Гуманисты художники: 27 — Итальянские художники эпохи Возрождения — кратко

Гуманизм Ренессанса и основные этапы эпохи Возрождения

Главная => Статьи о Ренессансе

Когда я созидаю на века,
подняв рукою камнедробильный молот,
тот молот об одном лишь счастье молит,
чтобы моя не дрогнула рука.
Так молот Господа наверняка
мир создавал при взмахе гневных молний.
В Гармонию им Хаос перемолют.
Он праотец земного молотка.
Чем выше поднят молот в небеса,
тем глубже он врубается в земное,
становится скульптурой и дворцом.
Мы в творчестве выходим из себя.
И это называется душою.
Я — молот, направяемый Творцом.

Микеланджело Буонарроти (перевод А.Вознесенского)

Эпоха Возрождения явилась величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством, эпохой, которая «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».

История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуально богатых и плодотворных эпох. И все же, европейский — в первую очередь итальянский — Ренессанс XIV—XVI вв. стал Ренессансом с заглавной буквы — всем ренессансам Ренессанс.

Да и сам этот термин — Возрождение — возник именно тогда, в среде флорентийских поэтов, художников и знатоков древности (по-итальянски — Ринассименто, но во все европейские языки вошло французское слово Ренессанс), когда в Европе, в ее культурной и общественной жизни стали происходить существеннейшие изменения. Поэтому особенно значим культурный переворот, совершенный Ренессансом, разумеется, для духовной жизни Европы. Но прямо или косвенно, сразу или через несколько столетий он сказался на культуре и жизненном укладе всех народов мира, потому что именно ренессансный дух — индивидуальной свободы, смелого познания, преклонения перед античной, прежде всего эллинистическо-римской всемириостью, интеллектуальной ненасытности — позволил европейцам занять политическую, культурную и экономическую гегемонию во всем мире.

Но начииздось Возрождение очень скромно, вполне невинно и уж тем более не повсеместно. Родина Возрождения — несомненно, Флоренция («Афины Италии»). И это не удивительно. Именно во Флоренции в 1293 г., то есть как раз на заре Возрождения, была принята первая, фактически, республиканская конституция в христианской Европе, причем конституция весьмя демократическая, предусматривавшая разделение власти на законодательную (синьория) и исполнительную, главой которой, а также командующим ополчением был «гонфалоньер (знаменосец) справедливости». Все ремесленные цехи избирали в синьорию равное число депутатов. Флоренция была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников — ткачей, щелкоделов, меховщиков, — их интересы представляли цехи. Кроме того, очень многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов. На удивление много было юристов — адвокатов, стряпчих, нотариусов. На душу населения их приходилось значительно больше, чем в России конца XX в.

Флорентийские банкиры конкурировали только с ломбардскими. Они финансировали римского папу, германского императора, французского короля, флорентийская монета — золотой флорин, чеканившаяся с 1252 г., считалась наряду с венецианским дукатом самой полновесной в Европе.

Казалось бы, этой банковско-ростовщической, купечески-сукнодельческой республике что за дело до искусства и поэзии? Но оказывается, там, где имеются гражданские свободы, там, где экономическое преуспеяние, там и рождаются новые творческие идеи. Именно во Флоренции, а чуть позже — в Сиене, Ферраре Пизе складываются кружки образованных людей, которые называли гуманистами. Но не в современном — нравственном — значении этого слова, указывающем на человеколюбие уважение к человеческому достоинству, а в более узком — образовательном смысле. Ведь сам термин произошел от названия того круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: studia humanitatis. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность studia divina — всему, изучающему божественное, то есть теологии.

Это не значит, конечно, что гуманисты чуждались теологии — напротив, они были знатоками Писания, патристики (святоотеческой литературы, то есть работ отцов церкви, а гуманисты более позднего времени — особенно XVI в. сами первоклассные богословы, как, например, Эразм Роттердамский или Иоганн Рейхлин). Но ранние флорентийские гуманисты, чаще всего политические деятели, адвокаты, правоведы, например, великий Данте, бывший дипломатом и депутатом от партии «белых гвельфов» (в двух основных партиях Флоренции — партии гвельфов и партии гиб-белинов — иногда происходили расколы), Франческо Петрарка — не только великий лирический поэт, но и автор политических стихотворений; а также целая группа ораторов, публицистов XV в. — Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Джаноццо Манетти, Маттео Пальмиери, Донато Аччайуоли, Ала-магаю Ринуччини. Их литературно-публицистическое творчество лежит в русле гражданского гуманизма. Но гуманизм — не политическая доктрина, хотя политика всегда входила в сферу интересов гуманистов.
Тем более, что их как людей образованных, знающих языки, говорящих на правильной латыни, искушенных в правоведении, красноречии, зачастую знающих фортификацию, математику, архитектуру, инженерное дело, а иногда и астрологию, и алхимию, стремились привлекать на должности посланников, советников, секретарей, канцелеров как республиканские правительства городов Италии (Флоренции, Венеции, Генуи), так и различные монархи, включая папу римского.

И все же, главным направлением деятельности гуманистов была филологическая наука. Гуманисты начали отыскивать переписывать, изучать сначала литературные, а затем художе* ственные памятники античности, в первую очередь статуи. ТеМ более, что и во Флоренции — древнем городе, основанном еШе в античности, и в Риме, и в Равенне, и в Неаполе сохранилось более всего греческих и римских статуй, расписных сосудов, раконец, зданий. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства.

То же самое можно сказать и об античных книгах. Разумеется, античные мыслители не были позабыты бесповоротно — ив эпоху так называемого каролингского возрождения, то есть В К в., И через столетие, в правление императора Отгона, да и вообще на протяжении всего Средневековья древние рукописи переписывались в монастырях — иначе бы они просто не дошли даже до времен Возрождения, ведь оригиналы не сохранились. А на философии Аристотеля Фома Аквинский, создатель теологической системы католицизма, построил картину мира, которую церковь приняла за догму. Не умирало и античное прикладное искусство, унаследованное византийским художественным ремеслом.

Но именно с гуманистов начинается включение античного наследия в систему образования, знакомство с античной литературой, скульптурой, философией (то есть тем, что лучше всего сохранилось) широких образованных кругов. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, вообще возродить античное искусство. Но, как часто бывает в истории, особенно истории искусства, возрождение каких-то давних принципов и форм (если, конечно, возрождают люди высокоодаренные) приводит к созданию совершенно нового.

А вот слово «возрождение» появилось позже, чем слово «гуманизм» — в труде живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джорджо Вазари. При этом Вазари с изумлением говорит о возрождении искусства после тысячелетнего, как он считает, его прозябания.

Гуманисты не стремились, однако, возродить античную культуру на ее же собственном фундаменте — олимпийской религии и языческой мифологии, котя мифологию изучали весьма старательно, особенно по «Метаморфозам» Овидия. Ведь почти Все гуманисты и художники Ренессанса — суть христиане, в каких бы отношениях с официальной церковью они не оказывались. Пожалуй, лишь Лоренцо Балла и Пьстро Помпонацци — гуманисты XV в. — скептически относились к религии вообще, а Помпонацци — к идее бессмертия души. Почти все живописцы, скульпторы, композиторы Возрождения работали в русле церковной тематики, в церковных жанрах и формах. Более того, нередко религиозный фанатизм, обскурантизм и Невежество ополчались против гуманизма и, одновременно, против официальной церкви, которая, по мнению иных пуристов (сторонников чистоты учения), погрязла в язычестве.

Так, флорентинец Джироламо Савонарола (1452—1498), сам, Кстати, воспитанный в гуманистическом духе, стал монахом (в этом еще ничего странного нет — Ф. Петрарка и Дж. Бруно тоже была монахами), порвал с гуманизмом, обрушился с обвинениями церковь и на какое-то время оказался даже диктатором Флоренции. Во время его короткого правления было сожжено немало книг и произведений искусства, «нехристианских по духу». Савонаролой, его гневными проповедями увлекся и какое-то время великий художник Сандро Боттичелли, решивший даже сжечь свои «языческие» картины. В 1498 г. Савонарола был казнен по приговору синьории. Таким образом, известны были случаи, когда враги официальной церкви высту-пали и как враги гуманизма. В то же время некоторые гуманисты занимали высокие должности в церковной иерархии, были епископами, кардиналами, даже папами — например, Энео Сильвио Пикколоминя стал папой под именем Пия II. Несомненным гуманистом был и папа Лев X, сын правителя Флоренции, богатейшего банкира и знаменитого мецената Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным.
Кстати, именно в понтификат (правление главы церкви) Льва X в Германии выступил Мартин Лютер — вождь Реформации. Не случайно, видимо, разошлись в Германии дороги гуманистов и протестантов, хоти именно гуманисты идейно во многом подготовили Реформацию. Однако многие гуманисты — Филипп Меланхтон (1497— 1560), Ульрих фон ГуТтен (1488—1523) — примкнули к Реформации.

Другими словами, среди гуманистов были люди разных политических (республиканцы, монархисты, демократы, аристократы и проч.), религиозных (ортодоксальные католики, скептики, прямые атеисты, протестанты-лютеране, протестанты-кальвинисты, благочестивые теологи), философских и естественно-научных взглядов. Объединяло их другое — приверженность образованности, хорошему литературному слогу. Гуманисты возродили правильный литературный латинский язык, на котором и писали ученые сочинения, произносили проповеди, поучения. С XV в. начинается изучение древнегреческого языка (тем более, что в Италию переселяется множество византийских ученых) и внедрение его в школьное образование. Европейцы получили возможность читать в подлинниках Гомера, Софокла, феокрита. Но парадоксальность ситуации заключается в том, что именно гуманисты Возрождения, поборники чистоты латинского языка, любители древности, знатоки греко-римской мифологии стали одновременно создателями литературы на национальных языках. В первую очередь, это Данте Алигьери (1265— 1321). написавший грандиозную поэму о своем воображаемом посещении загробного мира — «Божественную комедию» (сам Данте назвал поэму просто «Комедией», так как она благополучно завершается, слово Dtvina — «Божественная» — было добавлено современниками, восхищенными стихами) на тосканском (Тоскана — та область Италии, центром которой является Флоренция) диалекте. Тосканский диалект и лег в основу общеитальянского литературного языка с легкой руки Данте, Петрарки, Боккаччо. В этом же XIV в. столетии Джеффри Чосер в Англии создает литературный английский язык, родившийся из смешения кельтского, латинского, германского наречия англов, саксов и ютов (это наречие и дало основной лексический состав) и французского языка норманнов Вильгельма Завоевателя. А в конце XV в. и в XVI в. складывается литературный язык Франции (особенно в творчестве поэтов «Плеяды» — Пьера Ронсара, Жоашена де Белле), Германии (в этом заслуга Лютера), общеиспанского языка на основе кастильского диалекта.

Но не только литературные языки — в эпоху Возрождения складываются и региональные художественные школы, в которых можно увидеть зародыши будущих национальных художественных школ. Правда, о национальных школах в ренес-сансную эпоху говорить еще рано. К примеру, великая нидерландская композиторская школа (Окегем, Обрехт, Жог.кен де Пре, Дюфэ, а в XVI в. — Орландо Лассо) — не только нидерландская, но также и французская, а Орландо Лассо, к тому же, почти всю жизнь работал в столице Баварии — Мюнхене. В то же время, наряду с нидерландской или, как ее еще называют, франко-фламандской, значительные композиторские школы сложились в Риме в Венеции. Не вообще итальянская, а Римская и Венецианская.

Но факт остается фактом: гуманисты возрождают классическую латынь и одновременно создают художественные произведения на живых национальных языках.

Второй парадокс Возрождения: бурная секуляризация (то есть переход из церковного в светское состояние) всей культуры — особенно образования — при том, что ярчайшие художественные творения рождаются в русле церковного искусства. Все великие мастера Возрождения — Джотто и Чимабуэ, Леонардо, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело создают фрески, проектируют и расписывают соборы, обращаются к библейским и новозаветным персонажам и сюжетам (например, ми-келанджеловские Моисей, Давид, Пьета) в скульптуре. Музыканты создают мессы и мотеты (жанр духовного многоголосного произведения). Гуманисты заново переводят, комментируют Библию и занимаются теологическими изысканиями. И все же, если охватить в целом всю художественную жизнь Ренессанса, у нас возникает впечатление — и справедливое! — что искусство вышло из-под церковного диктата. Видимо этому впечатлению способствует то, что и в светских, и в церковных работах мастера Возрождения говорят одним и тем же художественным языком.

В самон деле, вот перед нами «Сцены из жизни Моисея» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Первая — фреска Сикстинской капеллы в Риме, вторая — станковая картина. Тем не менее в библейской фреске художник избегает лишь одного, совершенно недопустимого в работе такой тематики: изображения обнаженного тела. Хотя и здесь могли бы быть исключения — скажем, Адам и Ева только обнаженными и писались. Но в самой композиции, в типах лиц, в бытовых деталях, в пейзаже принципиальной разницы нет. Даже одна из дочерей Иофора на первом плане фрески в «Сцене у колодца» удивительно похожа на юную Венеру — та же хрупкость фигуры, удлиненное лицо, чуть склоненная голова. А в микеланджеловской фреске «Страшный суд» и вовсе нарушены многие каноны: Христос представлен юным безбородым атлетом, вся алтарная стена Сикстинской капеллы, которую занимает фреска, заполнена изображением нагих атлетических тел. Даже Христос почти обнажен. Правда, эта роспись вызвала настолько серьезные нарекания папы Павла III, что живописцу Даниеле де Вольтерра было поручено дописать фреску, прикрыв «языческие непристойности» великого мастера. Очень «обмирщены» изображения Богоматери у Леонардо да Винчи и Рафаэля — особенно в леонардовской «Мадонне Бенуа» или, как ее еще называют, «Мадонне с цветком», чудом оказавшейся в России и ныне экспонирующейся в Эрмитаже, и в известнейших рафаэлевских «Сикстинской мадонне», находящейся в Дрездене, «Мадонне Коннестабиле», хранящейся в петербургском Эрмитаже, а также в «Мадонне со щегленком», где кроме младенца Иисуса изображен и маленький Иоанн — будущий Иоанн Креститель (картина во Флоренции, в галерее Уффици). Какая уж тут Царица небесная! Очаровательная юная мать, иногда шаловливая, иногда грустная, прелестный младенец с характерными пропорциями на лоне лирического пейзажа, бытовая обстановка или пасторальная сценка. То есть водораздел между светским и церковным — по эмоциональному состоянию, деталям, вообще характеру письма — размывается.

Такое же взаимопроникновение церковного и светского происходит и в музыке. Да, конечно, Жоскен де Пре, Орландо Лассо, Палестрина пишут на латинские тексты мессы, мотеты, офферториумы в строгой полифонической манере. Но они же пишут многоголосные светские песни — французские шансон, немецкие Lied, итальянские мадригалы. И вот удивительно: в светских песнях применяются те же приемы полифонии, что и в мессах, а в основу месс кладутся темы светских песен типа «L’omme аrmе» («Вооруженный человек» — была такая популярная мелодия).

Поэтому можно сказать, что в искусстве Возрождения происходит не только секуляризация, обмирщение искусства, сколько взаимопроникновение, смешение фольклорного, светского и церковного.

«Творчество в жанре «гуманизм» к 75 летию художника С.н.Морозова – Таймырский Краеведческий Музей

             Морозов Сергей Николаевич родился 3 октября 1947 года в городе Прокопьевске Кемеровской области. С малых лет помогал маме по хозяйству — с 5 лет колол дрова, топил печь, готовил, воспитывал младших братьев, при этом успевал увлеченно рисовать, заниматься лепкой и всегда знал, что станет художником. В 1969 году поступает учиться в Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова на театрально-декоративное отделение на курс Степана Федоровича Турова. Первые пять групповых выставок состоялись именно во время студенчества 1970-1973 годы в г. Красноярске, Майне и Москве. 

По окончании училища, в 1973 году, по распределению приехал на работу в Норильский Заполярный драматический театр им. В. Маяковского художником-декоратором и постановщиком. Позднее, с 1974 по 1982 год работал преподавателем спец. дисциплин в Норильской детской художественной школе. 

В 1980 году Сергей Морозов был принят в члены Союза художников СССР. С 1980 по 1997 год являлся членом, заместителем председателя и председателем художественного совета Норильских художественных мастерских. В этот период были организованы персональные выставки в г. Норильске, Дудинке, Москве, Кемерове, Новосибирске. 

 

         Творчество Сергея Николаевича тесно связано с Таймыром, художник своим талантом воспевал суровую красоту его природы, истории. В одном из интервью      он сказал: «Для меня Таймыр – это очень большая страна, которая, кстати, по территории равняется пяти Франциям. Страна какого-то необычного пейзажа. Таймыр по-настоящему красив. Я посетил много мест, от Командор до Прибалтики. Ничего подобного не встречал даже в районах, близких по своей географии (Камчатка, Чукотка). Здесь все совершенно другое: и воздух, и освещенность.» (журнал «Европа+Америка» № 2, 1991 г.). 

Морозов месяцами жил в тундре, среди оленеводов, с их стадами, изучил досконально их быт, даже немного выучил долганский язык. Ему нравились все народы, живущие на Таймыре «…В них много чистоты и наивности.». Состоял в общественной организации «Мемориал», был руководителем группы с творческими экскурсиями в бухту Нордвик, расположенную у юго-западного берега моря Лаптевых, на восточной оконечности полуострова Таймыр.  

Руководил экспедицией – пленэр «По следам Северной экспедиции», по итогам которой впоследствии была представлена групповая выставка нескольких художников — участников экспедиции. Сергей Николаевич выполнил иллюстрации к книгам: «Нечистая сила» В. Пикуля, «Женщина в песках» Кобо Абэ, «Шум и ярость» У. Фолкнера, «Саночки» Г. Жженова.

 

         Неоднократно принимал участие в работе семинаров Всесоюзного Дома творчества «Сенеж» в Московской области, г. Солнечногорск. Является членом Санкт-Петербургского Союза художников России. Участник около 200 различных художественных выставок: городских, групповых, персональных, краевых, зональных, всесибирских, республиканских, всесоюзных, российских, зарубежных и международных. Работы С.Н. Морозова неоднократно приобретались с крупных выставок: Союза художников СССР и РСФСР, художественных фондом СССР и РСФСР, Министерством культуры СССР и РСФСР.

Сергея Морозова не стало в октябре 2014 года в Кронштадте, куда художник перебрался с семьей в 1990-е годы. Не смотря на свой отъезд, связь с Таймыром не прерывал до начала 2000-х годов.

 

Коллекция Таймырского краеведческого музея насчитывает 72 работы художника.

 

 

 

 

 

 

 

Гуманизм | Определение, принципы, история и влияние

Цицерон

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Кальвин Эразмус Томас Мор Франсуа Рабле Петрарка
Похожие темы:
рог изобилия антропоцентризм гуманитарные науки философия Человек эпохи Возрождения

Просмотреть весь связанный контент →

гуманизм , система образования и способ исследования, зародившиеся в северной Италии в 13 и 14 веках и позже распространившиеся по континентальной Европе и Англии. Этот термин альтернативно применяется к множеству западных верований, методов и философий, в которых основное внимание уделяется человеческому царству. Эта историческая программа, также известная как ренессансный гуманизм, оказала настолько широкое и глубокое влияние, что является одной из главных причин, по которой Ренессанс рассматривается как отдельный исторический период. Действительно, хотя слово Ренессанс — более поздняя чеканка, фундаментальная идея того периода как идеи обновления и пробуждения имеет гуманистическое происхождение. Но гуманизм искал свои собственные философские основы в гораздо более ранние времена и, более того, продолжал проявлять часть своей силы еще долго после окончания эпохи Возрождения.

Происхождение и значение термина гуманизм

Идеал гуманизма

История термина гуманизм сложна, но поучительна. Он был впервые использован (как humanismus ) немецкими учеными XIX века для обозначения акцента эпохи Возрождения на классических исследованиях в образовании. Эти исследования проводились и поддерживались педагогами, известными еще в конце 15 века как umanisti , то есть профессорами или изучающими классическую литературу. Слово umanisti происходит от studia humanitatis , курса классических исследований, который в начале 15 века состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. studia humanitatis считались эквивалентом греческого payeia . Само их название было основано на концепции римского государственного деятеля Марка Туллия Цицерона о humanitas , образовательном и политическом идеале, который был интеллектуальной основой всего движения. Гуманизм эпохи Возрождения во всех его формах определял себя в своем стремлении к этому идеалу. Следовательно, никакое обсуждение гуманизма не может быть обоснованным без понимания humanitas .

Humanitas означало развитие человеческой добродетели во всех ее формах и в полной мере. Таким образом, этот термин подразумевал не только такие качества, которые ассоциируются с современным словом гуманность — понимание, благожелательность, сострадание, милосердие, — но и такие более настойчивые характеристики, как сила духа, рассудительность, благоразумие, красноречие и даже любовь к чести. Следовательно, обладатель humanitas не мог быть просто оседлым и обособленным философом или литератором, но по необходимости был участником активной жизни. Точно так же, как действие без понимания считалось бесцельным и варварским, понимание без действия отвергалось как бесплодное и несовершенное. Humanitas призывал к прекрасному балансу действия и созерцания, балансу, рожденному не компромиссом, а взаимодополняемостью.

Цель такой исполненной и уравновешенной добродетели была политической в ​​самом широком смысле этого слова. В сферу компетенции гуманизма эпохи Возрождения входило не только образование молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) посредством философской поэзии и стратегической риторики. Она включала в себя не только реалистическую социальную критику, но и утопические гипотезы, не только кропотливую переоценку истории, но и смелое перекраивание будущего. Короче говоря, гуманизм призывал к всеобъемлющей реформе культуры, преобразованию того, что гуманисты называли пассивным и невежественным обществом «темных» веков, в новый порядок, который отражал бы и поощрял величайшие человеческие возможности. Гуманизм имел евангельское измерение: он стремился проецировать humanitas от человека к государству в целом.

Источником humanitas была классическая литература. Греческая и римская мысль, доступная в потоке вновь открытых или недавно переведенных рукописей, дала гуманизму большую часть его базовой структуры и метода. Для гуманистов эпохи Возрождения в трудах Аристотеля, Цицерона или Ливия не было ничего устаревшего или устаревшего. По сравнению с типичными произведениями средневекового христианства эти языческие произведения имели свежую, радикальную, почти авангардную тональность. Действительно, восстановление классики было для гуманизма равносильно восстановлению реальности. Классическая философия, риторика и история рассматривались как модели правильного метода — попытки систематически и без каких-либо предубеждений прийти к соглашению с воспринимаемым опытом. Более того, классическая мысль рассматривала этику как этику, а политику как политику: ей не хватало тормозящего дуализма, порожденного в средневековой мысли часто противоречащими друг другу требованиями секуляризма и христианской духовности. Классическая добродетель, примерами которой изобиловала литература, была не абстрактной сущностью, а качеством, которое можно было проверить на форуме или на поле боя. Наконец, классическая литература была богата красноречием. В частности, гуманисты считали Цицерона образцом утонченной и обильной речи, а также образцом красноречия в сочетании с мудрой государственной мудростью. В красноречии гуманисты находили гораздо больше, чем исключительно эстетическое качество. Как эффективное средство побуждения лидеров или сограждан к тому или иному политическому курсу красноречие было сродни чистой силе. Следовательно, гуманисты культивировали риторику как средство, с помощью которого можно было сообщить и реализовать все другие добродетели.

Гуманизм, таким образом, может быть точно определен как движение эпохи Возрождения, центральным фокусом которого был идеал humanitas . Несмотря на более узкое определение итальянского термина umanisti , все писатели эпохи Возрождения, культивировавшие humanitas , и все их прямые «потомки» могут быть правильно названы гуманистами.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Другое использование

Неудивительно, что термин, столь широко аллюзивный, как гуманизм , должен быть предметом самых разных применений. Из них (за исключением исторического движения, описанного выше) есть три основных типа: гуманизм как классицизм, гуманизм как относящийся к современной концепции гуманитарных наук и гуманизм как человекоцентризм.

Принимая представление о том, что гуманизм эпохи Возрождения был просто возвращением к классике, некоторые историки и филологи пришли к выводу, что классические возрождения, происходящие где-либо в истории, следует называть гуманистическими. Таким образом, святой Августин, Алкуин и ученые Шартра XII века назывались гуманистами. В этом смысле этот термин также может использоваться сознательно, как в движении «Новый гуманизм» в литературной критике, возглавляемом Ирвингом Бэббитом и Полом Элмером Мором в начале 20 века.

Слово гуманитарных наук , которое, как и слово umanisti , происходит от латинского studia humanitatis , часто используется для обозначения ненаучных научных дисциплин: языка, литературы, риторики, философии, истории искусств и т. д. Таким образом, ученых в этих областях принято называть гуманистами, а их деятельность — гуманистами.

Гуманизм и родственные термины часто применяются к современным доктринам и методам, основанным на центральном значении человеческого опыта. В 20-м веке прагматический гуманизм Фердинанда К. С. Шиллера, христианский гуманизм Жака Маритена и движение, известное как светский гуманизм, хотя и значительно отличались друг от друга по содержанию, все они демонстрировали этот антропоцентрический акцент.

Такой большой набор определений не только сбивает с толку, но и сами определения часто избыточны или неуместны. Нет оснований называть все классические возрождения «гуманистическими», когда достаточно слова Классическое . Сказать, что профессора многих дисциплин, известных как гуманитарные науки, являются гуманитариями, значит смешать неясность с неопределенностью, поскольку эти дисциплины уже давно перестали иметь или даже стремиться к общему обоснованию. Более твердо претендует на правильность определение гуманизма как антропоцентризма или человекоцентризма. Однако по очевидным причинам применение этого слова к классической литературе сбивает с толку.

Как искусство эпохи Возрождения отражало гуманистические взгляды?

Ренессанс имел место в итальянских городах-государствах, начиная с конца 14 века. Первые два десятилетия 15 века представляют собой высшую точку этого периода культурной активности. За это время произошли некоторые очень важные события, в том числе новые формы выражения и художественные стили.

Термин «Ренессанс» буквально означает «возрождение» и относится к возрождению древнегреческого и римского общества. В Древней Греции и Риме искусство считалось даром богов. Архитектура, скульптура, живопись, литература и музыка служили прославлению своих богов. С распадом Римской империи от этой традиции в значительной степени отказались. Итальянское Возрождение попыталось возродить эти изменения, оглядываясь на античность в поисках вдохновения.

Все дело в гуманизме

Было бы невозможно понять искусство эпохи Возрождения, не зная кое-что о философском движении, которое так сильно на него повлияло. Гуманизм — это, по сути, видение жизни и человеческой природы такими, какими они были на самом деле. В нем подчеркивалось изучение природы и людей и основное внимание уделялось человеческому мышлению, разуму, культуре и человеческому опыту. Гуманистические идеи нашли отражение в искусстве этого периода, особенно в изучении человеческого тела.

Гуманисты верили, что человек может полностью раскрыть свой потенциал благодаря образованию и знаниям, а не потому, что он был вдохновлен Богом или избран для веры.

Различные области гуманизма, такие как наука и искусство, процветали в этот период, потому что люди стали больше заботиться о мирской жизни, чем о загробной жизни. Искусство эпохи Возрождения определяется изображением художником красоты в земном плане.

Это не значит, что религиозные деятели были изъяты из искусства. Наоборот, многие работы раннего Возрождения имели очень религиозный тон, но они были более гуманистическими, показывая портреты библейских сцен или того, как на самом деле жили люди того времени.

Искусство в Средние века

Искусство средневекового общества было очень мрачным и сосредоточенным на религии, но вместо того, чтобы быть реалистичным, оно указывало на самое важное с помощью так называемой иератической шкалы. Чем выше что-то было на иератической шкале, тем ближе оно стояло к Богу. Например, Иисус Христос был на самом высоком уровне важности, когда творил чудеса или являлся перед своими учениками в человеческом обличии. Следующими по иератической шкале были святые, за ними следовали священники и люди, ответственные за молитву Богу. Нижний уровень этой шкалы предназначался для бедных и больных.

В этот период художники использовали эту шкалу, чтобы определить, как важные элементы, такие как цвет, размер и расположение, должны быть представлены в их картинах. Фигуры с более высоким статусом имели больше цветов, связанных с ними, потому что считалось, что власть идет рука об руку с богатством. Золото было показано как цвет, обозначающий что-то святое. Использование ореолов также было ключом к изображению религиозных деятелей.

Франконская школа
» Чудесная месса святого Мартина Турского »

Краска также была намного темнее, с использованием среды, называемой «яичной темперой». Он был сделан из порошкообразного вещества под названием «темпера», которое представляло собой просто измельченную яичную скорлупу. Яичная темперная краска очень густая и быстро сохнет, поэтому она позволяла средневековым художникам создавать детализированные работы с высоким уровнем реализма, но не допускала смешивания или яркости более поздних масляных красок и других сред.

Из-за ее темного характера многие искусствоведы видят символику использования яичной темперы как отражение Средневековья.

Новые стили в искусстве

Существенные изменения, связанные с новыми стилями, появившимися в эпоху Высокого Возрождения, были основаны на философии гуманизма, согласно которой люди способны мыслить самостоятельно, а не подчиняться власти Бога. Эта концепция индивидуального человеческого потенциала нашла свое отражение в художественных течениях того времени, которые актуальны и сегодня.

Художники стали больше интересоваться изображением деталей и эмоций человека, а также природных объектов, таких как растения и животные; этот процесс известен как «натурализм».

«Витрувианский человек»

Еще одной гуманистической идеей, повлиявшей на искусство эпохи Возрождения, было чувство индивидуализма. Именно вера в ценность и значимость каждого человека побуждала художников делать свои картины более персонализированными.

Помимо натурализма, в этот период в искусстве эпохи Возрождения произошли и другие важные события. Например, эстетические принципы идеальных пропорций стали важной концепцией для понимания художников. Его можно определить как реалистическое изображение элементов в произведении искусства, соотнося их с человеческими пропорциями. Стремление художников к реализму привело к еще одной новой концепции — линейной перспективе, которая используется для создания глубины и расстояния на плоской поверхности.

В эпоху Возрождения также были изобретены такие художественные приемы, как живопись маслом и фреска. На эти новые методы непосредственно повлиял гуманистический акцент на приземленных деталях и реализме, а также потребность художников в разработке собственных представлений о том, как должны выглядеть вещи.

Работы итальянских художников эпохи Возрождения

Некоторые из самых известных художников в мире появились в эпоху Возрождения. Эти гуманисты эпохи Возрождения и их работы оказали большое влияние на современное искусство.

Многие из них были также известны в художественном сообществе как «Человек эпохи Возрождения», что в основном означает, что они были хороши во многих разных вещах и имели множество индивидуальных достижений. Например, они могли быть хорошими художниками, а также хорошими учеными и великими математическими исследованиями.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был одним из самых известных людей эпохи Возрождения. У него было много разных навыков и интересов, что нашло отражение в его работе.

Да Винчи был наиболее известен тем, что нарисовал Мону Лизу, которая, вероятно, является самым дорогим рисунком из когда-либо созданных, а также тем, что изобрел другие вещи намного раньше своего времени, такие как вертолет, танк и множество других странных, но крутых вещей. вещи, которые показали его научные знания.

«Мона Лиза»

Леонардо изучал множество предметов, от анатомии до географии, но не более важного, чем искусство. Он был великолепен в рисовании и черчении, в дополнение к лепке и живописи. Он также был очень хорош в инженерии, интерес, который в сочетании с его художественными способностями позволил создать некоторые из самых известных картин в истории.

Еще одним величайшим достижением Да Винчи в искусстве является его знаменитый рисунок «Витрувианский человек». Эта работа дает две важные вещи: взгляд в будущее анатомических исследований и теорию пропорций. Да Винчи считал, что великое искусство изображает людей как снаружи, так и внутри. Кроме того, он считал, что у каждого человека есть определенная пропорция, для которой он лучше всего подходит.

Витрувианский человек был важен для истории искусства, потому что он показал, как Да Винчи изучал человеческую форму изнутри. Это также подразумевает, что художники обязаны изображать точную анатомию и пропорции не только снаружи своих предметов, но и того, что находится под ними.

Боттичелли

Сандро Боттичелли — еще один из самых известных художников эпохи Возрождения, чьи работы до сих пор влияют на искусство. Его картина «Рождение Венеры» — невероятно важное произведение, которое помогло создать эпоху постренессанса. Он также был одним из первых художников, подписавших свои работы, чего раньше никогда не делали. Это показывает, как все больше и больше искусство рассматривалось как выражение творчества, а не просто отражение реальности или религии, как это было в средние века.

«Рождение Венеры»


Слова Сандро Боттичелли говорят еще и потому, что он подписал свою работу «Апеллес» именем одного из самых известных греческих художников. Это показывает, что искусствоведы того времени начинали видеть себя частью традиции, где они могли опираться на то, что было до них, а не просто имитировать это.

Микеланджело

Микеланджело был еще одним из самых известных художников эпохи Возрождения. Фактически, он был, вероятно, самым амбициозным художником из когда-либо живших, потому что сам расписал потолок Сикстинской капеллы, используя новую технику, называемую «фреска».

Это означало, что ему не нужно было рисовать яичной темперой, как это делали другие художники того времени. Это позволило создать гораздо более яркую и яркую картину, которая отражает то, как Микеланджело процветал в своих произведениях искусства.

Фреска Сикстинской капеллы в Ватикане

Он также создал статую Давида, одну из самых узнаваемых скульптур в истории. Это реалистичное изображение библейского Давида представляет собой возрождение реализма в искусстве.

Кроме того, поскольку город Флоренция поручил ему создать эту скульптуру, эта скульптура показывает, насколько важным стало искусство в эпоху Возрождения, когда люди были готовы платить художникам за создание вещей, которыми они могли бы гордиться.

Искусство эпохи Возрождения было создано людьми, которых интересовало познание мира, что действительно помогло проложить путь современному искусству.

Идеи эпохи Возрождения в центре мира природы

Поскольку гуманизм оказал такое значительное влияние на главное интеллектуальное движение эпохи Возрождения, возрождение классического обучения и классического искусства создало этот ренессансный стиль жизни по мере того, как время продвигалось вперед от черного смерти и сосредоточился меньше на религиозных работах и ​​больше на жизни, какой она была в этом земном царстве.

Изучение идей таких мыслителей, как Сократ, Платон и Аристотель, привело ученых-гуманистов к мысли, что в жизни существуют универсальные истины — что вы можете узнать что-то о людях, просто изучая природу. Такие достижения, как печатный станок и изобретение научного метода, означали, что ученые могли изучать мир природы, а не ограничиваться религиозными догмами.

Ключевым предположением для многих философов было то, что существуют универсальные истины, которые вы можете открыть посредством наблюдения и опыта, а не просто повторяя то, что кто-то ранее сказал. Изучение того, как тени работают при свете, привело к прогрессу в оптике и геометрии. Новые исследования астрономии позволили художникам показать в своих работах новые географические открытия, а новая география привела к тому, что картографы нанесли на карту новые области мира. Вычисление долготы улучшило навигацию и позволило исследователям путешествовать по всему миру, чтобы открывать новые земли.

Все эти достижения в астрономии, географии и картографии вызвали любопытство к тому, где мы находимся во Вселенной. Дух исследования, который охватили люди, означал, что они хотели понять, как устроен мир природы. Действительно, в исторический период ренессансного общества человечество развивалось семимильными шагами.

Об авторе: Дженн Брайзахер

Перейдя из класса, в котором доминируют учителя, в класс, в котором доминируют ученики, Дженн обнаружила, что помогает коллегам, которые хотели последовать ее примеру. В 2018 году она решила выйти за пределы стен своей школы и помочь тем, кто также пытался понять этот фантастический метод обучения, чтобы разжечь внутреннюю мотивацию в своих учениках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *