Характеристика стиля романского: Романский стиль. Особенности, черты, примеры романского стиля в архитектуре, искусстве, интерьере

Содержание

2. Общая характеристика романского стиля. Романский стиль в интерьере. Романский стиль (от лат. Romanus — римский) – стиль архитектуры и искусства раннего средневековья.

1. Общая характеристика дороманской архитектуры. Сарацино-норманский стиль. Влияние Византии

Дороманский период- период в Европе, шедший вслед за падением Римской империи. Период с 400-1200 гг.

В дороманский период новой церковной и хозяйственной единицей становится монастырь, который одновременно оказывается центром культурной и художественной активности. Возникают устоявшиеся типы монастырских комплексов, состоящих из монастырской церкви, келий вокруг двора, дома настоятеля-аббата, школы, больницы, гостиницы, хозяйственных построек — амбаров, погребов, мастерских.

Власть королей уменьшается и решающее значение приобретают духовенство и знать. Поэтому центральное место в архитектуре занимает строительство резиденций феодалов (Аахен, Вормс), каменных монастырей и церквей,

Для церквей образцом служит прежде всего базилика и раннехристианская центричная композиция храма.

Базиликальный тип, распространенный на территории сегодняшней Германии и Франции, в плане решен или в форме буквы Т, или латинского креста. Начиная с X в. пространственная структура церкви обогащается введением второго поперечного нефа и вторых, западных хоров. Потолок был плоский, деревянный, но в некоторых случаях применялся и свод, например в капелле Карла Великого в Аахене,

Из гражданских зданий первое место занимают королевские резиденции, от которых почти ничего не сохранилось.

Нормандский период Сицилии продлился приблизительно от 1070 приблизительно до 1200. Архитектура была украшена в позолоченных мозаиках, таких как это в соборе в Монреале. Нёбная Часовня в Палермо, построенном в 1130, возможно, самый сильный пример этого, где интерьер купола (непосредственно византийская особенность) украшен в мозаике, изображающей Христа Пэнтокрэтора, сопровождаемого его ангелами.

В течение более поздней нормандской эры Сицилии могут ранние Готические влияния, de обнаружил, такие как те в соборе в Мессине, посвященной в 1197.

Однако, здесь высокая Готическая колокольня имеет более позднюю дату, и не должна быть перепутана с ранним Готическим шрифтом, построенным во время нормандского периода, который показал резкие арки и окна, а не аркбутаны и вершины позже, чтобы проявиться в Готическую эру.

Здания в Палермо

  • Нормандский дворец с его Нёбная Часовня

  • Zisa

  • Куба

  • Замок Maredolce

  • Собор Палермо

  • Сан Джованни dei Lebbrosi

  • Сан Джованни degli Eremiti

  • Санта-Мария dell’Ammiraglio также известный как Martorana

  • Сан Катальдо

  • Церковь Святого Духа (Сицилия) также известный как Чьеса дель Веспро

  • Santissima Trinità известный как Киеза делла Маджоне

  • Собор Монреале и Бенедиктинский монастырь

  • Собор Мессины

  • Собор Cefalù

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор.

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.

http://www.privatehouse. ru/styles/roman/

3. Монастыри и аббатства как ведущий тип сооружения романского периода. Клюни, Мария-Лаах, Мон-Сн-Мишель

Клюни́(фр.Cluny) — бывшеебенедиктинскоеаббатствовВерхней Бургундии, недалеко отМакона. Вокруг монастыря возникодноименный город.

Клюни Cluny

Аббатство Клюни в 2004 году

Страна

Франция

Департамент

Сона и Луара

Конфессия

Католицизм

Орденская принадлежность

Бенедиктинцы,Клюнийская конгрегация

Тип

Аббатство

Основатель

Гильом I Аквитанский

Дата основания

909 год

Дата упразднения

1790 год

Статус

ликвидировано в 1790 году, сохранился ряд построек

Аббатство Мария Лаах(нем. Abtei Maria Laach,лат.Abbatia Mariae LacensisилиAbbatia Mariae ad Lacum) — средневековый немецкий монастырь, находящийся на юго-западном берегуЛаахского озера, в горахАйфель. Монастырь был заложен в1093 годупфальцграфомГенрихом II фон Лаах и его женой Адельхайд фон Ваймар-Орламюнде[1], а его строительство окончилось в 1216 году. Современное название он получил в 1863 году.

Монастырский шестибашенный собор, Laacher Münster, представляет собой сводчатуюбазиликус внутренним садом перед западнымпорталом, так называемым парадизом (единственным к северу от Альп), иклуатромначала XIII века, отреставрированным в 1859 году. Он является одним из самых красивых памятниковроманского зодчествавремениСалической династии.

В 1926 году папаПий XIприсвоил храму титул «Базилика минор» (Basilica minor).

Аббатствопринадлежит орденубенедиктинцев. В их владении находятся сельскохозяйственные угодья, возделываемые по принципуэкологического хозяйства(полученный урожай продается в местном магазине), Лаахское озеро с туристическими сервисами (кемпинг, прокат лодок, рыбная ловля), отель на берегу озера, садовое хозяйство, небольшой зоопарк, издательство с книжным магазином, ремесленные мастерские с возможностью обучения желающих (например, бронзовое литье, художественная ковка, гончарное и столярное дело, электротехника; ведется и обучение сельскому хозяйству).

Мон-Сен-Мишель(фр.Mont Saint-Michel— гораАрхангела Михаила) — небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережьеФранции.

Этот остров является единственным обитаемым из трех гранитных образований бухты Сен-Мишель (Монт Сен-Мишель, Томблен и Монт Доль). Город на острове существует с 709 года. В настоящее время насчитывает несколько десятков жителей. С1879 годаостров связандамбойс материком[1].

Этот природно-исторический комплекс является одним из наиболее известных мест для посещения. Уже в 1874 годуон стал признанным историческим памятником, а с1979 годабыл причисленЮНЕСКОк всемирному наследию человечества.

Остров находится в 285 км к западу от Парижа и привлекает туристов всего мира. Факторами популярности объекта являются чрезвычайно живописное расположение аббатства и окружающего его поселка на возвышающейся у берега скале, наличие впечатляющих памятников истории и архитектуры, а также уникальные для Европы приливы и отливы.

Общее число посетителей комплекса в год составляет 1,5 — 1,8, а по некоторым данным — до 3,5 миллионов человек, а в аббатство поднимается в июле-августе около 650 тыс. туристов[2].

Романский стиль в интерьере (обзор, фото)

Вы когда-нибудь хотели пожить в настоящем замке? Неприступном и таинственном, с секретными проходами и гулкими залами? Не каждый храбрец отважится поселиться здесь, но если решится, то его ждут приключения и подвиги, роскошные пиры, прекрасные дамы и битвы с кровожадными драконами. Почувствовали романтичный дух Средневековья? С удовольствием расскажем, как воссоздать его в собственном доме.

История и название стиля

Возникновение и развитие романского стиля (от лат. romanus — римский) происходило в Западной и Центральной Европе с X по XII века. Сам термин появился только в начале XIX века, когда установили связь между древнеримской архитектурой и архитектурой того времени. Не удивительно – названные области входили в состав Римской империи. Однако название достаточно условно – помимо элементов античного искусства, в романском стиле можно найти византийские, раннехристианские и другие мотивы.

Благодаря странствующим монахам течение быстро распространилось по Европе. Со временем в рамках направления появились многочисленные школы: французская, итальянская, испанская и другие. Таким образом, романский стиль охватил большинство европейских стран и стал одним из важнейших этапов развития средневекового искусства.

Основные особенности

Романская средневековая архитектура – это архитектура неприступных крепостей, величественных замков и суровых храмов, поэтому реализовать ее в современном доме не получится. А вот воссоздать атмосферу сдержанности и благородства вполне по силам. Как говорится, мы принимаем бой!

Итак, к основным особенностям романского стиля относятся:

  • массивность, строгость, отсутствие излишеств
  • толстые стены, окна-бойницы, мощные колонны
  • полуциркульные каменные арки и своды
  • простая мебель
  • минимум декора
  • рыцарская тематика
  • витражи, подсвечники, светильники, ткани и ковры
  • наличие очага или камина

Материалы

Раннее Средневековье – не слишком роскошное время. Поэтому наиболее органично смотрятся простые материалы. В фаворитах – камень как основной материал и бронза для декора. Мебель выбирают из хвойных пород дерева или из дуба.

Отделка пола

Мозаичный пол из натурального камня – характерная черта романского стиля. В качестве аналога в современном интерьере отлично смотрится керамическая плитка, имитирующая камень или мрамор. Несомненный плюс – оба варианта легко мыть, даже если у вас вдруг заведется хулиганистое Кентервильское привидение из новеллы Оскара Уайльда.

Холодные полы не для вас? Смело выбирайте паркет из темной древесины. Для создания целостной картины его можно искусственно состарить

Отделка стен

Чаще всего при отделке стен стараются создать иллюзию средневекового замка. Для этого используют облицовочный камень, однотонную штукатурку серого, желтовато-коричневого и бежевого цветов или плитку (подойдет для ванной комнаты и кухни). Общую картину разнообразят деревянные вставки, фрески и витражи.

Отделка потолка

Идеальный потолок в романском стиле – это низкие тяжелые каменные своды. Он выглядит как продолжение стены, поэтому их цвет должен совпадать. Реализовать такой вариант в квартире вряд ли удастся, поэтому как аналог используют  потолочные деревянные балки. Они не только удачно впишутся в интерьер, но и создадут хорошую акустику.

Мебель

Мебель в средневековых замках, крепостях и храмах была простой, громоздкой и грубой в исполнении. Ничего лишнего – только необходимый для жизни минимум: кровать, сундук, стулья, стол. Приходилось как-то выкручиваться, поэтому сундук превращался то в кровать, то в скамью, то в место для хранения вещей. 

1. Швейцарский сундук, ранне-средневековая конструкция

2. Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками

3. Скандинавское кресло, XII в.

4. Шкаф с кованой обшивкой

5. Шкаф из ризницы церкви, XIII в.

6. Французский кованый сундук, XIII в. Музей Карнавале, Париж

7. Раннесредневековый точеный стул

8. Точеное кресло, XI-XII в., Аспё

9. Лонгобардский сундук из собора в Террацине, VIII в.

10. Церковный сундук на ножках с ложными аркадами, переходная форма к шкафу, XII в.

Большое внимание уделяли изготовлению мебели для сидения – высота стула и его спинки указывала на знатность происхождения. Мягкой обивки не было, поэтому конструкцию красили или обтягивали холстом и покрывали слоем гипса. По углам мебель скреплялась металлическими накладками. Позднее ее начали декорировать резными элементами и коваными деталями.

Декор и текстиль

При создании интерьера в романском стиле важную роль играет декор – именно он делает суровые и строгие помещения более уютными. На выручку приходят мягкие восточные ковры и всевозможные драпировки. К этому пункту также можно добавить занавески, которые появились при переходе от романского стиля к готическому. То есть когда уже было, что занавешивать.

Органично впишется рыцарская тематика: доспехи, шлемы, мечи, факелы, гербы. Такой коллекции позавидует любой медиевист. Более нейтральный вариант – фрески, витражи, картины и гобелены.

Кухня

На кухне естественный смысловой центр помещения – обеденное место с грубоватым массивным столом и такими же стульями. Эту зону освещают с помощью тяжелой кованой люстры с электрическими лампами, которые имитируют открытое пламя свечей. Бытовую технику необходимо спрятать. Вы когда-нибудь видели, чтобы рыцарь пользовался в замке микроволновкой?

Спальня

Массивная, широкая кровать с балдахином – отличительная черта средневековой спальни, так почему бы нам ее не позаимствовать? Добавляем покрывало из натуральной ткани и несколько подушек разного размера, а в изножье ставим деревянный сундук с коваными вставками. Вуаля, идеальное спальное место готово!

Ванная комната

Даже самый храбрый рыцарь растерялся бы, оказавшись в современной ванной комнате. В X-XII веках о таких помещениях даже не слышали – мытье не было необходимостью. И это не помешает нам создать ванную, выдержанную в романском стиле. Саму ванну выложим плиткой или камнем. Для декора подойдут каменные мыльницы и дозаторы, медные подсвечники.

К сожалению или к счастью, холодные неприступные замки ушли в прошлое. А вместе с ними и грубая мебель, гуляющие по коридорам сквозняки, отсутствие постоянного освещения и многое другое. Сегодня мы не обязаны жить в спартанских условиях, чтобы насладиться средневековой романтикой – это можно сделать, просто добавив в интерьер несколько элементов романского стиля. 

Характеристики стиля романской архитектуры | 8 Примеры

Дом История архитектуры Характеристика романского стиля архитектуры | 8 Примеры

Король франков Карл Великий (742-814) хотел возродить архитектуру, дизайн и стиль классического периода Римской империи. В области строительного дизайна проявлением этого желания стал романский архитектурный стиль . Таким образом, это был первый архитектурный стиль, получивший популярность во всей Западной Европе. По этой причине мы можем сказать, что период великих архитектурных ордеров Европы начался с архитектуры романского периода.

Название Romanesque означает, что оно произошло от римского, говорится в Оксфордском словаре английского языка. Романский стиль, называемый в Англии в основном норманнским стилем, возник в 10 веке и просуществовал до 12 века. Его популярность закончилась с готическим архитектурным стилем.

Этот стиль соединил в себе черты некоторых местных архитектурных традиций, каролингской, оттанской, византийской и римской архитектуры. Примеры романской архитектуры имеют некоторые особенности, такие как толстые стены, массивные здания, полукруглые арки, цилиндрические своды и большие башни. Кроме того, здания в романском стиле имеют динамические массы, интегрированные в одно здание. Более того, романские постройки пробуждают у людей, смотрящих со стороны, потрясающее чувство солидности и мощи. Без лишних слов давайте подробнее рассмотрим характеристики романской архитектуры.

Характеристики романского архитектурного стиля

  • Основными элементами романского стиля являются рельефные скульптуры, толстые стены, тоннельные бочки и аркады.
  • В отличие от римского и готического архитектурных стилей, несущая система в романских постройках состоит из гигантских стен-контрфорсов, а не арок или колонн.
  • Поскольку стены выполняют конструктивную функцию, оконные проемы на фасадах относительно небольшие. Эти стены, как правило, представляют собой двухслойные строительные элементы, заполненные бутовым камнем.
  • Архитектура в романском стиле варьируется в зависимости от региона, так как она в значительной степени подпитывается местным мастерством и архитектурными традициями. Например, основным строительным элементом романских зданий в таких странах, как Италия, Германия, Польша и Нидерланды, был в основном кирпич. В разных регионах чаще встречаются гранит, кремень или различные тесаные камни.
  • Романские контрфорсы не были специализированы в отличие от готической архитектуры. Наоборот, снаружи они не воспринимаются, потому что контрфорсы служат несущими стенами.
  • Средневековые архитекторы использовали ребристые своды и стрельчатые арки в некоторых позднероманских церквях . Эти постройки послужили подходящей территорией для развития готической архитектуры как источника вдохновения.
  • Аркады, представляющие собой серию арок, поддерживаемых колоннами, часто использовались в романских постройках. Эту типологию мы видим во внутренних фасадах боковых нефов, обращенных к центральному проходу, в атриумах и портиках. Есть примеры, когда некоторые из них имеют несущие функции, а некоторые аркады используются в декоративных целях и имеют за собой сплошную стену.
Аркады
  • Романские арки обычно поддерживаются контрфорсами прямоугольного или квадратного сечения. Как правило, эти опоры имеют горизонтальные пороги у земли и молдинг, похожий на капитель колонны наверху.
  • Форма арок полукруглая. Эти округлые арки можно увидеть в аркадах, дверных и оконных проемах. Фасады, где полукруглые арочные окна соединяются с более крупной аркой, являются характерной чертой романского архитектурного стиля. В позднероманской архитектуре стали появляться окна-колеса или окна-розетки с другим названием.
  • Контрфорсы, несущие пары арок в переходах между нефами, обычно имеют крестообразные сечения.
  • Монолитные колонны, вырезанные из цельного куска камня, используемые в качестве конструкционных или декоративных, часто встречаются в романских постройках. Как правило, они используются на фасадах, на которые не приходится большая нагрузка, например, на галерейные фасады.
  • Можно видеть, что в некоторых зданиях использовались колонны, собранные из древнеримских построек.

Примеры романской архитектуры

В Европе существует множество типов зданий, спроектированных в романском архитектурном стиле. К ним относятся церкви, соборы, часовни, дворцы, замки, мосты, городские стены и некоторые образцы гражданской архитектуры. Однако романское искусство в основном выдвигалось на первый план в церковном дизайне. Романские архитекторы приняли и развили типологию крестообразного плана раннехристианских базилик. Архитекторы спроектировали более крупные церкви, добавив боковые нефы, чтобы посетители могли видеть реликвии.

Пизанская башня и Пизанский собор

Поддерживаемые колоннами аркады, продолжающиеся на каждом этаже, формируют внешний вид этого собора. Материал облицовки снаружи – мрамор. Собор несет в себе влияние белого мрамора древнеримской архитектуры, типологии плана раннехристианских базилик и куполов исламской архитектуры. Колокольня этого здания в Италии — Пизанский собор, который знаком большинству из нас. Пизанский собор (слева) и Пизанская башня (справа)

Пизанская башня, пожалуй, самый известный пример итальянской романской архитектуры . Из-за того, что Пизанская башня строилась на скользком грунте, во время строительства она начала наклоняться. Вершина башни наклонена примерно на 3 метра от уровня фундамента. Однако благодаря дополнительному фундаменту, сделанному с использованием современных технологий, этот изгиб был остановлен в его нынешнем виде.

Галереи с аркадами, которые огибают Пизу и продолжаются на протяжении 6 этажей, придают зданию замечательную особенность. Более того, он повлиял на архитектуру близлежащего региона на протяжении нескольких столетий.

Даремский собор

Даремский собор

Это романский собор с некоторыми чертами готического строения. Архитекторы использовали в этом здании стрельчатые арки и контрфорсы, которые были новыми для того периода технологиями. Однако эти контрфорсы спрятаны под крышей. Благодаря этим новым элементам удалось сделать здание выше и обеспечить широкие проемы. Камень, являющийся основным материалом здания, проявляется повсюду от стен до ребер. Хотя снаружи Дарем выглядит как готическое сооружение, он относится к позднему романскому стилю.

Шпейерский собор

Шпейерский собор — один из самых известных романских соборов Германии. Это было крупнейшее сооружение западно-христианского мира 11 века. Церковь, которую начали строить в 1030 г., потребовали перестройки в 1090 г., и она была завершена в 1106 г. Полностью разрушенный пожаром 1689 г., Шпейер был перестроен архитектором И. М. Нойманом таким образом, который очень напоминает его первоначальный вид. . Собор на протяжении веков был символом власти и господства немецких императоров.

Шпейерский собор

Имея 2 восьмиугольных купола и 4 башни, Шпейер имеет крышу с медным покрытием. Выделяются арочные окна снаружи здания и аркадные галереи на верхнем этаже. Здание, снаружи облицованное красными песчаниками, сочетает в себе все общие черты романского архитектурного стиля.

Собор Питерборо

Собор Питерборо

Собор Питерборо, относящийся к числу церквей романской архитектуры, был построен в 1118-1237 годах в Англии. Западный фасад здания, также известного как Собор Святого Петра, выполнен в архитектурном стиле ранней готики. На этом фасаде много стрельчатых башен и 3 огромных арки. Здание сочетает в себе черты романского стиля и ранней английской готики. Он претерпел множество реставраций из-за повреждений в различных войнах и пожарах на протяжении всей истории.

Сан-Миниато-аль-Монте

Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции — небольшая, но частная романская церковь, построенная в 1013 году. Ее внешний вид украшен арками и небольшими окнами, которые являются основными элементами романского стиля. Белый и зеленый мраморы составляют основные цвета фасада здания. Интерьер украшен простой каменной кладкой с преобладанием того же зеленого и белого мрамора.

San Miniato al Monte

Геометрические формы, из которых состоит украшение здания, довольно просты и ясны. Деревянная конструкция крыши, которая является одной из главных особенностей начала IX в.0007 Примеры романской архитектуры также использовались в Сан-Миниато-аль-Монте. Несмотря на то, что церковь маленькая, простая и неприхотливая, она является одним из самых необычных сооружений Флоренции.

Собор Монреале

Монреальский собор, расположенный в Палермо, Италия, украшен византийскими мозаиками, которые очаровывают посетителей. Здание, строительство которого началось в 1172 году, имеет дополнения и штрихи разных стилей.

Аббатство Мария Лаах

Аббатство Мария Лаах

Монастырь Марии Лаах со сбалансированной архитектурой, состоящей из 6 больших и коротких башен, является одним из самых успешных романских сооружений в Германии. Внутри есть крестовые своды, несущие крышу. Из-за низкой высоты этажа и узких проемов интерьер ближе к человеческому масштабу, чем в большинстве романских построек. Кроме того, интерьер с мрачной атмосферой очень прост. Используемые внутри цвета, небольшое количество украшений и достойная несущая система делают здание очень спокойным.

Базилика Сант-Амброджо 

Базилика Сант-Амброджо

Базилика Сант-Амброджо, которая является одним из важных романских архитектурных сооружений в Италии, была римской церковью, построенной в 379–386 годах. В церкви, которую построил св. Амвросий, находятся могилы многих христианских мучеников. Поскольку он был преобразован из римской базилики, он имеет типологию плана, отличную от других романских церквей. Здание, имеющее большой центральный двор и 2 колокольни, на протяжении веков подвергалось реставрации и изменениям и приобрело свой нынешний романский вид.

Вкратце, мы поговорили об архитектурном стиле романского периода и узнали некоторые образцы этого стиля. В категории истории архитектуры на сайте archeetect.com вы можете узнать больше о европейских архитектурных стилях.

Предыдущая статьяАрхитектура Фрэнка Гери | Top 9 Gehry Works

Следующая статья9 лучших бесплатных программ для архитектурного проектирования в 2023 году0002 Романский архитектурный стиль Chara…

Включите JavaScript

сообщите об этом объявлении

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

сообщите об этом объявлении

Романское искусство относится к искусству Европы с конца 10   века до появления готического стиля в 13   веке или позже, в зависимости от региона.

 

  • Определите и опишите форму, содержание и контекст ключевых романских произведений
  • Определить критические термины и их отношение к романскому искусству
  • Определите ключевые архитектурные особенности романских церквей
  • Определите элементы портала романской церкви и опишите, как они были созданы
  • Обсудите две основные силы, сформировавшие романское искусство

 

Источник вдохновения

Романская архитектура была первым своеобразным стилем, распространившимся по Европе после распада Римской империи. Несмотря на заблуждение 19Историки искусства го века, что романская архитектура была продолжением римских стилей, римские методы кирпичного и каменного строительства были утеряны в большей части Европы. В северных странах римский стиль и методы были приняты только для официальных зданий, а в Скандинавии они были неизвестны. Исключение составляли несколько великих базилик Константина, которые продолжали стоять в Риме и вдохновляли более поздних строителей. Однако они не вдохновили императора Карла Великого на создание Палатинской капеллы в Аахене, Германия, построенной примерно в 800 году нашей эры. шестой век.

Новая европейская империя

Карл Великий был коронован Папой в базилике Святого Петра на Рождество в 800 г. н.э. с целью восстановления старой Римской империи. Политические преемники Карла Великого продолжали править большей частью Европы, что привело к постепенному появлению отдельных политических государств, которые в конечном итоге были объединены в нации в результате лояльности или поражения. В процессе Королевство Германии породило Священную Римскую империю. Вторжение в Англию Вильгельма, герцога Нормандского, в 1066 году привело к строительству замков и церквей, которые усилили присутствие норманнов. Несколько значительных церквей, построенных в это время, были основаны правителями как места светской и религиозной власти или как места коронации и погребения. К ним относятся аббатство Сен-Дени и Вестминстерское аббатство (где сейчас мало что осталось от нормандской церкви).

Оставшиеся архитектурные сооружения Римской империи пришли в упадок, и большая часть ее технологий была утеряна. В то же время, однако, строительство каменных куполов и резьба по дереву декоративных архитектурных деталей продолжались, хотя стиль значительно изменился после падения Рима в несокрушимой Византийской империи. Купольные церкви Константинополя и Восточной Европы оказали существенное влияние на архитектуру некоторых городов, особенно через торговлю и крестовые походы. Наиболее ярким примером является базилика Святого Марка в Венеции, но есть и много менее известных примеров, таких как церковь Сен-Фрон, Перигё и Ангулемский собор.

 

 

Церковь Сен-Фрон, Перигё, Франция: Изображение купольной церкви, пример восточноевропейского влияния.

Феодализм и военное дело

Большая часть Европы была затронута феодализмом, при котором крестьяне владели землей от местных правителей в обмен на военную службу. В результате их можно было призвать для местных размолвок, а также для того, чтобы следовать за своим господином через всю Европу в крестовые походы. Крестовые походы (1095–1270) вызвал значительную миграцию и, как следствие, распространение идей и торговых навыков, в частности, строительство укреплений и металлообработку для производства оружия, которые также применялись для оснащения и украшения зданий. Постоянное перемещение людей, правителей, дворян, епископов, аббатов, ремесленников и крестьян было важным фактором в создании однородных методов строительства и узнаваемого романского стиля, несмотря на региональные различия.

 

 

Карта Европы, 1142: Европа, 1142, Эпоха крестовых походов.

Жизнь стала менее безопасной после периода Каролингов, в результате чего в стратегических точках были построены замки. Многие из них были построены как опорные пункты норманнов, потомков викингов, вторгшихся в северную Францию ​​в 911 году. Политическая борьба также привела к укреплению городов путем восстановления и укрепления стен, оставшихся с римского периода. Одним из самых примечательных сохранившихся укреплений является город Каркассон. Ограждение городов привело к появлению стиля высоких узких таунхаусов с ограниченным жилым пространством. Они часто окружали общественные дворы, как в Сан-Джиминьяно в Тоскане.

 

 

Сан-Джиминьяно, Италия: Изображение Сан-Джиминьяно, известного своей средневековой архитектурой, уникальной тем, что сохранилось около дюжины высоких узких домов-башен.

Растущее процветание

По мере того, как в этот период Европа становилась все более процветающей, искусство высочайшего качества больше не ограничивалось королевским двором и небольшим кругом монастырей, как в каролингский и оттонский периоды. Монастыри оставались важными, особенно монастыри новых цистерцианских, клюнийских и картезианских орденов, которые распространились по Европе. Искусно украшались городские церкви, в том числе на паломнических путях и многие в небольших городах и деревнях. Действительно, они часто выживали, когда соборы и городские церкви перестраивались, а романские королевские дворцы — нет. Художник-мирянин Николай Верденский стал уважаемой фигурой, известной на всем континенте. Большинство каменщиков и ювелиров теперь были профессионалами-мирянами, а не монашеским духовенством, а художники-миряне, такие как мастер Хьюго, к концу периода составляли большинство. Иконография их церковной работы, вероятно, была определена в консультации с духовными советниками.

Термин « романский » был изобретен историками искусства 19-го века для обозначения архитектуры того периода, который сохранил многие основные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь полукруглые арки, но сохранил отличительные региональные особенности. . В Южной Франции, Испании и Италии существовала архитектурная преемственность с периодом поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, и, таким образом, первым общеевропейским стилем со времен имперской римской архитектуры. На романское искусство также повлияло византийское искусство, особенно в живописи, и антиклассическая энергия украшения островного искусства Британских островов. Из этих элементов был выкован очень инновационный и последовательный стиль.

Архитектура

Сочетая черты римских и византийских построек с другими местными традициями, романская архитектура отличается массивностью, толстыми стенами, круглыми арками, крепкими пирсами, крестовыми сводами, большими башнями и декоративными аркадами. Каждое здание имеет четко определенные формы и симметричный план, в результате чего внешний вид выглядит намного проще, чем последующие готические здания. Стиль можно идентифицировать по всей Европе, несмотря на региональные особенности и материалы.

 

 

Аббатство Марии Лаах, Германия: Это аббатство, основанное в 1093 году, является образцом романской архитектуры.

Живопись

Помимо архитектуры, искусство того периода характеризовалось энергичным стилем как в живописи, так и в скульптуре. В церквях живопись продолжала следовать византийским иконографическим образцам. Христос в величии, Страшный суд и сцены из жизни Христа оставались одними из самых распространенных изображений. В иллюминированных рукописях наиболее богато украшенные образцы того периода включали Библии или псалтири. По мере того, как изображались новые сцены, росла оригинальность. Они использовали интенсивно насыщенные основные цвета, которые сейчас существуют в своей первоначальной яркости только в витражах и хорошо сохранившихся рукописях. Витражи впервые получили широкое распространение в этот период, хотя сохранившихся примеров немного.

Изобразительные композиции обычно имели небольшую глубину, поскольку они были ограничены узкими пространствами исторических инициалов, капителей колонн и церковных тимпанов. Напряжение между жесткой рамкой и композицией, которая иногда ускользает от предназначенного для нее пространства, является постоянной темой в романском искусстве. Фигуры часто различались по размеру в зависимости от их важности, а пейзажные фоны отсутствовали или были ближе к абстрактным украшениям, чем к реализму, как деревья в «Листе Моргана». Человеческие формы часто были удлиненными и искривленными, чтобы соответствовать предоставленной форме, и временами казалось, что они парят в пространстве. Эти фигуры сосредоточены на линейных деталях с акцентом на складках драпировки и волосах.

 

 

«Лист Моргана»: «Лист Моргана», оторванный от иллюминированной Библии Винчестера 1160–1175 гг. Сцены из жизни Давида, изображенные в романском стиле с фигурами разного размера в зависимости от их важности и абстрактными пейзажными фонами.

Скульптура

Скульптура также демонстрировала энергичный стиль, очевидный в резных капителях колонн, которые часто изображали полные сцены, состоящие из нескольких фигур. Драгоценные предметы, вылепленные из металла, эмали и слоновой кости, такие как реликварии, также имели высокий статус в этот период. В то время как большое деревянное распятие и статуи Мадонны на троне были немецкими новшествами в начале периода, горельефная резьба архитектурных элементов больше всего напоминает об этом стиле. Важным нововведением стало то, что на тимпанах важных церковных порталов были вырезаны монументальные схемы, снова изображающие Христа в величии или Страшный суд, но с большей свободой, чем в раскрашенных версиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *