Хорев. Краткое содержание трагедии Сумарокова
Действие происходит в конце VI — начале VII в., в то время, когда на Руси правит Кий, и власть его прочна и неоспорима.
Шестнадцать лет назад Кий сверг с престола Завлоха, киевского князя, чтобы воцариться на его месте. В том сражении были убиты сыновья Завлоха, а сам побеждённый князь вынужден был поспешно убежать с оставшимся воинством в степи. Его супруга, услышав, что победоносный Кий уже в городских воротах, а она, потерявшая детей, осуждена на разлуку с любимым мужем, поцеловала на прощанье свою годовалую дочь Оснельду и покончила с собой. Малютку Оснельду Кий взял в плен.
Реклама
Хотя подросшая девушка не помнит ни отца, ни матери, она не забывает о своём происхождении и ненавидит Кия — убийцу своего рода. Однако младший брат Кия Хорев вызывает у Оснельды другие чувства. Благородный молодой человек, в меру сил своих старавшийся облегчить бремя томящейся в неволе девушки, нравится ей.
Однажды Оснельдина мамка Асграда приносит княжне счастливую весть: Завлох, подойдя со своим войском к стенам Киева, требует дочь, и Кий, не желая кровопролития, соглашается отпустить Оснельду. .. Асграда удивлена, видя, что девушка не рада. В ответ Оснельда открывает мамке свою любовь к Хореву. Хотя ей хочется соединиться с отцом, в то же время она понимает, что день встречи с Завлохом будет днём расставания с возлюбленным. Разрываясь между дочерним долгом и любовью, она уже не знает, веселиться ей или грустить о том, что близок миг расставания с этим городом, который для неё — «печалей и утех собрание и смесь…».
В таком состоянии духа застаёт её Хорев. Он приходит попрощаться с Оснельдой и, в очередной раз изъявив ей свою любовь, умоляет хотя бы в последний день ответить, нашло ли его чувство отклик в её душе. Девушка признаётся в ответном чувстве, но тут же просит Хорева забыть её — ведь Оснельда должна навсегда покинуть Киев. Юноша упрашивает её остаться и стать его женой, однако та помнит о своём дочернем долге: как может она выйти замуж за брата Кия? Хорев возражает: «А если твой отец позволит нам сие?..». Окрылённые этой надеждой, влюблённые решают послать Завлоху письмо и испросить разрешения на брак, который опять восславит род Завлоха и миром окончит давнюю рознь.
Реклама
К несчастью, Сталверх, первый Киев боярин, подслушав окончание разговора между влюблёнными, ошибочно заключает, что Хорев при содействии Завлоха хочет сам занять престол в Киеве, и предупреждает об этом Кия. Кий не может поверить, что его брат, его наследник, которого он любит как сына, способен на измену. Чтобы испытать верность Хорева, он вызывает брата и приказывает тому собрать воинов и идти против Завлоха. Хорев возражает: зачем сражаться и проливать кровь, если можно кончить дело миром, просто отдав Оснельду отцу? Но если таково веление брата, он, Хорев, без рассуждений пойдёт на битву и вернётся с головой Завлоха. Кий успокаивается: Хорев не изменник.
Услышав глас труб, сзывающих полки на брань, Оснельда понимает, что отцу её не отдадут. Проливая слёзы, девушка посылает Астраду умолять Кия о милосердии. Но Кий не внемлет её мольбам. А Хорев уже собирает воинство… Рушатся все надежды. Поэтому неудивительно, что, когда Хорев приходит к Оснельде, она обрушивает на него поток упрёков. Юноша оправдывается: уклониться от приказа значит навлечь на себя бесчестие, а снести это Хорев не может — лучше смерть. Княжна умоляет любимого хотя бы пощадить её отца и пролить в сражении как можно меньше крови. Но оба ещё надеются, что от Завлоха придёт известие, сулящее конец раздору.
Реклама
Увы! В своём письме Завлох запрещает дочери любить Хорева. Оснельда решает покончить с собой, но Астрада в последнюю минуту успевает отнять кинжал у своей воспитанницы.
Начинается осада города. Хорев возглавляет войско и творит чудеса храбрости. Однако Сталверх не отказывается от своих подозрений. Он рассказывает Кию, что, по его сведениям, один из бывших Завлоховых подданных был освобождён из плена Велькаром, наперсником Хорева, и отправлен в стан врага, после чего возвращён обратно. Кий требует, чтобы ему представили свидетелей, и боярин приводит стража темниц, который говорит, что пленника от него увели якобы к государю, и стража городских ворот, свидетельствующего, что пропустил к Завлоху пленника будто бы с письмом от Кия. А так как Кий ещё сомневается, Сталверх вызывает самого невольника. Кий обещает ему свободу, если он скажет правду, и пленник признаётся, что Велькар привёл его к Оснельде, которая просила отнести отцу грамоту; он исполнил это и принёс ответ Завлоха, а что было в тех письмах, он не знает. Невольника освобождают.
Реклама
Последние сомнения Кия рассеяны. Разгневанный, он восклицает: «Да не низвергнусь в ад Хоревовым рабом», решив убить себя прежде, чем это сделает брат, но до того погубив виновницу всех бед Оснельду.
Представленная пред очи Кия, Оснельда не хочет оправдываться и просить милости — она готова принять казнь. Княжна только горячо убеждает государя, что Хорев невиновен, и, чтобы доказать это, открывает Кию, какую переписку она в действительности вела со своим отцом. Кий говорит, что поверит ей, если она представит ему письмо Завлоха, но Оснельда не может это сделать — ведь она разорвала грамоту. Тогда Кий, давя в себе жалость, которую он против воли испытывает к девушке, приказывает Сталверху отнести ей кубок с ядом.
Однако вскоре прибывший Велькар приносит весть о победе над врагом и отдаёт Кию меч Завлоха, взятого Хорёвом в плен. Получив такое неопровержимое доказательство верности брата, царь немедленно велит одному из воинов бежать к Оснельде и освободить её, он теперь согласен даже на свадьбу девушки с Хорёвом. Но, к несчастью, приказ опаздывает: княжна уже мертва.
Тем временем Хорев великодушно предлагает побеждённому Завлоху забыть прошлое и заключить союз, и тот, тронутый благородством врага, соглашается стать его другом и отдать за него дочь. Услышав это, Кий ещё больше ужасается собственной ошибке. Тут же приходит известие, что Сталверх, поняв, как страшно он оклеветал невинную девушку, покончил с собой, кинувшись в Днепр. В отчаянии Кий публично признаётся в содеянном им убийстве и умоляет брата подвергнуть его справедливой каре.
Реклама
Но у Хорева нет мысли убить брата или лишить его престола — ведь ни этим, ни слезами всё равно не вернёшь навек потерянной возлюбленной. Юноша просит Кия вернуть свободу Завлоху и отпустить его с войском из города, а Завлоха — взять с собой тело Оснельды, достойно похоронить и написать над гробом: «Девица, коей прах в сём месте почивает, /И в аде со своим Хорёвом пребывает, / Которого она любила в жизни сей, — / Хорев, ея лишась, последовал за ней!»
С этими словами Хорев закалывает себя кинжалом.
Пересказала К. А. Строева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. —М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.
Краткое содержание произведения Хорев Сумароков
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Александр Петрович Сумароков
Краткое содержание вариант 1 вариант 2
Действие происходит в конце VI — начале VII в., в то время, когда на Руси правит Кий, и власть его прочна и неоспорима.
Шестнадцать лет назад Кий сверг с престола Завлоха, киевского князя, чтобы воцариться на его месте. В том сражении были убиты сыновья Завлоха, а сам побеждённый князь вынужден был поспешно убежать с оставшимся воинством в степи. Его супруга, услышав, что победоносный Кий уже в городских воротах, а она, потерявшая детей, осуждена на разлуку с любимым мужем, поцеловала на прощанье свою годовалую дочь Оснельду и покончила с собой. Малютку Оснельду Кий взял в плен.
Хотя подросшая девушка не помнит ни отца, ни матери, она не забывает о своём происхождении и ненавидит Кия — убийцу своего рода. Однако младший брат Кия Хорев вызывает у Оснельды другие чувства. Благородный молодой человек, в меру сил своих старавшийся облегчить бремя томящейся в неволе девушки, нравится ей.
Однажды Оснельдина мамка Асграда приносит княжне счастливую весть: Завлох, подойдя со своим войском к стенам Киева, требует дочь, и Кий, не желая кровопролития, соглашается отпустить Оснельду… Асграда удивлена, видя, что девушка не рада. В ответ Оснельда открывает мамке свою любовь к Хореву. Хотя ей хочется соединиться с отцом, в то же время она понимает, что день встречи с Завлохом будет днём расставания с возлюбленным. Разрываясь между дочерним долгом и любовью, она уже не знает, веселиться ей или грустить о том, что близок миг расставания с этим городом, который для неё — «печалей и утех собрание и смесь…».
В таком состоянии духа застаёт её Хорев. Он приходит попрощаться с Оснельдой и, в очередной раз изъявив ей свою любовь, умоляет хотя бы в последний день ответить, нашло ли его чувство отклик в её душе. Девушка признаётся в ответном чувстве, но тут же просит Хорева забыть её — ведь Оснельда должна навсегда покинуть Киев. Юноша упрашивает её остаться и стать его женой, однако та помнит о своём дочернем долге: как может она выйти замуж за брата Кия? Хорев возражает: «А если твой отец позволит нам сие?..». Окрылённые этой надеждой, влюблённые решают послать Завлоху письмо и испросить разрешения на брак, который опять восславит род Завлоха и миром окончит давнюю рознь.
К несчастью, Сталверх, первый Киев боярин, подслушав окончание разговора между влюблёнными, ошибочно заключает, что Хорев при содействии Завлоха хочет сам занять престол в Киеве, и предупреждает об этом Кия. Кий не может поверить, что его брат, его наследник, которого он любит как сына, способен на измену. Чтобы испытать верность Хорева, он вызывает брата и приказывает тому собрать воинов и идти против Завлоха. Хорев возражает: зачем сражаться и проливать кровь, если можно кончить дело миром, просто отдав Оснельду отцу? Но если таково веление брата, он, Хорев, без рассуждений пойдёт на битву и вернётся с головой Завлоха. Кий успокаивается: Хорев не изменник.
Услышав глас труб, сзывающих полки на брань, Оснельда понимает, что отцу её не отдадут. Проливая слёзы, девушка посылает Астраду умолять Кия о милосердии. Но Кий не внемлет её мольбам. А Хорев уже собирает воинство… Рушатся все надежды. Поэтому неудивительно, что, когда Хорев приходит к Оснельде, она обрушивает на него поток упрёков. Юноша оправдывается: уклониться от приказа значит навлечь на себя бесчестие, а снести это Хорев не может — лучше смерть. Княжна умоляет любимого хотя бы пощадить её отца и пролить в сражении как можно меньше крови. Но оба ещё надеются, что от Завлоха придёт известие, сулящее конец раздору.
Увы! В своём письме Завлох запрещает дочери любить Хорева. Оснельда решает покончить с собой, но Астрада в последнюю минуту успевает отнять кинжал у своей воспитанницы.
Начинается осада города. Хорев возглавляет войско и творит чудеса храбрости. Однако Сталверх не отказывается от своих подозрений. Он рассказывает Кию, что, по его сведениям, один из бывших Завлоховых подданных был освобождён из плена Велькаром, наперсником Хорева, и отправлен в стан врага, после чего возвращён обратно. Кий требует, чтобы ему представили свидетелей, и боярин приводит стража темниц, который говорит, что пленника от него увели якобы к государю, и стража городских ворот, свидетельствующего, что пропустил к Завлоху пленника будто бы с письмом от Кия.
Последние сомнения Кия рассеяны. Разгневанный, он восклицает: «Да не низвергнусь в ад Хоревовым рабом», решив убить себя прежде, чем это сделает брат, но до того погубив виновницу всех бед Оснельду.
Представленная пред очи Кия, Оснельда не хочет оправдываться и просить милости — она готова принять казнь. Княжна только горячо убеждает государя, что Хорев невиновен, и, чтобы доказать это, открывает Кию, какую переписку она в действительности вела со своим отцом. Кий говорит, что поверит ей, если она представит ему письмо Завлоха, но Оснельда не может это сделать — ведь она разорвала грамоту. Тогда Кий, давя в себе жалость, которую он против воли испытывает к девушке, приказывает Сталверху отнести ей кубок с ядом.
Однако вскоре прибывший Велькар приносит весть о победе над врагом и отдаёт Кию меч Завлоха, взятого Хорёвом в плен. Получив такое неопровержимое доказательство верности брата, царь немедленно велит одному из воинов бежать к Оснельде и освободить её, он теперь согласен даже на свадьбу девушки с Хорёвом. Но, к несчастью, приказ опаздывает: княжна уже мертва.
Тем временем Хорев великодушно предлагает побеждённому Завлоху забыть прошлое и заключить союз, и тот, тронутый благородством врага, соглашается стать его другом и отдать за него дочь. Услышав это, Кий ещё больше ужасается собственной ошибке. Тут же приходит известие, что Сталверх, поняв, как страшно он оклеветал невинную девушку, покончил с собой, кинувшись в Днепр. В отчаянии Кий публично признаётся в содеянном им убийстве и умоляет брата подвергнуть его справедливой каре.
Но у Хорева нет мысли убить брата или лишить его престола — ведь ни этим, ни слезами всё равно не вернёшь навек потерянной возлюбленной. Юноша просит Кия вернуть свободу Завлоху и отпустить его с войском из города, а Завлоха — взять с собой тело Оснельды, достойно похоронить и написать над гробом: «Девица, коей прах в сём месте почивает, /И в аде со своим Хорёвом пребывает, / Которого она любила в жизни сей, — / Хорев, ея лишась, последовал за ней!»
С этими словами Хорев закалывает себя кинжалом.
По одному летописному преданию, Хорив – это один из братьев, которые основали Киев. Источником написания своего произведения «Хорев» Сумарокову послужило сведение «Синопсис, или Краткое описание от разных летописцев о начале славянского народа, о князьях и о жизни святого благоверного князя Владимира». Правда фабула пьесы не имеет никакого исторического начала и сочинена самим автором.
Действие трагедии происходит в конце VI – начале VII века, когда царем Руси является Кий, а власть его прочна и неоспорима. Он шестнадцать лет назад в безжалостной борьбе завоевал город Киев и почти полностью уничтожил семейство киевского князя Завлоха, а его маленькая дочь Оснельда стала заложницей во дворце царя Руси. Девочка не забывает свой народ и возненавидела Кия. У царя был младший брат Хорев, который всеми силами пытается облегчить жизнь заложнице. Они нравятся друг другу. Чрез некоторое время Завлох собрал новое войско и пошел на Киев, чтобы освободить свою дочурку. Мамка Оснольды – Асгарда – рассказала все происходящее девушке, но удивилась, что та не обрадовалась. Девушка не хотела расставаться с Хоревом, потому что любила его. В ту же минуту приходит ее возлюбленный, который просит остаться и выйти за него, на что девушка отвечает отказом. Объяснила это тем, что у нее долг перед своим народом, а ее отец не захочет, чтобы она вышла за брата Кия. Тогда влюбленные решают послать Завлоху письмо, в котором Хорев просит разрешение на брак с его дочерью, который снова восславит их род.
Но боярин Кия Сталверх подслушал весь разговор влюбленных и все рассказывает своему царю, который не мог поверить в предательство своего брата. Тогда он решает проверить Хорева, приказав ему собрать войско и пойти на Завлоха. Брат Кия соглашается, но все равно надеется, что противник вовремя получит письмо и согласится на все, чтобы закончить битву. Но Завлох начинает осаду города и запрещает дочери любить Хорева, который храбро сражается в битве. А тем временем, Сталверх все еще сомневается в неверности брата царя, и пытается всячески доказать это. Но у него это не получается. Кий узнает, что Оснельда передала письмо отцу и хочет отравить девушку. Через некоторое время один слуга приносит весть царю, о победе над Завлохом, которого взял в плен Хорев. Получив очередное доказательство преданности своего брата, Кий сильно пожалел о том, что приказал своему слуге принести бокал с ядом Оснельде.
Царь сию же минуту отдает приказ, чтобы девушку освободили, и он готов женить влюбленных. Но, увы, она уже мертва. А тем временем Хорев заключает союз с Завлохом, который тронут благородством своего врага. Он готов отдать свою дочь замуж за брата Кия. К сожалению этого не случится, потому что царь Руси признался в содеянном убийстве, и просит брата наказать его. Хорев не желает ничего предпринимать и просит Кия лишь об одном – отпустить Завлоха и его войско, а сам же убивает себя кинжалом.
Краткая биография: Сумароков Александр Петрович. А. П. Сумароков
Александр Петрович Сумароков (1717–1777) — русский поэт, писатель и драматург 18 века.
Родился 14 (25) ноября 1717 г.
Многословие свойственно человеческой глупости.
Сумароков Александр Петрович
Известность ему принесла опубликованная в 1747 году и сыгранная на дворе его первая трагедия «Хорев». Его пьесы ставились при дворе труппой Ф. Г. Волкова, заказанной из Ярославля.
Когда в 1756 году был основан постоянный театр, Сумароков был назначен директором этого театра и долгое время оставался главным «поставщиком» репертуара. За Хоревым последовали восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.
Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался и в других областях литературы. В 1755–1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», а в 1759 году издавал собственный сатирически-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762–1769 вышли сборники его басен, с 1769 по 1774 — ряд сборников его стихов.
Восприятие чужих слов, и особенно без необходимости, есть не обогащение, а ухудшение языка.
Сумароков Александр Петрович
Несмотря на близость ко двору, покровительство дворян, похвалу поклонников, Сумароков не чувствовал себя оцененным по заслугам и постоянно жаловался на невнимание, придирки цензуры и невежество общественности. В 1761 году он потерял контроль над театром. Позднее, в 1769 году, он переехал в Москву. Здесь, покинутый покровителями, разоренный и пьяный, он скончался 1 (12) октября 1777 г. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, который он принял во Франции XVII — нач. XVIII век Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало», «северным Расином», «Мольером», «русским Лафонтеном».
Литературная деятельность Сумарокова приковывает внимание своим внешним разнообразием. Он перепробовал все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; В своей поэтической технике он использовал все существовавшие в то время метры, проводил опыты в области рифмовки, применял разнообразные строфические конструкции.
Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна.
Сумароков Александр Петрович
Однако классицизм Сумарокова отличается, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «редуцирует» классическую поэтику. «Понижение» выражается в стремлении к менее «высокой» теме, во введении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров над «высокими».
Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведений многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы.
Сумароков ставит перед сатирой дидактическую задачу — «насмешкой поправить нрав, рассмешить ее и воспользоваться ее прямым уставом»: Сумароков высмеивает пустое сословное чванство («не по званию, на деле должен быть дворянином»), предостерегает против злоупотребления помещичьей властью (см. в частности «Припев к извращенному миру», где «синица» говорит, что «за границей людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, кожу не сдирают крестьян»).
Сумароков — один из инициаторов русской пародии, автор цикла «Бессмысленные оды», высмеивающий «буйный» одический стиль Ломоносова.
Сумароков Александр Петрович фото
Более известен как «отец русского театра».
Первый литературный опыт Александр Петрович Сумароков получил, опубликовав несколько поздравительных стихов императрице Анне Иоанновне.
После окончания кадетского корпуса был распределен в Русский театр, где на его плечи легла вся структура театра. Сумароков вернулся к литературной деятельности только после отъезда.
Александр Петрович был сторонником монархии и отказа от крепостного права. Но требования были слишком велики. Она проходит как нить через его произведения. В них он указывал, что император должен быть образован и эрудирован, должен соблюдать законы своего государства и быть далек от человеческих страстей. Дворянство же должно верно служить обществу, чтобы по праву иметь свои регалии, быть просвещенным, иметь адекватное человеческое отношение к крепостным. Но существующая действительность оказалась далека от требований Сумарокова, они не соответствовали. А стихи его принимали резко сатирический характер и имели обличительную направленность. По своему взгляду на жизнь и окружающую действительность он был рационалистом. Любовные стихи Сумарокова пользовались в обществе большим успехом, хотя и довольно условным.
(1717 — 1777)
Сумароков Александр Петрович (1717 — 1777), поэт, драматург. Родился 14 ноября (25 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. До пятнадцати лет он получал образование и воспитывался дома.
В 1732 — 40 учился в Сухопутном дворянском корпусе, где начал писать стихи, подражая Тредиаковскому. Служил адъютантом у графа Г. Головкина и графа А. Разумовского и продолжал писать, находясь в это время под сильным влиянием ломоносовских од.
Через какое-то время находит свой жанр — песни о любви, которые получили общественное признание и разошлись в списках. Он разрабатывает поэтические приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, которые впоследствии применяет в трагедиях.
Лирика Сумарокова была неодобрительно воспринята сторонником гражданской тематики Ломоносовым. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым по вопросам поэтического стиля представляла собой важный этап в развитии русского классицизма.
От любовных песен Сумароков переходит к поэтическим трагедиям — «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра использованы достижения французской и немецкой педагогической драматургии. Сумароков сочетал в них личные, любовные темы с социальными и философскими вопросами. Появление трагедий послужило толчком к созданию русского театра, директором которого был Сумароков (1756 — 61).
В 1759 году издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», выступавший на стороне придворной группы, которой руководила будущая императрица Екатерина II.
В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает апогея. Молодые сатирики, группирующиеся вокруг Н. Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, пишущего басни против чиновничьего произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.
В 1770 г. после переезда в Москву Сумароков вступил в конфликт с московским главнокомандующим П. Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, на что Сумароков ответил издевательским письмом. Все это ухудшало его общественное и литературное положение.
В 1770-е годы он создал свои лучшие комедии («Рогоносец по воображению», «Шут», 1772) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). Участвовал как режиссер в работе театра при Московском университете, издал сборники «Сатира» (1774), «Элегия» (1774).
Последние годы жизни отмечены материальными лишениями, потерей популярности, что привело к пристрастию к спиртным напиткам. Это послужило причиной смерти Сумарокова 1 октября (12 нс.) 1777 г. в Москве.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Ярчайшим представителем классика был Александр Сумароков (1717 — 1777). Однако уже в его творчестве есть отличия от высокого «штиля», который он декларировал. В «высокую трагедию» он вносил элементы среднего и даже низкого стиля. Причиной такого творческого подхода было то, что драматург стремился вдохнуть жизнь в свои творения, вступая в противоречие с предшествующей литературной традицией.
Принадлежа к древнему дворянскому роду и воспитанный на идеалах благородства и чести, он считал, что все дворяне должны соответствовать этому высокому стандарту. Воспитание в шляхетском корпусе, дружба и общение с другими молодыми дворянами-идеалистами только укрепили его идею. Но реальность не совпала с мечтами. Драматург повсеместно сталкивался с ленью, малодушием в высшем свете, был окружен интригами и лестью. Это его очень разозлило. Необузданный характер юного дарования часто приводил писателя к конфликтам с дворянским обществом. Например, Александр запросто мог швырнуть в помещика тяжелый стакан, который восторженно рассказывал о том, как он наказывает своих крепостных. Но будущему гению многое сходило с рук, так как он снискал славу придворного поэта и пользовался покровительством монархов.
Сумароков А.П., ст. Ф. Рокотов
Целью своего творчества — и драматургии, и поэзии — Сумароков считал воспитание у дворян благородных черт характера. Он даже рисковал учить царских особ, потому что они не соответствовали нарисованному им идеалу. Постепенно наставничество автора стало раздражать суд. Если в начале своего творческого пути драматург обладал особым иммунитетом, то в конце жизни драматург лишился покровительства даже Екатерины II, которая так и не простила ему злобных эпиграмм и посланий. Александр Петрович умер в одиночестве и в нищете в возрасте 61 года.
Его драматургия носила откровенно дидактический характер. Но это не значит, что это было неинтересно или неоригинально. Пьесы Сумарокова написаны блестящим языком. Драматург получил известность среди современников
«северный Расин», «наперсник Буало», «русский Мольер».
Конечно, в этих пьесах есть некоторое подражание западным классикам, но избежать этого было практически невозможно. Хотя русская драматургия XVIII века была глубоко самобытна, она не могла не использовать лучшие западные образцы для создания русских драматических произведений.
Трагедии Сумарокова
Перу Александру Петровичу принадлежит 9 трагедий. Литературоведы делят их на две группы.
К первой относятся трагедии, написанные в 1740-1750 гг.
Это Хорев (1747), Гамлет (1748), Синав и Трувор (1750), Аристон (1750), Семира (1751), Димиза (1758).
Вторая группа трагедий написана после 10-летнего перерыва:
«Ярополк и Димиза» (1768) (переработка «Димиза» 1958) «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774).
От трагедии к трагедии нарастает тиранический пафос произведений автора. Герои трагедий в соответствии с эстетикой четко делятся на положительных и отрицательных. В трагедиях практически минимум действия. Основную часть времени занимают монологи главных героев, часто обращенные к зрителю, а не к происходящему на сцене. В монологах автор со свойственной ему прямотой излагает свои нравоучительные мысли и принципы нравственности. Благодаря этому трагедии теряют в динамике, но суть пьесы оказывается заключенной не в действиях, а в речах персонажей.
Первая пьеса «Хорев» была написана и поставлена драматургом еще во время учебы в шляхетском корпусе. Она быстро завоевала признание и популярность. Сама императрица Елизавета Петровна любила его смотреть. Действие пьесы перенесено в эпоху Киевской Руси. Но «историчность» пьесы весьма условна, это всего лишь ширма для выражения вполне современных для эпохи драматурга мыслей. Именно в этой пьесе автор утверждает, что не народ создан для монарха, а монарх существует для народа.
Трагедия воплощает характерный для Сумарокова конфликт между личным и общественным, между желанием и долгом. Главный герой пьесы, киевский царь Кий, сам виноват в трагическом исходе конфликта. Желая проверить верность своего подданного Хорева, он поручает ему выступить против отца своей возлюбленной Осмельды, Завлоха, некогда изгнанного из Киева. Финал трагедии мог бы быть счастливым (как в вольном переводе «Гамлета» с измененным финалом), но возлюбленную губят придворные интриги. По мнению Александра Петровича, причиной тому деспотизм и высокомерие царя.
Идея тиранноборста наиболее ярко воплотилась в его последней трагедии «Димитрий Самозванец». В пьесе присутствуют прямые призывы к свержению царской власти, изложенные устами второстепенных персонажей: Шуйского, Пармена, Ксении, Георгия. Насколько сильный резонанс вызвала публикация и инсценировка трагедии, можно судить по реакции Екатерины II, прочитавшей очерк и сказавшей, что это «чрезвычайно вредная книжечка». При этом эта трагедия шла в театрах до 20-х годов 19-го века.век.
Комедия Сумарокова
Авторские комедии, несмотря на то, что их художественные особенности слабее «высоких трагедий», имеют большое значение в становлении и развитии русской драматургии. Как и трагедии, его комедийные пьесы написаны в «воспитательных», просветительских целях, отличаются обличительным пафосом. Комедии, в отличие от трагедий, написаны прозой и не очень велики по объему (1-2, реже 3 действия). В них часто отсутствует четкий сюжет, происходящее в них похоже на фарс. Главные герои комедий драматурга — люди, которых он замечал в обычной жизни: священники, судьи, крестьяне, солдаты и т. д.
Величайшей силой комедии был их красочный и глубоко оригинальный язык. Несмотря на то, что на создание комедий автор потратил гораздо меньше времени, чем на трагедии, ему удалось передать колорит современной народной жизни. Из 12 написанных им комедий самая известная комедия наз. «Рогоносец по воображению», в котором драматург высмеивал дремучесть и деспотизм помещиков.
О значении деятельности драматурга в создании и развитии русского театра —
Вам понравилось? Не скрывай от мира свою радость — поделись
130 (Риск культуристория / Андра делен)
130 (Риск культуристория / Андра делен)Полное разрешение (JPEG) — На этой странице / номер — VII. Den Franska smakriktningen
<< пред. страница << фор. sida << >> nästa sida >> следующая страница >>
Ниже приведен необработанный текст OCR из приведенного выше отсканированного изображения.
Вы видите ошибку? Проверьте страницу прямо сейчас!
Här nedan syns maskintolkade texten från faksimilbilden ovan.
Ser du något fel? Korrekturläs sidan nu!
Эта страница никогда не вычитывалась. / Denna sida har aldrig korrekturlästs.
130
ОТТОНДЕ КАПИТЛЕТ.
mare lärjunge kunde Boileau icke önska sig, ty han lämnade
aldrig ur sikte det berömda рецепт:
»Hors de tro is unités il riy a point de salut.»
Hjälten och hjältinnan hava naturligtvis sina napersniki
(доверенное лицо, förtrogna) o. с. против Мен Сумароков по-французски
mästarnas fel och svagheter, men ingen av deras förtjänster, och
det är ej den stora lidelsen, som genomströmmar de
uppstyltade orden, utan endast fraser och snusförnuftiga reflexioner. де
трагедийная трагедия с рисковым титулом и личным именем,
mestadels hämtade ur Rysslands forhistoria, och därmed trodde
Sig Sumarokov hava uppfyllt Alla Krav På Nationall Dramatik. я
själva verket voro de talande figurerna endast blodlösa
gengångare från den franska hjälterepertoaren, och enär även Corneilles
heroer blott voro moderna abstraktioner efter klassiska mönster,
blev det sålunda hos Sumarokov endast skuggan av en skugga.
De rysk-historiska ämnena hämtade Sumarokov huvudsakligen
ур эн с. к. »Sinopsis», hopscriven av Peter Mogilas lärjunge
Иннокентий Гизель, архимандрит и Киевский Гроттеклостер. Хан вар
född i Preussen och studerade Rysslands äldre historia ur
skolastisk synpunkt, men rikedomen på det okritiska materialet gjorde
док, атт денна лэробок и история вар микет популярен перед
Та-тистьевы и Ломоносовы после 1674 года utgick i icke mindre
на 25 апплагор. Ur denna grumliga källa hämtade Sumarokov
sitt vetande, men dess värre begagnade han sig alls icke av de
исторический, men fängslande sagomyterna om Askold m. м., Утан
iklädde de nakna namnen en fransk kostym, ur vars sömmar
den ryska klumpigheten oupphörligt stack fram.
* Chorev», в том числе и в детта фостерлендской галерее
tiljan, handlar om furst Kijs yngre broder, som älskar Osnelda.
Hon hålles i fångenskap hos Kij, som besegrat hennes fader
Завлочь оч эй вилл лямна хенне эт син бродер Хорев,
förmodligen på grund av svartsjuka.