Характеристика Молчалина в комедии Горе от ума кратко, образ Алексея Степановича с цитатами героя для сочинения в таблице
Молчалин — один из главных героев комедии в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума». В силу своего смиренного, услужливого характера и бедности он во всём поддерживает взгляды «фамусовского» общества. На протяжении трёх лет безропотно сносит тяжёлый характер своего начальника Фамусова и притворяется влюблённым в его дочь Софью. Характеристика Молчалина необходима для более полного понимания идеи комедии: старосветское высшее общество душит всё новое, прогрессивное и не дает ему развиваться.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Полное имя — Алексей Степанович Молчалин.
Возраст — не указано, молодой человек.
Род занятий — личный секретарь, носит чин коллежского асессора.
Семья — указан лишь безымянный отец.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из бедного семейства из Твери.
Воспитание — воспитан отцом, который учил его всем и во всём угождать.
Образование — не указано, однако является грамотным, образованным человеком, способным работать с документами.
Внешность — не указано.
Характер — молчаливый, усердный, услужливый, лицемерный.
Положительные черты — скромность, вежливость, уравновешенность, способности к службе.
Отрицательные черты — угодливость, чинопочитание, раболепие, двуличность, отсутствие собственного мнения.
Произведение — «Горе от ума».
Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Молчалина основывается на его зависимом положении.
«…ты здесь, сударь, к чему?
Источник: Действие I, явление 4
Безродного пригрел и ввел в мое семейство».
«В Москву переведен через мое содейство;
Источник: Действие I, явление 4
И будь не я, коптел бы ты в Твери».
Он работает секретарём у Павла Афанасьевича Фамусова. На этой должности он находится уже три года. Благодаря Фамусову получает чин коллежского асессора.
«Дал чин асессора и взял в секретари».
Источник: Действие I, явление 4
«При батюшке три года служит».
Фамусов является благодетелем Молчалина, которого он не только обеспечил работой, но и поселил в собственном доме.
«Который кормит и поит,
Источник: Лиза о Фамусове, Действие IV, явление 12
А иногда и чином подарит?»
«Он в доме здесь живёт…»
Источник: Софья, Действие I, явление 4
Полное имя героя — Алексей Степанович Молчалин.
«….Алексей Степанович Молчалин…»
Источник: цитата из списка действующих лиц
Молчалин помогает Фамусову разбираться с документами, бумагами.
«Фамусов (Молчалину)
Идем бумаги разбирать.
Молчалин
Я только нес их для докладу,
Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,
Противуречья есть, и многое не дельно».
Портретная характеристика Молчалина заключается в том, что он — человек бедный, без гроша за душой, облагодетельствованный Фамусовым, так как имеет способности в работе с бумагами.
«Тот нищий…»
Источник: Действие I, явление 10
«Безродного пригрел и ввел в моё семейство…»
Источник: Действие I, явление 4
Черты характера и поступки
Молчалин — скромный молодой человек, который знает своё место в обществе.
«По крайней мере не надутый».
Источник: Действие I, явление 7
«…уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…»
«Услужлив, скромненький…»
Источник: Действие III, явление 3
«Взманили почести и знатность?
Источник: Действие III, явление 3
Молчалин
Нет-с, свой талант у всех…»
Молчалин — человек молчаливый, умеющий подстраиваться под других, именно благодаря этой особенности он может далеко пойти вперёд.
«Еще ли не сломил безмолвия печати?
Источник: Действие I, явление 7
…А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».
«Молчит, когда его бранят!»
Источник: Действие III, явление 1
Сам Молчалин считает, что обладает двумя главными талантами: умеренностью и аккуратностью.
«…свой талант у всех…Источник: Действие III, явление 3
Чацкий
У вас?
Молчалин
Два-с: Умеренность и аккуратность».
Молчалин обладает деловой хваткой, которую ценит Фамусов.
«Один Молчалин мне не свой,
Источник: Действие II, явление 5
И то затем, что деловой».
Молчалин не блещет острым умом и ораторскими способностями.
«Конечно нет в нём этого ума,
Источник: Действие III, явление 1
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
«Ума в нём только мало…»
Источник: Действие III, явление 3
«…и не богат словами…»
Источник: Действие III, явление 3
Молчалин не имеет собственного мнения. Он уверен, что это право принадлежит лишь людям с положением в обществе.
«Молчалин
Источник: Действие III, явление 3
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Чацкий
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
Молчалин
Ведь надобно ж зависеть от других
Чацкий
Зачем же надобно?
Молчалин
В чинах мы небольших».
Молчалин — плохой ездок. При попытке сесть на лошадь он падает на землю и получает травму.
«Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя,
Источник: Действие II, явление 7
А лошадь на дыбы,
Он об землю и прямо в темя.
Скалозуб
Поводья затянул, ну, жалкий же ездок».
Молчалин — труслив и злых сплетен боится более всего на свете. Пересуды смогут поставить крест на его карьере.
«Молчалин
Источник: Действие II, явление 11
Не повредила бы нам откровенность эта.
София
Неужто на дуэль вас вызвать захотят?
Молчалин
Ах! злые языки страшнее пистолета».
«А милый, для кого забыт
Источник: Действие IV, явление 13
И прежний друг, и женский страх и стыд, —
За двери прячется, боится быть в ответе».
Молчалин обладает спокойным, неконфликтным характером, и умеет скрывать, что у него творится в душе.
«Конечно, смирен, все такие не резвы;
Источник: Действие III, явление 1
Бог знает, в нём какая тайна скрыта…»
Молчалин обладает дружелюбным нравом и своим спокойным, ненавязчивым поведением способен даже укрощать гнев Фамусова.
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».
Источник: Действие III, явление 1
«При батюшке три года служит,
Источник: Действие III, явление 1
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит…»
Молчалин — очень угодлив и, вместо того чтобы на балах веселиться со своими сверстниками, он всё время проводит с высокопоставленными стариками, развлекая их игрой в карты.
«И, между прочим,
Источник: Действие III, явление 1
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет…»
«Не худо, чтоб при них услужник знаменитый
Источник: Действие III, явление 13
Тут был, как громовой отвод.
Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит !
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!»
Жизнь Молчалина весьма скучна и сводится лишь к работе с бумагами и игре в карты со стариками.
«А прежде как живали?
Источник: Действие III, явление 3
Молчалин
День за день, нынче, как вчера.
Чацкий
К перу от карт? и к картам от пера?..»
Усердный труд Молчалина не остаётся не замеченным начальством, и он получает награды.
«По мере я трудов и сил,
Источник: Действие III, явление 3
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил…»
Молчалин только притворяется, что любит Софью Фамусову, и ведёт себя с ней почтительно, не как влюблённый. Их ночные свидания вызывают у служанки Лизы лишь смех.
«Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Источник: Действие I, явление 5
Из глубины души вздохнет,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. –
Смеешься! можно ли! чем повод подала
Тебе я к хохоту такому!»
На самом деле Молчалин волочится за Лизой и поддерживает отношения с Софьей лишь потому, что она дочь его начальника.
«Молчалин
Источник: Действие II, явление 12
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!
Лиза
А барышню?
Молчалин
Ее
По должности, тебя…
(Хочет её обнять)»
«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Источник: Действие IV, явление 12
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато…»
«Мой ангельчик, желал бы вполовину
Источник: Действие IV, явление 12
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;
Да нет, как ни твержу себе,
Готовлюсь нежным быть, а свижусь — и простыну».
«И вот любовника я принимаю вид
Источник: Действие IV, явление 12
В угодность дочери такого человека…»
Воспитание
Отец Молчалина воспитывал сына таким образом, чтобы он всегда и во всём угождал не только тем, кто стоит выше его, но и абсолютно всем — во избежание неприятных ситуаций.
«Мне завещал отец:
Источник: Действие IV, явление 12
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
Характеристика Молчалина другими героями
Фамусов
Фамусов считает себя благодетелем по отношению к Молчалину, которого он вытащил из провинции и дал работу. Он требует от молодого человека благодарности.
«…ты здесь, сударь, к чему?
Источник: Действие I, явление 4
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери».
Фамусов не видит Молчалина в качестве мужа Софьи, так как молодой человек беден.
«Молчалин давиче в сомненье ввел меня.
Источник: Действие I, явление 10
Теперь… да в полмя из огня:
Тот нищий…»
Павел Афанасьевич отмечает деловые качества Молчалина. Он берёт его к себе на службу, хотя обычно пристраивает на должность только родственников.
«При мне служащие чужие очень редки;
Источник: Действие II, явление 5
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой».
Подробная характеристика Фамусова.
Софья
Софья Фамусова влюблена в Молчалина и считает его идеальным избранником.
«Кого люблю я, не таков:
Источник: Действие I, явление 5
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!»
Известие о травме Молчалина так потрясает Софью, что она падает в обморок и тем самым выдаёт свои чувства к молодому человеку.
«София (бежит к окну)
Источник: Действие II, явление 7
Ах! Боже мой! упал, убился!
(Теряет чувства)».
Жизнь Молчалина очень дорога Софье, которая готова пойти против всего света ради своей любви к молодому человеку.
«Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Источник: Действие II, явление 11
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?»
«Готова я была в окошко, к вам прыгнуть.
Источник: Действие II, явление 11
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Софья недостатки Молчалина воспринимает как достоинства и считает, что именно с таким человеком лучше всего строить семью.
«Конечно нет в нём этого ума,
Источник: Действие III, явление 1
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
Личные качества Молчалина Софья идеализирует и превозносит перед Чацким.
«София
Источник: Действие III, явление 1
Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю».
Узнав о предательстве Молчалина, Софья называет его лжецом и подлецом. Отныне она не хочет его знать и требует покинуть отцовский дом.
«Не подличайте, встаньте.
Источник: Действие IV, явление 12
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете…»
«Я с этих пор вас будто не знавала.
Источник: Действие IV, явление 12
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».
Софья не ожидала, что Молчалин окажется столь подлым и коварным человеком.
«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!»
Источник: Действие IV, явление 13
Подробная характеристика Софьи.
Чацкий
Чацкий презрительно относится к Молчалину, считая его недалёким человеком.
«Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Источник: Действие I, явление 7
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».
Чацкий уверен, что Молчалин — глупец.
«Молчалин прежде был так глуп!..
Источник: Действие III, явление 1
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?..»
«…Тот, кто на всех глупцов похож;
Источник: Действие III, явление 1
Молчалин, например…»
Чацкий сомневается, что Молчалин влюблён в Софью. Он уверен, что такие люди — молчаливые, тихие — не способны на страстные чувства.
«Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?
Источник: Действие III, явление 1
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?.. »
«А он?.. смолчит и голову повесит.
Источник: Действие III, явление 1
Конечно, смирен, все такие не резвы;
Бог знает, в нём какая тайна скрыта;
Бог знает, за него что выдумали вы,
Чем голова его ввек не была набита.
Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему…»
Чацкий насквозь видит Молчалина и искренне не понимает, как столь неинтересный человек мог привлечь внимание Софьи.
«Неужли Молчалин избран ей!
Источник: Действие III, явление 1
А чем не муж? Ума в нём только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть
…Вон он на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть…»
Чацкий, узнав, что Софья променяла его на Молчалина, в досаде восклицает:
«Молчалины блаженствуют на свете!»
Источник: Действие III, явление 13
Подробная характеристика Чацкого.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Молчалина вместе!
Биография
Алексей Степанович Молчалин — молодой человек, личный секретарь Павла Афанасьевича Фамусова. По словам Фамусова, Молчалин — «безродный»
человек, то есть простого происхождения. По всей видимости, по факту своего рождения он из обедневшего дворянского рода или из мещан. Молчалин родом из очень бедной семьи, жил в Твери.
Судьбоносным для Молчалина является знакомство с Павлом Фамусовым, который, оценив деловые качества молодого человека, забирает его в Москву и поселяет у себя в доме. Так Алексей Молчалин становится личным секретарем своего благодетеля, помогая ему вести ненавистную Фамусову бумажную работу.
Фамусов ценит своего секретаря за старание и деловые качества. Благодаря его протекции Молчалин получает гражданский чин коллежского асессора, дающий право на личное дворянство. За особое усердие трижды получает награды.
Молчалин живет в доме Фамусова три года. Повзрослевшая Софья, дочь Фамусова, под влиянием французских романов влюбляется в молодого человека. Молчалин не любит Софью, но вынужден играть роль возлюбленного по долгу службы. В итоге его обман раскрывается, и разгневанная Софья гонит его из дома.
Образ Молчалина
Все герои комедии «Горе от ума» делятся на два лагеря: «фамусовское» общество, поддерживающее старый уклад жизни, и сторонники реформ. Личный секретарь Фамусова, Молчалин, относится к первому лагерю и полностью соответствует неписаным критериям старосветского общества. Он услужлив, скромен, отлично знает своё место. Молчалин не высказывает собственного мнения только потому, что считает себя недостойным иметь его. Он дружелюбен, услужлив, старателен. Постепенно и незаметно для окружающих выстраивает свою карьеру.
Молчалин настолько боится потерять выгодное место, что начинает играть роль жениха влюблённой в него Софьи. Где надо — он прислужит, где надо — молча проглотит оскорбление. Молчалин прекрасно понимает, что будет зависеть от окружающих до тех пор, пока не дослужится до высокого чина. Будучи прекрасным приспособленцем, он уверенно идёт к своей цели.
5 фактов о Молчалине
- Во время редакции комедии в 1824 году А.С. Грибоедов частично переписал характер Молчалина. Он добавил в произведение финальную сцену, в которой происходит изобличение секретаря перед другими героями.
- Образ Молчалина получился настолько ярким, что вызывал интерес у Н.В. Гоголя, написавшего о нём следующее:
«метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, тихомолком пробивающееся в люди».
- Пьеса вызвала всплеск критики, которая в основном затрагивала противостояние Молчалина и Чацкого. Несмотря на отрицательные качества секретаря, его жизненные ценности были понятны публике и полностью соответствовали духу времени.
- Автор демонстрирует крайнюю степень услужливости Молчалина, когда тот не гнушается восхититься шерстью собаки Хлестовой:
«Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка! Я гладил все его; как шелковая шерстка!»
- После публикации произведения имя Молчалина быстро стало нарицательным, обозначающим подхалимов, льстецов, людей, желающих во что бы то ни стало выслужиться перед руководством.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Молчалин, будучи одним из ключевых персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», имеет большое значение в произведении. Он является одним из представителей «фамусовского» общества и противостоит смелому и прогрессивно думающему Чацкому. При всех своих очевидных достоинствах это двуличный, лицемерный человек, готовый практически на любое унижение ради места в московском обществе и, как следствие, не вызывающий уважительного к себе отношения.
Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать нравы прогнившего великосветского общества, в котором превыше всего ставятся лесть, лицемерие, чинопочитание. Подобный мир устраивает Молчалина, и он не только не намерен идти против сложившейся системы, но старается устроиться в ней попрочнее.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Молчалин – характеристика героя комедии «Горе от ума»
Краткая характеристика А. Молчалина
Алексей Степанович Молчалин — персонаж комедии А. Грибоедова «Горе от ума», домашний секретарь Фамусова и коллежский асессор.
Принимает значительное участие в развитии сюжета, хотя не является главным героем, но он антагонист Чацкого. У него говорящая фамилия — выражает его основную черту — бессловесность.
Молчалин не имеет дворянского происхождения, но стремится достичь степеней известных — сделать карьеру, стать богатым. Низкопоклонство и угодничество вышестоящим, приносят ему успех. Он приспособленец и подхалим. У него два таланта — умеренность и аккуратность.
Речь Молчалина — учтивая, заискивающая. Он прибавляет к словам с, демонстрируя почтительность к собеседнику (нет‑с). Трепещет перед Фамусовым, заискивает перед влиятельной Хлёстовой. С Софьей прикидывается влюблённым.
Заявляет прямо, что «В его лета не должно сметь свои суждения иметь». О своей жизненной программе рассказывает в монологе: Во-первых, угождать всем людям…
Софья восхищается его кротостью, не понимая, что это маска. «Молчалины блаженствуют на свете!» — восклицает Чацкий с негодованием.
Жизненные ценности, идеалы
Хотя Молчалин, как и Чацкий, молод, по духу, убеждениям и взглядам он является сторонником своего начальника Фамусова, яркого представителя «века минувшего». У Чацкого же среди действующих лиц пьесы нет единомышленников. У этих молодых людей есть цель жизни: у Чацкого — служение Отчизне, у Молчалина — «дойти до степеней известных», а затем «и награжденья брать, и весело пожить» (действие 3, явление 3).
Чацкий готов честно служить: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Он пока не нашёл для себя такой службы, где бы можно было честно служить и приносить пользу Родине, а не начальству.
Молчалин же хочет достичь своей цели подхалимством, угодничеством, лестью. Он рассчитывает на покровительство и поддержку «сильных мира сего», в отличие от Чацкого, который надеется только на себя, свои знания и возможности.
Для Чацкого идеал — свободная жизнь, свободная от цепей рабства, которыми окутано общество, свобода «служить делу, а не лицам» или заниматься наукой, искусством. А для Молчалина идеалом является жизнь «тузов», которые купаются в роскоши.
Образ и характеристика Молчалина
Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы».
Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты…») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме — родственники.
Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство.
За 3 года службы он успел получить 3 награждения. Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.
Положительные черты характера
Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.
- Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.
- Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.
- Неразговорчивость. Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая: «он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».
- Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.
- Умение дружить: «Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».
- Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.
- Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.
Отрицательные качества личности
Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:
- Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.
- Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.
- Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.
- Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.
Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, должности и положения в обществе выше честности, патриотизма и человеческого достоинства. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «Молчалиных», готовых за деньги продать свою душу.
Интеллект, отношение к понятию «ум»
Молчалин образован и умён, иначе Фамусов не доверил бы ему ведение служебных дел. Молодой человек хочет быть таким же умным в житейском, практическом смысле, как его начальник Фамусов: добиться богатства, престижной службы, высокого положения в обществе. Но его ум — это «ум глупцов», как назвал его Некрасов. У Алексея Степановича нет гуманного, возвышенного ума.
У Чацкого очень высокий интеллект. Для этого молодого дворянина ум заключается в свободе мысли, в способности критически относиться к жизни светского общества. У него просвещённый, гуманный ум. Он считает умными людьми тех, кто не боится жить так, как велит им душа, заниматься наукой, искусством, а не тратить своё время на светские «обеды, ужины и танцы», не обращать внимания на осуждение своего образа жизни.
Сочинение про Молчалина из комедии Грибоедова
В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» показаны два типа дворян первой половины XIX века. В обществе мы можем наблюдать раскол, который зародился между дворянством, привыкшим к старому укладу жизни и не желающим что-либо менять, и теми, кто принял декабристское течение.
На стороне консерваторов достаточно много сторонников: это крупные помещики, такие как Фамусов и Сколозуб, представители более молодого дворянства без высоких званий и чинов. Они невольно привыкли «услуживать» людям, обличенным властью, чтобы идти по карьерной лестнице. К последнему типу дворянства и принадлежит Молчалин.
Молчалин – небогатый дворянин, приехавший в столицу из Твери. Фамусов назначил своим секретарем. Вскоре Молчалин становится тайным возлюбленным Софьи. Но Фамусов, чтобы он был мужем его дочери, считая, что надобно иметь зятя более высокого по чину. Однако стремление Молчалина «услужить» очень цениться людьми фамусовского общества.
В произведении образ Молчалина целиком отвечает представлением о том, как должен вести себя молодой дворянин в общественных кругах. Он стремится выслужиться перед посетителями дома Фамусова, считая, что они могут помочь ему в продвижении по службе.
Молчалин не гнушается ничем: он хвалит шерсть собаки Хлестовой. Его принцип заключается в том, что пока он состоит в небольшом чине стоит подчиниться другим. «В мои года у человека не должно быть своего суждения» — говорит он.
Подобно многим людям фамусовского общества, Молчалин гордится своими достижениями по службе. Он умеет завязывать выгодные знакомства и гордится этим. Несмотря на то, что во многом Молчалин соответствует принципам и нормам среде, в котором живет.
Он способен нанести вред окружающим его людям. Именно Молчалин обманет Софью, ведь в сердце его нет любви к ней, а встречается он с девушкой только из выгоды.
Личность Молчалина можно понять из его общения с горничной Софьи, Лизой. С барышней он ведет себя скромно, в то время как с Лизой развязно и бесцеремонно. Такое отношение многое открывает читателю. Молчалин – двойственный ненадежный тип человека. Он не столько хитер, скорее очень умен.
Молчалин не испытывает ни настоящей любви к Софьи, ни даже уважения. Он настолько страшится испортить с ней отношения, что притворяется влюбленным. Также Молчалин боится испортить мнение о себе в свете, злые языки для него опаснее пистолетов. Даже Софья способна идти вопреки “свету” во имя любви, из-за этого Молчалин не видит в их браке ничего хорошего.
Герой всецело подходит под сложившиеся устои консервативного прошедшего века, хотя, казалось бы, относится к молодому поколению. Он хорошо научился притворяться, играть роль “услужливого” человека.
Как многие консервативные дворяне, он дорожит только чинами, званиями и регалиями. Для нет такого понятия как настоящие чувства, этим он и опасен для общества. Молчалин пойдет на все, ради достижения своих целей.
Характер, поступки
У Чацкого характер открытый, эмоциональный, независимый. Этот герой горд, ироничен, остроумен. Отличительные черты его характера — свободолюбие, любовь к Родине. Главное качество личности Чацкого — страсть политического борца против паразитизма и рабства.
Александр Андреевич учился и развивал свой ум для того, чтобы подготовиться к деятельности, полезной для Отчизны. Он общался с министрами, но так как не хотел «прислуживаться», скоро разорвал с ними связь. Три года проведя в путешествиях, он приехал в Москву и стал критиковать нравы светского общества перед его представителями, которые не хотели его слушать. В общении с этими людьми проявились такие черты характера Чацкого как романтическое безрассудство, нетерпеливость, пылкость, излишняя самонадеянность.
Молчалин — настоящий антипод Чацкого. Он очень сдержан, вежлив, почтителен. Главное качество Молчалина — упорство в достижении своей цели жизни, которая заключалась в обретении высоких чинов и богатства. Он решил добиться этого не столько своими деловыми качествами, сколько угождением и лестью влиятельным людям. Молчалин очень дорожит своей службой у Фамусова, хочет закрепиться в высшем обществе, рассчитывает на покровительство своего начальника и других влиятельных персон, например, некой Татьяны Юрьевны, имеющей в друзьях и родных «полезных» должностных и чиновных лиц.
Молчалин в комедии Горе от ума
Грибоедов любил фамилии, которые отчасти раскрывали персонажей. Молчалин – именно из тех фамилий, которая говорит сама за себя.
Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, который живёт у него дома. Человек этот крайне молчаливый, скромный, покорный и услужливый. Именно услужливостью можно описать всю его жизнь. Тактику преклонения перед всеми, кто относится к высоким чинам, он объясняет тем, что пока он не дослужился до почтительной должности, он обязан угождать.
Единственной целью в жизни Молчалина служит карьерный рост. Чтобы добиться успехов, он идёт на буквально всё: от ухаживания за дочерью шефа до похвалы собак высоких чинов.
Софья Павловна – дочь Фамусова, которая восхищается тем, какой Молчалин кроткий, добрый и уступчивый. Ей кажется, что он из широкой души и доброты говорит со всеми уступчиво и ласково. Также её восхищает, что Алексей Степанович играет на флейте и любит стихи про любовь.
Но она даже не догадывается, что за маской доброго и тихого человека скрывается настоящий карьерист, лицемер и обманщик, которому нужно её внимание и хорошее расположение, чтобы добиться успеха у Фамусова. Он даже не скрывает от Лизы, что ухаживает за Софьей только потому, что такова его обязанность, чтобы добиться высоких чинов, что он по-другому просто не может.
Он не просто восхищается теми, кто выше его по статусу, он преклоняется перед их слугами, швейцарами и даже собаками. Он хвалит всё, что может помочь в расположении у высоких господ, но делает это изящно, ненавязчиво и неоткрыто.
Он пытается понравиться Хлестовой, у которой много влияние, играя с ней в карты и говоря, что её шпиц – прелестный пёс, что его шерсть, как шёлк. Эти слова хорошо сказываются на отношения с Хлестовой, она считает его другом и называет своим родненьким.
Когда Софья застаёт его в объятиях с Лизой, он начинает ползать пред ней на коленях, но не потому, что его совесть грызёт, а потому, что немилость Софьи делает его мечту о повышении почти невозможной, вместе с расположением Софьи он потерял бы и всё, что строил так долго, так ему казалось.
Софья страдает в муках от разочарования в таком светлом, как ей казалось, человеке. Молчалин бежит, потому что он ко всей своей мелочности ещё и трус.
Вывод
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина показывает, что у этих героев есть общие черты, но больше различий. Они оба молоды, имеют цель в жизни, образованны, оба принадлежат к фамусовскому обществу (Чацкий воспитывался в доме Фамусова, Молчалин служит секретарём Фамусова и живёт в его доме). Но Чацкий восстал против устоев и обычаев этого общества, а Молчалин полностью одобряет их.
А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» отобразил в образе Чацкого тип борца, который страдает, но не сдаётся, а в образе Молчалина — тип безнравственного приспособленца. Такие образы выходят за исторические рамки эпохи, показанной в комедии. В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. <�…> Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…» М. Е. Салтыков-Щедрин в статье «Господа Молчалины» о во все века.
Когда мы расстались Станца 4
Когда мы расстались Станца 4 | ШмупМагазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Лорд Байрон
Предыдущий СледующийСтанца 4
Строки 25-28
В тайне встретились мы —
В тишине скорблю,
Что сердце твое могло забыть,
Дух твой обмануть.
- Мы начинаем последнюю строфу стихотворения с некоторой анафоры, и говорящий сообщает нам некоторые подробности о том, что, как мы теперь должны понимать, было романом.
- Он прямо говорит, что они встречались тайно, имея в виду, что они встречались наедине. Никто не знал, что они задумали до
- Ага.
- Теперь говорящий молча скорбит, то есть скорбит так же, как и при их встрече. Если вы скорбите молча, никто не знает, что вы скорбите, и поэтому вы скорбите тайно.
- Но говорящий не просто скорбит; он скорбит о двух конкретных фактах — факте № 1: что женщина, по-видимому, забыла о нем (он этого не говорит, но это явно подразумевается) и факте № 2: что ее дух обманул ее (в чем-то).
- Женщина явно не помнит, какая замечательная вещь была у нее и говорящего, и ее дух обманывает ее, заставляя думать, что есть вещи получше.
- Что-то получше? Извините, мы забыли упомянуть, как мы пришли к этому маленькому заключению. Основываясь на том, что мы знаем о предыстории этого стихотворения (подробнее см. «В двух словах»), говорящего явно раздражает новый роман женщины.
- Другими словами, ее «дух», или душа, или что там у вас, обмануло ее, заставив думать, что кто-то другой лучше и что она может уйти от нашего говорящего, который, кстати, определенно находится в контакте со своими чувствами.
- Кто вообще захочет отвергнуть этого парня? Он кажется нам порядочным малым — просто говорю.
Строки 29-32
Если бы я встретил тебя
После долгих лет,
Как я должен приветствовать тебя?—
Молчанием и слезами.
- А теперь последние мгновения этого супер-грустного, надрывного стихотворения. Говорящий представляет, что он будет делать, если столкнется со своей бывшей. Если вы когда-нибудь задумывались об этом, вы знаете, что это может быть болезненно.
- Он спрашивает, как он поприветствует ее, если столкнется с ней через несколько лет («долгих лет»). Судя по всему, он вообще ничего ей говорить не собирается, только здоровается здесь «молчанием и слезами». Да, это должно работать хорошо. Но что мы должны сделать из этого?
- Что ж, из него можно сделать много чего. Во-первых, он в основном говорит, что будет убит горем в течение долгого времени. Почему еще вид женщины, с которой он не был несколько лет, заставил его плакать?
- Хороший вопрос — может быть, это не заставит его плакать. Может быть, он заплакал бы, просто чтобы манипулировать и вызвать сочувствие. (Люди так делают, знаете ли.)
- Если он актер, он, вероятно, мог бы сам заставить себя плакать, или он мог бы просто издать убедительный фальшивый крик, как этот парень.
- Это подводит нас к другому моменту. Если говорящий хочет манипулировать и даже не хочет разговаривать с женщиной, мы должны задаться вопросом: сердится ли он?
- Похоже, что да. Все эти вопросы о забвении женского сердца звучат как вопросы парня, который отчаялся, расстроился и, может быть, даже разозлился. Он может быть настолько зол, что даже не хочет уделять этой девушке время дня.
- Ну вот и все. Стихотворение действительно заканчивается на какой-то грустной, но в то же время двусмысленной ноте. Мы действительно ничего не знаем о личности женщины или говорящего, чем когда мы начали.
- И мы не совсем уверены в чувствах говорящего. Да, у нас есть какая-то идея, но он действительно оставляет нас, читателей, в неведении. Возможно, он и сам не слишком уверен.
- Прежде чем мы закончим, мы должны сообщить вам, что в некоторых ранних набросках этой поэмы Байрон включил одну заключительную строфу. Упомянутая строфа в какой-то степени объясняла личность женщины в этом стихотворении.
- Хотя Байрон оставил эти строки неопубликованными по понятным причинам, вы можете прочитать их прямо здесь (перейти в самый низ страницы).
- Упоминание «Фанни» чертовски ясно показывает, что Байрон имел в виду свои отношения с леди Фрэнсис, когда писал «Когда мы вдвоем расстались» (см. «В двух словах» для получения дополнительной информации об этой сенсации).
Подробнее о Когда мы расстались Навигация
Это продукт премиум-класса
Разблокировать эти функции
Устали от рекламы?
Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.
Начало работы
Пожалуйста, подождите…
Необыкновенное письмо его матери – маргиналу
«Горе, когда оно приходит, совсем не такое, каким мы его ожидаем», Джоан Дидион в своем классическом размышлении о потере. Авраам Линкольн в своем трогательном утешительном письме к убитой горем молодой женщине писал о том, как время превращает горе в «грустное сладкое чувство в вашем сердце». Но каков именно механизм этой трансмутации и как нам овладеть им до того, как он овладеет нами, когда горе нисходит в одном из своих непредвиденных обличий?
Задолго до Дидиона, до Линкольна другой титан мысли — великий римский философ Луций Анней Сенека — обратился к этому в том, что могло бы стать венцом канона утешительных писем, включив в свое послание элегантное обобщение сути стоицизма. принципы стойкости.
В 41 году Сенека был приговорен к ссылке на средиземноморский остров Корсика за предполагаемую связь с сестрой императора. Где-то в течение следующих восемнадцати месяцев он написал одну из своих самых необычных работ — утешительное письмо своей матери Хельвии.
Хельвия была женщиной, жизнь которой была отмечена невообразимой потерей — ее собственная мать умерла при родах, а она пережила мужа, любимого дядю и троих внуков. Через двадцать дней после того, как один из внуков — родной сын Сенеки — умер у нее на руках, Гельвия получила известие, что Сенека увезен на Корсику, обреченный на жизнь в изгнании. Это последнее несчастье, как полагает Сенека, заставило всю жизнь башню потерь рухнуть и сокрушить старуху горем, что побудило его, в свою очередь, написать Утешение Хельвии , входящее в его Диалоги и письма ( публичная библиотека ).
Хотя произведение относится к древнему жанру consolatio , восходящему к пятому веку до н.э. — литературная традиция похожих на эссе писем, написанных, чтобы утешить близких, потерявших близких, — что делает послание Сенеки необычным, так это тот самый парадокс, который придает ему силу: человек, чье несчастье огорчает, также утешает скорбящего.
СенекаСенека пишет:
Дорогая мама,
У меня часто возникало желание утешить вас и часто сдерживалось. Многие вещи побудили меня рискнуть сделать это. Во-первых, я думал, что отложу в сторону все свои проблемы, когда хотя бы вытру твои слезы, даже если я не смогу остановить их. Тогда я не сомневался, что у меня было бы больше сил, чтобы поднять тебя, если бы я сначала поднялся сам… Задерживая рукой собственный порез, я изо всех сил полз вперед, чтобы перевязать твои раны.
Но что удерживало Сенеку от вмешательства в горе матери, так это, прежде всего, осознание того, что горе следует оплакивать, а не немедленно рассматривать как проблему, которую нужно решить и покончить с ней. Он пишет:
Искусство Шарлотты Парди из книги «Плачь, сердце, но никогда не разбивайся» Гленна Рингтведа, замечательное датское иллюстрированное размышление о любви и утрате печали:Я понял, что не следует вторгаться в ваше горе, пока оно свежо и мучительно, а то сами утешения поднимут и разожгут его: и для болезни нет ничего вреднее преждевременного лечения. Так что я ждал, пока твоя скорбь сама по себе утратит свою силу и, смягчившись временем, чтобы вынести лекарства, позволит к себе прикоснуться и потрогать.
[…]
[Теперь] Я поднесу разуму все его печали, все его траурные одежды: это будет не щадящий рецепт для исцеления, а прижигание и нож.
Пусть продолжают плакать и стенать те люди, чей самолюбивый ум ослаблен долгим процветанием, пусть они падают под угрозой самых незначительных обид; но пусть те, кто провел все свои годы, страдая от бедствий, переносят худшие невзгоды с мужественной и решительной стойкостью.
У вечного несчастья есть одно благо, что в конце концов оно ужесточает тех, кого постоянно мучает.
В настроении бескомпромиссного стоицизма он добавляет:
Все ваши печали были потрачены впустую, если вы еще не научились быть несчастным.
Заметив особую трудность своего положения — будучи одновременно и утешителем своей матери, и предметом ее горя, — Сенека находит усиленной общую трудность подобрать подходящие слова перед лицом потери:
Человек, поднимающий голову с самого погребальный костер должен нуждаться в какой-то новой лексике, не почерпнутой из обычных повседневных соболезнований, чтобы утешить своих близких. Но всякая великая и непреодолимая скорбь должна отнимать способность выбирать слова, так как она часто заглушает самый голос.
Вместо простых слов Сенека продолжает создавать риторический шедевр, воплощая в жизнь сущность стоической философии с равными частями логики и литературного таланта. Он пишет:
Искусство Мориса Сендака из Мы все на свалке с Джеком и ГаемЯ решил победить ваше горе, а не обманывать его. Но я сделаю это, думаю, прежде всего, если покажу, что я не терплю ничего такого, за что меня можно было бы назвать несчастным, не говоря уже о том, чтобы сделать мои отношения несчастными; тогда, если я обращусь к вам и покажу, что ваше состояние, которое всецело зависит от моего, также не будет болезненным.
Сначала я расскажу о том, что твоя любовь жаждет услышать, что я не страдаю от страданий. Я объясню, если смогу, что те самые обстоятельства, которые, по вашему мнению, меня сокрушают, можно вынести; но если вы не можете в это поверить, по крайней мере, я буду более доволен собой за то, что я счастлив в условиях, которые обычно делают людей несчастными. Не надо верить другим обо мне: твердо говорю вам, что я не беден, чтобы вас не волновала неизвестность. Чтобы еще больше вас успокоить, я прибавлю, что меня даже нельзя сделать несчастным.
Мы рождаемся при обстоятельствах, которые были бы благоприятны, если бы мы не отказались от них. По замыслу природы для хорошей жизни не нужно было большого оборудования: каждый человек может сделать себя счастливым. Внешние блага имеют тривиальное значение и не имеют большого влияния в любом направлении: благополучие не возвышает мудреца, а невзгоды не угнетают его. Ибо он всегда старался как можно больше полагаться на себя и получать от себя все наслаждение.
Вторя его оживляющему идеалу преднамеренной подготовки к худшим временам, он добавляет:
Фортуна… тяжело обрушивается на тех, для кого она неожиданна ; мужчина, всегда ожидающий ее, легко выдерживает ее. Ибо приход врага рассеивает и тех, кого он застигает врасплох; но те, кто заранее приготовился к предстоящему столкновению, будучи должным образом выстроенным и снаряженным, легко выдерживают первый натиск, который бывает самым яростным. Я никогда не доверял Фортуне, даже когда она, казалось, предлагала мир. Все те блага, которые она любезно даровала мне — деньги, общественное положение, влияние — я отодвигал на место, откуда она могла требовать их обратно, не беспокоя меня. Я держал между ними и собой большую пропасть, в результате чего она их унесла, а не оторвала.
Сенека приводит отрезвляющие доводы в пользу самого мощного механизма самозащиты в жизни — дисциплины не принимать ничего как должное:
Ни один человек не был сломлен ударами Фортуны, если только он не был обманут ее благосклонностью. Те, кто любил ее дары, как будто они были их собственными, кто хотел, чтобы ими восхищались из-за них, унижены и огорчены, когда ложные и преходящие удовольствия покидают их суетные и детские умы, не знающие никаких прочных удовольствий. Но человек, который не гордится в хорошие времена, не падает и при перемене. Его стойкость уже испытана, и он сохраняет непобедимый ум перед лицом любого условия: ибо среди процветания он испытал свою силу против невзгод.
По этой причине, отмечает Сенека, он всегда скептически относился к общим целям, которых люди жаждут в жизни — деньгам, славе, общественной милости — целям, которые он находил «пустыми и размазанными эффектными и обманчивыми красками, без ничего внутри, чтобы соответствовать их внешнему виду». Но и обратное, утверждает он, одинаково верно: вещи, которых люди чаще всего боятся, столь же недостойны страха для мудрого человека, как и вещи, которых они больше всего желают, являются мудрыми желаниями. Сама идея изгнания, уверяет он свою мать, кажется такой ужасной только потому, что она была отфильтрована через устрашающие линзы общественного мнения.
Следуя логике стоицизма, он продолжает утешать свою мать, приподнимая завесу обычного заблуждения. Призывая ее «[отложить] в сторону это суждение большинства, увлеченного внешней видимостью вещей», он разбирает предполагаемое несчастье со всеми элементами изгнания — перемещением, нищетой, общественным позором, — чтобы показать, что человек с внутренняя устойчивость духа и дисциплина ума могут оставаться счастливыми даже в самых ужасных обстоятельствах. (Почти два тысячелетия спустя Брюс Ли включил эту концепцию в свою знаменитую водную метафору стойкости, а Виктор Франкл повторил ее в своем вневременном утверждении, что «у человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свою позицию в любом заданном стечении обстоятельств».)
Затем Сенека возвращается к своему вступительному аргументу о том, что горе лучше противостоять, чем сопротивляться:
Искусство из Утка, Смерть и Тюльпан Вольфа Эрльбруха, необычайно нежное иллюстрированное размышление о жизни и смертиЛучше победить наше горе, чем обмануть его. Ибо, если оно отступило, будучи лишь обольщено удовольствиями и заботами, оно снова начинает действовать и от самой своей передышки набирает силу, чтобы ожесточить нас. Но горе, побежденное разумом, утихает навсегда. Поэтому я не собираюсь прописывать вам те средства, которыми, как я знаю, пользовались многие люди, чтобы вы развлекались или веселились долгим или приятным путешествием за границу, или тратили много времени на тщательную проверку своих счетов и управление своим имуществом, или постоянно быть вовлеченным в какую-то новую деятельность. Все эти вещи помогают только на короткое время; они не лечат горе, но препятствуют ему. Но я предпочитаю покончить с этим, чем отвлекать его.
Сенека непоколебимо указывает на философию и гуманитарные науки как на самые мощные инструменты утешения в противостоянии универсальному человеческому опыту потери — инструменты столь же мощные сегодня, как и в его дни. Хваля свою мать за то, что она уже пожинала плоды гуманитарных наук, несмотря на скудные возможности образования для женщин в то время, он пишет:
Я веду вас к тому ресурсу, который должен быть убежищем всех, кто убегает от Fortune, к гуманитарным наукам. Они исцелят твою рану, они снимут всю твою тоску. Даже если бы вы никогда не были знакомы с ними, они бы вам сейчас пригодились. Но, насколько позволяла старомодная строгость моего отца, вы имели некоторое знакомство с гуманитарными науками, хотя и не овладели ими. Если бы только мой отец, лучший из людей, был менее предан традиции предков и желал, чтобы вы погрузились в преподавание философии, а не только поверхностно о ней узнали: вам не пришлось бы теперь приобретать свою защиту от Фортуны, а просто принеси это. Он был менее склонен позволять вам продолжать учебу из-за тех женщин, которые используют книги не для обретения мудрости, а как предметы роскоши. Тем не менее, благодаря вашему энергичному пытливому уму, вы многое усвоили, учитывая имеющееся у вас время: были заложены основы всех формальных занятий. Теперь вернитесь к этим исследованиям, и они обезопасят вас. Они утешат вас, они порадуют вас; и если они действительно проникнут в ваш разум, никогда больше туда не войдет горе, или тревога, или огорчение, вызванное напрасным и бессмысленным страданием. В вашем сердце не будет места ни для одного из них, ибо для всех остальных недостатков оно уже давно закрыто. Эти исследования — ваша самая надежная защита, и только они могут вырвать вас из хватки Фортуны.
В заключение он обращается к неизбежности скорбных мыслей своей матери, возвращающихся в собственное изгнание, намеренно переосмысливая для нее свое несчастье:
Вот как вы должны думать обо мне — счастливый и веселый, как будто в лучшем случае. Ибо они лучшие, так как мой разум, без какой-либо озабоченности, свободен для своих собственных задач, то наслаждаясь более тривиальными исследованиями, то в своем рвении к истине, поднимающейся, чтобы размышлять о своей собственной природе и природе вселенной. Он стремится сначала узнать о землях и их местонахождении, а затем о природе окружающего их моря и его приливах и отливах. Затем он изучает все страшное пространство, лежащее между небом и землей, — это ближайшее пространство, бурлящее громом, молнией, порывами ветра, падающим дождем, снегом и градом. Наконец, прочесав низины, она прорывается к высотам и наслаждается благороднейшим видением божественных вещей и, помня о своем бессмертии, распространяется на все, что было и будет во все века.