Холопы это в древней руси это: Смерд или холоп – что хуже?

Холопы | Понятия и категории

Холопы — категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполнявшие различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирований этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой.

Цитируется по изд.: Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953

 

В византийской письменности, у Маврикия и Прокопия, а затем у гота Иордана появляется и до наших дней укрепляется термин «славяне» (у византийцев — сначала «склавены», у арабов — «саклаб» и «сакалиб»), из которого и произошло родовое название одного из этнических массивов человечества. Термин этот заменил древнегреческого скифа и сармата, в разных реставрациях оживающих, впрочем, и доныне.

Термин Ζχλαβενοἰ — Ζχλάβοἰ и sclaveni получил сначала у византийцев и арабов, а потом, вероятно, и у персов универсальный объемлющий смысл, начав суммарно обозначать всех славян, невзирая на их более или менее мелкое племенное дробление.

Ожесточенные войны с воинственными соседями или непокорными подданными, какими были балканские славяне для византийцев V—VII веков, вызвали появление на византийском и других средиземноморских рынках большого количества военнопленных из среды именно славянских народностей…

Tags: 

История

ХОЛОПЫ – категория феодально-зависимых людей в Русском государстве. По правовому положению приближались к рабам. Термин «холопы» впервые встречается в летописи под 986 года. В 11-12 веках употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. Уже в 12 веке в связи с развитием феодальных отношений начинается процесс изживания холопов. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия холопов, которые, например, не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т. п…

Tags: 

История

ЧЕЛЯДЬ (холопы).   Практически все историки сходятся во мнении, что это была наиболее бесправная прослойка зависимого населения Древней Руси. Но дальше наблюдались серьезные разногласия по этой проблеме. Академик Б.Д. Греков и его сторонники (М. Тихомиров, И. Смирнов, В. Пашуто) делили всех холопов (челядь) на «обельных», т.е. полных, которые не вели самостоятельного хозяйства и являлись личной дворней феодала, и «наймитов», т.е. бывших свободных общинников, попавших в разряд рабов за долги. Профессор С.В. Юшков также не разделял понятия «челядь» и «холопы» и считал, что в широком смысле под холопом (челядином) надо понимать всякого зависимого человека, а в узком смысле холоп являлся рабом…

Tags: 

История

ЗАДВОРНЫЕ ЛЮДИ — часть пашенных холопов, которые в Московском государстве наряду с деловыми людьми пополнялись в XVII веке чаще всего из дворовых людей. Если деловые люди жили на господском дворе, обрабатывали дворовую пашню, которую землевладелец пахал для себя, то задворные люди жили особыми хозяйствами и на специально выделенных участках земли, которые землевладелец давал им на оброк или барщину. В течение столетия различия между обоими видами пашенных холопов исчезли, и в составе сельского населения — благодаря стремлению помещиков переводить своих дворовых людей на пашню — образовался многочисленный класс холопов, одинаковый по своему назначению с крестьянами, но не тянувший тягла и не подлежавший поэтому мирским разрубам и розметам…

Tags: 

История

КАБАЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ — кабальные люди, — одна из разновидностей холопов, возникшая около середины 15 века. Основой возникновения кабальных холопов было широкое распространение сделок «с серебром», которыми феодалы опутывали как своих крестьян, так и холопов. Обязательство должника отрабатывать проценты на взятую в долг сумму личным трудом в хозяйстве кредитора и создавало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость. Юридическое положение кабальных холопов до конца 16 века регулировалось общехолопскими нормами и указами: они продавались, передавались по наследству, могли быть отданы в приданое и т. д. Дети кабальных холопов, родившиеся в период неволи, оставались кабальными людьми. Единственное отличие кабальных холопов от холопства других разрядов заключалось (до указа 1 февраля 1597 года) в возможности прекращения кабальной зависимости путем выплаты долга, что на практике означало переход по инициативе кабальных холопов от одного феодала к другому (который и предоставлял необходимую для уплаты долга сумму)…

Tags: 

История

ОБЕЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ, полные холопы, — рабы в Древней и средневековой Руси. В пространной редакции Русской правды названы три источника обельного холопства: купля, женитьба без ряду на рабе и поступление без ряду в тиуны и ключники. Источниками обельного холопства были также плен, бегство закупа, рождение от несвободного и долговая несостоятельность.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН — ПЕРГАМ. 1967.

Tags: 

История

ХОЛОПЫ — термин употреблявшийся в период Киевской Руси для обозначения рабов. Холопом — рабом можно было стать в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступление, женитьбы на холопке. До конца XV в. холопы составляли большинство работавших на барской земле. Они также выполняли обязанности княжеских и боярских слуг (в том числе военных, административных). В Российском государстве (конец XV — нач. XVIII вв.) — наибольшее значение приобретает служилое холопство и дворовые люди. В 1722—1724 гг.

Tags: 

История

ХОЛОПЫ, категория зависимых людей в Русском государстве. По правовому положению приближались к рабам. Термин “холопы” впервые встречается в летописи под 986. В XI-XII вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия холопов, которые, напр., не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т.

п.

Tags: 

История

Социология

Холопы в Древней Руси

В истории каждого народа в мире есть мрачные периоды рабства. В России, как и в других странах, существовал институт рабства. Первые рабы появились при захвате пленных во время военных действий. Начиная с 12 века русские князья, участвующие в междоусобных войнах, захватывали в плен челядь (рабов), которые считались одним из самых ценных видов добычи. Многие из захватчиков целенаправленно захватывали именно людей, после чего князья принудительно селили их на своих землях, в самых малолюдных местах. При этом рабам вменялось в обязанность работать на князя и его семью: выполнять приказы, обрабатывать землю, работать по дому, лично услуживать князю и членам его семьи.

Рабы, или холопы, были самой бесправной частью населения. В «Русской Правде» полностью перечислены «источники холопства» — условия, при которых человек считался рабом:

• покупка;

• брак с человеком рабского сословия без предварительного договора с его хозяином. Независимо от пола, если кто-то связывал себя браком с невольником, он автоматически сам становился рабом;

• добровольное принятие должности ключника, что также приравнивалось к рабству;

• долг, который человек не мог выплатить; в этом случае должник мог попасть в рабство;

• рождение от родителей-рабов;

• добровольное рабство; это могла быть продажа в рабство родителями одного из детей для того, чтобы прокормить остальных;

• упоминалось о том, что князь мог обратить в рабство не угодившего ему подданного; имущество человека при этом отдавалось «на разграбление», а семья разделяла участь своего главы – отправлялась в рабство.

Что касается прав холопа, то он не мог иметь ничего своего. Всё, что у него было, принадлежало его господину. Сам холоп считался не личностью, но вещью. Хозяин отвечал также за все действия своего раба. Но было исключение: если свободный человек посчитает, что холоп нанёс ему личное оскорбление, он имел право убить его.

Раб не мог выступать как свидетель на суде. За случайное убийство холопа убийца выплачивал его хозяину двенадцать гривен. Столько же полагалось платить за случайное или умышленное убийство коровы или лошади.

Если кто-то помогал беглому холопу укрыться, он платил хозяину те же 12 гривен. Эти действия приравнивались к краже чужого имущества. Что касается самого хозяина, он мог убить своего раба совершенно безнаказанно, и никогда не держал ответ ни перед кем за эти действия.

Такое положение действовало вплоть до 15 века. Позже появились изменения. В частности, холоп, который попал в плен во время военных действий и сумел сбежать, получал свободу. Появился на Руси и специальный «Холопий приказ», разбиравший все вопросы на эту тему.

Вскоре холопы стали сливаться с крепостными крестьянами. Различие их состояло в том, что раньше холопов продавали отдельно от земли. Крепостных же могли продавать только с землёй, на которой они были «закреплены», откуда и появился термин «крепостные». Но в 17 веке эти различия уже нивелировались, и крепостных тоже стали продавать отдельно от земли. Согласно указу от 1718 года эти два сословия окончательно смешались, полностью попав под власть помещика. То есть, если у крепостных и были небольшие преимущества перед холопами в том, что их не могли просто так срывать с места и отдавать кому угодно, начиная с этого момента потеряли свою силу. Таким образом, холопство слилось с крепостным правом. И тех, и других обложили одинаковыми подушными податями. При этом их не лишали совсем защиты государства. Теперь уже помещику нельзя было безнаказанно убить своего крепостного.

Добавить комментарий

Сословие, крепостные крестьяне и общество в движении | Российская империя 1450-1801

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Kollmann, Нэнси Шилдс,

Soslovie , Serfs и Society on the Move’

,

Русская империя 1450-1801

, История Оксфорда ранней Современной Европы

(

, Оксфордская история ранней Современной Европы

(

, Оксфордская история ранней современной Европы

(

, Оксфордская история Оксфорд,

2017 г.

,

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 19 января 2017 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199280513.003.0019,

, по состоянию на 30 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.

)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе исследуется судьба крестьянства в условиях экономического подъема в России XVIII века. Около половины восточнославянских крестьян были закрепощены у помещиков; другая половина, «государственные крестьяне», проживала в основном на северных границах. Мобильность населения была постоянной в этом столетии по мере того, как империя расширялась за счет плодородных южных земель, население заметно росло (не только за счет территориальной экспансии), а экономика диверсифицировалась. Помещики переводили крестьян на лучшие земли или на фабричные работы; государственных крестьянских деревень переехало в целом или отправляли членов в торговлю и промышленность, чтобы отправить домой их заработок. Некоторые крестьяне даже в крепостном праве находили возможности для процветания, в то время как другие подвергались помещиками или общинами более суровым условиям труда в сельском хозяйстве и промышленности.

Продолжалось пассивное сопротивление, типичное для крестьянских обществ, но на Урале и Поволжье также вспыхнуло жестокое восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева.

Ключевые слова: крепостное право, сопротивление, движение населения, черноземные районы, демографический рост, промышленность, башкиры, гарнизонные войска, государственные крестьяне, коммуны

Предмет

История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Крепостное хозяйство в деревне

Ленин. Крепостное хозяйство в деревне

Крепостное хозяйство в сельской местности


Опубликовано: Путь Правды № 66, 20 апреля 1914 года. Опубликовано по тексту Путь Правды .
Источник: Ленин Собрание сочинений , Издательство «Прогресс», 1972 г., Москва, Том 20, страницы 242–244.
Перевод: Бернард Айзекс и покойный Джо Файнберг
Транскрипция\Разметка: Р. Симбала
Общественное достояние: Интернет-архив Ленина (2004). Вы можете свободно копировать, распространять, отображать и выполнять эту работу; а также делать производные и коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксисты Интернет Архив» в качестве источника. • ПРОЧТИ МЕНЯ


Наши либералы отказываются признать, что крепостное хозяйство еще практиковалось в широких масштабах в русской деревне до г. до г. день. Крепостное право живет, ибо когда полунищий крестьянин, денежных займов или аренды земли, работает на помещика с свою жалкую лошадь и орудия, мы имеем здесь экономическую сущность крепостное хозяйство.

При капитализме рабочий не владеет ни землей, ни орудиями труда. производство. При крепостном хозяйстве эксплуатируемый рабочий имеет и землю, и орудия производства, но они служат для его порабощения, к галстуку его к «сквайру».

Журнал Русская Мысль , известный своей проповедью уважаю за земельную собственность, случайно ляпнула правда в мартовском номере.

«Зимний прокат», [1] читаем в том номере «— не абсурдно ли это в наш век, век электричество и самолеты? И все же эта форма рабства и неволи продолжает процветать и по сей день, как пиявка на теле крестьянство.

«Зимний найм — любопытная и характерная черта древней Руси. Он сохранил во всей своей свежести феодальный термин «подневольные крестьяне».

Это писал не какой-то «левый» орган, а журнал контрреволюционные либералы!

По местной статистике на весну 1913 г. дворы иногда, как, например, в Черниговской губернии, составляют целых 56 процентов, т. е. э., почти три пятых , от общего количество домохозяйств. А за зимний прокат крестьянин получает половин. или одна треть 90 037 заработной платы, которую он получает во время летнего найма.

Здесь мы имеем чисто крепостническую кабалу и беспросветную нищету среди крестьян, рядом с «прогрессом» в развитии отруб , выращивание кормовых трав, применение машин и и так далее, по поводу которых некоторые наивные люди так восхищаются. Что касается на самом деле, этот прогресс, увековечивающий ужасающую нищету и век кабалы среди крестьянских масс, только ухудшает их положение, делает кризисы становятся более неизбежными и обостряют противоречие между требований современного капитализма и варварских, средневековых и азиатских «зимний найм».

Метаяж , обработка почвы в обмен на половину урожая, или косить сено в обмен на каждый третий стог сена (система «одной трети») также прямые пережитки крепостного права. Согласно последней статистике, площади земли, обрабатываемой крестьянами по системе метайер в разных районах России колеблется от 21 до 68 процентов площади собственные земли крестьян. И площадь земли, на которой косят сено на система метайер еще больше: от 50 до 185 процентов площадь собственной земли крестьян!…

«В некоторых случаях, — читаем мы в этом умеренно-либеральном журнал, «майер», помимо платы за землю половиной урожая, а за сено две трети урожая, обязан безвозмездная работа на ферме владельца в течение одной или двух недель, в большинстве случаев случаях с его собственной лошадью или с одним из его детей».

Чем это отличается от крепостного права? Крестьянин работает на помещика без жалованья и получает от него землю на метойской основе!

Наши либералы всегда смотрят на «крестьянский вопрос» с точки зрения взгляд на «земельный голод» крестьян или на необходимость «государственного устройства» условий жизни крестьян или выделения им земли по та или иная «норма» (и это вина народников). Эта точка точка зрения в корне ошибочна. Все дело в классовой борьбе основе феодальных производственных отношений, и ничего более. Так долго при существующей системе помещичьего землевладения увековечение кабалы, крепостное право и, как Русская Мысль выражает это, рабство, есть неизбежно . Никакие «реформы» или политические изменения не помогут здесь. Здесь речь идет о собственности на землю класса, который сводит весь «прогресс» к черепашьей скорости и поворачивает массы крестьянство в забитых нищих, привязанных к «помещику».

Вопрос здесь не в «существовании» или «производителе». норма (все это народническая чепуха), а не «земельного голода», или «наделение земли», а уничтожения сословного, полукрепостнического гнета, тормозит развитие капиталистической страны. Только таким образом можно начинаются «пресловутые» «столпы» сознательных русских рабочих. быть понятым.


Примечания

[1] Зимний найм —наем крестьян на летние работы, практиковали помещики и кулаки зимой, когда крестьяне остро нуждались в деньгах и соглашались на грабительские условия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *