ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: С. Г. Мереминский
ХРОНОЛО́ГИЯ ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ (от хроно… и …логия), вспомогат. историч. дисциплина, изучающая системы счисления времени в их историч. развитии и определяющая на основании анализа и сопоставления письменных или археологич. памятников точные даты историч. событий и время создания историч. источников. Х. и. использует инструментарий математич. (астрономич.) хронологии, которая, опираясь на закономерности повторяющихся небесных явлений, при помощи математич. вычислений определяет точное астрономич. время.
Примитивные формы счисления времени, основанные на повторяющихся астрономических и климатич. явлениях, возникли в древности и легли в основу первых календарей. С возникновением государства сложилась практика счёта лет между разл. событиями (см. Летосчисление). Первоначально хронологич. маркерами служили годы правления монархов или имена особых ежегодно сменяемых должностных лиц. Существовали также особые календарные циклы (4-летние циклы Олимпиад в Древней Греции, 60-летний цикл у мн. народов Вост. и Центр. Азии; 15-летний индикт в поздней Рим. империи и Византии, 52-летний цикл в календаре майя и др.). Позднее сложилась абсолютная хронология, основанная на эрах – системах счёта лет от к.-л. исторического и легендарного события. При контактах между разными государствами и народами возникала необходимость сопоставления (синхронизации) их хронологич. систем. Подобные сопоставительные хронологии встречаются у мн. др.-греч. и др.-рим. авторов (Эратосфен, Диодор Сицилийский, Марк Теренций Варрон, Филон Александрийский, Иосиф Флавий и др.). Вопросами сравнит. хронологии занимались мн. мусульм. учёные (напр., Бируни). В христианском мире основой хронологии долгое время служила «Хроника» Евсевия Кесарийского (1-я ред. ок. 312, 2-я – 325). Расчёты Евсевия в дальнейшем уточняли мн. латинские (Дионисий Малый, Беда Достопочтенный и др.) и греческие (Георгий Синкелл и др.) авторы. В ср.-век. Зап. Европе были распространены хронологич. схемы, представлявшие мировую историю как смену 4 всемирных монархий (вавилонян, персов, греков и римлян) или 6 «возрастов» человечества. В эпоху Возрождения возникла 3-частная схема истории: древность, средние века и Новое время (в «Истории флорентийского народа в 12 книгах» Л. Бруни), ставшая в Европе общепринятой с 17 в. В 16 в. появился концепт столетия как особого хронологич. промежутка: впервые встречается в «Хронике города и церкви Майнца» Г. Пискатора (1500–26), получил распространение благодаря подготовленной группой лютеранских авторов 13-томной «Церковной истории…» (т. н. Магдебургские центурии, 1559–74).
Х. и. как особая науч. дисциплина зародилась в Зап. Европе в 16 в. Первым опытом науч. систематизации хронологич. знаний стал «Новый труд об улучшении счёта времени» франц. гуманиста Ж.-Ж Скалигера (1583). Он также предложил в хронологич. расчётах вести счёт времени в т. н. днях юлианского календаря, за начальную точку при этом принималось 1.1.4713 до н. э. С критикой построений Скалигера выступил иезуит Дионисий Петавий (Дени Пето, 1583–1652), который, в частности, ввёл в обиход шкалу, основанную на делении истории на годы «до» и «после» даты Рождества Христова. Большой известностью пользовалось подготовленное мавристами пособие «Искусство уточнять даты» (1-е изд., 1750). В 19 в. большой вклад в развитие Х. и. внёс нем. учёный Л. Иделер («Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie», Bd 1–2, 1825–26), выводы которого развил и уточнил Ф. Гинцель («Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie», Bd 1–3, 1906–14). Важным инструментом хронологич. вычислений стал «Канон затмений» (1887) Т. Оппольцера.
В России формирование Х. и. как науч. дисциплины началось в 1-й четв. 19 в. (работа В. И. Штейнгеля «Опыт полного исследования начал и правил хронологического и месяцесловного счисления старого и нового стиля», 1819). В сер. – 2-й пол. 19 в. появились работы П. В. Хавского (в т. ч. «Месяцесловы, календари и святцы русские: Сочинение хронологическое и историческое», 1-е изд., кн. 1–2, 1855; 2-е изд., кн. 1–4, 1856–60) и М. Н. Лалоша («Времясчисление христианского и языческого мира», 1867; «Сравнительный календарь древних и новых народов», 1869). Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. развитие Х. и. связано с именами Р. А. Симонова, С. И. Селешникова, В. В. Цыбульского, И. А. Климишина («Календарь и хронология», 3-е изд. , 1990), А. А. Романовой («Древнерусские календарно-хронологические источники XV–XVII вв.», 2002), П. В. Кузенкова («Христианские хронологические системы: История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции», 2015) и др.
Особое место с сер. 19 в. заняло изучение хронологии рус. летописания, основы которого были заложены в работах М. П. Погодина, И. Д. Беляева и А. А. Куника. В нач. 20 в. важный вклад в это направление внесли Н. В. Степанов [«Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентиевской и 1-й Новгородской летописям», 1909; «К вопросу о календаре Лаврентиевской летописи», 1910] и Д. О. Святский («Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения», 1915). Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. появились работы Н. Г. Бережкова («Хронология русского летописания», 1963), И. Н. Данилевского, С. В. Цыба («Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет»», 1995).
Учебные курсы по Х. и. созданы Л. В. Черепниным («Русская хронология», 1944), Е. И. Каменцевой («Хронология», 1967; 2-е изд., 2003), И. П. Ермолаевым («Историческая хронология», 1980), А. П. Пронштейном и В. Я. Кияшко («Хронология», 1981).
В 20 – нач. 21 вв. большое значение для Х. и. приобрели новые методы датировок (радиоуглеродный анализ, дендрохронология и др.), использование компьютерных технологий.
«История керамики» – 4: кости в формовочной массе и хронология салтово-маяцких гончарных традиций
Издан новый – 4-й – выпуск вестника «История керамики». Особое внимание в нём уделено проблемам обжига сосудов, но затрагиваются и другие проблемы.
Открывает сборник одна из базовых лекций А.А. Бобринского, которую он читал молодым исследователям в ИА РАН. Основное внимание исследователь уделял трём вопросам: об устойчивости конкретных систем гончарной технологии (систем навыков труда), о внутренних процессах саморазвития этих навыков, об общих процессах эволюции гончарной технологии.
Ю.Б. Цетлин посвятил свою статью истории изучения приёмов обжига. Исследователь приходит к выводу, что на современном этапе методы в России и за рубежом отличаются: в Европе и США преобладают естественно-научные исследования, а в нашей стране развивается историко-культурный подход. Поэтому различаются и результаты: зарубежные коллеги основное внимание уделяют температуре и качеству обжига, а в России – реконструкции культурных традиций обжига.
Н.П. Салугина пишет о добавлении кальцинированных костей в формовочные массы керамики Поволжья и Южного Приуралья. Такая примесь встречается в регионе с раннего бронзового века до раннего Средневековья. При этом по внешним признакам сосуды, сделанные с добавлением костей в глину, не отличаются от других, кроме того, эта добавка часто сочетается в формовочной массе с шамотом, раковинами или органикой. По мнению автора, возникновение этой традиции можно объяснить с помощью одной из четырёх гипотез: массы с кальцинированной костью могли появиться в результате адаптации и смешения традиций разных культур, могли быть вызваны технологической ролью этой примеси, могли маркировать принадлежность данной керамики к слою рудокопов или металлургов, или иметь ритуальное значение. Ни одна из этих гипотез пока не может быть доказанной или предпочтительной.
Е.В. Суханов описывает хронологические различия между сосудами раннесалтовского и более позднего населения на Среднем Дону. По его мнению, керамика этих двух периодов отличается по формам: для раннего этапа характерно использование несмешанных традиций, для более позднего времени – сочетание сосудов, форма которых отражает смешанные и несмешанные традиции. Это наблюдение подкреплено материалами Дмитриевского могильника, где посуда обеих традиций представлена довольно равномерно.
П.Р. Холошин знакомит российских коллег с результатами работы группы зарубежных исследователей, которая провела серию экспериментов для изучения навыков труда профессиональных гончаров Франции, Индии, Непала и Палестины. Экспериментальная задача заключалась преимущественно в воспроизведении привычных форм и форм-подражаний, исследовались как готовые изделия, так и приёмы работы гончаров. В результате удалось получить новую информацию о величинах случайных колебаний сосудов разных форм в разных условиях, об особенностях адаптации навыков для новых задач, о составе и устойчивости отдельных операций.
Ознакомительный фрагмент выпуска можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.
Статьи, упомянутые в анонсе:
Бобринский А.А.
Общие закономерности функционирования гончарной технологии
Салугина Н.П.
Кость в составе формовочных масс керамики из памятников Поволжья и Южного Приуралья: к проблеме интерпретации
Суханов Е.В.
Формы сосудов салтово-маяцкой культуры Среднего Дона (вопросы хронологии)
Холошин П.А.
Экспериментальный подход к изучению форм сосудов в западноевропейской археологии
Цетлин Ю.Б.
История изучения приемов обжига глиняных сосудов
Хронология | Определение, история, типы, примеры и факты
- Ключевые люди:
- Флавио Биондо Джозеф Юстус Скалигер Ричард Лепсиус Гелланик с Лесбоса Дионисий Exiguus
- Похожие темы:
- няньхао список королей датирование последовательности творческий цикл список эпонимов
Просмотреть весь связанный контент →
хронология , любой метод, используемый для упорядочивания времени и размещения событий в той последовательности, в которой они произошли. Системы хронологии, используемые для записи истории человечества, которые тесно связаны с календарными системами, различаются по объему, точности и методу в зависимости от цели, степени сложности и навыков людей, их использующих.
Научная хронология, стремящаяся расположить все события в том порядке, в котором они произошли, и через правильно пропорциональные интервалы в фиксированной шкале, используется во многих дисциплинах и может использоваться для охвата обширных эпох. Астрономия, например, измеряет последовательность космических явлений тысячами миллионов лет; геология и палеонтология, прослеживая эволюцию Земли и жизни, пользуются сходными эпохами в сотни и тысячи миллионов лет. Геохронология исчисляет более отдаленные периоды, с которыми она имеет дело, в том же масштабе; но оно восходит к доисторическим и даже историческим временам человечества, и его более короткие подразделения состоят только из тысяч лет. Кратчайшими из всех являются хронологические шкалы, используемые для записи человеческих событий более или менее систематическим и постоянным образом.
Древние исторические хронологии сложно соотнести с научной хронологией. Круг полномочий древних народов был расплывчатым и непоследовательным, если судить по современным меркам, и многие из их надписей и писаний неизбежно исчезли. Пробелы в их записях все чаще восполняются, а их несоответствия устраняются результатами археологических раскопок. Руководствуясь этими выводами, ученые могут подтвердить, опровергнуть или исправить уже сделанные предварительно хронологические реконструкции. Астрономические расчеты и датирование по содержанию радиоактивного углерода также помогают в работе по установлению древних хронологий.
Китайская легендарная история восходит к 2697 г. до н.э., первому году правления Хуан-ди (китайский: Желтый император), за которым последовали многие преемники и три династии: Ся, Шан и Чжоу. Однако недавние археологические находки установили достоверную хронологию, начинающуюся с династии Шан, хотя точная дата ее окончания остается спорным вопросом среди экспертов. В так называемых надписях на костях оракула последних девяти царей династии Шан (1324–1122 гг. до н. э.) записано количество месяцев до 12-го, с периодическим добавлением 13-го месяца и регулярными религиозными службами в дни летнего и зимнего солнцестояния. все это указывает на корректировку длины лунного года посредством вычислений, основанных на солнечном году. Отдельные дни в надписях названы в соответствии с обозначениями в шестидесятилетнем цикле, образованном комбинацией 10 небесных стволов и 12 земных ветвей. Каждый набор из 60 дней делится на шесть 10-дневных «недель». Также записаны многочисленные затмения, которые можно использовать для проверки точности хронологии Шан. В предложениях оракула последнего царя династии Шан, Чжоу Синя, год его правления упоминается как «девятый год правления короля».0025 n
С начала следующей (Чжоу) династии слово год было этимологически тождественно слову «урожай». Таким образом, « n урожай короля X» означал n год его правления. Затем лунный месяц был разделен на четыре четверти: чу-чи, цай-шен па, ци-шэн па и ци-шу па, и практика использования 60 циклических названий дней продолжалась. Так, в надписи на бронзовом сосуде династии Чжоу типичная дата читалась бы так: «В царской n -го урожая, в n -м квартале n -го месяца, в день X- y и т. д.».
Традиция записи событий с указанием года правления царя продолжалась до 163 г. до н.э., когда новая система, нянь-хао («титул периода правления»), была введена императором Хань Вэнь Ти из прежней династии Хань. (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.). После этого каждый император провозглашал новый нянь-хао
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Во времена династии Чжоу гражданский год начинался с новолуния, которое происходило до или в день зимнего солнцестояния. Этот «первый месяц» года Чжоу (Чжоу чэн ) был эквивалентен 11-му месяцу года ся (ся чэн ) или 12-му месяцу года шан. Первый император Ши-хуанди из недолговечной династии Цинь (221–206 гг. до н. э.) заставил год начинаться на месяц раньше, т. е. с лунного месяца (периода времени между одним новолунием и следующим). до того, в котором произошло зимнее солнцестояние. Год Цинь использовался непрерывно до 104 г. до н. э., когда император Хань У-ди обнародовал календарь Тай-чу, вернувшись к ся 9.
0025 cheng — т. е. приняв третий месяц года Чжоу или вторую лунную луну после зимнего солнцестояния за первый месяц гражданского года. Этот лунный год (или Ся чэн ) использовался до последнего дня династии Цин, или Маньчжурской (1644–1911/12). Когда в 1911 году была основана первая республика, солнечный год был официально принят, но сменявшие друг друга правительства сохранили традицию нянь-хао , соотнося любую дату с количеством лет, прошедших с момента основания республики, например, 19.48 был отмечен как «37-й год республики». В 1949 году, когда была провозглашена Китайская Народная Республика, старая система была заменена григорианским календарем.Хронология | Определение, история, типы, примеры и факты
- Ключевые люди:
- Флавио Биондо Джозеф Юстус Скалигер Ричард Лепсиус Гелланик с Лесбоса Дионисий Exiguus
- Похожие темы:
- няньхао список королей датирование последовательности творческий цикл список эпонимов
Просмотреть весь соответствующий контент →
хронология , любой метод, используемый для упорядочивания времени и размещения событий в той последовательности, в которой они произошли. Системы хронологии, используемые для записи истории человечества, которые тесно связаны с календарными системами, различаются по объему, точности и методу в зависимости от цели, степени сложности и навыков людей, их использующих.
Научная хронология, стремящаяся расположить все события в том порядке, в котором они произошли, и через правильно пропорциональные интервалы в фиксированной шкале, используется во многих дисциплинах и может использоваться для охвата обширных эпох. Астрономия, например, измеряет последовательность космических явлений тысячами миллионов лет; геология и палеонтология, прослеживая эволюцию Земли и жизни, пользуются сходными эпохами в сотни и тысячи миллионов лет. Геохронология исчисляет более отдаленные периоды, с которыми она имеет дело, в том же масштабе; но оно восходит к доисторическим и даже историческим временам человечества, и его более короткие подразделения состоят только из тысяч лет. Кратчайшими из всех являются хронологические шкалы, используемые для записи человеческих событий более или менее систематическим и постоянным образом.
Они различаются по объему, точности и методу в зависимости от цели, степени сложности и мастерства народов, их использующих, как и календарные системы, с которыми они неразрывно связаны. Более подробную информацию смотрите в календаре статьи.Древние исторические хронологии сложно соотнести с научной хронологией. Круг полномочий древних народов был расплывчатым и непоследовательным, если судить по современным меркам, и многие из их надписей и писаний неизбежно исчезли. Пробелы в их записях все чаще восполняются, а их несоответствия устраняются результатами археологических раскопок. Руководствуясь этими выводами, ученые могут подтвердить, опровергнуть или исправить уже сделанные предварительно хронологические реконструкции. Астрономические расчеты и датирование по содержанию радиоактивного углерода также помогают в работе по установлению древних хронологий.
Китайская легендарная история восходит к 2697 г. до н.э., первому году правления Хуан-ди (китайский: Желтый император), за которым последовали многие преемники и три династии: Ся, Шан и Чжоу.
Однако недавние археологические находки установили достоверную хронологию, начинающуюся с династии Шан, хотя точная дата ее окончания остается спорным вопросом среди экспертов. В так называемых надписях на костях оракула последних девяти царей династии Шан (1324–1122 гг. до н. э.) записано количество месяцев до 12-го, с периодическим добавлением 13-го месяца и регулярными религиозными службами в дни летнего и зимнего солнцестояния. все это указывает на корректировку длины лунного года посредством вычислений, основанных на солнечном году. Отдельные дни в надписях названы в соответствии с обозначениями в шестидесятилетнем цикле, образованном комбинацией 10 небесных стволов и 12 земных ветвей. Каждый набор из 60 дней делится на шесть 10-дневных «недель». Также записаны многочисленные затмения, которые можно использовать для проверки точности хронологии Шан. В предложениях оракула последнего царя династии Шан, Чжоу Синя, год его правления упоминается как «девятый год правления короля».0025 nС начала следующей (Чжоу) династии слово год было этимологически тождественно слову «урожай». Таким образом, « n урожай короля X» означал n год его правления. Затем лунный месяц был разделен на четыре четверти: чу-чи, цай-шен па, ци-шэн па и ци-шу па, и практика использования 60 циклических названий дней продолжалась. Так, в надписи на бронзовом сосуде династии Чжоу типичная дата читалась бы так: «В царской n -го урожая, в n -м квартале n -го месяца, в день X- y и т. д.».
Традиция записи событий с указанием года правления царя продолжалась до 163 г. до н.э., когда новая система, нянь-хао («титул периода правления»), была введена императором Хань Вэнь Ти из прежней династии Хань. (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.). После этого каждый император провозглашал новый нянь-хао для своего правления в начале года после восшествия на престол (иногда император переназначал свои ниень-хао в особых случаях во время его правления). Типичная дата в системе нянь-хао может читаться как «третий год периода правления Вань-ли» (Вань-ли сань нянь). Для того, чтобы датировать какое-либо событие китайской истории, необходимо перевести год в период обозначенного нянь-хао года по западному календарю.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Во времена династии Чжоу гражданский год начинался с новолуния, которое происходило до или в день зимнего солнцестояния. Этот «первый месяц» года Чжоу (Чжоу чэн ) был эквивалентен 11-му месяцу года ся (ся чэн ) или 12-му месяцу года шан. Первый император Ши-хуанди из недолговечной династии Цинь (221–206 гг. до н. э.) заставил год начинаться на месяц раньше, т. е. с лунного месяца (периода времени между одним новолунием и следующим). до того, в котором произошло зимнее солнцестояние. Год Цинь использовался непрерывно до 104 г. до н. э., когда император Хань У-ди обнародовал календарь Тай-чу, вернувшись к ся 9.