Сочинение по повести «Невский проспект» (Невский проспект Гоголь)
Невский проспект
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
8 сочинений
Главные герои
И их характеристика
Сочинение
В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».
Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.
Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой половины XIX века.
Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все .отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности».
Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гоголевское понимание самой сущности Петербурга.«Петербургские повести» — термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и созданы в Петербурге. Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.
Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных башмачках».
В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность — основная черта этой улицы:
«Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках»; мужиками «в сапогах, запачканных известью»,толкующими о семи грошах меди»; лакеями, «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…»
Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.
Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.
Другие сочинения по этому произведению
Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект» и «Портрет».Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»Петербург в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»Анализ повести «Невский проспект»Пошлое и трагическое лицо Петербурга в повести Николая Гоголя «Невский проспект»Трагическое лицо Петербурга в повести «Невский проспект»О рассказчике в повести «Невский проспект»
«Ах, Невский.
..всемогущий Невский!..»Все обман, все мечта, все не то, чем
кажется…
Я. В. Гоголь
В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика».
Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой половины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.
Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все .отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гоголевское понимание самой сущности Петербурга.
«Петербургские повести» — термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести задуманы и созданы в Петербурге. Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.
Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных башмачках».
В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность — основная черта этой улицы: «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках»; мужиками «в сапогах, запачканных известью», «толкующими о семи грошах меди»; лакеями, «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…»
Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.
Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия.
Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым, — это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности показанной в «Невском проспекте» картины жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.
У художника Пискарева есть идеал: красота. Он страстно влюблен в красоту. Мечтатель, романтик, потрясенный внешностью девушки, он создал в своем воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в душе художника противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей «отвратительного притона».
В сне Пискарева Гоголь вернулся к образу привилегированного Петербурга, сюжет повести на том и строится, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется».
Если Пискарез как мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, напротив, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.
Обе эти истории можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями?
Внешнее сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каждый из них понимал по-своему. Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской, оправдав тем самым свою фамилию, а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в итоге кончает самоубийством. Вот мнение В. Г. Белинского: «Пискарев и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований!» Один из них в могиле. Другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. «Да, господа, скучно на этом свете!..» — делает вывод Белинский. Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимое — поручика Пирогова и художника Пискарева. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» — не раз восклицает Гоголь в этой повести.
В финале автор вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и даже к человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом неоднозначным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью:«…все не то, чем кажется».
Вспомним слова В. Г. Белинского: «Отличительный характер повестей Н. В. Гоголя — простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике:» Гоголь — поэт, гражданин жизни действительной…»
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Н. Гоголя, «Невский проспект». Анализ произведения
Многие писатели, творившие в XIX веке, обращались в своем творчестве к теме Петербурга. Николай Васильевич Гоголь и его Невский проспект не исключение. Анализ этого рассказа – это, прежде всего, изучение образа этого города и того, каким он предстает перед нами в произведении. Петербург — поистине удивительный город, ведь он был построен вопреки всем законам природы за чрезвычайно короткий срок и по воле всего одного человека. На протяжении веков он был символом борьбы контрастов: бедности и достатка, красоты и уродства – все эти крайности каким-то непостижимым образом ужились здесь.
Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя
Самые выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе они завоевали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т. д. Однако здесь они столкнулись лицом к лицу с нуждой и унижением. Город словно засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости. Центром и местом встречи этих, казалось бы, несовместимых понятий стала главная улица города — тот же Невский проспект.
Анализ повести Н. Гоголя обязательно уделяет большое внимание именно образу самого города, который как бы наделен собственной душой. Это не просто столица, это не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой. Петербург в представлении автора – это некий оживший великан со своим неповторимым лицом, нравом, капризами и повадками.
Ежедневно по Невскому проспекту проходят сотни людей. А еще у них самые разнообразные характеры. Гоголь отдельно подчеркивает, что, несмотря на то, что в любое время суток на проспекте можно встретить огромное скопление людей, между ними нет ощущения единства, какой-то общности. Единственное, что их всех объединяет, это место встречи. Описывая улицу, автор говорит, что она создает ощущение, будто демон весь мир рассыпал на множество мельчайших осколков и «спутал, без смысла, воедино».
Сходство судеб и противоречивость характеров Пирогова и Пискарева
Однако, как мы повествуем, в роман «Невский проспект», анализ которого мы проводим, входят целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание . Первый — лейтенант Пирогов, а второй — Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще». Пирогова Известные законы современного мира. Он знает, что жизнь в великолепном городе во многом похожа на игру в рулетку. Но тот, кто готов постоянно рисковать ради исполнения самых сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет его покорить.
Лейтенант, следуя своим убеждениям, идет на риск. В своей утрате он не видит ничего необычного или трагического и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с овладевшими им «гневом и негодованием».
Второй герой — Пискарев, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается вести себя как его друг. Он тоже терпит неудачу. Но для него, почувствовавшего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, долго носивший в сердце искры, всегда ждавшие своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух столь же внешне разных, но разных по сути историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого все происходящее — игра, особо ничего не теряет. Для Пискарева это жизнь. Человек, тонко чувствующий мир, не способен мгновенно стать грубым и чопорным, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.
Что он хотел показать, завершив Невский проспект, Гоголь? Анализ этой повести представляет собой анализ параллельного повествования о двух персонажах, противоположных друг другу по характеру и мироощущению. Читателю такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается лейтенант Пирогов, противопоставляется трагической судьбе бедолаги Пискарева. Точно так же атмосфера комической пошлости, характерная для Невского утра, сочетается с трагической вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.
Заключение
Крошечное пламя, которое танцует перед глазами, манит к себе и завлекает в опасные сети, — таким стремится представить Невский проспект автор. Анализ рассказа заставляет задуматься над глубоко философскими вопросами. Для художника Пискарева встреча с Невским и его жителями становится роковой, она буквально опустошает его душу. В его глазах красота мира обращается в ничто, а сама по себе возникает вопрос: «Если все это фантомный мираж, то что же в таком случае вообще реально?» И автор дает ответ — реальным остается сам Невский проспект, в котором вечная загадка сочетается с вечным Обманом.
Пример бесплатного сочинения «Петербургские сказки» Гоголя
Сравните «Шинель» Николая Гоголя с другими петербургскими сказками. Петербургские рассказы Николая Гоголя интерпретировались как рассказы о социальной несправедливости, городской и человеческой изоляции, психологические исследования, истории любви, моралистические басни и социальная сатира. В соответствии с наметившимися тенденциями «натуралистического» письма рассказы повествуют о сравнительно низших слоях петербургской бюрократии — обывателях. В этом эссе «Шинель» будет сравниваться с «Дневником сумасшедшего» и «Носом» и рассмотрено, как каждый из главных героев гоголевских повестей выживает в, казалось бы, неестественном и выдуманном мире Санкт-Петербурга.0003
Не используйте плагиат. Получите свое сочинение на тему
«Петербургские повести Гоголя»
НОВИНКА! умное совпадение с писателем
Петербург. Главный герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин так глубоко погружается в свою мизерную работу по переписыванию документов, что эта работа почти заменяет реальную реальность, в которой он обитает. люди вокруг него или мусор, выбрасываемый из окон на него, он не видит ничего, кроме строки красивых слов, которые нужно скопировать.
Позже он делает то же самое, когда зацикливается на пальто, которое он сшил, чтобы защитить себя от суровой русской зимы. Эта потребность маскироваться и оградиться от холодной суровости современного общества — идея, которая проходит через все три рассказа и, кажется, занимала самого Гоголя. Это был скрытный человек, о котором очень мало известно, говорил он сам в своих письмах: «Но как можно судить о скрытном человеке, в котором все внутри, чей характер еще даже не оформился, но который еще воспитывает себя в своей душа и чье каждое движение производит только непонимание? Как можно делать выводы о таком человеке, основываясь на нескольких чертах, которые невольно бросаются в глаза? Не будет ли это то же самое, что заключать о книге по нескольким вырванным из нее предложениям — тоже не по порядку, а из разных мест.
» Гоголя интересовало, как о характере и достоинстве человека судят другие, характеры в «Петербургских повестях» все определяются, как самими собой, так и другими, по своим комически ничтожным профессиям, Акакий Акакиевич переписывал страницы и Поприщин в «Дневнике сумасшедшего» занимался заточкой карандашей.
Эти персонажи определяются ролью, которую они выполняют как часть бюрократии, а не какой-либо индивидуальной идентичностью. Гоголь рисует картину общества, в котором ценятся самые поверхностные стороны человека, идея, которая достигает комической высоты в «Носе», когда нелепый и тщеславный главный герой майор Ковалев теряет что-то, что не служит никакой великой цели, кроме нормализации внешности – носа. Эскапизм необходим гоголевским героям. Каждый из главных героев чувствует себя наиболее счастливым, когда он оторван от реальности, когда между ними и неизбежным однообразием их низменной жизни есть какая-то розовая, мнимая изоляция. Описывается, как Акакий Акакиевич получал несоразмерное количество радости от своей работы, переписывая документы, улыбаясь про себя, копируя письма, которые ему особенно нравились, идя домой и переписывая просто для удовольствия, и «когда все стремятся отвлечься», ложась спать, «улыбаясь мысли грядущего дня».
Акакий вкладывает всю свою веру, любовь и страсть во что-то произвольное и в конечном счете бессмысленное в качестве механизма выживания, иначе как бы он выжил в своей жалкой жизни? К такому же отрыву от реального мира приводит и главного героя «Записок сумасшедшего» Попришкина, поскольку его низкое и социально-неподвижное положение титулярного советника становится невыносимым. Он теряет рассудок, но, возможно, приобретает нечто более ценное; уверенность и социальная мобильность. Создавая для себя мир, в котором он больше не является одним из многих низкооплачиваемых государственных служащих среднего возраста, а королем Испании, он освобождается от своих удушающих связей с общественными нормами, он больше не верит в неотъемлемое превосходство тех, кто более высокий социальный статус, он даже имеет наглость называть своего работодателя «обыкновенным гвоздем, простым гвоздем, не более того». Такой, какой используется в дверях». Точно так же и Ковалев обманывает себя, чтобы придать своей жизни ощущение важности и значимости.
Он присваивает себе звание «Майор» и расхаживает по Невскому проспекту, встречаясь со всеми глазами и воображая внимание проходящих мимо дам. Ключевое отличие копинг-механизма Акакия от методов Попришкина и Кобалева состоит в том, что мир Акакия не повышает его социальный статус. Его крайне интровертное поведение не нарушает статус-кво. Возможно, именно их одержимость классом и то, как они кажутся другим, вызывают все раздоры как у Ковалева, так и у Попришкина. Напротив, Акакий просто хочет, чтобы его оставили в покое, ему все равно, что люди часто видят его с мелочью или сеном, прилипшим к спине его плаща, это делает Акакия более симпатичным, симпатичным персонажем, он совершенно безобиден и невинен — идеальная жертва. Это единственный рассказ, в котором Гоголь позволяет нам полностью сочувствовать персонажу. Есть
действительно моменты в «Записках сумасшедшего», которые могли бы и должны вызвать у читателя симпатию к Попришкину, но Гоголь всегда подрывает эти моменты шутливым или нелепым комментарием.
В «Шинели», однако, тон повествования меняется от душераздирающе-грустного к смешному и беззаботному, а затем обратно на пространстве страницы – Гоголь проявляет свой талант вызывать сочувствие и эмоции у читателя и свой комедийный дар. бок о бок. Не только персонажи стремятся прикрыться и скрыть правду от читателя; недостаток достоверности сочетается с бессмыслицей, пронизывающей все три повествования, которая упорно отказывается иметь смысл. «Шинель» вводит нас в это сразу, она начинается с отступления «В отделе — а об отделе лучше не упоминать». Рассказчик продолжает в том же духе, используя разговорный, недостоверный тон, часто забывая факты или теряя их место в повествовании.
Нарочитая неуловимость Гоголя подрывает представление о всеведущем авторском голосе рассказчика и вносит в повествование подозрительность и путаницу. Подобный повествовательный голос использует Гоголь в «Носе». Рассказчик «Носа» так же неосведомлен и забывчив и не пытается объяснить причину всех странных событий в истории. Вещи в этих рассказах часто могут просто исчезнуть в облачке дыма, Гоголь увеличивает путаницу и неуловимость, используя множество образов тумана и дыма, он как волшебник, скрывающий свои намерения, сохраняющий себя в безопасности за облаком дыма. ерунда и туман путаницы.
В петербургских повестях Гоголя фигурирует много разных типов персонажей, но пронизывает их и объединяет чувство повышенного самосознания, потребность оградить себя от сбивающего с толку, холодного сурового мира. Лучше всего выразился сам Гоголь в другом петербургском рассказе — «Невский проспект» «Казалось, будто какой-то демон раскрошил мир на куски и смешал все эти куски без разбора»
Библиография
Гоголь, Николай Мейер, Присцилла Дневник сумасшедшего и другие рассказы — SIGNET CLASSICS, январь 2005 г., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк / США. Один из старейших случаев шизофрении в «Дневнике сумасшедшего» Гоголя. Эрик Левин АльтшулерBMJ: British Medical Journal, Vol. 323, № 7327 (22 — 29 дек., 2001), стр. 1475-1477 Опубликовано: BMJ Publishing Group
Стабильный URL статьи: http://www.jstor.org/stable/25468632 Сокрытие себя: литературное пространство гоголевской «Шинели» Чарльз К. Бернхеймер – ПМЛА, Том. 90, № 1 (январь 1975 г.), стр. 53–61. Опубликовано: Ассоциация современного языка. Стабильный URL статьи: http://www.jstor.org/stable/461347. Смех Гоголя. Русское обозрение, Том. 30, № 4 (октябрь 1971 г.), стр. 373–384. Опубликовано: Wiley от имени редакции и попечительского совета Русского обозрения.