Характер Раскольникова: описание, черты, особенности, противоречивость, своеобразие
Раскольников (актер Г. Тараторкин), фильм 1969 г. |
Родион Раскольников является главным героем знаменитого романа «Преступление и наказание» Достоевского.
В этой статье представлено описание характера Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: черты, особенности, противоречивость и своеобразие характера героя.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове
Характер Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, черты, особенности, противоречивость, своеобразие
Родион Романович Раскольников — бывший студент, бедный 23-летний молодой человек. Три года назад он приехал из провинции в Петербург, чтобы учиться на юриста в Петербугском университете.
Характер Раскольникова отличается противоречивостью и двойственностью. Эту особенность отмечают сразу несколько его близких людей:
«…точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются.» (Разумихин о нем, часть 3 глава II)
По мнению его лучшего друга Разумихина, Раскольников является угрюмым, мрачным, надменным, гордым человеком, но при этом великодушным и добрым:
«Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр.» (Разумихин о нем, часть 3 глава II)
Раскольников не любит высказывать своих чувств, бывает холоден и бесчувственен до бесчеловечия, по мнению того же Разумихина:
«Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. » (часть 3 глава II)
Раскольников высоко себя ценит и имеет на это некоторое основание, по словам Разумихина:
«Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то.» (часть 3 глава II)
По мнению матери Раскольникова, он является угрюмым, вспыльчивым, высокомерным меланхоликом, но при это он великодушен:
«…оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные…» (мать о Раскольникове и его сестре Дуне, часть 3 глава IV)
Раскольников — гордый, тщеславный и непомерно самолюбивый человек, по словам Свидригайлова:
«Пуще же всего тщеславие, гордость и тщеславие…» (часть 6 глава V)
«Оно тоже, конечно, обидно для молодого человека с достоинствами и с самолюбием непомерным…» (часть 6 глава V)
«Ну, а уж это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно. ..» (часть 6 глава V)
По мнению следователя Порфирия Петровича, Раскольников — нетерпеливый, властный, смелый, заносчивый, серьезный человек, который много пережил в своей душе:
«Повторяю, нетерпеливы и больны вы очень, Родион Романыч. Что вы смелы, заносчивы, серьезны и… чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с.» (часть 6 глава II)
«Ведь понимаю же и я, каково это всё перетащить на себе человеку, удрученному, но гордому, властному и нетерпеливому…» (часть 6 глава II)
«…человеку… нетерпеливому, в особенности нетерпеливому!» (часть 6 глава II)
При всех своих недостатках и пороках Родион Раскольников является любящим сыном и братом:
«Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил…» (Раскольников — матери, часть 6 глава VII)
«…знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить…» (Раскольников — матери, часть 6 глава VII)
Родион Раскольников — смелый человек и борец, по мнению Порфирия Петровича:
«Слишком смело-с, слишком дерзко-с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!» (Порфирий о Раскольникове, часть 6 глава II)
«Что вы смелы, заносчивы, серьезны…» (часть 6 глава II)
Он является благородным человеком, по словам того же Порфирия:
«Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с…» (часть 6 глава II)
Несмотря на свое страшное преступление, Раскольников не безнадежный подлец, по мнению Порфирия:
«Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец!» (часть 6 глава II)
Родион Раскольников является человеком с некоторыми достоинствами, по мнению Свидригайлова:
«…обидно для молодого человека с достоинствами…» (Свидригайлов о Раскольникове, часть 6 глава V)Основные черты характера Раскольникова
Итак, перечислим основные черты характера Родиона Раскольникова, основываясь на цитатах выше:
- тщеславный
- заносчивый
- самолюбивый
- меланхолик
- угрюмый
- вспыльчивый
- высокомерный
- надменный
- гордый
- мнительный
- серьезный
- высоко ценит себя не без основания
- не любит высказывать своих чувств
- добрый
- великодушный
- смелый
характеристика Родиона Раскольникова в повести Федора Достоевского
https://www.youtube.com/embed/RcaXVUMzFYs
Меню статьи:
- Родион Раскольников: анализ и характеристика персонажа Федора Достоевского
- Факты о герое
- Внешние черты Раскольникова
- Характер и внутренний мир Раскольникова
- Идейная борьба Раскольникова
- О преступлении и наказании
- Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова
- Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»
Мир Федора Михайловича включает множество планов, уровней. Роман российского писателя, предлагаемая Достоевским характеристика Родиона Раскольникова – главного героя – это повод для размышления над массой социально-философских проблем.
С Родионом Раскольниковым читатель встречается, как только открывает книгу. Жизнь героя, обстоятельства повествования заставляют задуматься над проблемами развития общества. Эти проблемы, затрагивая морально-нравственную и духовную сферы, области семейной и личной жизни, тему общественного прогресса, актуальны для нас и сегодня.
Факты о герое
В первой главе читатель уже находит описание внешности персонажа, а также информацию о положении Родиона в обществе. Рассмотрим некоторые вехи биографии главного героя детальнее:
- Родион Романович описан бедным молодым человеком (возраст героя – 23 года), который, вероятно, происходит из мещанской семьи. О степени бедности юноши читатель узнает из слов о том, что мать Родиона недалека от просьб о милостыни.
- Родион был вынужден оставить учебу на юридическом факультете. Раньше Раскольников был студентов Петербургского университета.
- От бедности герой часто недоедает, ходит в поношенной и старой одежде, а жить вынужден в жалкой маленькой комнатушке, похожей на каморку для швабр. Бедственное положение Родиона Романовича не позволяет герою продолжать учебу, оплачивать квартиру и отдавать долги.
- Вопреки нищете, Раскольников не принимает помощь из рук лучшего товарища – Дмитрия Разумихина, или же матери. Герой расценивает это как собственную слабость, считая принятие помощи унижением.
- Раскольников изображен молодым человеком необыкновенного ума. Разумихин неоднократно замечает, что друг очень умный.
- Кроме того, юноша – обладатель хорошего образования. Мармеладов подчеркивает, что Родион образованный, знает немецкий язык, так как читает «немецкие листки статьи».
Чтение это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в произведении “Преступление и наказание” Федора Достоевского
Автор характеризует героя постепенно: читатель, прежде всего, изучает портрет героя, внешность. С продвижением вглубь произведения читателю открываются новые грани личности персонажа.
Внешние черты Раскольникова
На первых страницах «Преступления и наказания» встречается и описание внешности Родиона. Герой наделен красотой и тонкими чертами лица. Раскольников – высок и худощав. Стройный юноша отличается темными русыми волосами, такими же темными глазами и бледным цветом кожи. Родион производит впечатление болезненного человека. Раскольников ходит в старой одежде, которая выглядит настолько поношенной, что она женщина однажды собиралась помочь юноше милостыней.
Характер и внутренний мир Раскольникова
Главный герой произведения Федора Михайловича отличается мрачностью, замкнутостью и задумчивостью. Родион избегает общества, он – некоммуникабелен и выказывает приверженность ницшеанской философии и нигилизму. Угрюмость Раскольникова способствует склонности героя к самоизоляции: лишнее общее с людьми вызывает у него раздражение. Меланхолия главного героя сочетается со вспыльчивостью, которая порой трансформируется в холодность. Федор Достоевский описывает Раскольникова юношей с контрастными чертами: порой холодность главного героя доходит до бесчеловечности и даже бесчувственности. Читатель замечает, что в Родионе борются две противоположные личности, которые поочередно доминируют в характере героя.
Раскольников – эмоционально сдержан, редко выражает чувства и эмоции. Юноша избегает общества, мотивируя собственную неразговорчивость занятостью. Впрочем, занятость героя – внутренняя, выглядящая снаружи как леность или пассивность. Безразличие к происходящему выказывают гордую и надменную натуру. Впрочем, гордость переходит у Раскольникова в гордыню. Эти черты сочетаются с проявлениями самолюбия и тщеславием. Бедность не одержала победу над главным героем, оставив в живых высокомерие и властные черты. Кажется, Раскольников беспричинно ценит и превозносит себя.
Образованность приводит к заносчивости и самоуверенности, а также к серьезности. Между тем, в Раскольникове есть и положительные черты, которые в герое разглядела Сонечка Мармеладова. Это великодушие и доброта, благородство. Мать главного героя говорит, что доброта – черта, отличающая как сына, так и дочь – Дуню. Раскольникову не жалко денег, в которых и сам испытывает постоянную нужду: Родион неоднократно помогает деньгами Соне, а однажды даже отдал последние средства бедной вдове – на похороны мужа.
Следователь, Порфирий Петрович, замечает, что Раскольников – подлец, хотя обладает многочисленными талантами и достоинствами. Кроме философской одаренности, юноша наделен писательским, литературным даром. Об этом читатель знает из романа: пребывая в арендованной квартирке, принадлежащей убиенной им Лизаветы, Родион пишет газетную статью «О преступлении», что глубоко символично, учитывая дальнейшие события. Сложность характера Родиона выказывает симбиоз болезненных черт и нетерпения.
Идейная борьба Раскольникова
В контексте характеристики Родиона Раскольникова следует упомянуть об идеях, за которые герой, по мнению Порфирия Петровича, борется со страшной силой и смелостью. Упомянутые выше черты – гордыня, нищета, высокомерие – порождают в сознании героя идею. Здесь на лицо – влияние идей немецкой философии конца XIX века и Фридриха Ницше, в частности. Суть социально-философских идей такова: всех людей герой классифицировал по двум группам – люди обычные («твари дрожащий»), и выдающиеся личности, «право имеющие».
Себя Раскольников относит, безусловно, к «имеющим право». Знатоки учения Ницше о сверхчеловеке без труда заметят, что эта группа людей соотносится с образом сверхчеловека: каната, натянутого над пропастью, молнией, бьющей из грозовой тучи. Человека же Ницше мыслит как мост между животным и сверхчеловеком.
«Имеющие право» сверхлюди не ограничены общепринятыми правилами. Поэтому, обретя внутреннюю уверенность во вседозволенности, Раскольников убивает несчастную старуху, хозяйку пансиона. Но наказание приходит к герою в образе наиболее страшного палача – совести.
О преступлении и наказании
Однако жизнь далека от абстрактных идей. Идея близка к идеалу, который суть то, что всегда отдаляется, идеал – нечто недостижимое. Раскольников не учел, что собирался уничтожить воплощенное вселенское зло (по мнению героя), таящееся в образе старухи-процентщицы, жадность и социальную несправедливость. Но смерть старухи привела и к смерти Лизаветы – несчастной старой женщины, которая не причиняла неудобств и пыталась выживать – подобно самому главному герою.
Раскольников украл деньги, но это оказалось бесполезным: использовать изъятое у Лизаветы Родиону было гадко и омерзительно. Героя настигла самая страшная кара, от глаза которой не скрыться, – это совесть.
Страх преследовал Раскольникова: Родион боялся, что полиция раскроет преступление и личность преступника.
Популярная ныне писательница Джоан Роулинг подчеркивала, что убийство – это преступление, раскалывающее душу человека. Это справедливо и для Раскольникова, поскольку убийство старушки превратилось для героя в преступление моральной грани, поместив Родиона в опасную ситуацию. Избегая социальных связей и общения, герой ощутил, что теряет рассудок. Облегчение Раскольников находит только в общении с Соней. Родион открывает девушке душу – признается в содеянном.
Раскольников пересматривает собственную личность, переосмысливает себя. Проступок способствовал тому, что герой посмотрел на себя со стороны: Родион увидел, что Разумихин – лучший друг, мать и сестра любят его, и, как оказалось, любят незаслуженно. Дмитрий хочет понять причины плачевного состояния Раскольникова, однако тот закрывается в себе.
Но судьбоносный случай трансформирует поведение героя – по отношению к себе и окружающим. Раскольников старается улучшить общение с людьми. Проступок пробуждает в герое чувства, которые до этого момента спали: Родион осознает, что любить кого-то – это тяжкая ноша. Герой старается компенсировать новыми поступками – социально значимыми – преступление. Родион помогает вдове чиновника Мармеладова, спасает девушку от насилия.
При этом сущность героя – глубоко амбивалентна. Высокие, благородные черты сочетаются с нравственным падением, досадой. Раскольников раздражается на близких людей, ощущая одиночество, изоляцию. Преступление забросило Родиона в духовный вакуум. Совесть для Родиона трансформировалась в своем значении: Раскольников стыдится не преступления, но того, что оказался слишком слабым для испытания. Относя себя к категории «прав имеющих», юноша не расценивает проступок как зло.
Нежелание быть пойманным и проводить время в тюрьме заставляют Родиона прятаться и хитрить. Следствие ведет умный и мудрый следователь Порфирий Петрович, Раскольников же тратит все силы на то, чтобы запутать следственную работу. Необходимость лгать, притворяться опустошают юношу.
Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова
К моменту знакомства с Соней состояние Раскольникова вызывало крайние опасения. С одной стороны, юноша тяготился совестью и смутным осознанием вины. С другой же стороны, Родион не считал, что совершил преступление. Соня возвращает Раскольникова на путь духовного совершенствования, показывая, что спасение – в христианстве и возвращении к Богу.
Хорошо что вы любите читать! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести Федора Достоевского “Слабое сердце”, в которой описывается судьба Василия Шумкова, жизнь которого была перечеркнута страшным словом «безумие»
Для приверженцев ницшеанской философии христианство не выглядело привлекательной религией: скорее, ницшеанцы, нигилисты рассматривали христианское вероучение как ресентимент.
Соне было 18 лет, когда девушка познакомилась с Раскольниковым. Родион чувствовал духовное родство с Мармеладовой, потому что та тоже пребывала в бедственном положении. Нищета, необходимость заботиться о семье, толкнула девушку на продажу собственного тела. Проституция не сломила дух Сони и не сделала девушку менее чистой в нравственной плане – это парадокс. Соня, вопреки жизненным невзгодам, сумела сохранить в душе свет, которым делилась с Раскольниковым. Герои находят спасение, в котором нуждались, обращаясь друг к другу.
Судьба Сони – это «желтый билет», потому все заработанные деньги девушка отдавала нуждающейся семье. Мармеладова – жертва, претерпевающая унижения, оскорбления, мишень для выражения злобы со стороны окружающих. Соне чужд принцип талиона: скорее девушка живет, руководствуясь «золотым правилом морали». Писатель, создатель вселенной «Преступления и наказания», называет героиню «безответной». Девушке не свойственна мстительность: обладательница доброго сердца и сострадательной души, Соня живет по совести, не теряя верю в светлое будущее и Бога.
Отношения Сони и Раскольникова развиваются постепенно. Сначала Родион испытывает к девушке неприязнь, ведь считает, что та проявляет жалость – недостойное, унизительное для героя чувство. Со временем, любовь и глубокая религиозность Сони влияет на Родиона. Чувства главного героя к Мармеладовой нельзя назвать любовью, однако Раскольников понимает, что ближе Сони у него никого нет. С семьей Раскольников прекратил общение, с другом – тоже. Понять страдания и раскол души способен лишь человек, сам прошедший через похожие страдания и раскол.
Раскольников борется с самим собой. Но в этой битве не бывает победителей – только побежденные. В итоге, измученный и опустошенный, Родион приходит к Соне и открывает девушке душу и нравственную рану. Соня уповает, что Раскольников найдет в себе смелость признаться в преступлении. Только чистосердечное, искреннее признание спасет героя от духовной гибели.
Следуя наставления Сони, Раскольников приходит с повинной, после чего отправляется в ссылку, отбывать каторгу. Мармеладова уезжает вместе с возлюбленным. Соня и Родион – разные, но наличие духовной пропасти, попытки преодоления духовного раскола роднят героев. Родион не принимает Бога, не верит в высшую сущность. Соня убеждена, что милосердие, терпение и прощение спасут заблудшую душу. Постепенно стараниями Сони Родион приходит к осознанию пути спасения. Раскаяние помогает начать новую жизнь.
Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»
Характеристика главного героя произведения – Родиона Романовича – помещена автором в центр, в остов романа. Отсюда начинаются рассуждения писателя о сущности преступления и наказания.
Кара, наказание приходят не в момент ареста или суда. Преступник ощущает последствия содеянного, вину, давление совести сразу после совершения проступка. Сомнения, изоляция, социальный вакуум, потеря контакта с семьей, мучительница-совесть – это кара пострашнее каторги и ссылки. От совести не скрыться, не спрятаться.
В «Преступлении и наказании» содержится урок, то, чему Федор Достоевский старается научить человека, читателя. Пример Раскольникова – вымышленного героя – предостерегает реального человека от совершения подобного преступления. Автор демонстрирует читателю, чем грозит опасная философия, нигилизм, отступление от веры.
Двойники Раскольникова в романе Достоевского
Родион Раскольников – это человек, который совершил преступление. К этому приводит идея о делении людей на два типа: “право имеющие” и “твари дрожащие”. Но люди которые похожи на такое же тип, таких людей читатели называют двойниками Раскольникова.
Аркадий Свидригайлов, человек во круг которого ходят много сплетен, вроде бы Аркадий бил собственную жену, и пытался сделать Дуню любовницей. Но правдивой сплетней оказался рассказ о любовнице. На Протяжении произведения герой делает и добрые дела. Но делает Раскольников это из-за скуки. В финале Аркадий кончает жизнь самоубийством застрелив себя из ружья. Раскольников с Аркадием похожи тем, что Аркадий считает людей “дрожащими тварями”.
Двойник Петр Петрович Лужин это бывший жених Дуни Раскольниковой, статный и обеспеченный человек. Статность Петра сразу уходит, когда Родион мешает планам двойника, вместо это выходят в наружу злость и жадность. Когда ставит перед собой цель, Петры идет на пролом. Для Петра бог – это деньги. Раскольникова и Петра соединяет самоутверждения за счет бед людей.
Следующий двойник это Андрей Лебезятников. Андрей избил жену Семена Мармеладова. Но у Лебезятникова не без добрых качеств, герой умеет сочувствовать людям. Сходство героев в том, что персонажи двуличные люди, с одной стороны показывают бесчеловечные качества, а с другой отзывчивые.
Раскольникову неприятны люди которые живут по такой же теории как главный герой. Такое столкновение персонажей помогает читателю увидеть черты характера дворников и самого Раскольникова.
Главная идея произведения Достоевского
Основа сюжета в романе “Преступление и наказание” составляет подробное описание. Убийство в пьесе начинается сразу же после наказания. Писатель пытается предостеречь читателя в ошибках и заблуждениях в судьбе. Надо что бы в жизни человека на первом месте стояли духовное познания, вера в Бога и любовь.
Автор: Виктория Давыдова
Родион Раскольников | вымышленный персонаж
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
[Пример эссе], 2690 слов GradesFixer
Это эссе было представлено студентом. Это не пример работы, написанной профессиональными авторами эссе.
Действие культового романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Санкт-Петербурге в царской России 1860-х годов. Православие и по сей день является ведущей религией страны с чрезвычайно верующим христианским населением. Религия была важна для людей, на которые можно было надеяться во времена беспорядков в ограничивающем обществе; его истинное значение означало, что основное внимание уделялось морали.
Родион Романович Раскольников, главный герой романа, воспитан в христианской вере. Однако ряд событий, включая бедность и психическое заболевание, привели к его решению постепенно отказаться от своей веры и принять нигилистические взгляды. Упадок Раскольникова еще больше отчуждает его от всех окружающих, так как он начинает отворачиваться от традиционных систем ценностей, таких как семья, религия и общество. Навязанные ему этические ожидания вызывают решение убить ростовщицу, основанное на утилитарных представлениях о том, что ее смерть принесет пользу другим. Раскольников с удивлением обнаруживает, что после совершения убийства он считает его оправданным для улучшения человечества; однако вскоре он обнаруживает, что также жаждет искупления за то, что он сделал. Начиная с убийства, роман сосредотачивается на постепенном распаде Раскольникова и деконструкции его личности, а также на его отчуждении от своей первоначальной морали. Способы, которыми его вина представлена его растущим безумием и потерей личности, показывают его истинное осознание своих действий. Эпилог завершает книгу, показывая превращение Раскольникова в человека. Его отчуждение от общества из-за убийства прекращается, когда он осознает, что не выше нравственного закона, и признается в любви к Соне, разрешает внутреннюю борьбу Раскольникова за свое превосходство и нравственность.
Раскольников с самого начала романа представлен как сложный персонаж. Само значение имени Раскольников происходит от русского слова «раскольник», что означает раскольник или разделенный. Он чрезвычайно гордый и презрительный персонаж, но эмоционально отделен от человечества. В начале романа излагаются первоначальные идеи изоляции, в которых использование им так называемой превосходной репутации маскирует остановку его карьеры. Это человек, ориентированный на репутацию, свой внешний вид и впечатление на значимых для него окружающих. Его гордости способствует его естественная внешность: «…исключительно красивый, выше среднего роста, стройный, хорошо сложенный, с красивыми темными глазами и темно-каштановыми волосами». Писатель использует свою внешность, чтобы преувеличить контраст своего положения. Описанный как бедный бывший студент, который едва выживает, живя в плохих условиях, он все еще кажется важным и умным.
Федор Достоевский также изображает Раскольникова как человека, разрывающегося между двумя мирами. Во-первых, его способность быть холодным и расчетливым; при этом у него есть высокомерие полагать, что он имеет превосходство богоподобного положения. Другая половина демонстрирует перспективы доброты и смирения, где он способен распознать «…границы, созданные законами Бога и людей». Этот разрыв в его характере играет важную роль в провоцировании внутреннего конфликта между ним и моралью. Он изо всех сил пытается найти свой способ быть тем, кем он является на самом деле; признаки внутренней борьбы можно распознать уже на ранних стадиях развития характера Раскольникова. Идея замаскировать свои трудности в личной жизни внешностью и нарциссизмом предвещает его чувство долга убить кого-то менее ценного, чем он сам. Его встреча с ростовщиком Аленой Ивановной, 60-летней слабой женщиной, доказывает его неблагополучную мораль, поскольку он шокирует себя идеей убийства за деньги. Однако он убежден, что достаточно умен, чтобы реализовать такой ужасный план; он искренне верит, что сможет избежать законного наказания, подрывая моральное наказание, которое он должен понести. Борьба между нравами Раскольникова начинает захватывать его до такой степени, что играет роль в его подсознании. В первом из 4 снов он видит себя в детстве, сопровождающего отца на панихиду по бабушке и посещение могилы брата. По дороге к церкви они встречают группу пьяных крестьян во главе с человеком по имени Миколка, который зовет своих друзей сесть на его телегу и заставить тянуть их старую худую кобылу. Когда лошадь не может тянуть вес всех мужчин в телеге, Миколка и его люди забивают ее до смерти перед молодым Раскольниковым. Он пробуждается от своего сна только после того, как кобыла была убита кнутами и ломами: «Удар пришелся; кобыла пошатнулась, опустилась назад, попыталась тянуть, но прут снова упал с размашистым ударом на ее спину, и она упала на землю, как бревно». За актом насилия Миколки стоит более крупный план по убийству ростовщика. Несмотря на различия в преступлениях, акт убийства равен обоим убийцам. Сны передают самые сокровенные секреты человека или скрытые намеки на присущие ему опасности. Образ крестьянина, стоящего над кобылой с топором, предвещает смертельные удары Раскольникова. Проснувшись от шока момента, Раскольников совершенно меняет взгляд на Алену, мысленно, на мгновение, он думает о ней как о своей невинной жертве: «Боже! да уж возьму я топор, и ударю ее по голове, и размозжу ей череп… поскользнусь в липкой, теплой крови, сломаю замок, украду, и задрожу, и спрячусь, вся в крови… топором… Господи, может ли так быть?»
Во сне Достоевский использует сны, чтобы изобразить ненормальный психологический ум Раскольникова. Он видит себя не только в убийце. В этом сне четыре «Раскольникова»: Миколка-Раскольников, стремящийся утвердить власть и собственность над другими через иррациональное угасание человеческой жизни; кобыла Раскольникова, которая чувствует себя беспомощной в ловушке и побитой; мальчик Раскольников, сострадательно прыгающий вперед, чтобы спасти жизнь; и, наконец, отец Раскольников, который налетает, чтобы подавить сердечную, героическую благосклонность ребенка. Здесь самый главный Раскольников в кадрили — мальчик, который берет на себя ответственность и пытается исправить несправедливость. Раскольников изо всех сил пытается понять, что он чувствует и, следовательно, чего хочет; он относится к смерти и милосердию. Его окончательное осознание состоит в том, что он движется по пути Миколки и может фактически «взять топор», чтобы осуществить свой план. Сон, однако, еще больше является предписанием его тяги к убийственной персоне: он увещевает Раскольникова противостоять собственным миколкиным инстинктам, признаться, в конце концов «обнять колени» и принять любовь. Таким образом, еще до того, как убить Алену, Раскольников глубоко внутри жаждет признания. Конец первой части романа описывает Раскольникова у дверей ростовщика; несмотря на его решение, наконец, убить, он осознает, насколько осторожным он должен быть. Когда Алена приоткрывает дверь, он протискивается внутрь, боясь, что она может его не пропустить. Его паника подпитывает его страх перед ошибками в его плане, и он не хочет рисковать потерять эту драгоценную возможность. Раскольников неоднократно замышлял свое преступление, но его нервозность затуманивает суждение, поскольку его тщательно навязчивый план превращается в поток параноидальных движений, особенно когда Алена очень настороженно относится к делам Раскольникова. Он ждет, пока она не начнет открывать обещанный подарок в виде портсигара; отвлекая ее, он пользуется моментом, чтобы вынуть из кармана топор: «Тогда [Раскольников] нанес [Алене] еще и еще удары тупым боком и в одно и то же место. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, тело упало навзничь». Раскольников неоднократно и жестоко бьет старуху, и она умирает в течение нескольких секунд. Оттуда преступление становится все менее «аргументированным», менее спланированным. Он смущается, и даже характер самих ударов (наносимых тупым концом топора) свидетельствует о поспешности и волнении Раскольникова.
Кроме того, нарративная точка зрения Раскольникова объективирует свою жертву как «стекло»; не только подчеркивая его полную сосредоточенность на механическом движении хакерского действия, но и бессмысленность ее смерти для него в тот момент, когда он изображает ее как простой объект. Любимое оружие Раскольникова для убийств также отражает его внутренний хаос. Он думает об использовании ножа, но решает, что не хочет полагаться на силу или точность для завершения действия. Рассказчик отмечает, что с каждым из решений Раскольникова: «…чем окончательные они были, тем безобразнее и нелепее они тотчас становились в его глазах». Даже Раскольников считает, что быть убийцей с топором смешно. Он громоздкий и грязный, но какая-то часть Раскольникова считает, что это единственный вариант. Его неорганизованность также отражается в спонтанном убийстве Лизаветы, умственно отсталой сводной сестры ростовщика. Ее называют «покорной» и описывают так: «такое мягкое, нежное существо, готовое мириться со всем, всегда готовое, готовое на все». Раскольников поставлен перед необходимостью убить Лизавету; несмотря на ее незначительность для большинства персонажей, включая его самого, его паранойя меняет его взгляд на нее. Внезапно слабый характер оказывается угрозой для «интеллигентного ученика», и Раскольников знает, что он должен быть совершенно незамеченным, похищая вещи ростовщика при побеге с места преступления. После убийства борьба Раскольникова между совестью становится очень односторонней. Паранойя берет над ним верх, когда он также решает убить Лизавету на всякий случай. В этот момент он хочет убедиться, что ничто или никто не сможет его поймать. Страх ведет его к гибели, поскольку совесть взяла над ним верх. «Конечно, это еще не начало! Разве это не мое наказание грядет на меня? Так и есть!» Раскольников зацикливается на возможных доказательствах своего преступления. Фраза «пришедшая на меня» предполагает две интерпретации отрывка: что начальная фаза наказания Раскольникова отмерена силой справедливости (иногда интерпретируемой как Бог), и что Раскольников олицетворяет наказание как силу справедливости самой по себе. Всплеск вины и паранойи проявляется в болезни. Помимо лихорадки Раскольникова и временами бессознательности, его психическая неустойчивость приводит к тому, что он теряет всякое чувство разума.
Достоевский показывает неистовство, которым видит себя Раскольников, и видит, что рассудок его неисправен, а разум неудержим: «Во мраке вечера его тряхнуло обратно в сознание. Боже, какой это был крик! Никогда раньше он не слышал таких неестественных звуков!» Симптомы биполярности и психоза Раскольникова доказывают его истинную неустойчивость из-за убийства, потеря интереса к повседневным действиям, тревога и проблемы со сном показывают, что он проглотил свою вину. Его гордость и нарциссизм на мгновение исчезли, и это выявило истинный страх Раскольникова сделать то, что неправильно в глазах «Бога». Здесь его одолела истинная сила религии и морали; его попытка установить «истину» своего превосходства привела только к провалу того, чем он себя представлял. Во время душевных пыток Раскольникова Заметов, служащий санкт-петербургского полицейского управления, встречает Раскольникова, еще в его больном состоянии, после того, как он наткнулся на трактир. Он ведет Заметова через полунасмешливую беседу, где тот как бы готов сознаться: «У Раскольникова сверкали глаза; он ужасно побледнел… Страшное слово дрожало на губах его, как крючок на той двери: еще миг, и оно выскочит; еще мгновение, и оно отпустит; еще мгновение, и оно будет произнесено!» Раскольников думает о том, что он собирается сказать, сознавая опасность выболтать признание. Однако это подчеркивает его желание освободиться от вины, которую невозможно игнорировать, и он кажется Заметову сумасшедшим. Достоевский также использует анафору, когда повторяет фразу «другой момент». Это еще больше подчеркивает, насколько неконтролируемым является стремление Раскольникова признаться, будь то потому, что он чувствует себя виноватым, или просто позволил постоянным разговорам об убийствах захлестнуть его. Достигнув пика своей вины, Раскольников оказывается в полном одиночестве; он знает, что находится на грани безумия и в отчаянии нуждается в том, чтобы с его плеч было снято бремя. Сделав первый шаг к восстановлению своей души и воссоединению с человечеством, признавшись наконец кому-то в правде, он решает навестить Соню, милосердную страдающую проститутку. Его выбор доверенного лица подчеркивает его вечную гордость; возможность поговорить с кем-то, кто помилует его, означает, что он может манипулировать своим имиджем и поддерживать свою репутацию.
Кроме того, глубинная любовь Раскольникова к Соне означает доверие, которое он должен испытывать к ней, его эмоции по отношению к ней означают, что она до некоторой степени заслуживает признания, несмотря на его борьбу между тем, что правильно, и его репутацией: «Я должен сказать ей . Нет, я не могу ей сказать. Но мне нужно. Но я не могу». При встрече с ней он пытается оправдать свое убийство перед Соней, прежде чем признается в этом. Он утверждает, что в некоторых обстоятельствах лучше убить одного человека, чем позволить страдать многим. Но Соня, ссылаясь на христианское учение, говорит, что убивать всегда неправильно, даже если это убийство спасет других. Она утверждает, что убийство не может сделать человека выдающимся: «Ах, тише, тише, — вскричала Соня, всплеснув руками. «Ты от Бога отвернулся, и Бог поразил тебя, предал дьяволу!» Момент откровения косой. Раскольникову все еще не хватает духу сказать вслух правду о том, что он сделал. Но он знает, что Соня безоговорочно понимает цену того, что сделал Раскольников. Она понимает, что, пока он еще жив, часть его так же мертва, как и две женщины, которых он убил. В тот момент, хотя Соня живет мучительной жизнью борьбы, работая проституткой, чтобы ее семья могла есть, ее жизнь — рай по сравнению с адом, который Раскольников устроил для себя. Достоевский поясняет, что никакая бедность и телесные страдания не могут сравниться со страданием душевным. Истинное счастье не в социальном положении, что все равно, бедная ли проститутка или богатый барон, а в чистоте души. «Нет никого, — кричит она Раскольникову, — никого на свете теперь такая несчастная, как ты!»». Хотя у Сони ничего нет, жизнь ее — жизнь бед и страданий, ей тотчас же становится сильно жаль Раскольникова, потому что она может смотреть на него, видеть, как он уничтожил в нем добро, и знаю, что его несчастье намного хуже, чем ее. Приняв его страдание как свое, Соня дала Раскольникову разрешение быть честным с самим собой о характере содеянного, и он впервые в романе ясно видит себя. Он произносит вслух все оправдания, которые сам себе дал для своего акта убийства, и впервые слышит, как банально и ужасно они звучат. Решив отделить себя от общества и объявить себя высшим человеком, он разрушил свою душу.
В заключение Раскольников приходит к выводу, что, хотя он действовал, считая себя экстраординарной личностью, его угрызения совести и последующая психическая нестабильность доказывают, что он в конце концов обыкновенный.