) 14 лет б) 24 года в) 38 лет г) 39 лет

19. Название Симфонии № 3 Бетховена:

а) “Фантастическая” б) “Героическая” в) “Пасторальная” г) “Прощальная”

20. “Аппассионата” означает:

а) “с приподнятым, возвышенным настроением”

б) “страстная”

в) “соната как бы фантазия” г) “утренняя заря”

Кроссворд  I

По горизонтали:

  1. Соната Бетховена, название которой переводится как “утренняя заря”.
  2. Император, которому Бетховен хотел посвятить симфонию № 3, названную позже “Героической”.
  3. Название симфонии № 6.
  4. Столько лет было Бетховену, когда он стал органистом и пианистом-концертмейстером боннской капеллы.
  5. Страна, в которой Бетховен жил с 1792 года.
  6. Эпиграф к симфонии № 5: “Так … стучится в дверь”.
  7. Событие, произошедшее во Франции в 1789 году и горячо поддержанное Бетховеном.
  8. Немецкий город, родина Бетховена.
  9. Форма II части симфонии № 5 – “.
    .. вариации”.
  10. Письмо Бетховена, написанное в 1802 году младшим братьям, известное под названием “Хейлигенштадтское …”.
  11. Жанр произведения Бетховена “Эгмонт”.
  12. Имя отца Л. В. Бетховена.

По вертикали:

  1. Название сонаты Бетховена № 23, в переводе “Страстная”.

Ответы.

По горизонтали: 1. “Аврора”. 2. Наполеон. 3. “Пасторальная”. 4. Тринадцать. 5. Австрия. 6. Судьба. 7. Революция. 8. Бонн. 9. Двойные. 10. Завещание. 11. Увертюра. 12. Иоганн.

По вертикали: 1. “Аппассионата”.

Кроссворд II

По горизонтали:

  1. Раздел, с которого начинаются увертюра “Эгмонт” и I часть сонаты Л. В. Бетховена № 8.
  2. Страна, в которой родился Бетховен.
  3. Средство общения Бетховена с друзьями в последние годы жизни – “разговорная . ..”.
  4. Столько лет было Бетховену, когда состоялось его первое публичное выступление.
  5. Болезнь, признаки которой проявились у Бетховена в 26-27 лет.
  6. Единственная опера Бетховена.
  7. Симфония № 3, которую Бетховен первоначально хотел посвятить Наполеону.
  8. Композитор, органист, клавирист, дирижёр, музыкальный писатель, обучавший юного Бетховена композиции, игре на органе и фортепиано.
  9. Учебное заведение, в котором в 1789 году Бетховен был слушателем философского факультета.
  10. Жанр III частей симфоний Бетховена, название которого в переводе с итальянского означает “шутка”.
  11. Знаменитый австрийский композитор-классик, у которого Бетховен в течение года брал уроки.
  12. Симфония Бетховена, в последней части которой хор исполняет “Оду к Радости”.

По вертикали:

  1. Название Сонаты № 8.

Ответы.

По горизонтали: 1. Вступление. 2. Германия. 3. Тетрадь. 4. Семь. 5. Глухота. 6. “Фиделио”. 7. “Героическая”. 8. Нефе. 9. Университет. 10. Скерцо. 11. Гайдн. 12. Девятая.

По вертикали: 13. “Патетическая”.

Тест «Зарубежная классика»

Тест по зарубежной музыке

ученика (цы) 5 класса народные инструменты, синтезатор

_____________________________________________

Ф. И.

Иоганн Себастьян Бах

1. Творчество Баха относилось к стилю

а) барокко б) рококо в) классицизм

2. Родина Баха – немецкий город

а) Лейпциг б) Бонн в) Эйзенах

3.  И. С. Бах родился

а) 1685 г. б) 1785 г.  в) 1585 г.

4. Какой болезнью были омрачены последние годы жизни Баха?

а) болезнь сердца  б) болезнь глаз  в) глухота

5. Сколько томов содержит ХТК?

а) 4   б) 2 в) 3

6. В каком жанре не писал Бах?

а) прелюдия б) балет в) фуга

7. Бах непревзойдённый виртуоз игры на

а) фортепиано б) скрипке   в) органе

Йозеф Гайдн

1. Творчество Й. Гайдна относится к эпохе Венского…
а) романтизма б) классицизма в) барокко

2. Какой композитор не является венским классиком?
а) Гайдн б) Гендель в) Моцарт

3. Й. Гайдн служил у князя Эстергази в качестве…
а) хориста б) капельдинера в) капельмейстера

4. К ораториям Й. Гайдна не относится…
а) «Мессия» б) «Сотворение мира» в) «Времена года»

6. Духовой инструмент, не вошедший в классический состав оркестра Й. Гайдна:
а) валторна б) саксофон в) труба

7. Количество частей в классическом сонатном цикле Й. Гайдна?
а) 4 части б) 3 части в) 2 части

В. А. Моцарт

1. Место рождения Моцарта:

а) Вена б) Бонн в) Зальцбург

2. В. А. Моцарт начал заниматься музыкой в возрасте…

а) трёх лет б) пяти лет в) семи лет

3. Моцарт был избран членом Болонской филармонической академии в возрасте…

а) 20 лет б) 14 лет в) 30 лет

4. Персонаж оперы «Свадьба Фигаро»:

а) Папагено б) донна Анна в) Сюзанна 

5. Последним сочинением Моцарта является…

а) опера «Волшебная флейта» б) симфония № 41 в) Реквием

6. Моцарт один раз услышал и записал по памяти духовное сочинение:

а) «Страсти по Матфею» б) «Stabat Mater» в) «Мизерере»

7. Латинское слово «requiem» означает:

а) «покой» б) «свет» в) «страдания»

Людвиг ван Бетховен

1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена:

а) барокко б) классицизм в) романтизм

2. Сколько симфоний у Бетховена?

а) 104 б) 41 в) 9 

3. Был ли Бетховен лично знаком с Гайдном?

а) Да б) Нет

4. Какая опера принадлежит Бетховену?

а) “Орфей и Эвридика” б) “Волшебная флейта” в) “Фиделио”

5. Место рождения Бетховена:

а) Эйзенах б) Зальцбург в) Бонн 

6. Немецкий поэт, автор трагедии “Эгмонт”:

а) Шиллер б) Рельштаб в) Гёте

7. Какой сонате Бетховена дал название немецкий поэт Рельштаб

а) “Лунная” б) “Аппасионата” в) “Патетическая” 

Франц Шуберт

1. Что такое «Романтизм»?

а) художественное и идейное направление в культуре б) форма музыкального произведения в) музыкальный жанр

2. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена:

а) барокко б) классицизм в) романтизм

3. Что такое «Шубертиады»?

а) музыкальное направление  б) музыкальные собрания   в) музыкальные произведения

4. Какой вокальный цикл написал Шуберт?

а) «Детская»  б) «Времена года» в) «Прекрасная мельничиха»

5. Какие новые музыкальные жанры появились в творчестве Шуберта?

а) соната   б) этюд в) экспромт, музыкальный момент

6. Почему симфония си минор называется «Неоконченной»?

а) так решил сам композитор б) не имеет окончания в) имеет 2 части вместо 4-х

7. Каким композитором считается Шуберт?

а) немецким б) французским в) австрийским

Фридерик Шопен

1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Шопена:

а) барокко б) классицизм в) романтизм

2. Родина Шопена

а) Германия б) Польша в) Австрия

3. Любимый инструмент Шопена

а) скрипка  б) виолончель   в) фортепиано

4. Сколько сонат написал Шопен?

а) 3  б) 6 в) 7

5. Как переводится слово «Ноктюрн»?

а) утро   б) вечер в) ночная песня

6. Как называется этюд № 12

а) «Героический» б) «Революционный» в) «Военный»

7. Самый известный вальс Шопена

а) Вальс № 7 до-диез минор б) Вальс № 1 Ля-бемоль мажор в) Вальс № 14 ми минор

Фортепианная музыка композиторов-романтиков

1. В какой стране родился Роберт Шуман?

а) Германия б) Австрия в) Польша

2. Какой фортепианный цикл написал Роберт Шуман?

а) «Детская музыка б) «Карнавал» в) «Времена года»

3.  В какой стране родился Ференц Лист?

а) Германия  б) Норвегия  в) Венгрия

4. Какое произведение написал Ференц Лист?

а) «Киарина» б) «Революционный» этюд» в) «Венгерская рапсодия № 2»

5. В какой стране родился Эдвард Григ?

а) Франция б) Германия в) Норвегия

6. Какая пьеса не входит в симфоническую сюиту Эдварда Грига «Пер Гюнт»?

а) «Шествие гномов»  б) «Танец Анитры» в) «Утро»

Развитие оперы в XIX веке

1. Как называется популярная опера Рихарда Вагнера?

а) «Фиделио» б) «Валькирия» в) «Аида»

2. Какая опера Джузеппе Верди была написана к открытию Суэцкого канала?

а) «Аида» б) «Фальстаф» в) «Травиата»

3. Какой музыкальный номер звучит в опере Жоржа Бизе «Кармен»?

а) Хабанера б) Мазурка в) Марш

Дальнейшие пути развития европейской музыка в конце XIX — начале XX века

1. Известное произведение Клода Дебюсси

а) «Лунная» соната б) «Героическая» симфония» в) «Лунный свет»

2. Произведение «Болеро» написал композитор

а) Клод Дебюсси б) Морис Равель в) Жорж Бизе

7

Philharmonia Baroque Orchestra & Chorale

Людвиг ван Бетховен — один из самых широко признанных и почитаемых композиторов в истории западной музыки, он послужил важным связующим звеном между стилями классицизма и барокко, которыми он восхищался, и романтическим стилем, которым его музыка будет прийти олицетворять. Бетховен родился в 1770 году в скромной семье в маленьком немецком провинциальном городке Бонн, где он изучал композицию и играл на фортепиано и альте, пока в возрасте 20 лет не переехал в Вену, где прожил остаток своей жизни.

Бетховен раньше был поклонником двух наиболее важных фигур классической эпохи: Франца Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Гайдн, в частности, оказал фундаментальное влияние и фигуру в ранней карьере Бетховена: Бетховен сыграл более 50 симфоний Гайдна с придворным оркестром Эстерхази в качестве альтиста и покинул Бонн, чтобы учиться у самого мастера в качестве ученика. Как писал ему близкий друг после его отъезда из родного города, пришло время отправиться в Вену, чтобы «принять дух Моцарта из рук Гайдна».

Переезд в Вену в 1792 году оказался плодотворным для Бетховена, который, несмотря на некоторые трудности с Гайдном, учился у него и многих других (включая часто и несправедливо оклеветанного Антонио Сальери), оттачивая свое мастерство и несомненно находясь в окружении музыки Моцарта, других своих классических произведений. кумир эпохи, влияние которого сильно чувствуется в фортепианных концертах Бетховена. Впечатляющие фортепианные сочинения Бетховена и амбициозные симфонии быстро произвели фурор, и к тому времени, когда он начал свою Пятую симфонию в 1808 году, главы государств, заключившие мирные соглашения в Вене, стали планировать свои встречи вокруг выступлений Бетховена, чтобы не пропустить их.

Пианист-виртуоз и зачастую трудный человек, Бетховен, тем не менее, впечатлял своим ярым индивидуализмом и решимостью в эпоху, когда покровительство было нормой. Хотя он не отказывался полностью от покровительства, как Моцарт, Бетховен редко старался изо всех сил угодить кому-либо, кроме себя. Его легенда росла по мере того, как он продолжал выступать и сочинять, став полностью глухим, а это недостаток, который он будет нести в течение последних 30 лет своей жизни. Вместо того, чтобы его глухота мешала его сочинению, его индивидуалистический стиль только усилился после того, как он обнаружил надвигающуюся глухоту, что привело к некоторым из его самых любимых произведений, включая его последние три фортепианных концерта и бессмертную Пятую симфонию. Этот кризис заставил Бетховена взять свой классический стиль и довести его до новых эмоциональных взлетов и падений, расширив продолжительность симфонии, цветовую гамму и динамические уровни, а также введя тромбоны в качестве оркестрового инструмента с большим эффектом.

Ему также приписывают полное использование расширяющегося диапазона фортепиано в своих сонатах и ​​концертах, а также непреднамеренную популяризацию клавишных со стальным каркасом, поскольку он часто оставлял поток сломанных деревянных пианино на сценах, где бы он ни выступал. Эмоциональная глубина, расширенная оркестровка и огромная длина его произведений (для его времени) были отличительными чертами того, что впоследствии стало известно как эпоха романтизма, однако все произведения Бетховена уходят корнями в эстетику классической эпохи ясной формы и функции. — только через гораздо более эмоциональный (и непредсказуемый) фильтр.

В то время как начало его глухоты, возможно, положило начало более эмоциональному «Среднему периоду» Бетховена, начало повторного открытия и каталогизации музыки Баха, начатое Мендельсоном, в конечном итоге привело к созданию шедевров «Позднего периода» Бетховена. Хотя Бетховен публично исполнял «Хорошо темперированный клавир» Баха с 12 лет, новое увлечение стилем мастера барокко сформировалось после его повторного открытия, и это интеллектуальное любопытство привело к интенсивно контрапунктическим шедеврам более поздней жизни Бетховена, включая Девятую симфонию, Missa Solemnis. и его поздние струнные квартет. К концу своей блестящей карьеры (он умер в 1827 г. ) Бетховен стал абсолютным композитором в стиле фьюжн, взяв лучшее из эпох классицизма и барокко и направив его на новые динамические, инструментальные и эмоциональные крайности, которые определят эпоху романтизма. музыка в 19й век.

Симфония № 3 ми-бемоль мажор Бетховена, соч. 55: НПР

По

Кристофер Х. Гиббс

Симфония «Героическая» представляет собой поворотный пункт не только в творчестве Бетховена, но и в истории музыки, значение которого разделяет несколько других произведений, таких как «Женитьба Фигаро» Моцарта, «Тристан и Изольда» Вагнера и «Обряд» Стравинского. весны. «Героическая» поднимает увлекательные вопросы: личные обстоятельства ее возникновения в решающий момент жизни Бетховена; его отношение к политическим событиям дня, особенно к Наполеону; и то, как публика его времени впервые восприняла то, что многие сочли «ужасно длинным» и «самым сложным» музыкальным произведением.

Поразительно, что первые слушатели и критики, писавшие в первые 10 лет существования произведения, не говорили о самых обсуждаемых сегодня проблемах: об отношении Симфонии к жизни Бетховена или к Наполеону. Они рассматривали «Героику» скорее как причудливую, но оригинальную композицию, скорее возвышенную, чем красивую. Ее беспрецедентная продолжительность, технические сложности и бескомпромиссная эстетическая позиция, казалось, были направлены не только на развлечение, заставляя современников Бетховена переосмыслить то, чем должна быть симфония и чем она должна заниматься.

Личный поворотный момент: Хайлигенштадтское завещание

В 1801 году Бетховен впервые начал рассказывать близким друзьям об ухудшении своего слуха. Следующим летом по предложению своего врача он переехал в пригород Хайлигенштадта, чтобы избежать жары и суеты Вены. Именно там ранней осенью 1802 года он написал замечательное «Гейлигенштадтское завещание», адресованное его братьям, в котором он излил свое сердце: , как сильно вы меня обидели. Вы не знаете тайной причины, из-за которой я кажусь вам таким. С самого детства мое сердце и душа были полны нежного чувства доброжелательности, и я всегда был склонен к совершению великих дел. Но подумайте, вот уже шесть лет я живу в неизлечимом состоянии, усугубляемом некомпетентными врачами, из года в год обманываемом надеждами на выздоровление, вынужденном, наконец, столкнуться с перспективой долговременного недуга (на излечение которого, может быть, уйдут годы или даже быть невозможным).

Бетховен не мог вынести унижения просить людей «говорить громче, кричать, потому что я глухой» и чувствовал, что должен уйти из общества. Он даже подумывал о самоубийстве: «Еще немного, и я бы покончил с собой. Только мое искусство удерживало меня. Мне казалось невозможным покинуть мир, пока я не произвел все, что, как я чувствовал, было внутри меня».

Хайлигенштадтское завещание оказало огромное влияние на отношение потомков к Бетховену. (Он быстро стал широко известен, опубликован через несколько месяцев после его смерти в 1827 году и вскоре переведен на английский и французский языки. ) Почти все биографии Бетховена, начиная с исследования Игнаца Риттера фон Зейфрида 1832 года, представляют этот объемистый документ полностью. Важно оценить, насколько широко были распространены эти слова, потому что они быстро стали мощным инструментом для понимания и интерпретации музыки Бетховена, особенно такого произведения, как «Героика», которое относится к этому времени и открывает новый этап в его карьере. . «Героика», кажется, выражает в музыке ту борьбу, которую Бетховен, никогда не писавший бегло, пытался выразить в прозе.

«Новый путь»

«Героическая» симфония является наиболее выдающимся произведением в начале «среднего» периода творчества Бетховена, обычно называемого его «героической» фазой и продолжавшегося примерно с 1803 по 1812 год. Бетховен сознательно пошел в другом направлении, сказав издателю, что некоторые недавние пьесы для фортепиано были написаны «совершенно по-новому». Пианист Карл Черни рассказывает, что выражал недовольство ранними работами и хотел пойти по «новому пути». Это были годы поразительной, можно сказать, героической продуктивности: «Я живу только своими заметками, и одно дело едва кончено, другое уже начато; так, как я пишу сейчас, я часто ловлю себя на том, что работаю над тремя, четырьмя вещи одновременно». Его проблемы поначалу скрывали, отрицали и боролись, но к 1806 году он написал в набросках одного из сочинений 59струнные квартеты: «Пусть твоя глухота больше не будет тайной — даже в искусстве».

Бетховен начал делать наброски «Героики» во времена Хайлигенштадтского завещания, а наиболее сосредоточенную работу начал в мае 1803 года, примерно через семь месяцев. Это была первая из его симфоний, для которой он публично указал на внемузыкальную программу, хотя то, что он хотел обнародовать, со временем менялось. Первоначально он планировал посвятить ее Наполеону, которым давно восхищался. Но Бетховен разочаровался, когда Наполеон короновал себя императором в 1804 году. Фердинанд Рис, студент и один из первых биографов, описал эту сцену: «Я был первым, кто сообщил ему новость о том, что Бонапарт провозгласил себя императором, после чего он пришел в ярость и закричал: : «Значит, он тоже не более чем обыкновенный человек? Теперь и он будет попирать права человека и потакать только своему честолюбию!» Бетховен подошел к столу, взял титульный лист за верхнюю часть, разорвал его надвое и бросил на пол. Первая страница была переписана, и только тогда Симфония получила название Sinfonia Eroica». Тем не менее, в письме своему издателю вскоре после этого Бетховен признал, что «название симфонии действительно «Бонапарт».

Даже если он передумал (а есть более поздние признаки его постоянного восхищения Наполеоном), история Риса в основном подтверждается сохранившейся рукописью, в которой заголовок так энергично выцарапан, что Бетховен разорвал бумагу. В конце концов, произведение было опубликовано в 1806 году под названием «Sinfonia Eroica… составлено в память о великом человеке». Впервые он прозвучал в частных и полуприватных исполнениях, начиная с начала августа 1804 года в доме — фактически во дворце — его покровителя принца Лобковица, которому посвящено произведение. Публичная премьера Симфонии состоялась 7 апреля 1805 года в Театре ан дер Вин.

Первые слушания

Как это часто бывает со сложными шедеврами прошлого, нетрудно найти негативные или недоуменные отзывы о первых представлениях. Сегодня мы склонны смотреть на эти первоначальные реакции со смесью недоумения и чувства превосходства. Первые рецензии на «Героику» показывают, что критики хотели похвалить композитора и его произведение — некоторые замечания о превосходстве его первых двух симфоний, — но часто их просто смущало то, что пытался сделать Бетховен. Кто-то отмечает, что общее мнение о Симфонии резко разделилось:

Одна группа, очень близкие друзья Бетховена, утверждает, что именно эта симфония является шедевром, что она как раз в истинном стиле для более возвышенной музыки, и что если она не нравится в настоящее время, то это потому, что публика недостаточно образованный в искусстве, чтобы быть в состоянии понять все эти возвышенные красоты. Однако через несколько тысяч лет они не преминут возыметь свое действие. Другая группа напрочь отрицает художественную ценность этого произведения и считает, что в нем обнаруживается совершенно безграничное стремление к отличию и необычности, которое, однако, не дало ни красоты, ни истинного величия и силы.

Критик продолжил обсуждение средней группы, которые восхищаются ее многими прекрасными качествами, но встревожены беспорядочным окружением и «бесконечной длительностью этой самой длинной и, может быть, самой трудной из всех симфоний, которая утомляет даже знатоков и становится невыносимой. для простого любителя».

Однако через пару лет тон критики стал меняться, отчасти вследствие многократного воздействия, а также потому, что партитура и аранжировки были опубликованы и их можно было «изучить». Это показывает, как Бетховен менял взгляды на то, что такое музыка и что она делает — как заметил один лейпцигский критик перед написанием очень длинного и подробного обзора: «Нельзя всегда желать только, чтобы его развлекали». Это мнение было поддержано другим: «Но знаток будет наслаждаться им как завершенным произведением (а повторное прослушивание удваивает его духовное наслаждение), чем глубже он проникает в техническое и эстетическое содержание оригинального произведения».

Часто музыкантам требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к требованиям сложной новой музыки. (Особенно известный пример — «Весна священная».) В конечном счете, скорее инструменталисты и дирижеры, а не слушатели, критики и менеджеры, определяют, какие произведения войдут в репертуар. В случае с «Героической» музыканты, похоже, изо всех сил старались охватить «эту самую трудную из всех симфоний». Относительно выступления в Лейпциге в 1807 году нам сообщают, что «оркестр добровольно собрался для дополнительных репетиций без вознаграждения, за исключением чести и особого удовольствия от самого произведения». Несколько лет спустя критик отмечает, что Симфония «была исполнена оркестром с безошибочным удовольствием и любовью».

Пристальный взгляд

Новшества «Eroica» начинаются с двух ярких тонических аккордов первой части (Allegro con brio), открывая сладкую мелодию виолончели, которая вскоре прерывается неожиданной нотой — до-диез. — который не принадлежит «домашнему ключу». Мотивные, метрические и гармонические сюрпризы продолжаются на протяжении всей части этой необычайной длины, беспрецедентной для своего времени. «Новая тема» (фактически связанная с открытием) появляется в ходе разработки, которая вызывает комментарии уже два столетия. Есть и другие неожиданные детали: кажется, что валторна преждевременно появляется в репризе, эффект, который современники Бетховена сначала сочли ошибкой. Райс вспоминает: «На первой репетиции Симфонии, которая была ужасной, но на которой валторнист сделал правильную запись, я встал рядом с Бетховеном и, думая, что допущена ошибка, сказал: «Неужели проклятый валторнист не может граф? — звучит ужасно фальшиво! Я думаю, что был близок к тому, чтобы получить пощечину. Бетховен долго не прощал этой маленькой оговорки».

Вторая часть (Adagio assai) представляет собой похоронный марш и одно из самых влиятельных музыкальных произведений, когда-либо сочиненных Бетховеном. Шуберт упомянул об этом в двух поздних произведениях (его песне «Auf dem Strom» и во второй части его Фортепианного трио ми-бемоль) в честь смерти Бетховена, всего за 20 месяцев до его собственной. Берлиоз, Мендельсон, Малер и другие также писали марши, часто траурные по своему характеру, в своих симфониях, которые во многом восходят к Бетховену. Начало до минор представляет мрачную тему скрипок поверх похожего на барабан баса, который подхватывает гобой. Тон становится ярче в моменты движения, особенно в частях в мажорных тональностях, но также становится более строгим с фуговым пассажем необычайной интенсивности. Вступительная тема возвращается в конце, деконструированная так, что остаются только фрагменты.

Энергичное скерцо (Allegro vivace) меняет тон (сбивая с толку некоторых комментаторов — почему веселье после похорон?), но не интенсивность. Бетховен играет с метрической двусмысленностью — это движение в двойном или тройном такте? — а также дает валторне шанс проявить себя в средней части трио. (Это была первая выдающаяся симфония, в которой использовались три валторны вместо двух.)

Бетховен использует еще одно формальное нововведение для финала (Allegro molto), которое он использует как необычный набор вариаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *