Гроза все лица кроме одеты по русски: Тесты по драме А.Н.Островского «Гроза» | Тест по литературе (10 класс) по теме:

Содержание

Тест: «Гроза», Островский А. Н.

Тест по пьесе Островского А.Н. «Гроза» позволит определить уровень знания произведения в вопросах и ответах. Произведение изучается в 10 классе на уроках литературы. И если вы не пропустили ни единого урока, то должны обладать отличными знаниями содержания пьесы.

Шаги теста

  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25

«Гроза» Островского — это:

Варианты ответов:

  • драма
  • трагедия
  • трагикомедия

В каком году была написана пьеса?

Варианты ответов:

  • 1864
  • 1859
  • 1857

К какому творческому методу можно отнести это произведение?

Варианты ответов:

  • классицизм
  • реализм
  • романтизм

Где разворачиваются события драмы?

Варианты ответов:

  • в Новгороде
  • в Москве
  • в Калинове

На берегу какой реки находится город, в котором живут герои пьесы?

Варианты ответов:

  • Волга
  • Дон
  • Ока

Сколько действий в этом драматическом произведении?

Варианты ответов:

  • пять
  • четыре
  • шесть

Все лица одеты по-русски, кроме «порядочно образованного человека» . ..

Варианты ответов:

  • Бориса
  • Варвары
  • Дикого

Что мечтал изобрести Кулигин?

Варианты ответов:

  • «перпетум-мобиле»
  • песочные часы
  • громоотвод

К какому сословию принадлежит семья Кабанихи?

Варианты ответов:

  • дворяне
  • крестьяне
  • купцы

Зачем Борис приехал в город?

Варианты ответов:

  • найти невесту
  • побывать на похоронах бабушки
  • наладить отношения с дядей, чтобы получить наследство

В какой город уезжает Тихон Кабанов на 2 недели?

Варианты ответов:

  • Киев
  • Москва
  • Петербург

С кем тайно встречается Варвара?

Варианты ответов:

  • с Диким
  • с Кудряшом
  • с Кулигиным

Сколько ночей Катерина тайно встречается со своим возлюбленным?

Варианты ответов:

  • 7
  • 9
  • 10

Как Варвара уживается с матерью?

Варианты ответов:

  • у Варвары с матерью доверительные отношения
  • лжет ей
  • делает то, что говорит Кабаниха, но при этом жалуется

С кем отождествляет себя Катерина в своих монологах?

Варианты ответов:

  • с мышью
  • с кошкой
  • с птицей

Какой эпизод можно считать кульминацией пьесы?

Варианты ответов:

  • разногласие Дикого и Кулигина по поводу установки громоотвода
  • признание Катерины в измене
  • монолог Катерины о том, что она хочет умереть

При каких обстоятельствах Катерина призналась мужу в измене?

Варианты ответов:

  • Тихон избивал её, подозревая в предательстве, поэтому Катерина вынуждена была сознаться
  • Катерина, находясь под впечатлением от грозы и пророческих слов Барыни, рассказала о тайных встречах мужу и Кабанихе
  • Кабаниха увидела Катю и Бориса вместе, прилюдно уличив Катерину в неверности

Какой главный конфликт драматической пьесы «Гроза»?

Варианты ответов:

  • отцов и детей
  • поиски смысла жизни
  • конфликт «тёмного царства» с людьми, желающими жить честно и свободно

Чем завершается пьеса?

Варианты ответов:

  • Тихон прощает Катю, и Борис бежит из города
  • Катерина бежит с Борисом в Сибирь
  • самоубийством Катерины

На что повлияла смерть Катерины?

Варианты ответов:

  • Жители города пересматривают привычную им жизнь
  • Борис повторяет ее поступок
  • Тихон меняет свое отношение к матери

«Так ты знай, что ты червяк.

Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,– заявляет:

Варианты ответов:

  • Дикой Кулигину
  • Марфа Игнатьевна Глаше
  • Кабаниха Тихону

«У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет»,– рассказывает:

Варианты ответов:

  • Тихон
  • Шапкин
  • Кудряш

«Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки»,– утверждает:

Варианты ответов:

  • Кулигин
  • Глаша
  • Варвара

«Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю»,– рассуждает:

Варианты ответов:

  • барыня
  • Дикой
  • Кабанова

«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,– утверждает:

Варианты ответов:

  • Тихон
  • Варвара
  • Глаша

Оцените тест:

6. 5

( 136 )

Нашли ошибку или нарушение?

Аналитический разбор драмы А.Н. Островского «Гроза»

Ход урока.

Слово учителя.

Молния – это искровой разряд статического электричества, аккумулированного в грозовых облаках, в отличие от зарядов, образующихся на производстве и в быту, электрические заряды, накапливаемые в облаках, несоизмеримо больше, поэтому энергия искрового разряда – молнии и возникающие при этом токи очень велики и представляют большую опасность для человека, животных, строений. Молния сопровождается звуковым импульсом – громом, сочетание молнии и грома называют грозой.

Гроза – это исключительно красивое природное явление, как правило, после грозы улучшается погода, воздух становится прозрачен, свеж и чист, насыщен ионами, образующимися при разрядах молнии. Несмотря на это нужно помнить, что гроза в определенных условиях может представлять большую опасность для человека.

В представлении наших предков природные явления, связанные с огненной стихией, производящие разрушительные действия – божье наказание человеку за грехи. Образно говоря, гроза – это акт наказания за грехи и очищения от грехов.

Аналитическая работа с текстом пьесы.

Прежде чем приступать к работе с текстом произведения, необходимо перечислить те изобразительно-выразительные средства, которыми пользуется драматург. Их не так много: драматургическое произведение создается, в первую очередь, для сценической постановки, поэтому в тексте не должно быть красочных пейзажных зарисовок, портретов персонажей, описания внутреннего убранства домов или дворцов.

Что же помогает драматургу ярче воплотить замысел и сделать содержание произведения более понятным именно читателю?

Список действующих лиц, ремарки, реплики персонажей.

Для начала рассмотрим список действующих лиц. Давайте посмотрим теперь на примере выбранной нами пьесы, как же список действующих лиц помогает читателю разобраться или, скорее, угадать, что будет происходить дальше.

Первыми в списке значатся главные герои?

Нет. В классической пьесе список действующих лиц открывает обычно глава семейства, дома.

Здесь, читаем, Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе; далее следует Борис, его племянник, молодой человек, порядочно образованный; затем уже только Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова; Тихон Иваныч Кабанов, ее сын; Катерина, жена его.

Обращает на себя и фамилия -Дикой. Часто, следуя еще традициям классицизма, автор присваивает героям “говорящие” фамилии.

О чем “говорит” эта фамилия? Наверное, о свирепом нраве ее обладателя, жестокости! Подчеркнем, человек этот – значительное лицо в городе! Несомненно, мы видим первое указание на то, какие нравы царят здесь.

Заметим также, что фамилия племянника не указана. Может быть, он другой? Отличается от жуткого дядюшки? Есть тут еще одна интересная фамилия – Кабанова (Кабаниха).

Носительница ее – богатая купчиха.

Кабан, как мы знаем, – животное дикое и свирепое!

Вот, значит, каковы тут влиятельные люди! Что же это за город такой?

О Тихоне Ивановиче сказано только, что он сын этой, уже начинающей внушать страх особы. Сын, других примечательных особенностей у этого персонажа нет! Судя по всему, он находится в полной власти у своей матери.

Катерина, жена его, Варвара, сестра его…Отчества и фамилии не указаны. Может быть, оттого, что младшие женщины в этом доме или, если смотреть шире, в этом обществе, своего статуса не имеют?

А может быть, ни Катерина, ни Варвара по разным причинам не чувствуют своей причастности к тому, что происходит здесь? Об этом как раз речь пойдет дальше!

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Раз уж герой занимается научными изысканиями, пусть даже предмет поисков фантастический – вечный двигатель, значит, некоторое образование он имеет.

Именно этому персонажу Островский “вложит в уста” самые ответственные реплики. Кулигину “поручено” пролить некоторый свет на то, что, собственно происходит в городе. Кулигин – герой-резонер в пьесе.

И, конечно же, прочитаем примечание автора: Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски. Значит, Борис, раз уж он одет в европейский костюм, должен и внутренне отличаться от всех остальных персонажей!

Посмотрим далее, насколько это утверждение верно.

Слово учителя. Вымышленный город Калинов обрисован подробно, конкретно, многосторонне. В нарушение, казалось бы, самой природы драмы в “Грозе” немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним видна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Высокий волжский обрывистый берег и заречные дали вводят мотив простора и полета, неразрывно связанные с образом Катерины. Тем более удручающей кажется на фоне этой красоты обстановка в городе, нравы, царящие в нем.

А теперь рассмотрим первые три явления первого действия.

Обратим внимание на то, что в первом явлении на сцене появляются второстепенные персонажи. Их роль – познакомить зрителей (читателей) с обстановкой, в которой будет происходить действие, и с главными героями, представить их, дать некоторую характеристику. Драматург не просто знакомит нас с героями и местом действия: он создает образ мира, в котором живут герои и где развернутся события. Именно поэтому в “Грозе”, как и в других пьесах Островского, немало лиц, которые не станут непосредственными участниками интриги, но необходимы для уяснения самого уклада жизни.

Кулигин, Кудряш, Борис – их появление в самом начале первого действия создает атмосферу неприятия сложившихся, традиционных форм быта, нравов. И одновременно, отражает некоторые новые формы сознания.

Кулигин обличает нравы, царящие в городе, клеймит жестокость, несправедливое отношение богатых к малоимущим, необразованность, темноту местного обывателя.

А Кудряш не желает “рабствовать” перед Диким, жалеет, что не может отомстить ему как отцу дочерей: “Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет” “Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!”

Вполне понятен циничный намек на характер мести! А в патриархальном мире подобное намерение – опозорить девушку – просто немыслимо! Вот и получается, что один из молодых героев пьесы мыслит как-то иначе. Действительно, традиционное, вековое сдвинулось со своего места, раз кто-то считает возможным отомстить своему обидчику косвенно, через дочерей.

Во втором явлении перед нами уже Дикой собственной персоной. Его первая реплика является блестящей самохарактеристикой: “Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!”, – кричит Дикой племяннику. И впрямь, нрав этого персонажа соответствует фамилии!

В третьем явлении мы знакомимся с племянником Борисом и узнаем его историю.

Отец Бориса Григорьевича женился на “благородной”. Из-за этого бабушка невзлюбила его. “По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве, – рассказывает Борис Кулигину, Кудряшу и нам с вами, конечно. – Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру – в пансион”.

Через некоторое время Борис Григорьевич и его сестра осиротели, а потом и суровая бабушка умерла, она оставила необычное завещание: “Чтобы дядя выплатил часть, какую следует”, если племянники будут к нему почтительны!

Можно ли ублажить такого дядюшку? Как вы думаете, велики ли шансы получить наследство?

Итак, Борис Григорьевич должен иметь ряд преимуществ перед местными жителями хотя бы уже потому, что он получил хорошее образование и воспитывался в Москве. Племянник Дикого – человек “нового” времени. Но, как мы позже увидим, Борис Григорьевич в погоне за призрачным наследством очень легко дал себя “закабалить” грубому и невежественному дядюшке. Материальные интересы полностью подчиняют себе этого, казалось бы, вполне симпатичного героя, и он, по сути, уже мало чем отличается от здешних своекорыстных людей.

В трагической судьбе главной героини Борис Григорьевич сыграет немаловажную роль, поэтому сейчас мы так подробно говорим о нем.

В пятом явлении на сцене появляется семейство Кабановых.

Каков характер взаимоотношений между членами семьи?

Мог ли существовать патриархальный миропорядок несколько веков, если бы отношения во всех русских семьях были таковы?

Нет! Значит, пред нами ситуация нетипичная. Что-то разладилось в обществе, и грядет скорый его распад.

Рассмотрим теперь явление седьмое. Диалог Катерины и Варвары.

Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. В поэтичном монологе Катерины нарисован идеальный вариант патриархальных отношений. Главный мотив этого рассказа – все пронизывающая любовь и воля: “Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле… что хочу, бывало, то и делаю”. Но, обратим внимание, это была “воля”, совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями!

Слово учителя. Это – мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставит себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представителями среды – исчез, и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении.

Чуткая душа Катерины уловила это!

Просыпающееся чувство личности принимает форму индивидуальной, личной любви. В Катерине рождается и растет страсть. Но это страсть одухотворенная.

Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственно долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первоначального значения и смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры: посмотрите, что предлагает Варвара в этой ситуации!

В верности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому из окружающих нет дела до подлинной сути этой морали! Главная героиня постоянно находится в поле психологических влияний новых веяний!

Слово учителя. Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и девушка принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, заранее ожидая, что муж ее будет над ней властелином, но также опорой и защитой. Однако Тихон, как мы уже успели понять, ни в какой мере не отвечает этой роли. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но совсем не так, как по нормам патриархально морали должен любить свою жену настоящий муж, ее естественный руководитель и защитник.

Рассмотрим явление четвертое второго действия. Сцена отъезда Тихона – одна из важнейших в пьесе и в смысле раскрытия в ней психологии героев, и по ее функции в развитии интриги. Прочитайте диалог Тихона и Катерины.

По поручению матери Тихон должен уехать на две недели. Казалось бы, его отъезд устраняет непреодолимые внешние препятствия для встреч с Борисом. На самом же деле рушатся все надежды Катерины найти опору в любви мужа. “Тиша не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу тебя!”, – как утопающий за соломинку, хватается Катерина, пытаясь остановить Тихона, она сама надеется удержаться на краю пропасти. Это – крик о помощи, последний.

Какова реакция Тихона?

“Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!” – “Ну, бери меня с собой, бери!” – “Да нельзя” – “Отчего же, Тиша, нельзя?” – “Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной!”

К сожалению, Тихон “не слышит” свою жену, не понимает, что она, быть может, в нескольких шагах от гибели. В данный момент он сосредоточен на своих проблемах: “ С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь”

Здесь же первый раз произнесено слово “гроза”! Гроза сгущается подспудно, конфликт зреет неотвратимо!

“Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах, так до жены ли мне?”

Так и не уговорив мужа, Катерина просит тогда взять с нее клятву страшную, но и в этом отказывает ей супруг. Казалось бы, он ведет себя гуманно, человечно, но не это нужно Катерине!

Слово учителя. Как это ни парадоксально, именно мягкость Тихона (сочетающаяся, правда, с общей слабостью характера) в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Тихон не отвечает ее представлениям о том, каким должен быть муж. И действительно, он не может помочь ей ни тогда, когда она борется с “грешной” страстью, ни после ее публичного покаяния…

Дело в том, что молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться патриархальных порядков. Однако и Варваре, и Тихону, и Кудряшу чужд нравственный максимализм Катерины, для которой и крушение традиционных нравственных норм в окружающем мире, и ее собственное нарушение этих заветов – страшная трагедия. В отличие от Катерины, истинно трагической героини, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Вот и получается, что, как это ни странно, у Катерины больше общего с Кабанихой, чем с ровесниками!

Обратимся к монологу Кабанихи в явлении шестом второго действия.

“Молодость-то что значит! > Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься толком не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. > Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”.

Безусловно, в словах Кабанихи чувствуется горечь. Получается, что она не просто сварливая старуха, а человек со своими убеждениями, который переживает глядя на то, как рушится все, что было так естественно и правильно на протяжении многих лет. Сама же она чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей “правильного” миропорядка, и ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

Итак, после отъезда мужа Катерина пытается успокоить себя, восстановить гармонию и мир в душе, не думать о Борисе…

“А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня бога помолят. Вот и засядем шить с Варварой, и не увидим, как время пройдет; а тут Тиша приедет”.

Прочитаем явления девятое.

Намерениям Катерины не суждено исполниться: Варвара дает ей ключ от потайной калитки: “На что! На что! Не надо! Не надо!” – кричит Катерина, с испугом, отталкивая ключ. “Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя”, – хладнокровно и рассудительно отвечает Варвара. “Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!” Мы видим: Катерина в смятении.

Явление десятое. Монолог Катерины.

Катерина, одна, держа ключ в руках…

Все говорит о крайней степени волнения, о сомнениях, терзающих душу героини: преобладание вопросительных и восклицательных предложений, вообще в монологе присутствуют только простые синтаксические конструкции, короткие предложения, речь из-за этого получается неровной, словно рубленой; Катерина то достает ключ, задумчиво смотрит на него, то снова прячет ключ в карман, молчит, задумывается, прислушивается…

Катерина собирается переступить черту, отделявшую прежнюю жизнь от новой, принять грех на душу.

Интересно посмотреть, как ведут себя Борис и Катерина при встрече. Явление третье, сцена вторая, третье действие.

“Зачем ты пришел, Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски…” “Вы сами велели мне прийти”, – говорит Борис Григорьевич Катерине! Катерина очень волнуется, переживает, говорит о своей “погибели”: “Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе” – “Ваша воля на то была”, – отвечает Борис Григорьевич!

Вспомним, что между третьим и четвертым действиями проходит 10 дней.

Несколько гуляющих обоего пола проходят за арками.

“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?” – “Гляди, соберется”. Кулигин советует Савелу Прокофьевичу Дикому поставить на бульваре громоотвод. “У нас грозы частые”, – говорит он.

В этих словах звучит скрытый подтекст: над Калиновым собирается гроза в прямом и переносном смысле! Вот, вот покарает господь здешних грешников за их злые дела!

Катерина же воспринимает грозное явление природы как персональное наказание.

Слово учителя. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем, и с огромной силой овладевает Катериной, как только кончилось это недолгое счастье. Оно тем мучительнее, что вера Катерины как-то исключает понятие прощения и милосердия. Она не видит исхода своей муке. Заметим, что для Кабанихи публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединяется опять-таки открытый, на людях бунт ее сына. В финале “Грозы” не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи!

В пятом действии кульминация и драматическая развязка действия.

Декорация первого действия. Сумерки.

Явление второе – монолог Катерины. Катерина ищет Бориса. Винит себя в том, что не только себя погубила, но и его тоже. “Ночи, ночи мне тяжелы! Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу. Так страшно в потемках”. Героиня находится в смятении мыслей и чувств, ей очень плохо, тяжело и страшно. “Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы, да и бросили в Волгу; я бы рада была. “Казнить-то тебя говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом”. Да уж измучилась я!”. Катерина готова принять смерть, но даже в этом отказывают ей “благочестивые”, “человеколюбивые” ближние!

Единственная слабенькая надежда связана только с Борисом: “Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую и видела…Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила”.

Оправдалась ли надежда главной героини? Поддержал ее любимый человек?

Нет. Надежда не оправдалась. Можно сказать, что Борис предал свою “возлюбленную”! По поручению дяди Борис Григорьевич собирается ехать в Сибирь. Катерина просит, как раньше умоляла мужа, взять и ее в дальние края. Во второй раз, не находя выхода, она обращается за помощью к “близкому” человеку, мужчине, который должен быть воплощением силы, заступником. Что же отвечает Борис? “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду”.

Что же Борис раб какой-нибудь что ли?

Нет. Может быть, только Борис Григорьевич стал рабом денег? Для того чтобы получить наследство, как мы помним, племянник должен быть с дядюшкой “почтительным”. По этой причине всякие противоречащие дядиной воле действия исключаются. Выходит, наш образованный и благородный герой променял любимого человека на деньги!

Катерина все прощает Борису и отпускает его с миром. Борис же, рыдая, произносит следующие роковые, страшные в своем цинизме слова: “Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучится долго!”

Фактически Борис Григорьевич “подписывает” возлюбленной смертный приговор!

Последний монолог героини – свидетельство того, что она не видит исхода своей муке, приняла страшное решение и воспринимает смерть как избавление от мучений.

В последнем явлении Тихон в отчаянии кричит матери: “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…” И в ответ на ее грозный окрик повторяет: “Вы ее погубили! Вы! Вы!

По сюжету в ее смерти виновны все, кто ее окружает, прежде всего – мужчины. Если же взять философскую сторону пьесы, Катерина – жертва истории. Мир патриархальных отношений и связей умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная окостеневшей, утратившей смысл формой житейских связей. Именно поэтому в центре “Грозы” рядом с Катериной стоит не кто-либо из участников любовного треугольника, а Кабаниха. Но это, конечно, контрастное противостояние.

Гроза, разрушительная и очищающая сила, прогремела над Калиновым. Все здесь будет теперь как-то иначе.

Под пером Островского задуманная социально-бытовая драма из жизни купеческого сословия переросла в трагедию. Здесь через любовно-бытовой конфликт был показан эпохальный перелом, происходящий в простонародном сознании.

Изменение климата – Amnesty International

Легко воспринимать нашу планету как должное, пока мы не увидим цену ее деградации: голод, перемещение, безработица, болезни и смерть.


Миллионы людей уже страдают от катастрофических последствий экстремальных погодных катаклизмов, усугубляемых изменением климата – от продолжительной засухи в странах Африки к югу от Сахары до разрушительных тропических штормов, охвативших Юго-Восточную Азию, Карибский бассейн и Тихий океан. Палящие температуры вызвали смертельную жару в Европе и лесные пожары в Южной Корее, Алжире и Хорватии. В Пакистане произошло сильное наводнение, а продолжительная и сильная засуха на Мадагаскаре оставила 1 миллион человек с очень ограниченным доступом к достаточному питанию.

Опустошение, которое вызывает и будет вызывать изменение климата, означает, что для человечества это красный код. Но время еще есть. Ведущий мировой научный орган по оценке изменения климата — Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) — предупреждает, что глобальные выбросы парниковых газов должны «достичь пика не позднее 2025 года и сократиться на 43% к 2030 году, если мы хотим ограничить изменение климата на 1,5°C и избежать полной катастрофы.

Немедленно требуются широкомасштабные действия, но срочность не должна служить предлогом для нарушения прав человека.

Энергетический переход

Драматические последствия изменения климата с ужасающей ясностью показали, насколько здоровая окружающая среда является неотъемлемой частью осуществления всех наших других прав.

Аньес Калламар, Генеральный секретарь Amnesty International

Как изменение климата влияет на права человека?

Права человека тесно связаны с изменением климата, поскольку оно влияет не только на окружающую среду, но и на наше собственное благополучие. Его последствия будут продолжать расти и ухудшаться с течением времени, создавая разорение для нынешнего и будущих поколений. Вот почему неспособность правительств принять меры в связи с климатическим кризисом перед лицом неопровержимых научных доказательств вполне может быть самым большим нарушением прав человека из поколения в поколение в истории.

Изменение климата и право на жизнь

Мы все имеем право на жизнь, на свободу и безопасность. Но изменение климата угрожает жизни и безопасности миллиардов людей на этой планете. Наиболее очевидным примером являются экстремальные погодные явления, такие как ураганы, наводнения и лесные пожары. Но есть много других менее заметных способов, которыми изменение климата угрожает жизням. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, в период с 2030 по 2050 год изменение климата будет вызывать 250 000 смертей в год9.0005

Изменение климата и право на здоровье

Мы все имеем право на максимально достижимый уровень физического и психического здоровья. По данным МГЭИК, основные последствия изменения климата для здоровья будут включать повышенный риск травм, болезней и смерти, среди прочего, из-за более интенсивных волн тепла и пожаров; повышенный риск недоедания в результате сокращения производства продовольствия в бедных регионах; и повышенный риск болезней от пищи и воды, а также трансмиссивных болезней. Люди, и особенно дети, подвергшиеся травмирующим событиям, таким как стихийные бедствия, усугубляемые изменением климата, могут страдать от посттравматических стрессовых расстройств.

Изменение климата и право на жилище

Все мы имеем право на достаточный уровень жизни для себя и своих семей, включая достаточное жилище. Но связанные с изменением климата экстремальные погодные явления, такие как наводнения и лесные пожары, уже разрушают дома людей, оставляя их перемещенными лицами. Засуха также может привести к значительным неблагоприятным изменениям в окружающей среде, а повышение уровня моря угрожает домам миллионов людей во всем мире на низменных территориях.

Изменение климата и право на воду и санитарию

У всех нас есть право на безопасную воду и санитарию, которые обеспечивают наше здоровье. Но сочетание таких факторов, как таяние снега и льда, уменьшение количества осадков, повышение температуры и повышение уровня моря, показывает, что изменение климата влияет на качество и количество водных ресурсов. Уже 785 миллионов человек не имеют доступа к источникам воды или санитарии, которые, вероятно, были бы безопасными. Изменение климата усугубит ситуацию.

Что вызывает изменение климата?

  • Сжигание ископаемого топлива
  • Сельское хозяйство и обезлесение
  • Изменение землепользования

На планете всегда были значительные колебания средних температур. Однако нынешний период потепления происходит быстрее, чем когда-либо. Техногенная деятельность увеличивает концентрацию парниковых газов в атмосфере. Из-за них средняя температура на нашей планете повышается слишком быстро, чтобы живые существа могли к ней приспособиться.

Сжигание ископаемого топлива, такого как уголь, нефть и газ, является источником большинства выбросов почти во всех секторах экономики. На его долю приходится более 70% глобальных выбросов парниковых газов.

По оценкам МГЭИК, почти четверть всех выбросов ПГ приходится на сельское и лесное хозяйство (23%), что делает его вторым по величине источником выбросов после энергетического сектора. Около 40% этих выбросов происходит в результате естественного процесса пищеварения, происходящего у жвачных животных, таких как крупный рогатый скот, овцы и козы. Землепользование и изменения в землепользовании, такие как обезлесение, деградация лесов и лесные пожары, также являются значительным источником выбросов ПГ. Эти виды деятельности, такие как превращение лесных массивов в пастбища для коммерческого животноводства, выращивание кормовых культур, таких как соя, и плантаций пальмового масла, часто тесно связаны с агропромышленными продовольственными системами.

©Liu Zhongjun/China News Service via Getty Images

Бульдозер выталкивает уголь на конвейерную ленту на электростанции Цзянъю 28 января 2022 года в Цзянъю, город Мяньян, провинция Сычуань, Китай.

© LUIS TATO/AFP через Getty Images

Молодая женщина и ребенок, перемещенные из-за проливных дождей в районе Беледуэйне в Сомали, моют посуду возле своей палатки. Изменение климата привело к циклам наводнений и засух, которые подвергли сотни тысяч людей в Сомали уязвимости и перемещению.

Вы говорите, что любите своих детей больше всего на свете, и тем не менее крадете их будущее у них на глазах.

Грета Тунберг, активистка движения за изменение климата и основатель организации Climate School Strike

© Закир Хоссейн Чоудхури / Barcro / Barcroft Media via Getty Images

Местные жители на высохшем русле реки в Сатхире, Бангладеш. Бангладеш является одной из наиболее уязвимых континентальных стран к изменению климата.

На кого больше всего влияет изменение климата?


Изменение климата наносит и будет наносить ущерб всем нам, если правительства не примут меры. Но его последствия, вероятно, будут гораздо более выраженными для определенных сообществ и групп, а также для тех, кто в целом уже находится в неблагоприятном положении и подвергается дискриминации. Это включает, но не ограничивается:

Люди в развивающихся странах, особенно прибрежных странах и малых островных государствах

На национальном уровне жители менее богатых стран, особенно низменных, малых островных государств и менее развитых стран , будут и уже входят в число тех, кто больше всего пострадает от изменения климата. Часто больше всего страдают те, кто в наименьшей степени способствует изменению климата.

Это связано не только с их подверженностью стихийным бедствиям, связанным с климатом, но и с основными политическими и социально-экономическими факторами, которые усиливают воздействие этих событий. В частности, длительные последствия колониализма и его наследие в виде неравного распределения ресурсов между странами уменьшили способность стран с низким уровнем доходов адаптироваться к неблагоприятным последствиям изменения климата.

Согласно совместным выводам Всемирного банка и Азиатского банка развития, Пакистан, на долю которого с 1959 года приходилось 0,4% исторических выбросов, считается одним из наиболее уязвимых к изменению климата мест в мире. Только наводнения 2022 года унесли жизни не менее 1600 человек и обошлись стране в 10 миллиардов долларов.

Сообщества, страдающие от экологического расизма

Последствия изменения климата и загрязнения окружающей среды, связанного с ископаемым топливом, также проявляются по этническому признаку, когда экологическая политика дискриминирует цветных людей и другие сообщества, сталкивающиеся с этнической, религиозной и языковой дискриминацией, или исключает их из руководящую роль в экологическом движении.

В Северной Америке в основном бедные цветные сообщества вынуждены дышать токсичным воздухом, потому что их районы, скорее всего, расположены рядом с электростанциями и нефтеперерабатывающими заводами. Они испытывают заметно более высокие показатели респираторных заболеваний и рака. Афроамериканцы в три раза чаще умирают от загрязнения воздуха, чем население США в целом.

Маргинализированные женщины и девочки

Женщины и девочки часто ограничены ролями и работой, которые делают их более зависимыми от природных ресурсов. Поскольку они сталкиваются с препятствиями в доступе к финансовым или техническим ресурсам или им отказывают в праве собственности на землю, они в меньшей степени способны адаптироваться к изменению климата. Это означает, что они больше подвержены риску воздействия климатических явлений, поскольку они в меньшей степени способны защитить себя от него и им будет труднее восстановиться.

Дети

Дети и подростки уже страдают из-за особенностей метаболизма, физиологии и развития. Это означает, например, что насильственное перемещение, с которым сталкиваются сообщества, затрагивающие целый ряд прав — от воды, санитарии и питания до достаточного жилья, здравоохранения, образования и развития — может быть особенно вредным для детей.

© Farhan Hossain/Amnesty International

Большая часть населения прибрежных районов юго-западной части Бангладеш подвергается высокому риску последствий изменения климата.

Практический пример: Маргинализированные общины в Бангладеш

Большинство людей, живущих в прибрежных общинах на юго-западе Бангладеш, сталкиваются с растущей бедностью, ухудшением состояния окружающей среды и вынужденным переселением из-за изменения климата. Это связано с тем, что регион находится в низменности и сильно подвержен наводнениям.

Экономика сообществ в этом районе в значительной степени зависит от природных ресурсов региона, таких как рыболовство, выращивание креветок и сельское хозяйство. По мере повышения уровня моря людям в этом районе становится все труднее получить доступ к этим ресурсам и защитить свои средства к существованию.

Это воздействие на качество жизни людей непропорционально сильно сказывается на наиболее маргинализированных слоях населения, в том числе на тех, кто уже сталкивается с дискриминацией и бедностью. Далиты Бангладеш представляют собой маргинализованную группу, которая живет в условиях повышенного риска последствий изменения климата из-за систематического вреда, который передается из поколения в поколение.

Что такое климатическая справедливость?

Климатическая справедливость — это термин, используемый организациями гражданского общества и общественными движениями, чтобы подчеркнуть последствия климатического кризиса для справедливости и необходимость разработки справедливых политических мер.

Подходы к климатической справедливости сосредоточены на коренных причинах климатического кризиса и на том, как изменение климата усугубляет и усиливает неравенство между странами и внутри стран. Его требования основаны на императиве устранения таких дисбалансов и несправедливостей, начиная с сосредоточения действий по борьбе с изменением климата на перспективах, знаниях и потребностях групп и сообществ, наиболее пострадавших от климатического кризиса.

Гендерная, расовая, классовая, этническая справедливость, справедливость по инвалидности и межпоколенческая справедливость необходимы для подлинного достижения климатической справедливости.

©TONY KARUMBA/AFP через Getty Images

Женщины из общины масаи принимают участие в Глобальной климатической забастовке, организованной Fridays For Future, чтобы потребовать от мировых лидеров возмещения ущерба и действий в связи с изменением климата и предпринять реальные действия по борьбе с изменением климата.

Практический пример: Предоставление маргинализированным женщинам права голоса для защиты своих сообществ

В период с 2002 по 2003 год аргентинская нефтяная компания CGC насильственно вторглась на территорию народа Сараяку. Он установил военную и частную охрану, закопал взрывчатку и вырубил лес, уничтожив деревья и растения, которые представляли большую экологическую, священную и культурную ценность для коренного населения.

«У меня не было другого выбора, кроме как стать защитником прав человека, потому что нефтяные и нефтяные компании нарушали права моей деревни и моего народа», — говорит Патрисия Гуалинга, экоактивистка, которая выступает в качестве одного из представителей народа Сараяку. .

В 2012 году жители Сараяку обратились в Межамериканский суд по правам человека с эквадорским государством за санкционированием действий CGC. Одержав знаменательную победу, жители Сараяку выиграли свое дело.

«Мы вдохновили другие сообщества, — говорит Патрисия Гуалинга. «…и позволил маргинализированным женщинам поднять свой голос и вынудил нефтяные компании покинуть страну».

Но, несмотря на победу, власти не выполнили решение суда, и взрывчатка осталась закопанной на территории Сараяку. С тех пор Amnesty International продолжает поддерживать людей Сараяку, требуя от властей выполнения решения Межамериканского суда от 2012 года.

Почему энергетический переход важен?

Быстрый переход от энергетической системы, основанной на ископаемом топливе, к инфраструктуре возобновляемой энергии необходим, если мы хотим сократить глобальные выбросы парниковых газов на 43% к 2030 г. и достичь нуля к 2050 г.

Крайне важно, чтобы сегодняшние правительства инициировали переход к возобновляемым источникам энергии и проверенным зеленым технологиям с подлинными решениями, которые не жертвуют ни планетой, ни людьми. Они не должны делать это проблемой будущих поколений. Правительства должны на законных основаниях требовать от компаний соблюдения прав человека во время энергетического перехода.

Годы нерегулируемой отраслевой практики означают, что неблагоприятная сторона аккумуляторного бума, например, ощущается богатыми полезными ископаемыми сообществами, например, в «литиевом треугольнике» Аргентины, Чили и Боливии, а также в регионе добычи кобальта. Демократической Республики Конго (ДРК).

©GERARD JULIEN/AFP via Getty Images

Техник идет рядом с фотогальваническими солнечными панелями на электростанции O’Mega1 в Пиоленке, южная Франция.

©Adolfo Lujan

Климатический марш Fridays for Future в Мадриде, Испания, 6 декабря 2019 г.

Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашим полным списком рекомендаций для правительств и корпораций.

прочитать отчет

Что делает Amnesty для борьбы с изменением климата?

Учитывая безотлагательность климатического кризиса, наша роль заключается в том, чтобы помочь активизировать правозащитное сообщество, показывая, как изменение климата влияет на права людей, и подчеркивая, как люди мобилизуются, чтобы реагировать на реальность и угрозу изменения климата.

Amnesty работает с различными группами в ключевых странах, чтобы усилить давление на правительства и корпорации, которые препятствуют прогрессу. Amnesty также поддерживает молодежь, коренные народы, профсоюзы и пострадавшие сообщества. Это требует быстрого и справедливого перехода к безуглеродной экономике, которая никого не оставит позади.


НАШИ ТРЕБОВАНИЯ
Amnesty International призывает правительства:

  • Сделать все возможное, чтобы остановить повышение глобальной температуры более чем на 1,5°C.
  • Коллективно сократить свои выбросы парниковых газов до абсолютного нуля до или к 2050 году. Более богатые страны должны сделать это быстрее. К 2030 году глобальные выбросы должны сократиться вдвое по сравнению с 2010 годом.
  • Как можно быстрее прекратите использование и производство ископаемого топлива (уголь, нефть и газ).
  • Убедитесь, что действия по борьбе с изменением климата осуществляются таким образом, чтобы не нарушать права человека и не увеличивать, а сокращать неравенство.
  • Убедиться, что все, особенно те, кто пострадал от изменения климата или перехода к экономике без ископаемого топлива, должным образом информированы о происходящем и могут участвовать в принятии решений об их будущем.
  • Работайте вместе, чтобы справедливо разделить бремя изменения климата: более богатые страны должны оказывать финансовую и техническую поддержку людям в развивающихся странах, чтобы получить доступ к возобновляемым источникам энергии и адаптироваться к изменению климата. Они также должны предоставить средства правовой защиты, включая компенсацию, тем, кто понес и будет нести убытки и ущерб, вызванные климатическим кризисом.
  • Защита прав лиц, перемещенных или находящихся под угрозой перемещения в связи с изменением климата.

Связанный контент

просмотреть все

На западном фронте без перемен Цитаты Эриха Марии Ремарка

Книга рейтинга ошибок. Обновите и повторите попытку.

Оценить эту книгу

Очистить рейтинг

1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд

На западном фронте без перемен к Эрих Мария Ремарк
426 654 рейтинга, 4.05 средний рейтинг, 15 532 отзыва

На западном фронте без перемен Цитаты Показаны 1-30 из 598

«Я молод, мне двадцать лет; и все же я ничего не знаю о жизни, кроме отчаяния, смерти, страха и глупой поверхностности, заброшенной в бездну печали. Я вижу, как народы настраиваются друг против друга и молча, по неведению, глупо, послушно, невинно убивают друг друга».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

— Но теперь я впервые вижу, что ты такой же человек, как я. Я думал о ваших ручных гранатах, о вашем штыке, о вашей винтовке; теперь я вижу вашу жену, ваше лицо и наше общение. Прости меня, товарищ. Мы всегда видим это слишком поздно. Почему нам никогда не говорят, что вы такие же бедняги, как и мы, что ваши матери так же озабочены, как и наши, и что у нас такой же страх смерти, и то же умирание, и то же мучение, — прости меня, товарищ; как ты мог быть моим врагом?
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Мы уже не молодежь. Мы не хотим взять мир штурмом. Мы бежим. Мы летим от себя. Из нашей жизни. Нам было восемнадцать, и мы начали любить жизнь и мир; и нам пришлось расстрелять его на куски».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Очень странно, что несчастья мира так часто вызываются маленькими людьми».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Мы одиноки, как дети, и опытны, как старики, мы грубы, печальны и поверхностны — я думаю, что мы заблудились».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Мы все сразу были страшно одиноки; и в одиночку мы должны довести дело до конца.
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Эта книга не должна быть ни обвинением, ни исповедью, и менее всего приключением, ибо смерть не приключение для тех, кто стоит с ней лицом к лицу. Он попытается просто рассказать о поколении людей, которые, хотя и избежали снарядов, были уничтожены войной».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Нам так много нужно сказать, и мы никогда этого не скажем».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Как бессмысленно все, что когда-либо может быть написано, сделано или задумано, когда такие вещи возможны. Должно быть, все это ложь и ничтожество, если тысячелетняя культура не смогла предотвратить пролитие этого потока крови, этих сотнями тысяч застенков. Один только госпиталь показывает, что такое война».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Он пал в октябре 1918 года, в такой тихий и тихий день на всем фронте, что армейский отчет ограничился одной фразой: На Западном фронте все спокойно. Он упал вперед и лежал на земле, как будто спал. Перевернув его, один увидел, что он не мог долго страдать; на его лице было выражение спокойствия, как будто он был почти рад, что пришел конец».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Мы — маленькие огоньки, плохо укрытые хрупкими стенами от бури разложения и безумия, в которой мы мерцаем и иногда почти гаснем… мы подкрадываемся к самим себе и большими глазами смотрим в ночь… и так ждем утра».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Мы поняли — сначала с удивлением, потом с горечью и, наконец, с равнодушием, — что разум, по-видимому, не самое главное… не идеи, а система; не свобода, а муштра. Мы объединились с энтузиазмом и доброй волей; но они сделали все, чтобы выбить это из нас».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

— Почему нам никогда не говорят, что вы такие же бедняги, как и мы, что ваши матери так же озабочены, как и наши, и что у нас такой же страх смерти, и то же умирание, и то же мучение. .. Простите меня, товарищ; как ты мог быть моим врагом?
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Я снова хочу этого тихого восторга. Я хочу испытать такое же мощное, безымянное побуждение, которое я испытывал, когда обращался к своим книгам. Дыхание желания, возникшее тогда от цветных корешков книг, снова наполнит меня, растопит лежащий где-то во мне тяжелый, мертвый ком свинца и снова пробудит нетерпение будущего, быструю радость мира мысли. , это вернет утраченное рвение моей юности. Я сижу и жду».
― Ремарк, Эрих Мария Ремарк, Эрих Мария, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Бомбардировка, заградительный огонь, завесы, мины, газ, танки, пулеметы, ручные гранаты — слова, слова, но в них ужас мира».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Мы уже не молодые люди. Мы потеряли всякое желание завоевать мир. Мы беженцы. Мы бежим от самих себя. Из нашей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только начали любить мир и любить быть в нем; но нам пришлось стрелять в него. Первый упавший снаряд попал нам прямо в сердце. Мы отрезаны от реального действия, от продвижения, от прогресса. Мы больше не верим в эти вещи; мы верим в войну».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Человек не может понять, что над такими разбитыми телами есть еще человеческие лица, в которых жизнь течет своим повседневным кругом. А это только одна больница, одна станция; сотни тысяч в Германии, сотни тысяч во Франции, сотни тысяч в России. Как бессмысленно все, что когда-либо может быть написано, сделано или задумано, когда такие вещи возможны. Должно быть, все это ложь и ничтожество, если тысячелетняя культура не смогла предотвратить пролитие этого потока крови, этих сотнями тысяч застенков. Один только госпиталь показывает, что такое война».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Они для меня больше, чем жизнь, эти голоса, они больше, чем материнство и больше, чем страх; это самое сильное, самое утешительное, что есть на свете: это голоса моих товарищей».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Наше знание жизни ограничено смертью»
― Обогатить Марию Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«В школе нас никто никогда не учил, как зажечь папиросу в ливень, как развести костер мокрыми дровами, ни тому, что штык лучше всего втыкать в брюхо, потому что там его не заклинит, как это происходит в ребрах.
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Ни для кого земля не значит так много, как для солдата. Когда он долго и сильно прижимается к ней, когда он глубоко зарылся в нее лицом и своими членами от страха смерти от артиллерийского огня, тогда она его единственный друг, его брат, его мать; он заглушает свой ужас и свои крики в ее молчании и ее безопасности; она укрывает его и отпускает на десять секунд жить, бежать, десять секунд жизни; принимает его снова и снова, а часто и навсегда».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Для меня слишком опасно выражать эти вещи словами. Я боюсь, что тогда они могут стать гигантскими, и я больше не смогу ими управлять».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Кропп, с другой стороны, мыслитель. Он предлагает, чтобы объявление войны было чем-то вроде народного праздника с входными билетами и оркестрами, вроде боя быков. Затем на арене министры и генералы двух стран, одетые в купальные костюмы и вооруженные дубинками, могут сойтись наедине. Победит тот, кто выживет в стране. Это было бы намного проще и лучше, чем просто такая договоренность, когда воюют не те люди».
― Обогатить Марию Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Это все вздор, что пускают в военных известиях о хорошем настроении войск, о том, как они устраивают танцы чуть ли не перед выходом из-за линии фронта. Мы поступаем так не потому, что мы в хорошем настроении: мы в хорошем настроении, потому что иначе мы бы развалились».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

— Товарищ, я не хотел тебя убивать. . . . Но раньше ты был для меня только идеей, абстракцией, которая жила в моем уме и вызывала соответствующий отклик. . . . Я думал о ваших ручных гранатах, о вашем штыке, о вашей винтовке; теперь я вижу вашу жену, ваше лицо и наше общение. Прости меня, товарищ. Мы всегда видим это слишком поздно. Почему нам никогда не говорят, что вы такие же бедняги, как и мы, что ваши матери так же озабочены, как и наши, и что у нас такой же страх смерти, и то же умирание, и то же мучение… Простите меня, товарищ; как ты мог быть моим врагом?
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Поверьте мне, мы проигрываем войну, потому что умеем слишком хорошо отдавать честь».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Вещи, которые люди делали или чувствовали, что должны делать».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Сладких снов, хотя пушки гремят».
― Эрих Мария Ремарк, На Западном фронте без перемен

Нравится

«Качинский говорит, что все дело в образовании — оно размягчает мозг».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *