ХРУСТАЛЬНАЯ НОЧЬ (Kristallnacht) — Фотографии
Мультимедийное эссе
Оскверненные свитки Торы
Эти свитки Торы — один из венской синагоги, а другой из Марбурга — были осквернены во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»), жестокого еврейского погрома 9-10 ноября 1938 года. Погромы были организованы по всей территории Германии, которая к тому времени включала в себя Австрию и Судетскую область Чехословакии. Изображенные здесь свитки были найдены немецкими гражданами и сохранены ими до конца войны.
ПросмотрФотография Гершля Гриншпана (1921-1943?), уроженца Гановера (Германия), сделанная после его ареста французскими властями за покушение на немецкого дипломата Эрнста фон Рата.
Фотография Гершля Гриншпана (1921-1943?), уроженца Гановера (Германия), сделанная после его ареста французскими властями за покушение на немецкого дипломата Эрнста фон Рата.
Синагога, разрушенная во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»).
Синагога, разрушенная во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»). Дортмунд, Германия, ноябрь 1938 года.
ПросмотрЕдинственная уцелевшая стена синагоги Бёрнплац, разрушенной во время погрома “Хрустальной ночи”
Единственная уцелевшая стена синагоги Бёрнплац, разрушенной во время погрома “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”). Прохожие наблюдают за уборкой развалов и вывозом обломков синагоги. Франкфурт-на-Майне, Германия, январь 1939 года. ПросмотрЧастный еврейский дом, варварски разрушенный во время “Хрустальной ночи”
Частный еврейский дом, варварски разрушенный во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”). Вена, Австрия, 10 ноября 1938 года.
ПросмотрЧастный еврейский дом, варварски разрушенный во время “Хрустальной ночи”
Частный еврейский дом, варварски разрушенный во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”). Вена, Австрия, 10 ноября 1938 года.
Солдаты СС конвоируют евреев, арестованных во время “Хрустальной ночи”
Солдаты СС конвоируют евреев, арестованных во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”), ведя их по Баден-Бадену. Германия, 10 ноября 1938 года.
ПросмотрПосле погрома “ Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”) немецкие граждане,
После погрома “ Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”) немецкие граждане, выстроившись вдоль улиц, наблюдают за движущимися под конвоем еврейскими мужчинами. Баден-Баден, Германия, 10 ноября 1938 года.
ПросмотрСтарая синагога в Ахене после погрома “Хрустальной ночи”.
Старая синагога в Ахене после погрома “Хрустальной ночи”. Ахен, Германия, предпол. 10 ноября 1938 года. ПросмотрСтарая синагога в Ахене после погрома “Хрустальной ночи”.
Старая синагога в Ахене после погрома “Хрустальной ночи”. Ахен, Германия, предпол. 10 ноября 1938 года.
ПросмотрСломанный дверной проем над хранилищем свитков Торы из синагоги,
Сломанный дверной проем над хранилищем свитков Торы из синагоги, разрушенной во время “Хрустальной ночи”. Нентерсхаузен, Германия, 1938 год.
ПросмотрРазрушенный фасад магазина, принадлежавшего евреям и разоренного во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»).
Разрушенный фасад магазина, принадлежавшего евреям и разоренного во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»). Берлин, Германия, 10 ноября 1938 г.
ПросмотрРазорение дортмундской синагоги во время “Хрустальной ночи”
Разорение дортмундской синагоги во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”). Германия, ноябрь 1938 года
ПросмотрСинагога Герцог Рудольфштрассе, разрушенная во время “Хрустальной ночи”
Синагога Герцог Рудольфштрассе, разрушенная во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”). Мюнхен, Германия, ноябрь 1938 года.
ПросмотрНемецкие дети, стоя за спиной солдата СС, смотрят, как религиозные принадлежности из синагоги г. Цефена поджигают во время «Хрустальной ночи»
Немецкие дети, стоя за спиной солдата СС, смотрят, как религиозные принадлежности из синагоги города Цефена поджигают во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»). Цефен, Германия, 10 ноября 1938 года.
ПросмотрГерд Звеницки занимается во дворе Версбургской еврейской учительской семинарии незадолго до ее закрытия во время погрома “Хрустальной ночи”.
Герд Звеницки занимается во дворе Версбургской еврейской учительской семинарии незадолго до ее закрытия во время погрома “Хрустальной ночи”. Версбург, Германия, 1938 год.
ПросмотрВитрины магазинов, принадлежавших евреям и поврежденных во время погрома “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”).
Витрины магазинов, принадлежавших евреям и поврежденных во время погрома “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”). Берлин, Германия, 10 ноября 1938 года.
Магазин, принадлежавший евреям и разоренный во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»).
Магазин, принадлежавший евреям и разоренный во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»). Берлин, Германия, ноябрь 1938 года.
ПросмотрКогда синагога в Оберрамштадте горела во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”),
Когда синагога в Оберрамштадте горела во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”), пожарные, вместо того чтобы тушить пожар, защищали от возгорания соседний дом. Местные жители смотрят как рушится синагога. Оберрамштадт, Германия, 9-10 ноября 1938 года.
ПросмотрСинагога в Оберрамштадте (город в юго-западной части Германии), горящая во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»).
Синагога в Оберрамштадте (город в юго-западной части Германии), горящая во время «Хрустальной ночи» («Ночи разбитых витрин»). Оберрамштадт, Германия, 9-10 ноября 1938 года.
ПросмотрСинагога Бёрнплац, охваченная пламенем во время Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”).
Синагога Бёрнплац, охваченная пламенем во время Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”). Франкфурт-на-Майне, Германия, 10 ноября 1938 года.
ПросмотрМестные жители смотрят, как горит церемониальный зал еврейского кладбища в Граце во время “Хрустальной ночи”
Местные жители смотрят, как горит церемониальный зал еврейского кладбища в Граце во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”). Грац, Австрия, 9-10 ноября 1938 года.
Синагога Нойе Вельтгассе горит во время погрома “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”).
Синагога Нойе Вельтгассе горит во время погрома “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”). Вена, Австрия, 9 ноября 1938 года.
ПросмотрРазбитое стекло витрин синагоги Церреннерштрассе, разоренной во время “Хрустальной ночи”.
Разбитое стекло витрин синагоги Церреннерштрассе, разоренной во время “Хрустальной ночи”. Пфорзхеим, Германия, предпол. 10 ноября 1938 года
ПросмотрСвятые свитки Торы из хранилища синагоги Зайтенштеттенштрассе, разрушенной во время “Хрустальной ночи”
Святые свитки Торы из хранилища синагоги Зайтенштеттенштрассе, разрушенной во время “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”).
Вена, Австрия, после 9 ноября 1938 года. ПросмотрЕвреи, арестованные после “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”),
Евреи, арестованные после “Хрустальной ночи” (“Ночи разбитых витрин”), ожидают депортации в концентрационный лагерь Дахау. Баден-Баден, Германия, 10 ноября 1938 года.
ПросмотрСтатьи по теме
Тайна «Хрустальной ночи» — Лехаим
80 лет назад по Германии и Австрии прокатилась волна антисемитских погромов, вошедшая в историю, как «Хрустальная ночь». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года были разрушены сотни синагог, тысячи еврейских лавок и офисов, десятки человек были убиты, тысячи евреев были отправлены в концлагеря.
ПОКУШЕНИЕ НА ФОН РАТА – ПРОВОКАЦИЯ ГЕСТАПО
После прихода к власти Гитлер все свои усилия направил на «решение еврейского вопроса». Он писал: «Если бы даже и не было ни синагоги, ни еврейской школы, ни Библии, еврейский дух всё равно бы существовал и распространял свое влияние. Он существовал изначально, и нет ни одного еврея, который не воплощал бы его. Без радикального решения еврейского вопроса все усилия разбудить и оживить Германию обречены». Гитлер считал, что Германия должна стать государством юденрайн, то есть очищенным от евреев. Для достижения этой цели нацисты использовали дискриминационное законодательство, которое было направлено на то, чтобы заставить евреев эмигрировать из Германии. В 1938 году Гитлер решил использовать репрессивные методы, чтобы усилить поток еврейской эмиграции. В феврале 1938 года по его инициативе в газете «Черный корпус», которая издавались СС, появилась статья, озаглавленная: «Что нужно сделать с евреями?» В статье выражалось недовольство тем, что иммиграционная лихорадка не заразила евреев. Автор сожалел, что евреи не стремятся покинуть страну, и предлагал принять против них драконовские меры, которые усилят эмиграцию. Гитлер полагал, что такой драконовской мерой может стать еврейский погром.
Гитлер решил осуществить руками еврея покушение на немецкого дипломата, а в теракте обвинить «международное еврейство». В таком случае можно было довести до точки кипения накал ненависти к евреям, а затем спровоцировать немцев на имперский погром. Объяснить погром можно было стихийным народным негодованием, вызванным террористическим актом. В феврале 1938 года Гитлер приказал начальнику СД Гейдриху к 10 ноября подготовить покушение на немецкого дипломата. Гитлер планировал осуществить погром в день рождения Мартина Лютера, который был ярым антисемитом. У Райнхарда Гейдриха был опыт организации подобных акций – в январе 1938 года он готовил покушение на германского посла в Австрии фон Папена. Однако в феврале австрийская полиция произвела обыск в штаб-квартире нацистов, расположенной в Вене. Полицейские обнаружили документы, из которых следовало, что поводом для вторжения вермахта в Австрию должно было стать убийство германского посла. Этот провал сильно ударил по престижу Гейдриха – теперь перед ним открылась возможность реабилитировать себя перед фюрером.
Гейдрих отдал приказ начальнику гестапо Генриху Мюллеру провести в столицах европейских государств оперативные мероприятия, чтобы наметить исполнителя теракта. Требовалось найти еврея, которого можно будет использовать вслепую. Человек будет считать, что действует с целью мести нацистам, а сам явится орудием в руках гестапо. В Париже внимание агентов гестапо привлек 17-летний Гершл Гриншпан, который был частым гостем в баре для гомосексуалистов. Там Гриншпан встречался с третьим секретарем немецкого посольства Эрнстом фон Ратом, который оказывал ему знаки внимания. Гриншпан приехал во Францию из Германии, где в Ганновере жили его родители, польские евреи. Гриншпан жил у дяди, не работал, и фон Рат поддерживал его материально. В это время французские власти объявили Гриншпану, что поскольку он живет в стране незаконно, то должен ее покинуть, иначе будет депортирован. Агенты гестапо взяли Гриншпана в оперативную разработку, и им удалось продлить срок его проживания во Франции. Сведения об этом содержатся в материалах допроса американским прокурором Робертом Кемпнером в ходе Нюрнбергского процесса агентов гестапо, которые вели слежку за Гриншпаном.
Рейнхард ГейдрихВ июле 1938 года гестапо приступило к подготовке еврейского погрома. Еврейские магазины помечались специальными надписями белой краской. Синагоги, которые стояли отдельно, планировалось сжечь, а те синагоги, которые были окружены городскими строениями, разгромить. Были составлены списки нескольких десятков тысяч богатых евреев, подлежавших аресту. Три крупнейших концлагеря – Дахау, Бухенвальд и Заксенхаузен – к октябрю 1938-го значительно расширили, чтобы принять десятки тысяч новых заключенных. 27 октября 1938 года по приказу Гитлера были проведены аресты польских евреев, проживавших в Германии. 28 октября началась депортация 17 тыс. евреев – они были отправлены на грузовиках к польской границе. Утром 29 октября колонна прибыла на место, и эсэсовцы палками погнали евреев на польскую территорию. Но польские пограничники под угрозой расстрела не пропустили евреев. В течение трех дней люди находились под открытым небом на нейтральной полосе, и только 1 ноября поляки разместили евреев в бараках у пограничного местечка Збонщин. Среди депортированных была семья Гриншпан. Глава семьи Мендель Гриншпан оказался в трудном положении: у него на руках были семь дочерей и сын. Он написал сыну Гершлу в Париж открытку: «Дорогой Гершл, мы оказались в Польше на мели, без копейки денег. Не смог ли бы ты прислать сколько-нибудь? Заранее благодарен. Отец».
В начале ноября Гейдрих нелегально приехал в Париж, он взял на себя руководство операцией по ликвидации фон Рата. У Гейдриха была открытка Менделя Гриншпана к сыну, которую агентам гестапо удалось добыть в Польше. Гейдрих проинструктировал своего агента, как оказать на Гриншпана психологическое давление и склонить его к совершению теракта. Агент должен был представиться другом Менделя Гриншпана и передать Гершлу открытку от отца. Он должен был сообщить ему, что 12 тыс. польских евреев были депортированы из Германии в Польшу, и при этом акцентировать внимание на том, что евреи были подвергнуты издевательствам, и призвать его к мести. Утром 7 ноября агент гестапо встретился с Гриншпаном, который согласился совершить покушение на немецкого посла. Агент дал Гриншпану деньги на приобретение пистолета. Гриншпан написал прощальное письмо родителям: «Дорогие мои! Я не мог поступить иначе – мое сердце обливается кровью с того момента, как я узнал о страданиях 12 тысяч моих единоверцев. Да простит меня Б-г, и я надеюсь, что вы меня простите. Гершл».
Германское посольство усиленно охранялось, его территория была обнесена высокой оградой, вдоль которой по внутреннему периметру патрулировали эсэсовцы с овчарками. У ворот посольства с внешней стороны дежурила французская полиция, а с внутренней стороны находилась немецкая охрана. Когда посетитель проходил на КПП, он должен был назвать дежурному офицеру фамилию дипломата, с которым у него была назначена встреча. У посетителя проверяли документы, его тщательно обыскивали, затем дежурный по телефону связывался с офицером службы безопасности внутри посольства. Офицер звонил немецкому дипломату, с которым была назначена встреча, и если дипломат подтверждал договоренность, то посетитель в сопровождении охранника шел к зданию посольства. Если у посетителя не была предварительно назначена встреча с немецким дипломатом, он не мог попасть в посольство. Автоматические двери посольства открывались изнутри офицером службы безопасности. В вестибюле посольства у посетителя еще раз проверяли документы и обыскивали. Встреча посетителя с немецким дипломатом проходила в отдельном кабинете, который находился рядом с комнатой дежурного охраны. Преодолеть систему безопасности посольства было не под силу не только одиночке, но даже самой сильной разведывательной службе. Но Гейдрих дал указание, чтобы служба безопасности посольства не обыскивала Гриншпана и вывела его на фон Рата. Сразу после покушения московские газеты писали о том, что покушение на фон Рата есть провокация гестапо .
Гриншпан купил пистолет и направился к германскому посольству. На КПП он заявил дежурному офицеру, что хочет сообщить важные сведения Иоганнесу фон Вельчеку. Через внутренний дворик охранник провел посетителя к зданию посольства. Гриншпан заявил и офицеру службы безопасности, что хочет сообщить германскому послу важные сведения. Офицер ответил, что посол отсутствует, но его могут отвести к секретарю посольства, которому он сможет сообщить всё, что считает нужным. Офицер назвал охраннику номер кабинета фон Рата и приказал ему отвести туда посетителя. Когда Гриншпан вошел в кабинет, он выпустил всю обойму в фон Рата, который получил касательное ранение в плечо и проникающее ранение в брюшную полость. Немецкая охрана вызвала полицию. Французские полицейские арестовали Гриншпана. При обыске они нашли его письмо к родителям и открытку от отца. В отделении полиции Гриншпан заявил: «Я решил убить сотрудника германского посольства в знак протеста, чтобы обратить внимание мира на то, как в Германии обращаются с польскими евреями».
Эрнст фон РатФон Рат был доставлен в госпиталь, французские врачи сделали ему операцию. Состояние фон Рата не вызывало особой тревоги, но, поскольку фюрер приказал очистить арийскую расу от скверны гомосексуализма, фон Рат был обречен. Гейдрих послал Мюллеру в Берлин сообщение по телетайпу о том, что фон Рат находится в больнице. Мюллер позвонил Гитлеру, который в этот день приехал в Нюрнберг. Гитлер приказал направить в Париж бригаду врачей под руководством его личного врача профессора Карла Брандта. Врач-изверг Брандт использовался Гитлером для выполнения «деликатных» поручений.
Во второй половине дня врачи на личном самолете фюрера вылетели в Париж и взяли лечение раненого в свои руки. На следующий день в Париж прилетела мать фон Рата, но Карл Брандт приказал не допускать ее к сыну. Утром 9 ноября профессор Брандт отдал распоряжение подготовить фон Рата для переливания крови. Но «по ошибке» фон Рату стали переливать кровь, которая не соответствовала его группе крови. В 17 часов после третьего переливания крови пациент скончался. Профессор Брандт выполнил все необходимые формальности, связанные с констатацией его смерти от полученных ранений, позвонил из германского посольства в Берлин и сообщил Гейдриху о смерти фон Рата.
КРОВАВЫЙ ОСКАЛ «ЗВЕРЯ ИЗ БЕЗДНЫ»
Несмотря на то что фон Рат был гомосексуалистом, ранение от руки еврея превратило его в национального героя, в Германии поднялась волна истерической антисемитской пропаганды. 7 ноября в экстренном вечернем выпуске нацистской газеты «Фолькешер беобахтер» в редакционной статье был брошен призыв к погрому: «Германский народ сделал необходимые выводы из вашего (еврейского. – М. Ф.) преступления. Он не будет терпеть невыносимую ситуацию. Сотни тысяч евреев контролируют целые секторы в немецкой экономике, радуются в своих синагогах, в то время как их соплеменники в других государствах призывают к войне против Германии и убивают наших дипломатов». На следующий день все утренние газеты рейха зашлись в пароксизме ненависти, нацистская печать завопила: «Гнусный еврейский убийца Гриншпан вызвал священный гнев немецкой нации».
Вечером 7 ноября Гейдрих вылетел из Парижа в Берлин, а в 1.20 ночи он отправил по телетайпу приказ в штабы и участки полиции и СД организовать «демонстрации» против евреев совместно с руководителями партии и СС.
Приказ гласил:
1.
а) Должны приниматься только такие меры, которые не будут представлять опасности для жизни и имущества немцев (например, синагогу можно поджечь только в том случае, если не существует угрозы, что пожар перекинется на соседние дома).
б) Деловые и частные дома евреев могут быть разрушены, но не разграблены <…>
2. Полиция не должна разгонять демонстрации <…>
3. Арестовано может быть столько евреев, особенно богатых, сколько их поместится в имеющихся тюрьмах. После их ареста надлежит немедленно связаться с соответствующим концентрационным лагерем, чтобы препроводить их в этот лагерь в кратчайшие сроки.
(Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. М., 2003. С. 455.)
8 ноября Гитлер прибыл в Мюнхен, там проводились торжества, посвященные 15-й годовщине «Пивного путча», который был подавлен 9 ноября 1923 года. Вечером в пивном зале «Бюргербройкеллер» Гитлер произнес речь перед кавалерами «Ордена крови» (награда участникам путча). О покушении на фон Рата Гитлер не сказал ни слова. Хотя Гитлер часто говорил о мнимых преследованиях немцев за границей, в этом случае он ни словом не обмолвился о случившемся. Так же вел себя Риббентроп: он не послал правительству Франции ноту протеста, как принято в подобных случаях. 9 ноября Гитлер принял участие в празднике «День старых бойцов», высшем празднике партии. Состоялся марш к «Галерее полководцев», и Гитлер лично возложил венки на 16 саркофагов с телами штурмовиков, убитых во время «Пивного путча». Во второй половине дня Гитлер остался дома, он ждал известий из Парижа. В 19 часов позвонил Гейдрих и сообщил долгожданную весть о смерти фон Рата. Провокация гестапо удалась – теперь смерть немецкого дипломата можно было использовать как предлог для еврейского погрома.
Вечером Гитлер выехал на встречу высшего партийного руководства в большом зале Старой ратуши. После короткого выступления он покинул собрание: в полночь он должен был принимать участие в присяге рекрутов СС перед «Галереей полководцев». К нацистским руководителям обратился Геббельс, который сообщил о смерти фон Рата и в заключение сказал: «Национал-социалистическая партия не унизится до организации выступлений против евреев. Но если на врагов рейха обрушится волна народного негодования, то ни полиция, ни армия не будут вмешиваться». Это был призыв к погрому, и «старая гвардия» бросились к пунктам сбора штурмовиков. Руководил погромом шеф политического отдела Мюнхенского полицай-президиума оберфюрер СС Эберштайн. Мюнхен превратился в сущий ад. Погромщики врывались в дома, грабили, насиловали и убивали, наполняя страхом сердца евреев. Город осветился огнем пожарищ, языки пламени зловеще отражались в разбитых витринах. Когда Гитлеру доложили о погроме, он изобразил возмущение. Вот что пишет адъютант фон Белов: «Фюрер приказал принять все меры против поджигателей и мародеров, чтобы прекратить это “безумие”. Чем больше раздавалось звонков о разрушениях еврейских торговых заведений и синагог также из других городов, тем сильнее возбуждался он и приходил в ярость. Я не сомневался, что Гитлер не изображает неожиданность» Белов Н. Я был адъютантом Гитлера. Смоленск, 2003 . Но чем больше неистовствовал Гитлер, требуя прекратить «безумие», тем сильнее бушевал над Германией кровавый смерч. Фюрер так искусно разыгрывал свою непричастность к организации еврейского погрома, что возникла легенда, будто его организовали Геббельс и Гиммлер, а Гитлер якобы был недоволен и строго отчитал их. Однако близко стоявший к Гитлеру имперский руководитель прессы Отто Дитрих опровергнул эту версию, засвидетельствовав, что именно Гитлер был инициатором «Хрустальной ночи». (См.: Дитрих О. 12 лет с Гитлером. Мюнхен, 1955.)
Гейдрих принял на себя руководство погромами в Берлине. Основные усилия погромщиков он направил на синагоги – девять синагог были сожжены, две разгромлены, уцелела только главная синагога на Ораниенбургштрассе. Пожарные никаких мер к тушению огня не принимали, ограничившись лишь защитой соседних зданий. Покончив с синагогами, погромщики принялись за еврейские магазины. В Берлине не осталось ни одного, все они были разгромлены, витрины выбиты, а товары разграблены и выброшены на улицу. При свете ночных фонарей хрустальным блеском сияли осколки стекла, усеявших тротуары возле разграбленных еврейских магазинов. «Правда» за 11 ноября 1938 года писала: «По своим размерам и жестокости погром превосходит всё происходившее до сих пор. Еврейское население избивается прямо на улицах городов. 10 ноября в 5 часов утра фашисты начали погром еврейских магазинов на Фридрихштрассе, Лейпцигерштрассе и других центральных улицах Берлина».
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года нацисты осуществили по всей Германии самый страшный за все годы еврейский погром, который вошел в историю нацистских злодеяний под названием «Хрустальная ночь». Ненависть нацистов к евреям выплеснулась на улицы и превратилась в волну узаконенного насилия невероятного размера. Кровавый погром смерчем прокатился по всей Германии и докатился до самых отдаленных уголков рейха. Нацисты обрушились на евреев с невиданной жестокостью, «зверь из бездны» явил миру свой кровавый лик. Тысячи еврейских домов были разгромлены, 4500 еврейских торговых и коммерческих предприятий были разграблены. Надругательству подверглись еврейские кладбища, 150 синагог были сожжены и 75 разгромлены. Итог имперского погрома был ужасен – 90 человек убиты, сотни ранены и покалечены, 680 евреев покончили жизнь самоубийством. 25 тыс. человек были отправлены в концентрационные лагеря, несколько сот из них погибло в дороге в результате зверских издевательств эсэсовцев.
Гриншпана поместили в тюрьму для несовершеннолетних, и французская полиция начала расследование покушения на фон Рата. Для помощи пострадавшим во время «Хрустальной ночи» в США был организован «Комитет еврейского призыва», который прислал Гриншпану 20 тыс. долларов, чтобы он смог нанять хорошего адвоката. Гриншпана защищал адвокат Винсент Моро-Жафьери, а интересы Германии представлял профессор Фридрих Гримм. Моро-Жафьери выдвинул линию защиты, в соответствии с которой Гриншпан находился с убитым в интимной связи, а покушение явилось результатом измены фон Рата. Адвокат заявил, что Гриншпан на предварительном следствии объяснил свое покушение политическими мотивами, потому что не хотел афишировать свою связь с фон Ратом. Профессор Гримм опасался, что мировая общественность узнает о связи Гриншпана с фон Ратом, и всячески затягивал судебное разбирательство.
Г. Гриншпан. Арест.1 сентября 1939 года началась вторая мировая война, и следствие по делу Гриншпана прекратилось. А в июне 1940 года в Париж вошли войска вермахта, тюрьму, в которой сидел Гриншпан, эвакуировали, в Тулузе транспорт с заключенными настиг специально посланный отряд СС, и Гриншпан был доставлен в берлинскую тюрьму «Моабит». Следователи начали готовить материалы о связи Гершла Гриншпана с Давидом Франкфуртером, который убил видного нациста Вильгельма Густлова в 1936 году, – Геббельс готовил показательный судебный процесс. Его цель была подтвердить существование «всемирного еврейского заговора».
Винсент Моро-Жафьери письменно изложил Геббельсу свою линию защиты, Геббельс доложил содержание документа Гитлеру. Из досье гестапо Гитлер знал, что фон Рат был гомосексуалистом, и высказал сомнение в целесообразности проведения показательного процесса. Геббельс предложил отстранить Винсента Моро-Жафьери от участия в процессе, но тут возникло новое затруднение: нацистский прокурор обнаружил, что Гриншпан был вывезен из Франции в Германию без соблюдения соответствующих юридических процедур. Прокурор потребовал, чтобы Гитлер лично подписал приказ о проведении процесса над Гриншпаном. Гитлер не решился – проведение показательного процесса было отменено. Гершл Гриншпан был переведен в лагерь Заксенхаузен, где разделил судьбу шести миллионов евреев, погибших в огне Холокоста.
(Опубликовано в №175, ноябрь 2006)
Хрустальная ночь | Определение, дата, факты и значение
Хрустальная ночь
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 9 ноября 1938 г. — 10 ноября 1938 г.
- Местонахождение:
- Германия
- Контекст:
- антисемитизм Холокост нацизм Третий рейх
- Ключевые люди:
- Йозеф Геббельс Рейнхард Гейдрих Адольф Гитлер
Просмотреть весь связанный контент →
Узнайте о Хрустальной ночи (Ночи разбитых стекол), пропаганда 9–10 ноября 1938 г. Разбитое стекло или Ноябрьские погромы , ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, когда немецкие нацисты напали на евреев и их имущество. Имя «Хрустальная ночь » иронически относится к мусору битого стекла, оставшемуся на улицах после этих погромов. Насилие продолжалось в течение дня 10 ноября, а местами акты насилия продолжались еще несколько дней.
Поводом для погромов послужил расстрел в Париже 7 ноября немецкого дипломата Эрнста фон Рата польско-еврейским студентом Гершелем Гриншпаном. Известие о смерти Рата 9 ноября достигло Адольфа Гитлера в Мюнхене, Германия, где он праздновал годовщину неудавшейся 19-й годовщины.23 Пивной путч. Там министр пропаганды Йозеф Геббельс, посовещавшись с Гитлером, разглагольствовал перед собранием старых штурмовиков, призывая к насильственным репрессиям, инсценированным как «спонтанные демонстрации». Телефонные приказы из Мюнхена вызвали погромы по всей Германии, в том числе и в Австрии.
Викторина «Британника»
Викторина «Нацистская Германия»
Незадолго до полуночи 9 ноября шеф гестапо Генрих Мюллер разослал всем полицейским подразделениям телеграмму, в которой сообщал, что «в кратчайший срок по всей Германии будут проведены акции против евреев и особенно против их синагог». В них нельзя вмешиваться». Скорее, полиция должна была арестовать жертв. Пожарные команды стояли у горящих синагог с четкими инструкциями, чтобы здания горели. Они должны были вмешиваться только в том случае, если пожар угрожал соседним «арийским» владениям.
За два дня и ночи было сожжено или иным образом повреждено более 1000 синагог. Мятежники разграбили и разграбили около 7500 еврейских предприятий, убили не менее 91 еврея и осквернили еврейские больницы, дома, школы и кладбища. Нападавшие часто были соседями. Было арестовано около 30 000 мужчин-евреев в возрасте от 16 до 60 лет. Чтобы разместить столько новых заключенных, были расширены концлагеря в Дахау, Бухенвальде и Заксенхаузене.
После того, как погром закончился, ему дали странное поэтичное название: «Хрустальная ночь», что означает «хрустальная ночь» или «ночь разбитого стекла». Это имя символизировало окончательный распад еврейского существования в Германии. После Хрустальной ночи нацистский режим сделал выживание евреев в Германии невозможным.
Стоимость одного только разбитого оконного стекла составила миллионы рейхсмарок. Рейх конфисковывал любые требования о компенсации, которые страховые компании выплачивали евреям. Руины разрушенных синагог должны были быть расчищены еврейской общиной. Нацистское правительство наложило на еврейскую общину коллективный штраф в размере одного миллиарда рейхсмарок (около 400 миллионов долларов в 1938 году). После оценки штрафа Герман Геринг заметил: «Свинья не совершит еще одного убийства. Между прочим… я не хотел бы быть евреем в Германии».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
15 ноября нацистское правительство запретило евреям посещать школы, а в конце ноября разрешило местным властям ввести комендантский час. К декабрю 1938 года евреям запретили посещать большинство общественных мест Германии.
Майкл Беренбаум
Хрустальная ночь — Мемориальный музей Холокоста США
Немцы проходят мимо разбитой витрины еврейского предприятия, разрушенного во время Хрустальной ночи. — Мемориальный музей Холокоста в США, любезно предоставлено Национальным управлением архивов и документации, Колледж-Парк .
Ресурсы
- Введение
- Первоисточники
- Справочная информация
- Гершель Гриншпан
- Исторические отчеты
- Последствия и реакции
- Кино и видео
- Веб-ресурсы музея
- Дополнительные ресурсы
Введение
В ночь на 9 ноября 1938 года в Германии, Австрии и Судетской области Чехословакии вспыхнули жестокие антиеврейские демонстрации. Нацистские официальные лица описали беспорядки как оправданную реакцию на убийство немецкого иностранного чиновника Эрнста фон Рата, который был застрелен двумя днями ранее Гершелем Гриншпаном, 17-летним польским евреем, обезумевшим из-за депортации своей семьи из Германии.
В течение следующих 48 часов буйные толпы, подстрекаемые антисемитскими увещеваниями нацистских чиновников, разрушили сотни синагог, по пути сжигая или оскверняя еврейские религиозные артефакты. Действуя по приказу штаб-квартиры гестапо, полицейские и пожарные ничего не сделали для предотвращения разрушения. В общей сложности было разграблено около 7500 принадлежащих евреям предприятий, домов и школ, а 91 евреи были убиты. Еще 30 000 мужчин-евреев были арестованы и отправлены в концлагеря. Нацистские официальные лица немедленно заявили, что в беспорядках виноваты сами евреи, и на немецкую еврейскую общину был наложен штраф в размере одного миллиарда рейхсмарок (около 400 миллионов долларов по курсу 1938 года).
Нацисты назвали это событие Хрустальная ночь («Хрустальная ночь» или «Ночь разбитых стекол»), имея в виду тысячи разбитых окон, которые впоследствии усеяли улицы, но этот эвфемизм не передает полной жестокость происходящего. Хрустальная ночь стала поворотным моментом в истории Третьего рейха, ознаменовав переход от антисемитской риторики и законодательства к насильственным, агрессивным антиеврейским мерам, кульминацией которых стал Холокост.
Следующая библиография была составлена, чтобы направить читателей к материалам о погроме Хрустальной ночи, которые находятся в фонде Библиотеки. Он не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим. Приведены аннотации, чтобы помочь пользователю определить направленность предмета, а телефонные номера музейной библиотеки указаны в скобках после каждой цитаты. Те, кто не может приехать, могут найти эти работы в ближайшей публичной библиотеке или приобрести их по межбиблиотечному абонементу. Перейдите по ссылке «Найти в библиотеке рядом с вами» в каждой цитате и введите свой почтовый индекс на экране поиска Open WorldCat. Результаты этого поиска показывают все библиотеки в вашем районе, которым принадлежит это конкретное издание. Обратитесь за помощью к местному библиотекарю.
Первоисточники
Беренбаум, Михаил, изд. «Ноябрьские погромы: Хрустальная ночь и ее последствия». В Свидетели Холокоста , 40-68. Нью-Йорк: HarperCollins Publishers, 1997. (D 804.19.W58 1997) [Найти в ближайшей библиотеке]
Собирает шесть переведенных оригинальных документов о Хрустальной ночи, включая телеграммы, личные отчеты, нацистские записки и отчеты.
Хилл, Джефф, составитель. «Хрустальная ночь». В Холокост , 109-123. Детройт, Мичиган: Omnigraphics, 2006. (D 804.19.H55 2006) [Найти в ближайшей библиотеке]
Собирает семь первоисточников в переводе, связанных с событиями 9-10 ноября 1938 года. Включает текст полицейских указов, личные отчеты и нацистские меморандумы. Часть серии Первичный справочник .
Мендельсон, Джон, составитель. «Хрустальный ночной погром». Том 3 из Холокост: избранные документы в восемнадцати томах . New York: Garland, 1982. (Ссылка D 810 .J4 H645 1982 v.3) [Найти в ближайшей библиотеке]
Воспроизводит 48 оригинальных первоисточников, связанных с насильственным изгнанием польских евреев из Германии в 1938 году и Хрустальной ночью, с английскими переводами. Включает телеграммы, письма, записи интервью, меморандумы и официальные отчеты полиции о разрушениях в Германии и Австрии.
Справочная информация
Фридлендер, Саул. Нацистская Германия и евреи: Том 1: Годы преследований, 1933-1939 . Нью-Йорк: HarperCollins, 1997. (DS 135 .G3315 F75 1997 v.1) [Найти в ближайшей библиотеке]
Прослеживает развитие нацистской антисемитской политики на протяжении 1930-х годов и последствия этих действий для жизни немецких и австрийских евреев. Включает концевые сноски, обширную библиографию и предметный указатель.
Грамль, Германн. Антисемитизм в Третьем рейхе . Оксфорд: Блэквелл, 19 лет.92. (DS 135 .G3315 G73 1992) [Найти в ближайшей библиотеке]
Открывается подробным описанием Хрустальной ночи, а затем прослеживается история антисемитизма в Германии, чтобы определить точные истоки элиминационных антиеврейских настроений, которые привели к Хрустальной ночи и Холокосту. Включает приложение с переводами основных оригинальных документов, а также библиографический очерк с изложением историографии предмета.
Каплан, Марион А. Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии . Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998. (DS 135.G3315 K37 1998) [Найти в ближайшей библиотеке]
Хроники Повседневная жизнь евреев в нацистской Германии в годы, предшествовавшие Хрустальной ночи и Холокосту. Дает представление о влиянии нацизма на немецких евреев и подробно описывает изменение взглядов среди евреев после событий ноября 1938 года. Включает примечания, библиографию и предметный указатель.
Кершоу, Ян. Народное мнение и политическое инакомыслие в Третьем рейхе: Бавария 1933-1945 . Oxford: Oxford University Press, 2002. (HN 460 .P8 K47 2002) [Найти в ближайшей библиотеке]
Предоставляет обзор народной реакции на нацистскую идеологию, исследуя повседневную жизнь жителей одного региона Германии. Прослеживает реакцию «простых немцев» на усиление преследований евреев посредством изучения отчетов, свидетельств и газетных отчетов о погроме Хрустальной ночи (см. стр. 257-277). Включает обширные сноски, документирующие использованные источники.
Лимберг, Маргарет и Хуберт Рюбсаат, редакторы. Немцев больше нет: рассказы о повседневной жизни евреев, 1933-1938 гг. . Нью-Йорк: Berghahn Books, 2006. (DS 135.G3315 S5413 2006) [Найти в ближайшей библиотеке]
Представляет рассказы из первых рук о повседневной жизни в нацистской Германии, в том числе о влиянии Хрустальной ночи на евреев, которые стали мишенью местных властей по всей Германии. Включает краткую биографическую информацию для каждого участника.
Нахама, Андреас, Уве Ноймеркер и Герман Симон. Огонь!: Антиеврейский террор во время Хрустальной ночи в ноябре 1938 года . Берлин: Topography of Terror Foundation, 2008. (DS 134.255 .F57 2008) [Найти в ближайшей библиотеке]
Исследует события месяцев, предшествовавших Хрустальной ночи, ноябрьскому погрому и его последствиям. Включает исторические изображения, рекомендуемый список чтения, список сокращений и указатель.
Schleunes, Карл А. Извилистая дорога в Освенцим: нацистская политика в отношении немецких евреев, 1933-1939 гг. . Urbana: University of Illinois Press, 1990. (DS 135.G33 S29 1990) [Найти в ближайшей библиотеке]
Прослеживает эволюцию антиеврейского законодательства и настроений на протяжении 1930-х годов и эрозию еврейской культуры и статуса в нацистской Германии в годы, предшествовавшие Второй мировой войне. Включает подробный анализ 1938 года — и Хрустальной ночи в частности — как поворотного момента в истории Третьего рейха. Включает обширную библиографию, обновленный библиографический очерк, написанный автором для второго издания, и предметный указатель.
Тененбаум, Джозеф. «Решающий 1938 год». Яд Вашем Исследования 2 (1958): 49-77. (DS 135 .E83 Y3 v.2) [Найти в ближайшей библиотеке]
Прослеживает политические маневры между Министерством иностранных дел Рейха и рядом европейских стран, пытающихся решить «еврейский вопрос» в Германии посредством эмиграции. Утверждает, что неспособность других стран решить иммиграционные вопросы, в первую очередь на Эвианской конференции, побудила нацистскую Германию насильственно изгнать иностранных евреев в 1938 и, в конечном счете, к насилию Хрустальной ночи и Холокоста.
Гершель Гриншпан
Марино, Энди. Гершель: мальчик, развязавший Вторую мировую войну . Boston: Faber and Faber, 1997. (DS 135 .G3315 M38 1997) [Найти в ближайшей библиотеке]
Биография Гершеля Гриншпана с подробным описанием убийства Эрнста фон Рата. Попытки распутать вопросы о возможных отношениях Гриншпана с фон Ратом до расстрела.
Маррус, Майкл. «Странная история Гершеля Гриншпана». В Истоки Холокоста , 597-607. Вестпорт, Коннектикут: Meckler, 1989. (Ссылка D 810.J4 N38 1989 v.2) [Найти в ближайшей библиотеке]
Обобщает жизнь Гершеля Гриншпана, его убийство Эрнста фон Рата и его судьбу от рук французских и немецких офицеров после расстрела.
Ройзен, Рон. «Гершель Гриншпан: судьба забытого убийцы». Исследования Холокоста и геноцида 1, вып. 2 (1986): 217-228. (D 810 .J4 H6428 v.1) [Найти в ближайшей библиотеке]
Обзор доступных источников о Гершеле Гриншпане, особенно тех, которые утверждают, что он пережил войну и поселился в Париже. Размышляет о значении действий Гриншпана в общем контексте истории Холокоста.
Шваб, Джеральд. День, когда начался Холокост: Одиссея Гершеля Гриншпана . Нью-Йорк: Прегер, 19 лет.90. (DS 135 .G3315 S37 1990) [Найти в ближайшей библиотеке]
Подробный отчет об убийстве фон Рата и обращении с его убийцей со стороны французских и немецких официальных лиц. Представлены доводы, которые адвокаты обвинения и защиты планировали представить на суде над Гриншпаном, который так и не состоялся. Включает фотографии, обширную библиографию, приложение со списком основных лиц, упомянутых в тексте, и предметный указатель.
Исторические отчеты
Болл-Кадури, К. Ю. «Центральные еврейские организации в Берлине во время ноябрьского погрома 1938 года («Хрустальная ночь»)». Яд Вашем Исследования 3 (1959): 261-281. (DS 135 .E83 Y3 v.3) [Найти в ближайшей библиотеке]
Содержит переведенные отчеты семи представителей еврейских организаций в Берлине, описывающие их реакцию на Хрустальную ночь. На основе архивных коллекций Яд Вашем в Иерусалиме.
Бенц, Вольфганг. «Ноябрьский погром 1938 года: участие, аплодисменты, неодобрение». В Исключающее насилие: антисемитские бунты в современной истории Германии , под редакцией Кристхарда Хоффмана, Вернера Бергмана и Гельмута Вальзера Смита, 141–159. Анн-Арбор: University of Michigan Press, 2002. (DS 146 .G4 E93 2002) [Найти в ближайшей библиотеке]
Отслеживает участие «обычных граждан» — в отличие от официальных лиц нацистской партии — в погроме «Хрустальной ночи», предоставляя обзор того, как беспорядки развивались в городских и сельских районах по всей Германии. Утверждает, что «молчаливое большинство» немцев не обязательно одобряло насилие, но не высказывало своих опасений.
Гелер, Майкл. «Убийство по команде: антиеврейский погром в Инсбруке, 9-10 ноября 1938 года». Ежегодник Института Лео Бека 38 (1993): 119-153. (DS 135 .G3 A262 v.38) [Найти в ближайшей библиотеке]
Подробно описывает особенно жестокий характер Хрустальной ночи в Инсбруке, Австрия, в ходе которой трое евреев были убиты, а несколько других тяжело ранены.
Гилберт, Мартин. Хрустальная ночь: прелюдия к разрушению . Нью-Йорк: HarperCollins, 2006. (DS 135 .G3315 G55 2006) [Найти в ближайшей библиотеке]
Тщательный отчет о событиях 10 ноября 1938 года с акцентом на опыте тех, кто стал мишенью нацистской мафии. Основано, прежде всего, на свидетельствах очевидцев. Включает многочисленные фотографии и карты, а также библиографию и указатель.
Гамбургер, Арно. «Ночь погрома 9-10 ноября 1938 года в Нюрнберге». В г. Немецкая общественность и преследование евреев, 1933-1945: «Никто не участвовал, никто не знал», под редакцией Йорга Волленберга, 11-14. Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press, 1995. (DS 135 .G3315 N5313 1995) [Найти в ближайшей библиотеке]
Рассказ из первых рук, написанный выжившим, который в то время был 15-летним жителем Нюрнберга.
Герц, Ицхак С. «Хрустальная ночь в приюте Динслакен; Воспоминания». Исследования Яд Вашем 11 (1976): 344-368. (DS 135 .E83 Y3 v.11) [Найти в ближайшей библиотеке]
Подробный отчет от первого лица, написанный жителем Динслакена, Германия, который описывает не только Хрустальную ночь, но и последующие ограничения на жизнь евреев в городе.
Клей, Стефан. «Гитлер и погром 9-10 ноября 1938 года». Исследования Яд Вашем 28 (2000): 87-112. (DS 135 .E83 Y3 v.28) [Найти в ближайшей библиотеке]
Описывает процесс принятия решений среди нацистских чиновников, который привел к событиям 19 ноября. 38, подчеркивая, как личные действия и идеология Гитлера влияли на действия того времени.
Кочан, Лайонел. Погром, 10 ноября 1938 г. . Лондон: A. Deutsch, 1957. (DS 135.G3315 K635 1957) [Найти в ближайшей библиотеке]
История Хрустальной ночи, включая обсуждение последствий беспорядков и обзор реакции мировой общественности. Включает краткую библиографию и указатель.
Левенберг, Питер. «Хрустальная ночь как публичный ритуал деградации». Ежегодник Института Лео Бека 32 (1987): 309-323. (DS 135 .G3 A262 v.32) [Найти в ближайшей библиотеке]
Рассматривает Хрустальную ночь как акт «публичного унижения», направленный на превращение немецких евреев в изгоев общества. Это эссе также появляется в The Origins of the Holocaust под редакцией Майкла Марруса, с. 582-596. Вестпорт, Коннектикут: Меклер, 1989 (ссылка D 810.J4 N38 1989 v.2).
Пеле, Вальтер Х., изд. Ноябрь 1938 года: от «Хрустальной ночи» до геноцида . Нью-Йорк: Берг, 1991. (DS 135.G3315 J8313 1991) [Найти в ближайшей библиотеке]
Сборник очерков различных ученых, исследующих происхождение Хрустальной ночи и ее последствия для евреев Германии. Помещает событие в общий контекст истории Третьего рейха и Холокоста.
Рид, Энтони и Дэвид Фишер. Хрустальная ночь: Нацистская ночь террора . Нью-Йорк: Times Books, 1989. (DS 135 .G3315 R426 1989) [Найти в ближайшей библиотеке]
Подробный журналистский отчет о событиях, предшествовавших Хрустальной ночи и во время нее. Обсуждается мировая реакция на события той ночи, а также обсуждение судьбы Гершеля Гриншпана. Включает библиографию, фотографии и указатель.
Тальманн, Рита и Эммануэль Файнерманн. Хрустальная ночь: 9-10 ноября 1938 г. . Нью-Йорк: Библиотека Холокоста, 1974 г. (DS 135.G33 T4313 1974 г.) [Найти в ближайшей библиотеке]
Тщательный отчет о событиях и последствиях Хрустальной ночи, включая ее влияние на повседневную жизнь евреев в Германии. Включает обсуждение реакции мировой общественности на насилие и расследование судьбы Гершеля Гриншпана.
Последствия и реакции
Баджор, Франк. «Распродажа и ликвидация предприятий и гонка за личным обогащением: «деиудаизация» и «арианизация» с ноября 1938 года». В «Арианизация» в Гамбурге: экономическое исключение евреев и конфискация их собственности в нацистской Германии , 222-261. Нью-Йорк: Berghahn Books, 2002. (DS 135.G4 h4274 2002) [Найти в ближайшей библиотеке]
Содержит тематическое исследование того, как нацисты конфисковали еврейскую собственность и предприятия, особенно после Хрустальной ночи, в Гамбурге, Германия. Подробно рассказывается о влиянии нацистской дискриминации на еврейских владельцев бизнеса и жителей Гамбурга, а также о последующих усилиях по исключению евреев из местной экономики.
Бауэр, Иегуда. «Хрустальная ночь как поворотный момент: реакция евреев на нацистскую политику». In The Origins of the Holocaust , под редакцией Майкла Марруса, 553-569. Вестпорт, Коннектикут: Meckler, 1989. (Ссылка D 810.J4 N38 1989 v.2) [Найти в ближайшей библиотеке]
Размышляет о значении «Хрустальной ночи» как о значительном изменении взглядов евреев на антисемитскую политику и действия нацистской Германии, а также о последствиях этого изменения для общего взгляда на евреев в европейской истории.
Готтшалк, Альфред. Немецкий погром ноября 1938 года и реакция американского еврейства . Нью-Йорк: Институт Лео Бека, 1988 г. (DS 135 .G3315 G67 1988 г.) [Найти в ближайшей библиотеке]
Представляет текст лекции в память о Лео Беке 1988 года, в которой он описывает общую реакцию американских евреев — и реакцию видных общественных деятелей — на новости о Хрустальной ночи.
Хильберг, Рауль. «Хрустальная ночь, Германия и немецкие евреи: интервью с Раулем Хильбергом». Размеры 4, № 2 (1988): 11-16. (D 804.15 .D56 v.4) [Найти в ближайшей библиотеке]
Текст интервью с выдающимся историком Раулем Хильбергом о причинах и последствиях Хрустальной ночи. Часть специального выпуска Dimensions с эссе и личными свидетельствами, приуроченными к 50-летию события.
Лет, Горан. «Конструкция безразличия: шведская пресса и Хрустальная ночь». Исследования Яд Вашем 36, пт. 2 (2008): 155-187. (DS 135 .E83 Y3 v. 36 pt. 2) [Найти в ближайшей библиотеке]
Изучает освещение Хрустальной ночи в шведской прессе и аспекты шведского общественного мнения о бедственном положении евреев. Содержит сноски и список источников.
Лукштейн, Хаскель. «Хрустальная ночь». В году мы были сторожами наших братьев? Общественный ответ американских евреев на Холокост , 35-80. Нью-Йорк: Hartmore House, 1985. (E 184.354.L76 1985) [Найти в ближайшей библиотеке]
Хроники ответов американских еврейских лидеров на новости о Хрустальной ночи. Рассматривает освещение в основных газетах и еврейской прессе, публичные протесты против нацистского насилия и другие общественные и частные ответы. Предлагает оценку реакции лидеров еврейской общины на угрозу нацизма.
Маккейл, Дональд. «Дело о нацистском« правосудии »: наказание членов партии, причастных к Хрустальной ночи, 1938». Еврейские социальные науки 35 (1973): 228-238. (DS 101 .J555 v.35) [Найти в ближайшей библиотеке]
Анализирует наказание некоторых членов нацистской партии за действия во время Хрустальной ночи, в том числе совершивших изнасилование («расовое загрязнение») и уничтоживших имущество, за которое должны были заплатить «арийские» страховые компании. Обсуждается, как эти судебные дела отражали и применяли нацистскую расовую идеологию.
Обенаус, Герберт. «Немцы: «антисемитский народ»: кампания в прессе после 9Ноябрь 1938 года». В Исследование глубин немецкого антисемитизма: немецкое общество и преследование евреев, 1933-1941 , под редакцией Дэвида Банкира, 147-180. Нью-Йорк: Berghahn Books, 2000. (DS 146.G4 P75 2000) [Найти в ближайшей библиотеке]
Прослеживает усилия нацистского министерства пропаганды под руководством Йозефа Геббельса по извлечению выгоды из антиеврейских настроений Хрустальной ночи путем организации кампании антисемитской риторики в немецких газетах и других новостных агентствах.
Штольцфус, Натан. «Хрустальная ночь: смешанные браки и уроки погрома». В Сопротивление сердца: смешанные браки и протест на Розенштрассе в нацистской Германии , 98-111. Нью-Йорк: WW Norton, 1996. (DS 135 .G4 B476 1996) [Найти в ближайшей библиотеке]
Обобщает протесты, поднятые нееврейскими партнерами пострадавших евреев в Берлине после Хрустальной ночи, с особым учетом влияния нацистской политики смешанных браков на тех, кто состоит в смешанных браках.
Штраус, Герберт А. «Стремление к войне и погромы 1938 года: проверка объяснительных моделей». Ежегодник Института Лео Бека 35 (1990): 267-278. (DS 135 .G3 A262 v.35) [Найти в ближайшей библиотеке]
Обобщает события Хрустальной ночи и исследует ее роль во внутренней и экономической политике нацистов в отношении евреев. Также обсуждается, как подготовка к войне помогла сместить нацистскую политику с антисемитской на насильственные действия.
Волков, Шуламит. «Хрустальная ночь в контексте: взгляд из Палестины». Ежегодник Института Лео Бека 35 (1990): 279-296. (DS 135 .G3 A262 v.35) [Найти в ближайшей библиотеке]
Рассматривает освещение Хрустальной ночи в палестинской прессе, показывая, что для многих евреев насилие той ночи рассматривалось как часть всемирных антиеврейских настроений, а не как уникальная угроза немецким или европейским евреям.
Энциклопедия Холокоста
Ознакомьтесь с нашими подробными статьями о событиях, людях и местах Холокоста.
Узнать больше
Кино и видео
Чейфер, Питер, реж. Хрустальная ночь, Путешествие с 1938 по 1988 год [видеозапись]. Александрия, Вирджиния: PBS Video, 1988. (Сборник видео) [Найти в ближайшей библиотеке]
Телепрограмма, посвященная 50-летию Хрустальной ночи. Исследует жизнь евреев, живущих в настоящее время в Берлине и Вене, и документирует усилия немцев и австрийцев по борьбе с нацистским прошлым.
Пельцер, Крис, режиссер. Больше, чем разбитое стекло: Воспоминания о Хрустальной ночи [видеозапись]. Тинек, Нью-Джерси: Ergo Media, Inc., 1989. (Сборник видео) [Найти в ближайшей библиотеке]
Использует интервью с выжившими и свидетелями Хрустальной ночи, чтобы предоставить подробный отчет о произошедших событиях.
Веб-ресурсы музея
Синагоги в Германии — Виртуальная реконструкция (внешняя ссылка)
Документирует усилия ученых-компьютерщиков Технического университета Дармштадта по созданию «виртуальных реконструкций» синагог, разрушенных во время Хрустальной ночи. Включает в себя десятки компьютерных изображений того, как синагоги, как считается, появились до ноября 1938 года.
USHMM Кино- и видеоархив Стивена Спилберга: Хрустальная ночь
Представляет архивные кадры фильма, связанные с Хрустальной ночью, хранящиеся в Кино- и видеоархиве Стивена Спилберга в Мемориальном музее Холокоста США.