Эпоха Возрождения: основные черты
Термин, хронология, ключевые понятия
В самом начале большого путешествия по страницам истории эпохи Возрождения важно остановиться на ключевых вопросах:
Что такое «Возрождение»?
Когда оно возникло? Сколько продлилось?
Какие ключевые понятия определяют этот период?
Содержание
1. Что такое Возрождение?
2. Проторенессанс — путеводная звезда Возрождения
3. Хронология эпохи Возрождения
4. Основа Возрождения — античность
5. Гуманизм — философия Возрождения
6. Человек эпохи Возрождения
7. Перспектива — ключ к искусству эпохи Возрождения
Что такое Возрождение?
Возрождение (Ренессанс) — это период в культурном развитии европейских стран, пришедший на смену Средним векам. Это небывалый расцвет изобразительного искусства, время географических и научных открытий, развития банковского дела, торговли и ремесел.
Значение эпохи Возрождения огромно: это не только художественный стиль, не только обращение к античности.
Возрождение — это гигантский шаг вперед для всей европейской цивилизации и связанные с этим качественные преобразования.
Изменилось не только искусство, но и сам человек. Освободившись от средневековых представлений, он по-новому смотрит на окружающий мир и на самого себя. Меняется его отношение к Богу, его устремления и сам образ мышления. А новое искусство, подобно зеркалу, отражает эти изменения.
Проторенессанс — путеводная звезда Возрождения
Возрождение возникло во Флоренции в начале XV века, но его первые признаки проявились уже во второй половине XIII века. Этот период, названный Проторенессансом, не предшествовал Возрождению напрямую, но без него невозможно представить появление новой культуры.
Джотто первым в своем искусстве обратил внимание на человека и его переживания, наделил изображения реалистичностью, сумел передать объемы фигур.
Грандиозный гений, опередивший свое время, умер в 1337 году. Следующий революционер итальянской живописи, Мазаччо, родится только в 1401 году.
Великих художников разделяют десятилетия, в течение которых мастера, лишь подражали новаторской манере Джотто или оставались верны византийским и готическим традициям.
Творцы Проторенессанса станут источником вдохновения для художников, скульпторов, архитекторов и гуманистов эпохи Возрождения.
Именно от них тянутся линии преемственности к создателям революционно нового видения в изобразительном искусстве. Филиппо Брунеллески будет изучать архитектуру Арнольфо ди Камбио, Донателло будет вдохновлен человечностью скульптур Николы Пизано, традиции Джотто положат начало живописи Мазаччо.
Проторенессанс стал яркой вспышкой, озарившей тьму Средневековья, путеводной звездой, предсказавшей скорое наступление Возрождения.
Хронология Возрождения
По хронологии итальянское Возрождение можно разделить на 4 этапа:
Без чего же невозможно представить себе итальянское Возрождение?
Основа Возрождения — античность
Интерес к античности стал определяющим для становления Возрождения.
Главной целью самых выдающихся и передовых умов стало изучение античной культуры, в особенности литературы. В начале XV века древние книги и списки с древних рукописей ценились на вес золота. Их искали по всей Европе: в старых библиотеках и монастырских кельях, их переводили, переписывали, изучали и хранили почти как церковные реликвии.
Именно античная литература легла в основу гуманизма, мировоззрения нового времени.
Микеланджело — Битва кентавров, 1492, дом Буонарроти, Флоренция
Гуманизм — философия Возрождения
Гуманизм — еще один ключевой термин для понимания эпохи Возрождения. Это интеллектуальное движение полностью изменило картину мира и породило великое искусство.
Гуманистам XV века была невыносима жизнь в средневековых тисках церковных догм, невежества, подавления и страха. Сущим кошмаром была для них мысль о ничтожности земной жизни и о несовершенстве человеческой природы.
В этой связи античные рукописи и статуи не были мертвыми предметами из далекого прошлого, для гуманистов они становились подлинными учителями, помогавшими воспитать себя и изменить мир.
«Это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности».
Поджо Браччолини
Важно, что стремление к возрождению культуры Древней Греции и Древнего Рима не несло в себе жажды слепого подражания. Гуманисты стремились к созданию нового видения, в основе которого в равной степени лежали бы и плоды древних цивилизаций, и основы христианской веры.
Рафаэль — Афинская школа, 1509−1510, станца делла Сеньятура, Ватикан
Гуманизм быстро развивается как идейное движение, из центра во Флоренции распространяясь по всей Италии. Гуманисты много путешествуют, преподают в университетах, служат наставниками в богатых семьях купцов и банкиров, состоят советниками при государях и кардиналах, становятся членами городских советов.
Они создают свои кружки, в подражание древним называя их академиями, проводят время за городом, в частных домах и библиотеках. Гуманистов отличает смелость и дерзость, общительность и вызов церковным догмам, пренебрежение к сословным предрассудкам, вера в человека и его безграничные возможности.
Самым известным и влиятельным кружком XV века стало собрание гуманистов под покровительством Лоренцо Великолепного во Флоренции. По сути Лоренцо получил место его председателя в наследство от своего деда, Козимо Старшего, стоявшего у истоков Возрождения и основавшего кружок.
Двери дома Лоренцо всегда были открыты для творческих людей. В семейном палаццо на виа Ларга и на виллах Медичи в пригородах Флоренции собирались члены «Платоновской академии», вольного общества людей, увлеченных античной культурой.
На природе в окружении античных статуй и в сопровождении музыки они вели философские беседы, изучали древние рукописи, читали стихи. В этих собраниях принимали участия самые выдающиеся люди своего времени: Лоренцо и его брат Джулиано, философы Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы, такие как: Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа дель Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли, а позднее и сам юный Буонарроти.
Вилла Медичи в Кареджи
На этих собраниях из споров о церковных догмах, из любви к античной литературе и учению Платона родилась новая концепция, получившая название «неоплатонизм».
Неоплатоники находили вдохновение в поэзии древности, воспевали красоту тела и души человека. Они искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую античность и христианство.
Казалось, что в мир, где господствовала церковь, ворвалась свобода светской жизни.
Сандро Боттичелли — Весна, ок. 1478, галерея Уффици, Флоренция
Главным идеологом «Платоновской академии» был философ и католический священник Марсилио Фичино.
Он утверждал, что человек стоит на вершине творения благодаря тому, что сам способен к творческому созиданию. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется в труде самого человека, который с точностью подражает Богу и соединяется в этом с ним.
И если гуманисты Возрождения воплощали идеи словом, то скульпторы и художники — резцом и кистью.
Вот слова Микеланджело Буонарроти, только расписавшего свод Сикстинской капеллы:
Человек эпохи Возрождения
И, конечно, гуманисты по-новому понимали место человека в мире, его отношения с Богом, с природой, с другими людьми и с самим собой.
Человек Возрождения — венец творения, властелин своей судьбы и окружающего мира. Перед ним открыты все дороги, он создан по образу и подобию Бога. Он способен познать мир, подчинить его своей воле и добиться всего, к чему он устремлен своим разумом и своим сердцем.
Именно эту концепцию творцы эпохи будут воплощать в своих произведениях. Человек Донателло, Микеланджело или Мазаччо неизменно доминирует в пространстве, ему, герою и творцу, подчинено все: пейзаж, предметы, архитектура.
Пьеро делла Франческа — Урбинский диптих, ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция
Перспектива — ключ к искусству эпохи Возрождения
Возрождение — время, полностью изменившее искусство.
Изучение наследия античности, развитие наук и ремесел, возникновение гуманистической философии — вот те факторы, которые стали причиной радикальных перемен в изобразительном искусстве.
Важнейшим шагом, спусковым механизмом для развития живописи, скульптуры и архитектуры стало открытие линейной перспективы. Ее практическая разработка принадлежит Филиппо Брунеллески, а теоретическим обоснованием позже занимались Леон Баттиста Альберти и Пьеро делла Франческа.
Это позволило художникам создавать трехмерное пространство на плоской поверхности. Окружающий мир не выступает более как простое перечисление, ведь с помощью перспективы мы видим вещи не сами по себе, а пропорционально соотнесенные друг с другом.
Одновременно изучение светотени, исследование пропорций человеческого тела, развитие анатомии и медицины позволили художникам и скульпторам добиться невиданной прежде реалистичности в изображении человека.
Пьеро делла Франческа — Бичевание Христа, 1450−1460, Национальная галерея Марке, Урбино
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Европа накануне Возрождения
С чего начинается эпоха Возрождения?
Новая архитектура: Филиппо Брунеллески
Донателло и новая скульптура
Мазаччо: революция в живописи
Пьеро и Альберти: рыцари Возрождения
Это интересно:
Узнайте, что еще полезного есть на этом сайте
Путеводители
все для вашего путешествия
Перейти
Искусство Италии
изучайте онлайн
Перейти
Лекции в Москве
афиша и билеты
Перейти
Сувенирный магазин
авторские украшения и не только
Перейти
Эпоха Возрождения: основные черты
Термин, хронология, ключевые понятия
В самом начале большого путешествия по страницам истории эпохи Возрождения важно остановиться на ключевых вопросах:
Что такое «Возрождение»?
Когда оно возникло? Сколько продлилось?
Какие ключевые понятия определяют этот период?
Содержание
1. Что такое Возрождение?
2. Проторенессанс — путеводная звезда Возрождения
3. Хронология эпохи Возрождения
4. Основа Возрождения — античность
5. Гуманизм — философия Возрождения
6. Человек эпохи Возрождения
7. Перспектива — ключ к искусству эпохи Возрождения
Что такое Возрождение?
Возрождение (Ренессанс) — это период в культурном развитии европейских стран, пришедший на смену Средним векам. Это небывалый расцвет изобразительного искусства, время географических и научных открытий, развития банковского дела, торговли и ремесел.
Значение эпохи Возрождения огромно: это не только художественный стиль, не только обращение к античности.
Возрождение — это гигантский шаг вперед для всей европейской цивилизации и связанные с этим качественные преобразования.
Изменилось не только искусство, но и сам человек. Освободившись от средневековых представлений, он по-новому смотрит на окружающий мир и на самого себя. Меняется его отношение к Богу, его устремления и сам образ мышления. А новое искусство, подобно зеркалу, отражает эти изменения.
Проторенессанс — путеводная звезда Возрождения
Возрождение возникло во Флоренции в начале XV века, но его первые признаки проявились уже во второй половине XIII века. Этот период, названный Проторенессансом, не предшествовал Возрождению напрямую, но без него невозможно представить появление новой культуры.
Джотто первым в своем искусстве обратил внимание на человека и его переживания, наделил изображения реалистичностью, сумел передать объемы фигур.
Грандиозный гений, опередивший свое время, умер в 1337 году. Следующий революционер итальянской живописи, Мазаччо, родится только в 1401 году.
Великих художников разделяют десятилетия, в течение которых мастера, лишь подражали новаторской манере Джотто или оставались верны византийским и готическим традициям.
Творцы Проторенессанса станут источником вдохновения для художников, скульпторов, архитекторов и гуманистов эпохи Возрождения.
Именно от них тянутся линии преемственности к создателям революционно нового видения в изобразительном искусстве. Филиппо Брунеллески будет изучать архитектуру Арнольфо ди Камбио, Донателло будет вдохновлен человечностью скульптур Николы Пизано, традиции Джотто положат начало живописи Мазаччо.
Проторенессанс стал яркой вспышкой, озарившей тьму Средневековья, путеводной звездой, предсказавшей скорое наступление Возрождения.
Хронология Возрождения
По хронологии итальянское Возрождение можно разделить на 4 этапа:
Без чего же невозможно представить себе итальянское Возрождение?
Основа Возрождения — античность
Интерес к античности стал определяющим для становления Возрождения.
Главной целью самых выдающихся и передовых умов стало изучение античной культуры, в особенности литературы. В начале XV века древние книги и списки с древних рукописей ценились на вес золота. Их искали по всей Европе: в старых библиотеках и монастырских кельях, их переводили, переписывали, изучали и хранили почти как церковные реликвии.
Именно античная литература легла в основу гуманизма, мировоззрения нового времени.
Микеланджело — Битва кентавров, 1492, дом Буонарроти, Флоренция
Гуманизм — философия Возрождения
Гуманизм — еще один ключевой термин для понимания эпохи Возрождения. Это интеллектуальное движение полностью изменило картину мира и породило великое искусство.
Гуманистам XV века была невыносима жизнь в средневековых тисках церковных догм, невежества, подавления и страха. Сущим кошмаром была для них мысль о ничтожности земной жизни и о несовершенстве человеческой природы.
В этой связи античные рукописи и статуи не были мертвыми предметами из далекого прошлого, для гуманистов они становились подлинными учителями, помогавшими воспитать себя и изменить мир.
«Это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности».
Поджо Браччолини
Важно, что стремление к возрождению культуры Древней Греции и Древнего Рима не несло в себе жажды слепого подражания. Гуманисты стремились к созданию нового видения, в основе которого в равной степени лежали бы и плоды древних цивилизаций, и основы христианской веры.
Рафаэль — Афинская школа, 1509−1510, станца делла Сеньятура, Ватикан
Гуманизм быстро развивается как идейное движение, из центра во Флоренции распространяясь по всей Италии. Гуманисты много путешествуют, преподают в университетах, служат наставниками в богатых семьях купцов и банкиров, состоят советниками при государях и кардиналах, становятся членами городских советов.
Они создают свои кружки, в подражание древним называя их академиями, проводят время за городом, в частных домах и библиотеках. Гуманистов отличает смелость и дерзость, общительность и вызов церковным догмам, пренебрежение к сословным предрассудкам, вера в человека и его безграничные возможности.
Самым известным и влиятельным кружком XV века стало собрание гуманистов под покровительством Лоренцо Великолепного во Флоренции. По сути Лоренцо получил место его председателя в наследство от своего деда, Козимо Старшего, стоявшего у истоков Возрождения и основавшего кружок.
Двери дома Лоренцо всегда были открыты для творческих людей. В семейном палаццо на виа Ларга и на виллах Медичи в пригородах Флоренции собирались члены «Платоновской академии», вольного общества людей, увлеченных античной культурой.
На природе в окружении античных статуй и в сопровождении музыки они вели философские беседы, изучали древние рукописи, читали стихи. В этих собраниях принимали участия самые выдающиеся люди своего времени: Лоренцо и его брат Джулиано, философы Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы, такие как: Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа дель Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли, а позднее и сам юный Буонарроти.
Вилла Медичи в Кареджи
На этих собраниях из споров о церковных догмах, из любви к античной литературе и учению Платона родилась новая концепция, получившая название «неоплатонизм».
Неоплатоники находили вдохновение в поэзии древности, воспевали красоту тела и души человека. Они искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую античность и христианство.
Казалось, что в мир, где господствовала церковь, ворвалась свобода светской жизни.
Сандро Боттичелли — Весна, ок. 1478, галерея Уффици, Флоренция
Главным идеологом «Платоновской академии» был философ и католический священник Марсилио Фичино.
Он утверждал, что человек стоит на вершине творения благодаря тому, что сам способен к творческому созиданию. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется в труде самого человека, который с точностью подражает Богу и соединяется в этом с ним.
И если гуманисты Возрождения воплощали идеи словом, то скульпторы и художники — резцом и кистью.
Вот слова Микеланджело Буонарроти, только расписавшего свод Сикстинской капеллы:
Человек эпохи Возрождения
И, конечно, гуманисты по-новому понимали место человека в мире, его отношения с Богом, с природой, с другими людьми и с самим собой.
Человек Возрождения — венец творения, властелин своей судьбы и окружающего мира. Перед ним открыты все дороги, он создан по образу и подобию Бога. Он способен познать мир, подчинить его своей воле и добиться всего, к чему он устремлен своим разумом и своим сердцем.
Именно эту концепцию творцы эпохи будут воплощать в своих произведениях. Человек Донателло, Микеланджело или Мазаччо неизменно доминирует в пространстве, ему, герою и творцу, подчинено все: пейзаж, предметы, архитектура.
Пьеро делла Франческа — Урбинский диптих, ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция
Перспектива — ключ к искусству эпохи Возрождения
Возрождение — время, полностью изменившее искусство.
Изучение наследия античности, развитие наук и ремесел, возникновение гуманистической философии — вот те факторы, которые стали причиной радикальных перемен в изобразительном искусстве.
Важнейшим шагом, спусковым механизмом для развития живописи, скульптуры и архитектуры стало открытие линейной перспективы. Ее практическая разработка принадлежит Филиппо Брунеллески, а теоретическим обоснованием позже занимались Леон Баттиста Альберти и Пьеро делла Франческа.
Это позволило художникам создавать трехмерное пространство на плоской поверхности. Окружающий мир не выступает более как простое перечисление, ведь с помощью перспективы мы видим вещи не сами по себе, а пропорционально соотнесенные друг с другом.
Одновременно изучение светотени, исследование пропорций человеческого тела, развитие анатомии и медицины позволили художникам и скульпторам добиться невиданной прежде реалистичности в изображении человека.
Пьеро делла Франческа — Бичевание Христа, 1450−1460, Национальная галерея Марке, Урбино
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Европа накануне Возрождения
С чего начинается эпоха Возрождения?
Новая архитектура: Филиппо Брунеллески
Донателло и новая скульптура
Мазаччо: революция в живописи
Пьеро и Альберти: рыцари Возрождения
Это интересно:
Узнайте, что еще полезного есть на этом сайте
Путеводители
все для вашего путешествия
Перейти
Искусство Италии
изучайте онлайн
Перейти
Лекции в Москве
афиша и билеты
Перейти
Сувенирный магазин
авторские украшения и не только
Перейти
Семья Медичи: Козимо, Лоренцо и Екатерина
Семья Медичи, также известная как Дом Медичи, впервые достигла богатства и политической власти во Флоренции, Италия, в 13 веке благодаря своим успехам в торговле и банковском деле. Начиная с 1434 года, когда к власти пришел Козимо Медичи (или Козимо Старший), покровительство семьи искусству и гуманитарным наукам превратило Флоренцию в колыбель Ренессанса, научного, художественного и культурного возрождения Европы. Медичи произвели на свет четырех пап (Лев X, Климент VII, Пий IV и Лев XI), и их гены были смешаны со многими королевскими семьями Европы. Последний правитель Медичи умер, не оставив наследника мужского пола в 1737 году, положив конец семейной династии спустя почти три столетия.
Рождение семьи Медичи
История Медичи началась примерно в 12 веке, когда члены семьи из тосканской деревни Кафаджоло эмигрировали во Флоренцию. Благодаря банковскому делу и торговле Медичи стали одной из самых важных семей Флоренции.
Однако к концу 14 века их влияние уменьшилось, когда Сальвестро Медичи (в то время служивший гонфалером , или знаменосцем Флоренции) был изгнан из города в 1382 году из-за своей деспотической политики и был вынужден жить. в изгнании.
Знаете ли вы? Когда Козимо I перенес флорентийские административные учреждения в здание, известное как Уффици, он также основал небольшой музей. Сейчас в этом здании находится знаменитая флорентийская галерея Уффици, в которой хранятся многие великие сокровища эпохи Возрождения, накопленные Медичи со времен Козимо Старшего.
Козимо де Медичи
Другая ветвь семьи, происходящая от дальнего кузена Сальвестро Джованни ди Биччи де Медичи, положила начало великой династии Медичи. Старший сын Джованни, Козимо Медичи (1389 г.-1464), пришел к политической власти в 1434 году и правил Флоренцией как некоронованный монарх до конца своей жизни.
Известный в истории как Козимо Старший, он жил спартанской жизнью, но был преданным покровителем гуманитарных наук, поддерживая таких художников, как Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески, Донателло и Фра Анджелико. Во времена Козимо, а также его сыновей и особенно внука Лоренцо Медичи расцвел итальянский Ренессанс, и Флоренция стала культурным центром Европы.
Лоренцо Медичи
Лоренцо Медичи (1449-1492), также известный как Лоренцо Великолепный, сам был поэтом и поддерживал творчество таких мастеров эпохи Возрождения, как Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и Микеланджело (которому Медичи поручили завершить их фамильные гробницы во Флоренции).
После преждевременной смерти Лоренцо в возрасте 43 лет ему наследовал его старший сын Пьеро, но вскоре он взбесил общественность, приняв невыгодный мирный договор с Францией. Всего через два года у власти он был изгнан из города в 149 г.4 и умер в ссылке.
В 1512 году, отчасти благодаря усилиям младшего брата Пьеро Джованни (в то время кардинала и будущего папы Льва X), семья Медичи смогла вернуться во Флоренцию. Следующие несколько лет ознаменовали собой высшую точку влияния Медичи в Европе, поскольку Лев X пошел по гуманистическим стопам своего отца и посвятил себя покровительству художникам.
Екатерина Медичи
Сын Пьеро, также по имени Лоренцо, восстановил власть во Флоренции, а его дочь Екатерина Медичи (1519 г. -1589) станет королевой Франции после замужества с королем Генрихом II; трое из ее четырех сыновей также будут править Францией.
К началу 1520-х годов осталось немного потомков Козимо Старшего. Джулио Медичи, незаконнорожденный сын Джулиано, брата Лоренцо Великолепного, отрекся от власти в 1523 г. и стал Папой Климентом VII, а короткое и жестокое правление Алессандро (считавшегося незаконнорожденным сыном Джулио) закончилось его убийством в 1537 г.
К власти приходит новая ветвь Медичи
В этот момент потомки брата Козимо Старшего (известного как Лоренцо Старший) выступили с инициативой основать новую династию Медичи. Праправнук Лоренцо Козимо (1519–1574) стал герцогом Флоренции в 1537 году, затем великим герцогом Тосканы в 1569 году. Как Козимо I, он установил абсолютную власть в регионе, и его потомки будут править как великие князья до 1700-х годов. .
Старший сын Козимо Франциск сменил отца, но оказался менее эффективным правителем. Его дочь Мария станет королевой Франции, когда выйдет замуж за Генриха IV в 1600 году; ее сын будет править как Людовик XIII с 1610 по 1643 год. Младший брат Франциска Фердинанд, ставший великим герцогом в 1587 году, вернул Тоскане стабильность и процветание. Он также основал виллу Медичи в Риме и привез во Флоренцию множество бесценных произведений искусства.
Семья Медичи в упадке
В целом, более поздняя линия Медичи отказалась от республиканских симпатий старшего поколения и установила более авторитарное правление, изменение, которое обеспечило стабильность во Флоренции и Тоскане, но привело к упадку региона как культурного центра.
После смерти в 1720 году сына Фердинанда Козимо II (поддерживавшего работы математика, философа и астронома Галилео Галилея) Флоренция и Тоскана пострадали от безрезультатного правления Медичи.
Когда в 1737 году умер последний великий герцог Медичи Джан Гастоне, не оставив наследника мужского пола, династия семьи умерла вместе с ним. По соглашению европейских держав (Австрии, Франции, Англии и Нидерландов) контроль над Тосканой перешел к Франциску Лотарингскому, чей брак с наследницей Габсбургов (и матерью Марии Антуанетты) Марией Терезой Австрийской положил начало долгому европейскому правлению Семья Габсбургов-Лотарингии.
ПОДРОБНЕЕ: 7 вещей, которые вы могли не знать о Медичи
Источники
Как Медичи использовали портреты в качестве пропаганды. Смитсоновский журнал.
Семья Медичи. Проект Галилео. Университет Райса.
Семья Медичи: происхождение и история. Семья Медичи.
Эпоха Просвещения: мыслители и идеи
Автор: History.com Editors
Обновлено: | Оригинал:
Art Images via Getty ImagesЕвропейская политика, философия, наука и коммуникации были радикально переориентированы в течение «долгого 18 века» (1685-1815) как часть движения, о котором говорится в его участников как Эпоха Разума или просто Просвещение. Мыслители эпохи Просвещения в Британии, Франции и по всей Европе поставили под сомнение традиционный авторитет и приняли идею о том, что человечество можно улучшить посредством рациональных изменений.
Эпоха Просвещения породила множество книг, эссе, изобретений, научных открытий, законов, войн и революций. Американская и Французская революции были непосредственно вдохновлены идеалами Просвещения и, соответственно, ознаменовали пик его влияния и начало его упадка. Просвещение в конце концов уступило место романтизму 19 века.
Раннее Просвещение: 1685-1730
Важными предшественниками Просвещения в XVII веке были англичане Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс, француз Рене Декарт и ключевые естествоиспытатели научной революции, в том числе Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Готфрид Вильгельм. Лейбниц. Его корни обычно уходят в Англию 1680-х годов, где в течение трех лет Исаак Ньютон опубликовал свои «Принципы математики» (1686 г.), а Джон Локк — «Опыт о человеческом понимании» (1689 г.).) — две работы, которые обеспечили научный, математический и философский инструментарий для основных достижений Просвещения.
Знаете ли вы? В своем эссе «Что такое просветление?» (1784 г. ) немецкий философ Иммануил Кант резюмировал девиз эпохи в следующих выражениях: «Отважьтесь знать! Имейте смелость использовать свой собственный разум!
Локк утверждал, что человеческая природа изменчива и что знание приобретается посредством накопленного опыта, а не путем доступа к какой-то внешней истине. Исчисление Ньютона и оптические теории предоставили мощные метафоры Просвещения для точно измеренного изменения и освещения.
Не было единого единого Просвещения. Вместо этого можно говорить о французском Просвещении, шотландском Просвещении и английском, немецком, швейцарском или американском Просвещении. У отдельных мыслителей эпохи Просвещения часто были очень разные подходы. Локк отличался от Дэвида Юма, Жан-Жак Руссо от Вольтера, Томас Джефферсон от Фридриха Великого. Однако их разногласия и разногласия возникли из общих тем Просвещения: рациональных вопросов и веры в прогресс посредством диалога.
Высокое Просвещение: 1730-1780
Сосредоточенное на диалогах и публикациях французских «философов» (Вольтера, Руссо, Монтескье, Бюффона и Дени Дидро), эпоха Высокого Просвещения лучше всего может быть подытожена одним историком в кратком изложении Вольтера. «Философский словарь»: «хаос ясных идей». Главным среди них было представление о том, что все во Вселенной можно рационально демистифицировать и каталогизировать. Знаменитой публикацией того периода была «Энциклопедия» Дидро (1751–1777), в которой ведущие авторы собрались для создания амбициозного сборника человеческих знаний.
Это была эпоха просвещенных деспотов, таких как Фридрих Великий, который объединил, рационализировал и модернизировал Пруссию в промежутке между жестокими многолетними войнами с Австрией, и просвещенных потенциальных революционеров, таких как Томас Пейн и Томас Джефферсон, чья «Декларация независимости (1776) обрисовал американскую революцию в терминах, взятых из эссе Локка.
Это было также время религиозных (и антирелигиозных) инноваций, поскольку христиане стремились изменить свою веру в соответствии с рациональными принципами, а деисты и материалисты утверждали, что вселенная, по-видимому, определяет свой собственный курс без вмешательства Бога. Локк вместе с французским философом Пьером Бейлем стал отстаивать идею отделения церкви от государства. Тайные общества, такие как масоны, баварские иллюминаты и розенкрейцеры, процветали, предлагая европейским мужчинам (и некоторым женщинам) новые способы общения, эзотерические ритуалы и взаимопомощь. Кофейни, газеты и литературные салоны стали новыми местами распространения идей.
Позднее Просвещение и последующие периоды: 1780-1815
Французская революция 1789 года стала кульминацией идеи Высокого Просвещения о свержении старых властей с целью преобразования общества в соответствии с рациональными принципами, но она переросла в кровавый террор, показавший ограниченность свои собственные идеи и привели десятилетие спустя к возвышению Наполеона. Тем не менее, его цель эгалитаризма вызвала восхищение ранней феминистки Мэри Уоллстонкрафт (матери автора «Франкенштейна» Мэри Шелли) и вдохновила как войну за независимость Гаити, так и радикальный расовый инклюзивизм первого правительства Парагвая после обретения независимости.