Характеристика героев из пьесы гроза островского: описание главных и второстепенных персонажей

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»» | План-конспект урока (10 класс) на тему:

Материалы к открытому уроку по драме Островского «Гроза»

«Роль речевых характеристик в создании  характеров персонажей  драмы Островского «Гроза»»

Цели урока:

Обучающие:  учащиеся  разбираются с теоретическими понятиями (герой, персонаж, характеристика, речь, автор, авторская оценка), определяют и объясняют литературные понятия,  овладевают такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер

Развивающие: из  наблюдений над особенностями стиля Островского делают  первоначальные выводы и обобщения, касающиеся отдельных компонентов стиля, овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста, в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.

Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника, строят собственные высказывания

Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

    1.  Вступительное слово учителя.

           Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» — отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

        Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

Слайд 1-4.  (Записываем тему урока)

Что   необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

2. Вопрос ? Слайд 6

В чем особенность литературной основы драмы?                                      Каковы причины этих особенностей?

  • Идейно-тематическое содержание;
  • композиция;
  • характеры;
  • язык персонажей и др.

    При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

  • отсутствие описательной речи автора;
  • большая острота проявления конфликтных ситуаций;
  • речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей.

3. Информация учителя

Слайд 7

Речевая характеристика персонажа (план)

1. Общая характеристика героя.

2. Объем речи героя (много или мало говорит и почему).

3. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.).

4. Лексические особенности.

5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь.

6. Взаимосвязь характера и поступков героя с его речью.

Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

Слайд 8

Функции речевой характеристики

1. Характеризующая — чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания.

Через изменение речевой характеристики персонажа можно показать изменения в характере и в образе жизни героя.

2. Выделительная — чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других.

3. Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев.

4. Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.

4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

Слайд 9

Первые реплики персонажей                                          Что можно сказать о героях?   

   

 «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»

 «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».

 «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

  «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

  «Не уважишь тебя, как же!»

  «ругатель» Дикой

странница Феклуша, прикидывающаяся святой.

властная и деспотичная Кабаниха

бесхарактерный Тихон

строптивая и лукавая Варвара

Вывод: Пять реплик — пять характеров. Слайд 10

5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

Слайд 11

                       « Хозяева»                                              

«Жертвы»

Дикой: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли  хочется». «Вот куда воля-то ведет».
Кудряш: «Ну, значит, я его  и не боюсь, а пущай же он меня  боится».

Феклуша: «И купечество все народ  благочестивый, добродетелями

многими украшенный».

Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай,  что хочешь, только бы шито да крыто  было».

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу  своей волей жить. Где уж мне своей  волей жить!»

Борис: «Не по своей воле еду: дядя  посылает».

Вывод:  Островский в драме «Гроза» очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

6. Анализ речи персонажа на примере  Дикого.

Слайд 13-14

Особенности речи

 Что узнаём о герое

 «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

       Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

         

 Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он  способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

   Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

Для других ты честный человек, а я думаю,  что ты разбойник… Экой

фальшивый мужичонко…

Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

О посту как-то  великом я говел, а тут  Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

Дикой отличается  других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен

что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

            Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

Важно не только то,  о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

 Слайд 15

7. Групповая работа.  Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

8. Подведение итогов.  Слайд 16

«Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова» . Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие,  общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

8.  Домашнее задание :  Слайд 17

Составить речевую характеристику Катерины или  Кабанихи (с цитатами)

                                   Подготовить на основе  речевой характеристики   анализ образа  персонажа драматического произведения.

                                   Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

9. Рефлексия.

Рефлексия    на уроке литературы (самоанализ  уч-ся)

На сегодняшнем  уроке я узнал …

Мне удалось…

Не удалось..

Я понял…

Я не понял.

Характеристика героев пьесы Гроза

                                                                         БОРИС И ТИХОН                
                     Борис Дикой и Тихон Кабанов — два персонажа, которые наиболее тесно связаны с главной героиней, Катериной: Тихон является ее мужем, а Борис становится возлюбленным. Их можно назвать антиподами, которые резко выделяются на фоне друг друга. И, на мой взгляд, предпочтения в их сравнении стоит отдать Борису, как персонажу более активному, интересному и приятному читателю, в то время как Тихон вызывает некоторое сострадание — воспитанный строгой матерью, он, по сути, не может принимать собственных решений и отстаивать свое мнение. Для того чтобы обосновать свою точку зрения, ниже я рассмотрю каждого персонажа в отдельности и постараюсь проанализировать их характеры и поступки.   

Для начала, рассмотрим Бориса Григорьевича Дикого. Борис приехал  в город Калинов не по собственной  прихоти — по необходимости. Его бабушка, Анфиса Михайловна, невзлюбила его  отца после того, как тот женился  на благородной, и после смерти оставила все свое наследство второму сыну, Савелу Прокофьевичу Дикому. И не было бы дела Борису до этого наследства, если бы не умерли его родители от холеры, оставив его с сестрой сиротами. Савел Прокофьевич Дикой должен был выплатить часть наследства Анфисы Михайловны Борису с сестрой, но при условии, что они будут к нему почтительны.

Потому Борис на протяжении всей пьесы всячески старается услужить дяде, не обращая внимания на все упреки, недовольства и ругань, а затем и уезжает в Сибирь на службу. Из этого можно сделать вывод, что Борис не только думает о своем будущем, но еще и заботится о сестре, которая находится в еще менее выгодном положении, нежели он сам. Это выражается в его словах, которые он однажды сказал Кулигину: «Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. (…) Какова ей здесь жизнь была — и представить страшно».   

Все детство свое Борис  провел в Москве, где получил хорошее  образование и манеры. Это так  же добавляет его образу положительные  черты. Он скромен и, пожалуй, даже несколько  робок — если бы Катерина не ответила на его чувства, если бы не пособничество  Варвары и Кудряша, он ни за что бы не перешел границ дозволенного. Его поступками движет любовь, возможно, первая, чувство, которому даже самые разумные и рассудительные люди не в силах противостоять. Некоторая робость, но искренность, его нежные слова Катерине делают Бориса персонажем трогательным и романтичным, полным очарования, которое не может оставить равнодушным девичьи сердца.   

Как человеку из столичного общества, из светской Москвы, Борису тяжело приходится в Калинове. Ему непонятны  местные обычаи, ему кажется, что  в этом провинциальном городе он чужой. Борис не вписывается в местное  общество. Сам герой по этому поводу говорит такие слова: «…трудно мне здесь, без привычки-то! Все  на меня дико смотрят, точно я здесь  лишний, точно мешаю им. Обычаев  я здешних не знаю. Я понимаю, что  это все наше, русское, родное, а  все-таки не привыкну никак». Бориса одолевают тяжелые размышления  на счет его дальнейшей судьбы. Молодость, желание жить отчаянно восстают против перспективы остаться в Калинове: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу…».   

Итак, мы можем сказать, что  Борис в пьесе Островского «Гроза» является персонажем романтичным, положительным, а его необдуманные поступки можно  оправдать влюбленностью, которая  заставляет молодую кровь кипеть и делать совершенно безрассудные вещи, забывая о том, как они выглядят в глазах общества.

  

Тихона Ивановича Кабанова же можно рассмотреть, как персонажа  более пассивного, не способного принимать  собственные решения. На него оказывает  сильное влияние его властная мать, Марфа Игнатьевна Кабанова, он находится у нее «под каблуком». Тихон стремиться к воле, однако, как мне кажется, сам не знает, что же точно он хочет от нее. Так, вырвавшись на свободу, герой поступает  следующим образом: «…а я как  выехал, так и загулял. Уж очень  рад, что на волю-то вырвался. И всю  дорогу пил, и в Москве все пил, так что кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом и не вспомнил-то». В своем желании вырваться «из плена», Тихон закрывает глаза на чужие чувства, в том числе — на чувства и переживания собственной супруги, Катерины: «..а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я таперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?».

Я считаю, что в этом заключается главная ошибка Тихона — он не послушал Катерину, не взял ее с собой, и даже не взял с нее страшной клятвы, как она сама просила в предчувствии беды. В произошедших далее событиях есть доля его вины.   

Возвращаясь к тому, что  Тихон не способен принимать собственные  решения, можно привести следующий  пример. После того, как Катерина сознается в своем грехе, он не может решить, как же ему поступить — вновь послушать свою матушку, которая  называет невестку хитрой и говорит  всем, чтобы ей никто не верил, или  проявить снисхождение к любимой  супруги. Сама Катерина говорит об этом так: «То ласков, то сердит, да пьет все». Так же, на мой взгляд, попытка  уйти от проблем с помощью алкоголя тоже указывает на слабохарактерность Тихона.   

Можно сказать, что Тихон  Кабанов — персонаж слабый, как личность, вызывающий сочувствие. Сложно сказать, действительно ли он любил свою жену, Катерину, но можно с уверенностью предположить, что с его характером ему лучше подошла другая спутница жизни, более похожая на его мать. Воспитанный в строгости, не имеющий  своего мнения, Тихон нуждается в  контроле со стороны, в руководстве  и поддержке.   

 Итак, с одной стороны  мы имеем Бориса Григорьевича  Дикого, романтичного, молодого, уверенного  в себе героя. С другой стороны  — Кабанова Тихона Ивановича, слабохарактерного,  мягкотелого, несчастного персонажа.  Оба характера, безусловно, ярко  выражены — Островскому в своей  пьесе удалось передать всю  глубину этих образов, 

заставить  переживать за каждого из них.  Но если сравнивать их друг  с другом, Борис привлекает больше  внимания, он вызывает симпатию  и интерес у читателя, в то время как Кабанова хочется пожалеть.   

Впрочем, каждый читатель сам  выбирает, кому из этих персонажей отдать свое предпочтение. Ведь, как говорит  народная мудрость, на вкус и цвет товарищей  нет.   

 

 
                                                                                   ВАРВАРА 
Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, В. не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».  

     Эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства», легко обманывает всех окружающих. Это сделалось для нее привычным. В. утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».  
    В. хитрила, пока было возможно. Когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому, нанеся Кабанихе сокрушительный удар. 
                                                                             КУЛИГИН

Кулигин — персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, так как в целом этот герой, безусловно, отдален от автора, изображен достаточно отстранение, как человек необычный, даже несколько диковинный.

В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо — И. П. Кулибина (1755— 1818), биография которого была опубликована в журнале историка М. П. Погодина «Москвитянин», где сотрудничал Островский.  
    Как и Катерина, К. — натура поэтическая и мечтательная (так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калинов-цы к нему равнодушны). Появляется он, распевая «Среди долины ровныя…», народную песню литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова). Это сразу же подчеркивает отличие К. от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности: Борису он говорит, что пишет стихи «по-старинному… Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы…». Даже и характеристика Ломоносова свидетельствует о начитанности К. именно в старых книгах: не «ученый», а «мудрец», «испытатель природы».
«Ты у нас антик, химик», — говорит ему Кудряш. «Механик-самоучка», — поправляет К. Технические идеи К. также явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод — техническое открытие XVIII в. Если пишет К. в духе классиков XVIII в., то его устные рассказы выдержаны в еще более ранних стилистических традициях и напоминают старинные нравоучительные повести и апокрифы («и начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут, да от радости руками плещут» — картина судейской волокиты, живо описанная К., напоминает рассказы о мучениях грешников и радости бесов). Все эти черты героя, безусловно, приданы автором для того, чтобы показать его глубинную связь с миром Кали-нова: он конечно же отличается от калиновцев, можно сказать, что он «новый» человек, но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих «рационалистов»-мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов.
Главное дело жизни К. — мечта об изобретении «перпету-мобиле» и получение за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество — «работу надо дать мещанству-то». Слушая этот рассказ, Борис, получивший современное образование в Коммерческой академии, замечает: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе — и счастлив». Однако он едва ли прав. К. действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив: его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для них К. — безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» — Дикой и вовсе набрасывается на изобретателя с бранью, лишний раз подтверждая и общее мнение, и собственное признание Кабанихе в том, что не способен расстаться с деньгами. Кулигин-ская страсть к творчеству остается неутоленной; он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, совет, который он дает (простить Катерину, но так, чтоб никогда не поминать о ее грехе), заведомо невыполним в доме Кабановых, и едва ли К. не понимает это. Совет хорош, человечен, поскольку исходит из гуманных соображений, но никак не принимает во внимание реальных участников драмы, их характеры и убеждения. При всем своем трудолюбии, творческом начале своей личности К. — натура созерцательная, лишенная всякого напора. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается. Думается, что по той же причине оказалось возможно доверить ему авторскую оценку поступка Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!» 
                                                                    КАТЕРИНА 
Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина – «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не знала горькой жизни в «заточеньи», но все у нее впереди, впереди жизнь в «темном царстве». Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равноВ могиле лучшеОпять жить? Нет, нет, не надо нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом. Хотя и изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической натуры: ее по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты, послать всем большой привет. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем той, которую она имеет. Катерина рвется на «свободу», но не на свободу ее плоти, а свободу души. Поэтому она строит иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут ангелы, «поют невинные голоса, пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в реальный мир, полный эгоистов и самодуров. И среди них она пытается найти родственную душу. Катерина в толпе «пустых» лиц ищет того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти. Ее глаза «режет» темнота и убогость этого «царства», разуму приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить и бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала. Но так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того, что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может чувствовать себя с Борисом «как за каменной стеной». И справедливость этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок Бориса: он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам». Страшны эти «волки», но не могут они устрашить «русской души» Катерины. А душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только общение, но и приобщенность к христианству. Катерина так верит в Бога, что каждый вечер молится в своей комнатке. Ей нравится ходить в церковь, смотреть на иконы, слушать звон колокола. Она, как и русские люди, любит свободу. И именно это свободолюбие не дает ей смириться со сложившейся ситуацией. Наша героиня не привыкла врать, и поэтому она рассказывает о любви к Борису своему мужу. Но вместо понимания Катерина встречает лишь прямой укор. Теперь ее ничего не держит на этом свете: Борис оказался не таким, каким «рисовала» его себе Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей. Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну. Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству». Но Добролюбов называет ее «лучом» в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила весь ужас «темного царства» и показала неизбежность гибели для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не пройдет и не может пройти бесследно для «жестоких нравов». Ведь уже зарождается гнев на этих самодуров. Кулигин – и тот упрекнул Кабаниху в отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний матери, Тихон, публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины. Уже сейчас назревает над всем этим «царством» зловещая гроза, способная разрушить, его «в пух и прах». И этот светлый луч, пробудивший пусть на один миг – сознание обездоленных, безответных людей, находящихся в материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен наступить конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему властолюбию и ханжеству Кабаних. Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да, может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его «маменьки». Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека. Ее жизнь была разрушена, но она пыталась из останков «построить» новую. Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший. И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным похвалы


Разница между Катериной и Ларисой Островских. Что сближает Ларису Огудалову из «Бесдомницы» и Катерину Кабанову из «Гроза»? (Островский А

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих композиций.


Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это же делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Приданое» и «Гроза». Лариса и Катерина. Главные герои, на первый взгляд, очень похожи, но если разобраться в этом вопросе подробнее, то мы обнаружим не только много общего, но и много различий.

Итак, сравним Ларису и Катерину. Для начала сравним жанры произведений, в которых они главные герои. «Приданое», в отличие от «Гроза», является драмой, потому что в нем нет Ларисиной трагедии как таковой. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина гораздо раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все же умирает. В этом выражение трагедии Катерины.

А в чем сходство Ларисы и Катерины? Изначально их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис всего лишь вещь из окружающей Катерину среды. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Мотив реки – Волги – также сближает обеих героинь: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для обоих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке…

Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героев, нельзя забывать о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина мечтают летать, как птицы. «Лариса» означает «чайка» — птица, умирающая в море. А Катерину можно сравнить с голубем или лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а «Катерина», как известно, означает «чистая». Оба хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но бегство их превращается в падение, оба падают в бездну из-за своего греха. Помните слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину, а Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как кончает жизнь самоубийством. Но именно в этом ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, раскаивается. В осозии каждой героини ее греха заключается их главное отличие.

Светлые, одухотворенные черты Катерины, вероятно, имел в виду Добролюбов, называя ее «луч света в темном царстве». Но с Добролюбовым можно поспорить. И не потому, что Катерина этого недостойна, вовсе нет. Просто чтобы быть лучом, нужно сиять вечно. Но Катерина этого не сделала, она не выдержала ниспосланного ей Богом испытания, не стала бороться за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать просто «свечей», на которую подул ветер, и она погасла. В отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять такой грех, как самоубийство, у нее не хватило бы смелости.

Таким образом, можно сказать, что у этих героинь Островского много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и их протест против «темного царства». И главное их отличие заключается в выражении этого протеста. Характер у Катерины намного сильнее, чем у Ларисы. И трагедия Катерины гораздо глубже трагедии Ларисы.
Связанные эссе:

Я говорю, почему люди так не летают
как птицы?
А. Н. Островского
Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал целую галерею незабываемых русских персонажей, целый репертуар русского театра. Трепетные, романтичные и такие разные образы Катерины из «Гроза» и Ларисы Огудаловой из «Приданого». Эти две драмы были написаны в разное время, может быть, поэтому героини Островского так сильно отличаются.
Катерина – романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу поначалу грызут противоречивые чувства: порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина — купеческая дочь, вышла замуж без любви. Но душа ее стремится к счастью, жаждет свободы.
Лариса Огудалова гораздо образованнее и сложнее по своему внутреннему складу, спектру переживаемых чувств. Она живет в другой среде — в мире книг, музыки. Но это не делает героиню счастливее. Все тот же порыв к счастью. Лариса жаждет семейного уюта и покоя. Она живет как в «цыганском таборе». Вокруг толпится много случайных людей, среди них много сброда. Все это вызывает отвращение у девушки. Но она приданое, ей не на что рассчитывать. С красотой, умом, манерами, талантами, но без денег, у Ларисы одна дорога — на содержанку. Она могла бы найти счастье со скромным и порядочным человеком, но такого не было рядом. Лариса влюблена в бессердечного и корыстного эгоиста — Паратова. Он «идеальный мужчина» для героини. Но Лариса не осознает, как ошибалась, когда влюбилась в холеного бездельника, блестящего джентльмена, который ради собственного благополучия готов продать себя, но не браться за дело. Времена изменились, но выход у героини только один – на Волгу.
Только для Катерины — это единственный и достаточно доступный способ. Она всегда знала, что, если станет совсем невмоготу, она сможет «покинуть» ненавистное ей «темное царство»: «Ой, Варя, ты не знаешь моего характера! Конечно, не дай Бог, чтобы это случилось! И если мне здесь станет слишком холодно, они не удержат меня никакой силой. Я выпрыгну из окна. Я еду на Волгу. Я не хочу здесь жить, поэтому не буду, даже если ты меня порежешь!»
У Ларисы нет такой твердой решимости. Она внутренне тяготеет к «блеску» в обществе, богатству, ей противно все простое, она видит пошлость в бедной, простой, скромной жизни, хотя говорит, что была бы рада покинуть окружающий ее «базар» в своей жизни. собственный дом. Карандышев для Ларисы не спасение. Она презирает этого незначительного и чванливого мужчину. Героиня оказывается перед дилеммой: умереть, потому что так дальше жить невозможно, или продолжать страдать, стать дорогой «вещью» для богатого «хозяина». И больше склоняюсь ко второму пути. Она говорит Карандышеву с презрением: «Как ты мне противен, если бы ты знал! Зачем ты здесь?.. Для меня тяжелейшее оскорбление твое покровительство… Я теперь убедился, что испытал себя… Я вещь!.. У каждой вещи должен быть хозяин, я пойду на хозяин… Даже если быть вещью, так одно утешение — быть родным, очень родным. Сделай мне последнюю услугу: поди пошли ко мне Кнурова. ..»
Для Катерины деньги по-прежнему не имеют значения, она готова следовать за Борисом пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса отравлена ​​блеском золота, она не хочет прозябать со своим несчастным и бедным мужем.
Но в то же время Лариса «благодарна» Карандышеву за то, что он спас ее от дальнейшей опалы, выстрелом «упав» в пучину порока.
Обе пьесы Островского до сих пор составляют «золотой фонд» репертуара русского театра, потому что раскрывают прекрасные женские характеры, оправдывают поступки героинь.

Женские образы в пьесах Н. Островского — это собирательный портрет русских женщин, их судеб в контексте времени и положения в обществе. В статье мы проанализируем, что роднит Ларису Огудалову и Катерину Кабанову — героинь пьес Н. Островского «Приданое» и «Гроза». Обе героини несчастны, их судьбы заканчиваются трагически, а чистые души остаются непонятыми и невостребованными.

Любовь в судьбах героинь

Случайное чувство выпало на долю Екатерины, оно осветило ее темную, безрадостную жизнь, в которой не было ничего стоящего, кроме веры в Бога. Избранник Катерины, как и Паратов из «Бесприданницы», — не способен стать частью будущего того, кто преданно его любит. Оба мужчины не стоят героинь: Паратов — лжец и негодяй, а Борис бездействует, когда решается судьба его любимой женщины.

Несчастная любовь — вот что объединяет два образа из разных пьес автора. Лариса Огудалова и Екатерина Кабанова не встретили на своем пути достойного человека, который мог бы стать равным им по своим нравственным и духовным качествам.

Семья и окружающая среда

Лариса находится под притеснением своих родственников, которые пытаются «продать» ее как можно выгоднее. Героиня не получает ни заботы, ни понимания от собственной матери, ее взгляды на жизнь и замужество являются причиной того, что Лариса стыдится ее.

Катерина совсем одна, даже собственный муж — пустой мягкотелый человек не проявляет к ней заботы и участия, пока не случается трагедия. Приданое так же одинока среди своего окружения, как и жертва тирании — Катерина. Сравнение Ларисы и Катерины в этом аспекте приводит к выводу, что автор делает особый акцент на бесправии женщины, на зависимости судьбы женщины от ее социального положения.

Отношение к жизни

Лариса Огудалова в некотором смысле более свободна и независима, в отличие от Катерины. Но ограничения, вызванные обществом и временем, давили на нее не меньше. Героини живут в разные временные периоды, но тяга к свободному выбору, к поиску себя, к верности своему внутреннему миру сильна у обеих девушек.

И Екатерину, и Ларису объединяет безвыходность положения: любовь оказалась не спасением, а проклятием. Будущее зашло в тупик, и чувственная натура пришла к пониманию бессмысленности дальнейшего существования. В обоих случаях смерть является спасением и, видимо, единственно возможным достойным выходом из ситуации в рамках мировоззрения героинь.

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению «Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой».

Художественный тест

Между «Грозой» и «Приданым» двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере спектакля «Гроза» и драмы «Приданое».

Торговцы в «Приданом» уже не невежественные и деспотичные представители «темного царства», а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски.

Главные герои двух пьес А.Н. Островские существенно различаются по своему социальному статусу, но очень похожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозах» — жена богатого, но безвольного купца, полностью находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в «Приданом» — красивая незамужняя девушка, рано потерявшая отца и воспитанная матерью, женщиной бедной, очень энергичной, которая, в отличие от свекрови Катерины, не склонна к тирании. Вепрь заботится о счастье своего сына Тихона, как она его понимает. Не менее ревностна и Харита Игнатьевна Огудалова о счастье дочери Ларисы, опять же, в ее собственном понимании. В результате Катерина бросается в Волгу и погибает от руки несчастного жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя близкие и друзья, кажется, желают им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Оба они стремились к свободе, оба получили ее не в этом мире, оба были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью выказывали протест против «темного царства» (на мой взгляд, «Бесприданное» общество тоже подходит это определение).

Катерина Кабанова живет в маленьком городке на Волге, где жизнь по-прежнему во многом патриархальна. А действие «Гроза» происходит до реформы 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова – жительница крупного города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утрачена. Волга объединяет героинь, для обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но вот отличия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не исключен из исторического времени, он открыт, в него приходят и уходят люди (в Грозе река Волга воспринимается , прежде всего, как граница, а в «приданом» становится средством связи с миром).

Действие «Приданого» происходит в конце 1870-х годов, в конце второго десятилетия после освобождения крестьян. Капитализм процветает. Бывшие коммерсанты превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семья Огудаловых небогата, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны она заводит знакомства с влиятельными и состоятельными людьми. Мать внушает Ларисе, что, хотя у нее нет приданого, она должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь, и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катериной выбор давно сделан, выдавая за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» — вечеринкам, музыке, танцам. У самой есть способности — Лариса хорошо поет. Представить Катерину в таком окружении просто невозможно. Оно гораздо теснее связано с природой, с народными верованиями, истинно религиозно. Лариса тоже вспоминает о Боге в трудную минуту и, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних богатых знакомых. Однако в целом она человек другой эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня «Гроза». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы Грозы только обуржуазиваются, это проявляется в том, что их традиционные патриархальные отношения изживают себя, устанавливается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее есть и другие, немыслимые для Катерины жизненные ценности, источник которых, прежде всего, кроется в образовании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивую любовь, элегантно-красивую жизнь. Для этого, в конечном счете, ей нужно богатство. И нет в ней силы характера, цельности натуры. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест, в отличие от Катерины. Но она слаба во всех отношениях. Слабой не только для того, чтобы покончить с собой, когда все рухнуло и все стало противно, но даже для того, чтобы хоть как-то сопротивляться бурлящим вокруг нее нормам жизни, глубоко ей чуждым. В душе и теле сама Лариса оказывается выражением обмана окружающей жизни, пустоты, душевного холода, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Суть конфликта в драмах тоже иная. В «Грозах» происходит столкновение между мелкими тиранами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавленности, замкнутого пространства. Катерина, привыкшая жить «как птица на воле», мечтающая летать, не может подчиниться законам мира, в котором оказалась после замужества. Ее положение поистине трагично: свободное проявление чувства любви к Борису вступает в противоречие с ее истинной религиозностью, ее внутренней неспособностью жить во грехе. Кульминацией пьесы является публичная исповедь Катерины, которая происходит под гром надвигающейся грозы.

Событие, которое, как удар грома, сотрясает весь город, — смерть Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над силой, которая ее сокрушает.

В «Приданом» на первый взгляд все наоборот. Лариса не настроена резко против окружающих ее героев, ею восхищаются, ее боготворят. Ни о каком подавлении и деспотизме не может быть и речи. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в «Грозах», мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса — приданое, и это определяет ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев говорят только о деньгах, прибыли, наживе, купле-продаже. В этом мире чувство человека также становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: «Куда теперь? Иди домой? Нет, мне все равно, что домой, что в могилу. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревом есть могилка… как хороша!.. Солнышко ее греет, дождем мочит… Весной на ней трава вырастет, такая мягкая… птицы прилетят к дереву, запоют, детей выведут, цветы зацветут: желтые, красные, синие… всякие (думает) всякие…»

Лариса, после того как надежды на замужество с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, подумывает броситься в Волгу, как Катерина. Однако у нее не хватает для этого решимости: «Лариса. Я только что смотрел вниз сквозь решетку, у меня кружилась голова, и я чуть не упал. А если упадешь, так, говорят… верная смерть. (Подумав.) Хорошо бы поторопиться! Нет, к чему спешить!.. Встань у решетки и посмотри вниз, у тебя закружится голова и ты упадешь… Да, так лучше… беспамятство, никакой боли… ты ничего не почувствуешь! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку и в ужасе убегает.) О, о! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку. ) Что за головокружение! Я падаю, падаю, о! (Садится за стол у павильона.) О нет… (Сквозь слезы.) Расстаться с жизнью совсем не так легко, как я думал. Вот и нет сил! Вот я какой несчастный! Но есть люди, которым легко…».

Здесь ремарки автора передают растерянность главной героини «Приданого», ее тягу к самоубийству и невозможность его совершить. Лариса то приближается к обрыву, то отходит от него. Она продолжает надеяться, что какая-то сила поможет ей умереть, действуя против ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе без греха самоубийства. И ей явно не хватает решимости покончить с собой. Другое дело Кэтрин. Она осознает, что грешна, потому что изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, искренней любви. Ее самоубийство есть и искупление греха (хотя посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины это обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с природным миром — птицами, деревьями, и освобождение от земного могила — дом ненавистных Кабанов. Катерина перед смертью совсем не прощает убившей ее свекрови. Лариса, в полном соответствии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева — кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстная и менее каноническая, в чем-то близкая к языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойная, несколько книжная, хотя и не менее искренняя. Героиня «Гроза» более волевая личность. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. У героини «Приданого» отсутствует воля к самоубийству. На помощь ей ​​приходит случай в лице Карандышева, который своим выстрелом оборвал Ларисе жизнь.

Свобода и любовь — вот главное, что было в характере Катерины. Она верила в Бога свободно, не по принуждению. По своей воле она согрешила и наказала себя. Более того, самоубийство для верующего человека – еще более страшный грех, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался в ней сильнее страха перед загробными муками, но, скорее всего, сказалась ее надежда на милость Божию, ибо Бог Катерины, несомненно, есть воплощение доброты и всепрощения.

В своих произведениях великий драматург Александр Николаевич Островский часто говорит о непростой, порой трагической судьбе женщины. Примером могут служить героини двух, пожалуй, самых популярных пьес А.Н. Островского — Лариса Огудалова из «Приданого» и Катерина Кабанова из спектакля «Гроза». Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Основанием для их сравнения является стремление обоих к свободе, оба были чистыми и светлыми натурами, любили недостойное, их объединяет равнодушие и жестокость окружающих и, главное, смерть в финале.
В спектакле «Приданое» юная, красивая, талантливая девушка становится игрушкой в ​​чужих руках. Жестокость, эгоизм, бессердечие и равнодушие окружающих сводят юную Катерину Кабанову из Грозы в могилу. Эти две пьесы были написаны в разное время, поэтому героини Островского так сильно отличаются. Трепетные, романтичные и такие разные образы этих девушек.
Катерина – романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу поначалу грызли противоречивые чувства, порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина — купеческая дочь, выданная без любви за богатого, но безвольного купца, полностью находящегося под влиянием деспотической матери. Девушке приходится слушаться свекрови, нелюбимого мужа и терпеть все нападки и унижения. Ее душа стремится к счастью, вырывается на свободу. Потому что она выросла в другой среде:
«Жил, ни о чем не тужил, как птица на воле».
Стремящаяся к свободе птица никогда не сможет смириться со своим пленом. Она будет бороться за свою свободу до конца, даже ценой своей жизни. Катерина внутренне не могла примириться со своей несчастной судьбой; с каждым днем ​​она чувствовала себя все более и более несчастной.
У Ларисы нет главного, что есть у Катерины — цельности характера, способности к решительным действиям. В Ларисе нет простой, природной цельности Катерины, наоборот, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарование. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест. Но нет, она слабая натура во всех отношениях, слабая даже для того, чтобы не быть игрушкой в ​​чужих, грязных руках. Эта красивая, всесторонне одаренная девушка становится приманкой для состоятельных женихов. Ведь мать внушает Ларисе, что хоть у нее и нет приданого, но она должна «удачно» выйти замуж. А желающих развлечь себя забавной и красивой «игрушкой» предостаточно. Это и блестящий щеголь Паратов, и Кнуров, играющий со своими соперниками девчонкой в ​​жребий. Даже влюбленный в Ларису Карандышев воспринимает девушку не как человека, а как вещь:
«Они не смотрят на тебя как на женщину, как на человека… они смотрят на тебя как на вещь.»
Лариса привыкла к веселой жизни — вечеринкам, музыке, танцам. Представить Катерину в таком окружении просто невозможно, она гораздо теснее связана с природой, с народными верованиями, она истинно религиозна. Лариса тоже вспоминает Бога в трудную минуту и, согласившись выйти замуж за Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню.
Конфликт в спектакле «Приданое» строится иначе, чем в «Гроза». О бедности Катерины как основе ее трагедии не могло быть и речи. Судьба Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: она как клеймо, которое невозможно скрыть, как судьба, неукротимо преследующая человека. В «Грозах» происходит столкновение между мелкими тиранами и их жертвами. В «Приданом» другим мотивом является мотив денег. Именно он формирует основной конфликт драмы. Лариса — приданое, и это определяет ее положение в пьесе. Девушка ищет возвышенно-красивую любовь и такую ​​же жизнь. Для этого ей нужно богатство. Конечно, Карандышев ей не ровня по всем параметрам. Но ее кумир, воплощение ее идеалов, гениальный мастер Паратов, в итоге оказался совсем не тем, что ей было нужно.
После разочарований в Паратове и Кнурове Лариса подумывает броситься в Волгу, но решимости девушке не хватает:
«А если упадешь, так, говорят… верная смерть. Хорошо бы попрыгать! Нет, зачем спешить! … Какое головокружение! Я падаю, падаю, о! О нет. .. Отказаться от жизни не так просто, как я думал. Вот и нет сил! Вот я какой несчастный! Но есть люди, которым легко…»
Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе без греха самоубийства. И ей явно не хватает решимости покончить с собой.
Другое дело Кэтрин. Она осознает, что грешна тем, что изменила мужу, пусть даже ради настоящей, искренней любви. Катерина Кабанова всегда знала, что, если станет совсем невмоготу, она сможет «уйти» из ненавистного ей «темного царства»:
«Ой, Варя, ты не знаешь моего характера! Конечно, не дай Бог, чтобы это случилось! И если мне здесь станет слишком холодно, они не удержат меня никакой силой. Я выпрыгну из окна. Я еду на Волгу. Я не хочу здесь жить, поэтому не буду, даже если ты меня порежешь!»
Ее самоубийство — искупление греха. Катерина прекрасно понимает, что самоубийство — еще больший грех, но это ее не останавливает: именно в этом проявляется сила ее характера.
Как мог автор оставить такого персонажа в доме Кабановой? Нет. Думаю, что решение автора покончить с жизнью Катерины таким образом вполне оправдано. Своим самоубийством девушка бросила вызов всему произволу, она больше не будет жертвой бездушной свекрови, она больше не будет томиться взаперти. Она свободна! Конечно, такое освобождение грустно и горько, но другого выхода просто не было. У героини «Приданого» отсутствует воля к самоубийству. На помощь ей ​​приходит случай в лице Карандышева, который своим выстрелом оборвал Ларисе жизнь и, тем самым, освободил ее от страданий. Девушка благодарит убийцу за то, что он спас ее от жизни в мире, где она «ни от кого не видела сочувствия, не слышала теплого, сердечного слова. Но так жить холодно».
Между этими героинями А.Н. У Островского — у Ларисы Огудаловой из «Приданого» и Катерины Кабановой из спектакля «Гроза» много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против «темного царства». Но главное их отличие в выражении этого протеста. Катерина гораздо более сильная натура, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже трагедии Ларисы.

Очерк литературы.

Работа: Катя Кабанова | Bachtrack

Find classical music concert, opera, ballet and dance listings

Fact file

Composer Janáček, Leoš (1854-1928)
Period 20th century
Work type Opera / Oratorio

Предстоящие событияПодробнее…

Государственная опера Штутгарта, 18 февраля, 02, 05, 07, 11 марта

Яначек: Катя Кабанова

Тито Чекерини; Джосси Вилер; Государственная опера Штутгарта; Берт Нойманн; Нина фон Мехов; Лотар Баумгарте; Государственный оркестр Штутгарта

Подробнее

Оперный театр Граца, 18, 23, 29 марта, 14, 16 мая, 19, 21, 29, 12, 14 мая

Яначек: Катя Кабанова

4 Роланд; Аника Руткофски; Опера Граца; Элени Константину; Мари Штурмингер; Хьюберт Швайгер; Grazer Philharmoniker

Подробнее

Opéra Nouvel, 28 апреля, 02, 04, 07, 09 мая, 11, 13

Яначек: Катя Кабанова

Елена Шварц; Барбара Высоцкая; Лионская опера; Барбара Ханика; Юлия Корнацкая; Бенедикт Зем; Orchestra de l’Opéra de Lyon

Читать далее

Последние обзорыПодробнее. ..

Марк Валенсия, 11 января

Аманда Маески повторяет свою несравненную Катю, но кремневая характеристика Катарины Далайман в образе Кабаничи поражает больше всего.

Подробнее

Джанмарко Сегато, 13 ноября

Режиссер Татьяна Гюрбаца и чешский дирижер Томаш Нетопил представляют «Романтику» Катя Кабанова  из Большого театра Женевы на Фестивале Яначека в Брно.

Подробнее

Джанмарко Сегато, 09 ноября

Эмоционально истощенная постановка испанского режиссера для Пражского национального театра едет в Брно на Фестиваль Яначека.

Читать далее

Франк Кузник, 22 июня

Яркие визуальные эффекты не могут компенсировать пустую постановку захватывающей трагедии Яначека.

Читать дальше

Лоренцо Фьорито, 23 января

Сеттинг Ричарда Джонса великолепен в своем голом минимализме, но он уделяет большое внимание всем психологическим нюансам в опере Яначека.

Подробнее

Биография

Леош Яначек начал сочинять свою 6-ю оперу «Катя Кабанова» в январе 1920 года и продолжал вносить исправления вплоть до премьеры в Брно в ноябре 1921 года. Во время ее первого исполнения в ноябре 1921 года ему было шестьдесят семь лет. стар, отдалился от жены, а дети его давно умерли. Он был глубоко влюблен в Камилу Штёсслову, замужнюю женщину, с которой познакомился во время курортного лечения 19 июля.17. Его зацикленность на Камиле Штёсловой или на его романтизированном образе этой явно скучной буржуазии привела его к созданию поразительной героини. Красота Кати, ее хрупкость, ее болезненная изоляция в провинциальном городке и глубина ее любви к человеку, которого она едва знает (и которого она, безусловно, переоценивает) составляют сердцевину оперы Яначека. Эта необыкновенная, мерцающая красота уводит оперу далеко от пьесы, по которой она поставлена ​​(как, конечно, и должно быть!).

Пьеса, по которой поставлена ​​Катя Кабанова, «Гроза» Александра Островского (1859 г. ), поместил характер Кати в гораздо более ясный и конкретный контекст. Чего мы не можем сказать, так это того, какую часть этого контекста могла понять аудитория Яначека. Яначек радикально сжал материал пьесы, так что тема пьесы — жестокость быта провинциального купечества — стала своего рода тенью. Главные угнетатели Кати, ее свекровь и ее приятель, купец Дикой, в опере гротескны, хотя понятно, что их публичные образы достойны уважения.

Два важных персонажа пьесы — Кулигин, чеховский ученый-оптимист, устремленный в будущее, и Феклуса, странствующая пилигримка, которая, как святая женщина, выступает за традицию, — в опере скорее цифры. Большинство характеристик Кулигина полностью перенесены на другого персонажа, дерзкого клерка Вану Кудряс, который становится скорее смесью характеристик, чем универсальным персонажем (хотя и очень эффектным фоном для романтического главного героя, его друга Бориса Григорьевича). Следует предположить, что избирательность Яначека была осторожной. Очевидно, он считал важным сохранить и подчеркнуть
публичный характер исповедания Кати в неверности, столь поразительно характерный для Православной Церкви. В то же время он вырезал много информации, необходимой для понимания сюжета: например, тот факт, что незамужние девушки, такие как Варвара, имели право бродить без присмотра, а замужние женщины, такие как Катя, были домашним имуществом, которое нужно было держать под замком. . В опере многие аспекты сюжета хрупки, тревожны и странно резонируют — например, обсуждение громоотводов в разрушенном здании в начале третьего акта.0004

Такое дикое редактирование и сжатие текста пьесы, которое может показаться недостатком, с другой стороны, является признаком особой гениальности Яначека. Некоторые взаимодействия и отношения в сюжете, конечно, неясны, а порой высказывания персонажей неполны: мы как бы видим кадры, подслушиваем фрагменты. Что сделал Яначек, так это дал возможность музыке говорить. Он также, по-своему, освободил место символам — реке, буре — чтобы они обладали своей великой силой и присущей им двусмысленностью. Гроза Островского, несомненно, является звуком социальных перемен 1860-х годов, в то время как буря Яначека гораздо более личная, в большей степени связанная с тоном «любви против воли».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *