Екатерина 2 как сильная личность: ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ | Наука и жизнь

Личность Екатерины II. Характер и увлечения

Характер

Люди, близко знавшие Екатерину, отмечали ее привлекательную внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, ее исключительно приветливый вид, простоту в общении. Императрица была вспыльчива, но умела владеть собой и никогда не принимала решений в порыве гнева. Старалась не оскорблять никого, была очень вежлива с прислугой. Никто не слышал от Екатерины грубого слова, она не приказывала, а просила выполнить ее просьбу. Извинялась за резкость, горячность, стремилась исправить ошибку, устранить возникшее недоразумение в отношении с любым человеком из ее окружения.

Портрет Екатерины Романовны Дашковой. Д. Левицкий. 1784 г.

В минуты опасности не теряла присутствия духа, умела поднять настроение окружающим. Не правилом было «хвалить вслух, а бранить потихоньку». Была снисходительна к проступкам слуг, шалостям пажей, умела посочувствовать в горе, помочь в беде, любила делать слугам подарки к праздникам и т. п. Принимала роды у фрейлин и у великой княгини.

Отличительной чертой характера Екатерины II называли веселость, чувство юмора, склонность к шуткам и забавам. Любила давать прозвища, не оскорбляя ими.

Увлечения Екатерины II

Екатерина И. С гравюры Р. Вудмана. 1835 г.

У Екатерины было много увлечений: она собирала коллекции картин, скульптур, резных камней. Много времени отдавала благоустройству дворцов, делая жилые апартаменты удобными для проживания. Парки и дворцовые сады были особым пристрастием государыни, она называла это плантоманией. Очень любила животных, которые платили императрице особой привязанностью. Известна ее любовь к собакам: целое их семейство сопровождало Екатерину на прогулках. Стаи голубей слетались к ее окнам, в отдельных помещениях содержались ручные обезьянки, черепахи, цветные попугайчики и другие диковинные птицы.

Ее распорядок дня

Екатерина Великая (1729-1796 гг.) — императрица Всероссийская (годы правления — 1762-1796 гг. )

День императрицы был расписан по часам, распорядок его почти не изменялся на протяжении всего царствования. Только с годами она стала вставать не в 5, а в 6, а к концу жизни — в 7 ч утра. Утренние часы — с 8 до 11 — были отведены для приема государственных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Бумаги на столе Екатерины лежали в строго определенном порядке. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были постоянными. День заканчивался в 10 или 11 часов вечера.

Императрица-мастерица

Портрет Екатерины II. В. Эриксен

Современники отмечали умеренность Екатерины в еде. В послеобеденное время она садилась за рукоделие, а И. И. Бецкой читал ей вслух. Екатерина «мастерски шила по канве», вязала на спицах. Окончив рукоделие, переходила в Эрмитаж: точила из кости, дерева, янтаря, переводила на стекла антики, гравировала, играла в бильярд. Была равнодушна к моде. Придумала покрой молдована (свободного кафтана) и русского платья, которое носили при ее дворе, особую одежду для шестимесячного внука Александра (выкройку этого костюмчика для детей у нее просили прусский принц и шведский король).

Поделиться ссылкой

Русская армия в эпоху Екатерины II

Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). — 2016. — № 1 (6)

 

DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00007

Аннотация. В статье рассматриваются основные преобразования в русской армии во второй половине ХVIII века и военная практическая и теоретическая деятельность выдающихся отечественных полководцев и военачальников, ставшие фундаментом великих побед русского оружия.

Ключевые слова: Екатерина II, П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А. В. Суворов, Семилетняя война, Русско-турецкая война, Военная комиссия, Генеральный штаб.

 

Summury.  The article reviews general transformations in the Russian Armed Forces during the second half of 18 century. Also, it reviews practical and academic activities of outstanding Russian commanders, who became a basis of Russian glorious victories.

Keywords: : Catherine the Great, P. A. Rumyantsev, G. A. Potemkin, A. V. Suvorov, The Seven Years’ War, Russo-Turkish War, Military Comission, the General Staff.

Вторая половина XVIII века в истории России отмечена важными военными событиями, находившимися в тесной взаимосвязи с бурной внешнеполитической активностью русского самодержавия. В ходе многочисленных войн русская армия показала себя самой сильной и боеспособной армией Европы. Одним из источников боевой мощи армии являлась введённая ещё Петром Великим рекрутская система комплектования, которая вплоть до 1790-х годов была передовой по сравнению с системой комплектования западноевропейских армий, основывавшейся на найме и принудительной вербовке солдат.

 

Существенное преимущество рекрутской системы состояло в том, что она обеспечила России создание массовой армии. Страна располагала армией, которая превосходила размерами армии нескольких ведущих государств Европы, вместе взятых.

 

Наличие такой армии, а также сильного флота позволило правительству России вести активную внешнюю политику, в которой тесно переплетались как имперские, так и национальные цели. Почти половину (21 год) второй половины XVIII века Россия находилась в состоянии войны. Она вела длительные крупномасштабные войны (Семилетняя 1756-1763, русско-турецкие 1768-1774 и 1787-1790, походы 1799 года), одновременно или почти одновременно с которыми велись войны меньшего масштаба. [3, c.271-272]

 

27 июня 1762 г. на престол вступила императрица Екатерина II, и с этого дня, можно сказать, начинается наиболее блестящая, после петровской, эпоха в истории русского военного искусства; блестящая по двум причинам: во-первыx, с точки зрения развития русского военного искусства и достижения им высокого уровня, проявившегося в различных отраслях военного дела, и во-вторых, с точки зрения тех результатов, которые были достигнуты при помощи разумного приложения военного искусства в жизни, какими являлись: решение польского вопроса и громадный успех в деле борьбы с Турцией на пути к овладению существенно необходимыми проливами [1, c.

35]

 

Приступая к тому, чтобы в армии «что можно, еще лучше постановить», Екатерина прежде всего обращается к главным выдающимся участникам Семилетней войны и спрашивает их мнения относительно предстоящих реформ, преимущественно относительно изменений строя и главных военно-административных законов Елизаветинского времени, вызываемых опытом указанной войны. Вслед за тем из тех же лиц в конце 1762 г., согласно докладу фельдмаршала П. С. Салтыкова, была образована комиссия для обсуждения реформ по военному ведомству по обширной программе, составленной тем же фельдмаршалом и касавшейся всех отделов военного искусства.

 

Для руководства этой комиссией Екатерина дала ей инструкцию, которая состояла из 33 пунктов и которая, требуя известных усовершенствований, указывала, что комиссия при своих работах не должна была колебать «старого основания», то есть Петровских идей и начал.

 

Относительно организации войск комиссия 1762 г. прежде всего высказала основное положение, по которому признавала более полезным иметь «малую армию, но исправную, чем многочисленную на бумаге, но которая многим недостаточна», так как, по мнению комиссии, «сила войска состоит не в многом числе оного, но от содержания его в дисциплине, от хорошего научения и верности».

 

Подводя итоги организационной деятельности царствования Екатерины II, необходимо отметить следующее:

  1. Общая численность армии, в силу необходимости и не без усилий, с 330 тыс. возрастает до 500 тыс. чел., считая, в том числе, и гарнизонные войска.
  2. В организации встречаются совершенно самобытные образцы, резко отличавшие нашу армию от современных ей европейских, как то:
  • а) развитие егерей;
  • б) значительное увеличение конницы;
  • в) развитие легкого типа конницы по преимуществу;
  • г) принятие организации артиллерии, служащей непосредственным переходом к постоянной организации как в мирное, так и в военное время;
  • д) усиление поселенных войск, принявших на себя оборону южных и восточных границ взамен уничтоженной ландмилиции;
  • е) своеобразная организация гарнизонных войск, вполне отвечающая их назначению и природе.

 

В общем, деятели Екатерининского царствования, не подчиняясь слепо образцам Западной Европы, сохраняя начала, завещанные Петром, стремились использовать те средства, которые могла предоставить им Россия. Отсюда своеобразная, но согласованная с местными и боевыми условиями организация армии.

 

До царствования Екатерины II в русской армии не было прочной организации крупных тактических подразделений выше полка. В 1764 и 1766 гг. воинской комиссией для этой цели были изданы «инструкции пехотного и конного полка полковнику». В своем всеподданнейшем докладе от 17 ноября 1764 г. воинская комиссия говорит, что издание таких инструкций является необходимым, «чтобы каждый полковник ведал точно, в чем его главнейшая состоит должность».

 

Организация войск в военное время состояла в том, что входившие в состав действующих армий войска делились на части, называемые безразлично иногда дивизиями, иногда корпусами различного состава в зависимости от обстоятельств, причем дивизии мирного времени не сохраняли своего состава, территориального наименования и своих командующих в мирное время генералов. Дивизии составлялись из бригад одного и того же рода войск. По положению, в каждой бригаде должно было находиться два полка, но на практике это соблюдалось далеко не всегда.

 

Независимо от этих крупных воинских формирований в составе действующих армий во всех боевых расписаниях встречается особый легкий корпус как наследие Петровской организации, но в рассматриваемую эпоху так называемый корволант приобретает большее значение, как по своей численности, так и по важности боевых задач, возлагаемых на него. Корволант войны рассматриваемой эпохи представляет вполне самостоятельный отряд из трех родов войск, действующий впереди на флангах армии с самыми решительными последствиями.

 

Относительно сроков службы нижних чинов необходимо отметить, что в это царствование окончательно устанавливается как общее правило 25-летний срок службы. Раньше сложно было установить такой порядок по непреодолимым препятствиям для вполне обеспеченного устройства быта отставных солдат, терявших связь с населением, из которого были взяты. Для всех вновь привлеченных к отбыванию воинской повинности элементов срок службы был установлен сокращенный, в 15 лет.

 

Военная комиссия 1762 года обратила внимание на неудовлетворительное состояние квартирмейстерской части и предложила организовать ее на совершенно новых началах и в более широких рамках. При этом комиссия предложила даже изменить самое название квартирмейстерской части, наименовав ее Генеральным штабом, который, по мысли комиссии, должен был являться отдельным учреждением, единым корпусом.

 

В 1763 г., согласно предложению Воинской комиссии, был образован Генеральный штаб со строго определенным кругом деятельности. Вместе с тем были приняты меры и для внешнего объединения офицеров Генерального штаба, для чего, между прочим, им в 1764 г. было дано особое обмундирование и снаряжение. Для направления деятельности Генерального штаба и его руководства постановлено было иметь особого начальника, состоящего при центральном военном управлении. Таким начальником решили сделать вице-президента Военной Коллегии.

 

На образованный Генеральный штаб возлагалось:

  1. разработка в мирное время данных для боевой деятельности войск,
  2. подготовка офицеров к службе Генерального штаба в военное время, и
  3. картографические работы.

Таким образом, Генеральному штабу вменялось в обязанность в мирное время заниматься работами по подготовке к войне.

 

Состав офицеров Генерального штаба был установлен соответственно с потребностями трех армий, на которые делились наши войска, и поэтому был увеличен с 13 на 40. Большая часть из этих офицеров находились при армиях, а остальные — при Военной Коллегии или, вернее, при ее чертежной.

 

Так как начальником Генерального штаба являлся вице-президент Военной Коллегии, который в то же время ведал и секретной экспедицией, то служба офицеров Генерального штаба все больше и больше связывалась с этой экспедицией, которая ведала все секретные распоряжения по движению войск и по сбору корпусов и отрядов для операций.

 

Однако, несмотря на некоторую упорядоченность организации Генерального штаба, в действительности офицеры его все еще были отчуждены, как и прежде, от значительной части прямых своих обязанностей, особенно в военное время. Происходило это потому, что в сущности говоря, как и прежде, не было такого лица, которое организовало бы специальную подготовку офицеров Генерального штаба, определяло бы их обязанности и слило бы их с войсками, приведя последние к сознанию важности службы Генерального штаба. 

 

В век Екатерины появилось действительно много талантливых военных людей, к которым нужно причислить Захара Чернышева, Петра Панина, князя Н. Репнина, Н. Салтыкова, Зейсмана, Понятовского, Кретникова, Каменского, С. Воронцова, Завадовского, М. Голенищева-Кутузова. Но особенно выделялись своими способностями и талантами фельдмаршалы: П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин и А. В. Суворов.

 

Каждый из названных фельдмаршалов имел свои особенности, которые и положили отпечаток на их деятельность, влияющую в том или ином отношении на русское военное искусство и поставившую последнее на столь высокую ступень.

 

Князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический, с детства готовившийся к духовному званию, при восшествии на престол Екатерины II был вахмистром в конной гвардии. Вскоре, однако, он выделился своими особенностями, проявленными сначала в качестве строевого офицера в первой Турецкой войне, в которой он с 1769 г. по 1774 г. из секунд-ротмистров дослужился до генерал-аншефа и генерал-адъютанта. Назначенный в 1774 г. вице-президентом Военной Коллегии, Потемкин проявил организаторский и военно-административный талант, который выказался еще в более широких размерах, когда в 1784 г. он был сделан президентом Военной Коллегии. Организационно-административная деятельность Потемкина и составляет его главную заслугу, ставя его в первые ряды военных деятелей Екатерининского царствования и оказывая громадное влияние в самом положительном смысле на отечественное военное искусство того времени. 

 

Во время военных действий его организаторский талант пролился еще с большей силой и пользой. Отличаясь громадной энергией и работоспособностью, Потемкин с изумительным искусством быстро формировал различные части, умея находить источники для комплектования. Что касается боевой деятельности Потемкина, то она — гораздо ниже его деятельности организационной и административной, но, однако, не выделяясь в общем из среднего уровня, и она показывает, что Потемкин имел здравые суждения о военном деле и хорошо понимал его.

 

Граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, сын Петровского дипломата и Анненского генерала, получил блестящее домашнее образование, которое закончил коротким пребыванием в Шляхетском кадетском корпусе и заграничным походом на Рейн, а главное — серьезным чтением, которого никогда не оставлял, даже в походах. Талант Румянцева, если, быть может, и не так ярок и блестящ, как талант Потемкина, но он гораздо глубже и многостороннее.

 

Блестящие способности Румянцева проявились еще в Семилетнюю войну, особенно в Кольбергской операции 1761 года. Уже здесь он выказал талант полководца и организатора. Во время первой Турецкой войны 1769–1774 гг. поставленный во главе значительной армии, он показал, что обладает широким почином действий и понимает необходимость предоставить своим подчиненным, при исполнении данной им задачи, достаточную долю свободы действий. В эту войну Румянцев продемонстрировал стратегический и тактический талант, что и имело следствием его блестящие победы над турками, давшие самой войне название Румянцевской, а Румянцеву — название Задунайского [2, c.27]

 

Независимо от этого Румянцев в эту войну плодотворно работал над развитием боевого воспитания и обучения войск, утверждением разумной дисциплины и выработкой соответствующего внутреннего порядка в войсках. В общем, Румянцев оставил почти во всех отделах русского военного искусства или классические образцы, или руководящие мысли. Они были им сведены в кратких положениях, удобных для понимания всех начальников, в «общие правила искусства воинского», не касаясь ни «времен», ни «случаев» их применения.  

 

Выше многих, по силе таланта и значению для русской армии, среди деятелей Екатерининской эпохи стоит Александр Васильевич Суворов.

 

Суворов дал величайшие образцы стратегии и тактики, действуя против всевозможных противников на различных театрах войны при разнообразнейшей обстановке; не был он также чужд организаторской и военно-административной деятельности, в которой заявил себя далеко недюжинным талантом. Однако величие и значение Суворова главным образом не в этом. То и другое зиждется прежде всего на его военно-воспитательной системе, на его системе одиночного обучения и боевой подготовке целых частей.

 

Вникая в сущность Суворовского воспитания, его средств для развития нравственного элемента в мирное время, возбуждения его на высшую степень в бою, нетрудно заметить, что Суворов, как никто, достиг великой цели прежде всего потому, что понял те причины, которые еще задолго до Петра I всегда вызывали русского воина на высшую самоотверженность. Эти причины — преданность Вере, Царю, Отечеству и бесповоротное следование в бою за начальником, заботившимся о нем, умевшим не щадить себя для блага дела, умевшим дать личный пример.

 

Обладая гениальным умом, Суворов познал, что в этих нравственных основах вся сущность успеха боевого дела, и резко, как никто, выдвинул вперед все, способствующее развитию этих нравственных начал, — оригинально воспитал сам себя в том же духе и самое главное — всегда, в особенности в бою, служил войскам личным примером. Этот личный пример во всем с неотразимой силой действовал на Суворовских солдат, и никто даже из наиболее видных деятелей Екатерининского времени, как Потемкин и Румянцев, не имел на войска такого влияния, как Суворов, и не достигал с теми войсками подобных результатов. Они только направляли дело, но, сравнительно с Суворовым, были все-таки далеки от солдат; Суворов же с ними составлял одно целое [2, c.45].

 

Воинская комиссия 1762 года в связи с поставленной ей задачей распределить по «командам» генералов признала необходимым установить в армии постоянные крупные подразделения.  В результате, по докладу Военной Коллегии, в 1768 г. армия в мирное время была распределена на 8 дивизий и 3 охранных корпуса, и согласно с этим распределением была расположена на непременных квартирах.

 

В 1775 году число дивизий было увеличено до 11. Дивизии представляли собой соединение всех родов войск и были не одинакового состава, а именно; от 8 до 20 батальонов и от 10 до 50 эскадронов. Промежуточных подразделений между отдельными частями войск и дивизиями не существовало. Военная Коллегия, однако, не останавливается только на организации дивизий. В своем докладе 1768 г. она указывает и на вероятную группировку сил при войне на том или другом фронте, то есть делает первую попытку по распределению войск еще в мирное время на будущие действующие армии, причем намечает таких армий три.

 

Эти общие соображения Военной Коллегии, относящиеся к 1768 г., получили более полное развитие и законченность в проектах Румянцева и Потемкина, выработанных ими, каждым отдельно, в период между первой и второй Турецкими войнами.

 

По идее, оба проекта одинаковы: оба считают необходимым распределение войск в мирное время на армии сообразно данным политической обстановки: сила, состав, соотношение различных родов оружия, даже подготовка войск в тех или других армиях должны подчиняться свойствам и характеру вероятного противника, особенностям местности того театра, на котором данной армии предстоит действовать. При этом обеспечение соответствующей подготовки войск и изучение «оборотов» противника для каждой армии достигалось назначением еще в мирное время ответственного лица — инспектора, принимающего с объявлением войны звание главнокомандующего. В частности, однако, оба проекта организации армии различны, как различны отправные соображения, принятые их составителями.

 

Румянцев признавал необходимым не ломать уже установившегося распределения армии на дивизии, ее расписания на непременные квартиры. Проектируемая им центральная армия, «резервная», представляла в его глазах средство для введения поправок за данную политическую обстановку, позволяя усиливать до желаемых пределов ту или другую из прочих трех передовых армий: «Поморскую» — на севере, «Южную» — на юге и «Низовую» — на юго-востоке.

 

Потемкин принимал за основание то взаимное положение держав, которое сложилось в 1785 г., когда появился его проект. К этой переменчивой данной он и приурочивает распределение войск по трем армиям, их своеобразный состав, их назначения и задачи.

 

Ни тот, ни другой проект, впрочем, не получили осуществления. Этому помешала начавшаяся вторая Турецкая война, которая привлекла на южную границу значительно большие силы, чем предполагали Румянцев и Потемкин.

 

Образование дивизий несомненно должно было оказать влияние на большую боевую готовность армии, лучшую и однообразную ее подготовку, потому что командующими этими дивизиями были назначены все наиболее выдающиеся генералы, привлеченные, в противность прежним обычаям, и в мирное время к службе и к жизни войск.

 

Нужно, однако, сказать, что отсутствие в мирное время высших строевых соединений, представляющих собой более крупные, чем полк, тактические единицы, имело следствием то, что прочность и боевая пригодность армии обусловливались главным образом прочностью, так сказать, элементарных единиц, какими являлись полки.  Вследствие этого, особенное значение приобретают те основания, которые были положены в дело управления полком.

 

В век Екатерины обращали внимание не только на обучение, но также и на воспитание войск. Как сама Екатерина, так и выдающиеся деятели ее эпохи придавали громадное значение воспитанию армии, занимались им и достигали в этом отношении блестящих результатов. С уверенностью можно сказать, что только соединение рационального обучения с соответственным воспитанием принесло в царствование Екатерины II те поразительные боевые результаты, о которых свидетельствует история. И здесь во главе шел почин свыше, проявившийся в «полковничьей инструкции», которая восстанавливала некоторые из забытых в армии идей и постановлений Петра Великого, касающихся воспитания. В этой «полковничьей инструкции», между прочим, говорится, что необходимо «объяснять солдату силу и содержание воинского артикула, уставов и приказов, а паче что до солдата касается изъяснять должность службы и требуемую от солдата неустрашимую храбрость и что никакие страхи и трудности храбрость и верность российских солдат никогда поколебать не могли, в которых число и он принят».

 

Далее, в инструкции указывалось, что солдатам должно быть внушено, что «солдат именем и чином от всех прежних его званий преимуществует». Затем инструкция, обязывая полковых и ротных командиров заботиться о подготовке хорошего солдата, указывает и путь к этому, а именно: нравственное воспитание личности и дисциплина, основанием которой должны служить чинопочитание, сознательное отношение к воинскому долгу и развитие нравственных побуждений, на первом плане которых ставится честолюбие. Эти идеи были выдвинуты еще Петром Великим и личным его примером, и его законоположениями.

 

Те же идеи инструкции вполне самостоятельно и независимо проводил в жизнь Румянцев, который на первый план также выдвинул меры, способствующие развитию нравственного элемента: «Высшее развитие воинского долга, строгая, но сознательная дисциплина — не за страх только, а за совесть, утверждающая между командиром и подчиненными взаимное доверие; непосредственная работа офицеров для приведения нижних чинов в приличное военным людям состояние»; строгие требования гарнизонной и внутренней службы.

 

Из школы Румянцева выходит целый ряд видных деятелей, которые разносят его идеи. К числу таких относится Воронцов. Его инструкция ротному командиру, по верности воспитательных идей, по широте взгляда, заботливости и участливому отношению к солдату напоминает законоположения второй половины XIX столетия.

 

Потемкин начал свою службу также под руководством Румянцева, его работа на военно-воспитательном поприще выделяется своими требованиями. Но выше всех в этом отношении необходимо поставить Суворова. Его воспитательная система покоилась на тех же основаниях. Выступив одновременно с выходом инструкции и с проявлением деятельности Румянцева, Суворов постепенно развивал те же великие начала от времени командования им Суздальским полком и в течение 30 лет, и в конце концов постепенно создал целую законченную систему, принявшую определенную форму и направление. Однако об этой системе можно судить главным образом только по результатам, достигаемым ее применением.

 

Восстановить точно последовательный ход развития и даже конечные формы системы в полном их объеме, за недостатком материала, является совершенно невозможным, но сущность Суворовской системы, ее принципы восстановить можно.

 

Суворов был высоко образованным человеком, не только с военной, но и общей точки зрения, чего достиг постоянным чтением и стремлением к самоусовершенствованию и самообразованию.

 

Обладая широким образованием, Суворов в основу воспитания русского солдата как бойца положил философские начала: свойства человека вообще, свойства русского человека в частности — его национальные особенности — и свойства явлений войны — главным образом боя.

 

Исходя из того, что человек обладает свойствами, из которых одни для войны весьма пригодны (решительность, храбрость, презрение к опасности, находчивость, сила воли, бодрость духа, уменье подчиняться и повелевать), и свойствами, для этой цели непригодными (чувство самосохранения, инертность, вялость, трусость, нерешительность), Суворов целью воспитания солдата и ставит развивать первые и заглушать вторые. С другой стороны, по мнению Суворова, основным условием военного успеха является смелость и решительность во всяком случае. Но чтобы быть смелым и решительным, необходимо не бояться опасности, а самый верный и прямой путь для этого — не выжидать ее, а идти ей навстречу. Суворов этого строго и держался. Отсюда и его наступательные тенденции не только с точки зрения наивыгоднейшего образа действий, но и с точки зрения воспитания.

 

Чтобы наступление было решительным, а только такое и приводит к положительным результатам, необходимо, во-первых, чтобы войска ничто не могло озадачить, чтобы они были уверены в своей силе и не допускали бы мысли, что могут быть побиты, и во-вторых, чтобы наступление заканчивалось бы непременно ударом. Для достижения первого Суворов приучает свои войска к неожиданностям. Отсюда его преследование неясных, уклончивых и неопределенных ответов на самые неожиданные и иногда нелепые вопросы, соответствующим образом веденные учения и требования твердого усвоения всего, что солдату нужно знать.

 

Что касается удара в штыки, то он требует сильной воли, которая и развивается упражнениями в мирное время. Здесь на помощь Суворову приходит свойство русского человека, так как штык и действие штыком присущи особенностям нашей национальности. Но развитию наступательных тенденций мешает общее всем людям чувство самосохранения. Чтобы противодействовать ему, Суворов пользуется особенностями русского человека, а именно: его религиозностью, его любовью и преданностью Государю, преданностью родине, гордостью своей национальностью и честолюбием. Отсюда его постоянный призыв к молитве, обращение к Богу, постоянные напоминания о матушке Царице, повторение его любимейшей поговорки: «Помилуй Бог, мы — русские» и его афоризм, что «каждый солдат может быть генералом» …

 

Строгая дисциплина; постоянная деятельность; соблюдение опрятности и чистоты как вернейший залог здоровья; молодцеватый вид как внешнее проявление уверенности в себе солдата дополняют перечень тех начал, на которых построил Суворов свою систему воспитания солдата, не знавшего, пройдя его школу, ничего невозможного ни в степях и равнинах Кубани и Дуная, ни перед валами Измаила и Праги, ни на горных высях Швейцарии.

 

Чтобы получить полное представление о боевой подготовке войск в эпоху Екатерины, необходимо ознакомиться с боевыми порядками нашей армии того времени и с образом ее действий, — с ее тактикой,

 

Могущественнейшим фактором, который преимущественно влиял на тактику русской армии во вторую половину XVIII столетия, были многочисленные войны. То направление, которое под их влиянием было принято в этом отделе военного искусства, слишком далеко уклонилось от принципов, намеченных уставом, и тех боевых приемов и порядков ведения боя, которые в данное время являлись общими для всех западноевропейских армий.

 

В общем, царствование Екатерины II, с точки зрения эволюции русского военного искусства, является эпохой, в которой постепенно вырабатываются идеи глубокой тактики и в которой эти идеи тотчас же проводятся в жизнь. В связи с этим данная эпоха может характеризоваться такой, в которой получили у нас полное и правильное развитие на практике вопросы обучения и воспитания войск, основанных на самодеятельности и самостоятельности начальствующих лиц всех степеней в пределах, соответствующих их служебному положению.

Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). — 2016. — № 1 (6)

Екатерина Великая | Биография, факты, дети и достижения

Екатерина II

Смотреть все СМИ

Год рождения:
2 мая 1729 г. Щецин Польша (День рождения через 2 дня)
Умер:
17 ноября 1796 г. (67 лет) Пушкин Россия
Должность/Офис:
императрица (1762-1796), Российская Империя
Известные работы:
«Поучение Екатерины Великой»
Дом/Династия:
Династия Романовых

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известна Екатерина Великая?

Екатерина II, прозванная Екатериной Великой, правила Россией 34 года — дольше, чем любая другая женщина в истории России. Став императрицей, Екатерина вестернизировала Россию. Она привела свою страну к полноценному участию в политической и культурной жизни Европы. Она защищала искусство и реорганизовала свод законов России. Она также значительно расширила территорию России. Сегодня Екатерина является предметом национальной гордости многих россиян.

Подробнее читайте ниже: Наследие

Россия

Узнайте больше об истории России и ее империи.

Как Екатерина Великая пришла к власти?

Екатерина Великая родилась Софией фон Ангальт-Цербст в семье прусского принца Христиана Августа фон Ангальт-Цербст. В 16 лет она вышла замуж за Карла Ульриха (впоследствии Петра III), наследника российского престола. Вскоре после того, как Ульрих взошел на престол, Екатерина возглавила против него успешный мятеж. Ульрих отрекся от престола, и в сентябре 1762 года Екатерина была коронована императрицей России.

Подробнее читайте ниже: Молодость

Петр III

Узнайте о Петре III, муже Екатерины Великой, и о государственном перевороте, положившем конец его правлению.

Каким было указание Екатерины Великой?

Наставление Екатерины Великой — российский политический документ, подготовленный императрицей в качестве руководства для законодательной комиссии, рассматривавшей внутренние реформы. В нем Екатерина «поручила» комиссии создать новый свод законов и рекомендовала ряд государственных реформ, основанных на либеральных гуманитарных политических теориях. Согласно инструкции:

  • Все люди должны считаться равными перед законом.
  • Закон должен защищать, а не угнетать людей.
  • Закон должен запрещать только вредные действия.
  • Крепостное право должно быть отменено.
  • Смертная казнь и пытки должны быть прекращены.
  • Необходимо соблюдать принцип абсолютизма.

Подробнее ниже: Молодость

Наставление Екатерины Великой

Узнайте больше о Наставлении Екатерины Великой и его влиянии на Россию 18 века.

Как умерла Екатерина Великая?

Вопреки распространенному мнению, Екатерина Великая не умерла в туалете. Однако она перенесла инсульт в туалете (имеется в виду ванная) и умерла на следующий день, 6 ноября (17 ноября по новому стилю) 1796 года. Слух о том, что Екатерина умерла в туалете, вероятно, возник при императорском русском дворе. Враги Екатерины при дворе распустили много разных слухов о ее смерти. Один особенно неприятный слух гласил, что Екатерина умерла при попытке полового акта с лошадью.

Павел

Прочитайте о сыне и преемнике Екатерины Великой Павле и его бурных отношениях с матерью.

Узнайте о жизни и царствовании Екатерины Великой в ​​России

Посмотреть все видео по этой статье 095 Софи Фридерика Огюст, принцесса фон Анхальт-Цербст (родилась 21 апреля [2 мая по новому стилю] 1729 г., Штеттин, Пруссия [ныне Щецин, Польша] — умерла 6 ноября [17 ноября] 1796 г., Царское Село [ныне Пушкин], близ Санкт-Петербурга, Россия), немецкая императрица России (1762–96), возглавившая ее страну в полноправное участие в политической и культурной жизни Европы, продолжая дело, начатое Петром Великим. Со своими министрами она реорганизовала администрацию и право Российской империи и расширила территорию России, добавив Крым и большую часть Польши.

Молодость

Софи Фридерика Огюст, принцесса (принцесса) фон Ангальт-Цербст, была дочерью малоизвестного немецкого принца Христиана Августа фон Ангальт-Цербст, но она была связана через свою мать с герцогами Гольштейна. В 14 лет она была избрана женой Карла Ульриха, герцога Гольштейн-Готторпского, внука Петра Великого и наследника российского престола как великий князь Петр. В 1744 году Екатерина прибыла в Россию, приняла титул великой княгини Екатерины Алексеевны и в следующем году вышла замуж за свою двоюродную сестру. Брак был полным провалом; следующие 18 лет были для нее наполнены разочарованием и унижением.

Что поп-культура ошиблась в отношении Екатерины Великой

Посмотреть все видео к этой статье

Россией в то время правила дочь Петра Великого, императрица Елизавета, чье 20-летнее правление значительно стабилизировало монархию. Посвященная большим удовольствиям и роскоши и очень желая придать своему двору блеск европейского двора, Елизавета подготовила путь для Екатерины.

Екатерина, однако, не стала бы императрицей, если бы ее муж был совсем нормальным. Он был чрезвычайно невротичным, мятежным, упрямым, возможно, импотентом, почти алкоголиком и, что самое серьезное, фанатичным поклонником Фридриха II Прусского, врага императрицы Елизаветы. Екатерина, напротив, была трезвой и честолюбивой. Ее ум, гибкость характера и любовь к России снискали ей большую поддержку.

Викторина «Британника»

Викторина «Женщины у власти»

Она была унижена, скучна и подозрительна во время пребывания при дворе, но она нашла утешение в том, что много читала и готовилась к своей будущей роли государыни. Хотя женщина малокрасивая, Екатерина обладала значительным обаянием, живым умом и необычайной энергией. Только при жизни мужа у нее было по крайней мере трое любовников; если верить ее намекам, ни один из ее троих детей, даже наследник Пол, не был отцом ее мужа. Однако ее истинной страстью было честолюбие; так как Петр был неспособен к управлению, она довольно рано увидела возможность устранить его и самой управлять Россией.

Императрица Елизавета умерла 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года по новому стилю), когда Россия в союзе с Австрией и Францией вела Семилетнюю войну против Пруссии. Вскоре после смерти Елизаветы Петр, ныне император, прекратил участие России в войне и заключил союз с Фридрихом II Прусским. Он не пытался скрыть своей ненависти к России и любви к родной Германии; бесконечно дискредитируя себя своими глупыми поступками, он готовился также избавиться от жены. Екатерине оставалось только нанести удар: она имела поддержку армии, особенно полков в Петербурге, где находился ее любовник Григорий Орлов; суд; и общественное мнение обеих столиц (Москвы и Санкт-Петербурга). Ее также поддерживали «просвещенные» элементы аристократического общества, поскольку она была известна своими либеральными взглядами и вызывала восхищение как одна из самых образованных особ в России. 28 июня (9 июля, по новому стилю), 1762 г., она повела сплотившиеся на её сторону полки в Петербург и провозгласила себя императрицей и самодержицей в Казанском соборе. Петр III отрекся от престола и через восемь дней был убит. Хотя Екатерина, вероятно, не заказывала убийство Петра, оно было совершено ее сторонниками, и общественное мнение возложило на нее ответственность. В сентябре 1762 года она была торжественно коронована в Москве, древней столице царей, и начала царствование, которое должно было длиться 34 года, в качестве императрицы России под титулом Екатерины II.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Первые годы императрицы

Несмотря на личные слабости Екатерины, она была прежде всего правительницей. Истинно преданная своей приемной стране, она намеревалась сделать Россию процветающим и могущественным государством. С первых дней своего пребывания в России она мечтала установить царство порядка и справедливости, распространить образование, создать двор, способный соперничать с Версалем, и развить национальную культуру, которая была бы чем-то большим, чем подражание французским образцам. Очевидно, ее проектов было слишком много, чтобы их можно было реализовать, даже если бы она могла уделить им все свое внимание.

Однако ее самой насущной практической задачей было пополнение государственной казны, которая была пуста, когда умерла Елизавета; это она сделала в 1762 году, секуляризировав собственность духовенства, которому принадлежала треть земли и крепостных в России. Русское духовенство превратилось в группу оплачиваемых государством чиновников, потеряв ту небольшую власть, которую ему оставили реформы Петра Великого. Поскольку ее государственный переворот и подозрительная смерть Петра требовали осторожности и стабильности в ее отношениях с другими народами, она продолжала сохранять дружеские отношения с Пруссией, давним врагом России, а также с традиционными союзниками страны, Францией и Австрией. В 1764 году она решила проблему Польши, королевства, не имевшего четких границ и желанного для трех соседних держав, назначив одного из своих старых любовников, Станислава Понятовского, слабого человека, полностью преданного ей, королем Польши.

Однако ее попытки исправиться не увенчались успехом. Будучи ученицей английских и французских либеральных философов, она очень быстро увидела, что реформы Монтескье или Жан-Жака Руссо, достаточно трудно осуществимые в Европе, совершенно не соответствуют реалиям анархического и отсталого общества. Россия. В 1767 году она созвала комиссию, состоящую из делегатов от всех провинций и всех социальных слоев (кроме крепостных), с целью выяснения истинных желаний своего народа и разработки конституции. Споры длились несколько месяцев и ни к чему не привели. Поручение Екатерины комиссии представляло собой проект конституции и свода законов. Его сочли слишком либеральным для публикации во Франции, а в России он остался мертвой буквой.

Разочаровавшись в своих попытках реформ, Екатерина воспользовалась предлогом войны с Турцией в 1768 году, чтобы изменить свою политику; отныне упор будет делаться прежде всего на национальном величии. Со времен правления Петра Великого Османская империя была традиционным врагом России; война неизбежно воспламенила патриотизм и рвение екатерининских подданных. Хотя морская победа при Чешме в 1770 году принесла императрице военную славу, Турция еще не была побеждена и продолжала сражаться. В этот момент Россия столкнулась с непредвиденными трудностями.

Сначала в Москве разразилась страшная чума; наряду с трудностями, вызванными войной, она создала атмосферу недовольства и народного волнения. В 1773 году Емельян Пугачев, бывший офицер донских казаков, выдав себя за умершего императора Петра III, поднял величайшее восстание в истории России до революции 1917 года. губерний, а в июне 1774 г. пугачевские казачьи войска приготовились к походу на Москву. В этот момент война с Турцией закончилась победой русских, и Екатерина послала свои отборные войска для подавления восстания. Побежденный и взятый в плен Пугачев был обезглавлен в 1775 году, но террор и хаос, которые он внушал, не скоро были забыты. Екатерина поняла теперь, что для нее людей следует больше бояться, чем жалеть, и что вместо того, чтобы освобождать их, она должна сжимать их узы.

До своего прихода к власти Екатерина планировала освободить крепостных, на которых держалась экономика России, состоявшая на 95 процентов из сельского хозяйства. Крепостной был собственностью господина, и состояние дворянина оценивалось не в землях, а в «душах», которыми он владел. Однако, столкнувшись с реалиями власти, Екатерина очень быстро поняла, что освобождение крепостных никогда не будет допущено владельцами, от которых она зависела в плане поддержки и которые ввергнут страну в беспорядок, как только потеряют собственные средства к существованию. . Без особого труда примирившись с неизбежным злом, Екатерина обратила внимание на организацию и укрепление системы, которую она сама осуждала как бесчеловечную. Она наложила крепостное право на украинцев, которые до этого были свободными. Раздав так называемые удельные земли своим фаворитам и министрам, она ухудшила положение крестьян, пользовавшихся известной автономией. В конце ее царствования в России почти не осталось ни одного свободного крестьянина, а из-за более систематизированного контроля положение крепостных было хуже, чем до правления Екатерины.

Таким образом, 95 процентов русского народа никоим образом не выиграли напрямую от достижений екатерининского царствования. Скорее, их принудительный труд финансировал огромные расходы, необходимые для ее постоянно растущих экономических, военных и культурных проектов. По крайней мере, в этих предприятиях она показала себя хорошим администратором и могла утверждать, что кровь и пот людей не пропали даром.

Екатерина Великая: блестящая, вдохновляющая, безжалостная

Возможно, одна из величайших женщин-правительниц всех времен, Екатерина Великая, была одним из самых хитрых, безжалостных и эффективных лидеров во всей России. Ее правление, хотя и не слишком продолжительное, было исключительно насыщенным событиями, и она сделала себе имя в истории, когда поднялась по служебной лестнице русской знати и, в конце концов, пробилась к вершине, став императрицей России.

Ее жизнь началась как дочь мелкого немецкого дворянина; она родилась в Штеттине в 1729 году в семье принца по имени Кристиан Август. Они назвали свою дочь Софией Августой, и она была воспитана как принцесса, обученная всем формальностям и правилам, которым учат королевские особы. Семья Софии была не особенно богата, и королевский титул давал им некоторую возможность претендовать на трон, но их ничего не ждало, если они не предпримут действий.


Рекомендуемое чтение

Мать Софьи, Джоанна, была амбициозной женщиной, сплетницей и, самое главное, оппортунисткой. Она очень жаждала власти и внимания, зная, что ее маленькая девочка когда-нибудь сможет занять трон. Чувства Софьи по этому поводу тоже были взаимными, ибо ее мать подавала надежду, что когда-нибудь она сможет стать императрицей России.

Софью на некоторое время пригласили провести время с императрицей России Елизаветой, где София быстро обнаружила глубокое желание стать правительницей России любыми средствами. Она посвятила себя изучению русского языка, сосредоточившись на том, чтобы как можно быстрее овладеть им. Она даже приняла русское православие, оставив позади свои традиционные лютеранские корни, чтобы на подлинной основе идентифицировать себя с культурой России. Это осложнило бы ее отношения с отцом, который был набожным лютеранином, но ее это не особенно заботило. Ее глаза были широко открыты от глубокого желания быть истинным лидером России. После своего обращения в русское православие она взяла новое имя Екатерина.

В 16 лет она вышла замуж за молодого человека по имени Петр III, это был пьяница и бледный человек, который ей, конечно, ничуть не нравился. Они встречались раньше, когда были моложе, и она знала, что он слаб и не создан для каких-либо лидерских способностей, но выход за него замуж имел серьезный результат: он был великим князем. Это означало, что он, по сути, наследник престола и станет для Екатерины пропуском в высшую лигу. Он надеялся, что он приведет ее к успеху и власти, которых она жаждала.

Несмотря на то, что она с нетерпением ждала возможности когда-нибудь стать правителем, ее брак с Питером оказался несчастливым. Они не особо заботились друг о друге; отношения были чисто политическими. Она презирала его за то, что он не был серьезным человеком, он был шутом и пьяницей, который, как известно, спал без дела. Она сильно его разозлила и сама начала заводить новых любовников в надежде вызвать у него ревность. Они вообще не ладили.

Несмотря на разочарование, ложь и обвинения, которые швырялись друг в друга, они остались вместе. В конце концов, брак был заключен по политическим соображениям, а не по любви. Терпение Екатерины в конечном счете окупилось, поскольку российская императрица Елизавета умерла в 1762 году, освободив трон. Петр смог безоговорочно претендовать на престол и сменил Елизавету, став новым императором России. Это понравилось Екатерине , потому что это означало, что она была всего в одном ударе сердца от того, чтобы стать единоличной правительницей России.

Питер был слабым правителем, и у него были странные наклонности. Во-первых, он был горячим поклонником Пруссии, и его политические взгляды вызывали отчуждение и разочарование в местной знати. Друзья и союзники Екатерины начинали уставать от Петра, и это был как раз тот случай, который ей был нужен, чтобы захватить власть на престоле. Она составила план переворота и заставила Петра отречься от престола, передав власть себе. Она терпела его достаточно долго, и его политическая слабость открыла большую дверь для его собственной гибели. Екатерина собрала достаточно большие силы, чтобы поверить, что она будет достойной обладательницей престола, и в 1762 году она сбросила Петра с престола, собрав небольшую группу, которая арестовала его и заставила передать ей контроль. Екатерина наконец осуществила свою главную мечту — стать императрицей России. Интересно, что через несколько дней Петр умер в заточении. Некоторые задаются вопросом, не она ли это сделала, но не было никаких доказательств, подтверждающих это. Однако она определенно презирала этого человека.

Кэтрин была исключительно компетентным человеком. Она провела всю свою жизнь, готовясь к своему правлению, и она не собиралась полностью тратить ее впустую, будучи узурпированной, как ее муж. Был определенный уровень политического давления, чтобы сделать 7-летнего сына Екатерины, Павла, императором, и она, конечно, не собиралась этого допускать. Ребенком можно легко манипулировать, основываясь на том, кто его контролирует, и она не собиралась допустить, чтобы ее правлению угрожал еще один переворот. Итак, она сосредоточилась на том, чтобы как можно быстрее нарастить свою силу, не жалея ни секунды. Она увеличила свою силу среди союзников, уменьшила влияние врагов и позаботилась о том, чтобы военные были на ее стороне.

Хотя Екатерина и хотела быть правительницей, у нее определенно не было желания быть мелочным или жестоким диктатором. За время учебы, чтения и обучения она пришла к пониманию огромной ценности концепции Просвещения, политической философии, которая в то время включала в себя знания и рассуждения о суевериях и вере. Россия на этом этапе своей истории не была особенно известна своим культурным или образованным населением. Действительно, обширные земли русского мира состояли из крестьян, которые были не более чем земледельцами и на несколько ступеней выше варваров. Екатерина стремилась изменить мировое мнение о России и задумала стать известной на национальной арене.

У нее было много любовников за время ее правления в России, на самом деле она была особенно известна своими отношениями с этими мужчинами. Иногда отношения предназначались для того, чтобы расширить ее возможности, например, ее отношения с Григорием Орловым, человеком, который поддержал ее в военном отношении в ее приходе к власти. К сожалению, о ее отношениях и связях можно только размышлять, потому что, как это часто бывает в истории, множество слухов, направленных на ее сексуальную распущенность, было пущено ее соперниками. Правдивы ли эти истории и слухи, узнать невозможно, но, учитывая практику того времени так размазывать, вполне возможно, что большинство сказок просто не соответствуют действительности.

Екатерина усердно работала над расширением территории России, работая над серией военных кампаний, которые в конечном итоге привели ее к аннексии Крыма. Ее первоначальные намерения состояли в том, чтобы расширить возможности и повысить уровень свободы крепостных и простых людей России, но, к сожалению, эти идеалы были отброшены на второй план, поскольку в то время это вызвало бы значительные политические потрясения среди дворянства. Она надеялась, что когда-нибудь сможет помочь своему народу обрести силу, что каждый мужчина будет равным, но, к сожалению, ее желания на данный момент были слишком развиты для культуры того времени. Позже она в конечном итоге передумала, в первую очередь из-за того, что такие вещи, как Французская революция, гражданские беспорядки в стране и всеобщий страх, заставили ее осознать, насколько опасно для аристократии, если все должны быть сделаны равными. Ее политика свободы была отложена в пользу ее давней политики политического прагматизма.


Последние биографии

Екатерину обожали люди эпохи просвещения, потому что она потратила много времени на то, чтобы научиться быть культурной, изучить множество книг, приобрести множество произведений искусства, а также написать пьесы, рассказы и музыкальные произведения сама. Она усердно работала над тем, чтобы создать впечатление, что она действительно женщина со вкусом и утонченностью, одновременно превращая свою армию во что-то, чего следует опасаться.

Польша, страна, которая была горячей проблемой среди нескольких других стран, была в ее списке стран, над которыми нужно получить контроль. Она поставила своего возлюбленного, человека по имени Станислав Понятовский, на польский трон, по сути, дав себе влиятельный контакт, который был полностью предан ей. Вскоре она получила больше территории от Польши, а также получила определенный уровень политического контроля над страной. Ее участие в Крыму также спровоцировало военный конфликт между Османской империей и русским народом, но это был военный конфликт, в котором Россия смогла победить, доказав миру, что Россия больше не маленький мальчик для битья, а вместо этого сила, с которой нужно считаться.

Ее роль в экспансии и легитимности России на мировом театре нельзя недооценивать. Хотя международное сообщество не особенно благосклонно относилось к России, оно было вынуждено осознать, что страна сильная. Поскольку Екатерина работала над увеличением размера и силы страны, она приняла исполнительное решение о расширении прав и возможностей аристократии и увеличении размера правительства, одновременно уменьшая власть Православной церкви, поскольку она не была особенно религиозной. Решение усилить дворянство и правящий класс было вызвано хаосом Французской революции, что убедило Екатерину в том, что в простом человеке есть чего опасаться. Какое-то время она приписывала идеи Просвещения и предоставления равенства, но страх потери контроля заставил ее навсегда передумать. Она не войдет в историю как женщина, которая очень заботилась о простых людях, несмотря на то, что ее намерения в начале были благородными.

Екатерина вместо этого восприняла рабочий класс как угрозу, особенно после того, как восстание было спровоцировано выдающимся именем Пугачева. Крепостные были источником жизненной силы России и часто служили индикатором того, как поживает русский царь. Если крепостные были крайне недовольны своим правителем, претендент обычно поднимался и заявлял, что он истинный наследник престола, и предпринималась насильственная революция, чтобы установить претендента. Екатерина, несмотря на все ее просвещенные обычаи и убеждения, как всегда была восприимчива к этому. Бунт Пугачева начался с того, что казак по имени Пугачев решил, что он больше подходит для престола, и начал вести себя так, как будто он действительно был низложенным (и тоже мертвым) Петром III. Он утверждал, что пощадит крепостных, восстановит их величие и даст им справедливую долю того, ради чего они работали. Чума и голод распространились по земле России и поставили под угрозу стабильность региона, заставив многих из этих крепостных последовать примеру Пугачева. Сомнительно, чтобы они на самом деле считали его Петром III, но если бы это означало перемены, многие из них были готовы сказать, что поверили бы этому.

Войска Пугачева были сильны и многочисленны, он использовал их для разграбления городов и набегов на имперские караваны, но в конце концов его силы были отброшены войсками Екатерины. Восстание рассматривалось как мелкое дело, но оно было достаточно эффективным, чтобы получить крупную награду за голову Пугачева, что в конечном итоге привело к его предательству со стороны одного из его ближайших союзников. Он был передан властям и был быстро казнен за свои преступления в 1775 году. Этот мятеж лишь укрепил подозрения Екатерины в отношении расширения прав и возможностей простых людей, и она раз и навсегда ужесточила свою позицию по отношению к ним, никогда не работая над освобождением людей.


Узнать больше Биографии

Правление Екатерины длилось 38 лет и было исключительно успешной карьерой. Она значительно увеличила размеры России, увеличила военную мощь и дала миру повод для разговоров о легитимности российского государства. Она умерла от инсульта в 1796 году. Конечно, существует старый и утомительный слух, связанный с представлениями о том, что она была исключительно беспорядочной женщиной, что она умерла, когда пыталась спустить на себя лошадь с целью какого-то ненормального. половой акт, только для того, чтобы веревки порвались и лошадь раздавила ее насмерть. Эта история ложна в высшей степени. Она умерла от инсульта, страдая от одного в ванной, и ее отнесли в постель, где она умерла через несколько часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *