Характеристика вольги и микулы селяниновича кратко: Сравнительная характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула Селянинович»

Содержание

Сравнительная характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула Селянинович»

Образы Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича являются древнейшими образами былинных богатырей. В былине «Вольга и Микула Селянинович» показана их доблесть и мудрость. В сравнительной характеристике главных героев этой былины даётся сравнение Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича.

Содержание

Происхождение и социальное положение

Вольга Святославович и Микула Селянинович очень различны по социальному положению. Первый из них княжеского рода и живёт за счёт поборов со своих городов. Второй герой родился в крестьянской семье и живёт за счёт своего труда — он пахарь.

Описание внешности, характеристика речи

Народ считал, что в этой былине главным героем является землепашец, поэтому в ней есть только описание внешности Микулы Селяниновича. Внешность и одежда другого героя, скорее всего, является типичной для князей времён Киевской Руси.

В былине пахарь — молодец кудрявый, чернобровый, ясноглазый. Идя в поле, нарядился он в красивую одежду, потому что для него труд в поле — праздник. У пахаря «шляпа пуховая, а кафтанчик у него чёрна бархата».

Особенности речи Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича во многом похожи. Герои былины разговаривают друг с другом ласково, доброжелательно, используют в речи много уменьшительных слов («дядюшка», «оратаюшко», «мужички», «конёк», «бороздки», «сошка»).

Характер и поступки

Вольга Святославович любознателен, стремится к знаниям. Эта черта характера князя отмечена в начале былины: «Как стал тут Вольга растеть-матереть, //Похотелося Вольге много мудрости…»

А у Микулы Селяниновича основная черта характера — любовь к труду. Пахарь-силач с удовольствием выполняет свою работу: «…А бороздочки он да помётывает, //А пенья-коренья вывёртывает, //А большие-то каменья в борозду валит». За своё дело пахарь переживает. Когда он пустился в путь с князем, вспомнил, что забыл свою соху спрятать «за ракитов куст» — ведь если её украдут, нечем будет ему работать в поле.

Сходные черты характера у Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича:

  • Приветливость, добродушие. Герои хорошо относятся друг к другу, пахарь и к своим односельчанам добр, угощает их.
  • Отзывчивость, готовность оказать помощь. Пахарь предупреждает князя об опасности в дороге, говорит, что там, куда тот едет, все «мужички» «разбойнички». Он соглашается сопровождать князя в поездке. Князь тоже не отказывает в помощи пахарю и посылает дружинников закинуть его соху за ракитовый куст.

Сходства и различия героев былины

Сходство Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича заключается в том, что эти богатыри молоды, добродушны, приветливы, готовы друг другу помочь.

Основное различие Вольги и Микулы Селяниновича состоит в разном социальном положении. Князь Вольга Святославович — крёстный сын и племянник Владимира, князя киевского. Живёт Вольга за счёт поборов с городов, являющихся его собственностью (то есть отнимает у горожан доходы от их труда).

А Микулы Селянинович является крестьянином и живёт за счёт доходов от своего труда, да ещё и односельчан угощает.

Также Микула Селянинович отличается от Вольги Святославовича своей силой. Этот богатырь-труженик с лёгкостью выдёргивает из земли такую тяжёлую соху, что её не смогли выдернуть все княжеские дружинники.

Авторское отношение к героям былины

Автор этой былины — русский народ. Автор относится к Микуле и Вольге различно. Хотя ему нравится князь за его мудрость и умение оборачиваться зверем, птицей, рыбой, но всё же симпатии автора на стороне пахаря-богатыря, цель жизни которого — труд и помощь своим односельчанам.

Сравнительная характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича (таблица)

Сравнительные параметрыВольга СвятославовичМикула Селянинович
Происхождение, социальное положениеПринадлежит к княжескому роду, является племянником и крёстным сыном киевского князя Владимира.
Принадлежит к крестьянскому сословию.
Сходство в характереГерои былины приветливо и добродушно относятся друг к другу, отзывчивы, не отказывают друг другу в помощи.
Отличительные черты характераСтремление к знаниям, обретению мудрости.Трудолюбие, любовь к родной земле, применение своей огромной силы для мирного труда.

Вывод


Образы Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича наделены и общими чертами, и различиями. В былине образ пахаря, который живёт плодами своего труда, противопоставлен образу князя, живущего поборами. Автор подчёркивает, что сила Микулы Селяниновича, его трудолюбие состоят в неразрывной связи с любовью богатыря-пахаря к родной земле.

Сравнительная характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Микула Селянинович — биография, описание героя и черты характера

История персонажа

Прославленные сказочные персонажи, чьи образы кажутся знакомыми с детства, имеют многовековую историю. Воины и богатыри из преданий и легенд, которые рассказывали бабушки и дедушки, – не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции великого русского народа. Герои былин наделены недюжинными талантами для защиты родной земли. В веренице могучих воинов находится место и Микуле Селяниновичу.

История создания

Микула Селянинович – герой, воспетый в былине под названием «Вольга и Микула Селянинович». Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, так как легенда претерпевала изменения и передавалась из уст в уста в различных интерпретациях. Характеристика героев точно передана в версии, сложенной на севере страны после распада Киевской Руси. Неизвестно, каким образом сочинялось описание Микулы, но Вольга (Олег) Святославович – реальное историческое лицо. Князь приходился двоюродным братом царю Владимиру Мономаху и внуком Ярославу Мудрому.

Микула Селянинович и Вольга Святославович

В былине отсутствует единство места, времени и действия. Она предполагает описание вымышленных событий с участием сказочных персонажей, но этимология слова указывает на то, что некоторые эпизоды все-таки были на самом деле.

Повествование описывает встречу двух богатырей: князя и крестьянина-пахаря. Первый едет на войну, а второй, богатырь-плуг, возделывает землю. Простой крестьянин представлен в благородном облике. Это ухоженный мужчина в чистой одежде и расписном кафтане. На Микуле надеты зеленые сапоги с каблуком и пуховая шляпа. Такое одеяние не соответствовало привычной одежде пахаря, привыкшего к работе с землей и изматывающему труду. Но статный герой должен, по традициям былины, иметь красивый наряд, и это правило соблюдено.

Микула Селянинович

Специфика былины «Вольга и Микула Селянинович» заключается в художественных приемах. Она включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Посредством красочных эпитетов описываются детали одеяния, черты характера героев, окружающий их быт. В былине противопоставляются друг другу образы крестьянина и воина.

При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря могли призвать на защиту родины в любой момент, а работать на земле дано не каждому. Есть также версия, что в сказании противопоставляются образы двух божеств, покровителей земледелия и охоты.

Микула Селянинович и Вольга Святославович

Мотив восхваления труда пахарей ярко описан в эпизоде, когда князь Вольга приказывает дружине взяться за сошку. Воины не могут осилить ее, а Микула Селянинович справляется с задачей на раз.

Богатырь, способный обойти дружину, – настоящий защитник земли русской и ее возделыватель. Сочинители былины по-доброму, с лаской отзываются о герое. Примечательно, что на протяжении повествования богатыря называют не иначе как оратай. И лишь в финале раскрывается имя Микулы. Герой рассказывает о своих достижениях, не бахвалясь.

Биография и сюжет

В былине о Микуле Селяниновиче главными действующими лицами стали два персонажа: он сам и князь Вольга. Первая встреча происходит, когда по завету Владимира Мономаха во владение Олега переходят три града. Князь направляется на осмотр владений. На пути дружины встречается статный богатырь, которого видно издалека, но добраться до любопытного персонажа получается только спустя три дня и три ночи. Гипербола такого рода показывает народное восхищение богатырем.

Пахарь Микула Селянинович

Микула – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной сохой, украшенной драгоценными каменьями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, да и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Становится понятно, что перед читателем герой, для которого усердная пахота – это развлечение.

Микула Селянинович представлен в образе героя, почитаемого на Руси больше всех. Работе, связанной с землей, посвящались праздники, с ней сопряжены традиции и предания. Микула – народный герой, его прототипом считался Святой Николай, покровитель крестьянства.

Микула Селянинович и Святогор

Этот образ был олицетворением русского землепашца. Поэтому создатели былины не упоминают о том, как звали отца богатыря: Селянинович сочетается со словом «село», а значит, родителем был простой русский народ.

Микула – обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на силе пахаря. Русь стоит на простом деревенском мужике, который кормит народ и защищает родину от напастей.

Микула Селянинович и Змей Горыныч

Богатырская сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с князем. Бесконфликтный персонаж – везде свой. Он угождает окружающим, умеет работать и отдыхать на славу.

Православная Русь славится смирением и прощением, но всегда способна отстоять свою честь и защитить ближнего. В эпизоде нападения разбойников, требующих грошики, понятно, что праведный Микула готов терпеть и проявлять лояльность до последнего. Выйдя из себя, он сможет вразумить соперников силой.

Интересные факты

Популярными русскими богатырями считаются Алеша Попович, который боролся с ханом Тугарином, Илья Муромец, противостоявший Соловью Разбойнику и Добрыня Никитич, чьим противником оказался Змей Горыныч. Но в народных преданиях описывались и другие герои, защищавшие родину от нашествия темных сил.

Микула Селянинович – простой пахарь, Святогор боролся с «сумой переметной», в которой заключена «вся тяжесть земная». Волх Всеславьевич – чародей, помогавший победить индийского царя. Василий Буслаев считался богатырем-гулякой, а Пересвет обрел славу после Куликовской битвы.

Волх Всеславьевич, Василий Буслаев, Александр Пересвет

Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила. Порой неизвестно даже, где тот родился. Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.

Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины Васнецова, написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы Врубель и Рябушкин.

Характеристика Микулы Селяниновича из эпоса «Волга и Микула Селяниновичи»

Характеристика Микулы Селяниновича изучается в рамках программы по литературе в седьмом классе. Именно в этот период дети знакомятся с эпическим жанром. Подробнее об этом богатыре мы узнаем далее.

Сюжет

Былины очень похожи по своему содержанию на сказку. В них мы находим придуманные автором события, но нельзя сказать, что самого главного героя никогда не существовало. Если задуматься об этимологии данного слова, то мы найдем общий корень со словом «был». Это значит, что этот персонаж когда-то действительно поражал своей силой и мощью современников. Это был Микула.

Но начало в былине говорит нам совсем не о нем: первый, с кем знакомится читатель, — князь Волга. Он силен, мудр, имеет огромную армию. Дядя Владимир отдает в свое распоряжение три города. Сейчас князь собирается со свитой проверить свои новые владения. По пути они встречают пахаря. Волга очень хочет с ним познакомиться, но три дня и три ночи они не могут к нему попасть. Этот былинный богатырь настолько огромен, что его видно издалека, но добраться до него довольно сложно. В характеристике Микулы Селяниновича должен быть указан этот момент. Народ гиперболизирует своего героя, намеренно выделяя его среди обычных людей.

Первая встреча

Наконец, к этому герою подошел принц со своей армией. Удивлению его нет предела: оратай (так называли на Руси пахаря) обрабатывает землю. Но у него великая сила: он легко выкорчевывает с деревьев пни, а в борозды бросает огромные камни. Читатель сразу понимает, что перед ним не простой человек, а герой. Дает с легкостью, насвистывает про себя, не чувствуя усталости.

Орудие труда Микулы не может не удивлять. У него нет обычных сошек, которыми пашет землю. Он декорирован дорогими металлами: желтым и красным золотом. Челюсти на нем сделаны из булата, прочного и надежного металла. Кобыла, которая помогает пахарю выполнять земельные работы, из шелковой рыжевато-коричневой ткани, которая в то время была очень дорогой тканью.

Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины «Волга и Микула Селяниновичи»

Несомненно, князя поразил одеяние богатыря. Самый обычный пахарь выглядит богатым. У него шикарные локоны, которые люди сравнивают с жемчугом. У богатыря глаза как соколы. Как известно, сокол – птица, обладающая прекрасным зрением и силой. Брови Микулы черные, как у соболя. Читатель сразу представляет серьезного и сильного мужа.

Одежда из дорогих тканей. Например, кафтан выполнен из дорогого и элегантного материала — черного бархата. Не каждый богатый человек мог себе это позволить. Но герой не может быть одет иначе. Сапоги у него были на каблуке, что считалось очень модным и престижным в то время. Материал, из которого они изготовлены, – марокко. Это очень качественная и дорогая вещь. Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины очень важна в описании образа этого богатыря. Недаром он так красив и великолепен: народ представляет героя идеальным во всех планах.

Подвиг богатыря

Волга заговорила с оратой, рассказала, куда идет. В ответ Микула рассказывает ему о своих подвигах, предупреждает об опасности. Однако никакого хвастовства мы не наблюдаем. Характеристика Микулы Селяниновича из былины «Волга и Микула Селянинович» обязательно содержит информацию о том, что богатырь не замечает своей силы, считая свои подвиги обычными.

Оратай рассказал принцу историю о том, как он отправился в город за покупками. Он купил три мешка по сто пудов соли. Простой подсчет покажет нам, что в совокупности масса его товаров составляет более пяти тонн! Конечно, здесь используется прием так называемой гиперболизации. Автор намеренно преувеличивает свои способности, чтобы отразить могучую силу.

Когда Микула идет домой, к нему подходят грабители и требуют деньги. Но пахарь не вступает с ними в перебранку, он дает им «копейки». Однако крестьяне не отступают, просят снова и снова. Микулю приходится расправляться с ними при помощи кулаков. Выясняется, что герой заложил более тысячи бандитов. Эта история произвела впечатление на Волгу. Он хочет видеть такого сильного мужа в своем отряде.

Сила и мощь

Анализ героических возможностей Микулы продолжает характеристику Микулы Селяниновича. Краткая справка об этом герое дает представление обо всех простых крестьянах того времени. Именно на них держалась русская земля.

Пахарь соглашается пойти с принцем «за откуп». Однако сошек ему жалко.

Характеристика Микулы Селяниновича с цитатами отражает его речь: он оставляет свое орудие труда «не для прохожего», а для обычного «крестьянина-крестьянина». Эти слова отражают отношение героя к своим братьям-крестьянам.

Чтобы спрятать сошки «за куст ракитов», Волга посылает своих пятерых сильнейших воинов. Но эти крепкие ребята с этой задачей не справятся, «взять сошки с земли» не получится. Потом по принципу троекратно Волга еще дважды посылает своих детей, но даже несметное число их не смогло сделать того, на что способен русский крестьянин.

Микула «взял одной рукой» и без труда протянул.

Особенности

Характеристика Микулы Селяниновича будет неполной, если не сказать о его лошади. Как и всякий богатырь, лошадь — первая помощница в труде. Как мы узнаем в самом начале, у кобылки нашего героя есть «соло». Этот эпитет означает его светлый цвет. Она так же сильна, как и ее хозяин. Автор намеренно сравнивает лошадей Волги и Микулы. У героя лошадь уже «быстрым шагом» идет, а у принца еле поспевает за ней. Первый уже разогнан и «сундук» ушел, второй отстал. Волки не перестают удивляться. Коня Микулу он оценивает в пятьсот рублей, только при условии, что это будет не кобыла, а лошадь. На что простодушный крестьянин отвечает, что он ее вскормил и вырастил, и поэтому ей нет цены.

Характеристика Микулы Селяниновича отражает этого героя как очень добродушного, простого и отзывчивого человека. Никогда не хвастается своими подвигами, как бы не замечая их.

Обещает угостить всех крестьян ржаным пивом собственного приготовления, что говорит о его щедрости.

В заключение Волга настолько проникается удалью и изобретательностью этого человека, что решает сделать его наместником в городах, отданных его дяде. Разбойники, избитые им три дня назад, засуетились и пришли к герою с извинениями.

Заключение

Представлена ​​полная характеристика Микулы Селяниновича. Ученик 7-го класса, изучающий это произведение по школьной программе, сможет воспользоваться нашими советами и описать собственное впечатление, которое произвел этот былинный герой.

Пересказ былины Волга Святославович. Значение микулы селяниновича в краткой биографической энциклопедии

Волга Святославович очень древний богатырь из былин. Он хитер, понимает язык птиц и зверей. Он, как и оборотень, может превращаться в разных животных и птиц. Когда ему было семь лет, он начал учиться трюкам и мудрости. Он научился плавать как рыба, летать как птица и ходить как зверь. Когда он ходил по земле, земля дрожала и моря выплескивались из берегов. Волга настоящий богатырь, и как все богатыри — воин.

Когда Волга повзрослела, ему захотелось обрести силу и мудрость в жизни. Он попросил у князя Владимира 30 человек и собрался идти в дань. Для сбора дани Владимир выделяет своему племяннику Волге три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.

Как только Волга и его свита вышли в поле, он услышал скрип плуга и свист пахаря. Волга пошла на эти звуки, он ехал второй день и только на третий день увидел пахаря. Он обратил внимание на то, что у пахаря был осиновый посох и обыкновенная лошадь, но на своей лошади он за ним не поспевал. Когда он догнал мужика, то увидел перед собой здорового мужика с длинными кудрями, большими ясными глазами и волевым лицом. На нем были зеленые остроносые сапоги и черный замшевый кафтан. На плече висел тяжелый мешок.

Князь сказал, что едет за данью в города, которые ему пожаловал князь Владимир. Микула Селянинович оказался крестьянином, послушал Волгу и сказал, что недавно был в этих городах. Он купил соль и хотел уйти, но мужчины напали на него, чтобы отобрать деньги. Ему пришлось сражаться и преподать злодеям урок. Микула сказал, что мужики там были злые разбойники и могли затопить Волгу в реке Смородине.

Немного подумав, Волга решил, что такой богатырь ему пригодится и предложил Микуле отправиться с ним в эти города за данью. Микула Селянинович согласился, и они отправились в путь. Ехали далеко, и пахарь вспомнил, что забыл вытащить свой плуг из земли и спрятать его за кустом ивы. Принц решил сэкономить время и не возвращаться. Волга приказал пятерым молодцам из своей дружины вернуться и бросить плуг за куст ивы. Оказалось, что они не справились и вытащили посох из-под земли. Тогда князь послал на помощь еще десять молодцов, но они не справились. Потом вернулись все войны, но они тоже не могли даже посох пошевелить. Вскочив на коня, Микула без труда вытащил плуг и бросил его за куст. Князь был очень впечатлен силой этого крестьянина, поэтому Волга и Микула Селяниновичи подружились.

Скакали дальше, и князь заметил, что, когда кобыла крестьянина бежит медленно, его лошадь скачет во всю прыть, а когда кобыла бежит чуть быстрее, лошадь никак не может ее догнать. Дойдя до города, Волга увидела, что крестьяне, которых избил крестьянин, узнали Микулу. Мужчины подошли к всадникам и начали извиняться за то, что они сделали в прошлом. Тогда Волга понял, что Микула пользуется уважением крестьян, и дал ему три города. Он сделал его своим наместником и поручил собирать дань с крестьян.

Микула, на первый взгляд, простой и необразованный рабочий, но это очень мудрый, трудолюбивый человек, обладающий большой духовной силой, способный защитить себя и свою Родину.

Картинка или рисунок былинные Волга и Микула Селяниновичи

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей

    Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, он известен как «бедный носитель». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем

  • Краткое содержание История неизвестного богатыря Маршака

    Это произведение о героическом подвиге молодого парня. Полиция, пожарные и все неравнодушные люди были заняты поисками молодого человека.

  • Краткое содержание Простая душа Флобера

    В произведении рассказывается драматическая история служанки Фелисите, которая на протяжении всей своей жизни служила у разных господ, но все равно чувствовала к себе хорошее отношение и понимание.

  • Краткое содержание Платонов Чевенгур

    История начинается с Захара Павловича, который волею судеб остался один в своей деревне, а остальные бежали из нее от голода. Захар Павлович отличался прекрасным умением легко чинить и реставрировать любые вещи.

  • Краткое содержание Макаренко Педагогическая поэма

    Действия начинаются в 20-е годы 20 века с того, что герой произведения создает колонию для беспризорников и малолетних правонарушителей. Главный герой пытался навести дисциплину в колонии

Рассказ «Волга и Микула Селяниновичи» относится к новгородскому циклу былин. Краткое содержание произведения позволяет читателю сопоставить два разных образа: княжеского племянника и простого пахаря-крестьянина. По некоторым сведениям, в этой былине главными героями являются два языческих бога: Микула отвечает за земледелие, а Волга — за охоту. Орест Миллер, мифолог XIX века, нашел в произведении много сходства между главными героями и покровителями крестьян и охотников.

Встреча Волги с Микулой

Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о обретении житейской мудрости и силы. Волга попросила у Владимира дружину из 30 человек, чтобы ехать с ней за данью. Для этого киевский князь выделяет своему племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.

Волга Святославович в поле, слышит скрип сохи и свист пахаря, но самого мужика не видит. Он долго ехал со свитой, только на третий день увидел мужика. Во время встречи Волга и Микула Селянинович разговорились. Краткое содержание рассказывает, что князь сообщил крестьянину, куда и с какой целью он направляется, а крестьянин, в свою очередь, предупредил его о злых жителях названных городов.

Невероятная сила пахаря

Узнав, что ему предстоит встретиться с настоящими разбойниками, Волга попросил Микулу пойти с ним, ведь такой силач, в одиночку расправившийся с несколькими горожанами, не станет мешать его войску. Князь был всерьез обеспокоен тем, что его дружина может быть убита и утоплена в реке Смородине. В былине «Волга и Микула Селяниновичи» рассказывается, что крестьянин согласился идти в город за данью, но, уже отъехав от поля на приличное расстояние, вспомнил, что не выдергивал его из земли и не бросал свою вспахать куст ивы.

Чтобы не возвращаться, Волга отправил пятерых своих товарищей, но оказалось, что они не в состоянии выполнить задание Микулы. Затем в поле выходят еще 10 воинов, но даже они не могут разрушить плуг с места, вся дружина взялась его вытащить, но результата не было. И тогда пахарь как бы без усилий вырвал ее из земли и бросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после чего Волга и Микула Селяниновичи стали близкими друзьями.

Герои русской эпопеи

И вот пришли в город князь и крестьянин. Крестьяне сразу узнали Микулу, который бил их одних, когда те пытались отобрать соль у пахаря, и подошли к всадникам, чтобы поклониться и извиниться. Волга своими глазами видел, насколько уважаемым был его новый знакомый, поэтому решил подарить ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим заместителем и поручил ему собирать дань с крестьян.

А вот есть несколько иная трактовка былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание произведения гласит, что на князя в городе напали разбойники, и пахарь спас его. Как бы то ни было, но Микула Селянинович – воплощение народного героя.

Связанные материалы:

  • Характеристики Микулы Селанинович из эпической Волги и Микула Селанинович
  • Характеристики Волги Святославович: Описание героя
  • Volga Svyatoslavovich: Характеризация
  • . три старших богатыря русских былин. Некоторые считают, что название Волга происходит от имени исторического князя Олега. Возможно, что блестящие победы Олега казались народу чудесными, сверхъестественными, и из образа этого князя, слывшего при жизни «вещим», то есть колдуном, вырос сказочный богатырский образ.

    Волга чудесного происхождения — сын княгини и Змея Горыныча. Волга — это сам князь, имеющий дружину, и при этом волшебник-оборотень. Его «хитрость-мудрость» заключается в умении «обращаться» в разных животных (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку).

    Необычайно сильный герой. Когда родилась Волга

    Мать сыра-земли дрожала,
    Синее море дрожало.

    С раннего детства Волга научилась разным «премудростям-премудростям». Он научился понимать звериный и птичий язык, научился превращаться (обращаться) в зверей, птиц и рыб;

    Рыба-щука, чтобы ходить в морских глубинах,
    Летать, как сокол, под облаками,
    Как серый волк, чтобы рыскать по открытым полям.

    Благодаря этой способности разворачиваться и, когда нужно, разворачивать свой отряд, Волга одерживает чудесные победы. В одной былине рассказывается, как Волжские Святославичи задумали «воевать царство Турецкое». Превратившись в «птичку», он пролетел над «Окиан-морем», долетел до двора турецкого султана и, сидя на окне, подслушал разговор султана с женой о том, что султан собирается «воевать земля русская». Но жена султана почувствовала, что «птичка», сидящая на подоконнике, есть не кто иной, как сам князь Волга Святославич, и сказала об этом мужу.

    Потом волжская птица взлетела и тут же превратилась в горностая, который пробрался в те камеры, где хранилось все вооружение турецкой армии. И тут горностай Волга стал перегрызать все тетивы турецких луков. Он не грыз их, а только незаметно кусал, чтобы, когда турки натягивали тетивы стрелой, готовясь выстрелить, все их «шелковые тетивы тотчас лопались».

    Волга и жена султана. Мультфильм

    Благополучно перелетев потом птицей «Окиан-Море», Волга собрал свой «хороший отряд», превратил все это в щуку и таким образом переплыл с отрядом «Окиан-Море». Дружина подошла — уже в человеческом обличии — к турецкому городу, но оказалось, что город окружен крепкой, несокрушимой стеной, а «узорчатые» ворота наглухо заперты.

    Тогда Волга снова прибегла к магии. Всю свою дружину он превратил в «муравьёв» (муравьёв), которые проползали сквозь узоры и щели крепких городских ворот и уже за стеной превращались обратно в крепкую дружину и бросались на врагов. Тюрки схватили свои луки и стрелы, потянули за «шелковые струны» — все струны разом порвались — и Волга покорила все Турецкое царство.

    В одной былине Волга, также,

    Повесть «Волга и Микула Селяниновичи» относится к Новгородскому циклу былин. Краткое содержание произведения позволяет читателю сопоставить два разных образа: княжеского племянника и простого пахаря-крестьянина. По некоторым данным, в этой былине главными героями являются два Микулы, отвечающие за земледелие, и Волга за охоту. Орест Миллер, мифолог XIX века, нашел в произведении много сходства между главными героями и покровителями крестьян и охотников.

    Встреча Волги с Микулой

    Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о обретении житейской мудрости и силы. Волга попросила у Владимира дружину из 30 человек, чтобы ехать с ней за данью. Для этого киевский князь выделяет своему племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.

    Вышел в поле, услышал скрип плуга и свист пахаря, но самого мужика не увидел. Он долго ехал со свитой, только на третий день увидел мужика. Во время встречи Волга и Микула Селянинович разговорились. Краткое содержание рассказывает, что князь сообщил крестьянину, куда и с какой целью он направляется, а крестьянин, в свою очередь, предупредил его о злых жителях названных городов.

    Невероятная сила пахаря

    Узнав, что ему предстоит встретиться с настоящими разбойниками, Волга попросил Микулу пойти с ним, ведь такой сильный человек, который в одиночку расправился с несколькими горожанами, не помешает его армия. Князь был всерьез обеспокоен тем, что его дружина может быть убита и утоплена в реке Смородине. В былине «Волга и Микула Селяниновичи» рассказывается, что крестьянин согласился идти в город за данью, но, уже отъехав от поля на приличное расстояние, вспомнил, что не выдергивал ее из земли и не бросал. над своим плугом.

    Чтобы не возвращаться, Волга отправил пятерых своих товарищей, но оказалось, что они не в состоянии выполнить задание Микулы. Затем в поле выходят еще 10 воинов, но даже они не могут разрушить плуг с места, вся дружина взялась его вытащить, но результата не было. И тогда пахарь как бы без усилий вырвал ее из земли и бросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после чего Волга и Микула Селяниновичи стали близкими друзьями.

    Герои русской былины

    И вот пришли в город князь и крестьянин. Крестьяне сразу узнали Микулу, который бил их одних, когда те пытались отобрать соль у пахаря, и подошли к всадникам, чтобы поклониться и извиниться.

    Волга своими глазами видел, насколько уважаемым был его новый знакомый, поэтому решил подарить ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим заместителем и поручил ему собирать дань с крестьян.

    А вот есть несколько иная трактовка былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание произведения гласит, что на князя в городе напали разбойники, и пахарь спас его. Как бы то ни было, но Микула Селянинович – воплощение народного героя.

    Былина «Волга и Микула» относится к новгородскому циклу былины. Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание эпоса, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Волги Святославича, племянника князя Владимира Киевского. В то же время выдвигались и другие предположения, согласно которым в эпосе воссоздавались образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия — Микулы и бога охоты — Волги. Это интерпретация знаменитого 19Мифолог ХХ века Орест Миллер, считавший Микуля Селяниновича «покровителем земледелия в России».

    1 В то же время Всеволод Миллер обращал внимание на бытовые черты в былине, отражающие особенности земледельческого труда на севере:

    Ратай в поле вопит, понукает, Сошки скрипят у ратая, Омэсики подчёркивают камешки , То корни, то камни скручивает, Да валит он все большие камни в борозду.

    «Это точная картина северной пахоты, — писал В.Ф. Миллер. 2

    Сюжет былины основан на рассказе о встрече князя Волги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Былина открывается рассказом о рождении Волги, о его зрелости:

    Как Волга стала здесь расти и ругаться, Волга жаждала много мудрости: Ходил бы, как щука, по морским пучинам, лети, как сокол, под снаряды, рыскай серый волк и по чистым полям.

    Волга собрал отважного воина для себя. Племянник киевского князя получил в дар от Владимира три города: Гурчевец, Ореховец, Крестьяновец. Он идет за данью и в чистом поле видит пахаря Микулу, который, работая на поле, проявляет недюжинную силу: «корни пня выкручивает, большие камни в борозду сбивает». Пахаря спрашивает князь, далеко ли он находится в пути, и, узнав, куда направляется он и его свита, рассказывает ему, какие разбойничьи люди живут в этих городах. Волга, видя его силу, предлагает пахарю пойти с ним «в товарищи». Пахаря соглашается, его участие в походе необходимо — борьба с разбоем в одиночку не под силу княжеской дружине.

    Микула просит воинов принца вытащить его плуг из земли и бросить под куст ивы. Однако оказывается, что ни дружина, ни «Волга» не могут выполнить эту работу. И только богатырская сила Микулы позволяет ему без усилий, одной рукой выдергивать сошки из земли.

    Это конец некоторых вариантов эпоса. По другим данным, в города приходят Волга и Микула, в которых князь назначает Микулу воеводой, горожане устраивают засаду на Волгу, и Микула сохраняет ему жизнь.

    Микула — народный герой. Он, как богатырь-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжелому труду землепашца, в котором тоже надо проявить силу и героизм. Сила Микулы в связи с землей, с простым народом.

    Этот эпос характеризуется своими художественными особенностями. Элемент народного языка поражает. Для него характерны повторы, эпитеты. С помощью эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необычный плуг, которым пашет Микула:

    Сошка у сошки кленовая, Омэсики на сошке булатная, У сошки серебряная сошка, И рог у сошки красно-золотой. 3

    С помощью эпитетов создан портрет богатыря:

    И у оратая локоны качаются, Что если жемчужины не перекосить, то осыпаются; Глаза оратая ясны, как соколиные, И брови у него черные, как соболиные. 4

    Рассказчики описывают одежду героя: зеленые сафьяновые сапоги, пуховая шапка, черный бархатный кафтан.

    Аллегорически Микула раскрывает свои народные корни. На вопрос Волги: «Как тебя зовут, зовется ли ты отечеством?» говорил оратай-оратаюшко:

    Эх ты, Волга Святославович! Я вспахаю рожь и сложу в скирды, Сложу в скирды и домой потащу, Я домой потащу и дома смолотлю, И пиво сварю, и мужиков напою, И тогда крестьяне начнут меня хвалить: Молодой Микула Селянинович!

    Художественные средства в эпосе направлены на то, чтобы запечатлеть характеры и их поступки, ситуацию, выразить свое отношение к ним наиболее ярко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *