Гумилев поэту: Поэту — Гумилев. Полный текст стихотворения — Поэту

Поэту — Гумилев. Полный текст стихотворения — Поэту

Литература

Каталог стихотворений

Николай Гумилев — стихи

Николай Гумилев

Поэту

Пусть будет стих твой гибок, но упруг,
Как тополь зеленеющей долины,
Как грудь земли, куда вонзился плуг,
Как девушка, не знавшая мужчины.

Уверенную строгость береги:
Твой стих не должен ни порхать, ни биться.
Хотя у музы легкие шаги,
Она богиня, а не танцовщица.

И перебойных рифм веселый гам,
Соблазн уклонов легкий и свободный,
Оставь, оставь накрашенным шутам,
Танцующим на площади народной.

И выйдя на священные тропы,
Певучести, пошли свои проклятья.
Пойми: она любовница толпы,
Как милостыни, ждет она объятья.

1908 г.

О музе

Серебряный век

Стихи Николая Гумилева – О музе

Стихи Николая Гумилева – Серебряный век

Другие стихи этого автора

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

О животных

Она

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Серебряный век

О тебе

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

Серебряный век

За что

О, что за скучная забота

Пусканье мыльных пузырей!

Серебряный век

Капитаны

Серебряный век

Слово

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Серебряный век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Гумилев — поэт еще не прочитанный. Визионер и пророк…» -к 135-летию со дня рождения

   15 апреля исполняется 135 лет со дня рождения Николая Степановича Гумилёва (3 [15] апреля 1886 – 26 августа 1921).  Известный русский национальный поэт, переводчик и литературный критик, путешественник Николай Степанович Гумилёв – достойный представитель Серебряного века русской поэзии. Наследие, личность и судьба этого уникального поэта редкой индивидуальности вызывает сейчас жгучий интерес. Его творчество еще при жизни привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, личность – мужеством и силой духа. Гумилёв строил свою жизнь в соответствии с собственным идеалом – поэта-рыцаря, путешественника, воина, человека волевого и мужественного. Природа наградила его огромным талантом, а путешественником и воином его воспитала среда.

   Я конквистадор в панцире железном,
   Я весело преследую звезду,
  Я прохожу по пропастям и безднам
  И отдыхаю в радостном саду….
…Тогда я сам мечту свою создам
    И песней битв любовно зачарую.

  Таким верховодом и завоевателем Гумилев был с детства. «Я хотел все делать лучше других, всегда быть первым. Во всем. Я был очень смелым. Смелось заменяла мне силу и ловкость» – вспоминал зрелый Гумилев. 

 Писать Николай начал рано. Его первый сборник «Путь конквистадоров», изданный в 1905 году на средства родителей, был замечен В. Брюсовым. Валерий Брюсов был первым, кто заметил талант молодого поэта, ввел его в круг лучших литераторов того времени и по-отечески его опекал. Гумилев писал Брюсову письма из Франции, куда уехал после окончания гимназии. 1907 г. — время его активной переписки с В. Брюсовым, которому он посылает свои стихи, рассказы и статьи. «Я взял себе за правило к каждому письму прикладывать еще и стихотворение», – пишет Николай Гумилев Брюсову.

  В Париже Гумилев слушает в Сорбонне лекции по французской литературе, изучает живопись. В 1908 году издает книгу «Романтические цветы», которую посвятил Анне Горенко (будущей А. Ахматовой).   Стихи были «красивы, изящны, интересны по форме», и Брюсов назвал поэта «серьезным  работником, который понимает, чего хочет, и умеет достичь, чего добивается». В Анну Ахматову Гумилев влюбился до беспамятства. Когда поэтесса отвергла ухаживания Николая, он даже хотел покончить с собой. Тогда он еще не знал, что через несколько лет Ахматова станет его супругой и у них родится сын Лев, который в будущем станет известным писателем, географом, историком и философом, автором собственной пассионарной теории этногенеза.

  Гумилев был не только поэтом, но и одним из крупнейших исследователей африканского континента. Он принял участие в нескольких экспедициях на восток и северо-восток Африки и привез оттуда множество редкостей, переданных в петербургскую Кунсткамеру. Кроме стихов, в его творческое наследие вошли и этнографические заметки о жизни народов Африки. С детства мечтая о путешествиях и дальних странах, слушая рассказы своего отца, морского врача и военные истории, рассказанные дядей-адмиралом он мечтал отправиться в покорять новые земли. Еще в Париже под впечатлением от полотен Пикассо, Матисса, Дерена, которые использовали африканскую тему в своем творчестве, Гумилев задумал поездку в Африку.

И в 1908 году Николай Степанович осуществил свою давнюю мечту. Он посетил Египет, Французский берег Сомали (1909 г.), но главной его целью была Абиссиния (1910 г.). 

  Второе путешествие в Абиссинию он осуществил в 1913 году, сразу после свадьбы с Анной Ахматовой. Эта поездка была хорошо организована и согласована с Академией наук. По заданию Музея антропологии и этнографии Гумилев-путешественник «собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы осмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь…, даже копался в зловонной корзине для старья и нашел там много интересного…». Эти предметы можно и сейчас увидеть в петербургском Музее антропологии. По возвращении из путешествия Гумилев сделал доклад на заседании редакции журнала «Аполлон». Африка стала одной из центральных тем в творчестве Николая Гумилёва. Свою любовь к этому континенту поэт выражал в стихах.

   Восемь дней от Харрара я вел караван
   Сквозь Черчерские дикие горы
   И седых на деревьях стрелял обезьян,
   Засыпал средь корней сикоморы. .

И таинственный город, тропический Рим,

Шейх-Гуссейн я увидел высокий,

Поклонился мечети и пальмам святым,

Был допущен пред очи пророка.

 Поэт провёл в Африке много месяцев, общаясь с местными жителями и вдохновляясь экзотической природой. Все события путешествия, местные обычаи и традиции аборигенов Гумилев отражал в «Африканском дневнике». После посещения Африки были написаны сборник «Шатер», статья «Африканское искусство», поэма «Мик», стихотворения, которые вошли в сборник «Огненный столп», «Чужое небо». Его произведения об Африке за их этнографическую точность называют «путеводителем» по Африке, а сборник стихотворений «Шатер» — называю учебником «географии в стихах». Поэт отмечал: «Я пишу географию в стихах.… Самая поэтическая наука, а из нее делают какой-то сухой гербарий…»

   Одним и важных периодов жизни и творчества русского поэта стала Первая мировая война. 18 июля 1914 года Германия объявила войну России. Решение идти на войну Николай Гумилев принял сразу: «В немолчном зове боевой трубы я вдруг услышал песнь моей судьбы». Имея на руках белый билет, Гумилев добивается зачисления на военную службу, выбирает кавалерию. Он единственный из всех сотрудников журнала «Аполлон», пошел добровольцем на фронт. «Променял веселую свободу на священный долгожданный бой». За отдельную плату выучится владеть шашкой и пикой. 28 сентября, получив боевого коня, рядовой Гумилев отправился на передовую. Свое начало в войне поэт-воин передал в стихах «Война» и «Наступление», написанных на фронте осенью 1914 года.

«…В жизни пока у меня три заслуги – мои стихи, мои путешествия и эта война…» — писал Гумилев близкому другу М. Лозинскому. Он ведет подробный дневник военных дней «Записки кавалериста», который печатают в петербургской газете «Биржевые ведомости» в рубрике «Летопись войны». П. Лукницкий назвал «Записки кавалериста» суровой военной прозой, «без сусальности и прекрас».

   Знал он муки голода и жажды,
   Сон тревожный, бесконечный путь,
   Но святой Георгий тронул дважды
   Пулею нетронутую грудь.

Кроме записок Гумилев пишет книгу «Колчан» (1915 г.), куда входит несколько стихотворений о войне. На излечении в госпиталях и лазаретах он создает драму в стихах «Гондла» (1916 г.),  на материале исландских саг — арабскую сказку «Дитя Аллаха» (1917 г.). В том же 1917 г. Николай Степанович пишет «византийскую» трагедию «Отравленная туника» — одно из лучших созданий в истории театра, книгу «Фарфоровый павильон», состоящую из переводов восточных поэтов.

 Поэт, литератор, переводчик Николай Гумилев был широко известен и популярен. Он много работает: издает книги, выступает в различных аудиториях, читает лекции, преподает в студиях и кружках, занимается переводческой деятельностью и литературной критикой, входит в состав редколлегии издательства «Всемирная литература», его избирают председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

  Вершиной творчества поэта можно назвать его «Огненный столп» (1921 г.). В нем много лично пережитого, а стихотворения «Память» — оценка своего жизненного и творческого пути.

   Гумилев Н. С. странствовал по Африке, в годы Первой мировой войны защищал Отечество, создал новое литературное направление – акмеизм, был главой ряда литературных обществ и погиб на взлете, полный творческих замыслов и планов. «Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создает поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твердого камня высекают самые дивные статуи?», – писал Гумилёв в одном из писем.

  Николай Гумилев никогда не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти. Он открыто заявлял, что не понимает и не уважает большевиков. Раньше о политических убеждениях Гумилева никто не слыхал. В советском Петербурге он стал даже незнакомым, даже явно большевикам открыто заявлять: «Я монархист». Гумилева уговаривали быть осторожнее. 3 августа 1921 года Николая Гумилева арестовали. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, заговоре против советской власти и сотрудничестве с Петроградской боевой организацией.

24 августа был вынесен смертный приговор. 26 августа 1921 года Николая Гумилева и 56 других обвиняемых по делу расстреляли. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно.

  Значение Н. С. Гумилева в истории русской культуры определила М. Цветаева: «Дорогой Гумилев, – пишет она из Франции спустя 10 лет после его гибели, – есть тот свет или нет, услышьте мою, от лица всей Поэзии, благодарность за двойной урок: поэтам – как писать стихи, историкам – как писать историю».

В фондах отдела информационных ресурсов имеются издания произведений Гумилева Н. С.

В тексте использованы иллюстрации из книг: 

 Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного : Докум. повесть о жизни и творчестве Н. Гумилева. Годы: 1886-1913 / В. В. Бронгулеев. — М. : Мысль, 1995.

 Лукницкая, В. К. Николай Гумилев : Жизнь поэта по материалам домаш. арх. семьи Лукницких / Вера Лукницкая. — Л. : Лениздат, 1990.


 Полушин, В. Л. Николай Гумилёв : Жизнь расстрелянного поэта / Владимир Полушин. — Москва : Молодая гвардия, 2006

Полный Список произведений Н. С. Гумилева и библиографии о нем в фонде ОИР НТГСПИ (ф) РГППУ.

Николай Степанович Гумилев Стихи — Стихи Николая Степановича Гумилева

Ударять Заголовок Дата Добавлена

1.

Луна над морем

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Луна оставила острые скалы на линии моря,
И прозрачным золотом: блестят воды;
На борту их остроконечной лодки, сегодня вечером
. ..

2.

Вечный

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Я в объятиях дней,
Где даже небо всегда серое,
Смотри сквозь века, живи минутами,
И жди Великой Субботы;

3.

Воин Агамемнона

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Странный и страшный вопрос натянут,
Угнетает мою душу и подбрасывает:
Можно ли быть живым, если Атрей умер —
Умер на ложе из роз.

4.

Это было не раз

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Это было не раз, так и пойдет,
В нашей борьбе, глухой и разрушительной:
Как и прежде, ты дал мне сегодня отпор –

5.

Мои мысли

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Зачем ты пришла, мои мысли, в миг,
Как воры грабить мой тихий жилище,
Как стервятники, мрачные и злобные,
. ..

6.

Мои мысли

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Зачем ты пришла, мои мысли, в миг,
Как воры грабить мой тихий жилище,
Как стервятники, угрюмые и злобные,
С жаждой страшного возмездия.

7.

Дом

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Беспощадный огонь пожирал
Дом игр моего детства.

8.

Жираф

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Сегодня, я вижу, твой взгляд особенно печален
И руки, обхватившие колени, особенно тонкие.
Слушай: далеко-далеко на озере Чад

9.

Как неразличимые лошади

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Как неразличимые кони,
Блеск моих вечно-мучительных дней,
Как будто увянут все живые розы,
И сдохнут все живые соловьи.

10.

Это было не раз

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

★ ★

Это было не раз, так и пойдет,
В нашей борьбе, глухой и разрушительной:
Как и прежде, сегодня ты дал мне отпор –
Вернуться, как раб, к утру.

Саймон Карлински. [Рецензия на «Собрание сочинений» Николая Гумилева, т. 1, с. II]

Второй том собрания сочинений Николая Гумилева под редакцией Глеба Струве и Бориса Филиппова (см. ВА 37:4, с. 470) включает в себя три последних сборника, опубликованных поэтом при жизни, его повествовательные стихи, его том пересказов и адаптаций произведений китайских и индокитайских поэтов, а также большую подборку его стихов, ранее не публиковавшихся в собранном виде. Таким образом, первые два тома этого издания вместе с разноплановыми приложениями впервые делают доступным весь корпус поэзии Гумилева и дают возможность объективно и взвешенно оценить литературный статус этого популярного поэта. Как указывает профессор Струве в своем отчетливом обзоре литературной эволюции Гумилева и что наглядно иллюстрируется поэзией, собранной во втором томе, существует несколько устойчивых клише о характере творчества Гумилева, которые в свете его более позднего и более зрелого стихи уже не имеют смысла. Собственная трагическая и насильственная смерть Гумилева породила легенду, питаемую его ранней поэзией приключений и исследований, о Гумилеве как о творце лихой, героической и несколько юношеской поэзии, которая якобы была искуплена только обдуманным и точным мастерством поэта.

Когда вся его лирика собрана и прочитана целиком, мы видим, что Гумилев народного клише представляет собой лишь одну сторону этого поэта. Гумилев, мэтр акмеистической школы, с его поборничеством за простоту и непосредственность поэтического сообщения и с его преклонением перед Теофилем Готье, также оказывается особым аспектом или маской этого изменчивого поэта — хотя в данном случае акмеистический образ и поддерживается. историками литературы, а не популярной легендой. Поразительный новый образ, возникающий после прочтения второго тома его собрания сочинений, — это образ Гумилева, дальновидного мистика-неосимволиста, склонного облекать свои видения в подлинно сюрреалистические образы. Мы знаем об этой стороне Гумилева благодаря одному из его самых известных и часто собираемых в антологию стихотворений «Пропавший трамвай»; теперь мы можем видеть, что это стихотворение не было исключительным в его творчестве, но что оно представляет собой определенное и крупное направление в поэзии Гумилева, написанной в последние пять лет его жизни. И это не единственная неожиданная сторона Гумилева, раскрытая вторым томом: есть не менее удивительная православная религиозность; мягкий юмор мы обычно не связываем с этим поэтом; тонкие и тонкие трактовки современных тем, как в восхитительной короткой повести в стихах «Когда я был влюблен…» (стр. 19).3-95). Мы в долгу перед редакторами этого тома за то, что они дали нам понять, что Гумилев не только блестящий поэт, но и глубокий и многогранный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *