Фамусов – характеристика и отношения в “Горе от ума”
В комедии в стихах Грибоедова «Горе от ума» характеры героев строго противоположны. Главный герой Александр Чацкий является положительным персонажем. Остальные же, например Фамусов и Молчалин – отрицательные. Какова же характеристика Фамусова в данном произведении?
У нас появилась новая характеристика Фамусова.
Внешний облик и характер героя
Павел Афанасьевич Фамусов – пожилой мужчина, сохранивший для своих лет приятную наружность и бодрость. Являясь вдовцом, он воспитывает дочь Софью и мечтает выдать ее замуж за обеспеченного человека. Герой не собирается больше жениться, ему комфортно вести холостую жизнь. При этом он совсем не равнодушен к женщинам. Он с удовольствием заигрывает с служанкой Лизонькой, хотя девушке это и не нравится.
Фамусов – сторонник крепостного права. Крепостных он не считает за людей и не заботится о них. Достойными внимания он считает лишь людей, равных ему по рангу, на остальных же он смотрит с презрением.
Отрицательные черты характера
Фамусов – типичный чиновник. Находясь на службе в государственном учреждении, он устраивает на работу только родственников и близких знакомых. Для него не важны профессиональные качества человека, он не возьмет на работу даже самого лучшего сотрудника, если тот не будет состоять с ним в родственных связях. Он не пытается сделать этот мир лучше, а просто раздает выгодные должности налево и направо. Сам он служит чиновником, но человеком является недалеким. Вся его жизнь подчинена планированию мероприятий: приемы, свадьбы, крещение одних и похороны других. Его отношение к окружающим людям можно назвать потребительским. Фамусов общается только с людьми, от которых можно извлечь какую-либо выгоду.
Павел Афанасьевич – настоящий брюзга. Он вечно чем-то недоволен, сердится без причины на окружающих. Он мучает своей бранью всех, кто находится рядом, сам знает о такой черте характера, но не испытывает стыда, а, наоборот, чувствует свое превосходство.
Герой очень гордится своим положением в обществе. Он состоит в Английском клубе, где собирается вся элита. Считая себя образованным человеком, на самом деле он предстает перед читателем глупцом, в котором нет глубины и сострадания.
Положительные черты характера
Фамусов – отрицательный герой. Но ему присущи и положительные качества. После смерти своего друга, Андрея Ильича Чацкого, Фамусов приютил его сына. Александр жил в фамусовском доме до периода взросления и ни в чем не нуждался. И хотя пожилой человек уже не понимает суждений главного героя, когда-то он был для него близким и родным человеком.
Фамусов является достаточно гостеприимным человеком. Именно в его доме происходит действие комедии. Здесь проходят балы, хозяин с радушием встречает гостей, Чацкого и других персонажей. Правда, его радушность распространяется только на богатых и сильных мира сего.
Фамусов очень любит вспоминать «дела давно минувших дней». Он часто вспоминает минувшие годы и хранит память о том замечательном времени.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Характеристика Фамусова» в произведении Грибоедова «Горе от ума».
В статье представлен подробный разбор образа Павла Афанасьевича Фамусова. Несмотря на то, что данный персонаж является отрицательным героем, ему присущи также и положительные качества. Отрицательные качества, которыми обладает герой, это брезгливость, глупость, чувство собственного превосходство над другими. К положительным свойствам его характера можно отнести гостеприимство и любовь к старине.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Тимур Ханбекян
15/15
Татьяна Паскар
15/15
Анастасия Якименко
11/15
Арыстан Мынбаев
13/15
Ирина Дубовская
13/15
Egor Glazunov
15/15
Лия Рябова
15/15
Даня Яскин
10/15
Варвара Перфильева
15/15
Асхаб Тамаев
10/15
Образ Фамусова в «Горе от ума»
Самым типичным представителем «фамусовского общества» является в комедии «Горе от ума» (см. краткое содержание, анализ и полный текст) сам Фамусов. Это – образ важного чиновника, вдовца, имеющего взрослую дочь, Софью. Фамусов – верный приверженец всех тех устоев, на которых держалось московское общество той эпохи. Свою служебную карьеру он строит на угодничестве и низкопоклонстве. Дядюшка его Максим Петрович, надменный с низшими, раболепный при дворе, – представляется ему идеалом. Какой-то Кузьма Петрович, ловко сумевший сам пробраться в камергеры и провести сынка, – предмет его восхищения и поклонения.
Образ Фамусова у Грибоедова
Смысл службы Фамусов видит в получении наград и высокого жалованья, – к работе же он относится с циническим пренебрежением: деловые бумаги он подписывает, не читая, и еще острит: «у меня что дело, что не дело, – обычай мой такой: подписано и с плеч долой». В штат своих чиновников он берет почти только родственников – он сам откровенно признается:
При мне служащие чужие очень редки, –
Все больше сестрины, свояченицы детки!
. ……………………………………
Как станешь представлять
К крестишку, иль местечку –
Ну, как не порадеть родному человечку?
Вся эта свора родни бездельничала и только получала теплые местечки да награды. Сам Фамусов признает это, говоря, что из его чиновников был «деловым» один Молчалин, ему «не свой». К службе Фамусов относится нерадиво, но с большим вниманием следит за всеми тем событиями московской жизни (крестниц, похороны, обеды), участвовать в которых считает своим долгом и серьезным, важным «делом».
И по отношению к дочери он старается вести себя, «как все»: когда умерла жена, он сумел для дочери «принанять» в m-me Розье «вторую мать», т. е. отдал Софью в чужие, наемные руки. Этим заботы его о девушке прекратились, и он успокоился. Так делали «все» в Москве. Потом стали ходить к Софье «полки учителей, числом поболее, ценою подешевле». К этим учителям относились с одинаковым пренебрежением и отцы, и дети, – Фамусов называет педагогов дочери «побродягами».
Когда образование Софьи кончилось, она вступила в свет настоящей «московской барышней», главное достоинство которых заключалось в умении себя «принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой», в умении манерничать и петь модные романсы, – словом, в том внешнем «благонравии», за которым скрывались иногда неблагонравные чувства и мысли. Но с этим родители были готовы мириться: «грех не беда, молва нехороша!», – говорилось в этом обществе. Сам Фамусов, который «всем» был известен своим «монашеским поведением», не прочь поухаживать при случае за крепостной девушкой (сцена с Лизой).
Все обязанности «отца» оканчивались, в глазах Фамусова, приисканием для дочери мужа со «звездами и чинами», или дворянина, хоть «плохонького» в умственном развитии, но с 1000 – 2000 душ.
Подчинясь тем традициям, которыми жило его общество, Фамусов считает для себя выгодным сохранять установленный здесь порядок жизни, беззаботной и сытой, – оттого всякие новшества: образование, либеральные идеи, – все то, что грозило критикой существующим порядкам, его бесило и рождало в нем ненависть. Будучи умнее всех своих друзей, он ясно видит, что наибольшая опасность «старой Москве» грозит именно со стороны просвещения. Вот почему он прямо говорит:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений!
Оттого Фамусов – главный застрельщик в той травле, которую начала с Чацким «старая Москва» за то, что он хотел служить «делу, а не лицам», что он был «служить рад», но не пожелал «прислуживаться», за то, что авторитеты Москвы для него, Чацкого, – казались не авторитетами, а людьми, заслуживающими презрения. За все эти «вольнодумства» Фамусов готов его обвинить в революционных замыслах, запретить ему въезд в столицы. Он успокаивается лишь на том, что признает Чацкого сумасшедшим.
характеристик персонажа. Речевая характеристика Молчалина («Горе от ума»)
Произведение «Горе от ума» А.С. Грибоедова относится к жанру комедии, события происходили в начале 19 века, в которой автор показал образы московских дворян. За основную тему произведения можно выделить противопоставление настоящего века и прошлого, трудную смену старых идеалов на новые. На стороне прошлого века было значительное количество комедиантов, одним из них был молодой дворянин, не имевший еще никаких чинов Молчалина. Его работа заключалась в том, чтобы обслуживать влиятельных людей.
Сам Молчалин был небогатым дворянином, уроженцем Твери. В комедии он жил в доме Фамусова, который, в свою очередь, взял Молчалина секретарем. Молчалин влюбляется в дочь Фамусова и тайно встречается с ней. Фамусов выступает против таких отношений, так как считает, что дочери нужен влиятельный муж с чинами. Хотя Молчалин и не соответствует этим требованиям, у него есть еще одно качество, которое оценили обитатели дома Фамуса. Он всячески старался служить, чем и привлекал внимание. Именно поэтому ему удалось попасть на должность секретаря, где важны деловые качества, а не честь.
В произведении «Горе от ума» образ главного героя можно назвать стандартным поведением молодого дворянина в окружающей среде. Мы видим, как он старается служить, а при необходимости даже унижаться перед влиятельными гостями фамусовского дома, все это делается с расчетом на то, что они могут быть полезны в жизни и дальнейшей службе. Молчалин даже считал само собой разумеющимся хвалить шерсть хлестовской собаки. Для описания героя подойдет цитата, в которой говорится о том, что пока «нас мало в званиях», «надо зависеть от других». Он считает, что пока ты молод, тебе не обязательно иметь мнение.
Общество Фамуса славилось хвастовством, при каждом удобном случае было принято расхваливать новые успехи, Молчалин тоже. Он был частым гостем княгини Татьяны Юрьевны. Хотя по характеру и поведению Молчалин был таким же, как и все в обществе, хотя со всеми соглашался и поддерживал идеи, это не мешало ему быть подлым. Например, его любовь к Софье была лишь фикцией, и он пошел на это ради собственной выгоды. На самом деле он искренне открывается при общении со служанкой Лизой, которая ему понравилась. И тут читателю открывается другой персонаж, видишь, что в нем есть двуличие, а значит, такой человек опасен.
В его душе и сердце нет ни капли уважения и тепла к Софье. Он очень рискует, когда начинает тайно встречаться с дочерью Фамусова, потому что постоянно находился в состоянии страха, что их заметят. Это проявление трусости. Для Молчалина важную роль сыграл тот момент, что он беспокоился о мнении окружающих, а также боялся, что другие подумают о нем. Эта подлость и коварство губят его, потому что он начинает вредить тем, с кем давно находится в окружении. Он вспомнил слова отца, которые читались на радость всем без исключения, которым последовал Молчалин. Исходя из этого, можно сделать вывод об отношении героя к описанию идеала прошлого века, несмотря на то, что он еще молод.
Автор показал Молчалина как достойное продолжение и пример консервативной знати. Такое общество характеризуется тем, что на первом месте для них стоит ранг и деньги, эти две категории позволяют им оценить все остальное. Как уже было сказано, Молчалин был хитрым и двуличным, это два основных качества, которыми характеризуют героя.
Грибоедов затронул проблему комедии, которая актуальна и сегодня. Ведь немало случаев, когда были люди, ничего не видевшие на своем пути и готовые пройти через все ради своих целей. Эта тема будет актуальна до тех пор, пока среди нас есть люди с такими же ценностями, как у Молчалина и его общества.
Очерк о Молчалине
Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в период с 1822 по 1824 годы, повествует о светском обществе и жизни тех времен. Один из центральных персонажей произведения – Алексей Степанович Молчалин, человек из простого народа, стремящийся к карьерному росту.
Молчалин с виду порядочный молодой человек, отличающийся добротой и скромностью. Но на самом деле все эти качества лишь маска, которую герой использует для достижения своих целей. Его мечта – карьера, высокое положение и богатство. Уважение среди высшего общества — предел его счастья. Существует множество различных способов достижения этих целей. Но Молчалин выбирает самый быстрый и самый негативный. Он делает шаги к мечте через лесть, лицемерие и двуличие. Делает он это настолько тонко и незаметно, что многие могут позавидовать.
Герой работал секретарем у Фамусова, богатого и уважаемого человека. Всю работу он делал добросовестно, говорил ласково и внимательно, отчего и нравился Фамусову. С дочерью своего хозяина Софьей он обращался еще лучше и даже осмелился сыграть влюбленного юношу. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и строит отношения исключительно ради собственной выгоды. Однажды провинившись перед девушкой, он бросается ей в ноги. Причиной тому было далеко не угрызение совести, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одним человеком, которому посчастливилось услышать ложь от Молчалина, была Хлестова. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собаке. На самом деле людям очень приятно такое отношение к ним. Молчалин проявлял лицемерие и услужливость по отношению ко всем живущим в доме: от прислуги до начальства. Таков был план героя, которого он неукоснительно придерживался.
Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова — персонаж отрицательный. Читатель не видит в герое никаких положительных черт, а видит исключительно лицемерие и стремление достичь сомнительной цели грязными путями. С помощью этого персонажа автор раскрывает серьезную проблему, существующую сегодня. Люди, стремящиеся не к чему-то высокому, а к славе и деньгам, готовы пойти по головам и надеть маску искренности. Обычно, достигнув своих целей, такие люди живут несчастно и одиноко.
Вариант 3
В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов рассказывает о московских дворянах 19 века, именно тогда общество раскололось на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов. Основная идея произведения – противопоставление века настоящего и века прошлого, замена устаревших идеалов дворян совершенно новыми.
В комедии огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонниками старых устоев являются весомые и значимые в обществе люди, такие как помещик Фамусов, полковник Скалозуб, да и молодое поколение, которое просто вынуждено служить «старым людям», также служит старым дворянам.
Сам Молчалин — небогатый дворянин, родился в Твери, живет в доме Фамусова, который выдал ему чин ассерктора и нанял серкртаром. Молчалин также является любовником дочери Фамусова, но сам Фамусов об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя, как Молчалин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамусов ценит в людях стремление служить ему, и вот как Молчалин с помощью своего холопства получает такие должности.
В этой пьесе образ Молчалина очень точно соответствует характеру командования молодого, не окрепшего дворянина во влиятельном обществе. Молчалин старается максимально выслужиться перед высокими гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезны для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин докатился до того, что начинает расхваливать шерсть хлестовской собаки. Он считает, что дворяне низших рангов должны таким образом заслужить уважение старших.
Он, как и все персонажи этой комедии, считает своим долгом хвастаться и гордиться своими успехами в продвижении по службе. Молчалин отлично налаживает связи с нужными ему людьми, которые могут помочь ему в его служении. Молчалин несет огромный ущерб обществу, в котором находится. Он также обманывает дочь Фамусова, потому что заботится о ней только ради служения ее отцу. Он из тех людей, которые не остановятся ни перед чем для достижения своей цели, и способен нанести огромный ущерб обществу, в котором он находится.
Футбол — один из древнейших видов спорта. Этот вид спорта довольно прост и незамысловат, но, вероятно, это один из самых популярных видов спорта в настоящее время.
В моей семье много традиций и некоторые из них кажутся мне даже странными. Я считаю, что в каждой семье должны быть свои традиции, ведь именно они объединяют родственников. Традиции позволяют нам услышать голос наших предков, почувствовать их рядом с собой.
Отношения Пьера Безухова и Елены Курагиной в романе Льва Толстого «Война и мир» не похожи на другие отношения героев этого роман. Это история несчастливого брака двух людей с совершенно разными характерами.
Среди героев «Горя от ума» (см. краткое содержание, анализ и полный текст) Фамусов стоит на верхних ступенях служебной и социальной лестницы. Молчалин, находясь на нижних ступенях той же лестницы, пытается подняться по ней, следуя принципам и правилам жизни своего начальника. Серьезность и подобострастие, распространенные в обществе Фамуса, были привиты ему с детства:
«Мне отец завещал,
говорит Молчалин,
Во-первых, чтобы угодить всем без исключения людям;
Хозяину, где он живет,
Начальнику, у которого я буду служить,
Его слуге, который чистит платье,
Швейцарцу, дворнику, чтобы избежать зла,
Дворниковой собаке, чтобы быть ласковее .
Можно сказать, что Молчалин действительно исполняет волю своего отца! Мы видим, как он старается угодить благородной старухе Хлестовой, как хвалит и ласкает ее собаку; и хотя Хлестова относится к нему весьма снисходительно («Молчалин, вот твой шкаф!»), тем не менее она позволяет ему вести себя под руку, играет с ним в карты, называет «мой друг», «милый» и, наверное, не откажет его покровительство, когда он в этом нуждается. Молчалин уверен, что идет верным путем, и советует Чацкому пойти «к Татьяне Юрьевне», так как, по его словам, «часто находим покровительство там, где не метим».
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977 г.
Сам Молчалин признает два «таланта»: «умеренность» и «аккуратность», и нет сомнения, что с такими свойствами он «дойдет до степеней известного», как замечает Чацкий, добавляя: «Ведь в наше время немых любят». Молчалин действительно немой, так как не только не высказывает, но даже не имеет своего мнения, недаром Грибоедов называл его «Молчалиным»:
«В мои годы я не осмелился бы
Имей свое суждение» —
говорит он. Зачем рисковать «иметь собственное суждение», когда гораздо проще и безопаснее думать, говорить и поступать как старшие, как княгиня Марья Алексеевна, как «все»? А может Молчалин иметь свое мнение?Он несомненно глуп,ограничен,хотя и хитер.Это мелкая душа.Мы видим подлость и подлость его поведения с Софьей.Он делает вид, что любит ее,потому что думает,что это может быть выгодно к нему, а заодно кокетничает с Лизой; он украдкой ползает на коленях перед Софьей, умоляя у нее прощения, и тотчас же после этого спешит спрятаться от гнева Фамусова, как настоящий трус.Жалкий тип Молчалина изображается Грибоедовым с беспощадным реализмом.0003
и не богат на слова.
Молчаливые счастливы в мире.
Грибоедов А.С.
Одной из излюбленных тем великих писателей 19 века является становление молодого человека, его выбор жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют для нас такие всемирно известные романы, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Обыкновенная история» и «Обломов» И.
Каким должен быть человек? Как он пробивается в жизни? Что на этом пути можно себе позволить, а чего никогда нельзя допускать? Что важнее — человеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы автор комедии отвечает в образе Алексея Степановича Молчалина.
По происхождению и социальному положению не принадлежит к столичной знати. «Он согрел Безродного и привел его в свою семью, дал ему чин асессора и взял в секретари», — московский ас Фамусов. Фамилия Молчалин оправдана его поведением: это скромный молодой человек, красивый, молчаливый, вкрадчивый. Играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что порядочность Молчалина — это умело подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, лживого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни отцовским заветом «угодить всем людям без исключения», даже собаке дворника.
Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чинов, богатства. Высшее счастье, свой идеал в жизни он видит в том, чтобы «брать награды и жить счастливо». На пути к этой цели все средства хороши для него. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться — лесть, малодушие, холопство. Он уважителен и тактичен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной даме Хлестовой, не оставляет богатых стариков, играет с ними в карты.
Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (разумеется, потому что она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по ее положению». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надо зависеть от других» или: «В мои годы нельзя сметь иметь собственное суждение». Молча-лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и просто притворяется, на всякий случай.
Такое поведение принесло ему определенный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Более того, «умеренность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награды» на службе, расположение и поддержку влиятельных господ.
Читатель комедии понимает другое: жизненный «опыт» Молчалина есть приговор не только ему, но и одобряющему и поддерживающему его обществу. Люди, организовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образованного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным негодяем, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Блаженны на свете молчаливые», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня общения с фамусовским обществом. Материал с сайта
Молчалин не беспомощен и не смешон — по-моему, он ужасен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, который, живя в обществе Фамуса, обязательно «достигнет известных степеней». Даже разоблачение его не сгубит, потому что, смиренно кланяясь и ползая на коленях, «деловой» секретарь снова найдет путь к сердцу своего шефа: ведь ему нужен Фамусов, и есть кому заступиться! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «формировании» Молчалина, автор разоблачает московское дворянство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской России), «мучительную толпу», боявшуюся людей с передовыми взглядами и твердым, несгибаемым характером и принимая за нее многие молчат. «Отличная способность нравиться» многим в этом беспринципном обществе выводила людей.
Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным тактика нужна ему только до поры до времени. Добившись своей цели, он скинет маску скромности и благоговения — и горе тем, кто встанет у него на пути. К сожалению, этот человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской порядочности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий любыми средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит понимать людей, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- происхождение немого
- кто играет главную роль в комедии горе от ума
- сочинение зачем нужен молчаливый из ума 76 горе в комедии 90
- образ молчаливого и его роль в комедии композиция
- композиция горе от ума образ молчаливого
План
1.Введение
2.Деятельность Молчалина
3 Взгляды Молчалина
4.Отношение Молчалина к женщинам
5.Заключение
Введение
Грибоедов описал несколько собирательных образов, распространенных в его эпоху.
Деятельность Молчалина
Один из главных отрицательных персонажей комедии — секретарь Фамусова, живущий в его доме. А. С. Молчалин, видимо, человек небогатый. Отец с детства учил его «всем нравиться». Поступив на службу к Фамусову, Молчалин стал не только его секретарем, но и фактически личным слугой, готовым на любую службу, даже на преступление. На не совсем чистый характер фамусовских дел автор намекает в первом акте (бумаги «нельзя пускать в ход», «имеются противоречия»).
Склонность к аферам и тайным денежным операциям заложена в крови Молчалина и подтверждается всеми его действиями и поступками. Отношение Алексея Степановича к Фамусову внешне крайне уважительное и уважительное, иногда доходящее до унижения. На самом деле Молчалин не заботится о своем человеческом достоинстве. Им движет только жажда наживы и улучшения своего социального положения. Он убежден, что в этой жизни все зависит от денег, абсолютно все можно купить или продать. Он работает секретарем только до тех пор, пока не заработает достаточное состояние и не сможет сам стать подобием Фамусова. Это его представление об идеальном жизненном пути.
Взгляды Молчалина
Особых твердых убеждений Алексей Степанович не замечает. Впервые он подробно излагает свои взгляды в беседе с Чацким. Прежде всего они ценят «умеренность и аккуратность». Молчалин считает, что его отличают именно эти качества. Заинтересованный Чацкий продолжает задавать вопросы, пытаясь понять, что за человек перед ним. Алексей Степанович приводит в качестве авторитетов Татьяну Юрьевну и Фому Фомича.
Из слов Чацкого видно, что это крайне глупые и ограниченные люди, вся заслуга которых в богатстве. Но для Молчалина они являются бесспорными образцами, на которые стоит равняться. Наконец, Чацкий ищет у Молчалина его главную характеристику: «В мои годы не смейте иметь собственных суждений». Свою мысль он объясняет тем, что маленький чин заставляет его зависеть от «сильных мира сего». Чацкий, неспособный на хитрость, заключает, что его собеседник просто дурак. На самом деле Молчалин далеко не так глуп. Впоследствии он частично откроет Лизе свои сокровенные мысли.
Алексей Степанович глубоко презирает всех, перед кем унижается. Он делает это по необходимости, надеясь занять место своих «кумиров». Однако врожденный ум и образованность Молчалина никогда не будут использованы для честного и благородного дела. Став большим начальником, он с радостью станет новым «идолом», который также будет требовать безграничного уважения и почтения от своих подчиненных. Молчалин убежден, что весь мир держится только на этом.
Отношение Молчалина к женщинам
Для Алексея Степановича любовь – это такой же продукт и способ достижения своих целей. Его ухаживания за Софьей вызваны желанием еще больше угодить Фамусову. Он максимально честен по отношению к Лизе, но завоевать ее расположение старается исключительно с помощью дорогих подарков. Молчалин просто не понимает, что у людей есть чувства, кроме стремления к обогащению и власти.
Заключение
Молчалин — собирательный негативный образ человека, для которого не существует высоких идеалов. Такие люди готовы на любые унижения ради денег. Обретя власть и авторитет, Молчалины смогут широко распространить свое ядовитое влияние. Это приведет к появлению все большего количества низких и подлых людей, заменяющих честность и правдивость обманом и продажностью. Для любого общества важно, чтобы Молчалининых было как можно меньше.
«Неразговорчивые счастливы в этом мире.» Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «молчалиных» легко узнать и встретить.
Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного застенчивого человека.
Молчалин и Фамусов
Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором разворачиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин заседателя и официально устроил на службу в Архив. Молчалин не молод, взрослый мужчина (« мы не парни… ») Доволен этой ситуацией. Он числится в архивной службе, получает повышение, но не выходит из дома Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные слуги в доме — родственники. Умение нравиться становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, из мещанской семьи, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награды. Такой карьерный рост – показатель мужского терпения и желания подняться любыми способами как можно выше и быстрее.
Положительные черты характера
Грибоедов представляет реальных персонажей, поэтому у них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин не исключение.
Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образования. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает капризы и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, робость барышень.
Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет дерзких или резких действий. Он тактично переносит отношение Софьи, умело скрывает свои истинные чувства.
Молчаливость. Умение хранить молчание — недостижимое для многих качество. Они устают от своей болтовни. Здесь дело обстоит иначе:
«Он достигнет степеней известных, / Ведь в наше время любят немых…».
Хорошие манеры и вежливость. Молчалин корректно ведет себя в разных ситуациях. Он легко извиняется, строит фразы так, что не возникает желания его ругать, ругать.
Возможность дружить.
«Смотрите, он завоевал дружбу всех в доме. »
Мирно решает любые проблемы и споры, ради других способен забыть о себе.
Спокойствие. Молчалина трудно вывести из себя. Он не проявляет нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренней встрече с хозяином, падении с лошади.
Отрицательные черты личности
Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только маска, маска. За ней черты, которые не красят мужчину:
Помощь. Молчалин стремится угодить всем окружающим, надеясь произвести приятное впечатление, принести пользу. Отец завещал ему нравиться всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Целью такого поведения является достижение продвижения по службе и личных отношений.
Двуличие. Поведение человека меняется в зависимости от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так и ведет себя. С графиней Хлестовой он добр, с горничной свободен.
Не способность любить. Молчалин строит свои отношения ради наживы. Он любит «по своему положению». Это чувство стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы ради обмана и наживы. Секретарь умело играет роль любовника, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против слухов и мнений ее отца, но ответное чувство обманчиво.
Отсутствие личного мнения. Молчалин никогда не высказывался. Он выбрал тактику молчания, которая нравится другим. Постепенно я потерял возможность иметь собственное суждение.
Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, положения и положения в обществе выше, чем честность, патриотизм и человеческое достоинство. Чем резче становится видно расслоение общества по богатству, тем больше появляется «молчалиных», готовых продать душу за деньги.
Композиция Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика). Грибоедов, Горе от ума
В котором изображена жизнь страны после Отечественной войны 1812 года Это жизнь, в которой столкнулись два лагеря. Первый лагерь — это передовое, декабристское мировоззрение, новый взгляд на жизнь, на ее основы. Второй лагерь — дворянство, или прошлый век, они же общество Фамусов. Именно об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в , рассмотрев как их нравственные, так и жизненные идеалы.
Чтобы понять, какие идеалы есть в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с творчеством Грибоедова. В нем автор, изображая минувший век, создает образы знатных вельмож Москвы, именующих себя асами, они же представители фамусовского общества.
Жизненные идеалы общества Фамус
Кто человек из этого круга и каковы его жизненные идеалы? Здесь мы видим только богатых, дворян, так сказать, столичный бомонд. Все они происходят из знатных семей, и идеалы этих людей просты и понятны.
Для этих людей важны только деньги, с помощью которых можно получить и звания, и ордена. Это люди, не славящиеся своими заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы у жениха был кошелек потолще и тогда он будет уважаемым человеком. Фамусов, говоря об идеалах человека, так и говорит, будь неполноценным, но если две тысячи родственных душ, то он жених. Так что Скалозуб был хорошим кандидатом в женихи, потому что целился в генералы, к тому же у него был еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, то общество Фамуса будет относиться к нему с презрением. О крепостных можно даже вообще не говорить, потому что их вообще за людей не считают, называя чурбанами и ломами. Опять же, чтобы вас уважала элита, вам нужно богатство. Например, Татьяну Юрьевну уважают за то, что она устраивает богатые балы.
Нравственные идеалы фамусовского общества
Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова идеалом является его дядя, которого он ставит в пример всем. Его дядя служил при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто жертвовал затылком, шея просто часто сгибалась в поклонах. Хуже всего то, что многие представители этой среды тоже получают почет и богатство. Тот же Сколозуб ничем не лучше. По его рассказу, в 1813 году он просто отсиделся в подполье, и после такого выдающегося подвига получил медаль, а теперь ожидает генеральского чина.
Идеалом общества Фамусов точно не является просвещение, потому что просвещение и учение для них как чума. Люди, которые занимаются наукой и творчеством, бесполезны для общества. Фамусов считает, что образование только вредит, поэтому просто сжег бы все книги. А сами они даже газет не читают.
Окружение Фамуса тоже лжепатриоты. Они только говорят о патриотизме, а сами ничего не делают для страны. Звания хоть и есть, но при исполнении воинского или гражданского долга их не заслуживают. В их разговоре постоянно звучат иностранные слова, они слушают французские романсы, следят за французской модой.
Комедия «Горе от ума» отражает надвигающийся раскол в дворянском обществе. Смена одного века другим, война, закончившаяся в 1812 году, потребовали от помещиков переоценки ценностей и изменения взглядов на общественную жизнь. .. В связи с этим есть дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворянства обозначена в пьесе как столкновение «настоящего века» и «прошедшего века». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов — главные противники.
Проблема разума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем творчестве: «В моей комедии на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков». Под «вменяемым человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и дураком Фамусова назвать нельзя. Поскольку Грибоедов вложил в образ Чацкого собственные мысли и идеалы, автор полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова есть своя правда, которую отстаивает каждый из героев. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Разум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на защиту своего уюта, своего теплого жилища от всего нового. Новое враждебно старому образу жизни крепостников-помещиков, ибо оно угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же является обладателем действенного, гибкого ума, нацеленного на построение нового мира, в котором главными ценностями будут честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко различаются по всем вопросам, связанным с образом жизни дворянина. Чацкий сторонник просвещения, просвещения, сам он «резок, умен, красноречив», «великолепно пишет, переводит». Фамусов и его общество, наоборот, считают чрезмерное «учение» вредным для общества и очень боятся появления в своей среде таких людей, как Чацкий. Чацкие грозят Москве Фамаса потерей привычного комфорта и возможности провести жизнь «в пиршествах и в расточительности».
Спор между Чацким и Фамусовым разгорается и вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть не находит в том пользы». Главный герой комедии объясняет это так: «Я бы рад служить — служить тошно». Но консервативное дворянское общество устроено так, что без «служения» здесь ничего добиться невозможно. Чацкий хочет служить «делу, а не народу».
Но у Фамусова и его сторонников совершенно иной взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова — его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что вел себя как шут на приеме. Споткнувшись и упав, он решил обратить эту неловкую ситуацию в свою пользу: он падал еще несколько раз нарочно, чтобы рассмешить зрителей и императрицу Екатерину. Эта способность «послужить одолжением» принесла Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха» человеческой свободы… Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оказывается не в пользу последнего, ибо теперь «все дышит свободнее и в полк шутов вписываться не спешит».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого также происходит из-за расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи совсем не важно наличие любви. «Бедный человек тебе не пара», — говорит он дочери. И в обществе, и в семье деньги стоят во главе угла. Богатство для общества Фамуса равнозначно счастью. Личные качества не имеют значения ни в обществе, ни в семье: «Будь плохим, но если у тебя душа двух тысяч членов семьи, он жених».
Чацкий же сторонник живого чувства, оттого и страшен для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образование выше положения в обществе. Поэтому конфликт между Чацким и Фамусовым разгорается.
выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова раскрывает всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в обществе, описанном в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявляя невменяемым. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «прошлого века». Но он покидает Москву не проигравшим, а победителем. Светскую Москву напугали его выступления. Его правда ужасна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда восторжествует, так как замена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров… Аргументы и причины конфликта, изложенные в данной статье, могут быть использованы учащимися 9-х классов при написании сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»
Тест изделия
Композиция 9 класс. Две системы жизненных ценностей: монологи Чацкого и Фамусова
Спектакль «Горе от ума» построен на многочисленных контрастах: Чацкий с Софьей, Чацкий с Молчалиным, Чацкий с Фамусовым. Но последнее противостояние – это не просто спор двух людей, приверженцев разных точек зрения. Это гораздо больше, ведь оба героя являются представителями нового и старого мира, прогрессивного общества и инертного общества.
Чацкий предстает в спектакле уже знакомым нам лицом. Первый комментарий мы слышим о нем от служанки Лизы:
Кто такой чуткий и веселый и острый,
Как Александр Андреевич Чацкий.
Если это краткое описание не вызовет заочной симпатии к герою, то, несомненно, вызовет живой интерес у читателя. Что это за человек? Ответа долго ждать не приходится: очень скоро Чацкий явится лично. Он как свежий ветер, ворвавшийся в душную комнату, молодой, энергичный, влюбленный. Конечно, такой герой располагает к себе.
С другой стороны, Фамусов. Сначала он не производит впечатления ни отталкивающего, ни привлекательного. К тому же его реплики иногда остроумны, и возникает легкое недоумение: неужели автор хотел противопоставить ум Чацкого глупости Фамусова? Но ответ очень прост: разуму противостоит не глупость, а медлительность, даже, можно сказать, косность взглядов. И уместно ли здесь использовать слово «ум»? Пушкин, например, вообще отказывал Чацкому в этом достоинстве, называя единственным интеллигентным персонажем самого Грибоедова. Чацкий так же упрям, или, лучше сказать, упрям, как и Фамусов. И никто из них, сколько бы они ни твердили о своих, не переубедит другого ни на йоту. Дело в том, что у каждого из них не просто есть своя точка зрения. Нет. У каждого своя система жизненных ценностей, своя шкала, по которой он оценивает людей и поступки. Все это глубоко укоренено и в одном, и во втором, и это, пожалуй, единственное, что их объединяет.
Итак, Фамусов. Человек солидного возраста, а, значит, имеющий укоренившиеся привычки и представления о том, что правильно, а что нет. Фамусов лучше всего оценивается по его собственным замечаниям. Например, вот типичный фамюзианский постулат:
Но кто намерен оставить память о себе
Похвальная жизнь, вот пример:
Покойный был почтенным камергером
С ключом, и он умел доставить ключ к сыну,
Рич, а сам был женат на богатой, женат детей, внуков,
Он умер, все вспоминают его с грустью.
Как ясно раскрывают эти строки жизненные устремления героя! Уметь найти место для детей, заключить удачный брак, приумножить свое состояние. Еще ярче рассказ Фамусова о некоем Максиме Петровиче, умевшем прогнуться перед начальством в нужный момент, и явном преклонении перед этим умением. На призыв Фамусова брать пример с отцов Чацкий отвечает язвительной и беспощадной характеристикой жизни старшего поколения:
Как славился тот, чья шея чаще гнулась,
Как не на войне, а в мире лбами брали,
На пол стучали без сожаления!
Прямая была вехой покорности и страха,
Все под видом усердия к королю.
С этого момента уже начинается прямое и открытое столкновение двух героев. Фамусов твердо убежден, что устои, по которым живет их общество, незыблемы. Ведь он родился, вырос и жил в этом чопорном обществе, не представляя другой жизни. Да и как он себе это представляет, если все книги для него «прихоть» и он считает за лучшее их сжечь. Ему не интересно знать что-то, что находится за пределами его узкого кругозора. В этом его принципиальное отличие от Чацкого: он, наоборот, стремится к знаниям, черпает их отовсюду и ненавидит невежество.
С каждым действием конфликт между двумя героями разгорается все сильнее. Фамусов, как человек ограниченный, в своих спорах все вращается вокруг одной темы: положение в обществе, порядочность, соблюдение рамок морали. Все повторяют одно и то же: «честь отцу и сыну», «все московские имеют особый отпечаток». На что Чацкий, раздражаясь все больше и больше (он несдержан, это его слабость), говорит о Москве: «Дома новые, а предрассудки старые». Впрочем, это можно сказать не только об отдельно взятом городе, но и о всей стране, не опасаясь ошибиться.
Фамусов начинает обвинять Чацкого в каком-то несуществующем проступке, на что тот отвечает своей знаменитой фразой: «Кто судьи?» В самом деле, кто судит Чацкого? Кто называет его сумасшедшим? Да, то самое общество, которое ничего вокруг себя не видит, которое живет сплетнями и сплетнями, кругозор которого смехотворно узок. Какое право они имеют судить о человеке, который на голову выше их, который если не идеален, то достоин всяческого уважения? Мировоззрение Чацкого – результат путешествий, учебы, чтения книг, общения. Он свободен от рамок, сковывающих «светского» человека. Может быть, окружающие чувствуют, что Чацкий выше их и не хочет жить по этим дурацким канонам: «во вторник меня за форелью позвали…, в четверг меня позвали на погребение». Он не разделяет взглядов окружающих его людей, не лицемерит и не пытается под них подстраиваться. Во все времена и в любом обществе белые вороны презирались. Так Чацкий становится изгоем. Но, даже выходя из дома Фамусова, прославленного безумцем, он сохраняет свое достоинство:
Всем своим припевом ты меня безумно прославил!
Ты прав: он выйдет из огня целым и невредимым,
Кто успеет остаться с тобой на день,
Вдохнет воздух один
И в нем разум выживет.
А теперь вспомним, что говорит Фамусов после ухода Чацкого: Ах! Боже мой! что скажет княжна Марья Алексевна! Об этом и говорит Фамусов. Ему важно, что скажет нежеланная принцесса. Он даже не понял, какую высоколетнюю личность он приютил в своем доме и обвинил его в безумии. Наверное, поэтому никогда не сойдутся эти два антипода — Чацкий и Фамусов, потому что один из них личность, а другой ничтожный человек, полностью растворившийся в окружающей его трясине.
Произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стало бессмертным, оно остается актуальным на протяжении многих лет. В ней автор как бы предвидел обстановку в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделение высшего света на две части. У каждого были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов очень четко и точно передал противостояние двух общин в своем творчестве. Главные герои, отражающие все общество в целом, — Чацкий и Фамусов.
Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамусов и Чацкий, в какой-то степени правы. Их ум живет и развивается, только у каждого это происходит по-своему. Каждый из них является индивидуальной личностью.
Фамусов живет только прошлым. Все, что не соответствует его нормам и представлениям, является для него диким и не привычным.
Чацкий, наоборот, живет мыслями о будущем и стремится к знаниям и чему-то новому. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и отдает предпочтение, прежде всего, человеческим качествам, деньги, положение в обществе для него имеют второстепенное значение.
Как видим, мнения и взгляды Чацкого и Фамусова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, оба они дворянского происхождения. Но и здесь есть противоречия. Чацкий стремится к знаниям, он на стороне просвещения, а Фамусов, наоборот, отрицает все, что связано с просвещением и образованием.
Фамусов боится, что давно установившиеся нормы вдруг рухнут. Чацкий же выступает за замену установленных норм новыми.
Кульминационной сценой произведения Александра Грибоедова в произведении «Горе от ума» является спор двух главных героев. Суть спора в том, что положение в обществе никоим образом не должно сказываться на характере и поведении человека. Положение в обществе и роды будут определять только трудовую деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить делу, не ставя себя выше других. Эту позицию выдвигает Чацкий, соответственно, Фамусов ее отрицает.
Мы уже видели, что у героев разные взгляды на людей и их обязанности. И каковы их взгляды и отношение к семейным ценностям?
Фамусов считает, что чувства в отношениях — вещь ненужная и совершенно ненужная. Для него важны не личные качества человека, положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке с высоким положением в обществе, все это залог счастливой жизни в браке.
Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него в первую очередь важны человеческие чувства и эмоции. А без любви и чувств семьи не бывает. Деньги — второстепенная дополнительная часть жизни, но не главная.
Вариант 2
Одной из самых распространенных проблем в человеческом обществе является и останется конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как избежать ее просто невозможно. Дело в том, что так же, как и старое поколение, нельзя уступать молодым новаторским идеям, которые как бы разрушают устоявшиеся устои консервативной жизни, а молодое поколение, стремящееся к борьбе, не очень хотят уступить старым консервативным законам, и таким образом мы получаем довольно запутанную замкнутую систему конфликтов, из которой мы так и не нашли выхода. Отличным примером описания этой проблемы является произведение Грибоедова «Горе от ума».
В своей работе автор достаточно подробно описывает эту проблему, однако не прямо, а сквозь тонкую завесу юмора и классического литературного языка. В ней автор рассказывает нам историю молодого человека-Чацкого, который рассказывает о своем новаторском мышлении убежденному консерватору-Фамусову, который, в свою очередь, не принимает его философию, а вместе с ним не принимает и его, и окружающих людей. Фамусова, так как представляют собой олицетворение консерваторов и устоявшихся устоев. Таким образом, мы видим конфликт фамусовского и чацкого обществ, в котором Чацкий представляет новое поколение, стремящееся к прорывам, и старое поколение, Фамусовское.
Чацкий и Фамусов, как ни странно, два совершенно противоположных человека, взгляды и убеждения которых разительно отличаются. Если Чацкий считает, что необходимо всеобщее просвещение, научное развитие и развитие собственной личности и интеллекта в частности, то Фамусов, член общества старых ценностей и закалки, считает, что все новое, как правило, приносит с ней тяготы и проблемы, которых Фамусов в его возрасте не хочет видеть. Этого мнения придерживается и Фамусов, потому что он просто боится потерять в стремительном темпе нового то, что он уже имеет и к чему так долго стремился. Чацкий же пытается убедить его в этом, приводя в аргументах все преимущества новых жизненных устоев, но Фамусов только высмеивает его, благодаря чему Чацкий принимается только за сумасшедшего, и более Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами этих людей.
У каждого человека есть места, которые ему особенно дороги. Воспоминания о них не стираются на протяжении всей жизни и греют душу долгие годы. Одним из таких мест, несомненно, является малая Родина.
Главный конфликт комедии — противоречие между «настоящим веком и прошлым» — находит отражение в спорах между представителями этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Вот почему главные герои, Чацкий и Фамусов, долго спорят о проблемах современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовым народом эпохи 10-20-х годов XIX века.
Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» — образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов человек должен воспринимать проблемы общества как свои собственные, иметь активную гражданскую позицию, что отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями Московское дворянство.
Прежде всего сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Он очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского дворянства. Он сожалеет об утрате русской национальной идентичности и говорит об этом в монологе, начинающемся со слов «В том зале ничтожная встреча…» (именно такую форму слова употребил Грибоедов, хотя сейчас мы пишем «ничтожную «). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:
Чтоб народ наш умный, весёлый
Хотя по языку немцами нас не считали.
Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что «служил бы рад, служить тошно». Это значит, что он не будет льстить, пожалуйста, унижаться ради своей карьеры. Он хотел бы служить «делу, а не людям» и не хочет искать развлечений, если занят делом.
В стане его противников есть и другие мнения: Молчалин мечтает «брать награды и веселиться», Скалозуб рвется в генералы, а Фамусов «что дело, что не дело… подписал, так что пошли твои плечи». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, ты всегда с новым нарядом…», когда записывает предстоящее в ближайшее время дело. В нем перечислены званые обеды, похороны, крестины, самые важные дела на ближайшую неделю, но не упоминаются ни столичные, ни государственные задачи.
Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущен тем, что «Нестор благородных злодеев» продал крепостных актеров-детей, чтобы частично расплатиться с долгами. Московских дворян раздражает тяга к знаниям, образованности, способность мыслить самостоятельно, поэтому таких, как Чацкий, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Возьмите все книги и сожгите их!»
Фамусов Павел Афанасьевич — защитник «прошлого века», московский мастер, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов — важная фигура, авторитетный, уважаемый человек, со своей идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по карьерной лестнице нужно добиваться любыми путями: кланяться начальству или представителям власти, льстить, при необходимости выступать в роли шута, как это делал его дядя, Максим Петрович, добившийся положение ферзя простым падением на скользком паркете. Фамусов подробно рассуждает об этом во втором акте:
Вот так, вы все гордитесь!
Не могли бы вы спросить, как поступили отцы?
Учились бы, глядя на старших:
Мы, например, или покойный дядя…
Отношение Фамусова к службе такое же, как и у дяди, то есть высокое звание должно приносить ему личную выгоду. Должность менеджера нужна для того, чтобы хорошо жить самому и покровительствовать родным:
В моем присутствии иностранные сотрудники очень редко;
Все больше и больше сестер, невесток ребенка.
Значит, награды или денежное вознаграждение им достанутся:
Как начнешь представлять до креста, до места,
Ну как не угодить милому человечку!
В беседах с Чацким Фамусов раскрывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Он, как и другие московские господа, ценит человека за богатство, знатность и чин. Жениха своей дочери он выбрал бы именно по этим признакам: либо «золотой мешок и метит его в генералы», либо у него «душа тысячи и двух родов».
А.С. Особую роль в развитии коллизии комедии Грибоедов отводит Фамусову. Это «двигатель» действия в произведении, потому что он постоянно «подбрасывает дрова в топку», заставляя Чацкого спорить, так как у них противоположные мнения во всем, поэтому конфликт между «прошлым веком» и «нынешним веком » усугубляется. Фамусов не только учит молодежь, но и судит Чацкого за его «ошибки»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за пагубное увлечение наукой («ученость есть чума… «). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.
Фамусов — один из тех судей, которые упоминаются в монологе Чацкого «Кто такие судьи?» Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться в том, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и сурово осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система бюрократической вседозволенности, безнаказанности и взаимного поручительства давала Фамусову возможность чувствовать себя в Москве хозяином.
Созданный Грибоедовым образ московского мастера позволяет увидеть типичность этого персонажа для дворянского общества современной России. Это подтверждают поучительные монологи Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов также является антиподом Чацкого и движущей силой развития комедийного конфликта.
Чацкий — представитель небольшой группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо убедительнее и содержательнее. Однако гости Фамусова не хотят слушать обличительные речи этого героя, так как Чацкий высказывает свои взгляды тем людям, которые не хотели думать ни о каких реформах. Вот почему люди с прогрессивными взглядами, размышляя над изменениями в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостное право.