Гумилев поэзия: Николай Гумилев — стихи. Читать стихотворения Николая Гумилева

Содержание

ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА: Н. С. ГУМИЛЁВ

В апреле родился Николай Степанович ГУМИЛЁВ (1886 –1921), русский поэт.

 ВЕЧЕР

Еще один ненужный день,

Великолепный и ненужный!

Приди, ласкающая тень,

И душу смутную одень

Своею ризою жемчужной.

 

И ты пришла… ты гонишь прочь

Зловещих птиц – мои печали.

О, повелительница ночь,

Никто не в силах превозмочь

Победный шаг твоих сандалий!

 

От звезд слетает тишина,

Блестит луна – твое запястье,

И мне во сне опять дана

Обетованная страна –

Давно оплаканное счастье.

 

Имя Николая Гумилёва более полувека было под запретом, но его стихи проникали из одного десятилетия в другое сквозь глухое молчание. Проникали, в очередной раз доказывая миру, что настоящий Поэт – это целый самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармония и разлады которого будут доходить к потомкам и спустя десятилетия и века, как доходят к нам из глубин Вселенной свет давно погибших звёзд.

Родился Николай Степанович Гумилёв, чья жизнь стала легендой, а стихи – одним из вершинных событий Серебряного века, 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте в семье военного врача. Детские годы провёл в Царском Селе – одной из колыбелей русской поэзии, здесь же окончил гимназию, директором которой был известный поэт И. Анненский. Здесь же были написаны его первые стихи. После окончания гимназии уехал в Париж, продолжать образование в Сорбонне.

К тому времени Николай Гумилёв был уже автором книги стихов «Путь конквистадоров» (1905). Уже эти юношеские стихи имели свой «нерв», свой настрой. Мужественная интонация, волевое начало – вот главное в его стихах. Идеалы утверждаются в «битве» огневой, даже кровавой. Кто же и с кем сражался лирический герой Гумилёва? Владел многим: «Жаркое сердце поэта Блещет, как звонкая сталь». Перед жаждущим взором нет преград: «Мне всё открыто в этом мире – И ночи тень, и солнца свет…»

Николай, как пишут исследователи его творчества, был типичным маменьким сынком – капризным, избалованным, изнеженным. С ранних лет – любимцем женщин. Но при этом настоящим героическим мужчиной. С неистребимой тягой к подвигу. Он строил свою жизнь в соответствии с собственным идеалом – поэта-рыцаря, путешественника, воина, человека волевого и мужественного. Он неоднократно странствовал по Африке, записывая местный фольклор, знакомясь с бытом и искусством жителей африканского континента. Впечатления от путешествий нашли отражение в стихах поэта.

 В годы Первой мировой войны поэт защищал Отечество, был награждён двумя Георгиевскими крестами.

В 1908 году вышла вторая книга поэта «Романтические цветы» с посвящением будущей жене Анне Ахматовой. Это были два огромных дарования, два ярких человека. Их отношения были скорее тайным единоборством, чем отношения пары воркующих голубков.

Следующие сборники стихов «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Костёр», «Фарфоровый павильон» (1918) сделали Николая Гумилёва известным поэтом, а к двадцатому году Гумилёв стал одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петербурга. Его поэзия привлекала чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, а личность – мужеством и силой духа.

Жизнь поэта Гумилёва могла бы стать блестящим сюжетом для авантюрного романа, если бы не закончилась так по-русски трагично – от пули врага. В 1921 году поэт был расстрелян: считалось, что за соучастие в контрреволюционном заговоре, теперь же известно, что за недонесение о нём.

Интерес к расстрелянному и относительно недавно легализованному в отечественной литературе поэту был всегда как у любителей поэзии, так и у исследователей его жизни и творчества.

В Центре чтения продолжает работу выставка, посвящённая жизни и творчеству Николая Степановича Гумилёва. На выставке представлены произведения разных жанров Гумилёва: стихи, поэмы, статьи, автобиографическая проза, письма, а также воспоминания современников поэта и материалы исследователей его биографии, что даёт достаточно полное представление о творчестве поэта, знакомит читателя с его своеобразной эстетикой, оригинальным видением мира.

Несколько десятков книг, представленных на выставке, раскрывают одну из завораживающих литературных вех – Серебряный век. То время поражает плотностью великих имён: Мандельштам, Блок, Есенин, Пастернак, Цветаева, Ахматова…

Приглашаем всех любителей поэзии ознакомиться с блестящими портретами поэтов периода культурного и духовного обновления России, среди которых Гумилёв является, бесспорно, одним из ведущих его представителей.

Представляем наиболее интересные издания:

 

Гумилёв Н. С.

Всемирная библиотека поэзии. Избранное. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996.

В сборник поэта вошли стихотворения и поэмы из его сборников «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шахтёр», «Огненный столп», а также стихотворения, не вошедшие в прижизненные сборники.

 

Гумилёв Н. С.

Конквистадор : стихотворения. – Москва : ООО Издательский дом «Летопись – М», 1997.

Настоящее издание представляет все поэтические сборники Н. Гумилёва, в том числе «Жемчуга», доставивший ему широкую известность, «Костёр» и «Огненный столп», являющиеся вершинами его творчества, а также стихотворения разных лет.

 

Лукницкий П. Н.

Труды и дни Н. С. Гумилёва. – Санкт-Петербург : Наука, 2010.

Среди исследователей биографии Гумилёва писатель и журналист П. Н. Лукницкий стоит на первом месте. А данное издание – самая известная книга Лукницкого и представляет собой историко-литературное исследование.

Здесь собраны материалы, характеризующие быт, творчество и среду дореволюционных поэтов-акмеистов, главным образом Н. Гумилёва. Как читатель – поклонник, хорошо знакомый с художественным наследием Гумилёва, он ставит перед собой задачу изучения творческого пути поэта как историк литературы, созерцающий художественные тексты сквозь «призму эпохи», воссоздающий их историко-биографический контекст, – и блестяще с этим справляется.

В написании данного труда большое участие принимала А. Ахматова, которая проявила исключительный интерес к этой работе. Ахматову без преувеличения можно рассматривать как соавтора П. Н. Лукницкого, который написал уникальное, наиболее полное жизнеописание поэта.

 

Полушин В. Л.

Николай Гумилёв: Жизнь расстрелянного поэта. – Москва : Молодая гвардия, 2006.

Владимир Полушин, поэт, автор многих работ о Николае Гумилёве и главной из них – Энциклопедии Гумилёва, собрал все имеющиеся сведения в целостное жизнеописание поэта, приближённое к хронике. Как любая масштабная работа, – книга полемична и вместе с тем содержит богатый материал для любознательных читателей и будущих исследователей.

 

Бронгулеев В. В.

Посредине странствия земного : документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилёва : Годы 1886-1913. – Москва : Мысль, 1995.

Как известно Николай Гумилёв был не только поэтом, но и страстным путешественником, охотником и в какой-то мере этнографом, посетившим многие районы Африки.

Предлагаемая книга – о жизни и творчестве этого необыкновенного человека. Она предельно документальна, включает как выдержки из писем и дневников поэта, так и многочисленные воспоминания его современников.

 

Приглашаем любителей поэзии в Центр чтения!

Следующая выставка будет посвящена творчеству Булата Шалвовича ОКУДЖАВЫ, день рождения которого будет отмечаться 9 мая текущего года. В этом году исполняется 95 лет со дня рождения поэта.

 

ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ!

 

 

 

 

Николай Гумилев. Поэт и солдат

Приблизительное время чтения: 9 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Николай Гумилев на первый взгляд идеально вписывался в систему координат Серебряного века. Его любовь к экзотике, безапелляционные суждения об искусстве, да и сама жизнь, полная экстравагантных путешествий, кажутся одним большим литературным манифестом.

Настоящее понимание среди собратьев по перу он находил нечасто. Даже те, кто искренне любил поэта и очаровывался его творчеством, порой терялись от буйной и пестрой яркости его фантазии. Признанные мэтры — Гиппиус и Мережковский — поначалу и вовсе приняли Гумилева за графомана. Может быть, оттого, что его лирика несла на себе печать эпоса, принимаемую невнимательным читателем за напыщенность?

Да и сам автор до гротеска походил на героя своих конквистадорских баллад. Но за этим стояла яростная вера в свою избранность, в то, что Господь хранит поэта и направляет по истинному пути.

Николай Гумилев в старших классах гимназии

Золото, индейцы и Священное Писание

Мать будущего поэта, Анна Ивановна, часто вместо вечерней сказки читала детям Священное Писание. И не только читала, но и обсуждала евангельские события с маленькими сыновьями Димой и Колей.

Коля усердно молился. Отказывался от конфет, чтобы отдать их старушке из богадельни, приходившей к матери. Совершал и более трудный подвиг: тщательно скрывая скуку, играл со старушкой в ненавистное лото.

Н. С. Гумилев с Н. Сверчковым в Африке. 1913

При этом пай-мальчиком юного Гумилева назвать нельзя. Скорее он похож на гимназиста Чечевицына из рассказа Чехова, собравшегося бежать в Америку за золотом и индейскими приключениями. Себя он видел этаким суперменом — потрясающе храбрым и кровожадным. Ради поддержания этого образа однажды ему пришлось перед толпой ровесников откусить голову живому карасю. Потом, правда, он сильно страдал от мук совести, поскольку никакой жестокости в нем не водилось, а животных он очень любил.

Всяческое зверье было особой темой для поэта. В детстве он даже устроил для матери подарок — собрание лягушек, жаб и ящериц посреди садовой клумбы — и был страшно расстроен, когда мать с криком убежала.

Темная игра

В юности Гумилев баловался опасными вещами — как, впрочем, и многие в его окружении. Однако вера, заложенная в детские годы, уберегла его от серьезной беды. Глядя в бездну, он увидел больше, чем его легкомысленные друзья, и вовремя остановился. В Париже вместе с другими эстетами он занимался вызыванием дьявола, и, единственный из всей компании, увидел отвратительную морду с горящими глазами. Князь тьмы не однажды появляется в его ранних стихах: «Мой старый друг, мой верный Дьявол», «Пять коней подарил мне мой друг Люцифер». Правда, никакого восхищения врагом рода человеческого нет в этих миниатюрах, традиционных для декадентов, к которым причислял себя в то время Гумилев. Зато есть предостережение о коварной природе искусителя и предчувствие беды.

Николай Гумилев, Лев Гумилев и Анна Ахматова. 1915

Доподлинно неизвестно, сколько раз поэт играл со смертью — стрелялся на дуэлях, гарцевал под пулями на войне, не скрывал монархических взглядов в большевистском Петрограде. Поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала его монолог о смерти, произнесенный в сочельник 1920 года: «Будет ли вообще что-нибудь? Или все кончается здесь, на земле? Верю, Господи, верю, помоги моему неверию».

И, конечно, в разные периоды жизни Гумилева мотивация его «рисковых поступков» была разной. Если до 1914 года это во многом была рисовка, игра, желание постоять «у бездны на краю», то, оказавшись на войне, он столкнулся с настоящей бедой, настоящим страхом, настоящими испытаниями. Юношеская бравада подверглась проверке на прочность, и поэт прошел ее с честью.

Возможно, Гумилев лечился смертельными опас­ностями от недостатка веры. Попадая в зону риска, он как будто успокаивался и приходил в гармонию с самим собой, чувствуя рядом с собой Божье охраняющее присутствие. Вот одно из его писем с фронта Первой мировой войны: «Мы, наверное, скоро опять попадем в бой, и в самый интересный, с кавалерией. Так что вы не тревожьтесь, не получая от меня некоторое время писем, убить меня не убьют (ты ведь знаешь, что поэты — пророки)…»

Доброволец

Господь действительно хранил его очень долго, до самого 1921 года. Что же случилось тогда? Высшие законы перестали работать в стране безбожников?

Когда началась Первая мировая война, Николай Степанович захотел попасть на фронт. Его влекли идеалы рыцарства, отваги, честного служения своей земле. Однако это оказалось не так-то просто для имеющего «белый билет» из-за косоглазия. Получив отказ с первой попытки, Гумилев не сдался. Он по­ехал к царскосельскому начальнику военного присутствия и применил весь свой дар убеждения. Врачи, не выдержав потока красноречия, сдались.

Николай Гумилев. 1921

С первыми днями на фронте поэту удивительно повезло. Он попал в почти идеальную ситуацию, созвучную его рыцарским представлениям. «Ни в Литве, ни в Польше я не слыхал о немецких зверствах, ни об одном убитом жителе, изнасилованной женщине, — пишет Николай Степанович родственникам. — Войско уважает врага, мне кажется, и газетчики могли бы поступать так же…».

На войне Гумилев сохранял присутствие духа, удивительное для абсолютно штатского человека. Он быстро обучался специфическим тонкостям военного дела. Стихия войны захватила его. Время, проведенное на передовой, поэт называл лучшим в жизни, лучше даже путешествий в Африку.

Многих война ломает. Гумилева она очистила от всего наносного, вроде заигрываний с Люцифером. Теперь имя Господа мощно зазвучало в его стихах:

…Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

Возможность совершить настоящий подвиг манила его. Вечером 20 ноября 1914 года, после тяжелого боя, начали искать добровольцев для ночной разведки. Стоит ли говорить, что Николай Степанович вызвался первым?

Гумилев обнаружил неприятеля. Оставалось самое важное: вернуться живым, дабы донести ценную информацию до своих. А можно ли остаться в живых, пустившись вскачь по открытому полю под прицельным огнем врага?

Запредельную опасность поэт осознал, только уйдя из-под обстрела, а тогда… «…тогда я только придерживал лошадь и бормотал молитву Богородице, тут же мною сочиненную и сразу забытую по миновании опасности…»

За успешную разведку Гумилев был награжден Георгиевским крестом. Он приехал в Петербург в уланской форме и читал стихи о войне.

Главный подвиг

Но самый главный рыцарский подвиг поэт совершил не на обычной войне. В страшные для христианской России времена, когда образованные люди во множестве уезжали на Запад, Гумилев вернулся из командировки во Францию на Родину. Когда-то ему удалось в одиночку прорваться через цепь неприятеля. Теперь задача была еще более невыполнимой: он шел против течения эпохи.

Тягостен, тягостен этот позор —
Жить, потерявши царя!

Неважно, что эти строки появились в 1909 году. Повторная их публикация в большевистском Петрограде имела совсем другой смысл: вызов новой безбожной и незаконной власти.

Офицерские погоны Гумилева

Поэт и не думал «фильтровать» свое творчество, избегать опасных тем. Крестился при виде храма, не заботясь, сколько людей смотрят на него, называл своих слушателей в литературной студии «господа», нарочито избегая слова «товарищи», не скрывал монархических взглядов.

Однажды Гумилева пригласили на вечер поэзии для матросов Балтийского флота. Николай Степанович, читая подборку стихов, вдруг с особым значением выделил строки:

Я бельгийский ему подарил пистолет
И портрет моего Государя.

Присутствовавшая на том вечере поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала: «По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Гумилев продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущенных слушателей. Кончив стихотворение, он скрестил руки на груди и спокойно обвел зал своими косыми глазами, ожидая аплодисментов. Гумилев ждал и смотрел на матросов, матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: Гумилев победил».

В чем причина такого «вызывающего поведения»? Политические разногласия с советской властью? Духовное ее неприятие? Или банальная тяга к драйву, адреналиновая зависимость? До конца мы этого узнать не можем, но вариант адреналиновой зависимости можно сразу отбросить — будь в этом дело, поэт нашел бы множество куда более простых способов ее удовлетворить. Политическая версия выглядит логичнее, поскольку ни малейших симпатий к революции поэт не испытывал. Однако следует признать — Гумилев никогда особо не интересовался политикой, а если бы даже и решил вступить в борьбу с большевиками, куда разумнее было бы присоединиться к Белому движению.

Но вот что касается духовного неприятия — это кажется куда более достоверным. В новой власти он увидел нечто большее, чем просто чуждую ему политическую платформу. Нет, она вызывала у него апокалипсические ассоциации, что отразилось и в стихах. Например, «Звездный ужас», в котором красный лебедь гонится за обезумевшими людьми. Создать такой образ в «красном» обществе равно самоубийству. Рядом стоит и гениальное стихотворение «Слово». Помимо удивительной красоты и силы метафор, оно еще воспринимается как слепок страшной сатанинской эпохи, когда у людей отнимают Бога:

А для низкой жизни были числа,
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

И портрет Ленина-антихриста угадывается в строках:

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Послание дошло до адресата. В ночь перед расстрелом Гумилева Ленину звонили, пытаясь спасти поэта, и получили ответ: «Мы не можем целовать руку, поднятую против нас».

Есть разные версии об участии Гумилева в антиправительственном заговоре: то ли участвовал, то ли знал, но не донес. Часть современных исследователей полагает: заговора вообще не существовало, его сфабриковало ЧК в связи с Кронштадтским восстанием.

Но и без участия в заговоре Гумилев вряд ли мог остаться в живых. Странно, что ему дали существовать в коммунистической стране так долго и даже приобрести огромную популярность у творческой молодежи.

Последняя фотография Н. Гумилева, сделанная в ЧК

Был ли провокатором поэт Борис Верин, уговаривавший Гумилева присоединиться к контрреволюционному заговору, собственно, не так уже важно. Чекистам не составило бы труда поймать поэта и другим способом, ведь он не собирался прятаться, а наоборот, превратил свою жизнь в свидетельство.

Я еще один раз отпылаю
Упоительной жизнью огня

Подкладывая дров в свой костер, Гумилев назвался дворянином. Это было неправдой, но идеально вписывалось в рыцарский образ. По иронии судьбы (а может, и специально) следователь Якобсон, допрашивавший Николая Степановича, оказался знатоком поэзии и цитировал по памяти гумилевские стихи. Чекисты оценили мужество поэта перед расстрелом. Один из их тайных осведомителей вспоминал: «Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу… Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление… Мало кто так умирает…»

Возвращение Гумилева к читателям происходило много труднее, чем у других запрещенных поэтов Серебряного века. Уже давно начали публиковать Пастернака, Мандельштама, Цветаеву, Ахматову, но над гумилевским наследием по-прежнему висела тень «расстрельного дела». Гумилева реабилитировали только в 1992 году. Но задолго до официального «прощения» его стихи, распространенные самиздатом, уже были известны миллионам людей. В отличие от творений многих эстетов Серебряного века, гумилевские строки по прошествии семидесяти лет воспринимались до боли актуальными и родными. Лучшее подтверждение этой мысли — множество самодеятельных «подгитарных» песен, написанных на его тексты уже в наши дни.

Причиной тому не только удивительное совершенство формы и яркость образа его поэзии. Гумилев продолжает делиться со своими читателями мужеством и верой. Он учит «не бояться и делать, что надо».

Николай Гумилев – Тамара Вардомская

Серия переводов поэзии Серебряного века, 54/?

Учительница литературы, которая познакомила меня с этим стихотворением, не совсем поняла, кто из Ромула и Рема убил другого. По-русски слово для Рима — «Рим», что ближе к «Рем», слову, обозначающему Рема, поэтому она думала, что это Рем убил Ромула и назвал город своим именем — или, учитывая слово «Рома, Ромул убил Рема и назвал город своим именем или назвал его именем своего брата из сожаления.

Я думаю, что Гумилев был бы более уверен в легенде (согласно большинству источников по легенде, Ромул убил Рема), но стихотворение работает в обе стороны: что последняя строка Рема предвещает либо собственную смерть, либо его брата.

Чтобы рифма сработала, я поставил во второй строке более одного холма. Ведь на самом деле их должно быть семь.

***
Основатели

Рем и Ромул стояли на вершине холма.
Холмы раскинулись дикими и безмолвными впереди, рядом.
Ромул сказал: «Здесь будет город».
— Да, яркий, как солнце, — ответил Ремус.

Ромул сказал: «Древние почести мы получили
По воле и повелению звезд на высоте».
«То, что было раньше, должно быть забыто,
Смотри вперед», — ответил Ремус.

«Здесь будет цирк, — говорил Ромул,
— А здесь наш дом, открытый для всех проходящих».
«Но ближе к нашему дому мы должны закладывать
Могилы и могилы», — ответил Ремус.

Николай Гумилев, 1924; перевод Тамары Вардомской, 19 сентября 2019

Posted on

28 сентября, 2019 by vardomskaya

перевода русской поэзии Серебряного века, 17/?

В продолжение вчерашнего второго стихотворения Мандельштама в этой серии, вот одно, которое тесно связано с первым, которое я опубликовал (найдено здесь). По-видимому, чтение «Илиады» поздно вечером и сочинение стихов о странном психическом состоянии, которое возникает, было обычным времяпрепровождением среди акмеистов, и Гумилев занимался этим четырьмя годами ранее. Однако ответы двух поэтов на одну и ту же ситуацию поразительно различаются; Гумилев акцентирует внимание на противопоставлении современного мира миру «Илиады», а Мандельштам смотрит прямо на ахейцев.

(Я знаю, что в Сибири жили мамонты, а не мастодонты. Пожалуйста, не стесняйтесь идти на могилу Гумилева и решать свои проблемы, хотя я подозреваю, что он тоже знал и просто хотел рифмовать с « горизонты» в оригинале.)

Современность

Я закрыл Гомера и сел у эркерного стекла.
На моих губах трепетало последнее слово Илиады.
Неторопливо прошла длинная тень ночного сторожа,
И над чем-то — светом лампы или луны — ярко брызнуло.

Так часто я бросал вызывающие взгляды
И встречал в ответ много вызывающих взглядов:
Одиссеев над книгами судоходной фирмы,
Агамемнонов среди захудалых вышибал общественного зала.

Точно так же далеко в Сибири, где плачут метели,
Мастодонтов еще больше растет в их серебряных ледниках.
Там их тупая тоска метёт сугробы,
И их кровь окрашивает рубежи горизонта.

Мне грустно от книги, тоскую от лунного света.
Возможно, мне и не нужен герой, так уж сложилось.
Вот идут по аллее странные в нежном восторге,
Пара студентов обнимаются, как Дафнис и Хлоя.

Николай Гумилев, 1911; перевод Тамары Вардомской, июль 2016.

Опубликовано от vardomskaya 1

поэтических перевода русского Серебряного века, 12/?

Возвращаемся к другому стихотворению Николая Гумилева, опубликованному в 1910-го года он женился на Анне Ахматовой (они будут вместе восемь лет). Критик (не цитируется) размышлял, что это стихотворение является ключевым для всего творчества Гумилева: наставление опытного поэта молодому об оборотной стороне творчества и предупреждение, предвещающее гибель, которая должна была прийти к самому Гумилеву в Август 1921 г. Гумилев посвятил ее Валерию Брюсову (1873-1924), одному из основателей движения символистов.

Волшебная скрипка

Мой милый мальчик, ты такой счастливый, всегда веселый, светлый и улыбающийся,
Не проси этой сладкой удачи, которая отравила миры.
Ты не знаешь, ты не знаешь, ты не знаешь, что это за скрипка,
Какие мрачные ужасы ждут того, кто посмеет начать играть!

Если руки игрока властно возьмут скрипку и смычок,
Мирный свет навсегда исчезнет из глаз, сделавших этот выбор.
Стаи бешеных волков бродят, голодные, по дорогам, где ходят скрипачи.
Изверги и демоны любят слушать царственный голос скрипки.

Всегда, всегда должны звучать эти струны, и петь, и плакать, и причитать,
И обезумевший лук должен прыгать и танцевать дни и ночи,
Под солнцем и под снегом, под метелью, под бурей,
Даже когда запад горит, даже когда пылает восток.

Ты устанешь, ты замедлишься, ты остановишься всего на одной ноте,
И у тебя пропадет сила дышать или издать звук,

И волки в бешеной кровожадности тотчас же вцепятся тебе в горло,
И их лапы раздавят твою грудную клетку, а их зубы утащат тебя вниз.

Тогда ты познаешь жестокую насмешку над всем, что пелось вокруг,
И глаза твои увидят запоздалый, но всепоглощающий страх,
И скорбный холод обвьет твое тело, как саван,
И твои друзья преклонятся их головы тогда, и ваша невеста расплачется.

Давай, мальчик! Вы не найдете здесь ни радости, ни сокровищ!
Но я вижу, что ты смеешься, из твоих глаз блестят солнечные зайчики.
Вот, возьми волшебную скрипку, сразись с монстрами, которых боятся другие,
И умри славной смертью, ужасной смертью, которой умирают скрипачи!

Николай Гумилев, 1910; перевод Тамары Вардомской, 2012.

Опубликовано

6 сентября 2016 г. от vardomskaya 1

перевода русской поэзии Серебряного века, 2/?

Николай Гумилев (или Гумилев) (1886-1921) в настоящее время более известен как репрессированный и впоследствии убитый муж Анны Ахматовой, но он был самостоятельным компетентным поэтом и одним из основателей акмеистического движения в поэзии. Он был очарован Африкой и посетил ее четыре раза, но это стихотворение, первое из его произведений, которое я встретил, не совсем об Африке.

Жираф

Сегодня я могу сказать, что твой взгляд особенно печален
И твои руки особенно тонкие, когда они обхватывают твое колено.
Слушай, я расскажу тебе, как далеко-далеко, по берегам озера Чад,
Изящный жираф бродит на воле.

Он создан таким томным, грациозным и стройным
С пятнышками в волшебных узорах, украшающими его шкуру,

Так только луна в своей красоте сравнится с ним
Когда она мерцает и разбивается о рябь кристального озера.

Издалека он похож на разноцветные паруса корабля.
Он летит галопом, как птицы, радуясь полету.
Я знаю, что земля видит много чуда, когда при первой звезде
Он прячется в пещере из мрамора, чтобы переждать ночь.

Я могу рассказать о таинственных землях, о смехе и блаженстве,
О деве черной, но миловидной, о страстном молодом вожде на равнине. ..
Но ты, слишком долго ты вдыхал тяжесть тумана.
Вы не верите, что есть что-то кроме дождя.

И как рассказать тебе о запахе трав, которые играют
Под стройными пальмами, и о том, как там лежат тропические сады…
Ты плачешь? Вы только послушайте… на берегу озера Чад, далеко,
Мимо бродит изящный жираф.

Николай Гумилев, 1908 г.р.; перевод Тамары Вардомской, февраль 2012.

Опубликовано от vardomskaya 1

Издательство Juniper | Журнал открытого доступа

Engineering Group

Pharma Group

Medical Group

Health Care Group

General Sciences

Microbiology Group

PDF

PDF (Portable Document Format) is a file format that has captured

View More

HTML

База данных HTML представляет собой сборник документов

Подробнее

Электронные книги

Издатели Juniper с честью принимают написанные электронные книги

Просмотреть еще

Juniper Publishers Vision

«Содействовать созданию, распространению и применению научных знаний на благо общества и улучшению жизни людей. Основная миссия издательства Juniper — постоянно прилагать усилия для преобразования научной информации от исследователей со всего мира, в легкодоступные данные путем публикации на нашем веб-сайте. Наше видение состоит в том, чтобы создать открытую научную платформу, где у всех есть равные возможности искать, делиться и генерировать знания, расширяя возможности исследователей и ученых в их повседневной работе».


Последние статьи

1 2345678910Следующая

Исследовательская статья

История болезни

Исследовательская статья

Исследовательская статья

Рентгенологическая анатомия клиновидной пазухи Мексики: анатомия высокого риска для эндоскопической эндоназальной хирургии основания черепа

Агустин Дорантес-Аргандар*, Луис Перес-Гарсия, Флавио Родас-Беррезуэта, Хуан Пабло Ичасо-Кастельянос, Антонио Товар-Диас, Кристиан Янис Сандовал-Рамирес, Виктор Рамзес Чавес-Эррера и Беренис Гарсия-Гусман

Журнал неврологии и нейрохирургии открытого доступа

DOI:10. 19080/OAJNN.2023.17.555973

Краткое сообщение

Исследовательская статья

Мини-обзор

Обзорная статья

Исследовательская статья

Обзорная статья

Новые биологические методы лечения псориатического артрита: обзор

Мария Исабель Гомес Корал*, Карла Николь Агирре-Ордоньес, Кевин Джованни Лайнес Балон, Лаура София Тривиньо Куэльяр, Зульма Дорила Соса Каркамо, Карла Бануэлос Гонсалес, Джинна Джованна Йепес Сисалема, Эмилио Исраэль Вонг-Валенсуэла, Дэвид Адриан Де Леон

JOJ Дерматология и косметика

DOI:10.19080/JOJDC.2023.05.555657

Отзывы

Я очень горжусь тем, что являюсь главным редактором Журнала кардиологии и сердечно-сосудистой терапии, высококачественного онлайн-журнала, привлекательного графическим форматом и интересного, полезного. .. Подробнее

Джузеппе Гуллаче


Университет Флоренции, Италия

Global Journal of Archeology & Anthropology — очень величественный журнал. И я очень, очень, очень рад, что мне дали возможность писать статьи для журнала. Я… Подробнее

Лоуренс Томас


Школа Максвелла Сиракузский университет

Мне посчастливилось участвовать в кейс-стади Juniper Online Journal, где выдающиеся исследователи поддерживают меня и поддерживают их работу. Сам журнал показал высокий уровень и качество… Подробнее

Мохаммед Низар Баттихи


Центральные лаборатории Баттихи, Иордания

Мне нравится читать International Journal of Pulmonary and Respiratory Science, так как он объединяет представителей легочных дисциплин для обсуждения новых тенденций, результатов исследований и новых… Подробнее

Kelly L Colwell


Государственный университет Янгстауна, США

Наша работа была опубликована в журнале «Достижения в области стоматологии и гигиены полости рта» в 2017 году на тему «Управление вызовами реакции на лекарственные лихеноиды полости рта». Процесс публикации нашей ма… Подробнее

Кобкан Тонгпрасом


Университет Чулалонгкорн, Таиланд

Существует множество онлайн-журналов, которые следует учитывать, когда один из авторов представляет рукопись. Достижениям в стоматологии и гигиене полости рта следует уделять первостепенное внимание из-за уровня их профессии… Подробнее

John E Nathan


Американский совет педиатрии Стоматология, США

Я был действительно впечатлен качеством процесса публикации и высокой заметностью моей статьи, опубликованной в OAJT.

Акопова Ольга В.


Институт физиологии им. Богомольца, Украина

Для исследователя и ученого важно иметь возможность делиться идеями и мыслями с другими профессионалами по всему миру. Журнал хирургии открытого доступа (OAJS) позволил мне узнать больше

Уильям Джеймс Кобб


Оксфордский университет, Великобритания

Журнал медицины анестезии и интенсивной терапии (JAICM) — превосходный журнал, посвященный серьезным проблемам в отделениях анестезии и интенсивной терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *