Характер катерины в пьесе гроза с цитатами: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Содержание

Образ катерины с цитатами в драме гроза. Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского с цитатами

Пожалуй, мало какое произведение того времени, да и среди произведений самого автора Островского, могли вызывать столько бурных споров, чем пьеса «Гроза».

Отчаянный поступок Катерины Кабановой, переступившей черту жизни и смерти, вызывает, как сочувственное понимание, так и резкое неприятие. Одного мнения нет, и быть не может.

Характеристика героини

Любимая и балованная дочь купеческой семьи, Катерина выходит замуж за Тихона, переворачивая свой мир с ног на голову. На примере ее родителей и новой семьи мы видим, насколько разным может быть патриархальный уклад: показным и демонстративным (что скажут соседи? что подумают знакомые?), либо глубоким и душевным, потаенным от чужих глаз.

Свою лепту в то, как сложилась судьба этой женщины, вносит отсутствие полноценного образования. По рассказам Катерины свои знания она почерпнула из рассказов матери и отца, а также богомолок и странниц. Вера людям и восхищение сотворенным Богом миром — вот ее главные черты. Тяжелой работы Катерина не знала, любила ходить в церковь, казавшуюся ей сказочным храмом, где ее ждут ангелы.

(Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )

Безоблачное и счастливое детство быстро сменяется безрадостным замужеством. Добрая, наивная и очень религиозная девушка впервые столкнулась с неприкрытой ненавистью к окружающим людям. В новой семье уже нет места ангелам и радости. Да и само замужество происходит вовсе не по любви. И если Катерина надеется полюбить Тихона, то Кабаниха — так называют все вокруг ее свекровь — не оставляет ни шанса ни сыну, ни невестке. Быть может Тихон и стал бы тем, кто сделал бы Катю счастливой, да только под крылом матери он не ведает таких чувств, как любовь.

Встреча с Борисом дарит несчастной женщине надежду, что жизнь еще может перемениться и стать лучше. Черная атмосфера дома подталкивает ее взбунтоваться и попытаться побороться за свое счастье. Отправляясь на свидание, она понимает, что совершает грех. Это чувство не оставляет ее ни до, ни после. Твердая вера в Бога и осознание порочности совершенного поступка толкают Катерину признаться во всем мужу и свекрови.

Образ героини в произведении

(Сцена из драмы

)

Пораженный, но в глубине души понимающий свою жену, Тихон не осуждает ее. Только самой Катерине от этого не легче. Самой простить себя намного труднее. Быть может и хотела она признанием облегчить свои душевные метания, да только не вышло. Прощение ей не нужно. Сама мысль вернуться в дом для нее становится тождественной смерти, только не мгновенной, а долгой, мучительной, неизбежной. По религиозному канону самоубийство — смертный грех, который нельзя простить. Но и это не останавливает отчаявшуюся женщину.

В мыслях Катя часто представляет себя птицей, душа ее рвется в небеса. Жить в Калинове ей невмоготу. Влюбившись в Бориса, совсем недавно прибывшего в город, она воображает, как они вместе покинут ненавистный город. Любовь видится настоящим и таким близким спасением. Да только для исполнения мечты нужно обоюдное желание…

(Фрагмент из драматической постановки

)

Встретившись на берегу Волги с Борисом, Катерина испытывает жесточайшее разочарование. Когда-то такой прекрасный молодой человек решительно отказывается забрать с собой замужнюю женщину, нанося ей своим отказом последний удар в сердце. Катя не хочет быть больше камнем преткновения в своей семье, продолжать влачить безрадостное существование, день за днем ломать свою душу в угоду свекрови.

А выход вот он — совсем рядом, нужно только сделать шаг с обрыва в воды Волги. И гроза ей кажется самым что ни на есть указанием свыше. То, о чем Катя когда-то только смутно размышляла, боясь признаться самой себе в греховных помыслах, оказалось самым простым выходом. Не найдя своего места, поддержки, любви, она решается сделать этот самый последний шаг.

2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви.

Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. «. Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом «темного царства». Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

«.Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным — Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель — результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше…” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины — это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца «темного царства».Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина — новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Согласно одной версии драма «Гроза» была написана Островским, когда он находился под впечатлением от одной замужней актрисы — Любы Косицкой. Образ Катерины в «Грозе» появился именно благодаря Косицкой, и интересно, что потом эта роль ей и досталась на сцене.

Катерина родилась в купеческой семье, дом их был зажиточным, а детство Катерины беззаботным и радостным.

Сама героиня сравнила себя с вольной птичкой, и призналась Варваре, что занималась пока не вышла замуж чем хотела. Да, семья Катерины была хорошей, воспитание ладное, поэтому девушка выросла чистой и открытой. В образе Катерины ясно прослеживается добрая, искренняя, русская душа, которая не умеет обманывать.

Продолжим рассматривать образ Катерины в драме «Гроза» Островского, и отметим, что очень трудно было девушке жить с мужем без притворства, учитывая его семью. Если вспомнить Кабаниху, свекровь Катерины, держащую под страхом всех домашних, становится понятно, почему у этих персонажей драмы назрел конфликт. Конечно, Кабаниха действовала методами унижения и запугивания, и некоторые смогли приспособиться к этому и смириться. Например, Варваре и Тихону легче было создавать впечатление, что они полностью покорны матери, хотя вне дома и дочь и сын пускались в разгул.

Черты в образе Катерины в драме «Гроза»

Какими же чертами характера Катерина буквально пугала Кабаниху? Она была чиста душой, искренняя и горячая, не терпела лицемерия и обмана. Например, когда состоялся отъезд мужа, свекрови хотелось видеть невестку воющей, но не в правилах Катерины притворяться. Если обычай не принимает душа, значит не стоит ему следовать, считает девушка.

Когда Катерина поняла, что любит Бориса, она не стала скрывать своих чувств, рассказав о них. О любви Катерины узнала и Варвара, и свекровь, и сам муж главной героини. В натуре девушки мы видим глубину, силу и страсть, и ее слова хорошо выражают эти черты личности. Она рассуждает о людях и птицах, почему люди не могут летать так же? В итоге Катерина говорит, что она не будет терпеть несносную и опостылую жизнь, и в крайнем случае решится на роковой шаг — кинуться в окно или утопиться в реке. Размышляя над этими словами, можно лучше понять образ Катерины в драме Островского «Гроза».

Наконец, каких усилий стоило девушке рассказать о своих чувствах Борису! Ведь Катерина была замужней женщиной, но страсть к свободе и желание быть счастливой, а также сила воли, проявились в этом смелом поступке. Островский противопоставляет эти черты характера Катерины миру Кабанихи (Марфа Кабанова). В чем это проявляется? Например, Кабаниха слепо преклоняется перед традициями старых времен, и это не порыв души, а возможность не потерять власть над другими. То же можно сказать и о религиозном отношении, ведь для Катерины ходить в церковь — это естественно и приятно, в Кабаниха исполняет формальность, и житейские вопросы ее волнуют больше, чем мысли о духовном.

К чему стремится Катерина

Важный момент, который надо учесть, говоря об образе Катерины в драме «Гроза»,- то, что она полна религиозного страха. Девушка думает, что кара за грех от Господа и гроза, которую она отождествляет с этими понятиями, страшны и суровы. Все это вместе с чувством вины побуждает ее при всех рассказать о совершенном грехе. Катерина принимает решение бежать из семьи, которую она не принимает душой и сердцем. Муж испытывает к ней жалость, но избивает, ведь так нужно делать.

Борис, возлюбленный Катерины, не может помочь ей. И хотя он сочувствует ей, видно, как он бессилен и проявляет слабость, безволие. Оставшись в одиночестве, Катерина решает броситься с обрыва. Некоторые приписывают такое действие слабоволию девушки, но Островский хотел показать силу ее личности, что опять же, дополняет образ Катерины.

В заключение можно сказать, что в Катерине воплотилась прекрасная русская душа — чистая и светлая. Ее душа противопоставлена самодурству, хамству, жестокости и невежеству — качествам, которые присущи многим людям не только во времена написания драмы, но и сегодня.

Надеемся, что рассмотрение образа Катерины в драме «Гроза» Островского оказалось для вас полезным. Другие статьи

Основным персонажем произведения является Катерина, трагическая судьба которой описана автором в пьесе.

Катерина представляется писателем в образе красивой девятнадцатилетней девушки, рано вышедшей замуж. В раннем детстве Катерина счастливо жила с родными в окружении материнской любви и заботы, будучи свободной в своих передвижениях и увлечении церковной жизнью. Натура девушки ранима, чувствительна и эмоциональна, способна на настоящие, искренние чувства.

Писатель характеризует Катерину как добрую, отзывчивую, искреннюю молодую женщину, не умеющую обманывать, лицемерить, обладающую очаровательной улыбкой.

Попав в дом мужа, Катерина сталкивается с неприятием ее в качестве супруги сына со стороны свекрови, жестокой и алчной купчихи Кабанихи, которая превращает жизнь молодых людей в невыносимое существование.

Азартное желание Кабанихи подчинения своей воли всех домочадцев, находящееся на грани сумасшествия, полностью направлено на появившуюся в доме невестку.

Забитый с детства Кабанихой сын, уставший от тирании матери, но не предпринимающий попыток изменения ситуации в доме и постоянно жалующийся на несчастливую жизнь, не в состоянии оградить Катерину от унижения и придирок Кабанихи.

Катерина стремиться создать счастливую и благополучную семью, она очень религиозна и боится совершить праведный грех. В душе Катерины вспыхивает страстное чувство любви к другому мужчине, племяннику купца Дикого Борису, который отвечает ей взаимностью. Но женщина опасается небесной кары за совершенную измену и, в силу своей восприимчивости, принимает внезапно налетевшую непогоды в виде грозы как божий знак.

Девушка отличается внутренней чистотой и искренней честностью не только по отношению к себе, но и к окружающим. Поэтому Катерина решает признаться в нагрянувших чувствах к Борису мужу. Открывшись в измене, девушка узнает, что Борис не готов принять ее в качестве супруги и вовсе не испытывает к ней любви.

Катерина начинает осознавать, что Борис является для нее символом свободы, мечты о счастливой жизни, а, лившись надежды, отчаявшаяся девушка решается на самоубийство, бросившись с крутого берега реки.

Раскрывая образ главной героини пьесы, писатель изображает внутреннюю силу девушки, решающейся на смертный грех ради желания новой жизни, на избавление от мира темного царства навстречу истинной и настоящей любви.

Вариант 2

Кабанова Катерина Петровна – героиня из пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Катерине в пьесе лет восемнадцать. Родилась и выросла в городе Калинове. Родители ее очень любили. В детстве Катерины было много интересных людей, так. как к ним часто заходили странницы и рассказывали разные истории. Она была очень верующей: каждую неделю ее мама наряжала в красивые платья и водила ее в церковь. Девочка очень любила бывать там.

Характер у Катерины Петровны боевой, справедливый, добрый. Однажды в детстве ее чем-то дома обидели. Разозлившись, она села в лодку и далеко уплыла от дома. Замуж ее выдали рано. Возможно, из-за ее характера.

Тихон, ее муж, человек несмелый, спокойный. Его мать все время на него давит и всячески пытается задеть Катерину. Из-за этого главная героиня вынуждена все время защищать себя, потому что муж этого не делает. Главная героиня не хотела мириться с устоями той семьи: унижения, подчинение, оскорбления. Она единственная, кто противостоял этому.

Замужем Катерина была несчастлива. В доме нормально общалась только с сестрой Тихона – Варенькой, которая жалела жену брата. Катерина стала чахнуть в этой семье. Но однажды к ним в город приехал один молодой человек – Борис. Девушка сразу обратила на него внимание, так. как по ее мнению он был ни на кого не похож. Они стали встречаться, когда муж уехал по делам и не взял с собой свою жену, хоть она и умоляла его. Но Катерина была очень верующей и боялась умереть с грехом на душе. Она не боялась смерти, боялась только предстать перед Богом со всеми грехами. Катерина Петровна призналась в своей измене.

После этого жизнь ее стала еще хуже: дома постоянные оскорбления, иногда побои, все от нее отвернулись. Она была готова бежать с Борисом, потому что любила его. Бориса отправляли в Сибирь. Он тоже любил Катерину, но с собой не взял, так как не хотел ссориться со своим дядей, от которого зависело его наследство.

В то время у женщин не было возможностей жить самостоятельно. Если бы Катерина и сбежала бы одна, то ее поймали и сильно побили бы в качестве наказания. У нее было только два выбора: либо вернуться в дом мужа, где житья бы у нее не было, либо броситься в реку Волгу. Она выбрала второе.

Когда вытащили ее мертвое тело, многие поняли (а некоторые и так знали), что она была единственным человеком в той местности, который был достоин уважения.

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Тема женской судьбы в суровом обществе одна из самых ярких тем, раскрытых в произведениях Островского. «Гроза» тоже относится к циклу этих произведений. Главная героиня пьесы – это собирательный образ.

Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.

Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени. Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.

Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.

Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки. Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.

Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом. В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.

Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.

Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.

Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.

Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

Вариант 4

Произведение «Гроза» Островского занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главной героини.

Катерина отличается от остальных людей «Темного царства» тем, что она включает в себя всю доброту. Однако, судьба ее не балует. С ее слов мы узнаем, что образования не получила, так как не было у нее для этого возможности. Проживала героиня в деревне в бедности. Но детство у нее было беззаботным. Мать ее работать не заставляла, и у Катерины поэтому было много времени для занятий по душе. Отчетливо видно, что девушка росла счастливой и романтичной, любящей все окружающее вокруг нее. Но самое главное, она жила в мечтах, обособленных от существующего мира. Особенно Катерина любила бывать в храме и любоваться на ангелов. Да ее тоже можно к ним причислить. Но порой в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла наперекор некоторым действиям.

Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.

И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.

  • Анализ произведения Мой сосед Радилов Тургенева

    Произведение относится к творческим сочинениям писателя, рассматривающим в качестве ключевой тематики человеческие взаимоотношения.

  • Сочинение по картине Исмаиловой Казахский вальс

    Многие картины и произведения могут рассказать и описать обычаи и традиций каждой нации. Одним из таких произведений считается картина «Казахский вальс». Автором произведения является Гульфайруз Исмаилова

  • Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

    В.А.Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство

  • Публикация «Грозы» пришлась на 1860 год. Непростые времена. В стране пахло революцией. Путешествуя по Волге в 1856 году, автор делал наброски будущего произведения, где старался изобразить наиболее точно купеческий мир второй половины 19в. В пьесе лежит неразрешимый конфликт. Именно он привел к смерти главной героини, не справившейся со своим эмоциональным состоянием. Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» портрет сильной, неординарной личности, вынужденной существовать в условиях небольшого патриархального города. Девушка не смогла простить себе измену, отдав себя на людской самосуд, даже не надеясь заслужить прощение. За что и поплатилась жизнью.

    Катерина Кабанова – жена Тихона Кабанова. Невестка Кабанихи.

    Образ и характеристика

    После замужества мир Катерины рухнул. Родители ее баловали, лелеяли, словно цветок. Девушка росла в любви и с чувством безграничной свободы.

    «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, то и делаю».

    Стоило ей очутиться в свекровином доме, все изменилось. Порядки, законы те же, но теперь из любимой дочери Катерина стала подчиненной невесткой, которую свекровь ненавидела всеми фибрами души и даже не пыталась скрывать своего отношения к ней.

    Совсем юной ее отдали в чужую семью.

    «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

    Так положено, для Катерины это было нормальным. По любви в те времена никто не строил семью. Стерпится-слюбится. Она готова подчиниться, но с уважением и любовью. В доме мужа о таких понятиях не ведали.

    «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»

    Катерина свободолюбива. Решительна.

    «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

    Она не из тех, кто подчиняется самодурам. Грязные интриги со стороны Кабановой ей не страшны. Для нее свобода главней всего. Не выполнять идиотские приказы, не прогибаться под чужое влияние, а делать то, что душа пожелает.

    Ее душа томилась в ожидании счастья и взаимной любви. Тихон, муж Катерины, любил ее, по-своему, как умел, но слишком сильно было влияние его матери на него, настраивающей против молодой жены. Проблемы он предпочитал глушить алкоголем, а от конфликтов в семье сбегал в дальние командировки.

    Катерина часто оставалась в одиночестве. Детей с Тихоном не нажили.

    «Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».

    Девушка все чаще грустила о своей никчемной жизни, молясь перед алтарем.

    Катерина религиозна. Походы в церковь словно праздник. Там она отдыхала душой. Ребенком ей слышалось пение ангелов. Она верила, что мольбы Бог услышит везде. Когда не было возможности сходить в храм, девушка молилась в саду.

    Новый виток жизни связан с приездом Бориса. Она понимает, что страсть к чужому мужчине ужасный грех, но справится с ней не в силах.

    «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?».

    Она пыталась сопротивляться, но сил и поддержки у нее не хватило:

    « точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что».

    Слишком сильно оказалось чувство.

    Грешная любовь подняла волну внутреннего страха за свой поступок. Чем сильнее росла любовь к Борису, тем больше она ощущала греховность. Как за последнюю соломинку хваталась, взвывая к мужу с просьбой забрать ее с собой, но Тихон недалекий человек и не смог понять душевных страданий жены.
    Плохие сны, необратимое предчувствие надвигающейся беды сводили с ума Катерину. Она чувствовала приближение расплаты. С каждым раскатом грозы, ей казалось, что Бог кидает в нее стрелы.

    Устав от внутренней борьбы, Катерина публично признается мужу в измене. Даже в этой ситуации бесхарактерный Тихон был готов простить ее. Борис, узнав о ее раскаянии, под давлением дяди покидает город, бросив любимую на произвол судьбы. Катерина не получила от него поддержки. Не выдержав душевных мук, девушка бросается в Волгу.

    Сравнительная характеристика Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой из драм «Гроза» и «Бесприданница»

    Русский драматург Александр Николаевич Островский в своих знаменитых драмах «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.) раскрыл тему положения женщины в семье и обществе, а также тему несчастной любви. У молодых главных героинь этих пьес трагическая судьба: из-за предательства любимых, из-за невозможности жить в согласии со своими чувствами они отказываются от жизни. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы раскрывает тот факт, что в России за 20 лет отношение к женщинам почти не изменилось. Их положение в обществе также бесправно, а душевные качества никого не интересуют.

    Содержание

    Черты различия главных героинь драм «Гроза» и «Бесприданница»

    Происхождение, воспитание и семейное положение

    Главная героиня драмы «Гроза» Катерина родилась, скорее всего, в семье, где царили патриархальные нравы. Отец её, вероятно, был купцом, в своих воспоминаниях о жизни в родной семье Катерина упоминает только мать, которая в своей дочке души не чаяла. Катерина занималась тем, к чему у неё лежала душа: увлекалась цветоводством, слушала рассказы богомолок и странниц о житиях святых и святых местах, часто ходила в церковь. Девушка выросла доброй и набожной. О её образовании автор не сообщает, вероятно, её научили только грамоте. Катерину выдали замуж очень рано. Муж её, Тихон Кабанов, был слабоволен, подчинялся безоговорочно своей матери. Такого человека трудно было полюбить, и Катерина просто испытывала к нему жалость.

    Лариса Огудалова родилась в очень небогатой семье. Скорее всего, родители её были обедневшими дворянами, поэтому она была бесприданницей. Лариса — девушка хорошо воспитанная и образованная, музицирует и прекрасно поёт. Отец её умер, две старшие сестры замужем, живёт она вдвоём с матерью.

    Образ жизни

    После замужества Катерина вела жизнь такую же, как другие купеческие жёны: сидела дома, ходила вместе с семьёй в церковь и изредка — гулять по общественному саду. Свекровь следовала за молодыми супругами неотступно, следила, правильно ли они, по её мнению, общаются друг с другом. Кабаниха (так прозвали её жители города Калинова) поучала невестку, как нужно соблюдать старые обычаи, относилась к ней деспотично.

    Лариса ведёт более свободный образ жизни, чем Катерина, но её угнетает то, что мать её, Харита Игнатьевна, держит свой дом открытым для местных холостяков и заставляет дочь улыбаться им, петь, музицировать, даже когда у неё нет настроения, когда ей грустно. Мать старалась найти для Ларисы зажиточного жениха, но это ей не удавалось, ведь дочь была бесприданницей. В конце концов, Лариса уже совсем устала лицемерно вести себя с гостями по приказанию матери, согласилась выйти замуж за небогатого чиновника Карандышева и уехать с ним в его маленькое поместье.

    Черты сходства Катерины и Ларисы

    Черты характера

    Главные героини пьес «Гроза» и «Бесприданница», несмотря на различие в происхождении и воспитании, обладают сходными чертами характера. Обе девушки — искренние натуры, но деспотичная свекровь Катерины и не менее деспотичная мать Ларисы заставляют их сдерживать проявления эмоций. Например, Кабаниха осуждает невестку за то, что она при расставании кинулась мужу на шею и заставляет кланяться ему в ноги по старинному обычаю. А Харита Игнатьевна заставляет дочь развлекать пением и музицированием потенциальных женихов даже когда ей грустно.

    Катерина и Лариса терпеливы, подчиняются свекрови и матери, подавляя свой свободолюбивый нрав, хотя им хочется жить без этого давления на себя старших.

    У Ларисы и Катерины чувствительная натура, они мечтают о романтической любви. Им свойственна и решительность. После отъезда мужа в Москву Катерина, не сразу, но решилась пойти на свидание с Борисом. Лариса бросила жениха и поехала за Волгу с Паратовым.

    Имя Лариса в переводе с латыни означает «чайка». Душа героини, как эта птица, парящая над морем, хочет простора свободы. Интересно, что свободолюбивая Катерина, вспоминая родной дом, сравнивает себя с птицей: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле» (действие 1, явление 7). Варваре она говорит: «…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» (там же). И для Катерины, и для Ларисы свобода означает жизнь в согласии со своей натурой, со своим сердцем.

    Несчастная любовь

    Рано вышедшая замуж Катерина не испытывала к мужу любви, выдали её за Тихона по сговору, как и полагалось в патриархальных семьях. Она открыла для себя романтическое представление о любви, влюбившись в Бориса. У неё был горячий нрав, и она, не очень долго посомневавшись, стала изменять мужу с любимым, когда Тихон был в поездке.

    У Ларисы тоже горячее сердце, страстно желавшее романтической любви. Паратова она любит так, что не видит его отрицательных качеств, он кажется ей идеалом мужчины. Когда он предложил ей поехать на пикник за Волгу, она, забыв, что этот человек уже однажды предал её (уехав из города, не попрощавшись с ней, и не писал ей писем), сразу согласилась. Лариса, как и Катерина, поступила эгоистично. Она не думала о том, что принесёт горе своему жениху Карандышеву, так же, как Катерина не думала о муже, когда шла на свидание к Борису. В этом случае они проявляют эгоизм из-за своего страстного желания взаимной романтической любви. Но те, кого они полюбили, по-настоящему не любили этих героинь и предали их (Паратов — уже во второй раз). Любимый Катерины был очень слабовольный человек, похожий этим качеством на её мужа, а любимый Ларисы — был жестоким и очень эгоистичным.

    Несмотря на то, что между героинями есть сходство в том, что им довелось полюбить недостойных людей, у них есть различие в отношении к любимым. Безропотная, скромная Катерина Бориса ни в чём не обвиняет: ни в том, что он сделал её несчастной, воспользовавшись её необдуманным страстным порывом, ни в том, что он отказался взять её с собой в Сибирь. А гордая и самолюбивая Лариса после пикника говорит Паратову, чтобы он сказал, жена она теперь ему или нет. То, что Паратов обручён с другой, оказалось для девушки ужасным ударом: «Что ж вы молчали? Безбожно, безбожно!» (действие 4, явление 7). После этого в своём монологе Лариса говорит, что ей ничто стало не мило, что ей жить незачем, но броситься в Волгу у неё не хватило решимости. После выстрела Карандышева она попросила его положить пистолет на стол рядом с ней и, умирая, сказала: «Это я сама… сама» (действие 4, явление 11)

    У Катерины более цельный, решительный характер. Потеряв любимого, уехавшего в Сибирь и не желая постоянно слышать упрёки свекрови, она бросилась в Волгу и погибла.

    Причины трагедии героинь

    Главная причина трагической гибели Катерины и Ларисы состоит в том, что они страстно хотели быть счастливыми, любить и быть любимыми, но обманулись в своих избранниках, предавших их. Мечтательные, бесхитростные, доверчивые девушки полюбили недостойных их мужчин и не смогли перенести постигшего их разочарования в жизни.

    Кроме того, трагедия героинь произошла из-за отсутствия в них нравственного стержня, из-за пагубной атмосферы в доме, а в пьесе «Бесприданница» ещё и из-за власти денег в жизни общества.

    Сравнительная характеристика Ларисы и Катерины (таблица)

    Сравнительные параметрыЛарисаКатерина
    Место и время действия драмыГород Бряхимов, расположенный на берегу Волги; 1870-е годы.Город Калинов, стоящий на волжском берегу; 1850-е годы.
    Общественное положение, образованиеИз обедневших дворян (в 1-ом действии Кнуров говорит: «Огудаловы всё-таки фамилия порядочная»). Хорошо образованна, умеет держать себя в обществе.Жена молодого купца Тихона Кабанова. Не очень образованна.
    Образ жизниЖизнь в доме Огудаловых похожа на жизнь в цыганском таборе. В нём постоянно гости, в основном, холостяки, с которыми мать заставляет Ларису любезничать, развлекать пением и музицированием.Жизнь проходит в доме властной свекрови Кабанихи, которой Катерине приходится во всём подчиняться.
    Различные черты характераГордость, самолюбие.Безропотность, скромность.
    Сходные черты характераЧувствительность, ранимость, терпеливость, доверчивость, свободолюбие, искренность.
    Спутники жизниЖених Ларисы Карандышев и муж Катерины Тихон недостойны любви своих избранниц, так как являются жалкими, ничтожными личностями.
    Трагедия несчастной любвиБлестящий барин Паратов, которого Лариса считала идеалом мужчины, после двух месяцев ухаживаний за ней исчез из города. Когда через год он приехал, Лариса снова поверила, что он её любит, и рассталась из-за него с женихом. Узнав, что у Паратова есть невеста, Лариса хочет покончить жизнь самоубийством, но не решается. Смертельно ранившего её Карандышева она благодарит. Умирая, говорит всем, что выстрелила в себя сама.Мужа Катерина жалеет, но не любит. За него её выдали очень рано, со временем она ощутила стремление к романтической любви и полюбила Бориса, такого же безвольного, как Тихон, только, в отличие от него, хорошо образованного.

    После публичного признания в супружеской измене Катерина не смогла переносить разлуку с любимым и постоянных укоров Кабанихи и бросилась в Волгу.

    ВыводТрагедия Ларисы и Катерины состоит в том, что они полюбили и доверились мужчинам, недостойным их любви.

    Вывод

    Героини драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» живут в разное время, но в них обеих сильно стремление к свободному выбору, к верности своему внутреннему миру. Автор показал, что судьба женщины во многом зависит от социального статуса женщины и от её окружения. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы выявляет, что причина их трагедии состоит в том, что эти гордые, страстные героини с чувствительными душами не могли более мириться с жизнью среди грубых, бездушных людей. Они стремились к счастью, к свободному выбору своего жизненного пути и избранника, но окружающие их люди оказались недостойными их любви.

    Сравнительная характеристика Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

    Вам также будет интересно почитать:

    Катерина слабая или сильная. Персонаж Катерины в спектакле «Гроза. Мог ли у Катерины быть любимый человек? Кто-нибудь понимает это

    Вопросы урока: 1. Каковы особенности внутреннего мира
    Екатерины?
    2. Каковы истоки ее характера?
    3. Какое значение вложил драматург в
    название драмы?

    Мастерская

    Прослушаем и разберем монологи
    Катерина.
    Запишите черты в тетрадь во время урока.
    Катерина

    Анализ монолога «Почему люди не летают?…»

    Какое изображение символизирует
    птицы?
    О чем мечтает Катерина?
    О каких особенностях рассказывает героиня
    этого монолога?
    Понимает ли Барбара
    Катерину? Почему?

    Анализ 2 монолога

    О чем говорит фраза Катерины:
    «Какая я резвая была! Я с тобой
    сник совсем»?
    Найдите здесь фольклор
    сравнение
    Какая Катерина видит красоту
    твоей девичьей жизни?
    Вы согласны, что Варвара
    говорит: «Да и у нас так же»?
    Вам не кажется, что Катерина
    выросла бомжом?

    Анализ 3-х монологов

    Какие особенности
    Кэтрин говорит в этом монологе
    ?
    Почему ей сейчас
    не снятся такие
    удивительные чистые
    сны?

    Беседа

    Смиряется ли Катерина перед
    вашей свекровью? Читать
    примеров
    Как вы относитесь к такому ее
    поведению?
    Что бы вы сделали на ее месте
    Барбара?
    Катерина так
    может записаться? Почему?

    Черты характера Катерины

    Истинно
    Верующая
    Духовно
    Богатая
    Поэтическая
    Чистая
    Мечтательная и
    восторженная
    Ненавидит
    ложь, истину
    Свободолюбивая

    9000 Что сделало Катерину такой?

    Национальность
    Среда в
    которой она
    выросла
    Устная
    народная
    поэзия
    церковная жизнь
    литература и
    религиозность

    Мог ли Катерина иметь любимого человека? Кто-нибудь это понимает?

    Варвара
    Борис
    Тихон и Катерина

    Мотив искушения и греха

    Мотив искушения и
    ГРЕХ

    Беседа

    О чем мечтает
    Катерина?
    Что грешного в
    этом сне?

    Сумасшедшая

    Какая роль в спектакле
    играет с сумасшедшей леди
    ?
    Почему ее не боится Варвара
    , а боится Катерина
    ?

    До греха и после греха

    Действие 2 явление 10. Каково
    психологическое состояние героини?
    Действие 4 явление 3. Какие чувства
    испытывает Катерина после
    поступка?
    Действие 5 Феномен 2. Откуда она
    знает о его поступке? Как она
    относится к Борису
    Действие 5 Явление 3. Виновен ли
    Борис в самоубийстве Катерины?

    Конфликт Кэтрин

    смерть
    Вскармливающая природа
    Бездуховная
    «Темное
    царство»
    Сон =
    грех
    «Душный»
    Борьба с
    собой

    90 Религия 30 образование 003 «Эх, Варя, ты не знаешь
    мой персонаж…уже
    если я тут
    разозлюсь, так не
    держи меня нет
    насильно. В окно
    Я брошусь в Волгу
    Я брошусь. я не хочу здесь
    Я не буду жить,
    хоть ты меня порежь!
    Свобода,
    решительность,
    неспособность
    смирение

    Покаяние

    Домашнее задание. Заполни таблицу

    Цитаты
    1. «Что-то недоброе со мной
    творится, чудо какое-то»
    2. «Вроде живу снова».
    Я начинаю, или… не знаю»
    3. «Я как будто над пропастью, и
    меня туда кто-то толкает, и
    мне не за что держаться»
    4. «Это как лукавый в моих ушах
    шепчет »
    В каком месте сказано, в
    связь с чем, какие выводы можно
    сделать?

    Одним из главных конфликтов пьесы Островского «Гроза» является характер главной героини — Катерины. А огромное количество критиков имеют свое мнение по этому поводу, но наиболее яркими из них можно считать позиции Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева, кроме того, они высказали свою точку зрения на заключительный, роковой поступок Катерины — самоубийство.

    Катерина сама по себе религиозный человек. Она часто рассказывает о своем детстве, которое называет райским, о походах в храм, о службе.

    И при этом совершает самоубийство, которое в христианстве считается величайшим грехом.

    Но является ли этот поступок слабостью характера главного героя или, наоборот, силой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять характер девушки.

    В начале пьесы Катерина предстает перед нами как покорная жертва, как человек со сломленной волей. Она терпит издевательства и упреки со стороны Кабановой (матери своего жениха). Сама Катерина понимает свое положение и отмечает в разговоре с Варварой, что «она здесь совсем померкла». Но, в то же время, Катерина — человек с сильным характером. Она до сих пор пытается сопротивляться Кабанихе, в отличие от своего мужа Тихона. Катерина тоже обращается к ней как к равной (на «ты»), но сам муж не может себе позволить даже слова сказать против матери и ее воли.

    И получается, что Катерина одинока в своем отношении к этому обществу. Только она пытается противостоять Кабанову. Но в одиночку «раскачать» чужое общество невозможно. Эту позицию отстаивал в своей статье Н. Добролюбов. Он считал, что Катерина покончила жизнь самоубийством не из-за слабости характера, а, скорее, от безысходности. Скорее всего, любой человек не смог бы жить в таком обществе и рано или поздно покончил бы с собой.

    Д. Писарев придерживается другой точки зрения: он считает, что самоубийство всегда является признаком слабости характера. Он писал, что «вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно бросается из крайности в крайность; сегодня она жалеет о том, что сделала вчера, а между тем сама не знает, что будет делать завтра; была у нее на кончиках пальцев, она разрубает тугие узлы глупейшими средствами, самоубийством». Хотя самоубийство не глупый поступок, а последнее средство отчаявшегося человека.

    Поскольку статья Писарева была скорее не мнением самого критика, а возражением на рецензию Добролюбова, то здесь нельзя придерживаться определенной точки зрения. Оба мнения крайние. Но многие согласятся, что поступок Катерины — это своего рода протест против устоев семьи Кабановых и других персонажей пьесы. Но протест — это уже признак определенной силы характера. Но эта сила проявляется не полностью, иначе концовка была бы другой.

    А. Н. Островский в каждой своей пьесе создал и показал многогранных персонажей, за жизнью которых интересно наблюдать. В одном из произведений драматурга рассказывается о девушке, покончившей с собой, не выдержав давления обстоятельств. Развитие характера Катерины в пьесе Островского «Гроза», а также ее эмоциональные переживания являются основными движущими силами сюжета.

    В списке персонажей Островский обозначает Катерину как жену Тихона Кабанова. С развитием сюжета читатель постепенно раскрывает образ Кати, понимая, что этот персонаж не ограничивается функцией жены. Характер Катерины в драме «Гроза» можно назвать сильным. Несмотря на нездоровую обстановку в семье, Кате удалось сохранить чистоту и твердость. Она отказывается принимать правила игры, живя сама по себе. Например, Тихон во всем слушается маму. В одном из первых диалогов Кабанов убеждает мать, что у него нет собственного мнения. Но вскоре тема разговора меняется — и вот уже Кабаниха как бы невзначай обвиняет Катерину в том, что Тихон любит ее больше. До этого момента Катерина в разговоре не участвовала, а сейчас обиделась на слова свекрови. Девушка поворачивается к Кабанихе на вас, что можно расценивать как скрытое неуважение, а также некое равноправие. Катерина ставит себя с ней вровень, отрицая семейную иерархию. Катя вежливо выражает свое недовольство клеветой, подчеркивая, что на публике она такая же, как дома, и ей незачем притворяться. Эта строчка на самом деле говорит о Кате как о сильном человеке. По ходу рассказа мы узнаем, что произвол Кабанихи распространяется только на семью, а в обществе старуха говорит о сохранении семейного порядка и правильном воспитании, прикрывает свою жестокость словами о благодетеле. Автор показывает, что Катерина, во-первых, осознает поведение своей свекрови; во-вторых, я с этим не согласен; и, в-третьих, Кабанихе открыто заявляет, против чего не может возразить даже его собственный сын, о своих взглядах. Однако Кабаниха не оставляет попыток унизить невестку, заставив ее встать на колени перед мужем.

    Иногда девушка вспоминает, как жила раньше. Детство Катерины было довольно беззаботным. Девочка ходила с мамой в церковь, пела песни, гуляла, по словам Кати, у нее не было всего, что могло бы быть. Катя сравнивает себя со свободной птицей до замужества: она была предоставлена ​​самой себе, она распоряжалась своей жизнью. И сейчас Катя часто сравнивает себя с птицей. «Почему люди не летают, как птицы? — говорит она Барбаре. «Знаешь, иногда мне кажется, что я птица».

    Но такая птица не может улететь. Попав в клетку с толстыми прутьями, Катерина постепенно задыхается в неволе. Такой свободолюбивый человек, как Катя, не может существовать в жестких рамках царства лжи и лицемерия. Все в Кате дышит чувствами и любовью к самому неповторимому — к самой жизни. Попав в семью Кабановых, девушка лишается этого внутреннего чувства. Ее жизнь похожа на жизнь до замужества: те же песни, те же походы в церковь. Но сейчас, в таком лицемерном окружении, Катя чувствует себя фальшиво.

    Удивительно, что с такой внутренней силой Катя не противопоставляет себя другим. Она «мученица, пленница, лишенная возможности расти, развиваться», но таковой себя не считает. Она старается пройти через «жернова вражды и злобной зависти» достойно, не теряя и не опошляя своей сути.

    Катю смело можно назвать смелой. Действительно, девушка пыталась бороться с вспыхнувшими в ней чувствами к Борису, но все же решила с ним встретиться. Катя берет на себя ответственность за свою судьбу и решения. В каком-то смысле во время тайных встреч с Борисом Катя обретает свободу. Она не боится «ни греха, ни суда человеческого». Наконец-то девушка может делать то, что подсказывает ей сердце.

    Но с возвращением Тихона их встречи прекращаются. Желание Кати рассказать о своих отношениях с племянником Дикого не нравится Борису. Он надеется, что девушка промолчит, затянув ее в сети «темного царства», из которого так отчаянно пыталась вырваться Катя. Один из критиков драмы Мельников-Печерский замечательно метко охарактеризовал Катерину: «молодая женщина, попадая под гнет этой старухи, испытывает тысячи нравственных мук и в то же время сознает, что Бог вложил в нее горячее сердце». ей, что в ее юной груди бушуют страсти, совсем не совместимые с затворничеством замужних женщин, господствующим в той среде, где оказалась Катерина.

    Ни признание в измене, ни разговор с Борисом не оправдали надежд Катерины. Для нее разница и несоответствие между реальным миром и представлениями о будущем оказались роковыми. Решение броситься в Волгу не было спонтанным — Катя давно чувствовала приближающуюся смерть. Она боялась надвигающейся грозы, видя в ней расплату за грехи и дурные помыслы. Откровенная исповедь Катерины становится похожей на отчаянное причастие, желание быть честной до конца. Примечательно, что между событиями признание в измене – разговор с Борисом – самоубийство проходит некоторое время. И все эти дни девушка терпит оскорбления и проклятия свекрови, которая хочет заживо зарыть ее в землю.

    Нельзя осуждать героиню, говорить о слабости характера Катерины в «Гроза». Тем не менее, даже совершив такой грех, Катя остается такой же чистой и невинной, как и в первых действиях пьесы.

    Рассуждение о силе или слабости характера Катерины может быть полезно учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Характер Катерины в спектакле «Гроза».

    Тест изделия

    Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» написана в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В этом произведении показаны все конфликты, существовавшие в шестидесятые годы девятнадцатого века: борьба между изжившим себя произволом купцов и новыми людьми, начинающими чувствовать свое человеческое достоинство.

    Главная героиня спектакля — Катерина. В своей знаменитой статье критик Н. А. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве». По его мнению, «решительный, целостный русский характер… проявляется в женском типе Островского», поскольку «самый сильный протест тот, который наконец поднимается из груди самого слабого и самого терпеливого». Итак, давайте разберемся в характере Катерины более подробно.

    В Екатерине христианская культура гармонично переплелась с языческими верованиями. Эта героиня очень далека от аскетизма домостроительных правил. «До самой смерти я любил ходить в церковь! Точно, я раньше в рай ходила и никого не вижу, время не помню, и не слышу, когда служба кончается, — говорит Катерина. А что она видит во время молитвы? Она видит поющих ангелов в световом столбе, спускающемся с купола, она чувствует одухотворенность земных небесных сил. В ее речи много повторяющихся слов, связанных с христианством: храм, молись, грехи, ангелы. Рано утром, среди пробуждающейся природы, она молится утреннему солнцу, так как славяне считали Восток страной всемогущих сил: «Или пойду рано утром в сад, как только восходит солнце, я падаю на колени, молюсь и плачу, и не знаю, о чем молюсь и о чем плачу».

    Катерина мечтательный, романтичный и впечатлительный человек. По словам Добролюбова, «характер этот преимущественно творческий, любвеобильный, идеальный». Она откровенно рассказывает Варваре, единственному близкому человеку в доме Кабановых, о своем счастливом и свободном детстве. Ее родителям было легко, но она не получила образования. Информацию о мире она черпала из уст странников и молящихся мотыльков. Ее воображение превращает эти суеверные истории в яркие, добрые фантазии.

    Островский наделяет свою героиню поэзией. Недаром в произведении несколько раз повторяется слово «птица», с которым сравнивает себя героиня. На мой взгляд, Катерина — это, по сути, птица в клетке, из которой нет выхода. Эта камера — дом Кабанихи. «Знаете, иногда мне кажется, что я птица. Когда вы стоите на горе, вас тянет летать. Так бы я и разбежалась, подняла руки и полетела», — говорит сама Катерина.

    Ее свободолюбивая, страстная натура проявляется еще в детстве. «Вот такой я родилась, горячая! Мне было еще шесть лет, не больше, так что я сделал! Обидели меня чем-то дома, но дело было к вечеру, было уже темно; Я выбежала к Волге, села в лодку и оттолкнула ее от берега», — рассказывает о себе Катерина.

    И вот такой романтичный, поэтический, свободолюбивый человек оказывается в семье Кабановых, в доме, «где все живое вянет и засыхает», в мире, в котором царят тирания и лицемерие. Происходит столкновение свободолюбия, мечтательности Катерины с холодностью и бездушием Кабанихи. «Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет места ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам», — считает Добролюбов. Даже муж, который полностью находится под контролем матери, не понимает героиню. Но, в отличие от жены, Тихон иногда может вырваться из кабалы: может сбежать к Савелу Прокофьичу и уехать в Москву от матери. У Катерины нет надежды вырваться в воздух. Сила ее характера проявляется в том, что она готова терпеть все выходки Кабанихи только до определенного момента. — А если мне здесь очень надоест, меня не удержат никакими силами. Я брошусь в окно, брошусь в Волгу. Я не хочу здесь жить, не хочу, хоть ты меня и режь! — говорит она Варваре. Добролюбов отмечает по этому поводу: «Этот характер выдержит сам себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда у него недостанет силы, он погибнет, но не предаст себя.

    Катерина очень цельный, честный, прямой человек. Дом, в котором живет Катерина, основан на лжи и обмане. «Без этого нельзя; вспомни где ты живешь! Наш дом основан на этом. И я не была лгуньей, а училась, когда нужно было», — говорит Варвара. Катерине это противно: «Я не умею обманывать, ничего не могу скрыть». Поэтому она боится встречи с Борисом, не желая изменять своему законному мужу, пусть и нелюбимому. Но страсть к Борису сильнее ее. В этой страсти заключены и потребность в любви, и тоска ее жизни в доме Кабанихи, и стремление к воле, простору, свободе. Но Борис не смог оценить ее чувства. Он такой же «безвольный страдалец», как и Тихон, только «образованный». Он тоже должен слушаться дядю Дикого, как Тихон своей матери. Катерина должна вернуться домой, но вернуться к прежней жизни она уже не может. «Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей, то это совершенно законно и свято, если то, что она нашла и что ей так дорого, она ничего не хочет в жизни, не хочет жизни», — пишет Добролюбов.

    Как упоминалось выше, Катерина религиозна. Она не могла скрыть своего греха. Надвигающаяся гроза, словно кара за грехи, полусумасшедшая дама, пугающая девушку «адским пламенем», полуразрушенные постройки — все это тяготит Катерину. И она публично кается перед мужем в своих грехах. Если бы спектакль закончился так, то Кабаниха могла бы праздновать победу: «Куда приведет воля!»

    Но конец пьесы другой. Катерина в отчаянии бросается с высокого берега Волги. Она знает, что путь к свободной жизни для нее закрыт, и вернуться домой невозможно. «Что дома, что в могиле», — говорит героиня. «И дело кончено: она больше не будет жертвой бездушной свекрови, не будет больше томиться взаперти с бесхребетным и отвратительным мужем. Она освобождена! — констатирует Добролюбов. Она не видит другого выхода. Мне кажется, этот поступок следует воспринимать не как слабость Катерины, а как ее моральную победу над «темными силами», которым она не хотела подчиняться. Это ее протест против произвола дома Кабановских, против убогого и бесправного положения замужней женщины, против тех принципов нравственности, которые убили в ней свободную, поэтическую сущность. Так что могу с уверенностью сказать, что Катерина очень сильный человек, у которого хватило смелости бросить вызов всему «темному царству».

    Драма «Гроза», по словам Добролюбова, «является самым решительным произведением Островского», в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, «темное царство».

    В драме главный герой «сильного русского характера» сталкивается с жестокими и бесчеловечными обычаями старого быта. Катерина — главная героиня драмы. Эта натура поэтична, мечтательна, нежна.

    Детство Катерины в родительском доме прошло очень быстро, и она вспоминает его как лучшее время в своей жизни. Жизнь матери была для нее легкой и радостной. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна по саду, ходить в церковь, слушать церковное пение и музыку, вышивать золотом на бархате. Тогда девушкам не давали никакого образования, а книги заменили рассказами странников. Еще в детстве Катерина была впечатлительна. Под влиянием рассказов о богомоле и странниках сформировался ее свободолюбивый и романтический характер.

    Главной чертой характера Катерины является «образ птицы». В народной поэзии птица является символом воли. «Я жила, ни о чем не тужила, как птица на воле, — вспоминает Катерина, как жила до замужества. «…Почему люди не летают, как птицы? — говорит она Варваре. «Знаешь, иногда мне кажется, что я птица».

    Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается брать ее с собой, Кабаниха преследует ее со своими указаниями. Но Катерина пока терпит. «А если я очень устану здесь находиться, — говорит она, — никакая сила не сможет меня удержать. Выброшусь в окно, брошусь в омут…» Кабаниха и есть эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству тиранов приходит конец, ненавидит все новое, всех заостряет, стараясь добиться собственного порядка. В доме Кабанихи царит ложь и притворство.

    Катерина — натура независимая, решительная. Как тяжело ей, когда она слушается приказов Тихона, которые он отдает ей под диктовку матери. Именно здесь она начинает понимать весь ужас своего положения.

    Катерина решительный, смелый человек. Единственная любовь и радость Катерины — Борис. Она не принимает реальность вокруг себя. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она действительно любит. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Она ждет от жизни настоящей, счастливой любви.

    Катерина одинока. Она не находит защиты ни у мужа, ни у любимого Бориса Гри Горьевича. Ни муж, ни Борис не могут бороться за свое счастье, отстаивать свои права, любовь.

    Как искренне и глубоко она любит Бориса! Катерина не боится смерти, но Борис слишком слаб, чтобы помочь Катерине.

    Путь к свободе отрезан, и она не может жить среди Кабановых. И Катерина решает покончить жизнь самоубийством.

    Самоубийство героини — протест против тирании, темных сил, царства домостроения. Так впервые в «темном царстве» блеснул «луч света».

    Пьесы А. Н. Островского — пьесы истинной правды, истинной жизни.

    зн. Особое значение имела драма «Гроза».

    Катерина — сильная личность. Ей удалось пробудить в муже чувство любви, жалости, правдивости. Кабанов говорит матери: «Ты ее погубила! Ты! Ты!»

    Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.

    В драме А. Н. Островского «Гроза» ярко раскрывается картина ложных отношений и их последствий. В «Громе» показана жизнь и живая русская природа.

    Главная героиня драмы «Гроза» по сценарию А. Н. Островского — Катерина. Образ Катерины — самый сложный из всех персонажей драмы. Катерина живет в доме матери мужа. Она очень плохо живет. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, Катерина не любила его, она еще не понимала этого чувства. За Тихон-ке вышла замуж по собственному желанию. Показали ей Тихона, сказав, что каждая девушка должна выйти замуж, и она ушла. В рассказе Катерины о ее детстве и жизни мы видим, что в доме матери она была любимой дочерью: Катерина с матерью ходили в церковь, слушали богомольцев, гуляли в саду, молились. Варвара, слушая рассказ Катерины, говорит, что у них одно и то же. Катерина видит разницу: «Да тут все как будто из кабалы!»

    По характеру Катерина не похожа на других. Она не умеет выставляться и хвастаться, но готова во всем подчиняться.

    Катерина любит Бориса. Такая любовь, такое чувство не уживаются в доме Кабановых, в доме с притворством и обманом. Ситуация, в которой живет Катерина после ухода Тихона, заставляет ее обманывать и вести совсем иной образ жизни, чем с мужем. Варвара говорит, что «без этого нельзя… на этом весь дом держится». Из этого замечания можно понять, что Варвара давно обманывала свою мать, она говорит: «А я не была обманщицей, но научилась, когда надо было».

    Катерина смиряется со своим положением: едет ночью к Борису, обманывает свекровь, скрывая от нее свои чувства. Внезапно появляется Тихон. Он ничего не подозревает, но тем не менее Катерина все чаще вспоминает о своем «грехе». И в конце концов во всем признается. Варвара и Тихон пытаются помешать рассказу Катерины, но Кабаниха тянет их назад, и бедняжке приходится все рассказывать людям.

    После этого случая, через несколько дней, Варвара исчезла. Видимо, Варя тоже устала от маминой «опеки», поэтому решила уйти из дома.

    Катерина, оставшись совсем одна, совершает самоубийство.

    Катерина и Варвара — две совершенно разные натуры. Образ Катерины противопоставлен не только Варваре, но и всем персонажам. Это сильная, волевая натура.

    Проснувшись, любовь приходит к Катерине вместе с тоской по воле, мечтой о настоящем, человеческой жизни. Катерина любит иначе, чем Варвара: тайно, как бы делая Кудряшу одолжение своими визитами на свидание.

    Есть что-то холодное в прощании этих молодых людей: на прощание Варвара небрежно целует Кудряша, как старого знакомого, вернее, как незнакомца. Из этого можно сделать вывод, что настоящей любви между ними нет, и что Варвара, в отличие от Катерины, ходит к Кудряшу только погулять, чтобы юность прошла веселее.

    вара, в отличие от Катерины, ходит к Кудряшу только погулять, чтоб юность прошла веселее. Но Катерина на слова Бориса: «Никто не знает о нашей любви…» — отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!..» И во имя этой любви она готова на все , даже самоубийство.

    июнь | 2011 | Проект D

    Опубликовано 30 июня 2011 г. Деннисом Абрамсом

    Братья Карамазовы Книга третья, глава пятая Денниса Абрамса «Исповедь пылкого сердца. Пятки кверху». «Теперь, — сказал Алеша, — я понимаю первую половину этого дела». Как Дмитрий стал женихом Катерины Ивановны: После того, как она приняла… Читать далее →

    Опубликовано в Обсуждение | Оставить комментарий

    Опубликовано 29 июня 2011 Деннисом Абрамсом

    Братья Карамазовы Книга третья, главы третья и четвертая Денниса Абрамса «Исповедь пылкого сердца. В стихах». «Алеша, услышав приказ отца, кричавший ему из кареты, когда тот выезжал из монастыря, остался… Читать далее →

    Posted in Discussion | Оставить комментарий

    Опубликовано 28 июня 2011 Деннис Абрамс

    Братья Карамазовы Книга третья, главы первая и вторая Денниса Абрамса «В холле» «Дом Федора Павловича Карамазова стоял далеко не в самом центре города, но и не совсем на окраине». В доме … Продолжить чтение →

    Posted in Discussion | 1 Комментарий

    Опубликовано 27.06.2011 Деннисом Абрамсом

    Братья Карамазовы Книга вторая, глава восьмая Денниса Абрамса «Скандал» «Миусов и Иван Федорович уже входили в комнаты настоятеля, когда в Петре быстро произошел какой-то деликатный процесс. Александрович, действительно порядочный и деликатный человек: он чувствовал… Читать далее →

    Опубликовано в Обсуждение | Оставить комментарий

    Опубликовано 27 июня 2011 года Деннисом Абрамсом

    Братья Карамазовы Книга вторая, главы 4-7 Денниса Абрамса «Маловерная дама» Приезжая помещица и ее больная дочь Лиза. Записка Катерины Ивановны для Алеши: «О, это все о Дмитрии Федоровиче и… обо всех этих последних событиях». … Продолжить чтение →

    Добавлено в Обсуждение | Оставить комментарий

    Опубликовано 23 июня 2011 г. Деннисом Абрамсом

    Братья Карамазовы Книга вторая, глава третья Денниса Абрамса «Женщины веры» двадцать из них. Им сообщили, что … Продолжить чтение →

    Posted in Discussion | 3 комментария

    Опубликовано 22 июня 2011 г. Деннисом Абрамсом

    Братья Карамазовы Книга вторая, главы 1-2 Деннис Абрамс «Они прибывают в монастырь» «День был прекрасный, теплый и ясный. Это был конец августа». Они прибывают в монастырь на двух экипажах: один «весёлый баруш», запряженный… Продолжить чтение →

    Опубликовано в Обсуждение | Оставить комментарий

    Опубликовано 21 июня 2011 года Деннисом Абрамсом

    Братья Карамазовы Книга первая, главы 4-5 Денниса Абрамса «Третий сын, Алеша» «Ему было тогда всего двадцать лет (его брат Иван был в ему двадцать четвертый год, а старшему их брату Дмитрию было двадцать восемь)». Рассказчик … Продолжить чтение →

    Добавлено в Обсуждение | 5 комментариев

    Опубликовано 20 июня 2011 Деннис Абрамс

    Братья Карамазовы Книга первая, главы 1-3 Денниса Абрамса «От автора»: «Герой» книги (по крайней мере, по словам «автора») — Алексей Федорович Карамазов, «…я предвижу неизбежные вопросы, например Чем примечательна ваша Алексея… Продолжить чтение →

    Добавлено в Обсуждение | 4 комментария

    Опубликовано 19 июня 2011 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *