6.1. Определение и хронологические рамки эпохи Возрождения и Реформации
Терминами «Возрождение» и «Реформация» характеризуют определенный период в истории Западной Европы. Этот период означают как переходную эпоху от Средневековья до Нового времени. Возрождение — понятие более широкое, его применяют для обозначения этой эпохи в целом.
Реформация обычно рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения, она имела место в странах Центральной и Северной Европы (так называемое Северное Возрождение).
Термин «Возрождение» (фр. «Ренессанс», nasi.
«Рінашіменто») было введено в обиход в XVI в. итальянским живописцем и
историком искусства Джорджо Вазари. Предшественники и современники Вазари в содержание
этого понятия иногда вкладывали двойное значение: во-первых, оно трактовалось как
возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с
Христовым Воскресением — Пасхой (возрождением к новой жизни после
страданий и смерти). В XVIII в.
выдающийся французский философ Вольтер и другие
просветители противопоставляли этот период Средним векам, которые считали отсталыми в
культурном отношении, а период XIV — XVI вв. был, по их мнению, сутками
настоящего возрождения науки и искусства. С легкой руки французских
просветителей XVIII в. в науке надолго закрепилась антиисторическая схема:
античная культура — Средневековья (остановка в культурном развитии) — возрождение
античной культуры и культуры вообще (начало новой истории). Но Возрождение —
это действительно новая эпоха. И осознание того, что родилась новая эпоха, в своих
определяющих чертах противоположная предыдущей эпохе, — одна из типичных особенностей
культуры XV-XVI ст. Эпоха Возрождения полностью охватывает два века — XV и XVI.
Однако «прелюдия» начинается уже с XIV в. Первыми «людьми Возрождение»
считают итальянцев философа и поэта кола ди Рієнці и поэта Франческо Петрарке.
Именно от них берет свое начало европейское Возрождение. Принято считать также,
что «на пороге» этой суток стоял выдающийся итальянский поэт Данте Алигьери, которого
называют последним поэтом Средневековья и вместе с тем — первым поэтом Нового
времени.
«Эпилог» суток приходится на нач. XVII ст. — последним представителем Возрождения считается итальянский писатель-гуманист Томмазо Кампанелла. В Италии эпоха Возрождения длилась около трех веков, а в других странах лишь несколько десятилетий, последний период позднего или высокого Возрождение и Ранней Реформации можно рассматривать только исходя из условий общеевропейского развития, хотя специфику каждой отдельной страны необходимо учитывать.
В 20-50-е гг. XVI в. в культурной жизни не только Италии, но и других стран Европы начинается качественно новая эпоха, которую называют «сутками маньеризма». Соответственно формируется новый стиль. В итальянской литературе стиль «маньеризм» сформировался к началу Контрреформации. Он возник как один из закономерных последствий внутренних противоречий эпохи Возрождения. До эпохи маньеризма или контрренесансу в литературе Северного Возрождения принадлежит целый ряд писателей Франции и Англии. Это поэты Плеяды, Монтень и Шекспир.
ВОЗРОЖДЕНИЕ | это.
.. Что такое ВОЗРОЖДЕНИЕ?ТолкованиеПеревод
- ВОЗРОЖДЕНИЕ
- ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его (отсюда название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль. Вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии, где Возрождение подразделяется на Раннее, Высокое и Позднее, — 14 — 16 веков, в других странах — 15 — 17 веков), его территориальное распространение и национальные особенности дискутируется в современной науке. Переломное значение эпохи особенно ярко проявилось в архитектуре и образовании, искусстве.
Для деятелей Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека, вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представление о стройной закономерности мироздания. В архитектуре ведущую роль заняли: новые церковные (центрические) здания, общественные сооружения, дворцы, величественно-ясные, гармоничные по пропорциям и соразмерные человеку (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте и другие в Италии, П. Леско и другие во Франции). В живописи и скульптуре (Мазаччо, Донателло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и другие в Италии, Ян ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, М. Грюневальд, Х. Хольбейн Младший и другие в Германии, Ж. Фуке, Ж. Гужон и другие во Франции) воплощены героические представления о человеке (нередко с трагическим оттенком), освоены методы убедительного воплощения пространства, света, анатомически правильно построенной человеческой фигуры, интерьера, пейзажа.
Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533 — 52) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, роман «Дон Кихот» (1605 — 15) М. Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героическая поэма Л. Ариосто, философский трактат Эразма Роттердамского «Похвала Глупости» (1511), эссе М. Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивались вокальная и инструментальная полифония, жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, шансон во Франции, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением новых академических музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (М.
Фичино и др.) и пантеизма (Дж. Бруно и др.), были сделаны выдающиеся открытия в области географии (смотри Великие географические открытия), астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (А. Везалий) и других наук.
Современная энциклопедия. 2000.
Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:
возобновление, воскресение, воскресенье, воскрешение, воссоздание, восстановление, исправление, обновление, оживление, освежение, пакибытие, палингенезия, регенерация, реконструкция, ренессанс, реставрация, реставрирование, рисорджименто, стиль, эпоха возрождения, эпоха ренессанса
Антонимы:
умирание, депрессия, кризис, нарушение, дегенерация, распад, спад, разрушение
- ВОЗНЕСЕНСКИЙ
- ВОИС
Полезное
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
- #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Созвездия Зодиака и их знаки Викторина
5 исторических зданий в Ливерпуле
Различались ли динозавры мужского и женского пола? Новый статистический метод помогает ответить на этот вопрос.
Итальянское Возрождение (1330-1550): Хронология | SparkNotes
6 апреля 1341 года: Франческо Петрарка коронован как поэт-лауреат. Многие историки называют эту дату началом Ренессанса.
1397: Джованни Медичи переезжает во Флоренцию. Джованни Медичи, папский банкир, разместил свой бизнес во Флоренции. вовлекается во флорентийскую общественную жизнь и покровительство искусствам, закладывая заложил основу для прихода к власти его сына Козимо Медичи.
1401: Гиберти получает право изваять северные двери баптистерия. Гиберти получает заказ, и ему требуется 28 лет, чтобы вылепить бронзовые двери Флорентийская церковь. Двери остаются одним из самых ценных сокровищ Ренессанс
1420: Папство возвращается в Рим. Папство, находившееся в Авиньоне с 1305 года, возвращается в Рим, принося с ним престиж и богатство, необходимые для восстановления города.
1423: Франческо Фозари становится дожем Венеции.
Фозари занимает положение дожа и пытается узурпировать большую политическую власть,
к неудовольствию Большого Совета, олигархического правящего органа Венеции, который
утверждает свою власть над дожем и мучает его до его отставки.
1429: Козимо Медичи берет на себя дело своего отца. Козимо де Медичи становится главой банка после смерти отца, используя его экономической мощи для консолидации политической власти. В течение пяти лет он руководит город без вопросов.
1447: Папа Николай V восходит на престол Папа Николай V делает первые шаги к превращению Рима в эпоху Возрождения города, осуществляя множество строительных проектов и всячески поощряя искусство.
1450: Франческо Сфорца захватывает контроль над Миланом. После непродолжительного эксперимента с республиканским правительством Милан возвращается к монархии. когда Франческо Сфорца берет под свой контроль город. Его самый выдающийся преемник это Людовико Сфорца.
1453: Константинопольский водопад Центр Византийской империи Константинополь падает на
турками-османами, спровоцировав исход греков и произведений искусства и
литературы в итальянские города-государства.
1454: Иоганн Гутенберг печатает Библию Гутенберга Гутенбергу приписывают изобретение печатного станка в Европе. открывает век печатных книг, делая литературу более доступной всем европейцам.
1464: Лоренцо Медичи приходит к власти во Флоренции. После смерти Козимо в 1464 году его сын Пьеро правил до своей смерти в 1469 году. когда власть попадает в руки Лоренцо, который правил до 1491 года, подняв Флоренция до ее величайших высот эпохи Возрождения.
1471: Сикст IV становится папой Сикст IV становится папой, предприняв множество успешных проектов в Риме, но позорит Церковь своей коррупцией и практикой кумовства.
1486: Пико публикует свой сборник из 900 трактатов. Философия Пико часто противоречит философии католической церкви, и он объявлен еретиком. Его спасает от гибели вмешательство Лоренцо де Медичи.
1492: Родриго Борджиа становится Папой Александром VI. Александр VI широко известен как коррумпированный папа-манипулятор, замышляющий
пользу его семьи.
Многие утверждают, что папство достигает своего наивысшего морального
закат Возрождения во время его понтификата.
1494: Медичи изгнаны из Флоренции Джироламо Савонаролой. Савонарола, проповедуя возвращение к простой вере, возглавляет народное восстание против Медичи, которые вынуждены бежать. Правление Савонаролы недолговечно, и он сожжен как еретик в 149 г.5.
1494: Людовико Сфорца разрешает французское вторжение в Италию. Пытаясь ослабить своего врага, короля Неаполя, Людовико приглашает французы вторглись в Италию, предоставив им свободный проход через Милан. Хотя это вторжение терпит неудачу, французы возвращаются в 1499 году, обращаются против Людовико и берут Милан, и открытие эры иностранной конкуренции за итальянскую землю.
1503: Папа Юлий II вступает на папский престол. Вознесение папы Юлия II положило начало римскому Золотому веку, во время которого
город и папство процветают. Юлий II меняет направление морального
деградации в папстве и предпринимает большие шаги в восстановлении Рима.
1513: Папа Лев X становится преемником Юлия II. Папа Лев X, сын Лоренцо Медичи, продолжает тенденцию Золотого века, зарекомендовал себя как одаренный администратор и умный меценат. Рим процветает.
1513: Никколо Макиавелли публикует Принц Часто считающаяся самой влиятельной политической книгой всех времен, Принц излагает аргумент о том, что лучше, чтобы правителя боялись, чем любил.
1517: Начало Реформационного движения. Мартин Лютер публикует свои 95 тезисов на дверь церкви в Виттенбурге, Германия, разжигая движение, которое провоцирует огромный раскол в Римско-католической церкви.
1519: Леонардо да Винчи умирает Леонардо, пожалуй, самая замечательная личность эпохи Возрождения, умирает в Франции, зарекомендовавший себя как живописец, скульптор, инженер и ученый.
1523: Папа Климент VII восходит на престол Папа Климент VII приходит к власти в трудные времена вслед за папой Львом X.

Для деятелей Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека, вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представление о стройной закономерности мироздания. В архитектуре ведущую роль заняли: новые церковные (центрические) здания, общественные сооружения, дворцы, величественно-ясные, гармоничные по пропорциям и соразмерные человеку (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте и другие в Италии, П. Леско и другие во Франции). В живописи и скульптуре (Мазаччо, Донателло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и другие в Италии, Ян ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, М. Грюневальд, Х. Хольбейн Младший и другие в Германии, Ж. Фуке, Ж. Гужон и другие во Франции) воплощены героические представления о человеке (нередко с трагическим оттенком), освоены методы убедительного воплощения пространства, света, анатомически правильно построенной человеческой фигуры, интерьера, пейзажа.
Фичино и др.) и пантеизма (Дж. Бруно и др.), были сделаны выдающиеся открытия в области географии (смотри Великие географические открытия), астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (А. Везалий) и других наук.
