Хронология история: ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ • Большая российская энциклопедия

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: С. Г. Мереминский

ХРОНОЛО́ГИЯ ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ (от хро­но… и …ло­гия), вспо­мо­гат. ис­то­рич. дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая сис­те­мы счис­ле­ния вре­ме­ни в их ис­то­рич. раз­ви­тии и оп­ре­де­ляю­щая на ос­но­ва­нии ана­ли­за и со­пос­тав­ле­ния пись­мен­ных или ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков точ­ные да­ты ис­то­рич. со­бы­тий и вре­мя соз­да­ния ис­то­рич. ис­точ­ни­ков. Х. и. ис­поль­зу­ет ин­ст­ру­мен­та­рий ма­те­ма­тич. (ас­тро­но­мич.) хро­но­ло­гии, ко­то­рая, опи­ра­ясь на за­ко­но­мер­но­сти по­вто­ряю­щих­ся не­бес­ных яв­ле­ний, при по­мо­щи ма­те­ма­тич. вы­чис­ле­ний оп­ре­де­ля­ет точ­ное ас­тро­но­мич. вре­мя.

При­ми­тив­ные фор­мы счис­ле­ния вре­ме­ни, ос­но­ван­ные на по­вто­ряю­щих­ся ас­тро­но­ми­че­ских и кли­ма­тич. яв­ле­ни­ях, воз­ник­ли в древ­но­сти и лег­ли в ос­но­ву пер­вых ка­лен­да­рей. С воз­ник­но­ве­ни­ем го­су­дар­ст­ва сло­жи­лась прак­ти­ка счё­та лет ме­ж­ду разл. со­бы­тия­ми (см. Ле­то­счис­ле­ние). Пер­во­на­чаль­но хро­но­ло­гич. мар­ке­ра­ми слу­жи­ли го­ды прав­ле­ния мо­нар­хов или име­на осо­бых еже­год­но сме­няе­мых долж­но­ст­ных лиц. Су­ще­ст­во­ва­ли так­же осо­бые ка­лен­дар­ные цик­лы (4-лет­ние цик­лы Олим­пи­ад в Древ­ней Гре­ции, 60-лет­ний цикл у мн. на­ро­дов Вост. и Центр. Азии; 15-лет­ний ин­дикт в позд­ней Рим. им­пе­рии и Ви­зан­тии, 52-лет­ний цикл в ка­лен­да­ре майя и др.). Позд­нее сло­жи­лась аб­со­лют­ная хро­но­ло­гия, ос­но­ван­ная на эрах – сис­те­мах счё­та лет от к.-л. ис­то­ри­че­ско­го и ле­ген­дар­но­го со­бы­тия. При кон­так­тах ме­ж­ду раз­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми и на­ро­да­ми воз­ни­ка­ла не­об­хо­ди­мость со­пос­тав­ле­ния (син­хро­ни­за­ции) их хро­но­ло­гич. сис­тем. По­доб­ные со­пос­та­ви­тель­ные хро­но­ло­гии встре­ча­ют­ся у мн. др.-греч. и др.-рим. ав­то­ров (Эра­тос­фен, Дио­дор Си­ци­лий­ский, Марк Те­рен­ций Вар­рон, Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский, Ио­сиф Фла­вий и др.). Во­про­са­ми срав­нит. хро­но­ло­гии за­ни­ма­лись мн. му­сульм. учёные (напр., Би­ру­ни). В хри­сти­ан­ском ми­ре ос­но­вой хро­но­ло­гии дол­гое вре­мя слу­жи­ла «Хро­ни­ка» Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го (1-я ред. ок. 312, 2-я – 325). Расчё­ты Ев­се­вия в даль­ней­шем уточ­ня­ли мн. ла­тин­ские (Дио­ни­сий Ма­лый, Бе­да Дос­то­поч­тен­ный и др.) и гре­че­ские (Ге­ор­гий Син­келл и др.) ав­то­ры. В ср.-век. Зап. Ев­ро­пе бы­ли рас­про­стра­не­ны хро­но­ло­гич. схе­мы, пред­став­ляв­шие ми­ро­вую ис­то­рию как сме­ну 4 все­мир­ных мо­нар­хий (ва­ви­ло­нян, пер­сов, гре­ков и рим­лян) или 6 «воз­рас­тов» че­ло­ве­че­ст­ва. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния воз­ник­ла 3-ча­ст­ная схе­ма ис­то­рии: древ­ность, сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя (в «Ис­то­рии фло­рен­тий­ско­го на­ро­да в 12 кни­гах» Л. Бру­ни), став­шая в Ев­ро­пе об­ще­при­ня­той с 17 в. В 16 в. поя­вил­ся кон­цепт сто­ле­тия как осо­бо­го хро­но­ло­гич. про­ме­жут­ка: впер­вые встре­ча­ет­ся в «Хро­ни­ке го­ро­да и церк­ви Майн­ца» Г. Пис­ка­то­ра (1500–26), по­лу­чил рас­про­стра­не­ние бла­го­да­ря под­го­тов­лен­ной груп­пой лю­те­ран­ских ав­то­ров 13-том­ной «Цер­ков­ной ис­то­рии…» (т.  н. Ма­где­бург­ские цен­ту­рии, 1559–74).

Х. и. как осо­бая на­уч. дис­ци­п­ли­на заро­ди­лась в Зап. Ев­ро­пе в 16 в. Пер­вым опы­том на­уч. сис­те­ма­ти­за­ции хро­но­ло­гич. зна­ний стал «Но­вый труд об улуч­ше­нии счё­та вре­ме­ни» франц. гу­ма­ни­ста Ж.-Ж Ска­ли­ге­ра (1583). Он так­же пред­ло­жил в хро­но­ло­гич. рас­чё­тах вес­ти счёт вре­ме­ни в т. н. днях юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, за на­чаль­ную точ­ку при этом при­ни­ма­лось 1.1.4713 до н. э. С кри­ти­кой по­строе­ний Ска­ли­ге­ра вы­сту­пил ие­зу­ит Дио­ни­сий Пе­та­вий (Де­ни Пе­то, 1583–1652), ко­то­рый, в ча­ст­но­сти, ввёл в оби­ход шка­лу, ос­но­ван­ную на де­ле­нии ис­то­рии на го­ды «до» и «по­сле» да­ты Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва. Боль­шой из­вест­но­стью поль­зо­ва­лось под­го­тов­лен­ное мав­ри­ста­ми по­со­бие «Ис­кус­ст­во уточ­нять да­ты» (1-е изд., 1750). В 19 в. боль­шой вклад в раз­ви­тие Х. и. внёс нем. учё­ный Л. Иде­лер («Handbuch der mathema­ti­schen und technischen Chronologie», Bd 1–2, 1825–26), вы­во­ды ко­то­ро­го раз­вил и уточ­нил Ф.  Гин­цель («Handbuch der mathematischen und technischen Chro­nologie», Bd 1–3, 1906–14). Важ­ным ин­ст­ру­мен­том хро­но­ло­гич. вы­чис­ле­ний стал «Ка­нон за­тме­ний» (1887) Т. Оп­поль­це­ра.

В Рос­сии фор­ми­ро­ва­ние Х. и. как науч. дис­ци­п­ли­ны на­ча­лось в 1-й четв. 19 в. (ра­бо­та В. И. Штейн­ге­ля «Опыт пол­но­го ис­сле­до­ва­ния на­чал и пра­вил хро­но­ло­ги­че­ско­го и ме­ся­це­слов­но­го счис­ле­ния ста­ро­го и но­во­го сти­ля», 1819). В сер. – 2-й пол. 19 в. поя­ви­лись ра­бо­ты П. В. Хав­ско­го (в т. ч. «Ме­ся­це­сло­вы, ка­лен­да­ри и свят­цы рус­ские: Со­чине­ние хро­но­ло­ги­че­ское и ис­то­ри­че­ское», 1-е изд., кн. 1–2, 1855; 2-е изд., кн. 1–4, 1856–60) и М. Н. Ла­ло­ша («Вре­мя­счис­ле­ние хри­сти­ан­ско­го и язы­че­ско­го ми­ра», 1867; «Срав­ни­тель­ный ка­лен­дарь древ­них и но­вых на­ро­дов», 1869). Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. раз­ви­тие Х. и. свя­за­но с име­на­ми Р. А. Си­мо­но­ва, С. И. Се­леш­ни­ко­ва, В. В. Цы­буль­ско­го, И. А. Кли­ми­ши­на («Ка­лен­дарь и хро­но­ло­гия», 3-е изд. , 1990), А. А. Ро­ма­но­вой («Древ­не­рус­ские ка­лен­дар­но-хро­но­ло­ги­че­ские ис­точ­ни­ки XV–XVII вв.», 2002), П. В. Ку­зен­ко­ва («Хри­сти­ан­ские хро­но­ло­ги­че­ские сис­те­мы: Ис­то­рия ле­то­счис­ле­ния в свя­то­оте­че­ской и вос­точ­но­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции», 2015) и др.

Осо­бое ме­сто с сер. 19 в. за­ня­ло изу­че­ние хро­но­ло­гии рус. ле­то­пи­са­ния, ос­но­вы ко­то­ро­го бы­ли за­ло­же­ны в ра­бо­тах М. П. По­го­ди­на, И. Д. Бе­ляе­ва и А. А. Ку­ни­ка. В нач. 20 в. важ­ный вклад в это на­прав­ле­ние вне­сли Н. В. Сте­па­нов [«Еди­ни­цы сче­та вре­мени (до XIII ве­ка) по Лав­рен­ти­ев­ской и 1-й Нов­го­род­ской ле­то­пи­сям», 1909; «К во­про­су о ка­лен­да­ре Лав­рен­ти­ев­ской ле­то­пи­си», 1910] и Д. О. Свят­ский («Ас­тро­но­ми­че­ские яв­ле­ния в рус­ских ле­то­пи­сях с на­уч­но-кри­ти­че­ской точ­ки зре­ния», 1915). Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. поя­ви­лись ра­бо­ты Н. Г. Бе­реж­ко­ва («Хро­но­ло­гия рус­ско­го ле­то­пи­са­ния», 1963), И. Н. Да­ни­лев­ско­го, С.  В. Цы­ба («Древ­не­рус­ское вре­мя­ис­чис­ле­ние в «По­вес­ти вре­мен­ных лет»», 1995).

Учеб­ные кур­сы по Х. и. соз­да­ны Л. В. Че­реп­ни­ным («Рус­ская хро­но­ло­гия», 1944), Е. И. Ка­мен­це­вой («Хро­но­ло­гия», 1967; 2-е изд., 2003), И. П. Ер­мо­лае­вым («Ис­то­ри­че­ская хро­но­ло­гия», 1980), А. П. Про­н­штей­ном и В. Я. Ки­яш­ко («Хро­но­ло­гия», 1981).

В 20 – нач. 21 вв. боль­шое зна­че­ние для Х. и. при­об­ре­ли но­вые ме­то­ды да­ти­ро­вок (ра­дио­уг­ле­род­ный ана­лиз, ден­д­ро­хро­но­ло­гия и др.), ис­поль­зо­ва­ние ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий.

«История керамики» – 4: кости в формовочной массе и хронология салтово-маяцких гончарных традиций

Издан новый – 4-й – выпуск вестника «История керамики». Особое внимание в нём уделено проблемам обжига сосудов, но затрагиваются и другие проблемы.

Открывает сборник одна из базовых лекций А.А. Бобринского, которую он читал молодым исследователям в ИА РАН. Основное внимание исследователь уделял трём вопросам: об устойчивости конкретных систем гончарной технологии (систем навыков труда), о внутренних процессах саморазвития этих навыков, об общих процессах эволюции гончарной технологии.

Ю.Б. Цетлин посвятил свою статью истории изучения приёмов обжига. Исследователь приходит к выводу, что на современном этапе методы в России и за рубежом отличаются: в Европе и США преобладают естественно-научные исследования, а в нашей стране развивается историко-культурный подход. Поэтому различаются и результаты: зарубежные коллеги основное внимание уделяют температуре и качеству обжига, а в России – реконструкции культурных традиций обжига.

Н.П. Салугина пишет о добавлении кальцинированных костей в формовочные массы керамики Поволжья и Южного Приуралья. Такая примесь встречается в регионе с раннего бронзового века до раннего Средневековья. При этом по внешним признакам сосуды, сделанные с добавлением костей в глину, не отличаются от других, кроме того, эта добавка часто сочетается в формовочной массе с шамотом, раковинами или органикой. По мнению автора, возникновение этой традиции можно объяснить с помощью одной из четырёх гипотез: массы с кальцинированной костью могли появиться в результате адаптации и смешения традиций разных культур, могли быть вызваны технологической ролью этой примеси, могли маркировать принадлежность данной керамики к слою рудокопов или металлургов, или иметь ритуальное значение. Ни одна из этих гипотез пока не может быть доказанной или предпочтительной.

Е.В. Суханов описывает хронологические различия между сосудами раннесалтовского и более позднего населения на Среднем Дону. По его мнению, керамика этих двух периодов отличается по формам: для раннего этапа характерно использование несмешанных традиций, для более позднего времени – сочетание сосудов, форма которых отражает смешанные и несмешанные традиции. Это наблюдение подкреплено материалами Дмитриевского могильника, где посуда обеих традиций представлена довольно равномерно.

П.Р. Холошин знакомит российских коллег с результатами работы группы зарубежных исследователей, которая провела серию экспериментов для изучения навыков труда профессиональных гончаров Франции, Индии, Непала и Палестины. Экспериментальная задача заключалась преимущественно в воспроизведении привычных форм и форм-подражаний, исследовались как готовые изделия, так и приёмы работы гончаров. В результате удалось получить новую информацию о величинах случайных колебаний сосудов разных форм в разных условиях, об особенностях адаптации навыков для новых задач, о составе и устойчивости отдельных операций.


Ознакомительный фрагмент выпуска можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.


Статьи, упомянутые в анонсе:

Бобринский А.А.
Общие закономерности функционирования гончарной технологии

Салугина Н.П.
Кость в составе формовочных масс керамики из памятников Поволжья и Южного Приуралья: к проблеме интерпретации

Суханов Е.В.
Формы сосудов салтово-маяцкой культуры Среднего Дона (вопросы хронологии)

Холошин П.А.
Экспериментальный подход к изучению форм сосудов в западноевропейской археологии

Цетлин Ю.Б.
История изучения приемов обжига глиняных сосудов

Хронология | Определение, история, типы, примеры и факты

Ключевые люди:
Флавио Биондо Джозеф Юстус Скалигер Ричард Лепсиус Гелланик с Лесбоса Дионисий Exiguus
Похожие темы:
няньхао список королей датирование последовательности творческий цикл список эпонимов

Просмотреть весь связанный контент →

хронология , любой метод, используемый для упорядочивания времени и размещения событий в той последовательности, в которой они произошли. Системы хронологии, используемые для записи истории человечества, которые тесно связаны с календарными системами, различаются по объему, точности и методу в зависимости от цели, степени сложности и навыков людей, их использующих.

Научная хронология, стремящаяся расположить все события в том порядке, в котором они произошли, и через правильно пропорциональные интервалы в фиксированной шкале, используется во многих дисциплинах и может использоваться для охвата обширных эпох. Астрономия, например, измеряет последовательность космических явлений тысячами миллионов лет; геология и палеонтология, прослеживая эволюцию Земли и жизни, пользуются сходными эпохами в сотни и тысячи миллионов лет. Геохронология исчисляет более отдаленные периоды, с которыми она имеет дело, в том же масштабе; но оно восходит к доисторическим и даже историческим временам человечества, и его более короткие подразделения состоят только из тысяч лет. Кратчайшими из всех являются хронологические шкалы, используемые для записи человеческих событий более или менее систематическим и постоянным образом.

Они различаются по объему, точности и методу в зависимости от цели, степени сложности и мастерства народов, их использующих, как и календарные системы, с которыми они неразрывно связаны. Более подробную информацию смотрите в календаре статьи.

Древние исторические хронологии сложно соотнести с научной хронологией. Круг полномочий древних народов был расплывчатым и непоследовательным, если судить по современным меркам, и многие из их надписей и писаний неизбежно исчезли. Пробелы в их записях все чаще восполняются, а их несоответствия устраняются результатами археологических раскопок. Руководствуясь этими выводами, ученые могут подтвердить, опровергнуть или исправить уже сделанные предварительно хронологические реконструкции. Астрономические расчеты и датирование по содержанию радиоактивного углерода также помогают в работе по установлению древних хронологий.

Китайская легендарная история восходит к 2697 г. до н.э., первому году правления Хуан-ди (китайский: Желтый император), за которым последовали многие преемники и три династии: Ся, Шан и Чжоу. Однако недавние археологические находки установили достоверную хронологию, начинающуюся с династии Шан, хотя точная дата ее окончания остается спорным вопросом среди экспертов. В так называемых надписях на костях оракула последних девяти царей династии Шан (1324–1122 гг. до н. э.) записано количество месяцев до 12-го, с периодическим добавлением 13-го месяца и регулярными религиозными службами в дни летнего и зимнего солнцестояния. все это указывает на корректировку длины лунного года посредством вычислений, основанных на солнечном году. Отдельные дни в надписях названы в соответствии с обозначениями в шестидесятилетнем цикле, образованном комбинацией 10 небесных стволов и 12 земных ветвей. Каждый набор из 60 дней делится на шесть 10-дневных «недель». Также записаны многочисленные затмения, которые можно использовать для проверки точности хронологии Шан. В предложениях оракула последнего царя династии Шан, Чжоу Синя, год его правления упоминается как «девятый год правления короля».0025 n

-е ежегодное жертвоприношение.

С начала следующей (Чжоу) династии слово год было этимологически тождественно слову «урожай». Таким образом, « n урожай короля X» означал n год его правления. Затем лунный месяц был разделен на четыре четверти: чу-чи, цай-шен па, ци-шэн па и ци-шу па, и практика использования 60 циклических названий дней продолжалась. Так, в надписи на бронзовом сосуде династии Чжоу типичная дата читалась бы так: «В царской n -го урожая, в n -м квартале n -го месяца, в день X- y и т. д.».

Традиция записи событий с указанием года правления царя продолжалась до 163 г. до н.э., когда новая система, нянь-хао («титул периода правления»), была введена императором Хань Вэнь Ти из прежней династии Хань. (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.). После этого каждый император провозглашал новый нянь-хао

для своего правления в начале года после восшествия на престол (иногда император переназначал свои ниень-хао в особых случаях во время его правления). Типичная дата в системе нянь-хао может читаться как «третий год периода правления Вань-ли» (Вань-ли сань нянь). Для того, чтобы датировать какое-либо событие китайской истории, необходимо перевести год в период обозначенного нянь-хао года по западному календарю.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Во времена династии Чжоу гражданский год начинался с новолуния, которое происходило до или в день зимнего солнцестояния. Этот «первый месяц» года Чжоу (Чжоу чэн ) был эквивалентен 11-му месяцу года ся (ся чэн ) или 12-му месяцу года шан. Первый император Ши-хуанди из недолговечной династии Цинь (221–206 гг. до н. э.) заставил год начинаться на месяц раньше, т. е. с лунного месяца (периода времени между одним новолунием и следующим). до того, в котором произошло зимнее солнцестояние. Год Цинь использовался непрерывно до 104 г. до н. э., когда император Хань У-ди обнародовал календарь Тай-чу, вернувшись к ся 9.

0025 cheng — т. е. приняв третий месяц года Чжоу или вторую лунную луну после зимнего солнцестояния за первый месяц гражданского года. Этот лунный год (или Ся чэн ) использовался до последнего дня династии Цин, или Маньчжурской (1644–1911/12). Когда в 1911 году была основана первая республика, солнечный год был официально принят, но сменявшие друг друга правительства сохранили традицию нянь-хао , соотнося любую дату с количеством лет, прошедших с момента основания республики, например, 19.48 был отмечен как «37-й год республики». В 1949 году, когда была провозглашена Китайская Народная Республика, старая система была заменена григорианским календарем.

Ши-чан Ву

Хронология | Определение, история, типы, примеры и факты

Ключевые люди:
Флавио Биондо Джозеф Юстус Скалигер Ричард Лепсиус Гелланик с Лесбоса Дионисий Exiguus
Похожие темы:
няньхао список королей датирование последовательности творческий цикл список эпонимов

Просмотреть весь соответствующий контент →

хронология , любой метод, используемый для упорядочивания времени и размещения событий в той последовательности, в которой они произошли. Системы хронологии, используемые для записи истории человечества, которые тесно связаны с календарными системами, различаются по объему, точности и методу в зависимости от цели, степени сложности и навыков людей, их использующих.

Научная хронология, стремящаяся расположить все события в том порядке, в котором они произошли, и через правильно пропорциональные интервалы в фиксированной шкале, используется во многих дисциплинах и может использоваться для охвата обширных эпох. Астрономия, например, измеряет последовательность космических явлений тысячами миллионов лет; геология и палеонтология, прослеживая эволюцию Земли и жизни, пользуются сходными эпохами в сотни и тысячи миллионов лет. Геохронология исчисляет более отдаленные периоды, с которыми она имеет дело, в том же масштабе; но оно восходит к доисторическим и даже историческим временам человечества, и его более короткие подразделения состоят только из тысяч лет. Кратчайшими из всех являются хронологические шкалы, используемые для записи человеческих событий более или менее систематическим и постоянным образом.

Они различаются по объему, точности и методу в зависимости от цели, степени сложности и мастерства народов, их использующих, как и календарные системы, с которыми они неразрывно связаны. Более подробную информацию смотрите в календаре статьи.

Древние исторические хронологии сложно соотнести с научной хронологией. Круг полномочий древних народов был расплывчатым и непоследовательным, если судить по современным меркам, и многие из их надписей и писаний неизбежно исчезли. Пробелы в их записях все чаще восполняются, а их несоответствия устраняются результатами археологических раскопок. Руководствуясь этими выводами, ученые могут подтвердить, опровергнуть или исправить уже сделанные предварительно хронологические реконструкции. Астрономические расчеты и датирование по содержанию радиоактивного углерода также помогают в работе по установлению древних хронологий.

Китайская легендарная история восходит к 2697 г. до н.э., первому году правления Хуан-ди (китайский: Желтый император), за которым последовали многие преемники и три династии: Ся, Шан и Чжоу.

Однако недавние археологические находки установили достоверную хронологию, начинающуюся с династии Шан, хотя точная дата ее окончания остается спорным вопросом среди экспертов. В так называемых надписях на костях оракула последних девяти царей династии Шан (1324–1122 гг. до н. э.) записано количество месяцев до 12-го, с периодическим добавлением 13-го месяца и регулярными религиозными службами в дни летнего и зимнего солнцестояния. все это указывает на корректировку длины лунного года посредством вычислений, основанных на солнечном году. Отдельные дни в надписях названы в соответствии с обозначениями в шестидесятилетнем цикле, образованном комбинацией 10 небесных стволов и 12 земных ветвей. Каждый набор из 60 дней делится на шесть 10-дневных «недель». Также записаны многочисленные затмения, которые можно использовать для проверки точности хронологии Шан. В предложениях оракула последнего царя династии Шан, Чжоу Синя, год его правления упоминается как «девятый год правления короля».0025 n
-е ежегодное жертвоприношение.

С начала следующей (Чжоу) династии слово год было этимологически тождественно слову «урожай». Таким образом, « n урожай короля X» означал n год его правления. Затем лунный месяц был разделен на четыре четверти: чу-чи, цай-шен па, ци-шэн па и ци-шу па, и практика использования 60 циклических названий дней продолжалась. Так, в надписи на бронзовом сосуде династии Чжоу типичная дата читалась бы так: «В царской n -го урожая, в n -м квартале n -го месяца, в день X- y и т. д.».

Традиция записи событий с указанием года правления царя продолжалась до 163 г. до н.э., когда новая система, нянь-хао («титул периода правления»), была введена императором Хань Вэнь Ти из прежней династии Хань. (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.). После этого каждый император провозглашал новый нянь-хао для своего правления в начале года после восшествия на престол (иногда император переназначал свои ниень-хао в особых случаях во время его правления). Типичная дата в системе нянь-хао может читаться как «третий год периода правления Вань-ли» (Вань-ли сань нянь). Для того, чтобы датировать какое-либо событие китайской истории, необходимо перевести год в период обозначенного нянь-хао года по западному календарю.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Во времена династии Чжоу гражданский год начинался с новолуния, которое происходило до или в день зимнего солнцестояния. Этот «первый месяц» года Чжоу (Чжоу чэн ) был эквивалентен 11-му месяцу года ся (ся чэн ) или 12-му месяцу года шан. Первый император Ши-хуанди из недолговечной династии Цинь (221–206 гг. до н. э.) заставил год начинаться на месяц раньше, т. е. с лунного месяца (периода времени между одним новолунием и следующим). до того, в котором произошло зимнее солнцестояние. Год Цинь использовался непрерывно до 104 г. до н. э., когда император Хань У-ди обнародовал календарь Тай-чу, вернувшись к ся 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *