Характеристика героев. «Гроза» Островского А. Н.
Островский не зря дал название своему произведению «Гроза», ведь раньше люди боялись стихии, ассоциировали ее с наказанием небес. Гром и молния вселяли суеверный страх и первобытный ужас. Писатель рассказал в своей пьесе о жителях провинциального городка, которые условно разделены на две группы: «темное царство» — богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» — те, кто терпит произвол самодуров. Более детально о жизни людей расскажет характеристика героев. Гроза раскрывает истинные чувства персонажей пьесы.
Характеристика Дикого
Савел Прокофьич Дикой является типичным самодуром. Это богатый купец, на которого нет управы. Он замучил своих родных, от его оскорблений домашние разбегаются по чердакам да чуланам. К слугам купец относится грубо, угодить ему невозможно, обязательно найдет, к чему прицепиться. Жалования у Дикого не выпросишь, поскольку он очень жаден. Савел Прокофьич невежественный человек, сторонник патриархального строя, не желает познавать современный мир. О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает, что такое гроза. Характеристика героев «темного царства», к сожалению, на нем не заканчивается.
Описание Кабанихи
Марфа Игнатьевна Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама неукоснительно им следует. Кабаниха довела всех до отчаяния – именно это показывает характеристика героев. «Гроза» — это пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина раздает милостыню нищим, ходит в церковь, но жизни не дает и своим детям, и невестке. Героиня хотела сохранить прежний уклад жизни, поэтому держала домашних в страхе, поучала сына, дочь, невестку.
Характеристика Катерины
В патриархальном мире можно сохранить человечность, веру в добро – это показывает и характеристика героев. «Гроза» — пьеса, в которой идет противостояние между новым и старым миром, только вот персонажи произведения отстаивают свою точку зрения по-разному. Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она выросла в любви и взаимопонимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее все устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и отдали замуж. Но вот роль униженной невестки Катерине не нравится, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.
Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в любви к Борису. Катерину погубило ее окружение, отсутствие надежды толкнуло на самоубийство, ведь жить в домашней тюрьме Кабанихи она бы не смогла.
Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру
Варвара – это сильная личность, которая не желает жить по законам патриархального мира, но и открыто противиться воли матери она не собирается. Ее искалечил дом Кабанихи, поскольку именно здесь девушка научилась врать, хитрить, делать, что душе угодно, но тщательно скрывать следы своих проступков. Чтобы показать умение некоторых особ приспосабливаться к разным условиям, написал свою пьесу Островский. Гроза (характеристика героев показывает, какой удар Варвара нанесла матери, совершив побег из дома) вывела всех на чистую воду, во время ненастья жители городка показали свои настоящие обличья.
Тихон – это слабый человек, воплощение завершения патриархального уклада. Он любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от самодурства матери. Именно Кабаниха подтолкнула его к пьянству, разрушила семейное счастье своими нравоучениями. Тихон не поддерживает старинные порядки, но не видит смысла идти против матери, пропуская ее слова мимо ушей. Только после смерти жены герой решается на бунт против Кабанихи, обвинив ее в гибели Катерины. Понять мировоззрение каждого персонажа и его отношение к патриархальному миру позволяет характеристика героев. «Гроза» — это пьеса с трагичным концом, но верой в лучшее будущее.
«Характеристика героев. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе А.

№17. Тема: Характеристика героев. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.
10 класс литература 12.10.2017г
Цели:
— образовательные: продолжить знакомство обучающихся с творчеством А.Н. Островского и его драмой «Гроза»;
— развивающие: развивать умение анализировать произведения, характеризовать героев;
— воспитательные: воспитывать у детей любовь к чтению классической литературы.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.
1. В каком городке происходит действие пьесы?
А) Грачи
Б) Калинов
В) Малиновка
2. Кто из персонажей хвалит город за благолепие?
А) Борис
Б) Кулигин
В) Странница Феклуша
3. Кто из персонажей дает такую характеристику Кабанихе:
«Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»?
А) Борис
Б) Кулигин
В) Феклуша
4. Как Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила?
А) Катерина все время смеется и улыбается, когда на нее никто не смотрит
Б) Она тиха и задумчива, почти не слышит, что ей говорят люди
В) Катерина рассказывает ей о своем счастливом детстве, а затем признается, что с не происходит что-то неладное
5. Что, из сказанного Варварой, приводит Катерину в ужас?
А) Что она расскажет о своих подозрениях Борису
Б) Она обещает, что после отъезда Тихона устроит ей свидание
В) Рассказывает ей о своих связях
6. Что Кабаниха называет «дьявольским наваждением»?
А) Прогресс
Б) Суету московской жизни
В) Любовь
7. Что изображено на фреске, на одной из улиц Калинова?
А) Тайная вечеря
Б) Вознесение Господне
В) Геенна огненная
8. Что побуждает Катерину признаться Тихону в измене?
А) Нападки и оскорбления Кабанихи
Б) Начинается гроза и Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьёт молнией
В) Борис, который обещает жениться на ней после расставания с Борисом
9. Что делает Катерина после того, как узнает, что Борис не собирается брать ее с собой?
А) Возвращается к мужу
Б) Бросается с обрыва в Волгу
В) Никем не замеченная уходит из Калинова
10. Чьи слова «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» завершают пьесу?
А) Тихона
Б) Бориса
В) Кулигина
2. Мотивация учебной деятельности.
— Ребята, а как вы понимаете значение слова «совесть»? в словаре Ожегова данное понятие трактуется так: «СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
— Кого из героев можно назвать совестным?
3. Сообщение
темы, задач урока.
— Молодцы! А теперь, ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока (на основании дом. зад и наводящих вопросов)
— и действительно тема нашего урока звучит так: «Характеристика героев. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе».
— Итак, ребята открываем тетради и записываем дату и тему нашего урока
— Тема перед вами. Так какие цели мы с вами должны достичь на уроке?
4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
— Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)
Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)
Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому ) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть.
-Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)
Автор
подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье. (зачитать отрывок) Работа
с текстом : чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл. 7)
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков
Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.
В доме родителей:
-« точно птичка на воле»
-«маменька в ней души не чаяла»
-«работать не принуждали»
-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»
В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.
В доме Кабанихи:
-«завяла, как цветок»
-«от любви вас и бранят»
-«все по принуждению»
-«меня не станет бояться, тебя и подавно»
В доме
Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего
возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по
приказам Кабанихи.
Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
А) Осознание своей обреченности
Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
В) Страстное стремление к свободе, любви , счастью.
Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?
Черты характера Катерины — принципы жизни в доме Кабанихи
Свободолюбие — подчинение
Независимость — отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность — религиозное лицемерие
Решительность — не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта , бескорыстие — грубость и брань
Честность , непосредственность – обман
Вывод: Для
Катерины — Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное –
подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает
непримиримый конфликт.
ü — Выступление учащихся (характеристика героев)
ü Кулигин – мещанин, механик – самоучка, отступает перед силой Дикого.
Фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина, который был родом из Нижнего Новгорода, он изобрел часы, микроскоп, телескоп, семафорный телеграф.
ü Ваня Кудряш – приказчик Дикого, не боится хозяина.
ü Борис Григорьевич — племянник Дикого, живет у дяди ради получения своего наследства, которое ему оставили родители до определенного возраста.
ü Дикой Савел Прокофьевич – купец.
По словарю Даля человек «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший»
ü Катерина – Екатерина (греч.) – вечно чистая.
ü Варвара – от «варварить» праздновать, кутить, гулять (по Далю)
Работа в группах.
1 группа:
Действующие лица | Характеристика |
«Старшее» поколение. | |
Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) | Богатая купеческая вдова, проникнутая староверческими убеждениями. «Всё под видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды, слепо во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи. Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы не соблюдаются — и потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье. «Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображать пристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главной причиной развала семьи. |
Дикой Савел Прокофьевич | Купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань —
вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости , чем
унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не
сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого
не смеет обругать, то срывается на домашних. |
2 группа: | |
Молодое поколение. | |
Катерина | Жена Тихона, не перечит мужу, относится к нему ласково.
Первоначально в ней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим
в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу
«греху». Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без
них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в
Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису.
Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует свою
гибель. |
Тихон Иванович Кабанов. | Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём
матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти
из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет
в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может
противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует
решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет
своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины. |
3 группа | |
Борис Григорьевич. | Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия. |
Варвара. | Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность. |
Кудряш Ваня. | Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть. |
4 группа: | |
Прочие герои. | |
Кулигин . | Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу. |
Феклуша | Странница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится
испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города,
внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле
обетованной» Калинова. |
6. Анализ достижений учащихся.
7. Итоги урока.
— Итак, ребята, чему был посвящен наш урок?
— Достигли мы целей нашего урока?
— Какие трудности у вас возникли в ходе урока? Почему?
— Так в чем же заключалась трагедия совести и ее разрешение в пьесе?
8. Домашнее задание.
подготовить матер «образ Катерины в свете критики»
Анализ и характеристики героев Социальный вывод о работе проклятых.
> Работы по произведению проклятого
В чем причина драматизма пьесы героини? А. Н. Островский написал пьесу «Надданница» в 1879 году, во время резкого скачка торговли и промышленности в стране. Многие простые купцы превратились в миллионеров, стремились получить европейское образование, одеваться и выглядеть как европейцы. Их характеры также стали более сложными. С людьми другого социального статуса они общаться не хотели, жениться стали не по любви, а исключительно из-за материальных благ. Именно таким предстает торговый мир в островной драме. На фоне этих изменений изображена главная героиня и ее судьба.
Лариса Дмитриевна — натура утонченная, поэтичная, не способная на ложь и лесть ради получения материальных благ. Он несложный, хорошо воспитанный, сформированный, скромный, талантливый, способный на глубокие чувства. Казалось бы, среди достоинств. Однако в обществе, которое его окружает, такая открытость считается недостатком. Ее достоинства саркастически оценивают и даже осуждают. Как говорят юные пебели о ее отношении к парашютистке: «Какая чуткость!». Сам он часто бывает у Огудаллова в гостях, общается с Ларисой, она вроде бы ее подруга, но тут же отмахивается от нее за простоту, добавляя, что нельзя говорить правду.
На самом деле все вокруг покупается и все продается, в том числе и чувства, и красота, и девичья честь. Отныне власть и влияние в обществе за хищной, живучей и изворотливой Дельтой, чего Лариса, в отличие от матери, не понимает. Нравственные ценности Хариты Игнатьевны с дочерью настолько в порядке, что это приводит к печальному стыку. Устав от постоянных приемов, фальшивых улыбок и бесконечного выбора женихов, Лариса решается выйти замуж за первого, кто предложит. Есть что-то вроде глупого карантинышева — бедного, мелкого чиновника. Она понимает, что, приняв его предложение, бросает вызов человеку, которого он давно любил. Увы, Парац не готов к тому, чтобы она отказалась от «брака на миллионы». Он уже выбрал себе невесту с золотыми форами и не собирается ничего менять.
Можно сделать вывод, что ни бумага, ни Карандышев не испытывали к Ларисе искренних чувств. Один хотел просто пошарить от гордости, получив искреннее признание от красивой и незаурядной девушки, а другой хотел похвастаться тем, что Лариса выбрала его. В то же время Кнуров и государи решают ее судьбу, играя в Орлянах. Пожилые дилеры не против сделать подарок. Милая и понимая, что она всего лишь вещь, безделье, которое можно купить или продать, Лариса хочет умереть. От этих страданий она освобождает Карандышева. Узнав, что она хочет сорвать свадьбу, он стреляет в нее, чтобы она никому больше не досталась. Лариса принимает смерть с благодарностью, словно освобождение от жестокого мира, в котором она так мало прожила. Она умирает, простив всех, кто не смог ее понять.
В 1878 г. А.Н. Островский закончил свою пьесу «Надриданница», в 1879 году она была впервые опубликована и поставлена. С тех пор она практически исчезла со сцены, пользуясь большим успехом. Даже сейчас это одна из самых популярных пьес классического репертуара, по мотивам фильма «Жестокий романс». Что привлекает зрителя в этой драме?
По сравнению с «Грозой» Островский применил совсем другой метод — метод психологической достоверности. Воссоздавая среду, обстановку, создавая Фабул, гений драматурга создает реалистических персонажей и мастерски показывает внутренний ход мысли, оправдывая каждое действие, каждый порыв души. В этой драме наиболее полно отразились реалистические тенденции творчества Островского.
Ситуация, заложенная в основу басни, и пьеса с названием пьесы не Нова. Несуды — явление типичное для того времени. Критическая сила Островского не исчезла и в «нуренданском», в ранних комедиях буржуазии, для которой деньги — основополагающий фактор жизни. Просто слава комедийного жанра переросла, она стала более утонченной — драматург показывает, как при жизни люди открыты, честный холодный расчет купцов.
Проанализировав творчество Островского, мы пришли к выводу, что для автора очень важна четкая, прозрачная идейная структура пьесы. Островскому почти всегда ясно, кто герой положительный, кто отрицательный, часто бывает и резонансный. Драматург всегда излагает в пьесе какую-то идею или ставит проблему, осуждая любое проявление несправедливости. Идеологическое поле драматургии А.Н. Островский — социальные вопросы. Он задает вопросы денежных отношений, его волнует власть денег, их власть над людьми. Иногда деньги являются причиной авантюры и подставы — отсюда и смешная, занимательная интрига (где все же есть социальный подтекст), а иногда деньги становятся причиной трагедии, как в спектакле «Досперинница».
Мотив денег, с точки зрения автора, позволяет раскрыть самую суть человеческих отношений: В деньгах проявляются все важнейшие качества человека, проверяется их ценность, решается их судьба. проверено. Если в ранних местах Островского социальная проблематика на втором плане имплицитно проявляется в осмыслении, то в более поздних пьесах конфликт уже явно социально-психологический.
Развитие психологического реализма во второй половине XIX века проявилось и в драматургии. Интерес к человеческой личности во всех ее состояниях заставлял писателей искать средства для своего выражения. В драме главным таким средством была стилистическая индивидуализация характера персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит острову. Кроме того, Островский в психологизме сделал попытку пойти дальше, попутно предоставив своим героям как можно больше свободы в рамках авторского права.
В ходе исследования мы попытались установить, чем предопределено наличие психологической драмы в творчестве Островского Александра Николаевича. Прежде всего, на наш взгляд, тем, что он изначально создавал свои произведения для театра для сценического воплощения. Ориентация на сценическое существо драмы обуславливает особое внимание автора к психологическим особенностям каждого героя: как главного, так и второстепенного.
Автор использует различные средства для создания цельных, психологически полнокровных социальных типов. Основным средством психологической характеристики действующих лиц является их речь: лексика, диалоги, монологи, интонация. Помимо особенностей языка, Островский использует поведение своих персонажей для передачи их психологических особенностей. Средством психологической характеристики Островского являются не самоузнавание героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, а главным образом их поступки и бытовое общение.
По комплексному рисунку духовных переживаний «Нимникант» представляет собой новое слово в творчестве Островского. Наряду с жанром сатирической комедии принято говорить о формировании в позднем творчестве острова жанра психологической драмы. Появление психологии в творчестве Островского связано не только с ломкой стереотипов в описании героев. Психологическая драма в Театре Островского возникает на основе своеобразного компромисса между действием, требующим «уменьшения» сложности человеческой личности, и вниманием к ее проблематике.
Сложность характеров героев — будь то противоречивость внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Парарты, — это психолог островной драмы. Редкий художественный эффект финальной сцены А. Н. Острова строится на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всесосучести у героини, тем острее зрительский суд.
Вершиной творчества Островского стала драма «Дринница», произведение, в котором удивительным образом сошлись мотивы и темы большинства позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей в приезжих, сложных и психологически многообразных человеческих характерах, предвосхищается неизбежность появления нового театра в России.
Главная героиня спектакля, дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с прекрасными личными качествами. Скромна, начитана, открыта, честна, не лестна, обладает целым набором талантов, способна на глубокие чувства. Однако в обществе, которое его окружает, его искренность и добродетель считаются чуть ли не пороком. Один из новейших молодых дельцов, государей, отмечает, что безделье его кажется таким уж прямолинейным.
Одна из главных героинь пьесы, молодой и бедный чиновник, жених Лариса Дмитриевна. Это скромный молодой человек с жалобами на большее. Основными чертами являются болезненное чувство самоуважения и ранимой уязвимости. Собираясь жениться на Ларисе, он считает себя благодетелем, спасающим от безделья. На самом деле, он хочет обладать «вещью», чтобы потерять свой нос перед предыдущими поклонниками.
Один из главных героев спектакля, блестящий барин с лопат 30 лет, возлюбленная Ларисы. Это настоящая песня, дерзкая ступа жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердечный человек, который, в сущности, охотник за богатым приданым. Лариса Дмитриевна безумно влюблена в него — молодую и красивую дикую природу, которой он заговорил только в пучине своей гордости.
Один из персонажей драмы, пожилой и богатый человек, крупный торговец с завидным состоянием. Это истинный представитель «чистой публики» города Бряхимова, как заметил ковш Гаврило. В начале пьесы становится ясно, что у него есть определенные привычки. Например, он любит заботиться о своем здоровье, подолгу гуляя по бульвару, чтобы утолить аппетит.
Один из персонажей пьесы, молодой человек, представитель богатой торговой компании, любит одеваться по-европейски, типичный образец купеческого дворянства XIX века. Этот герой полагается только на холодный расчет и деньги для него в себе. Он принадлежит людям в зависимости от их материального благополучия и социального положения.
Солнечная и подвижная вдова, мама Лариса Дмитриевна. Благодаря ее ловкости их дом всегда полон гостей, особенно женихов. Автор настойчиво подчеркивает отличие дочери от матери. Если Харита Игнатьевна одевается изящно, но не по годам, то Лариса всегда одета со вкусом, но скромно. Она умеет льстить и крошить, брать подарки и материальные блага от богатых, Лариса же далека от этого.
Гаврило
Второстепенный персонаж, кофейня на бульваре, где происходят спектакли подвески.
Пьеса «Неменника» относится к номеру психологической драмы, к которой обращался Островский в 1870-е годы. Это несколько выбивает из общего контекста авторской драматургии, наряду с социальными, в нем звучат психологические вопросы. После того, как мы проведем краткий анализ произведения «Дустпанница», станут более очевидными те акценты, которые Островский расставил в произведении, и станет понятен авторский замысел.
Социально-психологические вопросы спектакля «Надданница»
Бездельница — девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Это определяет основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, взгляд на жизнь и во многом. Итак, в начале пьесы два удачливых купца Кнурова и государи спорят о вечной столице.
С этой мысли и начнем анализ пьесы «Дустпанница». Все привыкли мерить деньги. Примечательно, что на реплику Кнуровой о том, как хорошо бы «проехаться» с Ларисой до Парижа, да ненадолго и влюбиться, государи отвечают: «Каждому товару есть цена», «Я… я лишнего не даст». В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Это определяет отношение людей друг к другу. Парати вызывает всеобщее уважение за хранение денег. Мать Лариса, Харита Игнатьевна, приводит богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в ее доме «Базар», «Закладка». Карандышев завидует более состоятельным людям, что усугубляет его болезненное самолюбие.
В этом мире все продается и покупается. Проводя анализ спектакля «Дустпанница», отметьте его. Парата говорит, что «женится на миллионнике», не испытывая к невесте никаких чувств. В финале Лариса, узнав, что кудри и соверсы разыгрываются в того орлянца, кому достанется, с горечью восклицает: «Правильно они, я вещь, а не человек».
Но не менее важен психологический конфликт. Оно определяется противоречием между мировым миром, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она искала «любовь и не нашла». Кнуров отмечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, болеть, подмазывать женихов. Она верит в смысл параратов, понимая только в конце, что он ее обманул. Не сразу понимаешь, насколько мелкий пеналшев незначителен. Противоречия между внутренними устремлениями и реальностью приводят к драматическому стыку.
Анализ пьесы «Неменника» — система образов
Система образов в драме образует как бы два полюса. На одного богатого купца, людей состоятельных, уважаемых в городе. С другой — Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драматургов Островского, имеют образование, едут в Европу. Однако их жизненными приоритетами по-прежнему остаются деньги и гордость. Это кенуры, пебели, парацы, карандаши, несмотря на разницу в социальном статусе. Все считают Параца «Блестящим барином», человеком широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», брак по деньгам важнее Ларисы, которая его искренне любит. Карандышев, говоря о чувствах невесте, думает только о том, как теперь ему все будут завидовать. Даже мать главного героя, Харита Игнатьевна, торгует его дочерьми, пытаясь выдать их замуж. Но как видно из анализа пьесы «Несудебная», счастья это ей не приносит.
Главная героиня спектакля Лариса Огудалова. Ее имя происходит от греческого «чайка». Лариса — Романтичная, Талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности они выглядят лишь как минутное развлечение.
Лариса выше, смелее, вокруг лучше. При всем внешнем внимании к Ларисе Ларисе. Ее душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужными: в ее доме только развлекаются и проводят время. Любовь к Паратову также не находит отклика. Он соблазняет ее, зная, что не променяет миллионную невесту на безделье. Карандышев ставит превыше всего свою оскорбленную гордость, и женитьба на Ларисе для него само собой разумеющаяся. Понимание своего одиночества, безысходности в мире. Поэтому выстрел из карандашей она называет «добрым делом».
В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы «Диднота» Островского. Посетите наш литературный блог, где вы найдете множество статей на подобные темы. Читайте также
А. Н. Островский довольно точно описал картину равнодушия и бессердечия тех времен. Сегодня мы рассмотрим характеристики героев. «Дустпанница» — произведение, вошедшее в анналы мировой литературы. Итак, продолжайте.
Карандышев
Юлий Капытыльч в пьесе бедный чиновник, который не может похвастаться ни полным кошельком, ни уважением к себе. Главной чертой героя является гордыня, которая, в принципе, и привела к трагическому концу. Что характерно для героев? Островский А. Н. Остров — произведение, несколько упрощенное тем, что выдающийся драматург дал своим героям говорящие имена. Рассмотрим это взятие автора на примере тех же карандашей.
Хотя он и носит имя Великого Человека (Юлия Цезарь), фамилия берет свое начало от слова «Карац». Автор показывает нам несоответствие его желаний и реальных возможностей. Лариса для него способ самоутверждения, поэтому он лелеет свою гордость. Семья Огудалловых считает его запасным вариантом, единственно возможным выходом из ситуации, пусть и не очень удачным, Юлий Капытыл сильно обижается. Его «любимая» — способ победить более сильного соперника, Паратова.
О чем говорит характеристика героев? «Заметка» — произведение, не требующее особых усилий для понимания, поскольку автор точно и подробно описывает своих персонажей, их чувства и истинное существо. Трагический конец — это еще один момент, который А. Н. Островский возводит в карандышевский характер. Поскольку Юлий Капитонч не может победить своего противника, он убивает предмет их спора. Фигура этого человека очень патетична и забавна.
Паратов
Этот персонаж продолжает далее наши характеристики героев. «Безделье» — работа, в которой не обойтись без анализа образа главного оппонента Юлии Капитоныч. Мы уже говорили об отличительной черте А. Н. Островского и говорящих фамилиях. Так, фамилия Сергея Сергеича берет начало от слова «парати», что означает «хищник».
Обратите внимание, что его поведение в спектакле также можно охарактеризовать: «Червей нет, потому что у него оба жирные». Это цитата, характеризующая героя как бессердечного и жестокого персонажа. Он молод и честолюбив, очень ценен и жаден до комбайна: «А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золото своеобразное».
Лариса
Кого еще можно продолжить по характеристикам героев? «Дустпанница» — произведение, которое невозможно оставить без внимания. главная героиня, ставшая предметом спора двух бессердечных и алчных людей. Вызывает чувство сострадания, так как действительно увлечен Сергеем Сергеичем, предавшим его ради наживы. Лариса Огудалова из плохой семьи, девушка из небогатой семьи, но она невероятно худая и чувственная.
Когда ее отверг паратас, у нее осталась последняя надежда — выйти замуж за Карадышева, так как он считает его человеком с доброй душой и сердцем, никому непонятным, но невероятно хорошим. Когда Лариса поняла, что он игрушка в чужих руках, то попыталась покончить с собой, но у нее не хватило на это сил. Это только помогает избавиться от мучений.
«Неменника»: характеристики героев. Таблица
Попробуем систематизировать анализ главных героев драмы с помощью таблицы.
Характеристика | |
Дворянин, 30 лет, дорогой человек, роскошный роскошный, невероятно расчетливый, бессердечный, все его действия связаны с прогрессом. | |
Карандышев | Молодой, бедный чиновник, гордый и завистливый. Всегда останавливает Ларису на «цыганский табор» в ее доме. |
Девушка на пожаловании из бедной семьи, безделье. Собирается жениться на Карандаше из-за безысходности положения, чтобы не жить с матерью. Талантливая, красивая и образованная девушка, но кукла в руках мужчины. |
Здесь мы представили характеристики главных героев. Для того, чтобы сделать собственные выводы, советуем вам прочитать эту работу.
Без приданого и другие пьесы (Александр Островский) » стр.1 » Глобальный архив озвученных книг онлайн бесплатно
Жар-птица в русском фольклоре — огненная, светящаяся птица; волшебный, знаковый, желанный. Его перья продолжают светиться, когда их удаляют, и говорят, что одно перо может осветить всю комнату. Некоторые, утверждающие, что видели Жар-птицу, говорят, что у нее даже светятся глаза. Жар-птица часто является объектом квеста. В одной известной сказке Жар-птицу нужно поймать, чтобы она не украла золотые яблоки короля, плод, дарующий молодость и силу тем, кто отведает его. Но в других историях у Жар-птицы другая миссия: она всегда летит над землей, давая надежду всем, кто в ней нуждается. В Новое время и на Западе Жар-птица стала частью мировой культуры. В балете Игоря Стравинского «Жар-птица» это существо полуженщина-полуптица, и роль балерины многие считают самой сложной в истории балета.
The Overlook Press в США и Gerald Duckworth в Великобритании, принимая Жар-птицу в качестве логотипа своей расширяющейся издательской программы Ardis, считают, что это волшебное светящееся существо, по легенде пришедшее в Россию из далекой страны, будет играть роль в сближении России и ее литературы с читателями во всем мире.
Это издание впервые было опубликовано в мягкой обложке в США и Великобритании в 2014 г. издательством Ardis Publishers, подразделением Peter Mayer Publishers, Inc.
НЬЮ-ЙОРК:
The Overlook Press
141 Wooster Street
New York, NY 10012
www. overlookpress.com
адрес выше.
Лондон:
Gerald Duckworth & Co. Ltd.
30 Calvin Street
Лондон E1 6NW
info@duckworth-publishers.co.uk
www.ducknet.co.uk
для Bulk и Special Sales Sales , пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу sales@duckworth-publishers.co.uk или напишите нам по указанному выше адресу.
Copyright © 1997 Ardis Publishers
Все права защищены. Никакая часть этой публикации не может быть передана или передана в форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, запись или любую систему хранения и поиска информации, известную в настоящее время или изобретённую, без письменного разрешения издателей, кроме как рецензент, который хочет процитировать краткие отрывки в связи с рецензией, написанной для включения в журнал, газету или передачу.
Данные каталогизации публикаций Библиотеки Конгресса
Островский, Александр Николаевич, 1823–1886 гг. [Подборки. Английский. 1995]
Без приданого и др. пьесы / Александр Островский; переведено с введением Нормана Хенли.
с. см.
Включает библиографические ссылки.
Содержание: Доходное положение — Горячее сердце — Без приданого — Таланты и поклонники.
ISBN 0-88233-933-8
1. Островский, Александр Николаевич, 1823–1886 гг. – Переводы на английский язык. И. Хенли, Норман. II. Заголовок.
PG3337.08A24 1995 95-23736 891.72’3-DC20 CIP
Печата в Соединенных Штатах Америки
EISBN: 978-1-4683-0928-7
2 4 8 10 9 7 5 3 1
Перейдите на сайт www.ardisbooks.com, чтобы прочитать или загрузить последнюю версию каталога Ardis.
для Chris and Frannie
Содержание
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
А0003
WITHOUT A DOWRY
Afterword
TALENTS AND ADMIRERS
Afterword
BIBLIOGRAPHICAL MATERIALS
Ostrovsky’s Plays in Russian
Ostrovsky’s Plays in English Translation
Ostrovsky Criticism in English
PREFACE
Despite Ostrovsky’s high stature in Russian письма у него относительно плохо справились с английским переводом. Большая часть перевода была сделана до Второй мировой войны, и этим мы во многом обязаны Джорджу Рапаллу Нойесу (1873–1819 гг.).52), выдающийся американский славист и убежденный сторонник Островского. После Второй мировой войны были разрозненные переводы Островского, но некоторые из его достойных пьес до сих пор не переведены на английский язык.
Некоторые оценки в порядке. Моей бывшей жене Нэнси и Роберту М. Слуссеру, бывшему коллеге из Johns Hopkins, за их поддержку, когда она была больше всего нужна. Дороти Магнер и моему сыну Кристоферу, чьи предложения и исправления улучшили перевод. И в Университет Джонса Хопкинса за специальный грант, который помог мне закончить основной проект.
N.H.
ВВЕДЕНИЕ
Александр Николаевич Островский (1823-86), сын судебного чиновника, вырос в Москве. Он изучал право в Московском университете, но не получил диплома и устроился на работу судебным клерком, в этом качестве он узнал много полезного для некоторых своих пьес. В университетские и судебные годы он страстно увлекся театром и мечтал работать в нем.
В 1847 году была опубликована первая полная пьеса Островского, одноактная «Картина семейного счастья», но немедленно запрещенная цензурой к театральному представлению. Первая полнометражная пьеса Островского «Все в семье» была опубликована в 1850 году, и ее также запретили ставить на сцене. Хотя эта пьеса мгновенно принесла Островскому славу, она также привлекла внимание властей, которые были обеспокоены как тем, что в пьесе купеческая безнравственность изображалась как типичное явление, так и тем, что главный виновник остался безнаказанным. Островский попал под надзор полиции и вскоре был вынужден оставить свой правительственный пост. По сути, это приговорило Островского к жизни в постоянной борьбе и почти нищете, что особенно заметно в его письмах, где он часто просит у своих друзей ссуду, чтобы пережить насущный финансовый кризис. Здесь следует отметить, что в тот период русские драматурги почти не имели прав, и хотя пьесы Островского шли беспрерывно, но доходов от спектаклей он получал очень мало, получая свой основной доход от их публикации.
Отныне Островский обычно писал по одной-две пьесы в год до своей смерти, собрав в общей сложности сорок семь оригинальных пьес. Кроме того, он сотрудничал с семью пьесами и перевел несколько других. Всегда заботясь о судьбе русского театра и его актеров, Островский был президентом Общества русских драматических писателей и оперных композиторов с момента его основания в 1870 году до своей смерти примерно шестнадцать лет спустя.
В личном плане у Островского было много друзей, особенно в театральном и литературном мире. В отличие от многих своих современников, он избегал распрей и споров. Хотя некоторые его пьесы вызывали острые споры, особенно споры западников и славянофилов по поводу некоторых его ранних пьес, сам Островский уклонялся от таких споров.
Каким бы кратким ни был этот очерк, вероятно, будет справедливо предположить, что личная жизнь Островского была негламурной. Он был незатейливым литературным героем, писавшим настолько стабильно и честно, насколько это было возможно в сложных цензурных условиях и без ущерба для его честности. Он пишет как скромный художник, и, в отличие от такого драматурга, как Стриндберг, в его пьесах почти невозможно увидеть что-либо от Островского-внешнего человека. Островский был тонким и чутким наблюдателем русской действительности, и это стало сырьем для его пьес. Хотя известный историк литературы Д. С. Мирский сделал несколько плохих и вводящих в заблуждение замечаний об Островском, он проницательно назвал Островского «наименее субъективным из русских писателей».
В «ранний» период, с 1847 по 1860 год, Островский написал пятнадцать пьес, среди которых выделяются «Все в семье», «Бедность не порок», «Доходное положение» и «Гроза». Хотя «Гроза» ставится реже, чем ряд других пьес Островского, она часто считается его шедевром. Как это ни парадоксально, успех этой пьесы в антологиях западной драмы мог повредить
Островского на Западе, создав у него репутацию автора слишком «русских» пьес, чтобы их могла легко понять нерусская аудитория. Однако следует констатировать, что «Гроза» вряд ли является главным кандидатом на роль самой типичной пьесы Островского и что, во всяком случае, многие его пьесы вызывают всеобщий интерес.
Ранние пьесы поразили всех своей блестящей характеристикой и языком. Но они также вызвали споры на социологической и политической почве. На основе этих пьес Николай Александрович Добролюбов (1836-61) написал два знаменитых очерка: «Царство тьмы» (1859) и «Луч света в царстве тьмы» (1860). В первом эссе пьесы рассматривались в первую очередь как социальная документация, останавливаясь на морально недостойных персонажах (часто это были неотесанные своевольные персонажи, известные как «самодуры»), чья власть, проистекавшая из денег или авторитета старших, произвольно использовалась для эксплуатации самые слабые члены общества. В последнем сочинении, вдохновленном «Грозами», Добролюбов увидел проблеск надежды, интерпретируя героиню Катерину как в основном русский тип, способ мышления которого сам по себе составлял некий протест против окружающего ее бесчеловечного мира.
В этот момент я чувствую, что должен найти время, чтобы решительно возразить мнению, иногда выражаемому или подразумеваемому в западной критике, что силы Островского уменьшились после «Гроза». Художественные способности Островского неуклонно развивались на протяжении всей его карьеры, и только с его последней пьесой «Не от мира сего» можно сказать, что Островский «потерял хватку». Во всяком случае, известно, что советские театры какое-то время ставили поздние пьесы Островского гораздо чаще, чем его ранние.
Следующий период, примерно с 1860 по 1868 год, может быть несколько неуклюже назван «историческим». Хотя Островский написал в этот период несколько пьес, основанных на современной жизни, его главной заботой было написание стихотворных исторических хроник, предназначенных для чтения, а не для сцены. На самом деле Островский пытался бежать из театра, так как его горькие переживания с цензором, отсутствие должного признания и его бедственное положение оставили его разочарованным и обескураженным. В письме, написанном в 1866 году своему близкому другу, актеру Бурдину, Островский заявил: «Уведомляю вас, что полностью отказываюсь от театрального царства… Я почти не получаю доходов от театра, хотя все театры в России живи своим репертуаром… Поверь мне, что я буду иметь гораздо больше уважения, которого заслужил и заслуживаю, если отделюсь от театра. Дав театру двадцать пять оригинальных пьес, я так и не отличился от какого-нибудь плохого переводчика». К счастью для нас, Бурдин и другие настаивали на том, чтобы Островский не покидал театра, хотя легко представить, что любовь Островского к театру облегчила ему перемену его позиции. Хотя его исторические пьесы представляют для некоторых оправданный интерес, в целом они наименее ценны из пьес Островского и редко ставятся.
Третий период, с 1868 по 1878 год, можно считать сатирическим периодом Островского. Хотя в некоторых из его предыдущих пьес была сатира, теперь она стала более доминирующей, особенно яркой в «Каждому мудрецу — его доля глупости» и «Волки и овцы». Другими важными пьесами этого периода являются «Пылкое сердце»; Легко пришло, легко ушло; Лес; Пир не может длиться вечно; Даже не медь, а вот золотую монету; Снегурочка; Поздняя любовь; Правда хороша, но лучше удачи. Особого упоминания заслуживает «Снегурочка» (1873) как очень почитаемая, хотя и редко исполняемая сказочная пьеса в стихах. Римский-Корсаков написал по ней оперу, а Чайковский написал к ней музыку около 19 века.00.
Б. В. Альперс называет пьесы четвертого и последнего периода творчества Островского (1878–1885) «грустными комедиями». Во многом посвященные рабскому положению женщины (Островский определенно был филологом), эти пьесы отличаются тонкой психологической обрисовкой, а также печально-поэтической атмосферой несбывшейся любви и обманутых надежд. Известные пьесы этого периода: «Последняя жертва»; без приданого; Таланты и поклонники; Без вины Виноват.
Иногда трудно отдать должное Островскому в переводе или, если на то пошло, даже читая его в оригинале. Островский был очень сценическим человеком и, за исключением исторических пьес, всегда писал свои пьесы с расчетом на исполнение, иногда с расчетом на определенные роли конкретных актеров. Он был особенно внимателен к языку, внимательно прислушиваясь к любой речи в пределах слышимости, а во время работы над пьесой читал вслух все строки про себя, стремясь прежде всего к естественной речи.
Если критики согласны с тем, что Островский непревзойден в использовании разговорного языка, они также согласны с тем, что он мастер характеризации. Его персонажи убедительно реальны, интересны и разнообразны. Однако, несмотря на поразительное разнообразие его обширной галереи (всего Е. Холодов насчитал 728 говорящих персонажей в 47 оригинальных пьесах Островского), некоторые типы повторяются довольно часто, как, например, тунеядец-бездельник (особенно беспринципный мужчина, ищущий богатства через женитьбу). ), могущественный самодовольный хулиган, беспомощная женщина, капиталистический предприниматель как эксплуататор отдельных лиц и мятежный крестоносец. Частое деление героев Островского на эксплуататоров и эксплуатируемых («волки и овцы») нуждается в особом упоминании, ибо в основе пьес Островского лежит личный конфликт вполне прямого характера, односторонний, как часто бывает соперничество. Вероятно, именно эта довольно традиционная черта наиболее явно отличает пьесы Островского от пьес Чехова, чьи драматические персонажи изображаются не столько жертвами других личностей, сколько самих себя или своего фрустрирующего и недружественного окружения. Очень жаль, что некоторые жители Запада считают Островского драматургом купеческого сословия. На самом деле лишь небольшое число пьес Островского имеет дело с купцами сколько-нибудь значительно, и в них купец имеет значение как человек, а не как коммерсант. Навскидку помню только один случай (в «Лесе»), когда один из купцов Островского совершает на сцене хозяйственную операцию.
Островский — блестящий психолог. Однако, поскольку заслуженно влиятельный Д. С. Мирский не понимал этого должным образом, следует указать, что Островский прежде всего социальный психолог, а не то, что можно условно назвать «индивидуальным» психологом. Он вводит готовых персонажей со значительными чертами или амбициями, которые проявляются, когда персонажи взаимодействуют с другими персонажами. Островский обычно не вникает в сознание отдельных персонажей, чтобы выявить их психозы, попытаться показать, как они «дошли до такого», подход, более подходящий для романа, где время не так ограничено. Как психолог, Островский в своих поздних пьесах более тонок.
Сюжеты Островского склонны подчиняться изображению персонажей и социальной ситуации. Однако. это обобщение гораздо более применимо к более ранним пьесам, в чем можно убедиться, сравнив сюжет «Выгодного положения» с сюжетом «Талантов и поклонников». Островский иногда был виновен в том, что прибегал к резким концовкам в духе deus ex machina. Тем не менее, мы должны воздерживаться от слишком поспешного суждения о нем, поскольку некоторые из его, казалось бы, резких и «счастливых» концовок могут быть ироничными, внушая чувствительному зрителю или читателю, что в той социальной среде, которая изображена в пьесе, только очень удачливые избегают этого. невредимый. Так обстоит дело в «Правда хороша, но удача лучше», где добродетельному рыцарю-герою в конце напоминают, что его освобождение из несправедливого заточения произошло не благодаря его добродетели, а простому везению. Такие концовки могут быть пугающими, и можно видеть, как легко некоторые из так называемых комедий Островского могли превратиться в то, что мы условно можем назвать трагедиями. Между прочим, безусловно, стоит принять во внимание точку зрения одного критика, который считал, что Островский приукрашивал свои концовки в качестве компенсационного утешения для зрителя/читателя за только что изображенные мрачные реалии, которые могли бы безоговорочно обескураживать с моральной точки зрения.
Относительно объективный, Островский, тем не менее, имеет свою тенденциозную сторону и часто выступает пропагандистом социальной справедливости. Это наиболее очевидно, когда некоторые из его мятежных и нравственно хороших персонажей вовлекаются в возбужденные моралистические проповеди, обычно ближе к концу пьесы. Однако, что, вероятно, больше влияет на нас, так это сатирическое изображение Островским гнетущих и бесчувственных персонажей. И все же Островский редко настаивает
слишком много. Его сатира остра, но редко горька. Он не был мизантропом или пессимистом. Болезненно осознавая мрачные реалии своего общества, он также оптимистично верил в силу образования, считая сцену образовательным форумом.
Почему Островский был так популярен в советское время? Не потому ли, что его по каким-то причинам можно считать антикапиталистом? Потому что он верил в образование? Потому что он возвысил работу? Конечно, такие факторы делали его близким по духу к чиновникам, но вряд ли они были причинами, по которым нормальные советские граждане захотели бы посмотреть пьесу Островского холодным зимним вечером. Они, должно быть, уехали просто из-за драматического искусства Островского, потому что находили его пьесы интересными и стоящими.
И.