Характеристика печорина по главам: Характеристика Печорина в романе Герой нашего времени кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Характеристика Печорина в главе “Бэла” – сочинение на тему

Печорин – яркий представитель своего времени. Не случайно автор называет произведение «Герой нашего времени», ведь именно на фоне общественного строя той эпохи показан характер и собирательный образ героя. Лермонтов говорит о том, что собрал в этом образе все негативные черты общества, но таких людей он реально встречал в своей жизни. Характеристика героя в главе «Бэла» раскрывает образ героя со стороны фактов, без его внутренних переживаний.

У нас появилась новая характеристика Печорина.

Знакомство читателя с героем

Читатель узнает о Печорине из рассказа Максима Максимыча. Штабс-капитан дает сухое описание фактов, хотя в целом относится к герою положительно. Он указывает на то, что Печорин был славным малым, только немного странным. Эта странность и неординарность – основная черта Печорина в восприятии других людей. А для Максима Максимыча, который привык жить по другим законам, другой жизнью, поступки Печорина и вовсе кажутся неоправданными и нелогичными.

Тем не менее, штабс-капитан успевает привязаться к герою, он принимает его со всеми недостатками даже не фоне непонимания и разницы во взглядах. Но Печорин не привык оправдывать надежды других людей, он холоден и циничен, не верит в дружбу и играет чувствами других людей.

В главе «Бэла» Печорин предстает перед читателем настоящим чудовищем, даже несмотря на хорошее отношение рассказчика к нему. Он испытывает чувство любви к черкешенке, но это чувство больше эгоистично, нежели жертвенно. Он не думает о чувствах девушке, заботясь только о себе. В итоге попытки сблизиться с девушкой приводят к ее страданиям и смерти.

Печорин в новой обстановке

Печорин, выросший в светском обществе, оказывается в непривычной для себя обстановке. На Кавказе все по-другому. Люди живут в гармонии с природой, ценят честность и искренность. В Печорине нет таких качеств, он скрытен и эгоистичен. Черты его характера выделяется на фоне горцев.

В первой главе Печорин вызывает смешанные чувства – это и отторжение и некоторая симпатия.

Такое отношение проглядывыается у Максима Максимыча, оно передается и читателю. Штабс-капитан относится к Бэле с добрыми, отеческими чувствами. От того ему особенно больно от смерти девушки. Но он все равно привязан к Печорину, ждет его возвращения.

Любовь к Бэле

В беседе с Максимом Максимычем Печорин отмечает, что и сам достоин жалости. Но так ли это? Печорин не достоин счастья, ведь он не умеет по-настоящему любить. Он испытывает настоящую симпатию к черкешенке, но сам же заявляет, что ему скучно. Все поступки Печорина направлены не на то, чтобы сделать девушку счастливой, а на то, чтобы удовлетворить свою прихоть. Ради сиюминутной забавы он похищает Бэлу, не задумываясь о чувствах девушки, о ее душевном состоянии. После смерти «возлюбленной» Печорин ведет себя очень странно. Он не показывает настоящих чувств, но жутковатый смешок говорит читателю об истеричности его состояния.

Так или иначе, Печорин не является героем, который заслуживает настоящего счастья. Отсутствие гармонии с собой, циничность, эгоизм, делаю его типичным представителем своего времени. Нам остается только гадать, время влияет на человека, или человек сам должен делать свой выбор. Но Лермонтов описал типичного представителя своей эпохи. Светская жизнь убивала в людях чувственность и доброту, и это является большой проблемой поколения. Тема произведения актуальна и сегодня. Важно оставаться человеком в любых обстоятельствах, а ценности, которые ценились на протяжении многих веков, должны оставаться присущи любому человеку. Но жестокое время делает из людей циников. Оставаться собой, быть честным и достойным человеком или же прогибаться под обстоятельства и время – осознанный выбор каждого.

Данная статья поможет написать сочинение «Характер Печорина в «Бэле».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Образ и характеристика Печорина из романа «Герой нашего времени» Лермонтова с цитатами

Григорий Печорин – главный персонаж романа. Уникальная личность, понять которую до конца не удалось никому. Такие герои встречаются в каждом времени. Любой читатель, сможет узнать в нем самого себя со всеми свойственными людям пороками и желанием изменить мир.

Образ и характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» помогут понять, что он за человек на самом деле. Как многолетнее влияние окружающего мира смогло наложить отпечаток на глубину характера, перевернув сложный внутренний мир главного героя.


Внешность Печорина

Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже за 30. Нравился женщинам.

«…был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»

Стройный. Великолепно сложен. Атлетического телосложения.

«…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…».

Блондин. Волосы слегка завивались. Темного цвета усы, брови. При встрече с ним все обращали внимание на глаза. Когда Печорин улыбался, взгляд карих глаз оставался холоден.

«…они не смеялись, когда он смеялся…»

Редко, кто мог, вынести его взгляд, слишком тяжел он был и неприятен для собеседника.

Нос слегка вздернут. Белоснежные зубы.

«…немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны…»

На лбу уже обозначились первые морщины. Походка Печорина вальяжная, слегка ленивая, небрежная. Руки, несмотря на крепкую фигуру, казались маленькими. Пальцы длинные, тонкие, свойственные аристократам.

Одевался Григорий с иголочки. Одежда дорогая, чистая, хорошо отутюженная. Приятный аромат парфюма. Сапоги вычищены до блеска.

Характер Григория

Внешний облик Григория полностью отражает внутреннее состояние души. Все, что он делает, проникнуто точной последовательностью шагов, холодной рассудительностью, через которые иногда пытаются прорваться эмоции и чувства. Бесстрашный и безрассудный, где-то слабый и беззащитный, словно ребенок. Он весь создан из сплошных противоречий.

Григорий пообещал себе, что никогда не покажет настоящее лицо, запретив проявлять любые чувства к кому-либо. Он разочаровался в людях. Когда он был настоящим, без лукавства и притворства, они не смогли понять глубину его души, обвиняя в несуществующих пороках и предъявляя претензии.

«…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…»

Печорин постоянно в поиске себя. Мечется, ища смысл жизни, и не находит. Богат и образован. Дворянин по происхождению, он привык крутиться в высшем обществе, но ему такая жизнь не по душе. Григорий считал ее пустой и никчемной. Хороший знаток женской психологии. Мог вычислить каждую и понять с первых минут разговора, что она собой представляет. Вымотанный и опустошенный светской жизнью, он пытался углубиться в науку, но вскоре понял, что сила не в знании, а в ловкости и удаче.

Скука разъедала мужчину. Печорин надеялся, что на войне тоска уйдет, но ошибался. Кавказская война принесла очередное разочарование. Невостребованность в жизни привела Печорина к поступкам, не поддающимся объяснению и логике.


Печорин и любовь

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов на все, но быть вместе, им не суждено. Вера замужняя женщина.

Те редкие встречи, что они могли себе позволить слишком компрометировали их в глазах окружающих. Женщина вынуждена была уехать из города. Догнать любимую не удалось. Он лишь вусмерть загнал коня в попытке остановить и вернуть ее.

Других женщин Печорин не воспринимал всерьез. Они лекарство от скуки, не более. Пешки в игре, где правила устанавливал он. Скучные и неинтересные создания нагнетали на него еще большее уныние.

Отношение к смерти

Печорин твердо уверен, что все в жизни предопределено. Но это не значит, что нужно сидеть и ждать смерти. Надо идти вперед, а она сама найдет того, кто ей нужен.

«…мне нравится сомневаться во всем. Я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться – и смерть не обойдешь!..»

Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

Краткое содержание

Анализ главы «Бэла»

Анализ главы «Максим Максимыч»

Анализ главы «Тамань»

Анализ главы «Княжна Мэри»

Анализ главы «Фаталист»

Статья Белинского о романе (кратко)

Цитаты из романа

История создания

В чем противоречивость характера Печорина?

Образ и характеристика Печорина

Образ и характеристика Максима Максимыча

Образ и характеристика Грушницкого

Образ и характеристика Веры

Образ и характеристика Бэлы

Сравнительная характеристика Печорина и Вернера

Отношения Печорина и Бэлы

Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Взаимоотношения Печорина и Мэри

Женские образы в романе

[Пример эссе], 1348 слов GradesFixer

Роман Герой нашего времени — русский роман о жизни солдата Печорина, служившего на Кавказе, написанный Михаилом Лермонтовым и переведенный в одной из самых известных его версий. Владимира и Дмитрия Набоковых. На протяжении всего романа различные точки зрения Лермонтова, нехронологическое течение глав и исключение деталей доказывают, что видимость может скрыть истинную природу человека. несколько рассказчиков Лермонтова; безымянный путешественник, Максим Максимыч и, наконец, сам Печорин представляют Печорина по-разному, поэтому неясно, представляет ли кто-либо из них истинную природу Печорина. Лермонтовский порядок глав в романе, а не хронологически точный порядок рассказов, раскрывает характер Печорина в разные периоды его жизни, делая неоднозначными причины его изменений в характере. Наконец, лермонтовское исключение деталей в ключевых частях романа невольно затемняет истинную природу Печорина.

Множественные рассказчики Лермонтова на протяжении всего романа постоянно дистанцируются от Печорина, и поэтому их описания Печорина маскируют его истинную природу. Максимыч описывает Печорина безымянному путешественнику как «…немножко странный… должно быть, тоже был богатый малый…» (Лермонтов 23). Максимыч, персонаж, который кажется близким другом Печорина, характеризуется Лермонтовым как не замечающий многих странных характеристик и происхождения Печорина, несмотря на частые и продолжительные взаимодействия Максимыча с Печориным на Кавказе, что видно по кажущемуся богатству Печорина, что Лермонтов изображает Максима совершенно не замечающим, прежде чем рассказывать о своих событиях с Печориным. Поэтому Лермонтов использует это ограниченное понимание, чтобы подчеркнуть тот факт, что Максим недостаточно хорошо знал Печорина из их частых взаимодействий, тем самым давая неверное представление о характере Печорина. К тому же, когда Печорин начал холодно относиться к Бэле, Максим просто подумал: «…без сомнения, они, должно быть, поссорились…», несмотря на значительные проблемы, которые были у Печорина в то время (Лермонтов 44). Лермонтов изображает Максима настолько невежественным в отношении Печорина, что, когда Печорин начал претерпевать серьезные изменения в своем отношении к тем, кого он прежде любил, например к Бэле, Максим воспринял это как простую «размолвку», которая обычно означает довольно мелкий вопрос или проблему.

Однако Лермонтов скорее показывает проблему Печорина с Бэлой гораздо глубже, чем она казалась, поскольку Печорин считает его «…причиной несчастья для других…» и что «[у него] ненасытное сердце» (Лермонтов 47). Лермонтов действительно доказывает, что проблема Печорина была не из простых, а Максим воспринял ее как проблему из-за своих ограниченных знаний и взглядов на Печорина. Таким образом, словесный выбор Лермонтова и неверная точка зрения Максима помогают показать невежество других персонажей в оценке истинной натуры Печорина, скрывая тем самым его истинную природу. Наконец, в главе «Максим Максимыч», когда Максим грустит по поводу холодного обращения с ним Печорина, рассказчик подумал: «…только потому, что Печорин… протянул руку, а Максим Максимыч хотел броситься Печорину на шею» (Лермонтов 66). . Таким образом, Лермонтов изображает безымянного путешественника совершенно незнакомым с истинными проблемами Печорина, несмотря на рассказы Максима о Печорине. Лермонтов использует это невежество рассказчиков для того, чтобы показать, что истинная природа Печорина была неизвестна героям печоринских явлений.

Лермонтов также использовал нехронологический порядок глав в книге, чтобы подчеркнуть мысль о том, что видимость затемняет истинную природу человека. В рассказе «Бэла», когда Максимыч стал видеть, как Печорин отдалялся от Бэлы, Максимыч почувствовал, что это оттого, что они «… должно быть, поссорились» (Лермонтов 44). Лермонтов ставит историю «Бэлы» на первое место, хотя хронологически она предпоследняя, ​​просто для того, чтобы создать неопределенность того, что хронологически произошло с Печориным до событий «Бэлы». Сделав это переключение в хронологическом порядке событий, он показывает, что неточные представления Максима о характере Печорина происходят просто из-за отсутствия контекста, который впоследствии достигается такими событиями, как любовные отношения Печорина с княжной Марьей и Верой в истории «Принцесса Мария». Эти события, раскрытые позже в романе Лермонтова, хронологически происходившие до этой главы, помогли бы объяснить истинную природу Печорина, но вне этого контекста появление одного лишь Печорина только отвлекает от истинной природы Печорина.

Таким образом, Лермонтов использует нехронологический порядок рассказов в романе, чтобы показать, что видимость может скрывать истинную природу Печорина. Другим примером нехронологической структуры романа, затемняющей истинную природу Печорина, является рассказ «Максим Максимыч», когда Печорин стал холодно относиться к Максиму Максимычу, говоря ему, что он «…надо проститься… [он] в спеши…» (Лермонтов 63). Хотя характеристика Печорина, данная Лермонтовым, может быть интерпретирована как результат взаимодействия Печорина с Бэлой в предыдущем рассказе, эти реакции Печорина в основном явились результатом его взаимодействия с княжной Марьей и Верой в рассказе «Княжна Марья», которые хронологически перед рассказом «Максим Максимыч». Это отсутствие контекста создает впечатление, что истинная природа Печорина раскрывается Лермонтовым, но, будучи раскрытой ему, Лермонтов только доказывает, что появления Печорина прежде приводили лишь к неверному истолкованию его истинной природы. Таким образом, Лермонтов использует нехронологический порядок рассказов, чтобы доказать, что видимость обманчива и не может быть использована для точного определения истинной природы человека.

Наконец, Лермонтов использует исключение подробностей рассказчиком, чтобы показать, что видимость может скрыть истинную природу человека. Когда Максим и Печорин были у Бэлы, когда она медленно умирала, Максим не «… ни одной слезинки не заметил на ресницах [Печорина]: то ли он в самом деле не мог плакать, то ли сдерживал себя, не знаю» (Лермонтов 52). Лермонтов использует ограниченный взгляд рассказчика, чтобы сделать некоторые детали неизвестными, например, невежество Максима в отношении Печорина. Это невнимание к деталям и невежество в целом просто свидетельствует о том, что взгляд Максима на характер Печорина неверен. Таким образом, отсутствие у Лермонтова подробностей во внешности Печорина затемняет истинную природу Печорина. Кроме того, позднее, когда Бэла был близок к смерти, Максимыч «…закрыл [свои] глаза [своими] руками и стал молиться» (Лермонтов 53). Лермонтов показывает через эти моменты временного неведения, что рассказчик Максимыч иногда находится в неведении того, что происходит вокруг него, как в этот момент, когда он закрыл на некоторое время глаза.

Кроме того, когда Казбич навещает Максима и Белу в их доме, Максим просил Белу «взглянуть… [у нее] молодые глаза» (Лермонтов 46). Лермонтов иногда изображает Максима не обращающим внимания на детали, например, на это его плохое видение, которое могло привести к несовершенству внешности. Лермонтов использует это тонкое незнание деталей, чтобы доказать, что сами по себе явления не могут точно передать истинную природу человека. Таким образом, Лермонтову удается через роман доказать, что видимость может скрывать истинную природу человека, увиденную через множественность точек зрения, нехронологическую структуру глав романа и исключение деталей в ключевых событиях. Что, однако, на самом деле доказывает, так это то, что ни один характер никогда полностью не известен и не раскрывается, даже к концу романа, и что некоторые характеристики просто никогда не раскрываются.

В случае с Герой нашего времени характер Печорина к концу романа до конца не понятен никому, даже читателю, просто потому, что все его образы, нарисованные Лермонтовым, могут искажать его истинную природу. В самом деле, ближе к концу «Княгини Марьи», когда у Печорина умирает лошадь, он говорит: «Что мне еще нужно было? Видеть ее?..» (Лермонтов 158). Лермонтов доказывает нам, что когда даже Печорин порой не вполне понимает его натуры, то и другой никак не может сделать то же самое. Кроме того, хотя внешность может скрывать истинную природу человека, в конечном итоге она раскрывает больше о тех, кто делал предположения, например, о рассказчиках, которые делают определенные предположения о Печорине на основании того, что они о нем видят. Следовательно, хотя внешний вид может ввести в заблуждение при оценке истинной природы человека, он может быть весьма полезен при анализе мотивов и мнений тех, кто делает вывод о характере по этому внешнему виду.

Герой нашего времени Лермонтова (часть II)

Герой нашего времени имеет довольно сложную структуру. Роман действительно представляет собой серию из 5 рассказов: Бела , Максим Максимыч , Тамань , Княжна Марья и Фаталист . (Очень короткий раздел, Предисловие к журналу Печорина , помещен между двумя рассказами Максим Максимыч и Тамань .) В своем переводе Набоков подробно описывает последовательность этих рассказов и размещает в хронологическом порядке истории Тамань , Княжна Марья , Фаталист , Бела и Максим Максимыч . Структура романа (порядок рассказов) — довольно важный вопрос, поскольку лермонтовская последовательность представляет Печорина несколько иначе, чем если бы мы читали, скажем, рассказы в хронологическом порядке. Еще одним интересным фактором в структуре романа является то, что в нем есть ряд рассказчиков. Первый рассказчик — безымянный путешественник, встречающий на Южном Кавказе солдата Максима Максимыча. Максимыч развлекает путника рассказом Бела  и именно в этой истории представлен персонаж Печорина. Таким образом, мы впервые видим Печорина глазами Максима, а Максим, как выясняется, скорее восхищается Печориным.

Максим Максимыч и путешественник снова встречаются во второй главе, Максим Максимыч , и в этот момент эти два персонажа также встречаются с Печориным. Стремление путешественника встретиться с Печориным сочетается с нашим собственным интересом к персонажу, которого мы видели до сих пор лишь издалека. Но встреча Максима и Печорина, как она есть, разочаровывает старшего солдата. Печорин ненадолго появляется и отбрасывает свои тетради, прежде чем отправиться за новыми приключениями. Путешественник берет тетради и последние три главы или истории из Герой Наше время это разделы из журналов Печорина.

Построив роман таким образом, мы видим Печорина сначала глазами Максима Максимыча, закаленного кадрового солдата средних лет, который гордится тем, что служил под командованием легендарного генерала Ермолова и чтит память молодого офицера Печорина. Максим описывает Печорина путешественнику как уважительного и немного изнеженного человека, который жалуется на холод, но остается смелым и бесстрашным во время охоты на кабана. Максимыч решает, что Печорину « маленький странный », но к моменту окончания сказки Бела Печорин кажется более чем немного странным. Обращение Печорина с Бэлой подчеркивает характерные черты Печорина — эгоизм, скуку и то, как он рассматривает других людей как объекты для своего развлечения.

Второй рассказ, Максим Максимыч , непосредственно вводит Печорина в картину, и этот рассказ дает еще один взгляд на Печорина. Здесь его воспринимают очень несимпатично. Черствый к терпеливому Максиму, жалким жестам дружбы, плоти и крови Печорин легкомыслен, холоден и самовластен. Неспособность оправдать ожидания, созданные в Бэла,  понятно, что отношения Максима и Печорина имели значение только для старшего солдата .

Но к третьему рассказу, Княжна Марья , рассказанному Печориным по брошенным тетрадям, мы видим еще один взгляд на Печорина. Слои его сложной личности отслаиваются через интроспективный фокус блокнотов. Теперь Печорин в своем собственном голосе кажется более чем холодным, более чем странным — он глубоко обеспокоен, крайне деструктивен и к тому же саморазрушителен. Вот Печорин и едет на бал в Пятигорск:

«Неужели, — подумал я, — моя единственная функция на земле — рушить чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба всегда как бы заносит меня в развязку чужих драм, как будто никто не может ни умереть, ни отчаяться без меня! я незаменимая фигура в пятом акте; невольно я играю жалкую роль палача или предателя. Какова может быть цель судьбы в этом? Не было ли оно предназначено мне стать автором буржуазных трагедий и семейных романов или сотрудником какого-нибудь поставщика рассказов для «Библиотеки для чтения»? Откуда знать? Многие ли люди в начале жизни думают окончить ее Александром Македонским или лордом Байроном, а вместо этого сохранить на все время своего существования чин титулярного советника?»

Каждая такая знаковая деталь, как ловелас, Печорин, герой или антигерой лермонтовского романа, должна быть одним из самых увлекательных произведений литературы. В каждой истории Печорин оставляет за собой разрушение , но он не только разрушительный, но и загрязняющий. Он по прихоти похищает черкешенку, и побочный эффект этого действия приводит к убийству. Он бездумно гонит свою лошадь до смерти, разбрасывает группу контрабандистов до нищеты или еще хуже, а его удовольствие от манипулирования человеческим поведением заканчивается бессмысленной, бессмысленной смертью другого человека. Кому полезно знать Печорина? И это подводит меня к тому, что безумно, плохо и опасно знать ”идея.

Печорин — совершенный байронический герой (а Байрон упоминается в романе несколько раз), но, по мнению критиков, он также соответствует критериям Лишнего человека — типа архетипического персонажа, выявленного в русской литературе. Честно говоря, у меня с этим проблемы.

Тургенев мастер создания возвышенных образцов Лишнего человека. Рассмотрим Лаврецкого …  в Дом Дворянский  Лаврецкий – неэффективный человек, который везде кажется неуместным. Мир ничуть не изменился бы, если бы Лаврецкого не осталось с планеты. Лаврецкому просто все равно — ни жене, ни друзьям, ни соседям, ни даже своим крепостным, если уж на то пошло. Потом Гончаров Обломов — человек настолько инертный, что счастлив провести свою жизнь в халате.

Общие характеристики Байронического героя и Лишнего человека не обязательно исключают друг друга (например, мужчины, не вписывающиеся в общество), но в то же время трудно представить персонажа, охватывающего обе категории. Если в Лаврецком или Обломове нельзя видеть ничего, кроме Лишних Людей, то Печорин кажется совершенно другой породой. Он разрушительная сила, и все, к кому он прикасается, так или иначе страдают от отношений. Деструктивное и неэффективное поведение являются взаимоисключающими , поэтому я считаю Печорина байроническим героем, а не Лишним человеком. Вот Печорин в ночь перед дуэлью, когда он размышляет о возможности смерти:

Если я умру, я умру! Утрата для мира будет невелика, да и мне самому достаточно скучно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *