Хазарский каганат существовал: Наука: Наука и техника: Lenta.ru

Кавказский Узел | Хазары и Хазарский каганат

Хазары — тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. Византийцы знают их в VII веке под именем восточных турков. В этом же веке они утверждаются на берегах Понта (Черного моря), в VIII веке — овладевают большей частью Тавриды (Крыма) и Северного Причерноморья и образовывают государство Хазарский каганат (существовал с середины VII по конец X веков) во главе с каганом. Столица каганата — Семендер (на территории современного Дагестана), с начала VIII века — г.Итиль (в дельте Волги).

Первоначально экономической основой существования Хазарского каганата были кочевое скотоводство и земледелие, однако со временем наибольшие доходы стала приносить торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и других регионов.

Во 2-й половине VII века хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане; Кавказская Албания стала данницей Хазарского каганата.

Примерно в это же время хазары нанесли ряд серьезных поражений арабским завоевателям, рвавшимся в регионы Каквказа и Прчерноморья. В 654 году арабский полководец Хабиб Ибн-Маслама занял Армению и Грузию, а Салман Ибн-Рабих аль-Балхи — Албанию. Его брат Абд-ар-Рахман захватил Дербент и оттуда двинулся в страну хазар к Беленджеру (древнейшая столица Хазарии в долине р.Сулак у выхода из предгорий на равнину), но взять крепость ему не удалось. В 684 году хазары совершили крупный поход в Закавказье. Они опустошили несколько областей, захватили добычу и пленных. Эти события положили начало продолжительным арабо-хазарским войнам, длившимся более столетия. События арабо-хазарской войны вплоть до 735 г. характеризуются взаимными набегами и грабежами территории противника и ожесточенной борьбой за Дербент.

К началу VIII века хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. В 735 году хазары потерпели существенное поражение от войска арабского полководца Мервана, который со 150-тысячной армией сумел углубиться на территорию Хазарии, достиг ее новой столицы, города Итиля и двинулся по правобережью Волги на север, преследуя кагана, собиравшего силы для отпора.

Мерван дошел до Славянской реки, в которой многие исследователи видят Дон, и увел оттуда 20 тыс. семей «славян и других неверных». Хазарский полководец, узнав, что арабы разоряют страну буртасов, двинулся за ними по левому берегу Волги, надеясь неожиданным ударом разгромить Мервана. Но последний оказался более опытным в военных хитростях. Услышав о движении хазар, он ночью по понтонному мосту переправился на левый берег. Разведчики в случайной стычке убили хазарского полководца, а затем арабы неожиданно атаковали хазарскую армию, которая потерпела сокрушительное поражение. Узнав об этом, каган запросил мира. Мерван потребовал обращения кагана в мусульманство. В противном случае он грозил посадить на хазарский трон своего ставленника. Каган согласился с требованием Мервана и принял ислам. Возвращаясь назад, Мерван сумел закрепиться в Дагестане, обязав местных правителей платить дань халифу.

Основным видом хозяйственной деятельности населения Хазарского каганата в этот период времени оставалось кочевое скотоводство. В долине Нижней Волги развивалось земледелие и садоводство. Столица каганата Итиль стала важным центром ремесла и международной (в том числе транзитной) торговли. В Доно-Донецком междуречье в связи с переселением туда части северо-кавказских алан возникли оседлые поселения. Началось складывание раннефеодальных отношений. Фактическая власть в государстве сосредоточилась в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превратился в почитаемого, но безвластного владыку.

Власть мусульман в каганате оказалась непродолжительной. Уже в первой половине VIII века часть хазар Северного Дагестана приняла иудаизм, а на протяжении всего VIII века у хазар сохранялись прочные отношения с Византией, что способствовало распространению христианства. Византийцам было разрешено создать на территории Хазарского каганата митрополию, в которую входило 7 епархий. Начавшиеся в арабском халифате во второй половине VIII века смуты лишь поспособствовали возвращению основных областей Северного Кавказа под власть хазар. В 799 году хазары сумели совершить поход в Закавказье, но это было их последняя крупная акция. В IX веке ослабевший каганат продолжал противостоять на Кавказе столь же сильно ослабевшему халифату. Однако из-за постоянных споров хазар с византийцами о власти над крымскими провинциями христианство также не смогло стать общегосударственной религией, которая была необходима Хазарскому каганату для консолидации населявших его народов. Враждебные отношения с христианами и мусульманами привели верхушку хазарского общества в конце VIII — начале IX века при кагане Обадии (786-809) к официальному принятию иудаизма. Выбор оказался неудачным, так как уже в первые годы после этого выяснилось, что новая религия способствует расколу в стране. Новая религия не объединяла, а разъединяла федеративное образование, возглавляемое хазарами. Принятие иудейства каганом, царем и итильской знатью противопоставило их провинциальной знати и основной массе населения. Началась гражданская война, в которой погибли Обадия и его два сына.

Междоусобица продолжалась несколько лет и сильно ослабила государство.

В конце IX века Северное Причерноморье захватили печенеги и в 895 году изгнали зависимых от Хазарского каганта мадьяр к Дунаю. Византия, заинтересованная в ослаблении каганата, начала натравливать на хазар окружавших их кочевников. Но главной силой, противостоявшей Хазарскому каганату, стало Древнерусское государство. В IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам, но уже в это время русские дружины начали проникать в Каспийское море. В 913-14 и 943-44 годах войска русов проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 964-965 годах князь Святослав Игоревич в походе на Итиль (Волгу) разгромил хазар и взял г.Саркел. Позднее в 968-969 годах его дружины разрушили города Итиль и Семендер. Попытка хазар во 2-й половине X века спасти положение с помощью Хорезма не имела успеха. В конце X века Хазарский каганат перестал существовать, а сами хазары растворились среди соседних народов.

Источники:

  • Большая советская энциклопедия, 3-е издание. — М.,1974.
  • История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года: веб-учебник.
  • Веб-сайт «От Руси древней до империи Российской»
  • Хазарская мечта – Огонек № 42 (5068) от 19.10.2008

    В дельте Волги, в четырех десятках километров от Астрахани, археологи из Института этнологии и антропологии РАН обнаружили останки древнего города IX века. Возможно, это и есть тот самый легендарный Итиль — столица Хазарии, великой империи кочевников, бесследно сгинувшей в водах Каспия

    Владимир ТИХОМИРОВ, Ирина ПОПОВА

    Началась эта история лет 20 назад, когда несколько мужиков из села Самосделка, что в Камызякском районе Астраханской области, решили обустроить ферму—километрах в 15 от села, поближе к волжской старице. Места тут благодатные—множество заливных лугов, бесконечные протоки и ручейки, заросшие камышом, десятки крохотных островов, самая гуща волжской дельты. И трава здесь растет сочная, густая. Участок выбрали с умом, на пригорке, который даже в самую высокую воду всегда оставался сухим.

    А как начали рыть фундамент, так лопата сразу же наткнулась на какие-то невиданные плоские кирпичи, глиняные черепки да кости. Позвали знающего человека—учителя истории Александра Пухова из местной школы, большого охотника до всяких древностей. Тот подивился, набрал аж целую хозяйственную сумку разных черепков с какими-то непонятными рисунками и отправился к профессорам в Астраханский пединститут, где еще в 1970-х годах был создан любительский археологический кружок. Ученые, едва увидев черепки, ахнули от удивления—это же образцы керамики огузского типа домонгольского периода! Десятый век нашей эры!

    В 1990 году на островок высадился десант археологов из Астрахани и Москвы. Правда, тогда раскопки закончились, даже не успев толком и начаться: страна разваливалась и ручеек финансирования науки стремительно пересох. И ученые, рассудив, что лучше сохранить городище для последующего изучения, закопали его обратно.

    Второй раз раскопки здесь возобновились только в 2000 году—уже на средства Российского еврейского конгресса. Причем здесь евреи? А все просто—именно в дельте Волги более тысячи лет назад существовал Великий Хазарский каганат—единственное государство в Евразии, где официальной религией был иудаизм.

    —Феномен Хазарии состоит в том, что впервые в истории неевреи—тюркские кочевники—приняли иудаизм, являющийся сугубо национальной религией,—говорит Эмма Зиливинская, руководитель раскопок  и старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

    ЕВРЕЙСКИЙ СЛЕД

    Долгое время Хазария вообще никак не интересовала ученых, а советская историография считала каганат «небольшим полукочевническим государством паразитарного характера», жившим за счет дани с покоренных народов и не оставившим сколь-нибудь значительного следа в истории цивилизации. Все изменилось в 1934 году, когда советский археолог Михаил Илларионович Артамонов обнаружил возле Цимлянска развалины хазарской крепости Саркел, которая в русские летописи вошла как Белая Вежа—«Белый Замок». Именно открытие Саркела подвигло историка Льва Гумилева—друга и ученика Михаила Артамонова—взяться за написание книги «Открытие Хазарии», которая стала сенсацией во всем мире. Выдержки из этой книги печатала даже лондонская Times, защищавшая Артамонова и Гумилева от репрессий советской идеологической машины.

    Но прежде всего о хазарах вспомнили в только что появившемся на свет государстве Израиль. Абрам Поллак, первый профессор еврейской истории Тель-Авивского университета в своей книге «Хазария» писал: «В те годы, когда мир был строго разделен между идеологическими доктринами христианства и ислама, Хазарская империя представляла собой «третью силу», доказавшую свое равенство двум другим и в роли противника, и в роли союзника. Хазарское еврейство стало ядром диаспоры евреев в Восточной Европе… И их потомки составляют ныне ощутимое большинство еврейства». Словом, согласитесь, приятно осознавать, что твои предки не только были вечно гонимым меньшинством, но и были причастны к созданию империи, равной по мощи Византии и Арабскому халифату. Поэтому, как только идеологические кордоны СССР рухнули, израильская наука стала спонсировать все мероприятия, касающиеся изучения хазар. В итоге родился «Хазарский проект», который вот уже 8 лет финансирует российский Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, возглавляемый Евгением Сатановским. Именно благодаря ему раскопки астраханских археологов стали системными и вот теперь принесли сенсационный результат.

    КОРАБЛЬ АЛХИМИКА

    Археолог Дмитрий Васильев из Астраханского госуниверситета—один из руководителей археологической экспедиции—о результатах раскопок говорит пока очень осторожно:

    —Сейчас можно сказать со всей определенностью: да, найден большой средневековый город, который существовал в дельте Волги в IX—XIV веках. Более того, мы обнаружили феномен, который можно обозначить расхожей рекламной фразой «три в одном». Нацелившись на поиски одного города, мы обнаружили… целых три! В самых верхних слоях найдены хорошо сохранившиеся остатки жилых домов, выстроенных из обожженного кирпича, которые тесно жались друг к другу вокруг крохотной площади, к которой были обращены их выходы. Все дома имели систему отопления с горизонтальными дымоходами и были выстроены в соответствии с единой планировкой. Под этим городком мы нашли еще один город—гигантский по стандартам Средних веков. Мы не знаем плотность населения, но можно предположить, что его население составляло 50—60 тысяч человек. Наконец, нижний культурный слой соответствует IX—X векам. Здесь найдены остатки сгоревших и рухнувших хижин, остовы кирпичных домов, разбитые известняковые блоки, применявшиеся при строительстве в Хазарии. Также обнаружена соответствующая керамика, а также юртообразные жилища, которые характерны для хазарского времени.

    Особый интерес археологов вызвала так называемая землянка алхимика, в которой ученые обнаружили большое количество сфероконусов—глиняных сосудов, использовавшихся для хранения и перевозки химических реактивов. На стенке одного из сфероконусов красуется рельефное изображение огромного торгового корабля с мачтой, якорем, горделиво задранными носом и кормой. Чей этот кораблик, неизвестно, но всем хочется верить, что это флагман речного флота каганата.

    Как считают ученые, находку можно соотнести с легендарным городом Саксин, о котором упоминает арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати. Сам ал-Гарнати был родом из арабской Испании, но тут, на Волге, ему приглянулось, и он даже прожил в Саксине более 20 лет. Благодаря этому до нас дошли две странички из его письма, которое ал-Гарнати отправил своим друзьям и родным в Испанию. Так вот, он писал, что Саксин—это процветающий город гузов, что состоит он из больших шатров, в каждом из которых живет до 50 человек. Но также живут в нем булгары-мусульмане и аланы. Правда, ал-Гарнати не сообщил о точном расположении Саксина, но зато добавил, что этот город возник на месте разрушенной столицы Хазарии—легендарного Итиля.

    ГОРОД ЖЕН И РАБОВ

    Арабский путешественник и богослов Ахмад Ибн-Фадлан, побывавший в 921—922 годах в столице Хазарского каганата, описывал этот город как мегаполис, расположенный на двух берегах Волги: «Город на реке Атиль состоит из двух частей—в одной из этих двух частей мусульмане (то есть все иноверцы. —«О»), а в другой части—царь и его приближенные… Хазары и царь их все иудеи. И у царя есть правило, что у него 25 жен, причем каждая жена—дочь кого-либо из царей, соперничающих с ним, которую он берет себе волей или неволей. И у него девушек-наложниц 60. И каждая из жен и наложниц находится в отдельном дворце—у нее есть помещение в виде купола, и вокруг каждого купола есть пространство для прогулок. Над мусульманами начальствует муж из числа отроков царя, который называется хаз. Он мусульманин, и судебная юрисдикция над мусульманами, живущими в стране Хазар и временно приезжающими к ним по торговым делам, предоставлена этому отроку мусульманину… Славяне и все, кто соседит с ними, находятся в покорности у царя, и он обращается с ними, как с находящимися в рабском состоянии, и они повинуются ему с покорностью…»

    Разумеется, Ибн-Фадлан несколько поторопился—именно славяне под предводительством князя Святослава, разорившие пограничную крепость Саркел на Дону и многие города в Хазарии, включая и сам Итиль, и нанесли самый роковой удар по Хазарской империи. Правда, на пользу это Руси не пошло—воспользовавшись ослаблением хазар, из-за Волги в причерноморские степи пришли кочевники-печенеги, которые, скоро добравшись до Днепра, подстерегли на днепровских порогах Святослава и отрезали ему голову. А из вызолоченного черепа русского витязя печенежский князь сделал себе кубок, из которого пил то ли вино, то ли кровь.

    Тем не менее агония Хазарии продолжалась еще довольно долго. После печенегов из далеких монгольских степей в район Волги откочевали огузы—союз тюркских племен. В отличие от славян и печенегов огузы не стали грабить Хазарию, а заключили с каганом «вечный мир»—как писал хазарский каган Иосиф министру эмира Кордовы Хасдаю ибн Шафруту, в его стране совсем не осталось воинов и он вынужден нанимать на службу хорезмийцев-мусульман. Огузы тоже выполняли функции пограничной стражи, пока не вытеснили всех хазар на запад. На месте же их древней столицы они и построили свой новый город Саксин, который был сначала сожжен монголами, а затем залит водой Каспийского моря. Несколько веков здесь плескались волны, а когда море отступило, никто и не помнил, что в заболоченной дельте Волги когда-то жили люди.

    WELCOME TO ITIL!

    И все-таки, почему археологи пока не спешат признавать найденные останки городища той самой столицей каганата?

    —Не так-то просто доказать очевидное,—считает Дмитрий Васильев. —Неопровержимым фактом, прямым доказательством существования Итиля именно в этом месте может стать обнаружение надписи, указывающей на это, документов или библиотеки. Ну или хотя бы таблички Welcome to Itil!, как кто-то уже пошутил. В настоящее время мы располагаем лишь косвенными доказательствами. Так, центральная часть городища располагается на острове между пересохших русел Волги, которые вплоть до начала прошлого века были полноводными. А все документы описывают крепость царя на острове, где располагается центральная часть города. Во-вторых, аэрофотосъемка показала наличие на острове валов, расположенных треугольником, что напоминает руины цитадели с разобранными и застроенными сверху стенами. В-третьих, кирпичное строительство в Хазарии было исключительной царской монополией, и огромное количество кирпича в нижних слоях городища говорит само за себя.

    Сомнения ученых, впрочем, не смущают администрацию Астраханской области, которая уже объявила о создании историко-археологического комплекса «Итиль-Саксин», призванного стать главным пунктом для развития туризма в регионе. Причем в рамках этого проекта планируется уже в 2011 году построить неподалеку от раскопа новый Саксин—модель крепости в натуральную величину, чтобы туристы по камушку настоящую крепость не растащили. А вот настоящее городище снова законсервируют—уже во второй раз.

     

    ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ КАГАНАТА

    Хазарии выпал яркий, но, увы, недолгий век. Раздираемая внутренними экономическими и религиозными противоречиями, эта блистательная империя на долгие годы стала примером того, как нельзя строить государство

     

    VI век — первое документальное упоминание о хазарах. Сирийский хронист Захария Ритор упоминает их в списке народов, завоевавших Кавказ в составе гуннской коалиции степняков.

    VII век — хазары грабят Тифлис и основывают свое царство на территории нынешней Грузии. 

    642 — начало вторжения арабов в Закавказье. Войска полководца Абд ал-Рахманда ибн Рабиаха несколько раз заходили вглубь Хазарии; походы прекратились только со смертью полководца.

    722 — хазары начинают войну против Арабского халифата. Позже византийский император Константин V, дабы ободрить союзников, женится на хазарской принцессе. Их сын становится императором Львом IV, известным под именем Лев Хазар.

    735 — халиф Мерван II наносит тяжелое поражение хазарам, которые покидают Кавказ и бегут до самой Волги. Каган хазар просит мира, в ответ халиф требует перехода хазар в ислам. Каган притворно подчинился.

    740 — столица Хазарии переносится в Итиль в дельте Волги. Каган и хазарская знать переходят в иудаизм. Смене религии способствовала миграция евреев из Византии, где император Лев III начал репрессии против иудеев. 

    Ок. 810 — в Итиле вспыхивает восстание низов против иудеев, подавленное каганом со страшной жестокостью. Иудаизм становится официальной религией Хазарии, а все иноверцы объявлены рабами царя.

    833 — хазары начинают строительство крепости Саркел в излучине Дона. Благодаря этому форпосту хазары смогли обложить данью все южные славянские племена.

    895 — из-за религиозных распрей Хазарию покидают мадьяры—будущие венгры, которые уходят на запад. Воспользовавшись слабостью каганата, о своей независимости заявляют и жители Киева.

    913914 — первый поход славян на Хазарию. Был разграблен остров Абескун на Каспии. Через три года набег повторился, и в Каспий вошло «около 500 судов с сотней людей на каждом». 

    939 — князь Игорь захватил город  Самкерц (ныне Тамань). В ответ на русов двинулись хазарские войска под командованием Песаха. Песах освободил Самкерц и, пройдя через Крым, дошел до самого Киева, вновь обложив русское княжество данью.

    943944 — славянские отряды грабят все побережье Каспия. Заняв город Бердаа на реке Куре, они более года противостояли арабам, но потом славяне погибли из-за внезапной эпидемии неизвестной болезни.

    965 — князь Святослав берет приступом Саркел и опустошает города Хазарии. В состав Руси входит княжество Тмутараканское, но не надолго— печенеги, воспользовавшись падением каганата, занимают все причерноморские степи.

    987 — согласно «Повести временных лет», в Киев прибывают посланцы хазарских иудеев, желающие склонить князя Владимира к принятию иудаизма.

    1016 — начинается совместная война Византии и Киевской Руси против Хазарии. В это же время из далеких монгольских степей на Сырдарью откочевывают могучие огузы—союз тюркских племен. Войска кагана Кедрена были разбиты, и хазары заключили союз с огузами. На месте разрушенного Итиля строится город Саксин—столица огузов.

    ХIII век — город Саксин разрушен в результате нашествия монголов. По одной из версий, на месте города появляется Сарай-Бату—временная ставка хана Батыя. К 1247 году относится последнее упоминание о хазарах в летописях.

     

    Фото: ЭММА ЗИЛИВИНСКАЯ; WIKI.COM

    Самая процветающая древняя нация, о которой вы никогда не слышали

    В список вымерших стран входят такие известные страны, как СССР (метко названный Рональдом Рейганом «Империей зла») и Югославия, а также сотни других, почти забытых стран как Маджапахит, Ассирия, Вавилония, Бургундия и Османская империя. На самом деле давно исчезло гораздо больше стран, чем 195 на карте сегодня. Как любитель истории, я еще не встречал страны, жизнь жителей которой была бы лишена интересных фактов и уроков.

    Возьмем, к примеру, Хазарию. Он длился более 300 лет (с 650 по 965 год нашей эры) и охватил большую территорию, чем все скандинавские народы нашего времени вместе взятые. Он охватывал восточную половину современной Украины, степи Волго-Донской области современной России, весь Крымский полуостров и Северный Кавказ. Его южная часть занимала большую часть берегов трех морей: Черного, Каспийского и Аральского.

    Мой тезис состоит в том, что для того, чтобы страна была «успешной» в течение значительного периода времени (здесь успех определяется как экономически процветающая, политически стабильная и защищённая в военном отношении), она должна обладать значительным ТТД. К сожалению, это непроизносимая аббревиатура, но она означает 9.0007 торговля, толерантность и децентрализация .

    Каждый из этих трех критериев успеха заслуживает томов обсуждений, но вот суть: когда существуют экономическая свобода и частная собственность, торговля процветает. А торговля — это то, чем мирные люди занимаются для удовлетворения потребностей и улучшения материального благосостояния. Откажитесь от него, и уровень жизни резко упадет. Толерантность — это знак того, что люди ценят преимущества, связанные с разнообразием личного выбора. Нетерпимые люди лишают себя того, что могут предложить другие, и тратят время и ресурсы на борьбу вместо сотрудничества. Децентрализация сохраняет богатую идентичность местных сообществ и препятствует концентрации власти с ее неизбежной коррупцией. Рассеянная сила — это сила прирученная.

    Итак, успешная страна та, которая может похвастаться большим количеством ТТД. Он поощряет обмен, прославляет разнообразие и избегает политического командования и контроля сверху вниз. Почти каждое «несостоявшееся государство» в истории поступало прямо противоположным образом, подавляя торговлю; разжигание расовой, этнической или национальной ненависти; и/или установление диктатуры.

    Хазария, к ее большой чести, практиковала замечательные меры торговли и терпимости, а также достаточную децентрализацию, чтобы не допустить, чтобы ее правительство саботировало любую из них. В конце концов, он встретил свою гибель не из-за внутреннего распада, а из-за внешнего нападения.

    Торговля

    Тюркский народ, хазары, отстаивали свою независимость от ослабленной Западной Турецкой империи в середине 7 века. Построенные ими сухопутные маршруты соединялись со знаменитым «Шелковым путем», который, в свою очередь, связывал Европу с Азией. Географическое положение Хазарии давало уникальные экономические преимущества, которые с энтузиазмом восприняли ее жители, подобно тому, как растет небольшой город, когда в нескольких милях от него открывается новая автомагистраль между штатами. Хазария стала мостом между Востоком и Западом, а это означало, что ее жители не только могли легко торговать с другими в любом направлении, но и стали свидетелями множества экзотических товаров и путешественников, перемещающихся по региону.

    Хазария обеспечивала безопасный проход и облагала торговцев минимальными налогами, что делало страну одним из процветающих торговых перекрестков средневекового мира. Арабы на юго-западе высоко ценили хазарские меха и одежду. Хазары обменивали свои серебряные монеты на зеркала из Китая. Игра в шахматы, вероятно, возникла в Хазарии, откуда она экспортировалась в Европу. Археологи нашли доказательства того, что хазарские торговцы добирались до Швеции. Книга по географии X века, написанная на персидском языке, Худуд аль-Алам («Области мира») сказал о Хазарии: «Это очень приятная и процветающая страна с большими богатствами».

    Если вы путешествовали по Хазарии в качестве торговца, возя товары в такие соседние юрисдикции, как Византия или современный Иран или Россия, провинциальный хазарский правитель облагал вас налогом в пункте выезда в размере 10 процентов от стоимости товара . Неплохо, если учесть, что вы наслаждались гостеприимством и защитой хазар во время долгого и опасного путешествия.

    К 19 веку ученые начали использовать фразу Pax Khazarica (Хазарский мир) для описания правления хазар над регионом и его важными торговыми путями. Некоторые интересные фотографии и зарисовки хазарских артефактов можно посмотреть здесь.

    Допуск

    Что насчет допуска? Судя по всему, хазары практиковали его и извлекли из этого огромную пользу. В очерке 1835 года русский историк Василий В. Григорьев писал:

    .

    Хазары были явлением необычным для Средневековья. Окруженные дикими и кочевыми племенами, они имели все преимущества развитых стран: структурированное правительство, обширную и процветающую торговлю, постоянную армию. В то время, когда великий фанатизм и глубокое невежество оспаривали их господство над Западной Европой, хазарское государство славилось своей справедливостью и терпимостью. Гонимые за веру люди стекались в Хазарию отовсюду. Сверкающей звездой он ярко сиял на сумрачном небосклоне Европы.

    Религиозные и этнические тирании унесли неисчислимые легионы жизней в бесконечных войнах средневековой эпохи, но Хазария создала многоязычное общество, состоящее из множества религий и народов. Статья Ричарда А. Э. Мэйсона в зимнем выпуске 1995 года The Ukrainian Quarterly «Религиозные верования хазар», раскрывает,

    Сближение народов и культур привело… к расцвету как материальной, так и духовной культуры у хазар. Он также лег в основу замечательного симбиоза различных систем религиозных верований и практик, господствовавших и формировавших столь уникальную характеристику хазарского государства на протяжении всей его истории, сопровождая его вплоть до его трагического падения. Религиозные верования, распространенные среди жителей Хазарского государства, были столь же многочисленны и разнообразны, как и сами эти народы.

    Либеральность хазар была особенно приятной новостью для евреев того времени, которые регулярно подвергались преследованиям в христианской Европе и на исламском Ближнем Востоке. Описывая Хазарию как «маяк надежды» для евреев, Кевин Алан Брук отмечает:

    еврея смогли процветать в Хазарии благодаря терпимости хазарских правителей, которые приглашали византийских и персидских еврейских беженцев поселиться в их стране. Из-за влияния этих беженцев хазары сочли еврейскую религию привлекательной и приняли иудаизм в большом количестве.

    В своей книге 1996 года « Хроники еврейского народа » Раймонд Шейндлин высказал мнение, что, хотя евреи в раннем средневековье были подчиненными людьми повсюду и часто подвергались преследованиям:

    Хазария была единственным местом в средневековом мире, где евреи фактически были сами себе хозяевами… Для угнетенных евреев всего мира хазары были источником гордости и надежды, ибо их существование, казалось, доказывало, что Бог не полностью покинул Свой народ.

    Терпимость хазар, хотя и известная для своего времени, зашла слишком далеко. Как практически любая другая страна в мировой истории, Хазария не была застрахована от соблазнов рабства и работорговли. С одобрения правительства некоторые хазары захватывали соседних славян и соплеменников на севере, а затем продавали их на прибыльных мусульманских невольничьих рынках в Персии и на Ближнем Востоке. Что касается вопроса о рабстве, то любой объективный историк должен, так сказать, ставить нации «по кривой», иначе провалятся все, кроме горстки. Хазария, вероятно, должна получить четверку, потому что рабство там, по-видимому, гораздо менее распространено, чем среди ее соседей.

    В общем, для страны, находящейся в периоде, который некоторые историки называют Средневековьем, Хазария была оазисом просвещенной терпимости.

    Децентрализация

    Доказательства децентрализации существуют, но менее убедительны. Мы многое знаем: писцы того периода — как местные, так и иностранные — не писали о стране так, как будто жизнь вращалась вокруг политически могущественных. В Хазарии сохранялась монархия, но довольно своеобразная двойная, с «каганом» и «беком», разделявшим власть наверху.

    Верховный суд в составе семи членов в хазарской столице Атиле был «образцом терпимости и мирного сосуществования», согласно Броку в его , два христианина и один язычник. Обеспечение того, чтобы ни одна религия не доминировала в судебной системе, является формой децентрализации.

    Сбор налогов и таможенных пошлин входил в обязанности не центрального правительства в Атиле, а губернаторов провинций. Городами руководил хазарский эквивалент избранных мэров. Они были известны как «бабагук», что означает «отец города».

    Несколько сотен лет спустя инки Перу установили, пожалуй, самый централизованный режим в мировой истории. Как объясняется в книге Ричарда Эбелинга «Инки и коллективистское государство», правители этого общества обладали тотальной, неоспоримой властью, поскольку они «практически во всем навязывали обязательный эгалитаризм». Ничего подобного никогда не приживалось в гораздо более либеральной Хазарии.

    Есть достаточно оснований полагать, что TTD— торговля, толерантность и децентрализация — процветал в относительном изобилии в течение трех столетий в ныне забытой Хазарии.

    К сожалению, конец Хазарии был жестоким, внезапным и тотальным. Полный решимости подчинить себе Константинополь, русский военачальник князь Святослав знал, что должен устранить Хазарию как геополитическое препятствие. В 960-х годах он возглавил массовое вторжение, которое стерло Хазарское государство с лица земли и разрушило его столицу так же полностью, как римляне уничтожили Карфаген более тысячи лет назад. Говорили, что разрушение Атиля было настолько абсолютным, что «не осталось ни винограда, ни изюма, ни листа на ветке». Только в 2008 году археологи обнаружили, где вообще находился город, на северо-западном берегу Каспийского моря.

    Да здравствует дух Хазарии!

    Для получения дополнительной информации см.:

    • Евреи Хазарии Кевин Алан Брук
    • «Введение в историю Хазарии» Кевина Алана Брука
    • Хроники еврейского народа Раймонда П. Шейндлина
    • Хазары: иудео-турецкая империя в степях Михаила Жирохова и Давида Николя

    Извините, похоже, ваш браузер блокирует JavaScript для fee.org.

    Эта страница в значительной степени зависит от JavaScript.

    Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу, чтобы воспользоваться нашими современными функциями.

    Хазары: забытая средневековая империя, правившая Северным Кавказом

    Обновлено 29 декабря, 2018 — 22:52 dhwty

    «Хазары были необычным явлением для Средневековья. Окруженные дикими и кочевыми племенами, они имели все преимущества развитых стран: структурированное правительство, обширную и процветающую торговлю и постоянную армию. В то время Когда великий фанатизм и глубокое невежество оспаривали их господство над Западной Европой, Хазарское государство славилось своей справедливостью и терпимостью.Гонимые за веру люди стекались в Хазарию отовсюду.Сверкающей звездой оно ярко сияло на сумрачном небосклоне Европы, и исчез, не оставив никаких следов существования».
    — Василий Васильевич Григорьев в своем сочинении «О двойственности верховной власти у хазаров» (1835 г.), перепечатанном в его сборнике 1876 г. Россия и Азия

    стала крупной торговой империей на Северном Кавказе в 7 веке нашей эры. На протяжении веков они расширили свою власть, включив в нее восточную Украину, Крым, юг России, западный Казахстан и северо-запад Узбекистана.

    Хазарская монета, так называемая «монета Моисея», из клада разливов в Готландском музее. (W.carter/CC BY SA 4.0)

    Неясное происхождение

    Происхождение хазар неясно, и они прибыли в Волго-Кавказский регион в неопределенное время в истории. Принято считать, что хазары имеют тюркское происхождение и, вероятно, мигрировали в этот район из Средней Азии. Также предполагалось, что хазары когда-то были частью Гуннской империи 5-го века как акациры, которые были упомянуты византийским дипломатом и историком по имени Приск из Пания.

    Ко второй половине 6 века хазары попали под власть Западнотюркского каганата. Когда в середине следующего века каганат был распущен, хазары создали свой собственный каганат, покорив некоторые соседние булгарские, кавказские и славянские племена. Хазары изначально были кочевым всадником, однако, когда они завоевали эти племена, они также переняли их методы земледелия и осели. Кроме того, хазары также занимались торговлей, что позволило им впоследствии превратиться в сильную торговую империю.

    Хазарская крепость Саркел (Белая Вьежа, Россия). Аэрофотоснимок с раскопок, проведенных М. И. Артамановым в 1930-е гг. ( Public Domain )

    Арабо-хазарские войны

    Вскоре после основания своего каганата хазары вступили в конфликт с Рашидунским халифатом. Незадолго до своей смерти в 644 году нашей эры халиф Умар приказал своим войскам продвигаться на север, на Кавказ. Однако только в 652/3 г. н.э. произошла первая крупная битва между хазарами и арабами у города Баланджар. Хазарам удалось дать отпор захватчикам, а арабский полководец Абд ар-Рахман ибн Рабиа был убит. Арабы продолжали войну против хазар, и их непрерывные атаки в конце концов вынудили хазар отступить к северу от Кавказа. Тем не менее первые победы хазар над арабами помогли заблокировать экспансию халифата на север в Восточную Европу.

    Хазары поддерживали теплые отношения с другой сверхдержавой того времени, Византийской империей. Например, в VII веке хазары оказывали военную помощь императору Ираклию во время его похода против сасанидов. Кроме того, у двух императоров 8-го века, Юстиниана II и Константина V, были жены-хазары. Более того, хазары защищали византийцев от кочевых племен в степях к северу от Кавказа, поскольку их каганат служил буферным государством между ними.

    Хазары разбогатели за счет торговли, чему немало способствовало их географическое положение. Маршрут восток-запад, связывающий Дальний Восток и Византийскую империю, а также маршрут север-юг, связывающий славянские племена и Халифат, должны были проходить через земли хазар. Хазары взимали таможенные сборы с караванов, провозившихся по этим путям, способствуя тем самым процветанию каганата.

    Торговля русами с хазарами невольниками: «Торговля в восточнославянском стане» (1913) Сергей Иванов. ( Public Domain )

    Обращение хазар в иудаизм

    Хазары, без сомнения, столкнулись как с христианством, так и с исламом во время общения с византийцами и арабами, а также в отношениях с купцами. Несмотря на это, хазары не приняли ни одну из религий. Примерно в 8 веке иудаизм начал распространяться среди хазар в результате еврейских поселенцев. В начале IX века иудаизм был принят в качестве государственной религии каганата, что сделало его нейтральной зоной между враждующими византийцами-христианами и арабами-мусульманами. В любом случае, хазары терпимо относились к другим религиям, и все конфессии мирно сосуществовали в их царстве.

    Круглый металлический диск с символом шестиконечной звезды из контекста Хазарского ханства, который иногда интерпретируется как еврейский, но рассматривается другими как шаманский или языческий. Круговая природа диска может представлять солнце, а 6 точек могут представлять солнечные лучи. ( Public Domain )

    К 10 веку Хазарский каганат начал приходить в упадок. К северу и западу от них усиливалась другая тюркская группа — печенеги. Кроме того, восточнославянские племена теперь были объединены под Киевской Русью.

    В 965 году нашей эры великий князь киевский Святослав I начал поход на хазар, разгромил их и положил конец Хазарскому каганату. Интересно, что хазарский язык, как известно, не сохранился, а текстовые сведения об этом народе получены из византийских и арабских источников.

    Святослав I Киевский (в лодке), разрушитель Хазарского каганата. ( Public Domain )

    Верхнее изображение: «Непобедимый» современное изображение битвы между русами и хазарами. Источник: Владимир-Киреев/ Deviant Art

    Ву Минжэнь

    Ссылки

    Брук, К. А., 2014. Введение в историю Хазарии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *