Характеристика кодекса царя хаммурапи: Законы Хаммурапи кратко — история, суть законов царя Хаммурапи

основные законы, описание и история. Кодекс законов царя Хаммурапи

С незапамятных времен человеческое общество стремилось регулировать поведение своих граждан, их права и обязанности, социальное положение и статус. Древнейшим из дошедших до нас сводов законов является кодекс Хаммурапи, составленный 4 тысячи лет назад. Этот юридический документ, не имеющий аналогов в столь отдаленном прошлом, до сих пор поражает исследователей.

Уникальная находка

Кодекс законов Хаммурапи был найден в самом начале XX века на территории современного Ирана.

В 1901 году группа археологов из Франции, под руководством Жака де Моргана, проводила раскопки на Сузах. Там во времена Древней Месопотамии находилось государство Элам – соперник древнего Вавилона.

Эта экспедиция нашла три осколка базальтового столба высотой чуть более 2 метров. Когда их соединили, то стало понятно, что это уникальная находка. В верхней части стелы было изображение царя или правителя, обращающегося к богу Шамашу, который держал в руках что-то похожее на свиток. Ниже рисунка и на обратной стороне стелы шли строчки клинописных знаков.


Мародерство — это военное преступление. Определение и…

Мародерство — это… Определение, суть понятия, уголовная ответственность за совершение…

Вероятно, воинственные эламиты в один из своих набегов вывезли стелу из Вавилона и доставили в Элам. Захватчики, скорее всего, и разбили ее, предварительно соскоблив первые строчки надписи.

Базальтовый столб был перевезен в Лувр, где надписи на нем расшифровал и перевел профессор ассирологии Ж.-В. Шейль. Это оказался кодекс вавилонского царя Хаммурапи, содержащий подробный свод законов. Позднее уничтоженные статьи были восстановлены на основании записей на глиняных табличках, в том числе из библиотеки Ашшурбанипала, найденной в древней Ниневии.

Вавилон за 18 веков до рождения Христа

Собрание законов Хаммурапи можно назвать вершиной законотворчества древних цивилизаций. Он был создан в эпоху расцвета Вавилонского царства в XVIII веке до н. э. Это было совершенное по тем временам государство с сильной, хотя и ограниченной царской властью. Считавшийся служителем верховного божества царь правил, опираясь на жрецов, и его действия так же, как и поведение любого другого жителя Вавилона, регламентировались законами. Это отражает кодекс Хаммурапи, статьи которого посвящены правам и обязанностям граждан.


Судебник Хаммурапи и его краткая характеристика….

Судебник Хаммурапи является древнейшим сводом законов, известным человечеству. Благодаря ему можно…

Основой экономики Древнего Вавилона было сельское хозяйство, и обязанностью правителя являлся контроль за состоянием полей, тем более что большинство земли принадлежало государству.

Развитая система чиновников позволяла успешно решать самые сложные проблемы управления государством, а постоянная армия защищала не только внешние границы, но также внутренний порядок и власть царя.

Хаммурапи – полководец и государственный деятель

Пришедший к власти в молодом возрасте Хаммурапи проявил себя как выдающийся организатор, полководец и дипломат. В течение своего более чем тридцатилетнего правления он планомерно решал три основные задачи.

  • Объединение разрозненных и враждующих государств Месопотамии под своей властью.
  • Развитие сельского хозяйства на основе мощной ирригационной системы.
  • Установление и поддержание справедливых законов, которые и воплотились в кодекс Хаммурапи.

И следует отдать должное этому незаурядному правителю: он не только успешно справился с поставленными задачами, но и прославился именно благодаря своему кодексу.


Ордалия — это произвол или Божий промысел? Суд Божий в…

С древних времён, когда в судебном деле недоставало улик, у разных народов существовала традиция…

Кодекс Хаммурапи. Общая характеристика

Судя по первым строкам клинописного текста, главная цель создания кодекса – установление всеобщей справедливости. Главным гарантом этого и источником всяческих благ объявлялся царь.

Основная часть кодекса – это статьи законов, их в своде насчитывается несколько сотен. Несмотря на обращение к богам во вступлении, сами статьи не имеют связи с религиозными аспектами жизни людей того времени, а касаются исключительно правовых моментов.

В заключение этого документа царь перечисляет свои заслуги перед страной и богами в принятой в то время напыщенной манере и призывает кары богов на головы нарушителей закона.

Характеристика кодекса царя Хаммурапи может быть дана как с юридической, так и с исторической точек зрения.

Результат законотворческой деятельности Хаммурапи

Как юридический документ кодекс царя Хаммурапи — это свод норм, регулирующих поведение граждан государства в самых разных сферах: политической, хозяйственно-экономической, семейно-бытовой и т. д. То есть статьи кодекса имеют отношение как к уголовному, так и к гражданскому праву, хоть в Древнем Вавилоне, самих этих понятий еще не было.

Нормы свода законов во многом основаны на обычном праве, древних традициях и старом шумерском законодательстве. Но Хаммурапи дополнил кодекс и своим видением правовых отношений.

Сплошной клинописный текст, выбитый на стеле, исследователи разделили на параграфы или статьи, которые можно сгруппировать по предмету:

  • статьи, касающиеся имущественных отношений: права наследования, экономических обязательств перед царем и государством;
  • семейное право;
  • статьи, связанные с уголовными преступлениями: убийством, членовредительством, кражей.

Однако самый первый «раздел» кодекса описывает меры, направленные на предотвращения произвола в судах, и нормы регулирующие поведение судей. Это отличает законы Хаммурапи от иных древних судебников.

Имущественное право

Статьи, касающиеся этой области, направлены на защиту права собственности, причем приоритет имели государственное имущество и собственность царя. Правитель также обладал исключительным правом распоряжаться всей землей в государстве, а общины платили в казну налог за использование земли.

Регулированию прав владения землей, в том числе полученной за службу, и условий аренды имущества в кодексе уделяется большое внимание. Описываются правила пользования ирригационными сооружениями и наказание за причиненный им вред. Кодекс предусматривал также кару за недобросовестную торговую сделку, помощь беглому рабу, порчу чужого имущества и т. д.

Надо отметить, что кодекс Хаммурапи содержал много довольно прогрессивных для того времени статей. Например, в нем время долгового рабства ограничивалось тремя годами, вне зависимости от размеров долга.

Семейное право

Семейные отношения, как следует из кодекса, имели патриархальный характер: жена и дети были обязаны подчиняться хозяину дома, по закону мужчина мог иметь несколько жен и усыновлять детей рабынь. Жена и дети были фактически собственностью мужчины. Отец мог лишить сыновей наследства.

Женщина, правда, не была совсем уж бесправной. Если муж грубо с ней обращался, без доказательств обвинял в измене, жена имела право вернуться к своим родителям, забрав приданое. Она могла владеть собственным имуществом и в ряде случаев совершать сделки.

При вступлении в брак заключался брачный договор, в котором оговаривались права жены, в том числе и на имущество.

Наказания за преступления против жизни и здоровья граждан

Наказания за уголовные преступления, описанные в кодексе, отличаются жестокостью – самой распространенной карой была смертная казнь. Причем в основном статьи уголовного права опирались на распространенный в древности принцип талиона, по которому наказание должно быть аналогично (равнозначно) совершенному преступлению.

Этот логичный, с точки зрения сознания древнего человека принцип нередко доводился до абсурда. Так, в одной из статей кодекса написано, что если строитель построил непрочный дом, и в результате его обрушения погиб сын владельца дома, то необходимо убить ребенка строителя.

Иногда телесные наказания могли быть заменены штрафом, особенно если речь шла о причинении вреда рабу.

Специальных судей общество Древнего Вавилона не знало, и урегулированием отношений между гражданами и определением меры наказания за преступления занимались административные чиновники и именитые люди города. Верховным судьей, приговор которого не оспаривался, считался сам царь.

Во времена Хаммурапи существовали и храмовые суды, но они не играли существенной роли в судопроизводстве и лишь принимали клятвы перед статуей божества в храме.

Законы Хаммурапи как исторический документ

Кодекс Хаммурапи является уникальным источником для изучения не только истории права, но и политической жизни, быта и материальной культуры людей, живших на территории Месопотамии за 2 тысячи лет до рождения Христа.

Множество нюансов и особенностей жизни в Древнем Вавилоне стали известны только благодаря этому сборнику законов. Так, из кодекса Хаммурапи историки узнали, что, кроме свободных и полноправных общинников и бесправных рабов, в вавилонском обществе были еще «мушкенумы». Это частично бесправные бедняки, служащие царю или государству, например, на строительстве каналов.

Сельское хозяйство и внутренняя политика, ремесло и здравоохранение, система обучения и семейно-брачные отношения – все нашло отражение в кодексе законов Хаммурапи.

Кодекс законов Вавилонского царя Хаммурапи






Общая характеристика кодекса Вавилонского Царя Хаммурапи
Какую можно дать общую характеристику Кодексу Хаммурапи?
Он представляет собой древнейший памятник права в мире. Текст законов начертан в виде клинописи на аккадском языке и высечен на каменной стеле.
Свод законов Хаммурапи представляет собой правовой источник, который перечислял различные прецеденты, т. е. носил казуистический характер. В целом при составлении законов Хаммурапи и его помощники опирались на многовековой опыт законодательной базы древних шумеров и аккадцев.
Кодекс законов царя Хаммурапи – это результат серьезных правовых преобразований, которые были вызваны необходимостью унификации и дополнения существующих норм поведения, которые берут начало еще с первобытных времен.
Несмотря на то что данные законы были созданы в жестокие времена, они все же довольно продуманы и логичны, хотя и отличаются чрезмерной жестокостью наказаний за различные нарушения. Кроме того, характерной особенностью закона является тот факт, что, в отличие от большинства подобных древневосточных правовых норм, в нем практически полностью отсутствует религиозный аспект.
В целом система законов, созданная вавилонским царем, была самой передовой не только на Древнем Востоке, но и в мире, и оставалось такой вплоть до времен Римской империи. Особенности текста Законов Хаммурапи Современными исследователями свод законов (кодекс) Хаммурапи принято условно делить на 282 параграфа, которые регулируют вопросы, связанные с судопроизводством, охраной частного и государственного имущества, брачно-семейными отношениями, а также с уголовным правом.

Первая разбивка законов Хаммурапи на 282 параграфа была произведена Шейлем для удобства работы с текстом, так как законы и постановления в Кодексе не пронумерованы. Особенностью текста на стеле является то обстоятельство, что его фиксировали различными способами. Так, на монументе использовалась более ранняя традиция начертания клинописи, по которой слова и выражения отделялись вертикальными столбцами и клетками.
Также на данном памятнике использовалась другая манера письма, по которой на лицевом обороте знаки писались слева направо, а на обратной стороне — наоборот.
В первоначальном варианте на стеле находилось всего 49 столбцов, из которых лицевая сторона содержала 21 столбец, а оборотная, соответственно, 28. До наших дней на лицевой стороне сохранилось 19 столбцов со 1112 строками, обратная сторона практически уцелела полностью: 28 столбцов и 2523 строки.
Таким образом, в первозданном виде сохранилось 3638 строк, доступных исследователям. Само расположение текста на монументе довольно трудно для прочтения, так как необходимо было неестественно поворачивать голову, дабы прочесть то, что там написано.
Вероятно, подобные монументы ставились не для ознакомления жителей с новыми законами, а для того, чтобы известить об их появлении, а сам текст в более доступном виде воспроизводился на глиняных табличках.

Кодекс Хаммурапи и его содержание
Как было указано выше, текст законов Хаммурапи принято делить на 282 параграфа, которые, в свою очередь, можно разбить на три объёмных блока:
законы и постановления, которые касаются имущественных отношений; законы и постановления, касающихся семейных отношений и наследования;
уголовные преступления против личности, государства и царя.
Имущественные отношения по Кодексу Постановления царя Хаммурапи, которые касались имущественных отношений, были направлены на защиту частной, общественной и государственной собственности.
Однако приоритет отдавался в большей степени государственной, кроме того, вавилонский правитель имел исключительное право на распоряжение всей землей государства, а общинники обязаны платить налог государству за право пользоваться землей. Также, согласно Закону, землю можно было получить за военную службу, а также арендовать её (условия аренды в Кодексе прописаны довольно подробно).
За такие нарушения, как недобросовестная торговая сделка, порча чужой собственности, оказание помощи беглому рабу и т. п., предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни. Хотя необходимо отметить, что в Кодексе Хаммурапи нашли свое отражение и прогрессивные элементы, например, срок долгового рабства не должен был превышать трех лет. Регламентация семейных отношений и вопросов наследования в законах Хаммурапи О семейных отношениях, согласно вавилонскому Кодексу Хаммурапи, можно сказать, что они имели чисто патриархальный характер. Все члены семьи были подчинены старшему представителю мужского пола. Также мужчине разрешалось иметь нескольких жен и усыновлять детей от рабынь. Что касается женщины, то она, как и в большинстве древневосточных государств, практически не имела никаких прав, фактически являлась собственностью своего мужчины. Однако все же Кодекс Хаммурапи оставлял за ней некоторые свободы. Так, в случае жестокого обращения со стороны мужа супруга имела право вернуться к родителям, забрав свое приданное.
Также при заключении брака возможно было оформление брачного договора между супругами, в котором оговаривались права женщины. Что касается вопросов наследования, то, согласно Кодексу законов Хаммурапи, братья и сестры имели право на равные доли наследства, а дети, усыновленные от рабынь, могли претендовать только на движимое имущество. Уголовные преступления против личности, государства и царя За уголовные преступления, согласно Кодексу Хаммурапи, следовали тяжелые наказания вплоть до смертной казни, которая могла применяться в тридцати разных случаях. Основной принцип наказания, на который опирались вавилонские законодатели, гласил: «Око за око!» То есть наказание должно было быть равнозначно совершенному преступлению. Так, например, сыну, который ударил своего отца, согласно Кодексу, отрезали руку. Но существовали и отступления от этого принципа. Например, раб, который ударил своего господина, наказывался ударами плетью, если же пострадал сам раб и не от своего хозяина, то провинившийся должен был выплатить денежный штраф хозяину пострадавшего.
Нанесение ран в драке между равными по социальному положению и происхождению людьми влечет за собой возмещение затрат на лечение, правда, виновный должен был доказать отсутствие злого умысла. Что касается женщин, то к ним смертная казнь применялась, например, из-за «утомления» невестки. Также особенностью Законов Хаммурапи в отношении женщин является тот факт, что причинение им телесных повреждений не считалось преступлением, кроме случаев, когда в результате побоев у женщины случался выкидыш. Тогда обидчик обязан был выплатить денежный штраф. Судей как таковых в Вавилоне не было, их функции выполняли, как правило, чиновники или наиболее влиятельные жители города. Значение открытия Кодекса Открытие Кодекса царя Хаммурапи имело огромное значение. Многие исследователи называют его важнейшим памятником, помогающим в изучении не только Древнего Востока, но и истории всего мира. Законы Хаммурапи не открывают исследователям ценные сведения о процессах, происходивших в древневосточном обществе (экономике, праве, культуре) — они также послужили серьёзным толчком к изучению клинописных иероглифов.
Изучению Кодекса Хаммурапи посвятили свою жизнь такие ученые, как Й. Коллер, А. Унгнад, Ф. Пайзер, которые в 1923 году опубликовали на основе изучения памятника работу Hammurabis Gesetz, вышедшую в шести томах. В 1955 году английскими учеными была опубликована работа The Babylonian Laws, посвященная Законам Хаммурапи, с комментариями авторов. Таким образом, можно утверждать, что Кодекс Хаммурапи, кратко о котором было рассказано в статье, был составлен по поручению вавилонского царя Хаммурапи в промежутке между 1755 и 1752 гг. до н. э., что позволяет отнести его к древнейшим из найденных правовых памятников в мире. Текст законов был высечен на каменной стеле высотой более двух метров, которая была найдена археологом Г. Жекье в 1902 году. Создание Кодекса было вызвано необходимостью реформирования устаревшей правовой системы Междуречья, которая существовала в неизменном виде с первобытных времен. Текст Законов современными исследователями делится на 282 параграфа, которые содержат ценнейшие сведения об организации судопроизводства, охране различных форм собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве на Древнем Востоке. Находка Кодекса Хаммурапи послужило серьезным толчком к углубленному изучению древневосточных цивилизаций. — Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/331025/kodeks-hammurapi-osnovnyie-zakonyi-opisanie-i-istoriya-kodeks-zakonov-tsarya-hammurapi

3.6: Кодекс Хаммурапи — Химия LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    253450
  • Цель обучения

    • Описать значение кода Хаммурапи

    Ключевые моменты

    • Кодекс Хаммурапи — одно из старейших расшифрованных писаний в мире (написано около 1754 г. до н. э.) и представляет собой свод законов из древнего Вавилона в Месопотамии.
    • Кодекс состоял из 282 законов с наказаниями, которые различались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники).
    • Некоторые рассматривали Кодекс как раннюю форму конституционного правления, как раннюю форму презумпции невиновности и как возможность представлять доказательства по своему делу.
    • Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод. Почти половина кодекса посвящена контрактам, а треть — семейным отношениям.
    • Существовало три социальных класса: амелу (элита), мушкену (свободные люди) и арду (рабы).
    • Права женщин были ограничены и в основном основывались на брачных договорах и правах на развод.

    Термины

    клинопись

    Клиновидные буквы, использовавшиеся в древних системах письма Месопотамии, отпечатанные на глиняных табличках.

    арду

    В Вавилоне раб.

    мушкену

    В Вавилоне, свободный человек, вероятно безземельный.

    amelu

    В Вавилоне элитный социальный класс людей.

    стела

    Каменная или деревянная плита, обычно выше в высоту, чем в ширину, установленная в качестве памятника.

    Кодекс Хаммурапи является одним из старейших расшифрованных писаний в мире и представляет собой свод законов из древнего Вавилона в Месопотамии. Написанный примерно в 1754 г. до н. э. шестым царем Вавилона Хаммурапи, Кодекс был написан на каменной стеле и глиняных табличках. Он состоял из 282 законов с наказаниями, которые различались в зависимости от социального статуса (рабы, свободные люди и собственники). Он наиболее известен тем, что «око за око, зуб за зуб» (9).0068 lex talionis

    ) форма наказания. Примерно в это же время в регионе существовали и другие формы сводов законов, в том числе Кодекс Ур-Намму, царя Ура (ок. 2050 г. до н.э.), Законы Эшнунны (ок. 1930 г. до н.э.) и кодекс Липита. -Иштар из Исина (ок. 1870 г. до н.э.).

    Законы были сгруппированы, чтобы граждане могли легко прочитать то, что от них требуется. Некоторые рассматривали Кодекс как раннюю форму конституционного правления, как раннюю форму презумпции невиновности и возможности представлять доказательства по своему делу. Намерение часто признавалось и влияло на наказание, а халатность строго наказывалась. Некоторые положения могли быть кодификацией решений Хаммурапи с целью самопрославления. Тем не менее, Кодекс изучался, копировался и использовался в качестве модели для юридических рассуждений по крайней мере 1500 лет спустя.

    В прологе Кодекса Хаммурапи заявляет, что хочет «сделать справедливость видимой на земле, уничтожить нечестивца и злодея, чтобы сильный не мог причинить вреда слабому». Основные законы, охватываемые Кодексом, включают клевету, торговлю, рабство, обязанности рабочих, воровство, ответственность и развод. Почти половина кодекса посвящена контрактам, таким как заработная плата, условия сделок и ответственность в случае повреждения имущества. Треть кодекса посвящена бытовым и семейным вопросам, включая наследование, развод, отцовство и сексуальное поведение. Один раздел устанавливает, что судья, неправильно решивший вопрос, может быть отстранен от должности навсегда. Несколько разделов посвящены военной службе.

    Одним из самых известных разделов Кодекса был закон № 196: «Если человек выбьет глаз другому человеку, они должны выколоть его глаз. Если кто сломает кость человеку, они сломают ему кость. Если кто-либо уничтожит глаз свободного человека или сломает кость свободного человека, он должен заплатить одну золотую мину. Если кто-либо выбьет глаз рабу человека или сломает кость раба человека, он должен заплатить половину его цены».

    Во времена правления Хаммурапи существовало три социальных класса. amelu изначально был элитным человеком с полными гражданскими правами, чье рождение, брак и смерть были зарегистрированы. Хотя у него были определенные привилегии, он также подлежал более суровому наказанию и более высоким штрафам. К этой группе принадлежали король и его двор, высшие чиновники, профессионалы и ремесленники.

    мушкену был свободным человеком, возможно, безземельным. Он был обязан принять денежную компенсацию, платить меньшие штрафы и жить в отдельной части города. арду был рабом, хозяин которого платил за его содержание, но также брал компенсацию. Арду мог владеть имуществом и другими рабами, а также мог купить свою свободу.

    Женщины вступают в брак по договору, заключенному их семьей. Она пришла с приданым, а с ней пришли и подарки, подаренные женихом невесте. Развод зависел от мужа, но после развода он должен был восстановить приданое и обеспечить ей доход, а дети перешли под опеку женщины. Однако, если женщина считалась «плохой женой», ее могли отослать или сделать рабыней в доме мужа. Если жена подала иск против своего мужа за жестокость и пренебрежение, она могла иметь юридическое раздельное проживание, если дело было доказано. В противном случае она может быть утоплена в качестве наказания.

    Прелюбодеяние наказывалось утоплением обеих сторон, если муж не был готов простить свою жену.

    Археологи, в том числе египтолог Гюстав Жекье, обнаружили код в 1901 году на древнем городище Сузы в Хузестане; перевод был опубликован в 1902 году Жаном-Винсентом Шейлем. Базальтовая стела, содержащая клинописный код, написанный на аккадском языке , в настоящее время выставлена ​​в Лувре в Париже, Франция. Реплики находятся в других музеях мира.

    Кодекс Хаммурапи. На этой базальтовой стеле клинописью на аккадском языке написан Кодекс Хаммурапи.

    Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

    • Boundless World History. Автор : Безграничный. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/world-history/textbooks/boundless-world-history-textbook/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

    3.6: Код Хаммурапи распространяется по незадекларированной лицензии и был создан, изменен и/или курирован LibreTexts.

    1. Вернуться к началу
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Программа OER или Publisher
        Люмен
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Опишите основные черты Хаммурапи … | Помощь с домашним заданием

      CBSE, JEE, NEET, CUET

      Банк вопросов, пробные тесты, экзаменационные работы

      Решения NCERT, образцы документов, заметки, видео

      Установить сейчас

      Опишите основные черты свода законов Хаммурапи.

    2. Автор: Мадху Рэй 2 года, 4 месяца назад

      CBSE > Класс 11 > История

      • 2 ответа

      Напишите четыре основные причины возникновения Ренессанса в Италии

    3. Автор: Каниска Чоудхари 3 недели, 2 дня назад

      CBSE > Класс 11 > История

      • 3 ответа

      Что понимается под поздней античностью? Какие религиозные и административные изменения были сделаны в этот период.

    4. Автор: Лалейма Чандам 4 недели, 1 день назад

      CBSE > Класс 11 > История

      • 2 ответа

      Чем ученые из Северной Европы были похожи и чем отличались от своих итальянских коллег?

    5. Автор: Прия Томар 3 недели, 1 день назад

      CBSE > Класс 11 > История

      • 2 ответа

      Мне нужна редакция для темы 7 Изменение культурных традиций

    6. Автор: Прартана Патель 4 дня, 1 час назад

      CBSE > Класс 11 > История

      • 0 ответов

      Что вы понимаете под промышленной революцией? Это была революция или эволюция? Почему промышленная революция впервые пришла в Англию?

    7. Автор: Вахенгбам Аджит 23 часа назад

      CBSE > Класс 11 > История

      • 1 ответ

      Кто был жестоким императором римской империи

    8. Автор: Аайеша Вани 2 недели назад

      CBSE > Класс 11 > История

      • 2 ответа

      Что вы подразумеваете под гуманизмом?

    9. Автор: Анкита Мандал 19часов назад

      CBSE > Класс 11 > История

      • 0 ответов

      Опишите карьеру Чингисхана

    10. Автор: Хэппи Гупта 5 дней, 3 часа назад

      CBSE > Класс 11 > История

      • 1 ответ

      Сделать проект о промышленной революции.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *