Хаммурапи законы статьи: Законы царя Хаммурапи — урок. История, 5 класс.

Кодекс Хаммурапи — видимость, а не руководство по фактическому управлению

Еще до нашей эры царь Вавилона установил власть в древней Месопотамии, расположенной между реками Тигр и Евфрат на территории современных Ирака, Кувейта, Турции и Сирии; и виляние правителя, чье изображение наряду с другими древними законодателями высечено на фризе южной стены Верховного суда США, ощущается по сей день. History пишет, что это произошло благодаря Кодексу Хаммурапи: 282 законам и постановлениям, вырезанным клинописью на поверхности каменного монумента, высотой 2,25 метра и обнаруженного французским исследователем Жаком де Морганом в 1901 году. Сейчас стела Хаммурапи — частью коллекции парижского Лувра. 

Историки называют Кодекс Хаммурапи уцелевшим символом древней месопотамской системы разрешения споров, наказания за преступления и регуляции деловой практики, на протяжении многих веков оказывавшей влияние на развитие правовых и судебных систем, действующих как в США, так и в других современных обществах.   «Кодекс представляет собой хорошо сохранившееся и детализированное древнее описание закона и порядка времен первой вавилонской династии”, — объясняет Келли-Энн Даймонд, доцент кафедры истории в Университете Вилланова.

”Невиновен до тех пор, пока не доказано обратное”

Как отмечает Даймонд, некоторые из законов Хаммурапи кажутся чрезвычайно строгими и даже варварскими. Продажа украденной собственности и строительство такого жилища, которое затем было разрушено, карались смертной казнью. Рабу, который противоречил власти хозяина, отрезали ухо. ”Но есть и другие законы, предполагающие заботу и ответственность, — говорит историк. — В Кодексе, например, впервые в истории упоминается о выплате алиментов”.

В своде законов описывается древняя правовая месопотамская система, а также принципы, которое по-прежнему соблюдаются в американских судах. Кодекс предусматривает сбор доказательств и улик для подтверждения вины человека. ”Принцип ”Не виновен, пока не доказано обратное” перекликается с совеременной практикой”, — говорит Даймонд.

 

Верхушка стелы Хаммурапи увенчана барельефом, изображающим царя, который получает свод законов от Шамаша, месопотамского бога солнца, выступающего в роли судьи для богов и людей. Эта история помогла возвеличить образ Хаммурапи как правителя, чья власть имеет божественное происхождение, однако ученые утверждают, что на самом деле, Кодекс был составлен на основе существующих законов и судебных прецедентов. 

”Более ранний свод законов, составленный царем Ур-Намму за 300 лет до Хаммурапи, содержит меньше физических наказаний и больше финансовых взысканий, — объясняет Аманда Х. Подани профессор истории из Калифорнийского государственного политехнического института в Помоне, автор книги ”Ткачи, писцы и цари: Новая история древнего Ближнего Востока”. — Но и во времена Хаммурапи в большинстве случаев в качестве наказания взимались штрафы, несмотря на то, что говорится в законе. То есть, судебная система, скорее всего, не менялась на протяжении веков”. 

Кодекс Хаммурапи и реальные законы Месопотамии 

”Кодекс Хаммурапи отличается от более ранних месопотамских законов. Он более детализированный и проливает свет на правовую систему того времени, социальную структуру, а также применение законов в отношении различных групп людей, — отмечает Дон Маккормак, заместитель декана Колледжа последипломного образования Государственного университета Среднего Теннесси, историк и эксперт по Египту и Ближнему Востоку. — По мере диверсификации населения, свод законов менялся, приспосабливаясь к новым условиям”, — говорит эксперт. 

Однако какова была роль Кодекса Хаммурапи в практическом применении в тот период, неизвестно. Историки подчеркивают, что это не исчерпывающий сборник законов. Хотя в Кодексе содержится детальное руководство в отношении таких вопросов, как, например, плата врачу за лечение переломов и стоимость аренды быка для сбора зерна, в нем также много пробелов. В частности, нет никаких упоминаний о наказании за убийство. ”Хаммупари не стремился охватить все возможные нарушения или каким-то образом их систематизировать”, — объясняет Подани. 

Хотя Хаммурапи сделал большое дело, вырезав свои законы на каменном монументе, по словам Подани, исходя из сохранившихся месопотамских судебных записей, судьи не прибегали к кодексу царя, когда выносили решения.  

Кодекс Хаммурапи, скорее, видимость нежели руководство по фактическому управлению. Законы царь провозгласил в конце своего 43-летнего правления, в период, когда он, очевидно, задумался о том, как его будут вспоминать будущие поколения. ”Кодекс говорит о том, что Хаммурапи заботился, чтобы его считали справедливым правителем, как в его время, так и в будущем, — говорит Подани. — Он прямо говорит об этом как в прологе, так и в эпилоге к законам”.  ”Очевидно, что Хаммурапи стремился к тому, что его рассматривали как справедливого лидера, помимо того, что он наместник богов на земле, военачальник, строитель и верховный судья”, — уверена Даймонд. 

Кодекс символизирует справедливое и беспристрастное правосудие 

Важнее рассматривать Кодекс Хаммурапи как символ месопотамской правовой системы. ”В Месопотамии была система, в основе которой лежало стремление дойти до правды с помощью свидетелей, дачи показаний, как письменных, так устных, и приведения к присяге граждан, обязуя их говорить только правду, — поясняет Подани. — Клятвы были крайне эффективным средством, поскольку люди глубоко верили в то, что боги их накажут, если они будут врать. Коллегия судей слушала дело, а писцы записывали всё, что происходило во время слушания. То есть судебная система была действенной, и ей доверяли, поскольку с ее помощью можно было избежать самосуда”. 

Кодекс продвигает принцип справедливого и беспристрастного правосудия. Посредством свода законов Хаммурапи стремился увековечить себя как царя, который гарантировал, что все — не только богатые и влиятельные, но и даже самые бедные — могут добиться правосудия. Это принцип, к осуществлению которого стремится современная система правосудия, пусть даже у нее не всегда получается.

Читайте нас в

Дзен Новости Google News

ТЕМА II.

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

Страница 1 из 4

ТЕМА II. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»
§ 2.2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»
§ 2.3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»
§ 2.4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»
Список рекомендуемой литературы

§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.
Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи.
Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое… В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш — бог Солнца и Правосудия.
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.
Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.
Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи (ЗХ) была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством.
Вместе с тем ЗХ не затрагивали многие важные области внутри- общинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.
Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам — имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.
Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. ЗХ не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.
Стоит сказать, что ЗХ в какой-то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья 48 ЗХ спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.
Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст.ст. 42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.
Таким образом, ЗХ охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества.
Прежде всего, ЗХ охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.
Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью: продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.ст. 39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений.
Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. ЗХ особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).
Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.
В ЗХ нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.
В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны. пусть не отвергнет моих указов. пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы. истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.
Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех бездо- ленных и подневольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики — касситы, оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.

 



Наследие Хаммурапи — CodeX

«Одной из величайших аномалий современности является то, что закон, существующий как общественное руководство к поведению, стал такой тайной, непостижимой для публики и едва понятной своим сторонникам». – Lee Loevinger 1949

Мы живем в сложной нормативно-правовой среде. Как граждане, мы подчиняемся правительственным постановлениям различных юрисдикций — федеральных, государственных и местных. Как члены организаций, мы подчиняемся организационным политикам и правилам. Как социальные существа, мы связаны контрактами, которые заключаем с другими. Как личности, мы связаны личными правилами поведения.

Одно только количество и размер правил могут пугать. Мы все можем согласиться с несколькими общими принципами; но в то же время мы можем не согласиться с тем, как эти принципы применяются в конкретных ситуациях. Чтобы свести к минимуму такие разногласия, регулирующие органы часто вынуждены создавать многочисленные правила или очень большие правила для решения особых случаев. Статья в National Review убедительно представила это дело. «Отче наш» — 66 слов, Геттисбергское обращение — 286 слов, в Декларации независимости — 1322 слова, но правительственные постановления о продаже капусты — всего 26,9. 11 слов».

Ситуацию осложняет сложность этих правил. Даже небольшие правила могут быть очень сложными. Более того, после того, как правила созданы, сложность часто возрастает, поскольку правила меняются, а затем снова меняются. В результате большинству людей трудно понять правила без специальных юридических знаний и значительного объема обучения.

Из-за этих проблем пострадавшим сложно найти и соблюдать применимые правила. Результатом является периодическое несоблюдение требований, широко распространенная неэффективность и частое разочарование в системе регулирования.

К счастью, эти проблемы не являются непреодолимыми. Как ученый-компьютерщик, я вижу в этом проблемы с обработкой информации. Таким образом, я считаю, что их можно смягчить с помощью информационных технологий. Нужна соответствующая «юридическая технология» — информационная технология, применяемая к законам. В идеале технология должна расширять возможности всех сторон нашей правовой системы, а не только юристов как таковых. Он должен помочь юристам найти и понять соответствующий материал; он должен помочь правоприменительным организациям отслеживать и/или обеспечивать соблюдение требований; и это должно помочь регулирующим органам проанализировать предлагаемые правила на предмет стоимости, дублирования, несоответствия и т. д. Технология, наиболее актуальная для моей темы сегодня и наиболее важная в реальной жизни, должна помочь затронутым лицам найти, понять и соблюдать правила.

Один шаг в этом направлении уже сделан. Сегодня тексты большинства юридических документов (включая уставы, положения, дела, анализы) доступны онлайн. В некоторых случаях информация украшается «смысловыми» тегами/ключевыми словами, чтобы помочь в поиске. Хорошей новостью является то, что эти документы можно найти с помощью общих поисковых сервисов, таких как Google, или с помощью сервисов, специализирующихся на юридической информации, например. те, которые предоставляются такими компаниями, как Westlaw и LexisNexis.

Хотя эти технологии ценны для юристов, они представляют меньшую ценность для непрофессионалов. Качество такого поиска ограничено; они часто возвращают слишком много документов и иногда не могут найти нужную информацию. Более того, нет никакой автоматизации; специалист все еще должен быть там, чтобы прочитать документы и применить их к отдельным случаям.

Вычислительное право может устранить необходимость в таких инструментах. У этой технологии есть потенциал для того, чтобы обеспечить юридическое понимание и правовые инструменты для всех членов общества, а не только для юристов, улучшая соблюдение требований и расширяя доступ к правосудию. Это Закон в Машине.

Технология Complaw может демократизировать закон. Он убирает закон из зала суда и юридической конторы и делает его доступным для людей, не являющихся профессиональными юристами. Это позволяет внедрять закон в реальный мир, делая его доступным для обычных лиц, принимающих решения, в момент принятия решения, когда они собираются действовать или планируют, как действовать. Это может предупредить людей об их обязательствах; это может помочь людям понять свои права и привилегии; это может помочь людям получить причитающееся им от правительства, от страховых компаний и так далее.

В некотором смысле вычислительное право является естественным следующим шагом в развитии, которое началось тысячелетия назад. Примерно в 1750 г. до н.э. Хаммурапи закодировал законы страны в письменной форме (буквально отлитые в камне), чтобы граждане могли знать, чего от них ждут и что произойдет, если они нарушат эти ожидания. С тех пор стало нормой кодировать правила в письменной форме и распространять их сначала через книги, а в последнее время через Интернет. Однако просто записывать вещи недостаточно, когда законы объемны и трудны для понимания. В некотором смысле Закон вычислений — это первый значительный прогресс в этом отношении со времен Хаммурапи.

 

Образец цитирования: Генесерет, Майкл Р.: «Наследие Хаммурапи», Complaw Corner , Кодекс: Стэнфордский центр правовой информатики, 2021 г., https://law.stanford.edu/2021/03/17 /Наследие-Хаммурапи/.

Заключение | Законы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традиций

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Бармаш, Памела, «Заключение», Законы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традиций

(

New York

, 2021; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 октября 2020 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780197525401.003.0010, по состоянию на 18 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Этот том освещает законы Хаммурапи в свое время и его наследие для более поздней Месопотамии и для культур за пределами Месопотамии. Законы Хаммурапи дают представление об интеллектуальных достижениях и рациональности человека в целом, а также о взаимодействии между правовой деятельностью, юриспруденцией и политическими обстоятельствами в Месопотамии в частности. Хотя писец жил в культуре, в которой не было юридических или философских сочинений о праве, статуты, которые он составил, являют собой важный пример юридических рассуждений до расцвета римского права. Методы композиции, которые он использовал, позволяют нам увидеть ранние способы юридического мышления. Закон как теоретическая проблема возник в Законах Хаммурапи. Это свидетельствует о богатстве и сложности правового мышления до римского права. Он демонстрирует жизнеспособность правового мышления, и его существование подсказывает более сложную историю правового развития и воображения.

Ключевые слова: юридическая история, римское право, правосудие, юридическое мышление, интеллектуальная история, царская идеология, зарождающееся юридическое мышление

Предмет

Библейские исследования

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *