Характеристика героя собакевич мертвые души: Характеристика героя Собакевич, Мёртвые души, Гоголь. Образ персонажа Собакевич

Содержание

Характеристика Собакевича (школьникам и студентам)

Слушай онлайн, если не любишь читать!

Помещик Собакевич – один из самых интересных и неоднозначных героев Н. В. Гоголя и его произведения «Мертвые души». Сам автор сравнивает его с «крепко сжатым кулаком». Это достаточно необычная ассоциация, хотя она как нельзя лучше отражает Собакевича: крепкого, жесткого помещика, не терпящего отклонения от его картины мира и нарастившего мощную броню.

О да! Это мое любимое занятие )))

21.15%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

43.89%

Фу, не люблю

27%

Книги — а что это вообще такое?

7.96%

Проголосовало: 26591

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Любопытно, что Собакевича, при условии его принадлежности к порицаемому «передовому классу», нельзя назвать отрицательным героем. У него достаточно много положительных качеств (особенно в свете того времени), однако симпатии этот герой все равно почему-то не вызывает. Давайте посмотрим, что делает образ Собакевича не очень приятным и тем самым еще более интересным.

Содержание

  1. Краткая характеристика
  2. Подробный образ и характеристика
  3. Место героя в произведении
  4. Семейное положение и обстановка, в которой живет
  5. Внешность и манера держаться
  6. Речь героя
  7. Поступки и особенности поведения
  8. Цели жизни и интересы

Краткая характеристика

Михаил Семенович Собакевич – очень колоритная внешность. Внешне он похож на медведя, так как он такой же неуклюжий и массивный. Кроме того, от него так и веет некоторой грубостью, так как Собакевич – человек жесткий и прямолинейный.

Характер помещика хорошо проявляется не только в его речи и обращениях к людям, но и в пищевых предпочтениях. Этот человек не соблазнится деликатными французскими деликатесами или морепродуктами. Нет, он за «настоящую мужскую пищу»: мясо и рыбу. За один обед он способен съесть половину бараньего бока.

Несмотря на любовь к еде, Собакевич – вовсе не толстый человек. У него действительно массивная фигура, но он не выглядит расплывшимся. Напротив, Михаил Семенович напоминает крепкого, высокого богатыря. Радушно он встретил и своего гостя, Чичикова. Собакевич накормил его настолько сытным обедом, что главный герой подумал было, что потяжелел чуть ли не на целый пуд (в переводе на современные российские единицы измерения – около 16 килограмм).

Подробный образ и характеристика

Собакевич является одним из помещиков, у которых Чичиков хочет скупить «мертвые души» крестьян ради своей аферы. Собакевичу около сорока лет, и он выглядит очень внушительным и сильным человеком. В нем сочетаются как положительные, так и отрицательные человеческие качества: он может быть великодушным и справедливым, но, в то же время, грубым и несдержанным. Однако его нельзя упрекнуть в лени, плохом отношении к крестьянам или равнодушии.

Место героя в произведении

Михаил Собакевич является одним из главных героев «Мертвых душ». Его образ – собирательный. Н. В. Гоголь намеренно подчеркнул, что таких людей можно встретить и в глухой провинции (к которым относится город N, где происходит действие), и в столице. Собакевич, как и другие герои-помещики, помогает отобразить российскую действительность XIX века, когда дворянин мог иметь в собственности других людей – крестьян, и распоряжаться их жизнями.

Собакевич – это тоже помещик, у которого есть крепостные крестьяне. Он не равнодушен к ним и знает каждого в лицо, живого или мертвого. Крепостных Собакевич рассматривает как ценный ресурс для своего хозяйства: он понимает, что чем они крепче, тем лучше будет для хозяйства и для него самого. Поэтому он старается создать им нормальную жизнь, в отличие, например, от владельца тысячи душ Плюшкина, выжимающего из крестьян все, что только можно, и не заботившегося о них.

Семейное положение и обстановка, в которой живет

Известно, что Михаил Собакевич женат, и в его семье царит авторитарная атмосфера, где Михаил выступает непререкаемым главой. Внешность его жены сильно контрастирует с его собственной: крепкий богатырь и тонкая, хрупкая женщина представляют собой гармоничную пару. При этом жена Собакевича еще и хорошая хозяйка, которая заботится, в первую очередь, о том, чтобы ее муж был сыт и доволен. Главный герой поэмы, Чичиков, лично убеждается в мастерстве жены Михаила Сергеевича, когда попадает к ним на обед: трапеза была шикарной и очень сытной, а ведь это был не праздник, а просто обычный день.

Будучи сам крепким и надежным человеком, Собакевич старается построить вокруг себя такую же прочную деревню. Дома его крестьян достаточно неуклюжи, но сделаны на совесть. В собственном доме Собакевичу тоже не до роскоши и красоты: его мебель и убранство – сплошь практичное и суровое, как и сам хозяин.

Внешность и манера держаться

Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» отметил, что Собакевич выглядел как среднего размера… медведь. Даже в одежде он предпочитал цвета и фасоны, которые ассоциируются с этим зверем: свободный коричневый фрак, длинные рукава и панталоны… Вполне соответствовала «образу» и походка: Михаил Сергеевич передвигался косолапо, неуклюже двигая ногами в исполинских размеров сапогах.

Еще одно сходство Собакевича с медведем проявляется в отсутствии у него эмоций. Он никак не проявляет чувства, и, кажется, не способен их испытывать вовсе. У Михаила Сергеевича грубые черты лица и отрывистый, низкий голос, напоминающий собачий лай (именно благодаря этому персонаж и получил свою «говорящую» фамилию).

Речь героя

Собакевич не любит разговаривать с людьми. Он не видит смысла в том, чтобы вести длинные беседы или проявлять свои эмоции (а те, которые он все же проявляет – преимущественно негативные). Если ему нужно что-то сообщить другому человеку – он сделает это максимально кратко, будто собака гавкнет.

Однако есть ситуации, в которых у Собакевича пробуждается большая красноречивость. Как правило, это случается при торге, когда ему нужно убедить собеседника заплатить как можно больше. Если речь идет о деньгах, то Михаил Сергеевич говорит экспрессивно и эмоционально, тем самым оказывая психологическое давление на собеседника. Именно благодаря этому и своей внушительности Собакевич часто заключает выгодные сделки.

Поступки и особенности поведения

Характер Собакевича очень многообразный. С одной стороны, Михаил Сергеевич – честный и прямолинейный человек, который заботится о своем поместье и о своих крестьянах, не терпит лжи и лени. Но с другой стороны – он грубый и жадный, стремящийся получить свою выгоду во всем, неспособный на чувства.

Несколько основных черт характера Собакевича, на которых и основывается его образ:

  1. Грубость. Михаил Сергеевич не выносит никого вокруг, и часто бросается оскорблениями в сторону других людей – независимо от того, насколько его мнение справедливо. Например, он назвал прокурора, порядочного человека, свиньей. Почему? Да просто потому, что такая грубость – это часть натуры Собакевича.
  2. Прямолинейность. Михаил Сергеевич всегда прямо говорит то, что думает (а мысли у него чаще всего негативные). Он совсем не заботится о том, что может смутить, огорчить или оскорбить другого человека. Не обладая никакими чувствами сам, он не замечает и чувств других людей (да и не хочет их замечать).
  3. Жадность. Собакевич знает цену каждой копейке и будет торговаться за нее до последнего. Он не позволил Чичикову провести себя и взял с него настолько большую цену за «мертвые души», какую только смог.
  4. Хитрость. Собакевич – очень уж изворотливый человек, который любит торговаться и может повернуть ситуацию так, чтобы она была для него максимально выгодной.

Несмотря на то, что описанные выше черты характера – отрицательные, Собакевича нельзя назвать плохим человеком. Он не терпит лести и прелюбодеяния, не ленится в работе и по-настоящему заботится о своих подопечных крестьян. Среди всех помещиков именно образы Собакевича и Коробочки представляются самыми приятными, хотя из души Н. В. Гоголь тоже считает «мертвыми».

Цели жизни и интересы

Михаил Собакевич – простой помещик, его можно даже назвать примитивным. Он твердо стоит на своих позициях и быстро оценивает людей, при этом ни к кому не испытывая симпатии. Дома у него царит авторитарная атмосфера: жена Михаила беспрекословно исполняет все, что он скажет, ее мнение не учитывается и никем не спрашивается, хотя львиная доля хозяйства и держится на ней. Как собеседник Собакевич тоже не слишком приятный: он очень грубый, прямолинейный и упрямый.

Он ругает всех окружающих людей и считает их продавшими душу мошенниками. В выражениях помещик не стесняется, называя всех окружающих нечистыми на руку и лжецами. Причем в своих подозрениях он может быть, и несправедлив, но совершенно искренен: для Собакевича мир действительно выглядит именно так.

Как человек, Собакевич не вызывает особых симпатий. Однако и назвать его тунеядцем, скупердяем или жестоким человеком нельзя (жестоки разве что только его слова). Так почему же Н. В. Гоголь считает, что душа помещика – «мертва»?

Дело в том, что Собакевич сам покрыл себя непробиваемой броней, которая сделала его бесчувственным и отгородила от внешнего мира. Он действительно работает в своем поместье и заботится о своих крестьянах, но он это делает для того, чтобы иметь собственную выгоду: не будет здоровых и крепких мужиков – не будет хорошего хозяйства. Однако он далеко от философии, науки, заботе об окружающих – а ведь именно без этих общество обречено. И тот факт, что большинство дворян XIX века были похожи в своем равнодушии на Собакевича, привело к тому, что дворянство было ликвидировано, как класс, а в России произошла гражданская война.

Таким образом, мы видим, что Михаил Собакевич – больше все-таки положительный герой, несмотря на свою грубость и приземленность. Однако он такой же «мертвый» внутри, как невероятный скупердяй Плюшкин или ограниченная в мышлении Коробочка. Да, Собакевич никому не вредит и живет по совести, но и никакой пользы или положительных эмоций он окружающим не приносит.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» Гоголя

Меню статьи:

  • Возраст и описание внешности помещика Собакевича
  • Семья Собакевича и отношения между родственниками
  • Общая характеристика поместья Собакевича
  • Характеристика личности

Николай Васильевич Гоголь в своей поэме «Мертвые души» изобразил палитру различных типов помещиков периферии. С некоторыми характерами читатель знаком уже из других произведений – они настолько широко распространены, что можно подобные типы увидеть в описании других деятелей литературы. Другие же помещицкие типы встречаются крайне редко, поэтому некоторые образы в поэме Гоголя стали открытием. Одним из таких персонажей, который заставил читателей взглянуть на происходящее другими глазами, стал помещик Собакевич.

Возраст и описание внешности помещика Собакевича

На момент повествования Собакевич находится в самом расцвете своих сил. Его точный возраст неизвестен. Возраст Собакевича колеблется во временных рамках, ограниченных возрастом 40-50 лет.

Он обладает недюжим здоровьем и за все время еще ни разу не болел: «пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил».

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Манилова, героя поэмы “Мертвые души” Николая Васильевича Гоголя.

Причину такого стойкого здоровья Собакевич не знает, он считает, что это природные данные, которые передались ему по наследству – его отец также был очень выносливым и устойчивым к заболеваниям человеком.

В отличие от стереотипов аристократии, Собакевич не обладает традиционной внешностью – его фигура напрочь лишена утонченности и грации, он больше похож на большого медведя – неповоротливого и неуклюжего. Гоголь иронично дал ему и имя, сродное с этим зверем – Михаил: «Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем». Собакевич часто наступает окружающим на ноги, его движения нелепы и напоминают слона в посудной лавке.

Собакевич не отличался ни обаянием, ни харизмой – лицо его было похоже на тыкву по своей форме, а по цвету напоминало «каленый пятак».

«Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!»

Телосложение Собакевича также было отлично от привычного – спина его была похожа на лошадиную – непомерно широкая. Ноги его похожи на бетонные колонны, которые размещают на тротуарах, а размер ног ввергает в недоумение своим огромным размером.

Чичиков был удивлен его комплекцией и подытожил, что в то время, когда такие богатыри уже вывелись среди народа, его внешность и комплекция выглядят необычно.

Одежду Собакевича нельзя назвать неопрятной или сильно заношенной. Она вполне прилична, однако ее цвет и фасон невыгодно подчеркивают сходство Собакевича с медведем: «фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны».

Семья Собакевича и отношения между родственниками

О семье Собакевича мы знаем мало. Гоголь делает некоторые краткие, фрагментарные упоминания о его отце, но и в этом случае играет большую роль не его характеристика личности, а внешние данные. По воспоминаниям героев пьесы отец Собакевича был такой же высокий человек богатырского телосложения. Он, как и его сын, отличался крепким здоровьем.

Дорогие читатели! На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с характеристикой Ноздрева в поэме Николая Гоголя “Мертвые души”.

Собакевич – женатый человек и, судя по всему, счастлив в браке. Жену его зовут Феодулия Ивановна. Она была «дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Вошла она степенно, держа голову прямо, как пальма». В отличии от своего мужа, она была заметно худой женщиной. По нраву своему она была простая и даже чем-то походила на крестьянок. Так, например, когда она подала по дворянской традиции Чичикову руку для поцелуя, то несложно было заметить, что ее руки были вымыты огуречным рассолом, так как они имели характерный запах.

Гоголь ничего не говорит о детях Собакевича. Вполне вероятно, что они уже были взрослыми и самостоятельными людьми и жили отдельно от родителей. Хотя версия о бездетности семейства Собакевичей также не исключена.

В семье не заметны какие-либо конфликты, Собакевич, несмотря на свой сложный характер, смог найти в себе силы для избежания ссор и поддержания доброжелательных отношений внутри семейства.

Общая характеристика поместья Собакевича

Собакевич, в отличие от всех остальных помещиков уезда, является образцовым хозяином. В его поместье все приведено в порядок и сделано на славу. Все постройки его лишены эстетичности, но зато они крепкие и надежные. Все в поместье сделано из толстых бревен – даже те элементы, которые потребовали значительно худшего материала – как, например, колодец или забор, который был окружен «крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности».

Дома крестьян не уступали ничем дому помещика и всем остальным постройкам: «срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует».

Внутри дом ничем не отличался от его внешней отделки – он был такой же грубый и лишенный изящества. Мебель в доме Собакевича все также должна была быть прочной и удобной. При этом ее эстетический вид не учитывался: «Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»».

В доме Собакевичей можно увидеть картины – в основном это изображения полководцев во весь рост. Внешне они также имели сходство с хозяином дома.

Характеристика личности

Собакевич был человек грубого и неприглядного характера. Он всегда был чем-то недоволен, в его привычки не входило хорошо отзываться о ком-либо: «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

По своим повадкам Собакевич напоминает скорее крестьянина, чем аристократа – он часто работает наравне со своим крестьянами. Делает он это не для того, чтобы уберечь себя от воровства со стороны крепостных, а потому, что не будет знать душевного покоя, если лично не убедится, что все сделано как следует.

Для Собакевича критерием достатка человека является его продуктовые запасы. В своих гастрономических предпочтениях он очень консервативен – ему нравится простая по своему принципу приготовления еда, но при этом в понятии Собакевича, она должна быть калорийной и мясной.

Собакевич презирает любые новшества в кулинарии – он без стеснения неодобрительно высказывается о кулинарных предпочтениях других помещиков и самого губернатора. Для него достижением является то, что у него в изобилии еда и продовольствие. Его повар отправляет в помойку то, что другие употребляет в пищу (вполне вероятно, что Собакевич под этим подразумевает субпродукты). Об его отношении к крепостным ничего не известно, вполне вероятно, что оно не выходило за рамки приличия. Со своей супругой Собакевич, в меру своих возможностей был обходителен и любезен, но при этом он абсолютно не романтичный человек. Сам же Собакевич характеризирует свой характер, как «собачий»: «не могу не доставить удовольствия ближнему».

Таким образом, Собакевич является хорошим помещиком по отношению к своим крепостным – он беспокоится об их благополучии и удобствах. Его личность напрочь лишена эстетики и романтики, но это не мешает ему быть счастливым в браке и обнародовать свое почтение супруге. Собакевич способен видеть некоторые негативные качества своего характера, но принимать какие-либо действия по их искоренению не спешит.

Речевая характеристика

Речь помещика поражает краткостью, простотой, и точностью. Собакевич проявляет вежливость, если наступит человеку на ноги, сразу же говорит: “не побеспокоил ли” и тут же извиняется. Собакевич живет в одиночестве, трезво смотрит на жизнь, достаточной умен. Речь помещика часто грубая и черствая к окружающим. Собакевич называет городских чиновником “христопродавцами” и  “мошенниками”. Представителя называл “дурак”, прокурора “Свинья”, а губернатора “первый разбойник в мире”. Собакевич любит сбивать с толку человека, последователен в споре. Если мужчине разговор интересен, способен вдохновить человека собственной речью. Когда помещик рассуждает о достоинствах умерших Христьян, речь становиться яркой и эмоциональной.

Собакевич в общении с женой 

Жена помещика Феодулия Ивановна, девушка стройна и худощава. Жена Собакевича справляется с домашними заботами. Женщина много времени уделяет готовке. Мужа окружает, заботой и уютом в доме, муж  сытый. Чичиков побывав в гостях у Собакевича, перечислить ту еду, что съел барин Чичиков, невозможно, “Еда ложилось комом в желудке…”. Феодулия щедра в приготовлении блюд. Собакевич приготовленные блюда женой доедает до конца. 

Отношение в крестьянам

Собакевич знает каждого человека, участвует в хозяйстве. Помещик стремится для крестьян создать прочные условия. У помещика трудолюбивые крестьяне, между собой легко общаются, крестьяне относятся к помещику уважительно.

В имении Собакевича жизнь крестьян выстроена и комфортна. Собакевич любит, чтобы хозяйство было прочным.

“… Помещик, казалось, хлопотал много о прочности…”  “… Словом, все, на что ни глядел он, было напористо,  в каком-то крепком и неуклюжем порядке…” 

У крестьян дома надежные и крепкие, хотя и неуклюжие. Крестьяне не страдают в дождь и холод, как крепостные Плюшкина:

 “… Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирчёных* стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует…” 

Цели Собакевича любимые занятия

Собакевич считает, что жизнь написана по-собственному сценарию, даже если задумал неправильный путь. Автор произведения отметил, что люди как Собакевич пусть будут помещиками.

Цель Собакевича – это жить. Собакевич любим строить усадьбы. А так же любит и плотно поесть, если подавать блюдо на стол так сразу свинью. После того как поел, сразу идет спать. Любимое занятие – это копить деньги, к деньгам помещик неравнодушен. 

Автор: Виктория Давыдова

Как звали собаку из мертвых душ. Собакевич

Искусство и развлечения

25 апреля 2014

Идея поэмы «Мертвые души», ставшей бессмертной, была подана Николаю Васильевичу Гоголю поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Создание произведения – главная миссия, которую должен был выполнить Гоголь. Так думал и сам писатель. В планы Гоголя входило сочинение трех томов поэмы (по подобию Ада, Чистилища, Рая). Был написан и издан только первый том произведения. Только он дошел до читателя. Печальная судьба второго тома и причины, породившие его, до сих пор остаются загадкой. Современные филологи в своих трудах пытаются разгадать тайны, связанные с написанием произведения. С этой целью тщательно изучаются и анализируются созданные в поэме образы, дается характеристика Собакевичу, Манилову, Коробочке и другим главным героям.

Галерея образов поэмы

В поэме «Приключения Чичикова, или Мертвые души», а именно под этой рубрикой произведение опубликовано впервые, представлена ​​целая галерея образов — разные типы людей и даже неодушевленные предметы. Используя этот прием, Гоголь мастерски изображает быт России XIX века.

У него общие черты — невежество чиновников, произвол властей, бедственное положение народа. Вместе с тем в поэме ярко представлены характеры отдельных персонажей, их индивидуальные особенности.

Например, образ Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Ноздрева, Манилова, Чичикова позволяет читателю понять, что персонажи являются типичными представителями определенной эпохи, хотя каждый несет в себе что-то свое, индивидуальное, отличное от других. Появления героев поэмы Гоголя — не случайные моменты. Их изложение читателю подчинено определенному порядку, что очень важно для раскрытия общего замысла произведения.

Имущество Собакевича


Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя.

Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и добротными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, также удивили Чичикова своей надежностью и добротностью.

Сразу видно, что внешняя сторона зданий, их эстетика совершенно не волнуют владельца. Важна функциональность, практическая польза от того, что его окружает.

При описании ландшафта следует обратить внимание на леса, окружающие деревню. С одной стороны был березовый лес, а с другой — сосновый бор. Это также свидетельствует о бережливости владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь подготавливает читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.

Внешность героя

Гоголь дает характеристику Собакевича, его внешние характеристики в сравнении с животными и неодушевленными предметами.

Это неуклюжий медведь средних размеров. Он передвигается, наступая кому-то на ногу. Его шерсть медвежья. Даже имя Михайло Семенович вызывает у читателя ассоциации с животным.

Это сделал Гоголь не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь на такие особенности мы в первую очередь обращаем внимание.

Цвет лица Собакевича, раскаленный, горячий, как у медной копейки, также свидетельствует о какой-то силе, нерушимости характера.

Описание интерьера и образ героя поэмы


Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно похож на образ хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такими же неуклюжими, громоздкими, тяжелыми, как и он сам.

Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить, что его духовные интересы ограничены, что он слишком близок к миру материальной жизни.

Что отличает Собакевича от других помещиков

Внимательный читатель обязательно заметит эту разницу. Образ помещика Собакевича, имея много общего с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некоторое разнообразие.

Помещик Собакевич не только любит надежность и силу во всем, но и дает возможность своим крепостным жить основательно и твердо стоять на ногах. Это показывает практическую хватку и деловитость этого персонажа.

Когда с Чичиковым заключалась сделка по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно составил список своих умерших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждую из них он мог описать — назвать привлекательные и отрицательные стороны характера человека.

Это говорит о том, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, разумеется, в свою пользу.

Совершенно не приемлет излишней скупости и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ крепостных, ест хуже пастуха. Сам Михайло Семенович очень рад порадовать свой желудок. Чревоугодие, пожалуй, главное его дело в жизни.

Заключить сделку


Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое говорит о Собакевич. Читатель замечает, что помещик умен — он прекрасно понимает, чего хочет Чичиков. Опять же на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать во благо себе.

Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда это переходит в грубость, невежество, цинизм, что и составляет настоящую суть характера.

Что настораживает в описании образа героя

Характеристики Собакевича, некоторые его поступки, высказывания вызывают у читателя настороженность. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не свидетельствует о высокой духовности Собакевича. Делается это только во благо себе — всегда есть что взять из крепкой экономики субъектов.

Про городских чиновников Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, правда. Но все вышеперечисленное не мешает ему иметь прибыльный бизнес и отношения с этими мошенниками.

Читателя настораживает и то, что он не сказал ни одного доброго слова ни об одном человеке, с которым Собакевич знаком, с которым дружит, если это можно так назвать.

Отношение к науке и образованию резко отрицательное. А тех, кто это делает, Михайло Семенович повесил бы — так они ему ненавистны. Вероятно, это связано с тем, что Собакевич понимает, что образование может расшатать устоявшиеся устои, а помещику это невыгодно. Отсюда его тяжеловесность и устойчивость взглядов.

Смертность души Собакевича


Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как и его соседи, чиновники от города, авантюрист Чичиков. Читатель это прекрасно понимает.

Имея устоявшийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят никаких изменений вокруг себя. Зачем им это нужно? Чтобы измениться, человеку нужна душа, а ее у этих людей нет. Гоголю так и не удалось заглянуть в глаза Собакевичу и другим героям поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души.

О мертвости персонажей свидетельствует и тот факт, что автор очень мало рассказывает о родственных связях персонажей. Складывается впечатление, что все они появились из ниоткуда, у них нет корней, а значит, нет и жизни.

В данной статье будет рассмотрена характеристика помещика Собакевича — одного из главных персонажей произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Интересно, что идея этого стихотворения принадлежала великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, а Гоголь лишь выполнил данное ему обещание — создал произведение.

Следует отметить, что свою миссию он не выполнил, ведь изначально планировалось создать три тома поэмы (по подобию Ада, Чистилища и Рая), но до читателя дошел только первый. Есть предположение, что почти полностью законченный второй том был уничтожен писателем по неизвестным причинам, а третий написать Гоголь не успел. Чтобы хоть немного приблизиться к разгадке тайн, связанных с судьбой этих произведений великого писателя, филологи нашего времени тщательно анализируют и изучают образы его героев, создавая Собакевича, Коробочку, Манилова, Ноздрева, Плюшкина и другие персонажи произведения.

История написания

Надо сказать, что поэма «Мертвые души», как и многие другие произведения автора, является бессмертным произведением литературного искусства. В нем изображена действительность России 19 века, которая находит свое отражение в сегодняшнем дне. Деятельность невежественных чиновников, произвол властей, бедственное положение простых людей – все это в полной мере представлено автором на страницах произведения.

Помимо описания разных типов людей, Николай Васильевич подробно описывает и неодушевленные предметы, что позволяет читателю ясно представить образ жизни русского народа в 19век. Ключевые фигуры поэмы позволяют составить общее представление о людях того времени: Чичиков, Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич. Характеристика героя представлена ​​Гоголем таким образом, что каждый из них наделен как типичными чертами представителей эпохи, так и отдельными, отличными от других.

Интересным открытием наблюдателей и исследователей стало еще и то, что последовательность появления персонажей в поэме Гоголя не случайна, все подчинено определенному порядку. Этот факт позволяет нам приблизиться к пониманию основной идеи произведения.

Помещик Собакевич: характеристика героя

Мертвые души продавали многие помещики. Особого внимания среди них заслуживает Собакевич Михайло Семенович. Автор знакомит читателя с этим героем задолго до того, как он появится в сюжете. Сначала Гоголь описывает свои владения, как бы подготавливая читателя к восприятию такого непростого персонажа, как Собакевич. Характеристика героя раскрывается через подробное изображение его деревни, большой деревни с крепкими постройками. Дом самого Собакевича представлял собой прочную конструкцию и казался вечным. Крестьянские усадьбы также отличались добротностью и надежностью. Но, как заметил Чичиков, въезжая в деревню Собакевичей, хозяина имущества совершенно не заботила эстетика построек, на них не было ни одного лишнего «бесполезного» декоративного элемента. Внешний вид построек не отличался изысканностью, практичностью и функциональностью — это главная особенность построек, принадлежавших помещику Собакевичу.

Характеристика героя прослеживается и в описании окружающей природы. Автор рассказывает, что с одной стороны села был сосновый лес, с другой — березовый. Он сравнивает леса с крыльями одной птицы, только одно из них светлое, а другое темное. Так Гоголь дает понять читателю, что Собакевич, собственник имения, наделен разными личностными качествами.

Внешний вид арендодателя

Краткое описание Собакевича, в частности его внешности, дано автором в самом произведении. Гоголь сравнивает героя с некрупным медведем, акцентирует внимание на его фраке медвежьего цвета. Даже имя Михайло Семенович выбрано не случайно, оно невольно ассоциируется с коричневым косолапым животным. К тому же помещик Собакевич передвигался, как медведь, то и дело наступая кому-нибудь на ноги.

Герой имеет горячий, раскаленный цвет лица, что несомненно лишний раз свидетельствует о нерушимости и силе его натуры.

Характеристики персонажа

Авторское описание персонажа отличное. Он раскрывается не только во внешности, походке, жестах, но и в манере говорить, и во всем образе жизни. С первых слов герою приписывают абсолютную приземленность взглядов и интересов.

Каждая деталь в комнате Собакевича была очень похожа на своего хозяина. На картинах, висевших в его доме, были изображены греческие богатыри, внешне напоминающие Михаила Семеновича. На него были похожи ореховое бюро и черно-пятнистый дрозд.

Представлен писателем как сильный, расчетливый собственник Михайло Собакевич. Характеристика героя дает понять, что его крестьяне живут благополучно и спокойно под его началом. А его работоспособность и природная мощь, которая стала выглядеть как тупая инерция, — это беда, а не вина героя.

Взгляд на жизнь

Собакевич враждебно относится ко всему, что связано с духовностью. В его понимании культура и просвещение — вредные и бесполезные изобретения. Главное для него – забота о собственном благополучии и сытое существование при любых обстоятельствах.

В разговоре с Чичиковым наш герой показывает себя хищником с мертвой хваткой, готовым схватить добычу любой ценой. Именно в таком ключе автор характеризует Собакевича. Мертвые души — вот за чем пришел к нему Чичиков, и Михайло Семеныч тотчас назвал вещи своими именами, не дожидаясь, пока он устанет от намеков. Он не стыдился торговаться и даже жульничать, подсунув Чичикову Елизавету Воробей. В ходе сделки проявились основные качества помещика Собакевича. Его прямолинейность и изобретательность иногда граничили с грубостью, цинизмом и невежеством.

Михайло Семенович лично составил список всех своих умерших крестьян, кроме того, рассказал о каждом из них — чем он занимался, какими чертами характера обладал. На первый взгляд может показаться, что Собакевич переживает за своих подчиненных, раз он так много о них знает. Но на самом деле он руководствуется простым расчетом – ему все равно, кто живет в его владениях, и он хорошо знает, кто и чем может быть ему полезен.

Отношения Собакевича с окружающей средой

Внимательный читатель несомненно заметит, чем Собакевич похож на других героев и в чем его отличия. Основные из них уже были упомянуты выше. Стоит также обратить внимание на то, что Собакевич не приемлет скупости, о чем свидетельствует его желание, чтобы его подчиненные жили хорошо, и критику в адрес помещика Плюшкина, который, имея восемьсот душ крестьян, ест как пастух. Сам Собакевич любил вкусно покушать. Он также понимает, что от сильного крестьянского хозяйства можно получить больше, наверное, поэтому он держит своих подопечных в достатке.

Помещик нелестно отзывается о чиновниках, называя их «христопродавцами» и мошенниками. Но это не мешает ему вести с ними дела и заключать сделки. И вообще ни одного доброго слова не сорвалось с его уст, когда он говорил о людях, с которыми дружит или общается.

находки

То, что автор оставляет Собакевичу шанс на возрождение, приписывая ему много хороших качеств, не вызывает сомнений, что душа помещика умерла. Он, как и многие другие, не допускает изменений вокруг и внутри себя, ведь измениться может только тот человек, у которого есть душа.

Характеристики героя

Собакевич Михайло Семеныч — помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешний вид этого героя (напоминает «медведя средних размеров», фрак на нем «совсем медвежьего» цвета, шаги хаотичны, цвет лица «горячий, горячий») говорят о силе его натуры .

С самого начала образ С. связан с темой денег, домашнего хозяйства, расчета (на момент въезда в деревню С. Чичиков мечтает о 200-тысячном приданом). Беседуя с Чичиковым С., не обращая внимания на уклончивость Чичикова, он деловито переходит к сути вопроса: «Вам нужны мертвые души?» Главное для С. — цена, все остальное его не интересует. Со знанием дела С. торгуется, хвалит свой товар (все души «как крепкий орех») и даже умудряется надуть Чичикова (подсовывает ему «женскую душу» — Елизавета Воробей). Психический образ С. отражается во всем, что его окружает. В его доме убраны все «ненужные» архитектурные красоты. Избы крестьян также строились без каких-либо украшений. В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, похожих на хозяина дома. Темноцветный крапчатый дрозд и пузатый орех бюро («совершенный медведь») похожи на S. В свою очередь, сам герой тоже выглядит как предмет — его ноги подобны чугунным тумбам. С. — тип русского кулака, сильный, расчетливый хозяин. Его крестьяне живут хорошо, надежно. В том, что природная сила и деловитость С. превратились в тупую косность, скорее не вина, а беда героя. С. живет исключительно в новое время, в 1820-е гг. С высоты своего могущества С. видит, как задавлена ​​окружающая его жизнь. Во время торга он замечает: «…что это за люди? мухи, а не люди», намного хуже, чем мертвые. С. занимает одно из высших мест в духовной «иерархии» героев, поскольку, по мнению автора, имеет много шансов на перерождение. От природы он наделен многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и мощная натура. Их реализация будет показана во втором томе поэмы — в образе помещика Костанджогло.

План

1. Введение

2. Внешность Собакевича

3. Образ жизни и окружение

4. Мировоззрение

5. Заключение

В бессмертном произведении «Русская душа» Гоголь Н. В. жизнь развивалась. Особое место в ней занимает галерея собирательных образов помещиков, которых по очереди посещает главный герой. Шквал критики со стороны помещиков, обрушившийся на писателя после публикации поэмы, свидетельствует о том, что изображенные персонажи взяты прямо из жизни. Н. М. Языков писал по поводу этой критики: «…вот явные свидетельства того, что их портреты списаны… верно и то, что подлинники задеты за живое!» Многие узнавали себя в колоритной фигуре Собакевич.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Собакевича, это его удивительное сходство с медведем, которое поразило Чичикова. «Не ладно скроено, а крепко сшито» — поговорка, которую с полным правом можно применить к этой помещице. У Собакевича медвежья походка, постоянно наступает кому-то на ноги. Кроме того, его шея вообще не двигается. Полному помещику приходится переворачиваться всем телом.

Собакевич не имеет понятия ни о красоте, ни о симметрии. Главное его требование к окружающим предметам – прочность и долговечность. Чичиков отмечает это, находясь у него в гостях. Неуклюжесть заметна не только в господском доме, но и во всех деревенских постройках. Традиционной народной резьбы нет. При строительстве используются бревна, которые с успехом пошли бы на корабельные мачты.

Чичикова поражают картины в доме Собакевича, на которых изображены такие же массивные, сплоченные командиры. В конце концов у него складывается ощущение, что каждый предмет в помещичьем доме говорит: «И я тоже, Собакевич!» Вполне естественно, что при такой физической конституции Собакевич любит сытно поесть. Еда для него – одна из главных радостей в жизни. Непомерные размеры подаваемых блюд снова поражают Чичикова.

Главной отличительной чертой мышления Собакевича является практичность и полное недоверие. Обо всех своих знакомых отзывается резко негативно: «мошенники», «свиньи», «дураки» и т. д. Может показаться, что это крайне ограниченный и недалёкий человек. Но за внешней глупостью скрывается очень хитрый изворотливый ум. Чичиков был неприятно удивлен, когда в ответ на его расплывчатые рассуждения сам Собакевич предложил продать ему мертвые души. Еще больше он удивился, когда услышал о ориентировочной цене — сто рублей. Собакевич, разумеется, назвал максимальную сумму, чтобы «прощупать» покупателя. Чичиков был абсолютно уверен, что его аферу не сможет распутать никто. Но на его справедливое замечание, что мертвые души ни к чему, Собакевич резонно возражает: «Да вы покупаете». Затем туманно намекает Чичикову, что подобные операции не совсем законны. В конце концов Собакевич уговаривает Чичикова поднять цену с восьми гривен (80 копеек) до двух с половиной рублей. Видно, что неуклюжий медведь не так уж и прост. Дальнейшие переговоры весьма комичны, но и подтверждают природную хитрость Собакевича. Он добивается залога от Чичикова, при написании расписки прижимает деньги рукой, а потом с сожалением замечает, что «бумажка старая!»

Чичиков в душе называет Собакевича «человеком-кулаком». Это определение как нельзя лучше подходит для этого персонажа. Крепкий помещик с отменным здоровьем может сначала показаться дураком, недалеко уходящим от простого крестьянина. На самом деле Собакевич ведет свое хозяйство уверенно и твердо. Он не упустит ни копейки и постарается обмануть любого. Собакевич верит только в себя, объявляя всех вокруг себя «аферистами». Это обстоятельство наводит на грустную мысль: ведь так думают все помещики на Руси.

Помещик Собакевич — очень колоритный персонаж гоголевских «Мертвых душ», внешне напоминающий медведя своей неуклюжестью, массивностью и склонностью к обжорству. Французским деликатесам в виде лягушачьих лапок или устриц он предпочитает половинку баранины или целого осетра. При этом Собакевич гордится своим русским богатырским желудком, способным переварить любую пищу, да еще и в огромных количествах. Он откровенно издевается над диетами французов и немцев, и характеристика Собакевича уже в этом эпизоде ​​вполне очевидна. После обеда у Михаила Семеновича Чичиков, покупающий у помещиков мертвые души, чувствует себя на целый фунт.

Гостя поражает тот факт, что Собакевич всем вокруг помещиков дает только отрицательные характеристики: губернатор чуть ли не разбойник с большой дороги, прокурор — свинья, а сосед Плюшкин — пес. Вот где очень ярко выступает характеристика Собакевича в «Мертвых душах» Николая Гоголя.

Разговор Собакевича с Чичиковым

По натуре Собакевич настолько невозмутим, что даже бровью не поводит на удивительное предложение Чичикова продать ему мертвые души, тут же начинает торговаться, запрашивая втридорога — 100 рублей за душу . Если вспомнить визит Чичикова к Коробочке, то Настасья Петровна в подобной ситуации даже глаза выпучила от изумления.

Торгуется по кулацким меркам, но цена на душу населения в итоге падает до двух с половиной рублей. Такое поведение характерно для расчетливой и скупой натуры Собакевича.

Продолжая говорить о характеристиках Собакевича, отметим, что он не отличается тонкой душевной организацией, гибкостью ума и тягой к просвещению, но является крепким хозяйственником, владеющим большим благоустроенным поселком. Сам он живет в хорошем доме с антресолями, а у его крестьян крепкие и прочные дома. В хозяйстве Михаила Семеновича везде и во всем прослеживается порядок и достаток. Также можно прочитать цитаты из поэмы «Мертвые души», в которых упоминаются слова помещика Собакевича.

Собакевич любит все крепкое, пусть и неказистое с виду. Громоздкие и прочные предметы мебели, окружающие Михаила Семеновича, как бы говорят, что они тоже Собакевичи.

Из помещичьих галерей, представленных Николаем Гоголем в «Мертвых душах», Собакевич — самый положительный и наименее вульгарный литературный герой, несмотря на всю его приземленность.

образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

Главный герой произведения, бывший чиновник, а ныне интриган. Ему принадлежит идея аферы с мертвыми душами крестьян. Этот персонаж присутствует во всех он все время ездит по России, знакомится с богатыми помещиками и чиновниками, входит в их доверие, а потом пытается провернуть всякие махинации.

0003

Один из героев поэмы, сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ в провинциальном городке НН. Фамилия героя происходит от глаголов «манить» и «манить». Чичиков знакомится с Маниловым на приеме у губернатора и быстро находит с ним общий язык, возможно, благодаря схожести характеров. Манилов тоже любит говорить «сладко», у него даже глаза какие-то «сахарные». О таких, как они, обычно говорят «ни то, ни се, ни в городе Богдане, ни в селе Селифане».

Вдова-помещица с работы, вторая «продавщица» мертвых душ. По натуре она корыстная маленькая сволочь, которая в каждом видит потенциального покупателя. Чичиков быстро заметил коммерческую деловитость и глупость этого помещика. Несмотря на то, что она умело ведет хозяйство и умудряется извлекать пользу из каждого урожая, мысль о покупке «мертвых душ» не казалась ей странной.

Сорванный с работы 35-летний помещик, третий «продавец» душ погибших крестьян. С этим персонажем Чичиков знакомится уже в первой главе на приеме у прокурора. Позже он встречает его в трактире и приглашает Чичикова к себе в гости. Усадьба Ноздрева в полной мере отражает вздорный характер владельца. В кабинете нет книг и бумаг, в столовой козы, еда не вкусная, что-то подгорело, что-то пересолено.

Один из персонажей произведения, четвертый «продавец» мертвых душ. Внешний вид этого героя как нельзя лучше соответствует его характеру. Это крупный, слегка угловатый и неуклюжий помещик с «бульдожьей» хваткой, похожий на «медведя средних размеров».

Персонаж поэмы, пятый и последний «продавец» мертвых душ. Он олицетворение полного некроза человеческой души. В этом персонаже погибла яркая личность, поглощенная скупостью. Несмотря на уговоры Собакевича не ехать к нему, Чичиков все же решился навестить этого помещика, так как известно, что у него высокая смертность крестьян.

петрушка

Второстепенный персонаж, лакей Чичикова. Ему было около тридцати лет, с суровым взглядом, большими губами и носом. Он носил одежду с барского плеча, молчал. Он любил читать книги, но ему нравился не сюжет книги, а просто процесс чтения. Он был неряшлив, спал в одежде.

Селифан

Второстепенный персонаж, ямщик Чичиков. Он был невысокого роста, любил выпить, ранее служил на таможне.

Губернатор

Второстепенный персонаж, главный в городе НН, большой добряк с наградами, устраивал балы.

Вице-губернатор

Второстепенный персонаж, один из жителей города NN.

Прокурор

Второстепенный персонаж, один из жителей города НН. Он был серьезным и молчаливым человеком, имел густые черные брови и слегка подмигивающий левый глаз, любил играть в карты. После скандала с Чичиковым он скоропостижно скончался от душевных страданий.

Председатель Палаты

Второстепенный персонаж, один из жителей г. NN. Разумный и любезный человек, он знал всех в городе.

описание помещиков в мертвых душах

  1. Образы помещиков в «Мертвых душах»

    Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей помещиков, чиновников, Чичикова писатель видит трагическое омертвение человечества, тупое движение истории по порочному кругу.
    Сюжет «Мертвых душ» (цепочка встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. Мои герои следуют один за другим, один пошлее другого, отмечал писатель. Действительно, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею крепостников-помещиков, уже открыто назван дырой в человечестве.

    Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, барского дома, портрета хозяина, канцелярии, рассказ о городских чиновниках и мертвых душах) . При необходимости также дается биография персонажа.
    Образ Манилова захватывает типаж бездельника, мечтателя, романтического бездельника. Помещичье хозяйство находится в полном упадке. Барский дом стоял на стыке, то есть на холме, открытый всем ветрам, что только ни дуть… Экономка ворует, тупо и бесполезно готовит на кухне, кладовая пуста, прислуга нечиста и пьяницы. Между тем воздвигнута беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: Храм Одинокого Отражения. Мечты Манилова нелепы и вздорны. Иногда… он говорил о том, как хорошо было бы, если вдруг из дома провести подземный ход или построить каменный мост через пруд… Гоголь показывает, что Манилов ушел и опустел, у него нет настоящих духовных интересов. В его кабинете всегда была какая-то книга с закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал в течение двух лет. Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистокла), слащавая сладость речи (Первомай, именины сердца) подтверждают проницательность портретной живописи персонажа. В первую минуту разговора с ним нельзя не сказать: Какой приятный и добрый человек! В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: Черт его знает, что такое! и отойти; если вы не отойдете, вам будет скучно до смерти.
    Гоголь с удивительной художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.
    Образ накопительницы Коробочки уже лишен тех привлекательных черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип одной из тех матерей, мелких помещиц, которые… постепенно набирают деньги в красочные мешочки, расставленные по ящикам комодов. Интересы Коробочки целиком сосредоточены на домашнем хозяйстве. Волевая и дубина Настасья Петровна боится дешево продавать, продавая мертвые души Чичикову. Безмолвная сцена, происходящая в этой главе, любопытна. Подобные сцены мы находим почти во всех главах, изображающих заключение сделки между Чичиковым и другим помещиком. Это особый художественный прием, своего рода временная остановка действия, позволяющая с особой выпуклостью показать душевную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В конце третьей главы Гоголь говорит о типичном образе Коробочки, о незначительном отличии ее от другой аристократки.

  2. Помещик Внешний видУсадьбаХарактеристикаОтношение к просьбе Чичикова
    Манилов Человек еще не старый, глаза сладкие как сахар. Но этого сахара было слишком много. В первую минуту разговора с ним вы скажете, какой приятный человек, через минуту ничего не скажете, а в третью подумаете: черт его знает, что это такое! Хозяйский дом стоит на холме, открытый всем ветрам. Экономика в полном упадке. Домработница ворует, в доме всегда чего-то не хватает. Кухня тупо готовится. Слуги Пьяницы. На фоне всего этого упадка странно выглядит беседка с названием Храм Одинокого Отражения. Маниловы любят целоваться, дарить друг другу милые безделушки (зубочистку в футляре), но при этом совершенно не заботятся об благоустройстве дома. О таких, как Манилов, Гоголь говорит: Человек так себе, ни в городе Богдане, ни в селе Селифане. Человек пустой и вульгарный. Вот уже два года в кабинете лежит книга с закладкой на 14 странице, которую он постоянно читает. Мечты бесплодны. Речь приторна и слащава (именины сердца) Удивила.
    Он понимает, что эта просьба незаконна, но отказать такому приятному человеку не может. Соглашается отдать крестьян на волю. Он даже не знает, сколько душ он умер.
    Коробочка Пожилая женщина, в чепце, с фланелью на шее. Небольшой дом, обои в доме старые, зеркала старые. В хозяйстве ничего не тратится, об этом свидетельствует сетка на фруктовых деревьях и колпак на чучеле. Она учила всех порядку. Двор полон птиц, сад ухожен. Крестьянские избы, хотя и построенные разрозненно, показывают довольство жителей, они содержатся в надлежащем состоянии. Коробочка знает о своих мужиках все, записей не ведет и имена погибших помнит наизусть. Экономичен и практичен, знает цену копейке. Головастый, глупый, скупой. Это образ помещика-аккумулятора. Он недоумевает, зачем Чичиков это делает. Боюсь дешево продать. Точно знает, сколько крестьян погибло (18 душ). Он смотрит на мертвые души так же, как смотрит на сало или коноплю: вдруг они пригодятся в хозяйстве.
    НострвСвежий, как кровь с молоком, полный здоровья. Среднего роста, хорошо сложен. В тридцать пять он выглядит так же, как и в восемнадцать. Конюшня с двумя лошадьми. Конура в отличном состоянии, где Ноздрв чувствует себя отцом семейства. В офисе нет привычных вещей: книг, бумаг. И висит сабля, два ружья, шарманка, дудки, кинжалы. Земли неухоженные. Хозяйство шло само собой, так как главным занятием героя была охота и ярмаркам было не до хозяйства. Ремонт в доме не закончен, партер пуст, шарманка вышла из строя, бричка потеряна. Положение крепостных, от которых он черпает все, что может, плачевно. Гоголь называет Ноздрву исторической личностью, потому что ни одно собрание, на котором выступал Ноздрв, не обходилось без истории. Слывет хорошим другом, но всегда готов навредить своему другу. Разбитый малый, бесшабашный гуляка, карточный игрок, любит врать, бездумно тратит деньги. Грубость, наглая ложь, безрассудство отражаются в его отрывочной речи. При разговоре постоянно перескакивает с одной темы на другую, употребляет матерные выражения: свинья ты такая, чушь такая.
    От него, бесшабашного гуляки, казалось легче всего достать мертвые души, а между тем он один один оставил Чичикову ни с чем.
    Собакевич На медведя похож. Фрак медвежьего цвета. Цвет лица фекальный, горячий. Большая деревня, неуклюжий дом. Конюшня, сарай, кухня построены из массивных бревен. На портретах, висящих в комнатах, изображены герои с толстыми бедрами и неслыханными усами. Комод из ореха на четырех ножках выглядит нелепо. Хозяйство Собакевича развивалось по принципу несуразно скроенного, но крепко сшитого, солидного, крепкого. И он не разоряет своих мужиков: его мужики живут в чудно срубленных избах

Композиционная основа поэмы Гоголя «Мертвые души» — путешествие Чичикова по городам и губерниям России. По замыслу автора, читателю предлагается «объездить с героем всю Россию и выявить самые разные характеры». В первом томе «Мертвых душ» Николай Васильевич Гоголь знакомит читателя с рядом персонажей, представляющих «темное царство», знакомых по пьесам А. Н. Островского. Типы, созданные писателем, актуальны и по сей день, а многие имена собственные со временем стали именами нарицательными, хотя в последнее время они все реже используются в разговорной речи. Ниже приводится описание героев поэмы. В «Мертвых душах» главными героями являются землевладельцы и главный искатель приключений, чьи приключения легли в основу сюжета.

Чичиков , главный герой «Мертвых душ», путешествует по России, покупая документы на умерших крестьян, которые по ревизионной книге до сих пор считаются живыми. В первых главах произведения автор всячески пытается подчеркнуть, что Чичиков был совершенно обычным, ничем не примечательным человеком. Умея найти подход к каждому человеку, Чичиков без особых проблем умел добиться расположения, уважения и признания в любом обществе, с которым ему приходилось сталкиваться. Павел Иванович ради достижения своей цели готов на все: лжет, выдает себя за другого человека, льстит, использует других людей. Но в то же время он кажется читателям совершенно обаятельным человеком!

Гоголь мастерски показал многогранную человеческую личность, в которой сочетаются порочность и стремление к добродетели.

Еще одним героем произведения «Мертвые души» Гоголя является Манилов . Чичиков подходит к нему первым. Манилов производит впечатление беззаботного человека, которого не волнуют мирские проблемы. Жену Манилов нашел себе под стать — такую ​​же мечтательную барышню. Слуги занимались домом, а к их двум детям, Фемистоклу и Алкиду, приходят учителя. Определить характер Манилова было сложно: сам Гоголь говорит, что в первую минуту можно подумать «какой удивительный человек!», чуть позже — разочароваться в герое, а еще через минуту убедиться, что ничего нельзя сказать о Манилове вообще. У него нет желаний, нет самой жизни. Помещик проводит время в отвлеченных размышлениях, совершенно не обращая внимания на бытовые проблемы. Манилов легко отдал мертвые души Чичикову, не спрашивая о юридических подробностях.

Если продолжить список героев рассказа, то следующим будет Коробочка Настасья Петровна , старая одинокая вдова, живущая в небольшой деревне. Чичиков попал к ней случайно: ямщик Селифан заблудился и свернул не на ту дорогу. Герой был вынужден остановиться на ночлег. Внешние атрибуты были показателем внутреннего состояния помещицы: все в ее доме было сделано толково, крепко, но тем не менее повсюду было много мух. Коробочка была настоящим предпринимателем, ведь в каждом человеке она привыкла видеть только потенциального покупателя. Настасья Петровна запомнилась читателю тем, что никак не соглашалась на сделку. Чичиков уговорил помещицу и пообещал дать ей несколько синих бумажек для челобитных, но пока он не согласился в следующий раз заказать у Коробочки муку, мед и сало, Павел Иванович не получил несколько десятков умерших душ.

Следующим по списку был Ноздрев — гуляка, врун и весельчак, плейбой. Смыслом его жизни были развлечения, даже двое детей не могли удержать помещика дома больше нескольких дней. Ноздрев часто попадал в разные истории, но благодаря своему врожденному таланту находить выход из любой ситуации всегда выходил сухим из воды. Ноздрев легко общался с людьми, даже с теми, с кем успел поссориться, через некоторое время заговорил, как со старыми друзьями. Однако многие старались не иметь ничего общего с Ноздревым: помещик сотни раз сочинял разные небылицы о других, рассказывая их на балах и званых обедах. Казалось, Ноздрева совершенно не беспокоило то, что он часто проигрывал в карты свое имущество, — он непременно хотел отыграться. Образ Ноздрева очень важен для характеристики других героев поэмы, в частности Чичикова. Ведь Ноздрев был единственным человеком, с которым Чичиков не пошел на сделку и вообще больше не хотел с ним встречаться. Павлу Ивановичу едва удалось бежать от Ноздрева, но Чичиков не мог даже представить, при каких обстоятельствах он снова увидит этого человека.

Собакевич был четвертым продавцом мертвых душ. Внешностью и поведением он напоминал медведя, даже интерьер его дома и домашняя утварь были огромными, неуместными и громоздкими. С самого начала автор акцентирует внимание на бережливости и расчетливости Собакевича. Именно он первым предложил Чичикову купить документы для крестьян. Чичиков был удивлен таким ходом событий, но спорить не стал. Помещик запомнился еще и тем, что набил цену крестьянам, несмотря на то, что последние давно умерли. Он говорил о своих профессиональных навыках или личных качествах, пытаясь продать документы по более высокой цене, чем предлагал Чичиков.

Удивительно, но именно у этого героя гораздо больше шансов на духовное возрождение, ведь Собакевич видит, какими маленькими стали люди, насколько они ничтожны в своих устремлениях.

В этом списке характеристик героев «Мертвых душ» собраны наиболее важные для понимания сюжета персонажи, но не стоит забывать и о кучере Селифане , и о слуге Павла Ивановича , и о добродушном помещике Плюшкине. . Будучи мастером слова, Гоголь создавал очень яркие портреты героев и их типов, поэтому все описания героев «Мертвых душ» так легко запоминаются и сразу узнаваемы.

Проверка работы

Так называемая галерея помещиков Николая Васильевича Гоголя начинается с помещика Манилова. Именно к нему главный герой идет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавую речь этого мужчины, хотя внешне он довольно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова — фантастические сны. Он любит лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном переходе. Ему нет никакого дела до крестьян, которые страдают от беспечности этого помещика. Манилов — льстеец, по его словам, в городе все «любезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.

Коробочка появляется следующей в галерее перед читателем. Ее жизнь — вечное накопление. Она скупа и даже глупа, так как Чичикову приходится тратить и время, и нервы, чтобы заставить ее продать мертвых мужиков. Этот образ также оказался типичным для русских помещиков того времени.

Ноздрев — заядлый игрок и пьяница, скандалист и гуляка — называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик имеет беспорядочный характер, что отражается даже в его жилище. В доме творится какой-то беспредел, сам хозяин держит настоящего волчонка, а в конюшне козочку. Ноздрев сначала отказывается продавать Чичикову мужиков, а потом играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без мошенничества со стороны владельца. Возмущенного этим Чичикова от расправы Ноздрева спасает только визит исправника.

Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. Диск в нем тоже виден, как и в Боксе. Крайне нелестно отзывается о горожанах, зато хвалит своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан как некий правитель над крестьянами.

Последний помещик — Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, но живет он в ветхом жилище, одетый как нищий. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов экономить (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их впустую. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека — то, к чему медленно, но верно движутся остальные помещики.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

Гоголь, этот замечательный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном помещиков. Особенно ярко это выражено в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя хорошо видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого века в России играли очень важную роль в жизни крестьян и общества в целом. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, безграмотных людей.

Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов — настоящих, а не лицемерных. Помещики — это люди, которые наживались на простых и бедных людях для своей выгоды. Для крестьян это было похоже на рабство, потому что они не получали ни денег, ни земли, только пинки и упреки, если не хуже. Помещики были начальником крепости, так им от этого еще хуже становится.

В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще больше, а потому стал использовать даже мертвых людей, вернее, их имя и возраст, якобы они действительно существуют, и находятся в его крепости, то есть на службе у своего имения. Никто из ревизоров, да и вообще, не мог знать, живы те люди или нет, — но зато помещик получал за это неимоверные выгоды.

Гоголь показывает, какими ничтожными могут быть люди, и неважно, помещики они или нет. В этой работе землевладельцы решили нажиться даже на мертвых душах людей, уже покинувших этот мир. Но и они не остались одни, и тут решили почерпнуть для себя какую-то выгоду.

Вот почему Гоголь не мог спать спокойно, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, не настоящих богачей, а тех, кто наживается на всем, что может.

Несколько интересных сочинений

    Здравствуй, дорогая доченька Дуня! Я долго думал, писать тебе или нет. И, наконец, он решился.

  • Сочинение Доброта и жестокость

    Глядя на эти слова, можно подумать, что это совершенно разные вещи. Но в жизни часто случается так, что совершенно несочетаемые вещи сходятся воедино. И доброта и жестокость не исключение. Так почему же такие разные вещи объединяются?

  • Сравнительная характеристика Тихона и Бориса в спектакле «Гроза» Островского сочинение

    Пьеса «Гроза» — одно из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой дораме, очень яркие, а порой и противоположные. Но, показывая противоположность характеров, автор иногда отражает их сходство.

  • Образ и характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» очерк

    Многие русские писатели упоминают в своих произведениях исторические личности. В своем произведении Толстой описал Наполеона Бонапарта. Командир имел неприметный вид и был сыт.

  • Композиция по картине Григорьева «Вратарь» от первого лица вратаря (описание)

    Сегодня отличная погода. Листья уже опадают, время от времени идет дождь. Осень постепенно вступает в свои права. Однако сегодня солнечный день. Теплый. Мы с ребятами сразу после школы поехали на пустырь

То самое произведение, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме «Мертвые души», представляя нам их портреты, рисуя их характеры, говоря их словами, показывая их мысли и поступки.

Образы помещиков кратко

Чтобы показать нам бесчеловечность феодалов — дворян той России, Гоголь в «Мертвых душах» создает образы помещиков. Знакомимся с ними постепенно, путешествуя с богатырем Чичиковым, задумавшим скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах помещики прошлого, которые описывает автор, узнавали себя. Кто-то увидел в себе Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Рассмотрим подробнее портретную характеристику героев поэмы, проанализировав их образы в «Мертвых душах» и написав наше сочинение. Поскольку на уроке мы подробно рассмотрели произведение «Мертвые души», охарактеризовать образы будет несложно. Начнем с первого героя — Манилова.


Когда Чичиков задумал свой план скупки мертвых душ, он отправился в уездный город, чтобы осуществить свой план. Здесь он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд, это добрый, заботливый и правильный человек. Но это только первое впечатление, а на деле все иначе. Только на словах он хороший, на деле ему нет дела ни до родственников, ни до крепостных. Вежливость и честность притворяются, и он делает это, чтобы найти свое место под солнцем. Вся его приятность не более чем маска, за которой скрывается пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в упавшей беседке, которую он называет храмом уединения и размышления. Вся усадьба заброшена, крестьяне бедствуют, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает о том, как он построит мост через пруд.


Потом Чичиков знакомится с Коробочкой. Уже по фамилии видно, что это недалекая женщина. Как назовет ее автор Clubhead. По натуре эта помещица — скряга, потому что экономит и экономит то и дело. Накопление – ее страсть, поэтому она полностью погрязла в нем, как в мелких жизненных интересах. Ее не интересует то, что снаружи, главное не продать слишком дешево и не быть обманутым. Поэтому она не соглашается продавать мертвые души, на случай, если они еще пригодятся ей, или какой-нибудь другой торговец предложит более выгодную цену. Его ограниченность и узость интересов очевидны.


Вслед за нашим героем Чичиковым попадаем к следующему помещику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *