Характеристики катерины план: Составить сложный план характеристики Катерины. (драма «Гроза»)

Конспект открытого урока по теме: «А. Н. Островский «Гроза». Образ Катерины» | План-конспект урока по литературе (10 класс):

Тема урока: А.Н. Островский. Образ Катерины. Ее душевная трагедия.

Класс: 10

Цели:

  1. Обучающие: обучение анализу драматического произведения; анализ образа Катерины; раскрытие внутреннего конфликта героини; понятие причин самоубийства героини.
  2. Развивающие: развивать монологическую речь, творческие способности об-ся, общеучебные умения и навыки; создать условия для развития у об-ся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, умение сравнивать, доказывать и опровергать.
  3. Воспитательные: воспитывать умение осознавать ситуацию выбора, ответственность за нее на основе нравственных ценностей и идеалов.

Ход урока:

  1. Вступление.

— Сегодня мы завершаем работу над драмой А.Н. Островского «Гроза». Тема урока: «Образ Катерины. Ее душевный конфликт». (слайд 1).

— Как вы считаете, на какой вопрос мы должны попробовать ответить в конце урока, исходя из темы урока? (Почему погибла Катерина? Что послужило причиной ее смерти?) (слайд 2).

— Это проблемный вопрос. Шаг за шагом, вслед за писателем мы попытаемся ответить на этот вопрос.

— На ваш взгляд, какие вопросы мы должны затронуть, чтобы ответить на главный (сравнить жизнь в родительском доме и доме Кабанихи; с чем сталкивается Катерина в доме Кабанихи; что подталкивает к встрече с Борисом; покаяние – слабость? Был ли у Катерины иной путь?)

    II.        Работа со статьей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (файл 4).

               — Мы говорили об этом литературном критике на прошлом уроке. Д/З было прочитать статью и выделить, на ваш взгляд, главные моменты, касающиеся характеристики Катерины.

              — Перед вами отрывок сочинения об-ся по нашей теме. К какому выводу приходит автор сочинения? Кого видит виновным в гибели Катерины (слайд 3).

  III.       Беседа по тексту.

              — Первая встреча с Катериной. Какую Катерину мы видим? (чувство собственного достоинства, столкновение с Кабанихой).

            — Какие черты характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой? (действие 2, явление 2).

            — Сравнить жизнь в родительском доме и доме Кабанихи.

          — В чем признается она Варваре? (грех – полюбила другого).

          — А Тихона Катерина любила? («Мне жалко его очень»).

          — Что советует Варвара? (обманывать, не проговориться).

          — Как Тихон подталкивает Катерину к греху – измене? (проводы Тихона – неспособность не только защитить, но и понять жену, он унижает Катерину, исполняя наказы матери. Цель Кабанихи – покорность Катерины).

         — Какие слова Тихона оскорбительны для жены, для любой женщины?

         — Почему Катерина полюбила Бориса? (с виду и по речям не похож на других, потребность любить, оскорбленные чувства, желание воли).

         — Кто и как устраивает первое свидание с Борисом?

МОНОЛОГ («КЛЮЧ») (чтение наизусть)

        — Что борется в Катерине? (Страсть и долг – ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ).

       — Как раскрывается душевное состояние Катерины после приезда Тихона? (надвигается гроза, вина перед Тихоном – норма религиозной нравственности).

      — Всенародное покаяние – слабость? Что было бы, если она не раскаялась? (скрыла грех, научилась бы обманывать и притворяться, приспособилась, примирилась с окружающим миром, но Катерина восстает против обмана, который вошел в ее жизнь).

     — Внутренний конфликт в душе разрешен?

 IV. Островский – создатель русского драматического театра (слайд 5 – знакомство с актрисами, исполняющими роль Катерины в театре).

Стрепетова – покорная жертва «темного царства», мученица.

Ермолова – протест против самодурства, ее Катерина – луч, рождал ощущение новой жизни.

 — Посмотрите и прослушайте монолог Катерины в исполнении актрисы А. К. Тарасовой.

V. Подведение итогов.

 — Вернемся к проблемному вопросу: «Почему погибла Катерина?» («темное царство» и внутренний конфликт героини).

— Что можно добавить в сочинение об-ся, рассуждая о внутреннем конфликте Катерины?

 VI. Д/З (слайд 6)

«Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы «Гроза» А.Н.Островского) по статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»»

Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы «Гроза» А.Н.Островского) по статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

Критическая статья Н. А. Добролюбова „Луч света в темном царстве“ (1860) посвящена драме А. Н. Островского „Гроза“. В центре внимания критика находится фигура главной героини пьесы — Катерины Кабановой.

Стоит заметить, что характер и поступки Катерины Добролюбов рассматривает с позиций революционной демократии, убежденным сторонником которой он являлся. В частности, критик „считал равенство людей „естественным состоянием“ человеческой природы, а угнетение — следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено“.

Итак, Добролюбов называет „Грозу“ Островского „самым решительным произведением“ автора — в нем драматург откровенно показывает самые темные стороны жизни русского народа. Однако, несмотря на это, в пьесе есть „что-то освежающее и ободряющее“. И это, прежде всего, „самый характер Катерины“. От него „веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели“.

Критик считает, что образ Катерины, ее характер — это решительный „шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе“. Этот характер актуален как никогда, потому что „соответствует новой фазе нашей народной жизни“, он „давно требовал своего осуществления в литературе“.

По мнению Добролюбова, характер Катерины силен потому, что „неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны“.

Катерина прислушивается к себе и поступает так, как велит ей сердце. Именно „в этой цельности и гармонии характера заключается его сила“, — убежден критик. — Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».

Далее Добролюбов тщательно анализирует мотивы поведения Катерины. Критик считает глубоко символичным, что Островский выбрал своей героиней именно женщину — «самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых». В русском патриархальном обществе женщина — самое бесправное существо, именно поэтому, если женщина захочет изменить свою судьбу, то ее дело будет серьезно и решительно».

Добролюбов подчеркивает, что героиня по своей природе — вовсе не буйный характер, нуждающийся в постоянном разрушении. «Это характер по преимуществу созидающий», нуждающийся в любви и душевном тепле.

Кроме того, Катерина — характер тонкий, поэтический: «Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении». Героине необходимо «подпитываться» внешними впечатлениями, красотой окружающего мира, людей и их взаимоотношений. Но «в сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности». Героиня «ищет прибежища по-прежнему в религиозной практике, в посещении церкви, в душеспасительных разговорах; но и здесь не находит уже прежних впечатлений». В итоге — «все мрачно, страшно вокруг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой».

Но эти ужасающие условия только помогли героине повзрослеть: она «возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные». Катерина отчетливо осознает, что хочет «любви и преданности». Раньше, выходя замуж, героиня ничему не противилась, хотя и не любила Тихона. Добролюбов объясняет это тем, что в девушке было «мало знания и много доверчивости».

Но теперь все изменилось. И в этих новых обстоятельствах проявился сильный характер Катерины: «Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках».

Героиня полюбила и пошла в своем чувстве до конца. Мы видим, что воспитание, среда, в которой она росла, дают о себе знать: она «сохранила от своего воспитания одно сильное чувство — страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, чего она не могла бы объяснить себе хорошенько, ни отвергнуть». Но и здесь, по мнению критика, Катерина побеждает себя, свои страхи. Она слушает свою натуру и идет в своем желании до конца. А когда оказывается преданной Борисом и понимает, что ей придется возвратиться в «темное царство», то решает «освободиться» навеки.

Добролюбов заключает: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее…»

Я во многом согласна с оценками Добролюбова относительно Катерины. Я также считаю ее очень цельной и гармоничной натурой, прислушивающейся к голосу своей души. Катерина — светлый человек, именно поэтому она так поэтична, поэтому она искренне верит в Бога, поэтому она всей душой полюбила Бориса.

Но я не согласна с Добролюбовым в том, что героиня умирает, потому что протестует против «темного царства». Мне кажется, что Катерина бросается в Волгу, наказывая себя. На мой взгляд, она не смогла побороть в себе тех взглядов, которые были привиты ей воспитанием. Еще только решаясь на роман с Борисом, она говорит, что скоро умрет, потому что совершает большой грех. Я думаю, в последний момент ужас, отчаяние, одиночество победили даже страх Катерины перед Богом, и она совершает самый большой грех — кончает с собой.

Однако я солидарна с Добролюбовым в том, что Катерина — «луч света в темном царстве». Она единственная естественна, искренна, прекрасна в своем желании жить «светлой» жизнью, существовать согласно божьим законам.

Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза»Основная идея произведения «Гроза»Характеристика персонажа: Варвара КабановаЕкатерина в драме «Гроза»Сравнение образов: Дикой и КабанихаЧьё толкование образа Катерины Кабановой — Н. А. Добролюбова или Д.И. Писарева — следует считать наиболее вернымБыт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»История создания и анализ драмы «Гроза» Островского А.Н.Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза»Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством»Хозяева и жертвы «темного царства»Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»Основной конфликт пьесы «Гроза»Лариса и Катерина сходства и различияПортретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза»Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза»Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза».Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмыИдейная кульминация пьесы «Гроза»Гроза Островский А. Н. Катерина — луч света в темном царствеЗначение символов в пьесе Островского «Гроза»Представители темного царства в пьесе «Гроза»Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Название драмы Островского «Гроза»Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Взаимосвязь персонажей: Катерина и КабанихаСравнение персонажей: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы«Гроза» – это отражение жизни русской провинцииПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы «Гроза»Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)Самоубийство — это протест или слабость?Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Анализ образов Катерины и ТихонаИзображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. ОстровскогоОбразы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза»)СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С «ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ» В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВАОбраз «жестокого мира» в драматургии А.Н Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаПроблема любви в драме А. Н. Островскою \’Гроза»Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза»)Темное царство в драме «Гроза»Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема любви в «Грозе» А. Н. ОстровскогоТипичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза»Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза»Авторская позиция через ремарки в пьесе «Гроза»Почему мне нравится образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Место образа Катерины в пьесе «Гроза» Островского А.Н.Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза»)Слабые и сильные характеры в драме Гроза«Темное царство» в драме А. Н.Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаТема греха в драме Островского «Гроза»Образ Катерины и средства его создания в драме А.Н. Островского «Гроза».Трагедия Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н. Островского «Гроза»Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза»Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)Сочинение по драме «Гроза» или Темное царство в драме «Гроза»Место Катерины среди других лиц драмы «Гроза»Описание «Грозы» МайковаБыл ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Дикой — главная фигура в КалиновеНравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы «Гроза»).Мотив совершенной замкнутости калиновского мира (Гроза)Характер Катерины раскрыт в сложных взаимосвязях с другими персонажами драмыТема самодурства в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (План)Душевная драма КатериныИзображение купеческого быта и нравов вдрамеА. Н. Островского «Гроза»Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»Образ главной героини в пьесе «Гроза»Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза»Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза» преступлениемВ «темном царств» (драма Островского «Гроза»)Художественные функции пейзажа в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и А.П.Чехова «Вишневый сад»Проблематика пьес Островского «Гроза» и «Лес»Слабые и сильные характерыОбраз КулигинаТрагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством»СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО , И .Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница»)Варвара и Катерина в драме А.Н.Островского “Гроза”Так что же это за такое «темное царство»Разговор Дикого и КабанихиЛюбовь и милосердие (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза»Характер конфликта и его развитие в пьесе Островского «Гроза»Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»Обреченность «темного царства»Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы «Гроза»Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 2ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А.Н.Островского «Гроза»)Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с «Темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза». Образ Катерины в оценке Н. А. ДобролююбоваТрагедия женской судьбыКатерина в кругу героев пьесы «Гроза»Какие события побудили к самоубийству Катерину в пьесе «Гроза»Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)Катерина — протагонист, а Кабаниха — антагонист трагедииХарактер действия в драме А. Островского «Гроза»Дикой и Кабаниха«Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»)Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза»)О гибели жаждавшей воли в пьесе «Гроза»Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»Значение второстепенных персонажей в драме Островского «Гроза»ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».Второстепенные персонажы в драме Островского «Гроза».Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)Жанр драмы А. Н. Островского «Гроза»Образ Катерины, соотнесен с образом Кабанихи«Маленький человек» в мире Островского (по пьесе «Бесприданница»)Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позицийВ центре пьесы — общественно-политический конфликтСочинение на тему «Размышления о «Темном царстве» в драме А.Н.Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н.ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ .АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО .Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»Художественный метод в драме «Гроза» ОстровскогоДве судьбы, две трагедии (Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза»)Характер Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»«Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Красота души Катерины»РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (сочинение по драме А. Н.Островского «Гроза»)Пьеса А. Н. Островского «Гроза»Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)Бытовой образ провинции в пьесе Александра Островского «Гроза»Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»Кто составляет фон пьесы «Гроза»Два художественных символа пьесы «Грозы»Народные истоки характера КатериныХарактер, конфликт и особенности сценического действияВарвара: «Я много разговаривать не люблю…» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)Характер это есть способность действовать по принципам Сочинение по пьесе «Гроза»Характер снов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы «г А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — А.Н.Островский. «Гроза».)Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» 3Гроза над КалиновомЗначение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»Личностное осмысление образа Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»Тихон Кабанов: «Что я за несчасный такой человек?»В чем проявлюсь душевное смятение Катерины в пьесе «Гроза»А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины ИзмайловойСудьбы трех женщин: Катерины, Варвары, ЛарисыНа чьей стороне автор пьесы «Гроза»Нужна ли гроза в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского)Интересные подробности жизни и творчества А. Н. ОстровскогоРОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА».На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского «Гроза»)Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза» 1Осуждение нравственной слабости драме Островского «Гроза»Кризис патриархального мира в драма «Гроза»Проблема народного характера в драме «Гроза»Как попала Катерина в семью КабанихиСила характера КатериныЖенские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Система образовОбраз Катерины в по пьесе А. Н. Островского «Гроза»ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», «БЕСПРИДАННИЦА», «СНЕГУРОЧКА»Конфликт сценического действия в драме «Гроза»Радость жизни Катерины в пьесе ГрозаМожно ли Кулигина считать положительным героемТипичные представители «темного царства» в драме «Гроза»Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)Проблема народного характера в драме «Гроза» ОстровскогоТема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза»Катерина и Варвара в драме Островского «Гроза»Протест Катерины в драме «Гроза»

Глава 2

 

Резюме

В конце последней главы Раскольников замечает явно встревоженного человека в кабаке за выпивкой. После визита к Алене Ивановне ему хочется выпить, и одинокий мужчина заводит с ним разговор. Он представляет себя Семеном Мармеладовым, служащим государственной службы. Он не раздевался и не умывался пять дней. Его сальные красные руки были грязными, его ногти грязными, а одежда вызывала дурную славу.

Мармеладов выплескивает всю свою недавнюю историю, рассказывая, как он был на государственной службе, но лишился должности из-за алкоголизма. Правда, недавно его восстановили в должности служащего в госучреждении, но на данный момент он уже пятый день постоянно пьет и теперь боится идти домой. Он рассказывает о своей женитьбе на Катерине Ивановне, вдове из высшего общества и матери троих малолетних детей, вышедшей за него замуж из бедности.

Он также сообщает, что у него есть дочь Соня, которая занялась проституцией, потому что не было другого способа прокормить семью. Он украл деньги, которые его дочь заработала на проституции, чтобы заплатить за пятидневный запой. Он спрашивает Раскольникова: «Можете ли вы с уверенностью сказать, что я не свинья?»

Он спрашивает Раскольникова, знает ли он, что такое совершенно некуда обратиться, быть в полном отчаянии и страдать, не прибегая ни к каким действиям. Он взял последние 30 копеек Сони на выпивку. Он боится идти домой, потому что Катерина его побьет, а он это заслужил.

Раскольников, который хотел уйти, решает помочь Мармеладову вернуться домой, где он видит ужасную нищету, в которой живут он, Катерина и трое детей. Увидев ужасную сцену между Мармеладовым и Катериной, он обшаривает карманы и оставляет их. часть его скудных денег.

Анализ

Введение Мармеладова в этот момент занимает центральное место в теориях Раскольникова. Он только что ушел от женщины (Алены Ивановны), грязной, сальной, живущей «вошью»; он отталкивает ее и планирует убить ее.

Однако здесь он встречает Мармеладова, тоже грязного, сального, с грязными руками и являющегося ужасным, презренным существом, которое позволило собственной дочери заняться проституцией, чтобы поддержать его пристрастие к алкоголю; но вместо того, чтобы видеть в нем «вошь», в Раскольникове вызываются противоположные чувства — он отвечает сочувствием и состраданием этому внешне бесполезному существу.

Эта встреча с Мармеладовым в начале романа устанавливает раздвоение личности Раскольникова. На протяжении всего романа мы должны помнить, что Раскольников действует либо как теплый, сострадательный и гуманный человек, готовый помочь обездоленным, либо как холодное, отстраненное, интеллектуальное существо, которое должно стоять в стороне от других, чтобы оправдать свои теории

Сверхчеловек . В начале главы 2 он в последнее время избегал всего общества, но после встречи с ростовщиком (Аленой Ивановной) у него появилось желание обнять человечество. И его гуманитарные порывы заставляют его оставить все (или большую часть) своих скудных денег Катерине, но почти сразу он передумал и «ушел бы обратно».

Встреча с Мармеладовым также важна для установления будущих отношений. Во-первых, повествование Мармеладова знакомит с Соней и всей семьей Мармеладовых. Она подготавливает Раскольникова смотреть на Соню как на жертву и видеть в собственных страданиях Мармеладова страдания Сони. Его влечет к ней из-за ее страданий. Затем, в конце романа, незадолго до своего признания, он признается в своем влечении к ней, потому что она представляет собой «страдание всего человечества».

Рассказ Мармеладова также отражает личное состояние Раскольникова. Обсуждение безнадежности, «когда никого нет, больше некуда идти», становится одним из доминирующих мотивов на протяжении всей остальной части романа. Это обсуждение повторяется позже, когда Раскольников вынужден задуматься о безнадежности своей жизни. После самого убийства Раскольников вспоминает страстный крик Мармеладова о том, что «совсем некуда идти».

Наконец, в рассказе Мармеладова алкоголик подчеркивается как человеческое существо, чья семья голодает, пока он пьет, чья дочь вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить голодающую семью, и чья жизнь связана с деградацией. Так как убийство Раскольникова будет основано отчасти на том соображении, что некоторые люди подходят под категорию «воши», то этот рассказ должен указать Раскольникову, что его теория должна относиться непосредственно к Мармеладову, особенно когда Мармеладов восклицает: «Как вы смеете утверждать, что Я не свинья?» Но вместо того, чтобы презирать Мармеладова как вошь (или свинью), Раскольников испытывает большое сочувствие к нему и к его страданиям, противореча этим его собственной теории и заставляя усомниться в справедливости его теории: …тогда все остальное — предрассудки».

Преступление и наказание Часть V: Главы I–IV Сводка и анализ

Сводка: Глава I

Лужин находится в своей комнате с Лебезятниковым, молодым человеком, который является его соседом по комнате. Теперь Лужин понимает, что его помолвка с Дуней разорвана безвозвратно. Он лелеет глубокую ненависть к Раскольникову и содрогается при мысли о деньгах, которые он потерял на депозитах за их новобрачный дом и обстановку. Он фантазирует, что если бы он подарил своей невесте и ее матери больше подарков, они бы не разорвали помолвку. Между тем он и Лебезятников приглашены на поминальный обед, который устраивает Катерина Ивановна, живущая в том же доме, по Мармеладову. Лебезятников — напыщенный дурак, хотя Лужин изначально думал о нем как о вдумчивом молодом человеке, который мог бы помочь ему сориентироваться в новых политических волнах либерализма, радикализма и нигилизма, захлестнувших Россию. Лужин приглашает Соню к себе в комнату и дает смущенной девушке червонку.

Краткое содержание: Глава II

Рассказчик рассматривает причины, по которым Катерина Ивановна потратила более половины денег, данных им Раскольниковым на поминальный пир, и приходит к выводу, что это, вероятно, из-за ее гордыни. На мероприятии присутствуют только Раскольников и самый низкий из жильцов, которые ведут себя грубо. Катерина, неоднократно заявляющая, что она из «благородной, если не аристократической» семьи, осыпает оскорблениями своих гостей из низшего сословия. Тем временем ей становится все хуже, она кашляет кровью во время еды. В конце концов, она ссорится со своей квартирной хозяйкой, пока ее подстрекают гости. В разгар драки в дверях появляется Лужин и к нему бросается Катерина.

Резюме: Глава III

Лужин оскорбительно отталкивает Катерину в сторону, когда она умоляет его о защите от хозяйки. Обращаясь к Соне, он обвиняет ее в краже сторублевой купюры. Соня кражу отрицает. Катерина приходит в ярость от оскорбления падчерицы и начинает бесноваться против Лужина и хозяйки. Чтобы доказать невиновность Сони, она демонстративно выворачивает карманы девушки и потрясена, когда из нее выпадает сторублевая купюра. Лужин великодушно соглашается не выдвигать обвинения. Однако, к ужасу Лужина, появляется Лебезятников и заявляет, что он видел, как Лужин ранее положил записку в карман Сони. Затем Раскольников объясняет, что Лужин, вероятно, пытался смутить его своим общением с Соней. Лужин, перед лицом полного крушения своего плана, пытается выпутаться, настаивая на своей невиновности и оскорбляя Лебезятникова и Раскольникова. После ухода Лужина драка между Катериной и хозяйкой продолжается. В конце концов, Мармеладовых выселяют.

Резюме: Глава IV

Раскольников навещает Соню в ее комнате. Он говорит ей, что ее семью выгнали из дома, но убеждает ее не идти им на помощь. Он признается ей в убийствах. Соня отвечает безмерной жалостью и обещает поддержать Раскольникова и не бросить его. Она удивлена, когда он говорит ей, что его бедность не была мотивом. Скорее, говорит он, «я стремился стать еще одним Наполеоном; вот почему я совершил убийство». Он также признается, что чувствует себя отчужденным от других людей и верил, и, возможно, до сих пор верит в свое превосходство над большинством других людей. Соня говорит ему, что он наказан за то, что отвернулся от Бога. Он повторяет, что эгоцентризм подпитывал его действия, что он хотел доказать, что он в чем-то экстраординарен и способен нарушать моральные кодексы, связывающие обычных людей. Соня говорит ему, что он должен публично покаяться в своих грехах, чтобы Бог дал ему покой. Сначала он сопротивляется, но вскоре соглашается. Соня обещает приехать к нему в тюрьму и поддержать. Она дает ему подвесной крест, похожий на тот, который носит она, говоря, что они оба будут нести свои кресты. В этот момент в дверь стучит Лебезятников.

Анализ: главы I–IV

В этом разделе на первый план выдвигается глубоко материалистическая и своекорыстная натура Лужина. Одержимый деньгами и материальными предметами, он винит в отказе Дуни от него вполне материальные мотивы, думая, что раз она получила наследство от Марфы Петровны, то он и ей, и ее матери уже не нужны. Его план подставить Соню укрепляет его статус одного из злодеев романа. Его уловка неуклюжа и подлая, и, хотя он старается сохранить свою гордость, ясно, что он никогда не вернет расположение Дуни. После этой сцены Лужин исчезает из повествования, чтобы никогда больше не вернуться, так как он разыграл свои последние карты и потерпел поражение. Дуня теперь совершенно вольна обратить свое внимание на Разумихина, человека, правота которого для нее с самого начала была ясна.

Узнайте больше о том, как бедность влияет на разных персонажей с течением времени.

Лебезятников представляет собой юмористическую и саркастическую карикатуру на напыщенного, но глупого интеллигента, пресловутого голого императора. Даже бросаясь на защиту Сони, Лебезятников чувствует потребность произносить короткие речи об этике частной благотворительности. Описывая Лебезятникова как одержимого интеллектуальными причудами и нереалистичными утопиями, Достоевский критикует действительные интеллектуальные течения, охватившие Россию в 1860-е годы, такие как нигилизм, и подчеркивает, насколько глубже, хотя и столь же ошибочно, теории Раскольникова.

Подробнее о Достоевском и его отношении к интеллектуальным течениям в России.

Катерина Ивановна предстает трагической фигурой, изображаемой в ярких образах кашляющей кровью и воспаленных щек. Ее гордость, в отличие от Раскольниковой, глубоко патетична и переплетается с бедностью. Она протестует против мира, который, по ее мнению, несправедливо наказал ее. Ее гордость побуждает ее тратить слишком много денег на поминальный ужин Мармеладова, хотя после его смерти семья наверняка умрет с голоду. Она рассматривает ужин как последний шанс притвориться, что она действительно «благородна, даже аристократична». Вместо этого событие оказывается лишь еще одной иллюстрацией невозможности избежать бедности, которая ее окружает. Сюжет безжалостной беды Мармеладовых дает читателю более широкий контекст борьбы Раскольникова против общества, наполненного несправедливостью, нищетой, анонимностью и безысходностью.

Подробнее о бедности как мотиве.

Признание Раскольникова Соне и его обещание признаться в полиции — важные события. В конце этого раздела Раскольников, кажется, наконец встал на путь разрешения мучений, которые он испытал после убийств. Его гордость уступила место осознанию того, что он не тот «сверхчеловек», каким он когда-то фантазировал о себе. Тем не менее, важно отметить, что его возвращение к человечеству не является счастливым; он все еще думает об окружающих его людях как о презренных существах и, понимая себя как часть человечества, считает себя обязательно презренным. Это осознание того, что он всего лишь человек, составляет первый большой шаг к исповеданию и искуплению. Хотя до истинного раскаяния еще далеко, простой акт признания Соне и получение ее сочувствия — его первая осмысленная связь с другим человеком — помогает ему преодолеть отчуждение от всего человечества.

Узнайте больше о том, как Раскольников наконец преодолевает свое отчуждение.

Эти события происходят одновременно с переходом Раскольникова от теоретического к реалистическому пониманию вещей. Если вначале он оправдывал убийство Алены Ивановны нигилистическими соображениями избавления человечества от паразита, то теперь он признает, что его действия основывались не столько на философии, сколько на душевной неуверенности: «Все, что я хотел, это совершить какой-нибудь дерзкий поступок, Соня; это был мой единственный мотив!» Совершив исключительный поступок, перешагнув нормальные границы человеческого поведения, он надеялся доказать, что он сам исключительный. Однако корыстный характер его действий противоречит и подрывает изначально исповедуемые им утилитарные и нигилистические мотивы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *