Гуманистический характер эпохи возрождения: 2.6. Гуманистическая философия эпохи Возрождения

Содержание

27. В чем заключалась гуманистическая идеология эпохи Возрождения, ее основные черты и социальные истоки?

27. В чем заключалась гуманистическая идеология эпохи Возрождения, ее основные черты и социальные истоки?

Со второй половины ХIV в. в культурной жизни средневековой Европы происходит важный перелом, связанный с возникновением новой раннебуржуазной идеологии и культуры.

Поскольку ранние капиталистические отношения зародились и стали развиваться прежде всего в Италии, в этой стране начала формироваться и раннебуржуазная культура, получившая название «Возрождение». Полного расцвета она достигла к концу ХV – началу ХVI вв.

Термин «Возрождение» (часто употребляемый во французской форме – «Ренессанс») впервые употребил итальянский художник Дж. Вазари.

Идейное содержание культуры Возрождения обычно обозначается термином «гуманизм», который происходит от слова «humanitas» – человеческий. Термин «гуманисты» возник в ХVI в. Но уже в ХV в. деятели Возрождения употребляли для обозначения своей культуры слово humanitas, обозначавшее образованность, притом светскую.

Светские науки (studia humana) противопоставлялись церковной науке (studia divina).

Идеология гуманизма несла новое отношение к миру и самому человеку. Вопреки доминировавшему в предшествующие века учению Церкви о земной жизни как греховной и безрадостной гуманисты открыли многокрасочный мир действительности во всем его живом и конкретном многообразии. Они создали идеал человека, жадно стремящегося к благам жизни.

Важной чертой идеологии гуманизма был индивидуализм. Гуманисты поставили в центр внимания человека. Они проявляют страстный интерес к внутреннему миру человека, к индивидуальному своеобразию его чувств и переживаний, к их тончайшим оттенкам. Гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию.

Индивидуализм гуманистов имел прогрессивное антифеодальное звучание. Вместе с тем это мировоззрение скрывало в себе склонность к такому утверждению личности, для которой стремление к удовлетворению потребностей становилось самоцелью.

Абсолютизация индивидуализма открывала дорогу к погоне за наслаждениями без каких-либо ограничений. Кроме того, выдвигавшийся гуманистами идеал развития индивидуальной личности имел в виду лишь немногих избранных и не распространялся на широкие массы.

Гуманисты проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Рима. В этой культуре их привлекали ее светский характер, жизнеутверждающая направленность. Она открыла гуманистам мир красоты и оказала огромное влияние на все области искусства Возрождения.

Наиболее сильно преклонение перед античной культурой проявилось в Италии. Историю Рима гуманисты воспринимали как свое национальное прошлое. Здесь, в Италии, во Флоренции в середине ХV в. была основана Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино, которая удовлетворяла интерес любителей античной философии.

Гуманисты вернули Европе античное наследие, утраченное в Средние века. Они разыскивали античные рукописи и издавали их.

Интересовали гуманистов и проблемы этики. Их волновали вопросы поведения человека в обществе, цель, которую человек должен ставить перед собой в своей деятельности, так как новая идеология означала переоценку всех человеческих действий.

Творцами гуманистической идеологии были ученые, врачи, юристы, учителя, художники, скульпторы, архитекторы, писатели и пр. Они составили новый социальный слой – интеллигенцию. Эта категория людей, занятых умственным трудом, играла большую роль в общественной жизни того времени. Изобретение в середине ХV в. книгопечатания сделало произведения гуманистов доступными более широким кругам образованных людей и способствовало усилению влияния идей Возрождения. Особой силой воздействия обладали новые идеи, воплощенные в образах литературы и искусства.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» стала первым гимном достоинству человека. Эта позиция была развита Ф. Петраркой – философом и блестящим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Широко известны и имена таких гуманистов, как Д. Манетти, Л. Валла, Пико делла Мирандолы, Л. Бруни, К. Салютати, П. Браччолини и др.

§ 14. Культура эпохи Возрождения

§ 14. Культура эпохи Возрождения На пути к Высокому ВозрождениюКультура Возрождения (его ещё называют французским термином «Ренессанс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Её сторонники стремились возродить Античность, что и дало новой культуре её

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

Картография эпохи Возрождения

Картография эпохи Возрождения Практические нужды развития сельскохозяйственного производства и торговли порождали необходимость описаний земельных угодий, сухопутных торговых путей, маршрутов морских каботажных и дальних плаваний, мест, удобных для якорных стоянок

Математика эпохи Возрождения

Математика эпохи Возрождения В XVI веке европейские математики сумели наконец сравниться в мудрости с византийцами и превзойти их там, где успехи византийцев были невелики: в решении

Императоры эпохи Возрождения

Императоры эпохи Возрождения Генрих VII Люксембургский 1308-1314Людовик IV Баварский 1314-1347Карл IV Люксембургский 1347-1378Венцеслав Люксембургский 1378-1400Рупрехт Палатинский 1400-1410Сигизмунд Люксембургский 1410-1437Альберт II Габсбург 1437-1439Фридрих III Габсбург 1440-1493Максимилиан IГ абсбург

Венецианские дожи эпохи Возрождения

Венецианские дожи эпохи Возрождения Джорджо (Зорзи) Марино 1311-1312Джованни Соранца 1312-1328Франческо Дандоло 1328-1339Бартоломео Градениго 1339-1342Андреа Дандоло 1343-1354Марино Фальеро 1354-1355Джованни Градениго 1355-1356Джованни Дольфино 1356-1361Лоренцо Чельси 1361-1365Марко Корнаро 1365-1368Андреа

Короли Неаполитанские эпохи Возрождения

Короли Неаполитанские эпохи Возрождения Роберт Анжуйский 1309-1343Иоанна I Анжуйская 1343-1381Карл III Дураццо 1381-1386Людовик II Анжуйский 1386-1400Владислав Дураццо 1400-1414Иоанна 11 Анжуйская-Дураццо 1414-1435Людовик II Анжуйский 1424-1434Рене Анжуйский 1435-1442Альфонс I Арагонский 1442-1458Фердинанд I

7.

 Какие были основные черты эпохи эллинизма?

7. Какие были основные черты эпохи эллинизма? Под эпохой эллинизма понимают почти 300-летний период истории Греции, Македонии, стран Восточного Средиземноморья, Ирана, Средней Азии и примыкающих к ним районов после завоеваний Александра Македонского. Период закончился

4. Как возник ислам, в чем его основные черты? Что представляло собой исламское государство эпохи Средневековья?

4. Как возник ислам, в чем его основные черты? Что представляло собой исламское государство эпохи Средневековья? «Ислам» по-арабски означает «предание себя Богу». Третья мировая монотеистическая религия после иудаизма и христианства – ислам – возникла в VII в.

9.2. Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения

9. 2. Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения Почвой, питательной средой Возрождения был средневековый город[26]. Можно считать, что расцвет городов и городской культуры, появление новых тенденций, свидетельствовавших о том, что город

9.4. Содержание эпохи Возрождения

9.4. Содержание эпохи Возрождения Возрождение часто характеризуют как эпоху открытий, определивших ее новизну. Безусловно, среди этих открытий в первую очередь следует назвать открытие античности (и шире — открытие истории, обращенность к своей исторической традиции).

9.7. Искусство эпохи Возрождения

9.7. Искусство эпохи Возрождения Эпоха Возрождения — это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство.

Неслучайно существует

ЛЕКЦИЯ № 23. Культура эпохи Возрождения

ЛЕКЦИЯ № 23. Культура эпохи Возрождения 1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца

§ 14. Культура эпохи Возрождения

§ 14. Культура эпохи Возрождения На пути к Высокому ВозрождениюКультура эпохи Возрождения (ее еще называют и французским термином «Ренессанс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Ее сторонники стремились возродить античность, что и дало новой культуре ее

5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения

5.

 Характеристика философии эпохи возрождения

Социально-исторические и научные предпосылки ее становления

Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения

Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой эпохи характеризуется новыми чертами, которых не было, или не могло быть в философии средневековья:

1. Светскость, то есть отвлеченность и независимость от религиозных форм и задач.

2. Гуманизм, то есть признание человека главной ценностью жизни.

3. Антропоцентризм, то есть тип мышления, который центром и смыслом исследования содержит человека и его жизнь.

4. Обращение к античному наследию, то есть тяга к античной культуре, образу мысли, искусству и духовным ценностям.

Таким образом, термин Возрождение вообще так и

понимается в двусоставном смысле:

1. Как возрождение античных ценностей в общественном сознании, культуре и искусстве.

2. Как возрождение приоритета человека в социальном укладе и в общем смысле жизни.

Если средневековая философия была теоцентристской, для которой человек есть грешник, обреченный на искупление аскетизмом и смирением, то философия Возрождения была антропоцентристской, где человек понимается как высшее творение, цель и центр всех мировых процессов, которые осуществляет Бог.

Если ранее человек понимался, как существо, отпавшее по своей воле от Бога в первородном грехе и недостойное лучшей доли, то теперь человек — это любимое творение Бога и создан для счастья и радости в земной жизни.

Мировоззрение философов эпохи Возрождения исходило из принципа — Бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Мировоззрение, таким образом, приобрело в эту эпоху ярко выраженный гуманистический характер, где главной ценностью мира признавались личность человека, его права на свободу и счастье.

Значительным толчком к формированию гуманизма стал переход западной Европы к городскому образу жизни, где социальные условия подняли значение отдельного человека, показали прямую зависимость качества окружающей жизни от его творческих усилий. Человек в новых условиях стал творцом окружающей среды, ее преобразователем, а успех человека впервые стал определяться не его знатностью или положением, а предприимчивостью, умом, знаниями, трудолюбием, волей. Каждый человек стал пониматься как самоценное явление, способное внести неповторимый индивидуальный вклад в преобразование общественной жизни.

Благодаря этому складывается философия умеренного утилитаризма, согласно которой цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Необходимость любви и дружбы между людьми, например, в этой философии обосновывается не морально-этическими установками, а критериями пользы: любовь и дружба всем людям приносят радость, а это приносит пользу, как каждому человеку, так и всему обществу в целом, поэтому любовь и дружба моральны, а неприязнь и вражда аморальны.

Гуманистическое мировоззрение не признавало больше над собой церковного надзора, ему претили догматические ограничения мысли, в результате чего в философии возобладал принцип двойной истины — учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в богословии и наоборот. Благодаря этому восторжествовало право на свободное научное исследование, возникла светская наука, литература и искусства.

Новое мировоззрение философов Возрождения опиралось на идеалы античного наследия, где всегда царил гуманистический дух, отсутствовал аскетизм и проявлялся живой интерес к проблемам человеческой жизни, к её простым радостям. Все это было родственно настроениям гуманистов эпохи Возрождения, благодаря чему они в XV веке впервые перевели почти всех древнегреческих поэтов и философов на европейские языки.

Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистических взглядов сыграло изобретение книгопечатания. Многие типографы того времени сами были выдающимися гуманистами.

Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела подтолкнул развитие науки и техники, что оказало большое влияние на философию Возрождения, которая вновь обращается к изучению природы.

Господствующие позиции в натурфилософии (науке о природе) Возрождения занял пантеизм, философское учение, отождествляющее Бога и мир. В пантеизме Бог утрачивает свой внеприродный характер и сливается с природой, благодаря чему последняя обожествляется и приобретает разумные черты и одушевленность.

В эпоху Возрождения новое философское мировоззрение было выработано благодаря творчеству таких выдающихся личностей, как Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Эразм Роттердамский и другие.

Кардинал НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ.

Николай Кузанский был наиболее значительной фигурой философии эпохи Возрождения. Его философия соединила в себе сразу и преодоление схоластики, и формирование гуманизма, и ростки будущей философии, основанной на осмыслении новых открытий естествознания.

Кузанский высказал идею о том, что все вещи состоят из противоположностей, а противоположности соединяются, совпадают и упраздняются, чем и осуществляется порядок бытия.

То есть бытие вещей, по мысли Кузанского, обеспечивается тем, что в этих вещах упраздняются при своём соединении противоположности. Вот как это происходит:

1. Заметим, что, если предполагать некий общий закон бытия, по которому упраздняются противоположности, и если искать ему где-либо подтверждение, то найти его можно не где-нибудь, а именно в Боге, потому что этот закон максимально проявляется именно Боге: Бог везде, и, вследствие этого, Бог — это Всё, а, с другой стороны, Бог нигде, и, таким образом, Он — Ничто.

Таким образом, Бог является сущностью, максимально упраздняющей в Себе противоположности. А, поскольку Бог есть истинный источник бытия вещей, то упразднение противоположностей есть порядок бытия этих вещей.

Однако следует именно понимать, что упразднением противоположностей создается именно природный порядок, но не бытие Бога. Сам Бог упраздняет в Себе любые противоположности только внешнего для Себя порядка, но сам Он по своей внутренней сущности не является совпадением противоположностей, так как для Его Бытия в этом нет никакой необходимости, поскольку Его Бытие есть само для себя условие существования и оно выше всяких других условий, выше всего другого, что не есть Само Оно. То есть Бытие Бога выше и самого смысла противоположностей, и того понимания, которое вкладывает в них человек.

2. Теперь посмотрим, как этот закон упразднения противоположностей реализуется в бытии вещей.

Сам Бог безграничен, бесконечен, но создает вещи ограниченными, конечными. Казалось бы, здесь есть противоположности — безграничный Бог и ограниченная вещь — но нет их упразднения. Но ведь конечные вещи существуют только за счет причастности к своей противоположности — к бесконечному Богу. Следовательно происходит совпадение этих противоположностей, то есть соединение Бога и вещей, и эти противоположности упраздняются в том, что Бог присутствует во всех вещах, одушевляет природу, и этим Своим духом организует порядок вещей (логическое обоснование пантеизма).

Таким образом, вся природа есть не что иное, как упразднение в ней двух противоположностей — собственной ограниченности и бесконечности Бога.

3. Теперь рассмотрим это относительно человека. Человек тоже есть синтез противоположностей — он ограничен как вещь телесная, но бесконечен как явление духовное, и, тем самым, эти противоположности в человеке совпадают и снимаются, то есть упраздняются и формируют порядок существования человека — материальное тело и нематериальный дух.

Таким образом, человек есть не что иное, как порядок, образованный упразднением двух противоположностей — телесной ограниченности и духовной бесконечности.

4. Но в отношении к бесконечному Богу, сам человек, даже как духовно бесконечное явление, всё равно является существом ограниченным. То есть, возникает новая пара противоположностей, которая, упразднившись, должна создать некий порядок, соединяющий уже не природу и Бога, а Бога и человека.

Эти противоположности снимаются, упраздняются в богочеловеке Иисусе Христе.

5. Таким образом, получается, что человек, с одной стороны — это соединение природного и духовного через порядок своего существования, а, с другой стороны — соединение земного и божественного через порядок вочеловечивания Иисуса Христа.

Тогда получается, что, если Бог содержит в себе всё — и Себя, и Дух, и природу, и человека через Иисуса Христа, то и человек также содержит в себе всё — и себя, как дух, и себя, как природу, и Бога через Иисуса Христа.

Таким образом, если Бог — это макрокосмос, то человек — это микрокосмос, подобие Божие (логическое обоснование гуманизма).

Таким образом, Николай Кузанский логический обосновал гуманизм и пантеизм. Пантеизм, в частности, определил мировоззрение ДЖОРДАНО БРУНО, который считал:

1. Если природа соединена с Богом, то движение в природе производится не от внешнего ей перводвигателя, а из каких-то её внутренних сил. Ведь ничто не может быть вне Бога, потому что Бог это всё, но Бог пребывает в вещах, и, следовательно, двигательная сила вещей тоже находится в вещах.

2. Если природа соединена с Богом, то природа одушевлена, и у природы есть душа (логическое обоснование гилозоизма).

Поскольку природа — это весь мир, то душа природы есть Мировая душа.

Поскольку движение есть во всей природе, то его производит также то, что есть во всей природе, а во всей природе есть Мировая Душа. Таким образом, именно Мировая Душа производит движение в природе.

3. Поскольку движение в природе постоянно и безостановочно, то Мировая Душа должна производить его силами также постоянными и безостановочными. Но душа — это явление психическое, а психические явления приходят и уходят, возникают и пропадают, являются явлением неустойчивым и не постоянным.

Следовательно, постоянное и безостановочное движение в природе должно порождаться какой-то особенной психической силой Мировой Души, которая проявляется в ней постоянно, безостановочно и никогда не уходит.

4. Такой постоянной и безостановочной силой для любого психического по своей природе является инстинкт жить, или жизненный инстинкт, который ни на секунду не покидает ни одну душу и, следовательно, именно силою своего жизненного инстинкта Мировая Душа производит движение в природе.

Таким образом, движение природы в нашем мире будет вечным, как вечен жизненный инстинкт.

Но наш мир не единственный во Вселенной, поскольку таких миров, как наш, во Вселенной множество, и все они также находятся в вечном движении также в силу своего жизненного инстинкта (теория множественности миров).

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

известен произведенной им революцией в естественнонаучном мировоззрении — утверждением системы гелиоцентризма. Согласно выводам из астрономических наблюдений, Коперник объявил о вращении планет вокруг Солнца, что сменило существующее ранее принципиальное представление о Земле, как о центре мироздания.

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ

основал научный метод экспериментального естествознания. Он впервые отказался от отвлеченных рассуждений в естествознании и от подгонки научных результатов под авторитетные нормы церковного богоучения. Вместо этого он предложил наблюдение за природой, физический эксперимент, анализ полученных данных и логический их синтез в виде научного вывода.

Галилей пришел к заключению об однородности физического пространства Вселенной, переменив полностью господствующую на то время концепцию миропорядка, в которой земное пространство по своим физическим свойствам отличалось от всех остальных небесных сфер.

Галилей объявил о том, что в любой точке всего мирового пространства, все физические законы работают одинаково и, таким образом, для того, чтобы познать весь физический мир во всех его законах, нет необходимости проникать во все его уголки и выяснять, каковы там особенности природы. Во всей Вселенной одна и та же природа, и одни и те же физические законы. Вследствие этого естествознанию вполне достаточно единичных физических опытов с моделями физических объектов в любом удобном для этого месте, чтобы познать всю Вселенную, потому что результаты этих опытов будут действительны для любой точки пространства в любой зоне Вселенной.

ПАРАЦЕЛЬС

считал, что следует обратить внимание на следующее: если природа одушевлена и разумна (пантеизм), то и человек, ведь, тоже одушевлен и разумен. А это говорит о том, что природа и человек подобны друг другу.

А если это так, то подобно тому, как телом каждого человека управляет его душа, телом природы точно так же руководит её некое одушевленное начало — архей.

Таким образом, для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей, войти с ним в магический контакт и научиться им управлять, благодаря чему можно получить средство к полному руководству всеми процессами природы.

ТОМАС МОР

основоположник идеи утопического социализма, общества, где нет богатых и бедных, и нет собственности. В этом обществе все власти выборные, избираются народом, а управление осуществляется законами, направленными на охранение свободы и счастья людей. В этом обществе полностью отсутствует частная собственность, а труд составляет обязанность всех граждан. Распределение продуктов труда происходит по потребности, а наиболее тяжёлые работы выполняют преступники.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

был лидером христианского гуманизма, новой системы богословия, в центре которой находились нравственные обязанности человека:

1. Смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы бороться с пороками для спасения души, потому что спасение души ведет на небо, к жизни вечной, а только жизнь вечная может быть смыслом жизни, потому что жизнь конечная бессмысленна именно своим концом.

2. Таким образом, чтобы обрести жизнь вечную, надо спасти душу, а чтобы спасти душу, следует бороться с пороками.

Но для борьбы с пороками нужен настрой на эту борьбу, устремленность к ней, глубокое эмоциональное осознание её необходимости и высокого смысла, то есть всё то, что можно назвать спасительными помыслами, мечтами и намерениями о спасении души для жизни вечной.

3. Таким образом, чтобы спасти душу, нужны прежде всего спасительные помыслы, а спасительные помыслы возникают при чтении священного писания. Именно при чтении самого священного писания, а не из его схоластического толкования, ибо Слово Божие в писаниях, а не в толкованиях.

Но в священном писании наиболее ценны совсем не принципиально неразрешимые человеческим умом догматические элементы (шестидневное сотворение мира, первородный грех, непорочное зачатие и др.), потому что эти догмы есть всего лишь повод для бесконечных толкований, никак не устремляющих к спасительным помыслам. В священном писании к спасительным помыслам устремляют содержащиеся там законы любви и милосердия, на которых основывается христианская этика.

Таким образом, нужно новое богословие, не схоластическое, потому что схоластическое богословие рассуждает интеллектуально, не поднимая дух человека к спасительным помыслам. Нужно богословие этическое, которое эмоционально формирует в душе человека спасительные помыслы через очищение души христианской любовью к Богу и к ближнему.

Особо следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения не перечеркнула, а уважительно отнеслась к наработкам философов предшествующих поколений. Это, однако, не помешало ей усилиями Коперника и Галилея подготовить полный переворот естественнонаучного знания и метода, и дать импульс Новому Времени, эпохе освобождения от религиозного догматизма в науке и культуре.

Основные термины

АНАЛИЗ (научный метод) — метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого объекта или его отношений на смысловые составляющие.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — воззрение, с точки зрения которого человек есть центр и цель мироздания.

АРХЕЙ — духовная первосущность природы (по Парацельсу).

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ — учение, согласно которому Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.

ГИЛОЗОИЗМ — философское учение о наличии души у природы.

ГУМАНИЗМ — система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия.

ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ — система богословия, центром которой являются нравственные обязанности человека.

ДВОЙНОЙ ИСТИНЫ ПРИНЦИП — учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным для богословия и наоборот.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — система знаний о природе.

НАБЛЮДЕНИЕ — система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта или явления.

ПАНТЕИЗМ — философское учение, отождествляющее Бога и мир.

СИНТЕЗ — метод познания, состоящий в системном соединении смысловых составляющих объекта или его отношений в одно целое.

УТИЛИТАРИЗМ УМЕРЕННЫЙ — философия, согласно которой этические ценности отождествляются с пользой.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — социальная мечта в форме теории общества имущественного равенства, всеобщей обязательности труда, коллективной собственности на имущество и справедливого распределения материальных благ.

ЭКСПЕРИМЕНТ — исследовательское воздействие на объект познания для изучения уже известных или для выявления ранее неизвестных его свойств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

12. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения

12. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменуя начала новой эпохи, которая вошла в Историю под именем Возрождения.

V АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

V АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философия антропоцентрического гуманизма. 2. Неоплатонизм эпохи Возрождения,3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.4. Социально-политическая философия гуманизма.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Антропоцентризм — философское

2.

 НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторитетом схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития философской мысли.Оживлению

V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Социальные основания философии Ренессанса.2. Земное предназначение человека.3. Проблема конечного и бесконечного в философии эпохи Возрождения.4. Проблема свободы человека и его ответственности.5. «Великие открытия» эпохи Возрождения и

Тема 6. Общая характеристика философии возрождения

Тема 6. Общая характеристика философии возрождения 1. Сумерки средневековья2. Совпадение противоположностей (Николай Кузанский)3.  Прорыв в современность (Джордано Бруно)4. Город всеобщего счастья (Томазо

Глава 4 Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм

Глава 4 Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм Начиная с XIV–XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом

1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм

1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков

2. Натурфилософия эпохи Возрождения

2.  Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового

1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени

1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука

Антропоцентризм эпохи Возрождения

Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек

51.

 Антропоцентризм эпохи Возрождения

51. Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится

3.1. Философия эпохи Возрождения

3.1. Философия эпохи Возрождения Два центра: Бог и человекСредние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философииСредневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода

16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.Антропоцентризм

Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало

3.11: Культура Возрождения и подъем гуманизма

Культура Возрождения и подъем гуманизма

Точного исторического описания эпохи Возрождения не существует, а временные рамки варьируются в зависимости от того, к какой области исследования обращается человек. На самом деле, как утверждает одно из видео на этой странице, на самом деле не было «вещи» под названием Ренессанс; вместо этого можно утверждать, что это концепция, применяемая к периоду в ретроспективе, что верно для большинства историко-культурных периодизаций, хотя в большинстве из них есть определенные события, которые помогают определить период, чего нет в Ренессансе. Время от времени Ренессанс будет рассматриваться как начавшийся в четырнадцатом веке и закончившийся в конце семнадцатого века (часто называемый «долгим Возрождением»), а в других случаях он будет представлен преимущественно как феномен пятнадцатого и шестнадцатого веков. Эта сбивающая с толку текучесть будет время от времени проявляться в последующих частях, посвященных эпохе Возрождения.

Часто время Ренессанса совпадает с кризисом Средневековья, описанным в предыдущей части. Наложение дат объясняется тем, что большая часть Европы оставалась решительно «средневековой» в период расцвета Ренессанса в Италии: образ жизни, формы техники и политическая структура средневековья не изменились внезапно с расцветом Ренессанса. Возрождения, не в последнюю очередь потому, что нововведениям Возрождения потребовалось так много времени, чтобы распространиться за пределы Италии. Точно так же и в самой Италии жизнь большинства людей (особенно за пределами крупных городов) в 1500 году была почти идентична той, какой они были бы веками ранее. Вот почему некоторые утверждают, что на самом деле Ренессанса не было, по крайней мере, для большинства людей.

Несмотря на споры о его начале и конце, Ренессанс означает «возрождение» культуры, искусства и образования, которое в значительной степени произошло в пятнадцатом и шестнадцатом веках, начиная с Италии и распространяясь на различные другие части. Западной Европы. Эпоха Возрождения породила ряд художников, ученых и мыслителей, имена которых до сих пор широко известны: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Донателло, Боттичелли и других. Эпоха Возрождения по праву славится своими нововведениями в искусстве и обучении, и хотя некоторые из его мыслителей были несколько тщеславны и неправы, отвергая предыдущую тысячу лет или около того как не что иное, как «темные века», это все еще так. что Ренессанс был чрезвычайно плодотворным с точки зрения интеллектуального производства и творчества.

Проще говоря, фоном Ренессанса было процветание северной Италии. Италия не сталкивалась с крупными, непрекращающимися войнами, такими как Столетняя война во Франции. Он сильно пострадал от чумы, но не больше, чем большинство других регионов Европы. Одной из неожиданных «выгод» для Италии на самом деле было Вавилонское пленение и Великий западный раскол: поскольку власть папы была настолько ограничена, итальянским городам было легко управлять с небольшим папским вмешательством, а влиятельные итальянские семьи часто напрямую вмешивались в выборы. папы, когда это соответствовало их интересам. Точно так же другие державы Европы либо не могли, либо не были заинтересованы в том, чтобы беспокоить Италию: Англия и Франция находились в состоянии войны, Священная Римская империя была слабой и раздробленной, а Испания не была объединена до периода позднего Возрождения. Короче говоря, кризисы Средневековья на самом деле принесла пользу  Италии, потому что они были сосредоточены в другом месте.

В этой относительно стабильной социальной и политической среде Италия также имела преимущество перед большей частью остальной Европы: она была гораздо более урбанизированной. Из-за своего расположения на перекрестке дорог между востоком и западом итальянские города были больше и многочисленнее, чем города в других королевствах и регионах Европы, с сопутствующим экономическим процветанием и изощренностью, связанными с городской жизнью. К 1300 году в северной Италии было двадцать три города-государства с населением 20 000 и более человек, каждый из которых по средневековым меркам представлял собой огромный мегаполис.

итальянских городов, сгруппированных на севере, составляли около 10% всего населения Италии. Хотя это означает, что 90% населения проживало либо в сельской местности, либо в небольших городах, в Италии все же была гораздо большая концентрация городских жителей, чем где-либо еще в Европе. Среди этих городов было также несколько городов с населением более 100 000 человек к пятнадцатому веку, в том числе Флоренция и Милан, которые служили центрами банковского дела, торговли и ремесел. В итальянских городах было большое количество очень продуктивных ремесленных гильдий и мастерских, производивших предметы роскоши, пользующиеся большим спросом во всей Европе. Таким образом, с более короткой точки зрения, эпоха Возрождения заканчивается, когда экономическое значение центральной части северной Италии снижается, а темпы изменений и прогресса в искусстве и обучении замедляются. Но в самом прямом смысле Ренессанс так и не закончился — его нововведения и достижения уже распространились по большей части Европы, и хотя сама Италия утратила свое значение, модели, зародившиеся в Италии, сохранились и в других местах.

Отправной точкой изучения эпохи Возрождения является изучение значения этого слова: возрождение. Но что возрождалось? Ответ — культура и идеи классической Европы, Древней Греции и Рима. Мыслители и художники эпохи Возрождения вполне сознательно заявляли, что возрождают давно утраченные традиции классического мира в таких разных областях, как наука, поэзия, архитектура и скульптура. Большинство мыслителей и художников эпохи Возрождения считали, что древние греки и римляне достигли поистине невероятных вещей, вещей, которые не были и, возможно, никогда не могли быть превзойдены. Большая часть Ренессанса началась как попытка подражать или копировать греческое и римское искусство и науку (например, в соответствии друг с другом в классической латыни), но на протяжении десятилетий наиболее выдающиеся мыслители Ренессанса пошли по своим собственным путям — до сих пор вдохновленные классикой, но также стремящиеся быть творцами сами по себе.

Из различных тем мысли эпохи Возрождения, возможно, самой важной был  гуманизм , древняя интеллектуальная парадигма, которая подчеркивала как красоту, так и центральное место человечества во вселенной. Гуманисты считали, что человечество по своей природе рационально, красиво и благородно, а не унижено, зло или слабо. Они стремились воспеть красоту человеческого тела в своем искусстве, человеческий разум и человеческие достижения в своей учености, а человеческое общество — в элегантности своего архитектурного замысла. Гуманизм был, среди прочего, оптимистическим отношением к художественным и интеллектуальным возможностям, который ссылался на достижения древнего мира как на доказательство того, что человечество было венцом творения Бога.

Отец гуманизма

Франческо Петрарка: Статуя Петрарки во дворце Уффици во Флоренции.

Петрарку традиционно называют «отцом гуманизма», а многие в более широком смысле считают его «отцом эпохи Возрождения». Это почетное звание дается как за его влиятельные философские взгляды, обнаруженные в его многочисленных личных письмах, так и за его открытие и составление классических текстов.

В своей работе Secretum meum он указывает, что мирские достижения не обязательно исключают подлинные отношения с Богом. Вместо этого Петрарка утверждал, что Бог дал людям их огромный интеллектуальный и творческий потенциал, чтобы они могли использовать их в полной мере. Он вдохновил гуманистическую философию, которая привела к интеллектуальному расцвету эпохи Возрождения. Он верил в огромную моральную и практическую ценность изучения древней истории и литературы, то есть изучения человеческой мысли и действия. Петрарка был набожным католиком и не видел конфликта между реализацией человеческого потенциала и религиозной верой.

Глубоко интроспективный человек, он во многом повлиял на зарождающееся гуманистическое движение, потому что многие внутренние конфликты и размышления, выраженные в его трудах, были подхвачены философами-гуманистами эпохи Возрождения и постоянно спорили в течение следующих 200 лет. Например, Петрарка боролся за правильное соотношение между активной и созерцательной жизнью и имел тенденцию подчеркивать важность уединения и учебы. Явно не соглашаясь с Данте, Петрарка в 1346 г.0013 De vita solitaria  , что отказ Папы Селестины V от папства в 1294 году был добродетельным примером уединенной жизни. Позже политик и мыслитель Леонардо Бруни выступал за активную жизнь, или «гражданский гуманизм». В результате многим политическим, военным и религиозным лидерам эпохи Возрождения внушили идею о том, что их стремление к самореализации должно основываться на классическом примере и философских размышлениях.

Гуманизм в фокусе

Гуманизм эпохи Возрождения был корнем некоторых очень современных представлений об индивидуальности, наряду с некоторыми специфическими явлениями, такими как идея о том, что образование должно приводить к всесторонне развитой личности. Цель образования в эпоху Возрождения заключалась в том, чтобы реализовать как можно больше человеческого потенциала с помощью надежного образования в различных дисциплинах. Это было настоящим, значимым изменением по сравнению со средневековыми формами обучения, поскольку основной целью образования больше не считалось прояснение религиозных вопросов или лучшая интеллектуальная поддержка религиозной ортодоксии; вместо этого смысл образования заключался в том, чтобы воспитать более компетентного и всесторонне развитого человека…

Хотя изначально гуманизм возник как преимущественно литературное движение, его влияние быстро проникло в общую культуру того времени, заново представив классические греческие и римские формы искусства и способствуя развитию эпохи Возрождения. Гуманисты считали древний мир вершиной человеческих достижений и считали, что его достижения должны служить образцом для современной Европы. Важными центрами гуманизма были Флоренция, Неаполь, Рим, Венеция, Генуя, Мантуя, Феррара и Урбино.

Гуманизм был оптимистической философией, рассматривавшей человека как разумное и разумное существо, способное решать и думать самостоятельно. Он рассматривал человека как изначально хорошего по своей природе, что противоречило христианскому взгляду на человека как на первородного грешника, нуждающегося в искуплении. Это спровоцировало новое понимание природы реальности, вопросы, выходящие за рамки Бога и духовности, и предоставило знания об истории за пределами христианской истории.

Наряду с идеей всестороннего человека мыслители эпохи Возрождения отстаивали идею Гражданский гуманизм : моральное и этическое положение человека было связано с преданностью своему городу. Это была греко-римская концепция, которую отстаивал, в частности, великий мыслитель эпохи Возрождения Петрарка. Здесь флорентийские Медичи являются ярким примером: богатые и влиятельные люди приложили огромные усилия, чтобы инвестировать в город в виде строительных проектов и искусства. Это, конечно, было связано с престижем семьи, но это была и сердечная преданность своему дому, аналогичная современному понятию патриотизма.

В практическом плане произошел сдвиг в практическом деле образования от средневековой схоластики, сосредоточенной на праве, медицине и теологии, к дисциплинам, связанным с бизнесом и политикой. Обучение эпохи Возрождения зародилось в городах северной Италии из-за богатства северной Италии. Князья и другая элита хотели, чтобы в их торговых империях работали квалифицированные бюрократы; им нужны были грамотные люди со знанием права и математики, даже если сами они не были купцами. Городские власти начали обучать детей (как девочек, так и мальчиков, по крайней мере, в некоторых городах, таких как Флоренция) напрямую, наряду с ролью частных репетиторов. Эти школы и наставники уделяли особое внимание практическому образованию: риторике, математике и истории. Таким образом, одним из основных последствий итальянского Возрождения было то, что эта новая форма образования, обычно называемая «гуманистическим образованием», распространилась из Италии в остальную Европу к концу пятнадцатого века. К шестнадцатому веку широкий слой европейской элиты, включая дворян, купцов и священников, был воспитан в гуманистической традиции.

«Человек эпохи Возрождения» (обратите внимание, что были также важных мыслителей женского пола, но термин «человек эпохи Возрождения» использовался исключительно для мужчин) был человеком, который культивировал классические добродетели, которые не были совсем такими же, как христианские. : понимание, доброжелательность, сострадание, сила духа, рассудительность, красноречие и честь, среди прочих. Опираясь на работы таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и Вергилий, мыслители эпохи Возрождения стали поддерживать идею добродетельной жизни, которая не то же самое, что конкретно0013 христианин добродетельная жизнь. И, что немаловажно, стать хорошим человеком можно было, просто изучая классиков — все крупные деятели Возрождения были христианами, но настаивали на том, что нравственный статус человека может и должен формироваться подражанием древним добродетелям в сочетании с христианское благочестие. В то время как доводы эпохи Возрождения в отношении унижения средневековой культуры были преувеличены — средневековая интеллектуальная жизнь процветала в период Высокого Средневековья, определенно имел место особый вид интеллектуальной смелости и оптимизма, проистекавший из возврата к классическим моделям по сравнению со средневековыми в эпоху Возрождения.

Ключевые моменты
  • Гуманисты выступили против утилитарного подхода к образованию, стремясь создать граждан, способных говорить и писать с красноречием и, таким образом, способных участвовать в гражданской жизни своих сообществ.
  • Движение было в значительной степени основано на идеалах итальянского ученого и поэта Франческо Петрарки, которые часто были сосредоточены вокруг человеческого потенциала для достижений.
  • Хотя изначально гуманизм возник как преимущественно литературное движение, его влияние быстро распространилось на общую культуру того времени, заново представив классические греческие и римские формы искусства и приведя к эпохе Возрождения.
  • Донателло прославился как величайший скульптор Раннего Возрождения, особенно известный своей гуманистической и необычайно эротической статуей Давида.
  • В то время как средневековое общество рассматривало художников как слуг и ремесленников, художники эпохи Возрождения были подготовленными интеллектуалами, и их искусство отражало эту новую точку зрения.
  • В гуманистической живописи особое значение приобрела обработка элементов перспективы и изображения света.
Основные термины
  • Высокое Возрождение : Период в истории искусства, обозначающий апогей изобразительного искусства в итальянском Возрождении. Традиционно считается, что период Высокого Возрождения начался в 1490-х годах — фреской Леонардо «Тайная вечеря» в Милане и смертью Лоренцо Медичи во Флоренции — и закончился в 1527 году с разграблением Рима войсками Чарльз В.

Как эпоха Возрождения бросила вызов церкви и повлияла на Реформацию

По мере роста интереса к культурным, интеллектуальным и научным исследованиям поддержка всемогущей церкви уменьшалась.

Автор: Лесли Кеннеди. От европейских открытий континентов и судоходных путей до новых взглядов на математику и астрономию и появления печатного станка период «возрождения» после Средневековья был отмечен сменой идей, непреходящими шедеврами архитектуры, искусства и литературы (это было время Шекспира, Галилея, да Винчи и Макиавелли) — и движение к политическим и религиозным свободам.

Сдвиг к политической и религиозной свободе, в свою очередь, помог породить движение Реформации, которое вызвало раскол в могущественной католической церкви, заставив многих европейцев обратиться к тогда еще новой протестантской вере.

Эра новых идей

Коллекция Historica Graphica/Heritage Images/Getty Images

Мартин Лютер сжигает папскую буллу Exsurge Domine, выпущенную Папой Львом X, ок. 1520.

Стефания Тутино, профессор истории Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, интеллектуальный и культурный историк постреформационного католицизма, говорит, что Реформация и Возрождение были двумя параллельными, но взаимосвязанными движениями.

«Первое касалось богословской природы и экклезиологической структуры истинной Церкви Христовой, — говорит она. «Последнее касалось обновления некоторых ключевых культурных, интеллектуальных и художественных принципов в свете того факта, что то, что имело смысл в Средние века, теперь больше не соответствовало, не было полезным или вдохновляющим для общества, пережившего множество фундаментальных изменений».

По словам Тутино, научные достижения, в том числе альтернативы традиционной аристотелевской физике и космологии 15-го и 16-го веков, а также технологические инновации, такие как печатный станок, были важными факторами новизны.

«И Ренессанс, и Реформация родились из осознания того, что «старый» средневековый порядок более нежизнеспособен, а научные открытия и технологические инновации были одними из элементов, которые ясно показали, насколько неадекватными были старые структуры», — сказала она. говорит.

Движение за гуманизм

В эпоху Возрождения возникло интеллектуальное движение, известное как гуманизм. Среди многих своих принципов гуманизм продвигал идею о том, что люди находятся в центре своей собственной вселенной и должны принимать человеческие достижения в области образования, классического искусства, литературы и науки. В рамках этой философии ученые, авторы, политические лидеры и другие стремились возродить изучение греческих и латинских классиков.

«Многие гуманисты начали применять эти принципы к изучению Библии и, следовательно, к политическим, культурным, литургическим и теологическим принципам, согласно которым иерархия католической церкви управляла своей паствой», — говорит Тутино. «В процессе несколько гуманистов нашли много поводов для критики, и некоторые из их критических замечаний перекликались с критикой (Мартина) Лютера и других ранних протестантских лидеров».

Однако, добавляет она, хотя цели и задачи гуманистического и реформаторского движений были принципиально разными, «были также области, в которых они пересекались».

По словам Ады Палмер, адъюнкт-профессора ранней современной европейской истории Чикагского университета, гуманистическое движение расширило палитру идей, о которых думали люди.

«Движение началось с интереса к чтению текстов Древней Греции и Рима, потому что Европа — особенно Италия — стала настолько раздираемой войной, отчаянной и нестабильной, что люди действительно хотели найти решение», — говорит она.

Поскольку Древний Рим был могущественным и стабильным с длительными периодами силы и единства, добавляет Палмер, считалось, что чтение древних книг того периода может научить людей, как повторить успех Рима.

«Поэтому они начали искать древние тексты и переводить, читать и копировать их, пока антиквариат не стал чем-то, что сигнализировало о политической власти и политических амбициях», — говорит она. «Вскоре у всех, кто есть, должна была быть классическая библиотека, чтобы продемонстрировать силу».

Но хотя цель повышения стабильности не удалась, по словам Палмера, одним из непреднамеренных последствий движения стал новый спрос на книги, который побудил Гутенберга изобрести печатный станок.

«Это также означало, что появилось гораздо больше идей по таким важным вопросам, как устройство мира, как он был создан, что такое хорошие и плохие поступки, как работает религия и т. д.», — говорит она. «И это также означало, что они больше изучали греческий язык и поняли, что их старые переводы Библии и других текстов во многих местах ошибочны, и они начали делать новые переводы и исправления».

Мартин Лютер и протестантизм

Hulton Archive/Getty Images

Немецкий теолог и реформатор Мартин Лютер (сидит в центре) с другими немецкими реформаторами Меланхтоном, Померанусом и Круцигером. 

Палмер говорит, что Реформация была кульминацией долгих и медленных процессов, начавшихся до эпохи Возрождения, включая разложение католической церкви. В своей будущей книге о Возрождении она описывает «дилемму заключенного». «Подкуп папы или епископа был огромным преимуществом в политике, — говорит она. «Любой, кто сделал бы это, выиграл бы в конфликте, поэтому никто не мог позволить себе , а не подкупить папу, потому что, если кто-то подкупил папу, вы были обречены».

Разочарованный взяточничеством и другими церковными пороками, в том числе индульгенциями, которые позволяли гражданам покупать отпущение грехов, немецкий монах Мартин Лютер написал 95 тезисов в 1517 году, якобы прибив их к двери часовни в Университете Виттенберг в Саксонии.

«Постепенное накопление коррупции в конечном итоге привело к тому, что индульгенции стали последней соломинкой, которая сломала хребет верблюду, — говорит Палмер.

Сила печатного станка

Печатный станок позволил широко и быстро распространить тезисы по всей Европе, и хотя он был назван церковью еретиком и отлучен от церкви папой Львом X в 1521 году, слова Лютера связывали со многими.

» Лютер попал в подходящий момент, чтобы стать первым проповедником-звездой брошюры, например, одним из первых звездных блоггеров или звездных ютуберов, и он попал в подходящую политическую ситуацию для правительств региона, в котором он находился, чтобы увидеть его. как отличный предлог сделать то, что они и так хотели сделать: выбраться из гигантской дилеммы папского узника», — объясняет Палмер.

Таким образом, говорит Палмер, интеллектуальные движения эпохи Возрождения привели к Реформации, стимулируя спрос на книги и побуждая людей больше читать и думать о том, как изменить настоящее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *