Халиф абу бакр: Sucuri WebSite Firewall — Access Denied

Халиф Абу Бакр – краткая биография

Хотя учение пророка Мухаммеда незадолго до его кончины (632 г.) казалось твердо укоренившимся, после его смерти значительная часть арабов отпала от новой религии. В Аравии стали появляться новые пророки, желавшие разыгрывать роль Мухаммеда, а между самими последователями ислама обнаружилось неудовольствие на налог, установленный в пользу бедных. Всего опаснее для новой религии было возобновление старинного соперничества между отдельными арабскими племенами, которые хотели повиноваться каждое только вождю, принадлежавшему к их роду. Не только большая часть жителей Мекки была готова отпасть от нового учения, но даже между самыми верными приверженцами Мухаммеда едва не возникла опасная вражда по случаю назначения ему преемника. Ближайшими родственниками пророка были: Абу Бакр (Абу Бекр), отец его жены Айши, и Али, сын Абу Талиба, усыновленный Мухаммедом. Оба они происходили из рода курейшитов, а потому на их стороне были жители Мекки. Мединцы хотели иметь правителем человека из своего племени, но были несогласны между собою на счет избрания и потому не достигли своей цели.

Как двоюродный брат и зять пророка, Али, по мнению многих, не только имел более прав наследовать Мухаммеду, но и заслуживал этого более других мухаммедан превосходством своего характера и образа мыслей. Истинно благородный и благочестивый человек, он отличался необыкновенной кротостью и человеколюбием. Сам Мухаммед, намекая на брата ветхозаветного Моисея, называл его своим Аароном, братом в этой и будущей жизни и вратами обиталища науки. В одном дошедшем до нас собрании изречений Али изложил свои благородные правила и воззрения на жизнь, хотя и не вполне достоверно, чтобы действительно ему принадлежало, составление этого сборника. Еще более доказал он свое благородство своей жизнью. Но при избрании преемника Мухаммеду не эти преимущества решали дело; оно зависело скорее от энергии и ловкости. Все, что касалось веры и нравственности, раз и навсегда было твердо установлено и завершено пророком. Теперь необходимо было упрочить, и в некотором отношении создать вновь государство, возникшее вследствие реформаторской деятельности Мухаммеда. Для этой цели благородный, восторженный и кроткий Али не так подходил, как осмотрительный и хитрый старик Абу Бакр. Вот почему все старейшие мусульмане тотчас же признали Абу Бакра халифом, т. е. преемником (или «заместителем») пророка. В союзе с ними ему нетрудно было преодолеть слабую оппозицию несогласных между собою мединцев. Сам Али признал его власть, несмотря на то, что у него было немало горячих приверженцев, а один из старейших сотоварищей пророка даже обнажил за него меч. Тотчас после избрания Абу Бакра, Омар послан был овладеть домом Али, который спокойно вышел к нему на встречу и признал своего противника халифом.

Получив власть, Абу Бакр приказал собравшемуся под начальством Усамы войску отправиться в предположенный еще Мухаммедом поход к сирийской границе. Во время этого похода, в короткое время и счастливо оконченного Усамой, сам халиф Абу Бакр был занят войной с некоторыми восставшими племенами поблизости от Медины, а по возвращении Усамы отправил все готовые к выступлению в поход войска, под начальством одиннадцати полководцев, для покорения более отдаленных отложившихся племен. После многих упорных битв, восставшие племена были мало-помалу усмирены и некоторые из них жестоко наказаны. Халид, один из одиннадцати полководцев, особенно отличался при этом жестокостями, обесславившими его победы.

Места сражений мусульман с отпавшими от ислама арабскими племенами (632 г.)

Автор изображения

 

После покорения восставшей Аравии халиф Абу Бакр стал стремиться к завоеваниям вне её, к распространению ислама за пределами своего отечества. С этой целью он послал Халида в ближайшую провинцию Персии. Халид в самом начале войны разбил неприятеля в сражении, известном под именем битвы цепей. Происхождение этого названия объясняют тем, что персидский главнокомандующий, не доверяя одной части своего войска или желая удержать ее от бегства перед сражением, приказал заковать ее в цепи. Несколькими другими победами Халид проложил себе путь в персидскую область Ирак на Евфрате, а оттуда пошел к городу Хире, находившемуся близ древнего Вавилона и бывшему столицею подвластного персам христианского арабского государства. После покорения этого государства, победоносному полководцу арабов подчинились и некоторые другие подвластные Персии владетели. Вскоре он одержал еще несколько побед над персами и над их аравийскими вспомогательными войсками, и распространил господство халифа до низовьев Евфрата, но среди своих побед был отозван Абу Бакром.

Вторжение Халида ибн ал-Валида в Ирак (634 г.)

Автор изображения

 

По приказанию халифа, другое войско арабов напало на византийскую провинцию Сирию, но было отражено греческим полководцем Сергием. Тогда Абу Бакр решился приостановить на время завоевания на Востоке и направить все свои силы на северо-запад, против Сирии. По прибытии Халида, дело действительно приняло другой оборот; но поворот этот произошел уже в правление преемника Абу Бакра.

Вторжение в Сирию армий Амр ибн аль-Аса, Язида ибн Абу Суфьяна, Шурахбиля и Абу Убейды

Автор изображения

 

Престарелый Абу Бакр умер в 634 г., после двухлетнего управления государством (632-634). Предоставив ведение войны людям более молодым, он оказал государству другую важную услугу, приказав составить сборник всех откровений пророка, как записанных, так и передававшихся изустно; этим он дал религии Мухаммеда твердые основания, а вместе с тем и свод законов новому государству. Другими словами, халиф Абу Бакр положил пределы распространению лжи и ненадёжных преданий, упрочив новое аравийское государство законами, которые, как изречения пророка, были неотменимы, и потому на некоторое время избавили мухаммедан от гибельных потрясений. Абу Бакр оказал молодому исламскому государству еще другую услугу, назначив себе перед смертью преемника. Без этого распоряжения у мусульман, быть может, вспыхнула междоусобная война, которая была бы для них тем гибельнее, что в то время они вели войны с двумя государствами. Впрочем, избрание преемника Абу Бакра определилось само собою. Омара, при содействии которого Абу Бакр достиг халифата, нельзя было обойти, несмотря на его вражду с Халидом, потому что Абу Бакр во время своей болезни назначил его имамом, т. е. чтецом молитв и духовным главою; к тому же Омар постоянно имел огромное влияние на управление. Итак, Али был вторично обойден; на этот раз устранить его было еще легче, потому что духовное звание считалось существенною принадлежностью повелителя правоверных, и, следовательно, Омар, как имам, имел преимущество на своей стороне.

Для характеристики нового арабского государства и его первых правителей заметим, что Абу Бакр, несмотря на богатую добычу, присылаемую ему его полководцами, не покидал простой пастушеской жизни и не терпел того блеска, который по восточным понятиям необходим для внешней обстановки царского достоинства. Сделавшись халифом; он даже продолжал некоторое время заниматься торговлей и сам пас свои стада.

 

Абу-Бакр ас-Сиддик

Назад


Имя Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, − Абдуллах бин Усман бин Амир бин Амр Ибн Ка‘б бин Са‘д бин Тайм бин Мурра. Мурра был также и предком Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в шестом колене.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал Абу Бакра “Сиддик” (правдивейший) после ночного путешествия и вознесения, когда тот поверил тому, что говорил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, тогда как многобожники объявили его слова ложью.
Сообщается, что после того как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был перенесён ночью к Отдалённейшей Мечети (аль-Масджид аль-Акса), люди стали говорить об этом. Некоторые из тех, кто уверовал в Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и верил его словам, отступились от веры, явились к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, и сказали: «Веришь ли ты утверждениям твоего друга о том, что ночью его перенесли в Иерусалим?» (Абу Бакр) спросил: «А он говорит так?» Они ответили: «Да». (На это Абу Бакр) сказал: «Если он сказал так, значит, так оно и есть». (Эти люди) спросили: «И ты веришь, что за одну ночь он добрался до Иерусалима и вернулся до наступления утра?!» (В ответ им Абу Бакр) сказал: «Да, более того, я верю ему и в том, что больше этого! Я верю вестям с небес, (которые он приносит) утром и вечером».

Вот почему Абу Бакр получил прозвище “Сиддик”. (Этот хадис приводит аль-Хаким)
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, родился в Мекке на два года позже посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и вырос в этом городе.
ИСЛАМ АБУ БАКРА И НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ ЕГО ЖИЗНИ
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сразу же откликнувшийся на призыв посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, считается первым из мужчин, кто принял ислам. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, упоминал о том, что когда Аллах направил его к людям, те посчитали его слов ложью, а Абу Бакр поверил ему. Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах послал меня, и вы сказали: “Ты лжёшь!” − а Абу Бакр сказал: “Он говорит правду!” − и он поддерживал меня и (не жалел) для меня своих денег!» (А потом Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) дважды (сказал): «Не прекратите ли вы обижать моего сподвижника?!»(Этот хадис приводит аль-Бухари)
Абу Бакр сопровождал пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, во время его переселения в Медину, о чём был ниспослан следующий айат: «Если вы и не поможете ему, то Аллах уже оказал ему помощь, когда изгнали его те, кто не уверовал.
(Будучи) одним из двоих пещере, он сказал своему спутнику: “Не печалься, (ибо,) поистине, Аллах с нами!” Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие (от) Себя, и подержал его воинами, которых вы не видели, и сделал слово тех, кто не уверовал, нижайшим, высшим же является Слово Аллаха; Аллах − Всемогущий, Мудрый». (“Покаяние”, 40)
Абу Бакр, который постоянно поддерживал общение с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, торговал одеждой. К тому времени, когда он принял ислам, его капитал составлял сорок тысяч дирхемов (серебряная монета весом до 3,9 гр.), и все эти деньги он потратил на дело исламского призыва, уделяя особое внимание освобождению рабов из числа мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который имел возможность распоряжаться деньгами Абу Бакра, как своими собственными, сказал о пользе этого для ислама так: «Ничьи деньги не принесли мне столько пользы, сколько деньги Абу Бакра». (Этот хадис приводит Ахмад)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, порадовал его вестью о Райе, приказал не оставлять в мечети незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра, велел ему руководить общими молитвами во время своей болезни, советовался с Абу Бакром и породнился с ним, взяв в жёны его дочь Аишу, да будет доволен ею Аллах.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И ДОСТОИНСТВА АБУ БАКРА

Внешний вид. Дочь Абу Бакра, Аиша, да будет доволен Аллах ими обоими, описывала его следующим образом: «Он был белокож, худ лицом и телом и сутул. У него были глубоко посаженные глаза, выпуклый лоб и редкая борода на щеках, а на пальцах не было волос».
Нравственные качества. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, часто вздыхал, отличался большой стыдливостью и благочестием, был требователен по отношению к родственникам и хранил свою честь и достоинство. Нет никаких указаний на то, что он когда-нибудь поклонялся идолам, но есть множество свидетельств его благонравия.

Все сунниты едины во мнении о том, что достойнейшим из людей после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был Абу Бакр, затем − Умар, затем − Усман, а затем − Али, да будет доволен ими Аллах.
Абу Бакр был мудрым человеком, мудрость и самообладание которого особенно ярко проявились в его поведении, когда мусульманская община была поражена известием о кончине Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Кроме того, сила его личности и политический опыт нашли достойное применение на встрече под навесом рода бану саида.
После избрания халифом Абу Бакр держался крайне скромно и отличался воздержанностью. Обращаясь к людям, принёсшим ему присягу, он, в частности, сказал: «Я получил власть над вами, не являясь лучшим из вас».
Несмотря на прекрасное знание Корана и сунны , глубокое понимание целей и установлений шариата и тот факт, что Абу Бакр сам выносил фетвы, он часто обращался за советом к другим сподвижникам. Обычно Абу Бакр склонялся к проявлению милосердия, примером чего может служить то, что он посоветовал не казнить курайшитов, взятых в плен во время битвы при Бадре, а принять от них выкуп.

ПРИСЯГА АБУ БАКРУ, да будет доволен им Аллах
После смерти Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ансары собрались под навесом рода бану саида для того, чтобы выбрать халифа из своей среды. На этой встрече присутствовало и несколько мухаджиров, в том числе Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб и Абу Убайда Амир бин аль-Джаррах, да будет доволен ими Аллах.

Взяв слово, Абу Бакр отметил достоинства ансаров и сказал: «Я бы хотел, чтобы вы избрали одного из этих двоих, так принесите же присягу тому из них, кому пожелаете», после чего взял за руки ‘Умара бин аль-Хаттаба и Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха. Тогда Умар сказал: «О ансары, разве вы не знает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел Абу Бакру проводить молитвы с людьми? Так кто же из вас согласится занять место выше Абу Бакра?» В ответ на это ансары сказали: «Мы прибегаем к защите Аллаха от того, чтобы желать этого!»
Таким образом, напомнив людям о том, что во время своей болезни Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, велел Абу Бакру проводить молитвы с людьми, Умар бин аль-Хаттаб использовал это в качестве доказательства преимущественного права Абу Бакра на то, чтобы стать халифом. Затем Умар попросил Абу Бакра протянуть руку, чтобы принести ему присягу. Потом он принёс присягу, и его примеру последовали мухаджиры и ансары, ни один из которых не отказался от этого после того, как Умар указал им на преимущества Абу Бакра перед другими сподвижниками, и все они поклялись ему в верности.
На следующий день Абу Бакр поднялся на минбар в мечети, и присягу ему принесли все остальные.

МЕТОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АБУ БАКРА
О том, какими будут методы его правления, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, объявил в краткой речи, с которой он обратился к людям в мечети посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Восславив и возблагодарив Аллаха, он сказал:
«Я получил власть над вами, не являясь лучшим из вас. Если я буду действовать правильно, оказывайте мне помощь, а если поступлю неверно, поправьте меня. Правдивость проявляется в верности, а ложь есть вероломство. Каждый слабый из вас будет для меня сильным, пока я, с соизволения Аллаха, не верну слабому то, что причитается ему по праву, а каждый сильный из вас будет для меня слабым, пока я, с соизволения Аллаха, не возьму с него должное. Если люди откажутся от джихада на пути Аллаха, Он непременно оставит их без помощи, и если разврат получит распространение среди людей, Аллах непременно поразит бедствием их всех.

Повинуйтесь мне, пока сам я буду повиноваться Аллаху и Его посланнику, если же я ослушаюсь Аллаха и Его посланника, вы будете вправе не повиноваться мне». В этой речи Абу Бакр изложил основные направления своей политики, которые сводились к следующему:

1. Он приравнял себя ко всем остальным людям, заявив, что на него распространяется действие тех же законов, что и на них.
2. Он заявил, что будет придерживаться принципа взаимодействия на основе справедливости.
3. Он призвал придерживаться правдивости и объявить войну лжи.
4. Он заявил о необходимости подавления притеснителей и проявления справедливости по отношению к притесняемым.

5. Он призвал к джихаду на пути Аллаха.
6. Он призвал людей препятствовать распространению разврата в обществе.
7. Он призвал людей подчиняться ему лишь до тех пор, пока сам он не будет нарушать заповеди Аллаха.
ДЕЛА АБУ БАКРА
Абу Бакр совершил великие дела и добился осуществления многих важных целей. Дни его жизни были полны благими делами, однако правил он только два года и три месяца. Ниже перечислены важнейшие из его дел:

1. Незадолго до своей кончины посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подготовил к походу на Муту войско, во главе которого поставил Усаму бин Зайда, да будет доволен им Аллах. Усама получил приказ двигаться к границам Шама (старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.) и стал лагерем в аль-Джурфе, где к нему присоединились виднейшие сподвижники, среди которых был и Умар бин пль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Однако это войско не покидало Медину из-за болезни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и оставалось в своём лагере вплоть до его кончины и прихода к власти Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

Когда до Медины дошли известия о первых проявлениях вероотступничества, Усама посчитал, что необходимо выжидать, пока положение не прояснится, особенно с учётом того, что с ним находились многие авторитетные лица. Однако Абу Бакр, настаивавший на том, что Усама должен идти туда, куда ему было велено, отверг все предложения и сказал: «Лучшим началом для меня станет выполнение веления посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и пусть лучше меня унесут птицы, чем я не выполню его!» После этого он попросил Усаму оставить ему Умара. Усама позволил Умару остаться, после чего двинулся в путь.
Усама направился к границам Шама. Во время этого похода он разгромил вероотступников из племени кудаа, которые бежал в Думат аль-Джандаль, Усама же продолжал поход, пока не дошёл до окрестностей Муты. Там он успешно выполнил свою задачу и через 40 дней благополучно вернулся обратно с добычей.

2. Военные действия против вероотступников. Вести о вероотступничестве дошли до столицы исламского государства (Медины). Вероотступники подразделялись на три группы. В первую входили те, кто вернулся к идолопоклонству. Во вторую входили люди, которые последовали за теми, кто выдавал себя за пророков. К третьей относились те, кто продолжал исповедовать ислам, но отрицал обязательность закята, утверждая, что обязательным он был только при жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Для переговоров с халифом представители третьей группы направили в Медину делегацию, члены которой остановились у всех влиятельных сподвижников, за исключением аль-Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах. Некоторые из этих сподвижников, в том числе Умар бин аль-Хаттаб, Абу Убайда бин аль-Джаррах, вольноотпущенник Абу Хузайфы Салим и другие, согласились с предложениями посланцев и стали обсуждать этот вопрос с Абу Бакром. Однако Абу Бакр не принял их предложения и произнёс получившие широкую известность слова:
«Клянусь Аллахом, даже если они откажутся отдать мне верблюжьи путы, которые они обычно отдавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я непременно стану сражаться с ними и из-за (этих пут)!»
В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал (халифом), а некоторые из арабов вернулись к неверию, Умар, да будет доволен им Аллах, спросил (Абу Бакра): «Как же ты можешь сражаться с этими людьми?!1Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Мне было велено сражаться с этими людьми (имеются в виду многобожники), пока они не скажут: “Нет бога, кроме Аллаха”, а кто произнесёт (эти слова, тем самым) защитит от меня своё имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву2, и тогда (лишь) Аллах произведёт с ним расчёт”!» (В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята3, ведь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы козочку, которую отдавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я стану сражаться с ними из-за этого!»
Таково было мнение Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, рассматривавшего ислам как единое и неделимое целое, в силу чего он не считал возможным делать различия между теми или иным религиозными обязанностями. Закят является важнейшим элементом исламской экономической системы, одним из столпов ислама и одним из видов поклонения. Эту религию нельзя исповедовать частично, выполняя лишь некоторые из её установлений и не заботясь о других. Однако отдельные сподвижники посчитали, что в данном случае лучше проявить мягкость.
Умар сказал: «О халиф, добивайся расположения этих людей и прояви по отношению к ним доброту!» На это Абу Бакр ответил: «Я надеялся на твою помощь, а ты пришёл, чтобы оставить меня без поддержки! Неужели тот, кто во времена джахилийи был могуч, стал слабым в исламе? Откровения свыше прекратились, ибо эта религия стала совершенной, так неужели же она уменьшится, пока я жив?! Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не сказал, что исповедовать ислам можно только благодаря выполнению того, чего требует свидетельство? Свидетельство же требует совершения молитвы и выплаты закята, и, клянусь Аллахом, даже если все люди покинут меня, я буду сражаться с ними сам!»
После этого Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал всем вероотступникам общее послание и разослал его во все концы Аравии с посланцами, за которыми следовали войска. Эти посланцы должны были прочесть его послание людям, чтобы дать им возможность вернуться к истине, обдумать сложившееся положение и выполнить свой долг перед Аллахом, прежде чем начнутся военные действия и дело дойдёт до кровопролития.
В результате произошло несколько столкновений между отрядами мусульман и вероотступниками, а также лжепророками. Мусульмане не жалели сил, ведя эти боевые действия, и их вера проявилась наилучшим образом. Не прошло и года, как им удалось полностью остановить распространение смуты и вернуть вероотступников в лоно религии, которую принёс им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.

3. Собирание священного Корана. Мысль о необходимости собирания Корана пришла в голову Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:
«После истребления вероотступников из Йамамы4 Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, послал за мной, (когда же я пришёл к нему,) оказалось, что у него находится Умар бин аль-Хаттаб. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Умар пришёл ко мне и сказал: “Для чтецов Корана (имеются в виду люди, знавшие Коран на память) бой в Йамаме был трудным. Я опасаюсь, что чтецы станут погибать и в других сражениях, вследствие чего многое из Корана будет утрачено, и считаю, что ты должен велеть собрать Коран воедино”, и Умар повторял мне это, пока Аллах не вразумил меня, и я согласился с его мнением».
После этого Абу Бакр отдал приказ Зайду, и тот стал собирать Коран, (переписывая то, что было записано) на голых пальмовых ветвях и плоских белых камнях, и записывая то, что запомнили наизусть люди.

4. Мусульманские завоевания. После того как власть Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, упрочилась, мятежи вероотступников были подавлены и все дела пришли в порядок, Абу Бакр занялся тем, что является высшей целью ислама, то есть возвышением свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад − посланник Аллаха, и выведением людей с помощью этого свидетельства из мрака к свету. Настало время распространения исламского призыва за пределами Аравийского полуострова.
При жизни Абу Бакра мусульманские завоевания велись на двух направлениях. Первым было восточное направление, где мусульманам противостоял Иран. После того как Халид бин аль-Валид закончил сражаться с вероотступниками, Абу Бакр направил войско под его командованием в Ирак для сражений с персами, которые отвергли исламский призыв. Первым было сражение при Казиме. Персы потерпели поражение, их командующий погиб, а мусульмане захватили богатую добычу. После этого мусульмане одержали победы в нескольких других битвах, после чего в результате боевых действий или мирных переговоров, подчинили себе большинство районов страны к западу от Евфрата, сделав центром завоёванных земель Хиру.
В месяце сафар 13 г. х. Абу Бакр приказал Халиду бин аль-Валиду взять часть войска и направиться в Шам для оказания помощи мусульманам, сражавшимся с византийцами. Наместником Ирака был назначен аль-Мусанна бин Хариса.
Вторым было северное направление, где мусульмане сражались с византийцами. Абу Бакр послал в Шам войско под командованием Халида бин Саида бин аль-‘Аса, который разбил лагерь в Тайме и встретился с византийцами, после чего отправил Абу Бакру послание с просьбой о помощи. В ответ на это Абу Бакр снарядил четыре отряда. Первый, которым командовал Амр бин аль-‘Ас, был направлен в Палестину; второй отряд под командованием Шурахбиля бин Хасана был направлен в Иорданию; третий под командованием Йазида бин Абу Суфйана был направлен в Балку, а четвёртый под командованием Абу Убайды бин аль-Джарраха был направлен в Химс.
Отряды мусульман достигли Шама и Палестины в начале 13 г. х. Сначала дело ограничилось мелкими стычками, за которыми последовали крупные сражения и великие завоевания.

Сражение при Аджнадайне (13 г. х.) После первых стычек мусульман с византийцами император Византии Ираклий собрал для сражения с ними большую армию.
Мусульмане обратились за помощью к Абу Бакру, который велел Халиду бин аль-Валиду, да будет доволен Аллах ими обоими, выступить из Ирака с частью войск. Халид бин аль-Валид удивительно быстро пересёк пустыню и соединился с силами мусульман в Шаме. Он взял на себя общее командование и провёл прекрасную реорганизацию войска, после чего все мусульманские отряды двинулись на соединение с Амром бин аль-‘Асом, который противостоял крупным силам византийцев в месте под название Аджнадайн на территории Палестины. После этого началась битва, в которой византийцы потерпели крупное поражение.

Сражении при Мардж ас-Суффар (13 г. х.) Это сражение с византийскими войсками, которые пришли из расположенного на севере Химса произошло к югу от Дамаска. Халид и Абу ‘Убайда находились за рядами воинов и вместе с ними двигались навстречу посланной Ираклием армии. У византийцев было достаточно сил, чтобы спасти гарнизон осаждённого мусульманами Дамаска. Мусульмане были вынуждены выступить навстречу византийцам, численность которых достигала 10 000 человек. Мусульмане встретились с ними на равнине Мардж ас-Суффар, и когда Халид бин аль-Валид увидел противника, он поспешил построить свои войска так же, как и в день битвы при Аджнадайне. После этого началось сражение, в котором византийцы потерпели поражение. Многие из них погибли, а остальные разбежались, мусульмане же захватили их лагерь.
БОЛЕЗНЬ И КОНЧИНА АБУ БАКРА, да будет доволен им Аллах
Абу Бакр заболел после купания в холодный день. У него началась горячка, продолжавшаяся 15 дней, в течение которых он не выходил на общую молитву и приказывал проводить молитвы с людьми Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен Аллах ими обоими. Всё это время, которое он провёл дома, люди навещали его, а Усман, да будет доволен им Аллах, вообще не покидал Абу Бакра, пока тот болел.
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, скончался в ночь на вторник за восемь дней до завершения месяца джумада аль-ахира 13 г. х. Его правление продолжалось 2 года 3 месяца и 10 дней.
Согласно завещанию Абу Бакра, обмыть его тело должна была его жена Асма бинт Умайс. По одним сведениям, его тело было завёрнуто в два савана, а по другим − в три. Заупокойную молитву по нему прочитал Умар бин аль-Хаттаб, после чего Абу Бакра похоронили рядом с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует. Да будет доволен Аллах Абу Бакром и да воздаст Он ему наилучшим воздаянием!

Понравилась статья, поделись с друзьями :

СЕЙЧАС СМОТРЯТ

  • Сериал «Пророк Юсуф» — 2 серия

    Просмотров: 13349

  • Формула счастья

    Просмотров: 3988

  • Сериал «Пророк Юсуф» — 33 серия

    Просмотров: 8679

  • Жизнеописание пророка Мухаммада. 21«Вместе с любим

    Просмотров: 4634

  • Сказание о Мухтаре 14 (Месть за Хусейна (р.а)) исл

    Просмотров: 6578

  • Сериал «Пророк Юсуф» — 45 серия

    Просмотров: 20373

  • Изъян (Majruh) Узбекский фильм на русском языке

    Просмотров: 66485

  • Погубленный народ лута найден. (Содом и Гоморра) р

    Просмотров: 6750

  • Засчитывается ли омовение без платка ?

    Просмотров: 6407

СЛУЧАЙНЫЕ ИСЛАМСКИЕ ВИДЕО

  • Звездочка на земле. Индийский фильм на русском язы

    Просмотров: 36787

  • Коллекция нашидов №25 исламские песни

    Просмотров: 4931

  • Жизнеописание пророка Мухаммада. 30«Вместе с любим

    Просмотров: 6396

  • Исламская астрономия в Дагестане

    Просмотров: 5060

  • Конкурс чтецов Корана 2-е место (видео)

    Просмотров: 6787

  • Одно из самых удивительных чудес в Коране — О Фара

    Просмотров: 4814

  • Договор с ангелом смерти.Истории, увеличивающие ве

    Просмотров: 8700

  • Желай своему брату того, чего ты желаешь себе!

    Просмотров: 4651

  • Утренний намаз и шайтан

    Просмотров: 12971

ИЗБРАННЫЕ ВИДЕО

  • Ролик о ТВК «Исламский Мир»

    Просмотров: 32008

  • Святая Марьям (Хазрети Мариам) 1 серия, Исламский

    Просмотров: 64161

  • Луна рода Хашим сериал о пророке Мухаммаде

    Просмотров: 86041

  • Что находится внутри Каабы. Видеосъемка

    Просмотров: 128826

  • Молитва Ураза-Байрам в Москве

    Просмотров: 31298

  • Ролик «Золотой минбар»

    Просмотров: 27490

Мы в социальных сетях

халиф | Определение и история

Ключевые люди:
аль-Маварди

Посмотреть весь связанный контент →

халиф , арабский халиф («преемник») , в исламской истории правитель мусульманской общины. Хотя халифа и его множественное число хулаф несколько раз встречаются в Коране, обозначая людей как Божьих управителей или наместников на земле, этот термин не обозначал отдельного политического или религиозного института при жизни Пророка Мухаммеда. Он начал приобретать свое более позднее значение и формироваться как институт после смерти Мухаммеда (8 июня 632 г. н. э.), когда Абу Бакр, сподвижник Пророка и один из первых принявших ислам, был избран большинством мусульман в качестве лидер мусульманской общины и принял титул халифат расул Аллах , «преемник посланника Бога». Говорят, что преемник Абу Бакра, Умар ибн аль-Хаттаб, сначала принял титул халифат Аби Бакр («преемник Абу Бакра»), потому что титул халифат халифат расул Аллах («преемник преемника посланник Божий») было бы громоздким. Умар также назвал себя амир аль-муминин , «повелителем правоверных», что стало дополнительным обычным титулом для последующих правителей.

Абу Бакр и трое его непосредственных преемников известны как «совершенные» халифы или «праведные халифы» ( al-khulafāʾ al-rāshidun ), чье совместное правление идеализируется большинством мусульман как основанное на концепции шуры (консультация), иджма (консенсус) мусульман и байа (верность). Напротив, последующие правители мусульманского государства установили династическое правление, которое нарушило концепцию шуры 9.0016 и, следовательно, в значительной степени считался незаконным, хотя часто неохотно принимался из прагматических соображений.

Викторина «Британника»

Халифы и халифаты

Тем не менее, титул халифа носили 14 омейядских правителей Дамаска, а затем 38 аббасидских халифов Багдада, чья династия пала перед монголами в 1258 году. 1517 г., когда последний халиф был захвачен османским султаном Селимом I. Затем османские султаны претендовали на этот титул и использовали его до тех пор, пока он не был отменен Турецкой Республикой 3 марта 19 года.24.

После падения династии Омейядов в Дамаске (750 г.) титул халифа также приняла андалузская ветвь семьи, правившей в Испании в Кордове (755–1031; , см. также Кордовский халифат) , и это также предполагалось фатимидскими правителями Египта (909–1171), которые утверждали, что произошли от Фатимы (дочери Мухаммеда) и ее мужа Али.

Согласно шиитам, которые называют высшую должность «имаматом» или руководством, ни один халиф не является законным, если он не является прямым потомком Пророка Мухаммеда. Позже суннитские ученые настаивали на том, что этот пост принадлежал племени курайшитов, к которому принадлежал и сам Мухаммед, но это условие лишило бы права притязания османских султанов, которые занимали этот пост после того, как последний аббасидский халиф Каира передал его Селиму I.

В этой таблице приведен список основных халифов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Главные халифы*
халиф царствовать
«Идеальные» халифы
* Когда Мухаммед умер, Абу Бакр, его тесть, унаследовал его политические и административные функции. Он и трое его непосредственных преемников известны как «совершенные» или «правильно ведомые» халифы. После них этот титул носили 14 омейядских халифов Дамаска, а затем 38 аббасидских халифов Багдада. Власть Аббасидов закончилась в 9 г.45 г., когда буйиды взяли Багдад под свою власть. Однако Фатимиды провозгласили в 920 году в Тунисе новый халифат, который просуществовал до 1171 года. Власть Аббасидов была частично восстановлена ​​в 12 веке, но халифат прекратил свое существование с разрушением Багдада монголами в 1258 году.
Абу Бакр 632–634
Умар I 634–644
Усман ибн Аффан 644–656
Али 656–661
Омейядские халифы (Дамаск)
Муавия I 661–680
Абд аль-Малик 685–705
аль-Валид 705–715
Хишам 724–743
Марван II 744–750
Аббасидские халифы (Багдад)
ас-Саффах 749–754
Харун ар-Рашид 786–809
аль-Мамун 813–833
Фатимидские халифы (Аль-Махдия)
аль-Махди 909–934
аль-Каим 934–946
аль-Мансур 946–953
аль-Муизз 953–975
аль-Хаким 996–1021
аль-Мустансир 1036–94
аль-Мустали 1094–1101
Аббасидский халиф (Багдад)
аль-Нашир 1180–1225 гг.

Асма Афсаруддин

Халифат | История, империя, значение и определение

Аббасидский халифат в 9 веке

Смотреть все СМИ

Основные события:
Битва при Туре Битва при Ярмуке Битва при Нахаванде
Ключевые люди:
Мухаммед Али Муавия I аль-Мамун ‘Абд аль-Малик
Похожие темы:
Исламский мир ислам Исламское государство в Ираке и Леванте халиф
Родственные места:
Саудовская Аравия Израиль Иран Османская империя Турция

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Халифат , политико-религиозное государство, включающее мусульманскую общину, а также земли и народы, находящиеся под его властью, в течение столетий после смерти (632 г. н.э.) Пророка Мухаммеда. Управляемая халифом (араб. халифа, «преемник»), который обладал светской, а иногда и определенной духовной властью, империя Халифата быстро росла за счет завоеваний в течение первых двух столетий и включала большую часть Юго-Западной Азии, Северной Африки, и Испания. Позднее династическая борьба привела к упадку Халифата, и он прекратил свое существование как действующий политический институт после разрушения Багдада монголами в 1258 г.

Эта статья посвящена истории первоначального халифального государства, основанного в Аравии, Леванте и Месопотамии в 7–13 веках. См. халиф для общего обсуждения титульной должности, возглавляющей халифат; см. Также Династия Фатимидов и Халифат Кордовы для других исторических примеров халифатов.

Лидерство после Мухаммеда

Настоятельную потребность в преемнике Мухаммеда в качестве политического лидера мусульманской общины нашла группа мусульманских старейшин в Медине, которая назначила Абу Бакра, тестя Пророка, халифом. По мнению большинства мусульман, сам Пророк не оставил инструкций по выбору лидера после себя, хотя небольшое меньшинство — предшественники группы, позже известной как шииты, — выступали за притязания Али на халифат. Было бы анахронизмом предполагать, что эта ранняя группа поддерживала Али, потому что он был двоюродным братом и зятем Пророка. Скорее ранняя литература указывает на то, что законный халиф, как ожидалось, рано обратился в ислам (приоритет в обращении в ислам назывался sābiqah по-арабски) и обладать набором моральных качеств ( faḍāʾil по-арабски), таких как правдивость, щедрость, мужество и, прежде всего, знания. Власть халифа была в значительной степени эпистемической, то есть основывалась на его превосходных знаниях как в религиозных, так и в мирских делах.

Позже, в период правления Омейядов (661–750 гг.), все большее внимание уделялось родству с Пророком как критерию законного лидерства, вероятно, потому, что Омейяды хотели таким образом компенсировать отсутствие у них sābiqah , приняв ислам поздно при жизни Пророка. В ответ сторонники притязаний Али и его потомков на лидерство подчеркивали свое прямое происхождение от семьи Пророка как показатель их легитимности. К 10-му веку ортодоксальное суннитское большинство также пришло к признанию родства как фактора, понимая, что законное лидерство унаследовано от курайшитов, родового племени Мухаммеда, к которому также принадлежали первые четыре халифа.

Хотя правление первых четырех халифов — Абу Бакра, Умара I, Усмана и Али — было омрачено политическими потрясениями, гражданской войной и убийствами, последующие поколения мусульман вспоминали эту эпоху как золотой век ислама и четыре халифа были вместе известны как «праведные халифы» из-за их тесных личных связей с Мухаммедом. Праведные халифы в значительной степени установили административную и судебную организацию мусульманской общины и руководили завоеванием новых земель. В 630-х годах были завоеваны Сирия, Иордания, Палестина и Ирак, Египет был взят из-под контроля Византии в 645 году, и совершались частые набеги на Северную Африку, Армению и Персию.

Омейяды

Убийство Усмана и последовавший за ним неспокойный халифат Али вызвали первый межконфессиональный раскол в мусульманской общине. К 661 году соперник Али Муавия I, член клана Омейядов Усмана, вырвал халифат, и его правление установило династию Омейядов, которая просуществовала до 750 года. . Большинство мусульман считали Омейядов в лучшем случае номинально мусульманами, учитывая их мирской и богатый образ жизни. Они также были непопулярны из-за того, что силой установили династическое правление. Их правление презрительно именуется в более поздних источниках просто «царством» (9).0015 мульк ) — в отличие от халифата, который должен был основываться на высших личных заслугах правителя и устанавливаться в процессе консультаций с народом. В сознательном стремлении придать себе легитимность и обрести религиозную ауру Омейяды выбрали титул халифат аллах , «наместник Бога», в отличие, в частности, от первых двух халифов, которые, как говорят, сознательно избегали такое самовозвеличивающее название.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *