Характеристика правдина из комедии недоросль кратко: Ой! Страница не найдена :(

Характеристика Скотинина в комедии Недоросль кратко, образ с цитатами героя для сочинения

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» одним из ключевых персонажей является помещик Скотинин, родной брат госпожи Простаковой и дядя Митрофанушки. Автор недаром наделяет героя столь говорящей фамилией: Скотинин не только испытывает болезненную страсть к свиньям, но и обладает «скотскими», животными качествами — невежеством, грубостью, жестокостью, самомнением, полным отсутствием морали. Характеристика Скотинина позволяет лучше понять, к каким страшным последствиям может привести общество, в котором будут преобладать «скотинины», «простаковы» и «митрофанушки».

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — Тарас Скотинин.

Возраст — не указан, мужчина средних лет.

Род занятий — помещик.

Семья — не женат, сестра г-жа Простакова.

Социальное положение — дворянин, помещик.

Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.

Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, глупый и жадный отец.

Образование — необразованный мужчина, не умеющий даже читать.

Внешность — не указана.

Характер — настойчивый, невежественный, трусливый.

Положительные черты — отсутствуют, один из отрицательных персонажей пьесы, способный испытывать нежные чувства лишь к свиньям.

Отрицательные черты — жадный, глупый, невежественный, туголобый.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Тараса Скотинина основан на том, что он является дворянином, помещиком и принадлежит к древнему роду.

«Я Тарас Скотинин, в роде своём не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь». (Действие четвёртое, явление 7)

Скотинин родом из большой семьи, однако из 18 детей в живых остался только он и его сестра, г-жа Простакова.

«Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!» (Простакова о семье, Действие третье, явление 5)

Скотинин — помещик со скромными доходами. Наследство Софьи поражает его воображение.

«Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал.» (Действие второе, явление 3)

В прошлом Скотинин был гвардейским офицером.

«Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом». (Действие второе, явление 3)

Скотинин — холостой мужчина, который не прочь создать семью и обзавестись детьми.

«Я и своих поросят завести хочу. Меня не проведёшь». (Действие второе, явление 3)

Портретная характеристика Тараса Скотинина включает в себя и его чрезмерную страсть к свиньям — только эти животные способны вызывать у героя нежные чувства.

«Люблю свиней, сестрица…» (Действие первое, явление 5)

«…да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?» (Действие первое, явление 5)

Внешность

Внешний вид Тараса Скотинина основан на том, что он является зрелым мужчиной, давно вышедшим из юного возраста.

«Из ребят давно уж вышел…» (Действие третье, явление 5)

Черты характера и поступки

Скотинин — жестокий человек, получающий удовольствие от вида страданий других людей

«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою». (Действие первое, явление 4)

«Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» (Действие пятое, явление 4)

По своей природе Скотинин — инфантильный трусоватый человек, который не в состоянии решить конфликт, дать отпор равным себе.

«… я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом». (Действие первое, явление 5)

При возникновении каких-либо трудностей Скотинину гораздо проще отыграться на слабых и зависимых от него людях, чем самому решить проблему.

«…всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». (Действие первое, явление 5)

Скотинин пользуется славой ловкого стяжателя, способного до последней нитки обобрать крепостных.

«…весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь». (Действие первое, явление 5)

Главная страсть Скотинина — свиньи. Ради получения новых крупных экземпляров он даже готов жениться на Софье.

«Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.

Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков. Так по соседству её деревеньки?

Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.

Г-жа Простакова. До чего же, братец?

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». (Действие первое, явление 5)

«Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты». (Действие первое, явление 5)

«Скотинин…Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?

Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю». (Действие первое, явление 5)

Скотинин так сильно любит свиней, что готов потратить всё наследство Софьи на их покупку.

«Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житьё одним свиньям». (Действие второе, явление 3)

Тарас Скотинин на первое место ставит свиней, а не свою будущую жену. Он пренебрежительно относится к ней, её интересы ему совершенно безразличны.

«Для неё одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку.

Милон. Какое скотское сравнение!» (Действие второе, явление 3)

Ради достижения желаемого (женитьбы на Софье) Скотинин готов искалечить родного племянника, подраться с сестрой.

«Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече как чорта изломаю. Ну, будь я свиной сын, если я не буду её мужем, или Митрофан уродом». (Действие второе, явление 3)

«Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». (Действие третье, явление 3)

Скотинин — упрямый, твердолобый человек.

«У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне». (Действие второе, явление 3)

«Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы». (Действие четвёртое, явление

Скотинин — упрямый человек, готовый стоять на своём до последнего.

«Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужую не трону, и мою чужой не тронь же. (Софье.) Ты не бойсь, душенька. Тебя у меня никто не перебьёт». (Действие второе, явление 3)

Для Тараса Скотинина характерна большая самоуверенность. Он искренне считает себя завидным женихом.

«Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало. » (Действие третье, явление 5)

«Рассуди же, какое счастье Софьюшке быть за мною». (Действие четвёртое, явление 7)

Скотинин — глупый человек, не привыкший думать и рассуждать.

«Я никогда не думаю…» (Действие четвёртое, явление 7)

«Вы, господин Скотинин, сами признаёте себя неучёным человеком». (Действие четвёртое, явление

Тарас Скотинин — трусливый и подлый человек. Узнав о том, что имение его сестры берётся под опеку, он стремится тут же исчезнуть из поля зрения чиновника, чтобы ненароком не навлечь на себя беду.

«Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякой Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову». (Действие пятое, явление 4)

Воспитание

Тарас Скотинин — безграмотный человек, не умеющий даже читать. Однако он не считает это недостатком и даже гордится собственным невежеством.

«Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». (Действие первое, явление 6)

Отец Скотинина и его сестры, г-жи Простаковой, был невежественным, тёмным человеком, который не позволял своим детям учиться.

«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребёнка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» (Простакова об отце, Действие третье, явление 5).

Скотинин-старший стал примером для своих детей, которые выросли невежественными, жестокими, злыми, жадными людьми.

«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?» (Действие четвёртое, явление

Сочинение Тришка в Недоросле

Во время написания произведения «Недоросль» учеба для помещиков была совсем не актуальной. Скорее просто мода на нее заставляла их корпеть над бумагой с пером. Многие из помещиков, ленивых и привыкших к жизни в свое удовольствие, даже не умели читать. И что мы видим, начиная погружаться в первую сцену пьесы? В ней появляется простой, работящий парень, крепостной крестьянин Тришка, которому барыня Простакова поручила пошить кафтан для любимого сыночка Митрофанушки. Но парень не справился с заданием. А не справился он потому, что нигде никогда не учился портновскому мастерству.

Тришка был портным самоучкой, о чем и пытался донести своей помещице. Но она с невероятной руганью отчитывает крепостного за неудачно сшитый кафтан. Он кажется ей сначала слишком широким, потом слишком узким, короче не знает к чему придраться. Из уст Простаковой вырываются такие слова как скот, мошенник и вор. И все они летят в адрес несчастного портного. Конечно, вряд ли все эти сокрушительные эпитеты, сказанные в адрес несчастного, каким-либо образом дают ему определенного рода характеристику. Просто барыня нынче не в духе и барыне надо развлечься. И вот таким нехитрым способом она это делает.

Тришка пытается оправдаться, но ему, конечно, не удается быть услышанным. Вообще, в комедии этот крепостной крестьянин оказывается единственным, осмелившимся на спор со своей владычицей. Именно эта ситуация на примере портного-самоучки показывает весь разгул беспредела помещиков над своими крестьянами. Ведь пошив кафтана был изначально поручен тому, кто профессионально этого не умел делать в принципе. А затем возникол желание наказать за то, что плохо сделал.

Автор произведения, на примере Тришки, возможно еще, хотел донести до читателя ту истину, что «учение свет, а не учение тьма». И не смотря на свое происхождение именно Тришка, дворовый парень, понимает, что если бы он учился, навыков у него было гораздо больше, и он бы многое умел. Барский же сынок Митрофанушка, наоборот, имея учителя, которого называл гарнизонной крысой, и возможность учиться, отказывался это делать в принципе. Достаточно вспомнить его коронную фразу: «Не хочу учиться, а хочу жениться!». Избалованный шестнадцатилетний маменькин сынок отличался своим отвратительным поведением и плохими манерами. Что в принципе и понятно. Ведь, как говорят: «От осинки не родятся апельсинки». Помните, когда Простаковой принесли письмо и предложили ей прочитать его самой она этого сделать не смогла. А все потому, что была неграмотной и читать не умела.

Другие сочинения: ← Учителя Митрофана в комедии Недоросль↑ Фонвизин Д.И.Идеалы семьи Простаковых — Скотининых в комедии Недоросль →

Характеристика Скотинина другими героями

Простакова

Простакова считает брата глупым человеком, которым можно помыкать, как ей вздумается. Узнав о богатстве Софье, она решает женить на девушке своего сына Митрофана, а Тараса вернуть в его деревню.

«Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом. «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». (Действие второе, явление 3)

Подробная характеристика Простаковой.

Простаков

Простаков искренне восхищается умением Тараса безжалостно обдирать до последней нитки крестьян.

«…весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь». (Действие первое, явление 5)

Простаков считает, что страсть Скотинина к свиньям обусловлена их большим сходством.

«Скотинин…Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?

Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю». (Действие первое, явление 5)

Правдин

Правдин отмечает, что Скотинин является жертвой манипуляций со стороны его сестры, г-жи Простаковой.

«Сестрица ваша играет вами, как мячиком». (Действие второе, явление 3)

Правдин замечает «скотское» отношение Тараса Скотинина по отношению к будущей жене, которая интересует помещика гораздо меньше, чем свиньи.

«Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой». (Действие второе, явление 3)

Правдин глубоко возмущён отношением Скотинина к крепостным, которых он и за людей не считает.

«Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин». (Действие пятое, явление 4)

Подробная характеристика Правдина.

Стародум

Стародум презрительно относится к бахвальству Скотинина относительно древности его рода и откровенно смеётся над ним.

«Стародум (смеючись) То есть, пращур твой создан хоть в шестой же день, да немного попрежде Адама?

Скотинин. Нет, право? Так ты доброго мнения о старине моего рода?

Стародум. О! такого-то доброго, что я удивляюсь, как на твоём месте можно выбирать жену из другого рода, как из Скотининых?» (Действие четвёртое, явление 7)

Стародум прекрасно видит все пороки Тараса Скотинина, в котором не видит достойного мужа для Софьи.

«Да для неё не всё равно, когда скажут, что дворянка вышла за Скотинина». (Действие четвёртое, явление 7)

Стародум невысокого мнения о нравственных ценностях Скотинина и потому иронизирует, говоря, что он более счастливый, так как беспечный человек: его душе чужды глубокие переживания.

«Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.

Скотинин. А меня так свиньи». (Действие четвёртое, явление 7)

Подробная характеристика Стародума.

Милон

Даже короткого знакомства с Тарасом Скотининым хватает Милону, чтобы сделать выводы о его моральных качествах. Возможный брак Скотинина с Софьей он считает неравенством.

«Такое неравенство сделало б несчастье вас обоих». (Действие четвёртое, явление 7)

Милон подчёркивает глубочайшее невежество Скотинина, его твердолобость.

«Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаёте себя неучёным человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче учёного.

Стародум (Милону) Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы». (Действие четвёртое, явление

Подробный образ и характеристика Скотинина

Роль героя

Используя такого неприятного персонажа, как Тарас Скотинин, автор хотел наглядно показать безнаказанность, деградацию личности, существование страсти к деньгам и к богатству. Скотинин не имеет хорошего и качественного образования. Его главное жизненное стремление и желание – получить деньги, на которые можно купить еще больше свиней.

Введя в комедию такого героя, как Скотинин, Фонвизин подчеркнул необходимость перемен для всего российского общества того времени.

История создания

Набросок пьесы Фонвизин создал задолго до первой постановки. Считается, что работа над комедией была длительной и сложной. Особую популярность произведение получило благодаря хорошо прописанным отрицательным персонажам и злободневным вопросам, которые подняты в пьесе.

Комедия «Недоросль» прямолинейна в своей проблематике. Она сатирически описывает быт и образ жизни дворянства, их злонравие и дикость. Автор осуждает принципы традиционного дворянского воспитания.

Значение фамилии Тараса

Характерная черта произведений эпохи классицизма – «говорящие» фамилии, которые не обошли стороной и «Недоросль» Фонвизина. Такая особенность помогает с первых строк разделить положительных и отрицательных персонажей, узнать их черты характера.

Тарас Скотинин обожает свиней, на что и указывает его фамилия. Только с ними ему приятно, комфортно и радостно проводить время. Также можно о черты характера: дикость, варварство, необразованность, хамство, безграмотность.

Скотинин и другие герои пьесы

Все персонажи пьесы «Недоросль» по канону делятся на хороших и плохих. Так, к отрицательным относятся госпожа и господин Простаковы, Митрофанушка, Скотинин, Вральман, Кутейкин. К положительным героям относятся Софья, Стародум, Милон, Правдин, Цыфиркин, Тришка.

Госпожа и господин Простаковы – муж и жена. Простакова – сестра Скотинина. Она деспотичная, злая, невоспитанная женщина. Терентий Простаков – тихий и спокойный герой, которого избивает жена.

Митрофанушка – сын Простаковых и племянник Скотинина. Митрофан – избалованный, глупый и ленивый юноша.

Вральман и Кутейкин – учителя, которые не любят сына Простаковых за глупость. Вральман якобы обучает мальчика иностранным языкам, но на деле он лжец и обманщик. Кутейкин – трусливый и расчетливый человек.

Стародум – старый и мудрый человек, получивший свое состояние честным и усердным трудом.

Софья – племянница Стародума, на которой хочет жениться Скотинин. Она милая, порядочная и хорошая девушка.

Внешний вид

«Недоросль» — пьеса, поэтому четкого и хорошо прописанного описания внешнего вида персонажа нет. Скотинин – уже отнюдь не молодой человек, все-таки «из ребят давно уж вышел». Точный возраст неизвестен. Можно сделать вывод, что герой внешне схож со свиньями.

Речевая характеристика Скотинина

Речевая характеристика имеет большое значение при раскрытии образа героя, позволяет сделать вывод о его внутреннем мире. С самого начала произведения становится понятно, что помещик Тарас Скотинин — большой любитель свиней. Он постоянно твердит о любви к ним и окружающих людей и весь мир в целом воспринимает сквозь призму своего увлечения. В выражениях, более подходящих для скотного двора, Тарас говорит о своей сестре, будущей жене и детях: «Я и своих поросят завести хочу», «Что греха таить, одного помёту; да вишь как развизжалась…»

Речь Скотинина полностью отражает его характер: прямой, примитивный и невежественный. Он строит простые предложения, в которых и в помине нет красочности, образности, глубоких и интересных мыслей. Это указывает на отсутствие образования, внутренней культуры. Герой презирает просвещение, и это неизбежно сказывается на особенностях его речи.

Скотинин использует просторечную, иногда вульгарную речь: «суженого конём не объедешь», «подобру-поздорову», «ученье — вздор», «всякая вина виновата», «На своё счастье грех пенять», «концы в воду». Он не опускается до откровенных ругательств, как его сестра г-жа Простакова, но только потому, что он находится в гостях и не может в полной мере раскрыться.

Сочинение на тему образ скотинина в комедии недоросль

Тарас Скотинин, брат Простаковой, – типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Живучесть, неистребимость рода Скотининых точно подметил Пушкин, назвав среди гостей Лариных «Скотининых чету седую… с детьми всех возрастов» (11) Сама фамилия его говорит о том, что все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея!» Он и сам себя готов отождествить со свиньями («Я и своих поросят завести хочу!» (II, 3), и о будущей семейной жизни говорит: «коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку». Теплоту и нежность он проявляет только к своим свиньям. О себе он говорит с большим достоинством: «Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь» (IV, 7) и тут же попадается на уловку Стародума, утверждая что пращур его сотворен «немного попрежде Адама», то есть вместе с животными. Брат Простаковой Скотинин родственен ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. «Не будь я Тарас Скотинин, – заявляет он, – если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду» (I, 5). Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника – Митрофана. В речи Скотинина слова употребляются в буквальном значении, и на этом строятся несколько каламбуров (9): «Правдин. Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой. Скотинин. Худой покой? ба! ба! ба! Да разве светлиц у меня мало? Для нее одной отдам угольную с лежанкой…» (IV, 7) Дифференцированное на предметное (покой – комната, светлица) и идеально-переносное (покой – спокойствие, состояние духа), слово «Недоросля» дифференцирует и носителей своих разных значений, устанавливая между ними каламбурные синонимически-антонимические отношения по признаку того уровня смысла, которым пользуется тот или иной персонаж. Скотинин безо всякого умысла говорит, что «у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою

» – двусмысленное выражение, которое, однако, очень четко определяет сущность Скотинина. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению («От роду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки»), он отличается невежеством, умственной неразвитостью. Его отношение к учению очень ясно раскрывается в рассказе о дяде Вавиле Фалелеиче: «О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была головушка! … Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?» (IV,

Крепость лба он может понять только в буквальном смысле, игра смыслами ему недоступна. Жизненности языка Скотинина способствуют употребляемые им народные пословицы «Всякая вина виновата»; «Суженого конем не объедешь».

Биография

Тарас Скотинин — мужчина средних лет, дворянин, помещик. Принадлежит к старинному роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас. Дети смогли перенять от отца худшие качества: невежество, грубость, жестокость по отношению к крепостным.

В юности Тарас Скотинин служил в гвардии и спустя время ушёл в отставку в чине капрала. Он является владельцем небольшого имения. Доход его не очень высок, и он мечтает выгодно жениться на Софье, обладающей большим наследством.

Единственная страсть Скотинина — свиньи. Только они и интересуют героя, готового спустить все деньги на приобретение самых лучших свиней. Он с радостью готов взять в жёны Софью, чтобы поправить своё финансовое положение. Однако богатая наследница становится причиной раздора между Тарасом и его сестрой Простаковой, решившей выгодно женить своего сына Митрофана.

Конфликт между родственниками прерывается вмешательством государственного чиновника, который наказывает Простакову за жестокое обращение с крестьянами и берёт под опеку её имение. Скотинин спешит вернуться в свою усадьбу, чтобы не стать следующей жертвой.

Краткое содержание сюжета

Действие комедии разворачивается в поместье Простаковых, точное месторасположение которого автором не указано. Описание жизни помещиков Фонвизин дает очень наглядно. Пересказ сюжета кратко:

краткое описание героя и цитаты

Стародум – один из главных героев комедии талантливого драматурга XVIII века Дениса Фонвизина. Этот персонаж стал для современников примером гуманности и символом просвещения. Его образ противопоставляется невежеству и жадности других героев пьесы «Недоросль». Характеристика Стародума – тема этой статьи.

Комедия

На театральной сцене пьеса была поставлена впервые в 1782 году. Но интересна она и современному зрителю. Одним из известнейших произведений в мировой драматургии является комедия «Недоросль». Характеристика Стародума – ключевая тема в общем художественном анализе пьесы Фонвизина. Но прежде чем приступить к изучению этого образа, следует сказать несколько слов об актуальности классицистического произведения, которое вызывает горячий отклик даже у представителей XXI века.

Значение имени

Последствиям бездуховной и праздной жизни посвящено произведение «Недоросль». Характеристика Стародума кратко изложена далее. Имя этого персонажа, как и других героев пьесы, несет смысловую нагрузку. Таковы нормы классицистической комедии. Стародум – человек, обладающий старым мировоззрением. В этом случае такой намек имеет положительный окрас. С помощью него автор указывает на стремление своего героя следовать принципам правления Петра I.

Прототипы Стародума

Обладая четким представлением о том, каким обязан быть честный человек, и каковы должны быть его поступки, Фонвизин создал образ Стародума. В нем сочетались лучшие нравственные качества, к которым стремились передовые и просвещенные люди второй половины восемнадцатого века. Но существовал ли живой пример-идеал среди современников автора?

Некоторые критики полагают, что прототипом этого персонажа является граф И. И. Панин – одна из самых передовых личностей того времени, принимавшая активное участие в проекте ограничения самодержавия. Этот человек был также наставником Павла I. Существует ли сходство этого человека с положительным героем комедии «Недоросль»? Характеристика Стародума указывает на черты, характерные и для другой, не менее известной общественной личности XVIII века. Существует мнение, что, вводя в свое произведения образ Стародума, автор ссылался на одну из крупнейших фигур Русского Просвещения – на Николая Новикова, журналиста, издателя и общественного деятеля. Так или иначе, характеристика Стародума из комедии «Недоросль» позволяет сказать, что персонаж этот являет собой олицетворение мудрости, доброты, честности и уважения к людям.

Роль в комедии

Стародум появляется в пьесе довольно поздно – в конце первого явления. Он не совершает активных действий. Его функция – установление справедливости. К моменту его появления конфликт в комедии уже обозначен. Его долг – избавить племянницу от глупой, но хитрой Простаковой. Эта героиня является собирательным образом худших представителей старого дворянства. Она абсолютно невежественна, чрезвычайно меркантильна. И в ней присутствуют такие качества, как трусость и склонность к тирании, которые, сочетаясь, превращают ее в гнусную и отвратительную даму.

Единственным ее положительным качеством является безграничная любовь к сыну, которая, впрочем, имеет такие чудовищные формы, что превращается, скорее, в жуткий порок. Образ этой героини и характеристика Стародума из комедии «Недоросль» в сравнении позволяют сделать вывод, что персонажи эти создают антитезу.

Мыслитель

Стародум не предпринимает активных действий. Его функция «избавителя» несколько ослаблена. Главную задачу выполняют Милон и Правдин. Однако дядя Софьи выступает в произведении в качестве своего рода мыслителя. Он высказывает политические взгляды, формулирует нравственную позицию. Своими речами он как будто дает читателю возможность понять, почему все-таки восторжествовала справедливость и наказано зло.

Одной из сложных тем в истории русской литературы является характеристика Стародума из комедии «Недоросль». С цитатами этого персонажа немного знакомы представители более старшего поколения. Для современных школьников это произведение (как и система образов в нем) – тема непростая. Для того чтобы освоить ее, необходимо иметь представление о социально-политической ситуации в России второй половины восемнадцатого века.

Сатира

Ограниченный и скудный духовный мир дворян высмеивали в жесткой форме и более поздние авторы. О праздности и невежестве представителей этого социального слоя говорили и Гоголь, и Салтыков-Щедрин. Одним из первых все же обличил в своем творчестве человеческое ничтожество и глупость русского дворянина Фонвизин — в произведении «Недоросль».

Характеристика «Стародума», однако, позволяет сделать вывод, что сатира на представителей этого класса не имеет общего характера. Автор высмеивает определенную категорию дворян. Стародум является сторонником петровской эпохи. Он и ему подобные не признают политики Екатерины II. Программа просвещения, которую она проводит, имеет, по его мнению, искаженную, неправильную форму. И главным ее недостатком является то, что императрица отошла от принципов, которые являлись основополагающими в управление Петра I. Политическую позицию драматурга можно понять, рассмотрев основные критерии, которыми располагает характеристика Стародума из комедии «Недоросль». С цитатами этого персонажа можно ознакомиться ниже. Именно эти высказывания и создают характерный художественный образ, заключающий в себе мировоззренческую позицию автора:

  • «Начинаются чины – перестает искренность. ..».
  • «Без души просвещенная умница – жалкая тварь».
  • «Лучше жизнь вести у себя дома, нежели в чужой передней».
  • «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».
  • «Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
  • «В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».
  • «Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно».

Душа или разум

Время, в которое была создана комедия, пронизано духом просвещения. Необходимость образования и правильной системы воспитания – вот идея комедии «Недоросль». Характеристика Стародума все же не сводится исключительно к таким качествам, как рассудительность и мудрость. Это также и доброта, и милосердие. Просвещенный человек может быть низким и мелким. А человек недостаточно образованный способен на чистые благородные поступки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *