Характеристика елизаветы петровны из оды ломоносова: Сочинение Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Сочинение Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II. В произведении создается совершенный образ мудрой правительницы.

Во вводной части оды автор прославляет императрицу Елизавету Петровну, особо выделяя ее среди предшественников на престоле. При этом особого внимания удостоен отец монархини Петр I, именно от него она переняла эстафету великих реформ. М.В. Ломоносов вспоминает великие реформы Петра. И императрица Елизавета продолжает его начинания. Тем самым заслуживая особой похвалы.

В основной части произведения автор описывает образ Отчизны, ее неиссякаемые природные богатства, неизмеримые духовные и творческие потенциалы.

Поэт обращает внимание на насущные для России проблемы: мир и покой в стране, мудрое правление просвещенного монарха, развитие науки и образования, открытие и освоение новых регионов, а также бережного использования природных богатств. По мысли автора, новое молодое поколение образованных и просвещенных людей, способно вывести Российскую империю в лидеры мировых сверхдержав.

С правлением Елизаветы в России наступает эпоха Просвещения: расширяется система начальных школ, открываются первые гимназии, открыт Московский университет и Академия художественных искусств. Императрица оказывала не малую помощь и поддержку представителям русской культуры и науки. В 1747 г. императрица увеличила ассигнования на академические нужды.

Финальная часть вновь обращена к Елизавете Петровне. В ней императрица представлена миротворицей, прекратившей все военные действия ради спокойствия и счастья своих подданных. Своим произведением М.В. Ломоносов хочет сказать правительнице, что России нуждается в мире, а не войне.

Эмоции и стилистика оды миротворческие, а не призывно-агрессивные.

Но основная идея Ломоносовского произведения: мир все же способствует процветанию государства, а не война.

Чтобы придать произведению величия и масштабность мысли, М.В. Ломоносову пришлось прибегнуть к непростым речевым оборотам. Каждый оборот речи подчинен одическому стилю и придает ощущение пышности и великолепия.

Анализ 2

Произведение посвящено началу царствования российской императрицы Елизаветы и содержит в себе поэтическое прославление новой государыни.

Художественная структура оды, написанной с использованием богатого, пышного поэтического языка, выражена в величественном стиле письма и масштабности образов, подчеркнутых классицистической формой рифмовки, выдержанной на протяжении всего повествования, четырехстопным ямбом, церковнославянскими фразами в форме десятистрочной строфы, а также многочисленными гиперболами, метафорами в виде риторических фигур.

Предшествует основному содержанию вступление, в котором поэт изображает картину тишины в стране, наступившей с прекращением всех имеющихся военных действий, передавая истинное наслаждение от мирного спокойного существования, несущего надежду на дальнейшее процветание государства при правлении Елизаветы Петровны.

Главную героиню произведения поэт представляет в образе красивой, величественной государыни, достоинства которой подчеркиваются с использованием красочных сравнений, эпитетов, создавая в изображении монархини мелодичность и гармоничность, делая акцент на ее щедрости и любви к собственному народу.

В повествовании, прославляющем императрицу, автор вводит торжественное описание исторических событий, акцентируя внимание на значимом влиянии Елизаветы Петровны в мирном разрешении военных конфликтов, а также вспоминая с почтением и уважением период правления Петра Первого, которого поэт называет Человеком с большой буквы и упоминает в оде при помощи образов античной мифологии.

Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей.

Кульминацией произведения является связующая нить между прославлением России, ее нынешней государыни и необходимости дальнейшего развития в стране наук, в том числе научного прогресса, великого дела, начатого Петром Первым, поскольку лишь с появлением поистине образованных людей государство сможет стать по-настоящему великим.

Сочинение по произведению На день восшествия Елизаветы Петровны

Михаил Васильевич Ломоносов – величайший ученый-естествоиспытатель России, вышедший на мировой уровень. И именно этот великолепнейший ум империи написал одно из своих лучших произведений, посвящая своей музе и покровительнице – Елизавете Петровне. В 1747 году императрица провела реформу, в которой утверждала новый штат и новый устав Академии наук. Эта реформа увеличивала финансирование Академии вдвое. Скорее всего именно этот фактор и стал решающим в написании оды, посвященной Елизавете.

Само понятие «ода» (греч. «песня») появилось в речи и в употреблении у русской поэзии от Василия Кирилловича Тредиаковского – русского филолога и поэта, который сам позаимствовал термин из трактата Николы Буало. Именно этому жанру Ломоносов отдал предпочтение, и это было лучшим решением. В его произведении идет обращение к миру во время мудрого правления великой императрицы, развитию образования населения и отечественных наук, увеличению использования ресурсов на старых землях страны и освоения новых. Это очень заметно с самого начала оды, с описания России, ее наделов и земель.  В каждой строчке ощущается сила, благополучие, спокойствие и уверенность.

Саму личность Елизаветы Михаил Васильевич описывает весьма лестно, но при этом, указывая на уже свершенные поступки, и восхваляя светлое будущее при дальнейшем правлении светлейшей. Конечно же Ломоносов не мог не вспомнить о отце императрицы, о великом Петре Первом, и сулит ей его знаменитые дела. Сам поэт являлся не скрытым поклонником царя, поэтому и восславляет так его дочь, ожидая от нее таких же великих дел. И поскольку Петра I Михаил Васильевич видел как противника отсталости народа, борца за его развитие и просвещение, то после реформы Елизаветы о поддержке Академии наук, ученый цепляется за это, как за явное сходство дочери и отца. Таким образом в оде появляется линия науки, которая уводится к русскому народу и его развитию, в веру, что будут и будут появляться среди людей светлые умы.

Оды Михаила Васильевича Ломоносова уникальны. По своей манере написания, по своему слогу и по легкости понимания и чтения, писавший о русском народе, о его уме и духе, восхвалявший свой народ как никто другой, поэт еще при жизни снискал величие и любовь. Современники по праву оценили, что впервые появились произведения в книжной поэзии, которые отличались единством содержания и формы.   

Также читают:

← Сказки Салтыкова-Щедрина ← Художественные особенности Слова о полку Игореве↑ ДругиеЧему учат сказки? → Характеристика и образ Сотникова в повести Быкова →

Картинка к сочинению Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Материнское сердце Шукшина 11 класс

    Наверное, больше любви не может быть ничего, но есть еще и любовь матери, которая помогает и в беде и в радости и в нужный момент она всегда поддержит и поможет. Именно об этом и написал Шукшин свое произведение «Материнское сердце».

  • Сочинение Письмо Деду Морозу 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

    Здравствуй, дорогой дедушка Мороз! Я не знаю, веришь ли ты в меня, но я в тебя всё ещё верю. Прошедший год был очень удачным. Я без троек закончил четвёртый, и перешёл в пятый класс

  • Сочинение на тему Родная литература

    Родившись и получив воспитание в своем поселке или городе, каждый человек вбирает в себя его местные привычки, обычаи своей страны, касающиеся быта, образования и т.

    д. Поэтому, когда речь идет о родной литературе

  • Сочинение на тему Книга – это товарищ, это верный друг

    Очень часто мы слышим высказывание о том, что книга – товарищ и верный друг. На мой взгляд, это действительно так. Книги позволяют нам открывать этот мир, они передают знания и опыт предшествующих поколений

  • Сочинение по произведению Недоросль Фонвизина 8 класс

    В начале восемнадцатого века в Российской империи издали указ о том, чтобы каждый дворянин имел образование. Если предписание царя не будет исполнено, то недоучки не могут вступать в брак

Ода “На день восшествия Елизаветы Петровны” 👍

“С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим”, – так определил В. Г. Белинский место и значение творчества выдающегося русского просветителя, ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова в истории отечественной литературы. Он стал не только реформатором русского стихосложения, но и автором замечательных поэтических творений, составивших особую страницу русской поэзии.

Может быть, сейчас мы не очень интересуемся теми государственными деятелями, которым адресованы стихи Ломоносова,

а для кого-то и вовсе незнакомо имя Елизаветы Петровны, которой посвящена его ода, написанная в 1747 году. Но мысли и чувства великого человека, гражданина и патриота, неутомимого ее исследователя и первооткрывателя неизведанного в природном мире, – это то, что не утратило своей ценности и по сей день и, наверное, останется таковым навсегда.

О чем же пишет Ломоносов в своей оде, названной, как это было принято в поэзии XVIII века, очень витиевато: “Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, ноября 25 дня, 1747 года”?

Композиция оды, в соответствии

с требованиями классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.

Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир – ведь в ее царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия:

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее отце – Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу:

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, варварством попранну,

С собой возвысил до небес.

Петра I Ломоносов, как впоследствии и Пушкин, считал великим реформатором, просвещенным монархом и гениальным военачальником – подлинным национальным героем. Рассказывая о нем, поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии. Так, например, Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии.

Такая образность, наряду с широким употреблением славянизмов, риторических вопросов, восклицаний и обращений, создает особо торжественный “высокий” стиль оды, соответствующий предмету ее изображения. Это очень хорошо видно в описании Петра I, его военных побед, укрепивших могущество России:

В полях кровавых марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на Российский флаг.

Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I – это и великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития:

В стенах внезапно укрепленна

И зданьями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

“Или я ныне позабылась

И с онаго пути склонилась,

Которым прежде я текла?”

Вполне логично после этого описания развивается мысль о том, что при Петре I

…божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки…

Завершая рассказа о Петре I описанием его трагической кончины, Ломоносов переходит к следующей части стихотворения: он вновь обращается к современности и выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и станет покровительствовать наукам, содействовать укреплению и процветанию России. Елизавету он хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества, и далее в своей оде представляет ей своеобразную “программу действий”, которая должна обеспечить дальнейшее развитие страны.

Призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Дальнейшая логика развития мысли вполне очевидна: развертывая перед глазами читателя грандиозный пейзаж гигантской страны, омываемой морями и океанами, простирающейся от далекого Севера, через горы Урала, просторы сибирской тайги к Дальнему Востоку и Амуру, который “в зеленых берегах крутится”, поэт утверждает, что такую страну нельзя оставить во тьме невежества. Для освоения ее природных богатств требуются образованные люди, а потому далее он призывает:

О, вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободренны,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Такая логика развития поэтической мысли дает возможность автору завершить свою оду не только традиционным восхвалением Елизаветы, но и подлинным гимном в честь науки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, –

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Эти слова о науке известным всем, даже тем, кто не очень хорошо знаком с творчеством Ломоносова-поэта. Они отражают позицию современного общества и человека как нельзя лучше, и потому могут служить своего рода эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие. Можно сказать, что сбилась мечта великого ученого и поэта: Россия доказала, что действительно способна давать всему миру “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов”.

А занимающий одно из первых мест в мире Московский Государственный университет по праву носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Как русская литература служит русскому империализму

Статья Ростислава Семкива,
доцента Национального университета «Киево-Могилянская академия»

 

Быть русским писателем стоит на трех китах: стать продажным правящей элите, эмигрируй или умри. Иногда российские авторы комбинируют несколько из этих вариантов. Не будем причислять умерших и не будем упоминать подробности их гибели: о Замятине, Есенине, Маяковском, Мандельштаме, Бабеле, Ильфе и Петрове, Цветаеве, Хармсе, Ерофееве и других. Большинство, пытавшееся создать настоящую литературу, было вынуждено уйти. Не говоря уже об эмигрантах, некоторые из которых, как Бродский или Солженицын, испытав жизнь в свободном мире и даже получив Нобелевские премии, не помешали им распространять шовинистическую истерию. Глядя на других авторов, которые своими чернилами и бумагой прославляли русскую жестокость, промывали мозги своим «товарищам», чтобы убедить их в собственном превосходстве и ослепить для правды.

Русская литература либо озвучивает свою гордость русским величием, либо в более отчаянном тоне – высказывает озабоченность по поводу несвободы и рабства русского народа.

 

Что породило эпоху новой украинской литературы конца XVIII века? Правильно, из свободолюбивой и гениальной «Энеиды», мгновенно ставшей хитом в то время, да и сейчас. Что породило новую эру русской литературы именно в это время? (Прежней литературы буквально не было: вместо нее решили присвоить себе литературу X века). Присвоение иностранной литературы — естественный рефлекс, свойственный российским «гигантам» литературы, всегда используемый для заполнения пустоты в их литературной истории. Истинно первые русские авторы — Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский, Херасков — все начинали с одной оды — во славу своих правителей. Сумароков даже имел наглость написать серию «верных» произведений в честь четырех предшествовавших друг другу монархов: Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II и ее сына Павла. Позже появилась статья о Потёмкине. Если прочесть произведение «Ода в честь ее величества императрицы Екатерины II по случаю взятия Хотина и Молдавии», то каждая строчка потрясет, так как Сумароков открыто выражает пожелание:

«Великая, необъятная земля,
Которая несет гордость всего Востока,
Вдоль берегов Египта жаркий Юг
И Струи потоков Евфрата
Все падут под русским мечом,
И села падут быть ограбленным»

Привожу это специально, потому что не буду приводить исходный текст: можете не сомневаться — русская литература до сих пор придерживается этой риторики. В их сознании и пожеланиях этот бред до сих пор актуален. Конечно, не все авторы, а значит, и обыватели мыслят подобным образом, однако обилие мыслящих поражает. Конечно, вперед, «взять» Египет и Евфрат.

 

Подробнее: Можно ли отделить Пушкина от Путина?

 

«Маяк русской поэзии» Александр Пушкин всю свою юность боролся, «отправив» в тюрьму большинство своих друзей, пытавшихся бороться за свободу от царя Николая I в декабристском восстании 1825 года. тяготило его совесть, побуждая его к бесчисленным «дуэлям» с другими мужчинами, что в конечном итоге привело к его кончине. Однако у него было время исправить несколько деталей, чтобы подтвердить свою лояльность Николаю I (который, тем не менее, отправил своих друзей в сибирские лагеря). Нет, Пушкин не был циником, он действительно верил в добрую волю царя и хорошие перспективы при авторитарном правительстве. В конце концов, он даже стал высокопоставленным государственным деятелем и был очень обеспечен. В большей степени это можно увидеть в его аналогичной одержимости Петром I в его «Полтавской» пьесе, где Иван Мазепа (украинский гетман) изображен предателем, а Петр I чуть ли не святым». Пушкин вовремя отказался от своих прежде либеральных «грехов».

При упоминании Николая Хоголя (Николай Гоголь) мало что нужно сказать, чтобы доказать нашу точку зрения. Жизнь на севере у него была невыносимая — пытался добраться до Киева, объездил всю Европу и задержался в Риме, лишь бы не возвращаться слишком рано. Как будто у него было предчувствие — Россия может его убить. Так или иначе, получилось. Пока он посвятил свою жизнь украинской литературе, его тексты были оптимистичны и гениальны. При работе над своими русскими произведениями результаты были удручающими и в конце концов привели его в психологически неустойчивое состояние. Ясно, что такие примеры биполярности могут быть невыносимыми, а иногда и фатальными. Это столкновение невиданного масштаба: империализм сначала поощряет великие таланты, а потом уничтожает их: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Чехова… Обстоятельства их гибели разные, но причина одна и та же — интеллектуальная и творческая репрессия.

Лермонтов и Толстой были солдатами оккупационных войск на Кавказе и в Крыму (насколько нам известно, количество авторов с таким «опытом» довольно велико). Без сомнения, после более детального анализа их творчества можно прочесть, что стоит между строк — шовинистическая и экспансионистская риторика, замаскированная под патриотизм. Конечно, добавляют несколько слов в память об уничтожении аборигенов на Кавказе (довольно цинично и мелодраматически). Тем не менее их работу омрачает ощущение обреченности и необратимости их действий. Они часто говорят, что битва «обречена» только с одним возможным исходом. Достоевский, можно сказать, лидер в этом настроении. Он, прежде всего, имеет «свободу» выбирать, в какую тему и в каком направлении пойдет его работа. Это, в свою очередь, означает, что на самом деле он вообще не имеет в виду никакой свободы.

 

Читать далее: «Ложные нарративы об Украине могут быть фатальными для европейской безопасности» – историк

Идеолог Белой имперской армии Бугалков приложил немало усилий для дискредитации советской власти, тем не менее, сохранил российский империалист и экспансионистской риторики. Его произведение «Белая гвардия» наполнено ощущением большего русского превосходства культуры и отчаяния от гибели Российской империи. В его пьесе «Полет» это повторяется еще раз. Однако самое «греховное» представление можно увидеть в прославлении царя Ивана Грозного. Абсолютный маньяк, правивший Россией почти 40 лет в XVI веке, организовавший репрессивный государственный аппарат, убивавший собственных граждан, изображен Бугалковым сочувственно и даже комедийно. Иными словами, Бугалков полностью переворачивает реальность этой фигуры на более привлекательную. Кто-то спросит: зачем ему это? Ответ очень прост: Бугалков пытался задобрить Сталина, который сам был большим поклонником Ивана Грозного. Тем не менее все попытки Бугалкова оказались тщетными, так как спектакль все равно был запрещен. Однако эта пьеса обрела новое начало в XIX в.70-х и нашел свою популярность в киносценарии. Ладан под присмотром «железного кулака» режима и погоня за свободолюбивой литературой повлияли не только на «серьезную» литературу, но даже на жанры фэнтези. Многие писатели-фантасты, такие как братья Стругацкие, рисовали более либеральное, демократически ориентированное изображение мира, однако их творчество продолжалось в другом направлении, где прославлялся патерналистский иммунитет государства. Русский экспансионист метафорически распространялся на другие планеты (создавая новый многопланетный порядок). Произведение «Последний круг рая» перекликается с сегодняшней путинской пропагандой.

 

В целом упомянутая литература, вынесенная на «берег» гласности, поддерживала пропаганду, распространяемую государственными СМИ. Некоторое время Борис Стругацкий руководил литературной студией-школой, которая на долгие годы проложила путь многим писателям-фантастам. Именно из этой школы исходили еще более агрессивные и экспансионистские идеи — что-то в духе таких произведений, как «Лондон должен быть разрушен» или «Война 2010 года. Украинский фронт». Это названия современных романов, которые разошлись миллионными тиражами по России. Со временем об этом забудут. Однако многолетнее наследие братьев Стругацких раскрывает всю серьезность и глубину вековой проблемы русской литературы.

 

Подробнее: Наша миссия — уничтожить российскую имперскую идеологию как политический дискурс и Россию как неоимперское экспансионистское государство

Несмотря ни на что, русская литература с самого начала и по сей идеологическая цель, поставленная многими российскими правящими элитами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *